Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

Писатели зачастую употребляют понятие нравственности в качестве синонима моральных устоев, этических норм. Узкое значение термина означает внутренние ориентиры личности, согласно которым индивид действует, опираясь на совесть и свободную волю. Мораль – аналог закона, но она не регулируется государственными кодексами. Это внешние требования, предъявляемые к человеку, его поведению, отношению к людям.

Личностный нравственный прогресс – процесс изменения духовных ценностей, в ходе которого личность приобретает независимость, свободу, гармонию с собой. Ключевым регулятором являются ответственность, чувство долга. Для достижения прогресса индивиду необходимо овладеть культурными основами, изучить и принять нормы, бытующие в обществе.

Нравственное совершенствование – это изменение внутреннего мира человека, его взглядов на жизнь под влиянием ряда событий, явлений. Оно основано на выводах, сделанных личностью после определенного события.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека — это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • религия;
  • мораль;
  • политика;
  • право;
  • философия;
  • искусство;
  • наука.

Эпитеты к слову «ориентиры»

Нравственные, моральные, духовные, жизненные, надёжные, чёткие, заметные, правильные, выбранные, навязанные, единственные, своеобразные, признанные, точные, основные, знакомые, значимые, верные, главные, важные, единые, лучшие, определённые, первостепенные, последние, новые, другие, исторические, примерные, неопределённые, подходящие, необходимые, удобные, очередные, естественные, внутренние, внешние, исчезнувшие, далёкие, долгожданные, заветные, конкретные, неизвестные, низкие, высокие, неясные, основные, туманные, призрачные, капитальные, мировые, народные.

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

  • совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;
  • посещение мест поклонения;
  • соблюдение поста и священных дней;
  • празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

  • основы мировых религий;
  • светская этика;
  • православие;
  • иудаизм;
  • ислам;
  • буддизм.

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Правила нравственности

Основы нравственности на самом деле очень просты. Вежливость, уважительное отношение друг к другу стоят на первом месте. Добавьте сюда чувство такта, деликатность и вы получите характеристику нравственного человека.

Золотое правило нравственности гласит: поступай с окружающими так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Существует притча о мудреце. Именно в ней раскрываются правила нравственности. Напомним содержание предания.

К мудрецу обратился один из его учеников. Он сказал: «О, мудрейший! Ты так много знаешь о добре и о справедливости, ты призываешь людей быть честными и добрыми друг к другу. Ты утверждаешь, что только так можно добиться чистоты души. А не можешь ли ты объединить все требования? Как должны относиться люди к друг другу?». И мудрец ответил: «Взаимностью».

То есть все мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтобы и они относились к нам. Если вы не навещаете престарелых родителей, отказываетесь им помогать и помещаете отца и мать в дом престарелых, то не ждите от своих детей иного поведения.

Основные правила нравственности озвучены в притчах. Их описывал Л. Толстой в рассказах для детей. Эти произведения изучаются детьми в младших школах, отрывки зачитываются в детских садах с воспитательной целью.

Если вы задумались о собственной нравственности, рекомендую перечитать притчи и воспользоваться народной мудростью. Тогда вы сможете определить ценности для себя и уважать эти же ценности у окружающих людей.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

  • чувства доброты;
  • помощь ближнему;
  • чувства сочувствия;
  • потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый — объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Вежливость

Это то, без чего в принципе невозможно комфортно существовать ни в одном сложившемся коллективе. Вежливый человек вызывает уважение, признание и похвалу. Его поступки автоматически одобряются, даже если являются новыми и непонятными для большинства. Тот, кто умеет вести себя адекватно сложившейся ситуации, в итоге всегда оказывается в лучшем положении.

Вежливость как личностная характеристика подразумевает под собой наличие скромности. Если человек не выставляет себя на всеобщее обозрение, не пытается как-то ущемлять других, то ему нередко приписывают высокий моральный облик.

Политическое воспитание

Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

  • укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;
  • распространения определенного типа политической культуры.

Содержание политического воспитания включает в себя:

  • Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.
  • Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

Умение признавать свои ошибки

Если человек проявляет эмоциональную гибкость, то, безусловно, заслуживает уважения. Уметь признавать совершенные ошибки — это определенно удел сильных людей, которые хотят постоянно двигаться вперед. Слабый обычно настаивает на собственной правоте до последнего, так как боится обнаружить имеющиеся недостатки.

Лишь тот, кто прошел через процесс собственного индивидуального становления, ясно представляет, как на самом деле устроен мир. Если не бояться своевременно обращаться к своим промахам, то можно значительно вырасти в личном и профессиональном плане.

Правовое воспитание

Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

Правовое воспитание включает следующие элементы:

  • юридический опыт общества;
  • педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);
  • формы воспитания — внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

Философское воспитание

Несмотря на то что философия — наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый — в силу своего знания — стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

Воспитание чувства прекрасного

При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

  • впечатления;
  • чувственно-эмоциональный опыт;
  • знания;
  • оценка.

Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

Полезно также обсуждение с друзьями.

Умственное воспитание

Умственное воспитание — это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

  • логическая мышление;
  • память;
  • внимание;
  • воображение;
  • способности;
  • развитие склонности и дарования;
  • желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

Получение этих знаний достигается за счёт:

  • систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;
  • внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

Как происходит развитие личности?

Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

  1. Младенчество — формируется базовое доверие к миру в лице матери.
  2. Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.
  3. Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития — религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.
  4. Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи — это всего лишь повод стать лучше.
  5. Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.
  6. Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.
  7. Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.
  8. Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

О чем речь?


В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных.
Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]