Самопознание: этапы, суть и сама цель для человека

Самопознание в жизни человека начинается почти с самого рождения. Этот процесс по своей структуре довольно сложный. Он присутствует в каждом возрастном периоде человека, но степень его выраженности разная. Наиболее часто самопознание обостряется в подростковом возрасте и в юношестве. А вот в пожилом возрасте идет на спад, но есть исключения.

Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:

>> Вебинар: Секреты Рун

>> Вебинар: Мантика, руны и силы природы

>> Онлайн тренинг: Введение в чакрамную систему

>> 3-дневный онлайн-интенсив: Метафорические карты

Результаты самопознания и процесс самопознания

В ходе самопознания человек познает самого себя. Эти знания можно поделить на группы. Например, эмоции, черты характера, особенности поведения, интеллектуальные свойства. Также их называют конструкты. Они формируют Я-образ, на основе которого формируется Я-концепция.

Если выделить общие результаты самопознания, то это чувство личностной компетентности. Из чего оно складывается? Первое, это чувство того, что мы все подобны, т.е. идентичны. А второе, это то, что мы принимаем себя целиком и полностью, с плюсами и минусами, положительными и отрицательными качествами. Человек не сопротивляется самому себе, при этом у него есть, желание расти, развиваться и менять в себе что-то, но это происходит постепенно.

В ходе возникновения чувств идентичности и самопринятия появляется самоуважение. В этом чувстве выражается степень симпатии человека к себе самому.

А, идентичность, самоуважение и самопринятие способствуют возникновению чувства собственной компетенции. В чем оно проявляется? В том, что человек принимает себя, свои особенности, он может принимать важные решения сам и определять свою судьбу.

О ПРОЕКТЕ

Путь к внутренней свободе лежит через самопознание. Узнавая, понимая и принимая себя – мы высвобождаем тот уникальный потенциал, с которым мы приходим в этот мир. И продолжая этот путь, углубляясь в познание себя, мы превращаем этот потенциал в управляемый ресурс. В направляемый ресурс. Мы обретаем невероятную власть над собственной жизнью. И возвращаем себе данную нам по праву рождения свободу быть собой. Мы получаем способность реализовывать свой потенциал, делаясь лучше, глубже, богаче, целостней и самодостаточней. И делаем мир вокруг нас таким же. Движение и развитие – это суть жизни. Времена меняются. Люди меняются. Способы и инструменты достижения цели тоже. В нынешнее время формат взаимодействия «on-line» — один из самых актуальных инструментов и на пути самопознания в том числе. Мы знаем как важно найти наставников, экспертов и просто единомышленников на этом непростом, но невероятном пути самопознания и саморазвития! Мы собрали экспертов в разных областях психологии, эзотерики и философии. С нами у вас есть весьма ценная возможность проходить обучение on-line. Получить доступ к семинарам, вебинарам и обучающим программам. Возможность общения с нашими экспертами. К сожалению, нынешние реалии накладывают некоторые ограничения на качество и количество живого общения и взаимодействия. Но, даже шагая в ногу со временем можно, нужно и важно не отступать от выбранного пути. Иметь возможность получать то что вам нужно. На радио «Самопознание» вы найдете практически всё, что необходимо для продуктивного самопознания даже в современных условиях. Здесь вы найдете ответы на многие животрепещущие вопросы. Сможете структурировать и глубже осмыслить ту информацию, которая у вас уже есть. Раскроите и познаете те направления этого пути, которые уже выбрали. Ну и, конечно же, откроете новые, но не менее значимые, важные и интересные. Сейчас тема самопознания достаточно актуальна и востребована. И нас это, безусловно, очень радует. Но при этом достаточно легко потеряться в изобилии информации. Просторы всемирной сети ей просто переполнены. Многие из вас тратят колоссальное количество сил и времени, чтобы разобраться в ней. Понять где правда, а где фантазии и байки. И к великому сожалению, это получается не у всех и не всегда. Мы организовали пространство, в котором нет места дезинформации, шарлатанству и недостоверности. Наши эксперты посвятили изучению своих направлений годы. Даже десятилетия. Это колоссальный труд. Они одни из лучших в своём деле. И теперь они готовы делиться этим сокровищем с вами!

Процесс самопознания

Процесс самопознания – это полное осознание себя самого, характера, своей сути. Кстати именно самопознание отличает человека от других обитателей нашей планеты, например, животных. Во всех верованиях, религиозных течениях самопознание определяется как средство опознавания и понимания своей общности с Богом. Особенно это прослеживается в восточных религиях.

Довольно просто и понятно, что человек определяет свой жизненный путь. Выбирает между несколькими вариантами, ставит себе цель, совершает поступки, взаимодействует с окружающими. Благодаря этому, он начинает быть интересной личностью, как для окружающих, так и ему начинает нравиться проводить время с самим собой.

Способы самопознания

  • Самонаблюдение считается началом всего процесса самопознания. В ходе него человек наблюдает за самим собой. Используя этот способ, человек повышает свою осознанность. Здесь вы должны акцентировать внимание на том, что происходит внутри вас, на том, какие чувства вы испытываете.
  • Самоанализ. Анализируя самого себя, вы смотрите на свое поведение и реакции. Вы пытается понять, почему поступили именно так, и никак иначе. В психологическом плане самоанализ считается самым сложным.
  • Сравнение. Здесь человек волей неволей проводит сравнение себя самого с другими. Такова их природа. В результате сравнений человек лучше познает себя самого.
  • Самопринятие. Тут человек принимает себя полностью и без остатка. Он осознает свои достоинства и недостатки и готов самосовершенствоваться.

Виды самопознания

Выделяют несколько видов самопознания. Среди них:

  • Аналитический – имеет связь с деятельностью нашего ума;
  • Творческий – связан с нашими чувствами;
  • Духовный – связана с нашей религией, верой.

Также выделяют опосредованное самопознание (когда человек проводит анализ собственного поведения) и непосредственное самопознание (самонаблюдение).

Аналитическое самопознание

Аналитическое самопознание происходит в результате познания самого себя и наблюдения за самим собой. Хорошо помогает узнать себя лучше письменный анализ при самонаблюдении. Например, ведение личных дневников. Ещё один способ — это самоисповедь. В этом случае нужно рассказать себе о самом себе. Порой, это бывает довольно сложно, потому что включаются защитные механизмы. Здесь может помочь психолог. А вот рефлексия имеет отличие от исповеди, потому что вы будете просто наблюдать за процессом, без всякой оценки себя самого.

Творческое самопознание человека

Такое самопознание позволяет лучше узнать себя с помощью игр, походов в театр, общей деятельности и общественных мероприятий. Например, игра в театре. Он положительно влияет на психику, потому что исчезают внутреннее сопротивление. Ведь это игра, и человек там актер. Здесь происходит глубокое познание себя.

Духовное самопознание

В этом виде самопознания человек выбирает определенный способ духовного самопознания. Это может быть йога или духовные практики. И начинает с помощью этого способа познавать себя, анализировать собственные действия.

Само­по­зна­ние

Ю.М. Зенько

  • Труд­но­сти само­по­зна­ния
  • Сред­ства против труд­но­стей в само­по­зна­нии

Апо­стол Павел при­зы­вал: «Вникай в себя и в учение; зани­майся сим посто­янно: ибо, так посту­пая, и себя спа­сешь и слу­ша­ю­щих тебя» (1Тим. 4:16). Это вни­ка­ние в себя, само­по­зна­ние выра­ба­ты­ва­ется посте­пенно, его нет в людях в гото­вом виде:

  • «Чело­век не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна боль­шая при­вычка отвле­каться от чувств, сосре­до­то­чи­вать душу и удер­жи­вать ее саму в себе» /христ.: Авгу­стин. О порядке. 1992, с.115/; «Как бы ни был обши­рен круг, в нем есть одна сред­няя точка, к кото­рой скло­ня­ется все, назы­ва­е­мая гео­мет­рами цен­тром, и хотя части его окруж­но­сти могут быть дели­мыми бес­ко­нечно, в круге нет другой такой точки, от кото­рой бы все прочие нахо­ди­лись на равном рас­сто­я­нии и кото­рая гос­под­ство­вала бы над всеми… Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и поте­ря­ешь все, чем мно­же­ство дер­жится в един­стве. Так и душа, вылив­шись из самой себя, рас­се­и­ва­ется в неко­то­рой бес­пре­дель­но­сти и исто­ща­ется до полной нищеты, поскольку ее при­рода при­нуж­дает ее во всем искать одного, а мно­же­ство нахо­дить его мешает» /там же, с.116/;
  • «мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы при­бли­зиться к себе, а все убе­гаем, чтобы не встре­титься самим с собою и про­ме­ни­ваем истину на без­де­лушки да и думаем: рад бы заняться духов­ным делом или молит­вою, да неко­гда, хло­поты и заботы о жизни не дают вре­мени к сему заня­тию» /христ.: Откро­вен­ные рас­сказы. 1991, с.93/.

А между тем акту­аль­ность само­по­зна­ния для каж­дого чело­века и всего чело­ве­че­ства трудно пере­оце­нить: «Это не рос­кошь… это острая жиз­нен­ная необ­хо­ди­мость. Потому что если чело­век сего­дня не познает самого себя, то, может быть, этот век или век гря­ду­щий будут послед­ними в мно­го­ты­ся­че­лет­ней исто­рии людей» /Ч. 1: Мень. 1993, с.83/.

Такое боль­шое зна­че­ние само­по­зна­ния и позна­ния вообще пред­по­ла­гает нали­чие пра­виль­ного к ним под­хода: с одной сто­роны, необ­хо­димо уде­лять им долж­ное вни­ма­ние, с другой сто­роны, не должно быть зацик­ли­ва­ния на них. Послед­нее, напри­мер, про­изо­шло в гно­сти­цизме, гипер­тро­фи­ро­вав­шем роль позна­ния («гно­зиса»). Кроме того, воз­можно и непра­виль­ное позна­ние. Напри­мер, позна­ние без бла­го­да­ре­ния Бога или позна­ние без любви.

Первое было свой­ственно языч­ни­кам, о кото­рых ап. Павел писал: «Но как они, познав Бога, не про­сла­вили Его, как Бога, и не воз­бла­го­да­рили, но осу­е­ти­лись в умство­ва­ниях своих, и омра­чи­лось несмыс­лен­ное их сердце; назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели, и славу нетлен­ного Бога изме­нили в образ, подоб­ный тлен­ному чело­веку, и птицам, и чет­ве­ро­но­гим, и пре­смы­ка­ю­щимся, – то и предал их Бог в похо­тях сердец их нечи­стоте, так что они сквер­нили сами свои тела. Они заме­нили истину Божию ложью, и покло­ня­лись, и слу­жили твари вместо Творца…» (Рим. 1:21-25).

Не менее нега­тивно оце­ни­ва­ется с хри­сти­ан­ской точки зрения и позна­ние без любви: «Если имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тайны, и имею всякое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2).

О само­по­зна­нии нередко гово­рят и в нехри­сти­ан­ских рели­ги­оз­ных тра­ди­циях: древ­не­гре­че­ской рели­гии, дао­сизме, буд­дизме, исламе. «Познай самого себя!» – гла­сила зна­ме­ни­тая древ­не­гре­че­ская над­пись. «Кто познал душу свою, тот познал своего Гос­пода», – счи­тает суфий­ская тра­ди­ция /доп.: Жуков­ский. 1895, с.20/. Но, без­условно, суще­ствуют доста­точ­ные раз­ли­чия между раз­ными рели­ги­оз­ными направ­ле­ни­ями в под­ходе к само­по­зна­нию.

Осо­бенно это отно­сится к восточ­ным рели­гиям, кото­рые бази­ру­ются на кон­цеп­ции пустот­но­сти «я». Согласно этой точке зрения, не суще­ствует ни «я», ни чело­ве­че­ской души, ни лич­но­сти. Понятно, что само­по­зна­ние в таком виде, как позна­ние иллю­зор­но­сти своего «я», диа­мет­рально про­ти­во­по­ложно хри­сти­ан­скому само­по­зна­нию, как позна­нию своей суб­стан­ци­о­наль­ной и бес­смерт­ной души.

Кроме того, надо иметь в виду, что поня­тие само­по­зна­ния часто исполь­зуют в самых разных, не сов­па­да­ю­щих кон­текстах. Так, напри­мер, про­ис­хо­дит в ана­ли­ти­че­ской или глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, осно­ван­ной Карлом Юнгом. При­ве­дем цитату, в кото­рой вос­хва­ля­ется его вклад в дело само­по­зна­ния: «При рас­смот­ре­нии вклада Юнга в раз­ви­тие нашей куль­туры ста­но­вится оче­вид­ным, как мне кажется, одно его досто­ин­ство. Юнг дал явный ответ на самую акту­аль­ную пси­хо­ло­ги­че­скую потреб­ность нашей куль­туры в само­по­зна­нии, кото­рая суще­ствует начи­ная с Эдипа и далее до Сократа, Гам­лета и Фауста. Юнг не только взял мак­симу «познай себя» в каче­стве лейт­мо­тива своей жизни, но и дал метод, с помо­щью кото­рого каждый из нас может дать ответ на основ­ной вопрос само­по­зна­ния. Именно у Юнга мы можем найти ответ на вопрос, явля­ю­щийся глав­ным сти­му­лом любой пси­хо­ло­гии вообще, – как позна­вать себя…» /доп.: Хилл­ман. 1997, с.65/. А фак­ти­че­ски, все обстоит совсем наобо­рот, и это явля­ется прин­ци­пи­аль­ным момен­том: само­по­зна­ние есть не гно­сео­ло­ги­че­ская, а онто­ло­ги­че­ская про­блема. Пси­хо­ло­ги­че­ское само­ко­па­ние без очи­ще­ния и без бла­го­дат­ной помощи Божией не явля­ется истин­ным само­по­зна­нием, да и само­по­зна­нием вообще. Пси­хо­ло­ги­че­ских мето­дов ана­лиза недо­ста­точно, чтобы осве­тить глу­бины чело­ве­че­ской души, в кото­рых оби­тают нега­тив­ные духов­ные сущ­но­сти. В резуль­тате этого подоб­ное «само­по­зна­ние» пре­вра­ща­ется в само­об­ман и пота­ка­ние своим грехам и сла­бо­стям, и, в конеч­ном итоге, в обще­ние с бесами. Что наглядно и пока­зал пример самого Юнга.

Отча­сти это не явля­ется сек­ре­том для после­до­ва­те­лей Юнга. Сам Хилл­ман пишет несколь­кими стра­ни­цами позже: «суще­ствует мно­же­ство отве­тов на все основ­ные архе­ти­пи­че­ские вопросы в зави­си­мо­сти от бога и мифо­ло­ги­че­ской системы, кото­рая опре­де­ляет наш ответ, бес­страст­ный и апол­ло­ни­че­ский, абстракт­ный и сатур­ни­ан­ский, в форме дио­ни­сий­ской раз­рядки или боже­ствен­ной любви, геро­и­че­ских подви­гов или гефе­сто­вых арте­фак­тов. По-види­мому, не суще­ствует един­ствен­ного спо­соба само­по­зна­ния…» /доп.: Хилл­ман. 1997, с.70/. Неуди­ви­тельно, что в своем длин­ном пере­чис­ле­нии Хилл­ман забыл хри­сти­ан­ство, только намек­нув на него сло­во­со­че­та­нием о боже­ствен­ной любви – между «дио­ни­сий­ской раз­ряд­кой» и «геро­и­че­скими подви­гами». В конеч­ном итоге, рели­ги­оз­ную интро­спек­цию он «ставит особ­ня­ком» /там же, с.71/ и фак­ти­че­ски вообще не рас­смат­ри­вает.

Оста­но­вимся теперь на пра­во­славно-хри­сти­ан­ской тра­ди­ции само­по­зна­ния. Первой и самой глав­ной обя­зан­но­стью чело­века в хри­сти­ан­стве явля­ется обя­зан­ность воз­лю­бить Бога, пра­вильно Его познать и достойно почи­тать /христ.: Соляр­ский. 1892, с.88/. С обя­зан­но­стями к Богу нераз­рывно соеди­ня­ются обя­зан­но­сти к самому себе и к ближ­ним. И как в обя­зан­но­стях хри­сти­а­нина к Богу первое место зани­мает Бого­по­зна­ние, так в обя­зан­но­стях к самим себе первое место зани­мает само­по­зна­ние, без кото­рой ника­кие другие обя­зан­но­сти к себе не могут быть долж­ным обра­зом испол­нены /там же. с.190/.

Поэтому само­по­зна­ние, без­условно, очень важно, о чем писали и пишут многие хри­сти­ан­ские авторы:

  • «Пре­крас­ней­шей и важ­ней­шей из всех наук несо­мненно явля­ется само­по­зна­ние. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до позна­ния и Бога» /христ.: Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. Педа­гог. 1996, с.213/;
  • «Для чего меря­ешь гор­стию воду, небо пядию, и всю землю гор­стию (Пс. 40:12), – меря­ешь вели­кие стихии, изме­ря­е­мые для одного лишь Творца? Прежде всего познай самого себя, рас­смотри, что в руках, кто ты» /христ.: Гри­го­рий Бого­слов. Т. 1. 1994, с.477/;
  • “«Внемли себе», чтобы мог ты раз­ли­чать вред­ное от спа­си­тель­ного” /Васи­лий Вели­кий. На слова… 1911, с.92/; ““внемли себе», т. е., внемли не тому, что твое и около тебя, но одному себе; ибо иное – мы сами; иное – при­над­ле­жа­щее нам, а иное – что около нас” /там же, с.93/. Для чего «со все­воз­мож­ным тща­нием вни­кать в себя самого»? Чтобы каждой части чело­ве­че­ского суще­ства дать нужное: «плоти – про­пи­та­ние и покровы, а душе – дог­маты бла­го­че­стия, бла­го­при­стой­ное пове­де­ние, упраж­не­ние в доб­ро­де­тели, исправ­ле­ние стра­стей…» /там же, с.93/;
  • «Стро­гим, точным и пра­виль­ным пси­хо­ло­ги­че­ским ана­ли­зом (раз­бо­ром, веде­нием) отли­ча­лись все святые: апо­столы, свя­ти­тели, муче­ники, пре­по­доб­ные, бес­се­реб­рен­ники, Христа ради юро­ди­вые, столп­ники…» /Иоанн Крон­штадт­ский. 1997, с.51/;
  • «Без само­по­зна­ния невоз­можна истинно-нрав­ствен­ная дея­тель­ность по отно­ше­нию к себе, другим людям и Богу…» /Ника­нор (Камен­ский). 1898, с.3/.

Само­по­зна­ние хри­сти­а­нина состоит в пра­виль­ном позна­нии нашей чело­ве­че­ской при­роды, ее раз­лич­ных рас­по­ло­же­ний, сил и свойств и их раз­лич­ного раз­ви­тия и состо­я­ния вообще, в позна­нии всего этого в самом себе в осо­бен­но­сти. Такое само­по­зна­ние состав­ляет важную и необ­хо­ди­мую обя­зан­ность каж­дого хри­сти­а­нина. Как пишет извест­ный хри­сти­ан­ский подвиж­ник VI века авва Исаия: «Познай самого себя, и убегай того, что для тебя губи­тельно» /христ.: Исаия авва. 1883, с.51/.

К этому же при­мы­кают и многие другие хри­сти­ан­ские подвиж­ники и совре­мен­ные бого­словы:

  • «само­по­зна­ние есть верное поня­тие о своем духов­ном воз­расте…» /христ.: Иоанн Лествич­ник. 2001, с.175/; «познав­ший себя нико­гда не бывает пору­ган, чтобы пред­при­нять дело выше своей силы» /там же, с.177/;
  • “На то мы и умом ода­рены, дабы знать, что сле­дует нам делать; и настав­ле­ние «Познай самого себя» в данном случае озна­чает не иное что как сле­ду­ю­щее: «Познайте, на какой конец все вы сотво­рены». Сотво­рены же мы и постав­лены в сем мире для того, чтобы быть вер­ными испол­ни­те­лями запо­ве­дей, если хотим насле­до­вать спа­се­ние” /христ.: Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. 1892, с.20/;
  • «Будем непре­станно иссле­до­вать самих себя, в отно­ше­нии ко всем стра­стям и доб­ро­де­те­лям, чтобы узнать, где мы нахо­димся: в начале ли, в сре­дине, или в конце» /христ.: Иоанн Лествич­ник. 2001, с.193/;
  • «Позна­вай убо, что в сердце твоем кро­ется. Посмат­ри­вай туда часто, и уви­дишь, что в нем есть гор­дость, высо­ко­умие, само­лю­бие, среб­ро­лю­бие, гнев, зависть, сла­во­лю­бие, нечи­стота, жела­ние мщения, и всякая гре­хов­ная мер­зость» /христ.: Тихон Задон­ский. Т. 11. 1837, с.160/;
  • «само­по­зна­ние потребно; оно есть позна­ние себя и осо­бенно огра­ни­чен­но­сти своих спо­соб­но­стей, своих недо­стат­ков и неис­кус­ства» /христ.: Наза­рий. 1885, с.72/;
  • «Первый шаг – познать себя. Грех есть раз­де­лен­ность внутри нас самих и раз­де­лен­ность по отно­ше­нию к другим… /христ.: Анто­ний митр. Сурож­ский. 1997, с.7/.

Трез­вое само­по­зна­ние при­во­дит чело­века к весьма печаль­ным выво­дам: «Вни­ма­тельно обра­щая взор мой на самого себя и наблю­дая ход внут­рен­него моего состо­я­ния, я опытно уве­рился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближ­нему, не верю ничему рели­ги­оз­ному и пре­ис­пол­нен гор­до­стью и сла­сто­лю­бием» /христ.: Откро­вен­ные рас­сказы… 1991 с.24/.

Само­по­зна­ние свя­зано с сове­стью: «иссле­дуй себя самого, не в воз­но­ше­нии лже­имен­ного знания внеш­ней пре­муд­ро­сти и не под нагро­мож­де­нием сует­ных помыш­ле­ний, со стра­хом и тре­пе­том» /христ.: Симеон Новый Бого­слов. Т. 1. 1993, с.409/; «если хочешь узнать, какова твоя жизнь и каково состо­я­ние, спроси душу свою и скажи ей: душа, испол­нила ли ты все запо­веди Божии, или нет? И она, открыв уста сове­сти своей, непре­менно скажет тебе насто­я­щую истину» /там же, с.409/.

Истин­ное само­по­зна­ние невоз­можно без сми­ре­ния:

  • «Уж конечно мы не думаем, что при­е­мами раз­ли­че­ния, умо­за­клю­че­ния и рас­чле­не­ния чело­век спо­со­бен познать самого себя, если труд­ным пока­я­нием и напря­жен­ным боре­нием не изго­нит прежде из соб­ствен­ного ума гор­дость и лукав­ство. Потому что кто не при­ве­дет своего ума таким путем и к такому устро­е­нию, тот не увидит даже своего незна­ния, а только с этого начи­на­ется успеш­ное позна­ние самого себя» /христ.: Гри­го­рий Палама. 1995, с.73/;
  • «Всякий познав­ший себя, почил от всех дел… и вошел в свя­ти­лище Божие, в мыс­лен­ное бого­слу­же­ние Духа и в боже­ствен­ное при­ста­нище бес­стра­стия и сми­ре­ния» /Никита Стифат. 1900, с.122/. «Познай себя самого; и это есть воис­тину истин­ное сми­ре­ние, науча­ю­щее сми­рен­но­мудр­ство­вать и сокру­ша­ю­щее сердце…» /там же, с.121–122/. «Когда кто познает себя, а это тре­бует мно­гого со вне охра­не­ния, упразд­не­ния от дел мир­ских и стро­гого испы­та­ния сове­сти, – тогда тотчас вне­запно при­хо­дит в душу и боже­ствен­ное некое паче слова сми­ре­ние, при­но­ся­щее сердцу сокру­ше­ние и слезы теп­лого уми­ле­ния: так что тогда испы­ты­ва­ю­щий его в себе дей­ствие почи­тает себя землею и пеплом…» /там же, с.122/.

Из само­по­зна­ния про­ис­те­кает молитва: “Только тот кто увидел внут­рен­ними очами свою Душу и познал ее досто­ин­ство, только тот при помощи Божьей Силы видит и познает и свое страш­ное паде­ние. И какое это таин­ствен­ное виде­ние – уви­деть свою бес­те­лес­ную душу, Божью Умную Кра­соту, и уви­деть ее в хла­миде стра­стей, уви­деть в смрад­ном рубище вожде­ле­ний и греха. Это виде­ние бывает потря­са­ю­щим, неопи­су­е­мым, боже­ствен­ным. Это виде­ние и рож­дает неути­ха­ю­щий вопль: «Поми­луй мя, Боже, поми­луй мя!”” /христ.: Журав­ский Иоанн. 1996, с.75–76/.

Истин­ное само­по­зна­ние при­во­дит к сми­ре­нию, незло­бию и мило­сер­дию, ибо кто познал всю глу­бину своих грехов, тот не будет пре­воз­но­сится над дру­гими. Этим уни­что­жа­ется повод к такому важ­ному греху, как осуж­де­ние других. Поэтому, «каждый должен забо­титься о своих болез­нях душев­ных, и каждый должен опла­ки­вать грехи свои, не зази­рая ближ­него» /христ.: Исаия авва. 1883, с.62/; «Посему, хри­сти­ане сами должны упо­треб­лять все ста­ра­ние, но вовсе никого не осуж­дать, ни явную блуд­ницу, ни греш­ни­ков, или людей бес­чин­ных, взи­рать же на всех с про­сто­душ­ным про­из­во­ле­нием, чистым оком, чтобы обра­ти­лось чело­веку как бы в нечто есте­ствен­ное и непре­мен­ное – никого не уни­чи­жать, не осуж­дать, никем не гну­шаться и не делать раз­ли­чия между людьми… Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя греш­ни­ков, или немощ­ных, иметь к ним состра­да­ние и быть мило­сер­дым» /христ.: Мака­рий Еги­пет­ский. 1998, с.113/.

В этом важное отли­чие хри­сти­ан­ского само­по­зна­ния от само­по­зна­ния язы­че­ского. Св. Гри­го­рий Палама пишет: “При­от­крою тебе чудо­вищ­ную глу­бину лукав­ства внеш­них фило­со­фов. Лука­вый и те, кто научился от него лукаво мудр­ство­вать, украли одну нашу полез­ней­шую запо­ведь и выстав­ляют ее как некую лука­вую при­манку бла­го­даря сход­ству выра­же­ний «Внемли себе» и «Знай самого себя”” /христ.: Гри­го­рий Палама. 1995, с.18/. Име­ется в виду срав­не­ние и про­ти­во­по­став­ле­ние древ­не­гре­че­ского прин­ципа «позна­ния самого себя» и часто исполь­зу­е­мого в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции выра­же­ния «внемли себе» (Втор. 15:9), как оно звучит в пере­воде 70-ти и в сла­вян­ском пере­воде (сино­даль­ный рус­ский пере­вод этого места звучит так: «бере­гись, чтобы не вошла в сердце твое без­за­кон­ная мысль»).

По Гри­го­рию Паламе язы­че­ские авторы исполь­зо­вали призыв к само­по­зна­нию в каче­стве при­манки: «Но если раз­бе­решь, каков для них смысл этой запо­веди, обна­ру­жишь пучину зло­уче­ния: испо­ве­дуя пере­се­ле­ние душ, они счи­тают, что чело­век достиг­нет само­по­зна­ния и испол­нит эту запо­ведь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; раз­уз­нает же он это, покорно отдав­шись ковар­ным нашеп­ты­ва­ниям злого духа» /там же, с.18–19/.

Само­по­зна­ние также необ­хо­димо и в деле бого­по­зна­ния и бого­по­чи­та­ния. Кто не знает самого себя, тот не может пра­вильно познать и Бога, не может, сле­до­ва­тельно, испол­нять и своих обя­зан­но­стей к Нему:

  • «Кто знает самого себя, тот знает и Бога. Кто же знает Бога, тот воз­дает Ему при­лич­ное покло­не­ние» /христ.: Анто­ний Вели­кий. 1826, с.165/;
  • «Ты хочешь познать Бога? Прежде познай самого себя» /христ.: Нил препод. 1827, с.171/.
  • «Точное соблю­де­ние себя самого даст тебе доста­точ­ное руко­вод­ство и к позна­нию Бога. Ибо, если «внем­лешь себе», ты не будешь иметь нужды искать следов Зижди­теля в устрой­стве все­лен­ной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмот­ришь вели­кую пре­муд­рость своего Созда­теля» /Васи­лий Вели­кий. На слова… 1911, с.98/;
  • «Но, о, братия мои и отцы! Умоляю, да вос­под­ви­за­ется каждый из нас сна­чала познать себя самого, дабы потом иметь воз­мож­ность иной раз от того, что в меру нашу, познать и то, что выше нас. Ибо кто не познал прежде себя самого так, чтоб мог с Дави­дом гово­рить: аз есмь червь, а не чело­век (Пс. 21:7), и с Авра­амом: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27), тот никак не может познать что либо из духов­ного и боже­ствен­ного духовно и достойно, и как подо­бает выше­есте­ствен­ному и пре­муд­рому Духу» /христ.: Симеон Новый Бого­слов. Т. 2. 1993, с.342–343/;
  • «чрез сие себя самого и натуры позна­ние должен чело­век позна­вать Бога…» /Михаил (Дес­ниц­кий). 1819, с.4/;
  • «Прежде нежели кто вос­хо­щет узнать Бога, должен познать себя самого: ибо познать Высо­чай­шее Суще­ство не воз­можно, разве познаем соб­ствен­ное уни­чи­же­ние свое» /христ.: Кан­дор­ский. 1798, с.10/.

Именно изнутри, через свою душу чело­век и при­хо­дит к Богу: «Как телес­ные чув­ства, поелику тело смертно, видят смерт­ное; так душе, созер­ца­ю­щей бес­смерт­ное и помыш­ля­ю­щей о бес­смерт­ном, необ­хо­димо и самой быть бес­смерт­ною, и жить вечно. Ибо поня­тия и созер­ца­ния бес­смер­тия нико­гда не оста­вят ее, пре­бы­вая в ней и служа как бы под­гне­том к под­дер­жа­нию бес­смер­тия. Посему-то душа имеет поня­тие и о созер­ца­нии Бога, и сама для себя дела­ется путем, не со-вне заим­ствуя, но в себе самой почер­пая веде­ние и разу­ме­ние о Боге Слове» /христ.: Афа­на­сий Вели­кий. Т. 1. 1994, с.170/.

Истин­ное само­по­зна­ние есть не просто какое-то абстракт­ное само­углуб­ле­ние, а позна­ние в себе Христа: “Сын Божий сошел и принял душу не для того, чтобы душа познала себя во Христе, но чтобы познала Христа в себе. Ибо опас­ность грозит ей не от незна­ния себя самой, а от незна­ния Слова Божьего:В Нем, – гово­рит [апо­стол], – откры­лась вам жизнь (1Ин. 1:2), а не душа, и так далее. Я пришел, – гово­рит Он, – спасти душу (Лк. 9:56), – но Он не сказал «пока­зать”” /христ.: Тер­тул­лиан. 1994, с.175/.

Истин­ное само­по­зна­ние настолько важнo, что оно необ­хо­димо и для пра­виль­ного позна­ния ближ­них и пра­виль­ной любви и ува­же­нии к ним. Кто не знает самого себя, тот нико­гда не научится пра­вильно знать и пони­мать их, долж­ным обра­зом обра­щаться с ними, любить и ува­жать их. Само­лю­бие, гор­дость и другие подоб­ные пороки, уда­ля­ю­щие чело­века от Бога и ближ­них, всегда имеют в своем осно­ва­нии непра­виль­ное поня­тие о себе, или незна­ние самих себя (Лк. 18, 11; Откр. 3, 17). С другой сто­роны, позна­ние самого себя может про­ис­хо­дить не только через само­ис­сле­до­ва­ние и само­со­зер­ца­ние, но и через само­рас­кры­тие в делах и поступ­ках, т. е. по отно­ше­нию к другим людям /доп.: Кули­ков. Пси­хо­ло­гия настро­е­ния. 1997, с.184/.

Основ­ные формы само­по­зна­ния реа­ли­зу­ются через интро­верт­ность, обра­щен­ность в свой внут­рен­ний мир. Это не так просто сде­лать: «всю свою жизнь, от дет­ства до ста­ро­сти, мы про­во­дим боль­шею частию вне себя, гоня­ясь то за мате­ри­аль­ными выго­дами, то за внеш­ним блес­ком, то за при­об­ре­те­ни­ями в обла­сти наук и искусств, то даже за самыми пустыми и бес­плод­ными удо­воль­стви­ями; а идти домой и посмот­реть, что у нас есть и чего нет, что дела­ется и чего не дела­ется, что тре­бу­ется в жизни внут­рен­ней для внеш­ней, и каким обра­зом при­об­ресть эти усло­вия, – того мы не хотим» /Карпов. 1860, с.18–19/. Обычно чело­век знает не себя, а свое, кото­рое он и при­ни­мать за себя /там же, с.20/

Св. Иоанн Крон­штадт­ский при­зы­вал: «Загля­ды­вай вни­ма­тель­нее, глубже в свой внут­рен­ний, душев­ный или духов­ный мир, полный вели­чай­шего умствен­ного и нрав­ствен­ного инте­реса, и не увле­кайся внеш­ним, веще­ствен­ным, пре­хо­дя­щим и исче­за­ю­щим миром… В том внут­рен­нем мире пред­стоит тебе много, много дела и усилий по при­чине извра­ще­ния нашего духов­ного порядка или зако­нов твор­че­ских и душев­ного, и физи­че­ского рас­тле­ния» /Иоанн Крон­штадт­ский. 1991, с.57/.

От внеш­ней аскезы – к внут­рен­нему бого­мыс­лию, от мол­ча­ния уст – к без­мол­вию разума, от уеди­не­ния – к еди­не­нию с Богом, от внеш­ней актив­но­сти на благо чело­ве­че­ства – к внут­рен­ней про­свет­лен­ной любви к людям: таков путь хри­сти­ан­ского подвиж­ника /христ.: Ила­рион (Алфеев). 1998, с.95/.

Само­по­зна­нию научают хри­стиан при­ме­ром своим хри­сти­ан­ские святые. Само­по­зна­ние было пре­иму­ще­ственно зада­чею святых отшель­ни­ков и пустын­но­жи­те­лей. Уда­лив­шись от мира, они сле­дили за каждою своей мыслью, за каждым дви­же­нием души своей, умели раз­ли­чать самые тонкие оттенки своих мыслей, в жела­ниях и дви­же­ниях сердца; дости­гали через то и сами высо­кого духов­ного совер­шен­ства, и умели вести других к этому совер­шен­ству. Как пишет еп. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Святые иноки, достиг­нув при свете Боже­ствен­ной бла­го­дати само­воз­зре­ния, кото­рому само­обо­льще­ние уже не может давать той непра­виль­но­сти и тем­ноты, кото­рые оно сооб­щало фило­со­фам, води­мым духом века сего, духом лжи и пре­ле­сти, соде­ла­лись един­ствен­ными истин­ными пси­хо­ло­гами» /христ.: Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Т. 3. 1993, с.295/.

Из глу­бины своего духов­ного опыта св. отцы сове­туют:

  • «Внимай себе и познай дей­ствия, про­ис­шед­шие в тебе от сми­ре­ния и плача, и заме­чай, какую пользу при­но­сят они тебе каждый час» /христ.: Симеон Новый Бого­слов. Тво­ре­ния. Т. 2, с.525/;
  • «Будь всегда вни­ма­те­лен к себе самому… Входи непре­станно сам в себя, и смотри: какие стра­сти, по твоему заме­ча­нию, изне­могли перед тобою, какие из них про­пали и совер­шенно отсту­пили от тебя, и какие из них начали умол­кать вслед­ствие душев­ного твоего здра­вия, а не вслед­ствие уда­ле­ния того, что сму­щало тебя, и какие научился ты одо­ле­вать умом, а не лише­нием себя того, что служит для них пово­дом? Обрати также вни­ма­ние на то, точно ли видишь, что среди загно­е­ния язвы твоей начала нарас­тать живая плоть, т. е. душев­ный мир. Какие стра­сти посте­пенно и какие стре­ми­тельно понуж­да­ются, и чрез какие про­ме­жутки вре­мени?» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.189–190/.

Само­по­зна­ние в наше время важно не только на инди­ви­ду­аль­ном, но и на наци­о­наль­ном и, даже, гло­бально-обще­че­ло­ве­че­ском уровне. Божий про­мысл рас­про­стра­ня­ется на отдель­ных людей, на все чело­ве­че­ство, и на отдель­ные «цар­ства и народы» /христ.: Мака­рий (Бул­га­ков). Т. 1. 1999, с.582/. Поэтому все, что мы гово­рили о само­по­зна­нии по отно­ше­нию к отдель­ному чело­веку, отно­сится и ко всему народу, кото­рый должен через само­по­зна­ние вни­ма­тельно изу­чать пути про­мысла Божия по отно­ше­нию к нему /доп.: Красин. 1917, с.848/. Само­по­зна­ния народа есть надеж­ный способ предот­вра­ще­ния наци­о­на­лизма и обще­на­род­ного эго­изма, ибо познав­ший свои немощи народ не станет выпя­чи­вать свои заслуги и пре­воз­но­ситься над дру­гими наро­дами.

Этапы самопознания

Человек познает самого себя все жизнь. В каждый возрастной этап происходят соответствующие этапы познания себя.

  1. Самоузнавание

Самоузнавание – это начальная стадия познания себя. Он начинается почти с момента рождения. Ребенок понимает, что он живет как отдельная личность. Смотрясь в зеркало, он узнает себя.

  1. Я-концепция

Я-концепция – это очень устойчивое понимание человеком самого себя, своих особенностей. Такая концепция формируется в процессе разных жизненных событий.

  1. Самооценка

Самооценка определяет, на сколько человек значим для себя самого, на сколько, важна его деятельность, признания всех плюсов и минусов. Здесь значимое положение занимают достижения самого человека, его оценка окружающими людьми.

Ценности в самопознании через практику йоги

Благодаря йоге, различным духовным практикам люди могут разобраться в своем внутреннем мире, лучше осознавать себя самих. В йоге есть несколько ступеней, которые необходимо пройти. Так, формируется целый список, благодаря которому у человека появляется упорядоченный его ценности, особое место там занимают духовные ценности, к которым он стремится весь свой жизненный путь.

Потребность в самопознании

Люди часто задаются вопросами о смысле жизни, истинных ценностях. Как человеку понять себя и окружающих? Такие вопросы являются основой в потребности самого себя. Такая потребность присуща каждому человеку. Люди находятся в вечном поиске смысла жизни, становится у них на первое место. Ведь пока мы не поймем в чем смысл жизни, мы не научимся понимать себя самих.

Внутренний мир и самопознание

Где находится смысл жизни? Логично, что он находится внутри нас, не во вне. Когда мы понимаем это, то наша жизнь начинает меняться. Отсюда появляются монахи, которые продают свой мерс и прощаются с прошлой жизнью. Здесь не все так просто. Такие люди выбирают путь духовности, не потому что им так захотелось именно сейчас, а через неделю они вернутся обратно к привычной жизни. Здесь речь идет о том, что они идут по пути духовности всю свою жизнь.

Личностное рост как этап самопознания

В ходе своего развития у человека повышается уровень самопознания. Например, в начале ребенок учится отличать себя от других людей. Далее, взрослея, у него вырабатываются убеждения относительно себя самого. А далее находит мотивацию, которая побуждает его к улучшению своей жизни и развитию.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Методы самопознания

Самопознание происходит в тот момент, когда человек начинает осознавать, что отличается от других. Какие методы использует человек?

  • Моделирование личности. Этот метод определяет эмоции. Позитивные и негативные эмоции и чувства к людям, которые способствуют успешному сотрудничеству или же провоцирует конфликты. Этот метод позволяет оценить ваше положение в окружающем вас мире.
  • Метод единение антиподов. Благодаря этому методу человек понимает, что к кому-то он относится положительно, а к кому-то отрицательно. Определенно вы замечаете, что с разными людьми вы ведете себя по-разному.

^ Сред­ства против труд­но­стей в само­по­зна­нии

Чтобы устра­нить пре­пят­ствия и достиг­нуть позна­ния самих себя, необ­хо­димо сле­ду­ю­щее. Во-первых, надо сознать саму важ­ность само­по­зна­ния и иметь истин­ное и твер­дое жела­ние пра­вильно познать себя.

Во-вторых, надо чаще отвле­кать свой дух от всего внеш­него, от раз­вле­че­ний внеш­ней жизни, углуб­ляться внутрь себя и постав­лять себя в при­сут­ствии вез­де­су­щего и все­ве­ду­щего Бога.

В‑третьих, надо тща­тельно и бес­при­страстно наблю­дать за собой во всех раз­но­об­раз­ных обсто­я­тель­ствах и отно­ше­ниях с жизнью с разных сторон и при разном рас­по­ло­же­нии духа. Надо наблю­дать и за внут­рен­ними нашими дви­же­ни­ями, за обра­зом наших мыслей, чув­ство­ва­ний и жела­ний, и за обра­зом их про­яв­ле­ния и дей­ствий. Наблю­дать за собою и в душе, и во внеш­ней жизни, и пра­вильно раз­ли­чать, что в нас есть нашего – духов­ного, небес­ного, и что – внеш­него, чув­ствен­ного, зем­ного. По мет­кому биб­лей­скому слову: «душа чело­века иногда больше скажет, нежели семь наблю­да­те­лей, сидя­щих на высо­ком месте наблю­де­ния» (Сир. 37:18)

В‑четвертых, надо наблю­дать и за дру­гими людьми, что ведет к пра­виль­ному позна­нию и самих себя (своих лучших и худших сторон).

В‑пятых, надо тер­пе­ливо вни­мать суж­де­ниям о нас других людей, осо­бенно людей здра­во­мыс­ля­щих и бла­го­на­ме­рен­ных, жела­ю­щих нам истин­ного добра. Эти суж­де­ния могут иногда откры­вать нам такие в нас сто­роны, кото­рых мы сами и не при­ме­тили бы за собой.

В‑шестых, надо вни­ма­тель­нее изу­чать науку о душе чело­ве­че­ской, то есть пси­хо­ло­гию, пове­ряя ее учение соб­ствен­ным опытом и наблю­де­ни­ями /христ.: Соляр­ский. 1892, с.193/, – име­лась в виду доре­во­лю­ци­он­ная, не ате­и­сти­че­ская пси­хо­ло­гия. После кри­ти­че­ского ана­лиза, без­условно, можно было бы исполь­зо­вать и неко­то­рый опыт совре­мен­ной ака­де­ми­че­ской пси­хо­ло­гии, поскольку нельзя без раз­бора отри­цать всю ее цели­ком.

В‑седьмых, надо быть вни­ма­тель­нее к внеш­ней при­роде. Взгляд на нее, с одной сто­роны, сми­ряет нашу гор­де­ли­вость, давая нам уви­деть, как слабы и огра­ни­чены наши силы, как незна­чи­тельны все успехи нашего знания, как кратка и ско­ро­течна наша жизнь. С другой сто­роны, при­рода зна­ко­мит нас с самими собою и тем, что про­буж­дает в нас чув­ство истин­ного досто­ин­ства, пока­зы­вая нам, что мы поль­зу­емся осо­бен­ной любо­вью и бла­го­стью Бога, будучи наде­лены осо­быми дарами и пре­иму­ще­ствами перед всем виден­ным.

В‑восьмых, надо чаще и бес­при­страст­нее испы­ты­вать свою совесть, что осо­бенно одоб­ря­ется св. отцами. Только оно должно про­ис­хо­дить не по мир­ским пра­ви­лам, а по учению и при­меру жизни Спа­си­теля.

В‑девятых, в столь труд­ном деле, как само­по­зна­ние, невоз­можно достичь успеха без высшей помощи, без посто­ян­ного обра­ще­ния к Богу с молит­вой о под­держке и помощи.

В‑десятых, истин­ное само­по­зна­ние невоз­можно без помощи и учи­тель­ства: «если кто не поза­бо­тится напе­ред, долгим моле­нием, с мило­сты­нею, постом и бде­нием, познать себя самого и свою немощ­ность, то он не может познать и того, что без духов­ного отца, руко­во­ди­теля и учи­теля, нельзя чело­веку соблю­сти, как должно, запо­веди Божии, жить вполне доб­ро­де­тельно и не быть улов­лену сетьми диа­воль­скими» /христ.: Симеон Новый Бого­слов. Т. 1. 1993, с.107–108/. Учи­те­лем же каж­дого хри­сти­а­нина в его само­по­зна­нии в широ­ком смысле явля­ется Цер­ковь: «Цер­ковь – источ­ник само­по­зна­ния самый ясный, чистый, совер­шен­ный… источ­ник вся­кого истин­ного позна­ния, муд­ро­сти совер­шен­ной, учи­тель­ница совер­шен­ного обще­жи­тия» /христ.: Иоанн Крон­штадт­ский. 2001, с.93/.

В‑одиннадцатых, истин­ное позна­ние самого себя есть, в первую оче­редь, осо­зна­ние своей немощи /христ.: Максим Испо­вед­ник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.272/. Это есть самый первый шаг на духов­ном пути, и воз­мо­жен он только с помо­щью Божьей:

  • «Первое духов­ное виде­ние есть виде­ние своих согре­ше­ний, доселе при­кры­тых забве­нием и неве­де­нием» /христ.: Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Т. 3. 1993, с.55/;
  • «восчув­ство­вать грехи свои – есть Божие даро­ва­ние…» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.228/.

Средства самопознания

Зная методы самопознания, человек начинает использовать средства самопознания, которые помогают ему развивать свой духовный мир. Такие средства помогают лучше начать понимать самого себя.

  1. Первое средство – это самоотчет. Можно завести личный дневник или блог, где вы сможете проанализировать перемены, происходящие в вашей жизни.
  2. Кино, книги, театр. Необходимо читать, ходить на представления, развивая духовное начало.
  3. Посещение социально-психологических мероприятий. Тренинги помогают лучше познать себя самого.
  4. Не бойтесь консультаций у психолога. Это не врач, он просто поможет вам лучше понять себя самого.

Самопознание и самооценка

Самооценка является одним из компонентов самопознания. Человек дает оценку себе самому, выстраивает свою систему ценностей. Самооценка может быть нормальной (адекватной), заниженной и завышенной.

Не секрет, что высокомерные люди слишком самоуверенны, имеют низкую критичность к себе самому. Заниженная самооценка вызывает робость, делаем человека замкнутым и стеснительным. А адекватная самооценка позволяет человеку быть уверенным в себе и оценивать свои возможности и силы без искажений.

Теория самоконцепции как этап самопознания

Когда у человека сформировано представление о себе, то это называется самоконцепция. В нее входят: личное «Я» и социальное «Я». Первое показывает то, как человек видит самого себя. А второе то, как понимают его другие люди.

Эта теория основывается на двух аспектах: стремлении прийти в гармонию с собой и возможностью поднять свою самооценку.

У самоконцепции есть 2 вектора:

  • объективное – это то, как мы воспринимаем себя в своей жизни;
  • желаемое – это желаемый образ того, как мы хотим, чтобы нас воспринимали.

К желаемому образу человек всегда будет стремиться в своей жизни. За основу такого образа можно взять человека в прошлом и в настоящий момент. Сейчас человек достиг значимых результатов. Спустя время отрезок между желаемым и действительным сократиться, пока не произойдет его исчезновение.

Для чего необходимо самопознание

Познавать себя интересно и полезно. Это помогает избавиться от разногласий внутри себя, понять, что на самом деле хочется получить от жизни и какова роль человека в социуме. Самопознание учит принимать правильные решения, делать выбор, определять приоритеты. Развитые навыки самооценки и самоконтроля ведут к заметному улучшению взаимоотношений с семьей, второй половинкой, коллегами и другими людьми, встречающимися на жизненном пути.

Воспринимая себя адекватно, человек учится получать истинное удовольствие от жизни. Его желания не спонтанны, а четко обдуманы, и поэтому выполнимы. Его цели направлены не только на достижение материальных благ, но и на духовное совершенствование. Наконец, человек, познавший себя, становится по-настоящему счастливым.

Навыки самопознания помогают осваивать и психология, и эзотерика. Психология дает научную основу, а эзотерические практики раскрывают духовный потенциал.

Упражнения на самопознание

Данные упражнения позволяют лучше понимать себя. Благодаря им человек самосовершенствуется.

Например, можно выполнить упражнение «4 квадрата психологии сознания». Нужно поделить лист бумаги на 4 квадрата. В первом надо написать свои положительные черты и качества, в третьем написать отрицательные, на ваш взгляд, качества. После чего нужно в соседних квадратах написать антиподы этим качествам, совершенно противоположные. Необходимо быть максимально честным с самим собой и понять, что нет абсолютно идеальных людей и черт личности. Следует самосовершенствоваться и делать акцент на плюсах, работая над минусами.

Книги для самопознания

В завершении предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о самопознании. Они помогут тем, кто уже занимается изучением самопознания, а также тем, кто только начинает.

  1. Колин Типпинг «Радикальное прощение»;
  2. Джен Синсеро «НИ СЫ»;
  3. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»;
  4. Джон Грэй «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры»;
  5. Виктор Франкл «Сказать жизни Да!»;
  6. Кейт Петерсон «Век живи – век учись»;
  7. Ричард Бах «Иллюзии».

Сайт саморазвития, самопознания, личностного роста и духовного совершенствования. Станислав Милевич

Здесь вы оказались в результате своего поиска того, что могло бы изменить жизнь к лучшему. Но что такое «лучше»? — Подсознательная оценка, что сейчас хуже, чем могло бы быть. Но то, что произошло, уже случилось и по-другому быть не могло, однако сделанная оценка, что «могло бы быть лучше», порождает неприятие происходящего и приносит в жизнь боль и страдания. Желание лучшего уводит мысли от настоящего, делает ум неспокойным и не даёт увидеть то хорошее, которое уже происходит сейчас. Из-за такой невнимательности безобидные жизненные ситуации начинают казаться проблемами:

• Кто-то, попав в ловушку своего же ума, живёт в плену переживаний и зависит от прихотей своего настроения.

• Кого-то мучают постоянно возникающие страхи и беспокойства, мешающие радоваться жизни.

• Кто-то изводит себя воспоминаниями, несущими боль и страдания.

• Кто-то не в силах сдерживать свою раздражительность, причиняет боль близким, но ничего не может с собой поделать.

• У кого-то проблемы в отношениях: в быту, в семье или на работе.

• Кто-то не может достичь финансового благополучия, а кто-то, достигнув его, понял, что счастье не купишь.

• Возможно, кто-то желает обрести духовный опыт и идти по пути сердца и любви, а кто-то — разобраться в своих религиозных убеждениях.

• Кому-то надоело вертеться как белка в колесе, и он ищет способ вырваться из рутины повседневности.

• Кого-то не устраивает сценарий своей жизни, и он бы хотел её изменить, но не знает, как это сделать.

• Кто-то ищет спасательный круг в попытках избавиться от какого-то страдания, болезни или недомогания.

• Кто-то понял, что хождение по врачам или психологам даёт в лучшем случае лишь временное облегчение, и решил помочь себе сам, изменив себя, но не знает, с чего начать.

• Кто-то запутался в своих желаниях и, поняв, что исполнение желаний не делает его счастливым, хочет разобраться в том, к чему приводят желания и чего же ему на самом деле нужно.

• Кто-то узнал о силе намерения и хочет научиться творить свою жизнь осознанно.

• А кто-то, обнаружив быстротечность и мимолётность счастья при достижении цели, решил разобраться в себе и стать свободным от зависимости от своего ума.

Для того, кто не спешит обвинять мир в несовершенстве, понимая, что причины всех проблем только в нём, этот сайт сможет стать верным путеводителем в устранении проблем. Все проблемы существуют только в уме, вовне видна лишь их проекция. И устранять проблемы нужно не во внешнем мире, где видны их побеги, а там, где их корни, — в существующих в уме убеждениях.

Бесконтрольное собирание информации, принятие на веру чужих убеждений без соответствующего исследования рано или поздно приводит к беспорядку в уме и конфликтам убеждений, проявляющимся как страхи, беспокойства, переживания, раздражительность.

Знания подобны вещам, которые вы, приобретая, складываете в своём доме. Часто, исходя из соображений, сформированных из чужих мнений, вы можете по невнимательности приобрести понравившуюся вам вещь, которая не является необходимой. Проходит время, и вы покупаете следующую вещь, положив старую в угол за ненадобностью. Затем всё повторяется снова, и в один прекрасный момент вы вдруг замечаете, что ваш дом превратился в свалку старых и ненужных вещей, а вам практически уже негде жить. И тогда вы наводите порядок в доме, выбрасывая всё лишнее. Точно так же следует навести порядок в своём уме, разобраться в том, что накопилось, избавиться от лишнего — от убеждений, которые безнадёжно устарели и теперь работают против вас. Ведь привязанность к старому и уже больше ненужному мешает выйти за рамки ограничивающих концепций, мыслить и поступать свободно, осознать, наконец, для чего вы пришли в этот мир и чего вы действительно хотите.

Поиск необходимых учений в бесконечном потоке информации может отнять много сил и времени, которые у вас не безграничны. Поэтому следует использовать их рационально, подобно тому, как, попав в магазин, следует покупать не то, что захотелось, а только самое необходимое.

Этот сайт создан для того, чтобы помочь вам найти наиболее короткий путь в решении всех своих проблем и избавиться от страданий, болезней. Тот, кто может смотреть дальше слов, найдёт здесь указатели и ключ к той заветной двери, что ведёт к освобождению от зависимости от прихотей обусловленного ума. Стремление познать себя, постичь свою истинную природу — верный способ навсегда избавиться от непонимания, приносящего боль, страдания, страхи, беспокойства, переживания, и наполнить свой мир светом любви.

Станислав Милевич

Автор: Станислав Милевич

Читает: Сергей Грицов

Размер: 8,23 МБ

Длительность: 09:00

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]