Социальная сфера. В чем суть социальных потребностей человека, откуда начинаются эти потребности

Способы удовлетворения современного человека

Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.

Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду

Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу

Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.

Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.

Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.

Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

Иерархия

Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.

  • Первая ступень – это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
  • Вторая ступень – безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
  • Третья ступень – социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
  • Четвертая ступень – нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
  • Пятая ступень – духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).

Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих

Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план

Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете

Пирамида Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу создал собственную теорию иерархии потребностей, на примере которой мы коротко сможем пробежаться по семи ступеням, ознакомиться с нуждами личности и их значением в жизни.

Итак, начнем с основания:

  • первично важными являются физиологические нужды: еда, питье, жилье и так далее;
  • необходимость чувствовать себя в безопасности;
  • потребность любить и быть любимым, значимым для определенных людей;
  • нужда в успехе, признании, одобрении;
  • потребность в получении специальных навыков и умений, в самосовершенствовании, познании мира и самого себя;
  • нужда в прекрасном, а именно: уюте, чистоте, порядке, красоте и так далее;
  • пик в самопознании, эволюции способностей и талантов, самореализации, поиск своего пути, претворение в жизнь поставленных целей и задач.

Теперь у нас есть понимание о потребностях людей. Они заставляют двигаться вперед, развиваться каждого индивида в отдельности и социум в целом. Далее узнаем более подробно, что относится к социальным потребностям.

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей из группы «для себя» является необходимым условием формирования полноценной личности.

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и семейной жизнью является полезным членом общества.

Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

Удовлетворение потребностей «для других» и «вместе с другими» — залог положительного функционирования общества.

Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество.

Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию.

В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

Чем страшен дефицит общения?

У человека возникает ощущение ненужности. Личность страдает, чувствует себя непривлекательной, испытывает чувство страха, тревоги, которые часто не имеют под собой основания. Некоторым некомфортно находиться в обществе из-за плохих отношений с окружающими, когда они обособлены от неких социальных групп и контактов.

Но это не означает, что для удовлетворения этой потребности человеку необходимо общаться постоянно. Зрелая личность, которая обладает прочными дружескими связями, не лишенная чувства эмоциональной поддержки, имеющая весомый социальный статус, может несколько часов находиться в состоянии покоя. Поэтому важно учиться грамотному общению, реализовывать через него свои желания и становиться целостной состоявшейся личностью. Теперь мы знаем, что и необходимость в общении относится к социальным потребностям, при этом она не менее важна, чем остальные.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.

Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.

В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.

Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.

Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:

  1. Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
  2. Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
  3. Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.


(Источник)
Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви

Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка – общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека – учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все – выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Все нужды делятся на два вида

Рассмотрим их:

  1. Естественные нужды: еда, питье, жилье и так далее.
  2. Созданные социумом: потребность в трудовой деятельности, общественной активности, духовном становлении и развитии, то есть во всем, что будет являться продуктом социальной жизни.

Именно благодаря первым формируются и реализовываются социальные потребности, которые выступают мотивом к побудительному действию. Как только удовлетворены физические нужды, по теории Маслоу, на первый план выходит потребность в безопасности.

Материальные потребности

Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:

  • жилище;
  • одежда;
  • бытовая техника;
  • мебель;
  • средства передвижения (личный или общественный транспорт);
  • электронные приборы;
  • еда.


(Источник)
У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.

Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.

На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.

Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.


(Источник)

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний
    . Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
    . Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье
    . Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем

Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей. Альтруистические устремления

Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Понятие потребности

Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не только для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.

Понятие претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем мечтали люди в древние века, не схоже с желаниями современников. В то же время на одной социальной ступени люди могут мечтать о разном. Потребности напрямую зависят от различных факторов:

  • условия жизни;
  • уровень образованности;
  • культурное развитие;
  • достаток;
  • профессия.

Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.

Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении – это важнейшие условия для нормального развития человека.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

Разделяют три категории социальных потребностей:

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.

Далее рассмотрим подробное описание каждого из потребностей:

  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со смыслом жизни и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, мотивация для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Дилемма «разделенного мозга». Мысленный эксперимент (дополнено)

В течение последних лет я интересуюсь вопросами нейробиологии и сознания. Одной из наиболее интересных тем, которая лично меня зацепило это существование пациентов с полностью разделенными полушариями (гемисферами) головного мозга.

Если коротко, то данную операцию проводят в качестве крайней меры пациентам, страдающих от тяжелых форм эпилепсии. Суть операции заключается в рассечении мозолистого тела мозга, что приводит к разрушению связей между левым и правым полушарием. По этой теме имеется много статей и материалов.

Если коротко, то пациенты продолжают в целом жить обычной жизнью и окружающие даже не замечают изменений. Тем не менее, нейробиологи поставили ряд экспериментов, в результате которых были получены данные, свидетельствующие в пользу наличия двух изолированных сознаний левого и правого полушария.

Например, приведу вот такую выдержку:

Благодаря специальному устройству, контролирующему поступление потока визуальной информации в мозг, исследователи стремились доказать, что разделение мозга производит две личности, по одной на полушарие.

Они уже знали, что оба глаза отправляют информацию в оба полушария мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Если вы фиксируете одну точку, то все слева от этой точки (левое визуальное поле) обрабатывается правым полушарием, а все справа от вашей точки фиксации (правое поле зрения) обрабатывается левым полушарием. Более того, левое полушарие контролирует правую часть тела и язык (речевой аппарат), а правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за визуальное восприятие и обработку лиц.

Когда Сперри и Газзанига активировали стимулы в области правого визуального поля (обработанные левым полушарием), пациент реагировал нормально. Однако когда стимулы были показаны в левом визуальном поле (обработанное «немым» правым полушарием), пациент говорил, что ничего не видит. Но его левая рука нарисовала показанное изображение. Когда его спросили, почему его левая рука сделала это, пациент выглядел озадаченным и ответил, что он не знает.

Что же это означает? Левое полушарие не могло видеть левое визуальное поле, поэтому, когда появился стимул, пациент ответил, что действительно ничего не видит. Тем не менее, правое полушарие увидело стимул и указало на это единственным способом, которым располагало, задействовав левую руку. Вывод, сделанный Сперри и Газзанигой, был ясен: одного пациента с разделенным мозгом фактически следует рассматривать как двух пациентов с однополушарным мозгом на каждого, словно сиамских близнецов. Сперри утверждал, что это выходит далеко за рамки простого любопытства, так как исследование в прямом смысле доказало идею о материальной основе сознания. Если при разделении мозга происходит разделение личности, это фактически опровергает идею существования нематериальной души.

(к сожалению, на русском языке мало материала, но есть книги на английском)

В общем, я придумал мысленный эксперимент, касательно проблематики разделенных полушарий.

Как упоминалось выше, операция по разделению полушарий мозга проводится в целях лечения эпилепсии и делается хирургическим путем, что само по себе необратимый процесс разделения полушарий. Тем не менее, вопрос, касательно появления 2 обособленных личностей очень интересен и может иметь далеко идущие следствия. Вот представьте, что Вам на завтрашний день назначили операцию по полному разделению полушарий. Сегодня вы одна целостная личность, ваше привычное субъективное Я. Вот наступает день операции, вы входите в наркоз и засыпаете. Пока все как обычно.

Но теперь наступает момент пробуждения. Хирурги достойно выполнили свою работу и Ваши полушария полностью разделены между собой.

Вопрос (дилемма) №2: Предположим нам уже сделали операцию, прошло с тех пор несколько лет. Нас все устраивает, все отлично. Вы себя обнаруживаете в качестве субъекта левого полушария, управляете речевым центром и вроде бы все хорошо (ну не считая периодических синдромов чужой руки, с которыми вы уже привыкли жить и все окей).

И вот снова наступает день Х. Вы ложитесь на операционный стол, вам вводят наркоз, вы засыпаете и. есть несколько вариантов:

1. Вы (субъективно) уже никогда не просыпаетесь и попросту умираете вместе со своим левым полушарием. Да для окружающих вы выживете, но это будете не вы, а субъективное сознание вашего правого полушария.

2. Вы просыпаетесь и осознаете себя в правом полушарии.

Предлагаю обсудить эту тему. Как по мне проблема более чем реальная.

Позволю себе немного продолжить наш мысленный эксперимент:

Допустим, мы изобрели некое устройство, которое временно функционально разделяет полушария мозга, а потом снова соединяет (как именно работает устройство не так важно, главное концептуальная часть).

В общем, у нас такое устройство есть, и мы подопытный.

Ход эксперимента: мы будем многократно включать и отключать прибор, при этом включая прибор мы на каждой итерации фиксируем в каком полушарии «оказалось» наше «Я».

Возможные исходы эксперимента:

1. Первый вариант, что мы при эксперименте каждый раз будем «находить» субъективно свое «Я» то в одном, то в другом полушарии. Например:

Такой исход эксперимента задаст создаст очень трудную проблему философского уровня, т.к. механизм «переноса Я» будет крайне сложно объяснить и думаю такому исходу эксперимента будут рады те, кто верят в душу и т.п. В то время как нейропсихологам придется серьезно поломать голову, и не факт, что получится найти ответ.

В таком случае возникает вопрос: «А когда прибор отключен, то мы все равно остаемся в этом полушарии?».

Также мы можем попробовать продолжить функционально «дробить» наш мозг (не затрагивая вегетативные функции ствола мозга) с помощью прибора, уже рассекая его не на 2 части, а на 4, 8 и т.д. И при этом каждый раз фиксировать, работа какого участка будет соответствовать нашему субъективному опыту от первого лица. В итоге может оказаться, что наше «Я» при таком дроблении раз за разом будет оказываться в небольшом участке мозга (скажем, 2х2 сантиметра). Но при отключении прибора все будет возвращаться в целостность.

Тогда автоматически будет возникать еще 2 вопроса:

— Почему при «дроблении» мозга наше «Я» осознает себя именно этим участком мозга, а не другим?

— Что будет, если мы полностью удалим этот участок мозга 2х2 см и что при этом изменится: Если мы это сделаем во время работы прибора и при отключенном приборе.

Если такой эксперимент все же удастся провести в будущем, то думаю он прольет свет на такие философские вопросы как возможность переноса сознания на внешние носители (цифровое бессмертие) и т.п.

Источник

Плывя по жизни в одной лодке…

Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что у него есть необходимость обратиться за чем-то к другим людям. То есть, удовлетворение его потребностей прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.

Жизнь человека можно сравнить с долгим путешествием по морю в одной лодке с другими ее пассажирами. Несогласованность действий и пренебрежение к потребностям соседей может обернуться катастрофой.

Каждый член социума невольно или преднамеренно может улучшить или значительно ухудшить материальное, физическое, психологическое, социальное положение другого человека. Осознание этого накладывает обязанность отказа от деструктивных желаний и действий, которые могут привнести беду, горе в жизнь другого человека или общества. Социальная сущность личности в том и состоит, что, осознавая нерушимость собственных прав и свобод, она неукоснительно исполняет обязанности по отношению к другим членам социума и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются твои».

Классификация по Д. МакКлелланду

Американский психолог Дэвид МакКлеллад предложил свою классификацию социальных потребностей на основе типологии личности и мотивации:

  • Власть. Люди тяготеют к влиянию на других и возможности контролировать их действия. Существует два подтипа таких личностей: те, кто желает власти ради самой власти, и те, кто стремится к власти ради решения проблем других людей.
  • Успех. Эта потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, когда начатое дело успешно доведено до конца. Она заставляет индивида брать на себя инициативу и риски. Однако в случае неудачи, человек будет избегать повторения негативного опыта.
  • Причастность. Такие люди стремятся наладить дружеские отношения со всеми и стараются избегать конфликтов.

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей
    — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон
    — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм
    — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
    .
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
    (общение с другими людьми),
    когнитивные
    (потребность в получении новых знаний),
    потребности в труде
    и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
    .
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные
    (обусловленные внутренними факторами) и
    экзогенные
    (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Первичные и вторичные нужды

Прежде чем переходить к рассмотрению желаний и нужд, присущих лишь человеческому виду, нужно отметить, что человек является полноправной частью природы. Таким образом, любой индивид сочетает в себе как чисто животные потребности, сфокусированные на выживании, так и социальные, которые могут реализовываться только в социуме. Современные психологи, социологи и биологи выделяют следующие важные пункты, относящиеся к биологическим или первичным нуждам:

  1. Потребность в воздухе, пище, воде, одежде и жилище. Питьевая вода должна быть не только не загрязнённой, но и приятной на вкус. Необходимо наличие калорийной и разнообразной пищи, насыщенной различными микроэлементами, необходимыми для комфортного существования. Важен чистый состав воздуха.
  2. Безопасность для жизни, отсутствие угроз со стороны внешнего мира (в том числе стихийных бедствий).
  3. Нахождение в тепловом, электромагнитном и акустическом комфорте.
  4. Размножение и продолжение рода, а также получение сексуального удовлетворения.

Сюда же можно отнести полноценный отдых и релаксацию, нахождение в комфортной природной среде. Важным первичным аспектом также является потребность в свободе, называемая пространственным комфортом.

К вторичным потребностям относятся все стандартные примеры социальных нужд, которые можно вкратце перечислить: движение в иерархической структуре общества (стремление к доминированию), потребность в труде, уважении, общении, заботе о других людях, а также в желании постигать мир и обучаться новому. Подобные примеры соц. потребностей человека свойственны многим высшим млекопитающим.

Есть также категория псевдопотребностей, то есть желаний, которые присутствуют только у вида Homo Sapiens. Сюда можно отнести потребность в роскоши, излишнюю агрессию с целью получения лидерства либо же, напротив, стремление избегать соперничества и любых потенциально сложных ситуаций.

Обществознание 10 Потребности как мотив деятельности

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Классификация по Э. Фромму

Немецким социологом Эрихом Фроммом была предложения иная классификация социальных потребностей:

  • связи (желание индивида быть частью какой-либо социальной общности, группы);
  • привязанности (дружба, любовь, желание делиться теплыми чувствами и получать их взамен);
  • самоутверждение (желание ощутить себя значимым для других);
  • самосознание (желание выделится на фоне других, ощутить собственную индивидуальность);
  • ориентир (индивиду необходим некий эталон для сравнения и оценки своих действий, в качестве которого может выступать религия, культура, национальные традиции).

Понятие

Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.

Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.

Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением

Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей

Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.

Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.

Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.

Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.

Некоторые примеры

Мотивация человека — что это такое

Для того чтобы лучше понимать, что такое социальные потребности, нужно разбирать их на примерах. В обществознании эта тема изучается подробно, так как она пригодится в жизни.

В развитии

По сути, все изобретения человека появились для удовлетворения определенной нужды: это одежда, инструменты, посуда и многое другое. Кто-то стремился сделать открытие в науке для того, чтобы стать знаменитым.

В общественном порядке

Пример – любой политик, который заинтересован в получении общественного признания. Еще один пример – волонтер, организатор мероприятий и другой активный человек. Особенность такого вида деятельности будет в том, что она направлена не на получение материальной выгоды, а на оказание помощи людям.

Предпринимательская деятельность тоже может быть полезной обществу. Простой пример – владелец магазина отдает какое-то количество товара на благотворительность.

В альтруизме

Подсознательно все люди стремятся делать то, что им выгодно, и защищают себя. Отказаться от этого сложно, но можно. Бескорыстная помощь, самопожертвование – это примеры реализации социальных потребностей. Человек в них не ищет какой-либо выгоды для себя, он поступает так из-за желания получить общественное признание.


При альтруизме индивид приносит в жертву свои интересы

Социальные потребности очень важны для полноценной жизни. При их отсутствии никто не умирает, но и наслаждаться происходящим не удастся.

Многообразие потребностей

Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.


(Источник)

Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.

Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.

Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.

Примеры социальных потребностей:

  • Общение;
  • Уважение;
  • Дружба;
  • Признание заслуг;
  • Взаимопонимание;
  • Сотрудничество;
  • Одобрение;
  • Любовь;
  • Установление справедливости.

Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:

  1. Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
  2. Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
  3. Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
  4. Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
  5. Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
  6. Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.


(Источник)

Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.

Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.

На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.

Иерархия интересов

Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.

Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.

Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.

Обложка урока взята с источника.

Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:

  1. Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
  2. Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
  3. Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.
    Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.

    Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.

Результат

Комплекс необходимостей становится источником активности, стимулирует деятельность. Ведь все поступки и действия производятся для того, чтобы получить выгоду. Это может происходить напрямую: для общения достаточно выйти из дома и встретиться с друзьями или поговорить с близкими.

Другие цели заставляют и решать ряд задач, приводящих к ней. Например, чтобы добиться достойного положения, нужно делать успехи на профессиональном поприще.

Но если без удовлетворения биологических надобностей прожить невозможно, то социальные можно опустить. Причиной этого становятся леность, безынициативность, опасения. Личность может испытывать острую нужду в общении, но при этом не иметь знакомых в силу своей неуверенности и низкой самооценки. Угрозы для жизни в этом случае не будет, но вот возникновения ощущения бесполезности и потерянности обеспечено.

В чем ее суть

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности – это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

Социальные потребности

Согласно определению, это необходимость чего-то, нужда в том, что позволит удовлетворит возникшие желания, запросы. Социальная сущность потребностей человека проявляется в том, что не свойственно животным и объясняется его принадлежностью к человеческому роду:

  1. Он нуждается в общении и признании достоинств его личности другими членами общества, в самоуважении, в достижении определенного положения в обществе, во власти.
  2. Он хочет быть полезным для других, оказывать помощь слабым и больным, любить и быть любимым, хорошим другом.
  3. Он готов отстаивать свободу, мир и справедливость.

Конечно, эти и другие личностные потребности выражены достаточно ярко не у всех людей. Человек может обладать разными негативными качествами: быть эгоистичным, с гипертрофированной самооценкой, в критических ситуациях — трусом, предателем. Его личностные качества и социальные потребности — результат семейного и общественного воспитания, образования, культурного развития.

Примеры реализации

Приведу жизненные ситуации:

  1. Категория «для себя». С раннего возраста малыш старается постигнуть окружающую действительность. С момента, когда он приобретает способность разговаривать, он интересуется всем, что видит, засыпая родителей вопросами. С умением чтения он начинает извлекать ответы из книг. Процесс развития происходит без остановки: при просмотре телевизора, во время прогулок, на занятиях в садике. После данные извлекаются при обучении в школе или университете. В повседневности, когда человек сталкивается с интересующим его вопросом, он начинает искать на него ответ.
  2. Категория «вместе с другими». У каждого есть желание существовать в свободном и справедливом социуме, где строго соблюдаются правила нравственности и морали, законодательство. Общение строится на принципах равенства и взаимного уважения. Индивид старается вести себя прилично, согласно элементарным нормам поведения.
  3. Группа «для других». К сожалению, альтруизм слабо проявляется в современной жизнедеятельности. Это понятие предполагает полный или частичный отказ от собственных «хотелок» в пользу других. Но далеко не все могут пожертвовать своими интересами. Однако такая потребность удовлетворяется. Это помощь нуждающимся, благотворительные акции, создание приюта для животных и бездомных.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]