Потребности — переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.
Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.
Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.
Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.
Потребности человека — основа для его интересов. Интерес — это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.
Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.
Проявление потребности
Потребность проявляется в избирательном отношении индивидуума к существующим условиям внешнего мира и является динамической и циклической величиной. Первичные потребности относятся к биологическим нуждам, помимо этого, человек испытывает необходимость пребывания в социуме. Особенность потребности такова, что она является внутренним побуждением и стимулом для деятельности, но одновременно работа становится предметом необходимости.
В то же время занятие каким-либо делом формирует новые потребности, так как нужны определенные средства и затраты для воплощения задуманного в жизнь.
Потребности человека с точки зрения психологии
Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.
Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.
«Врачеватели души» выделяют в этой теме несколько интересных особенностей:
- Потребность человека может им осознаваться, а может нет.
В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле.
А если ты не знаешь чего хочешь, то и не представляешь, как избавиться от дискомфорта и сделать себя счастливым. Неосознаваемая тяга к чему-либо называется
влечением, осознанная – желанием; - В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив.
Мотив (мотивация) – это и есть движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать. Девушка хочет похудеть (цель), для этого она начинает правильно питаться, посещать спортзал (действия), а все потому, что ей важно нравиться противоположному полу (мотив), чтобы чувствовать себя востребованной (потребность);
- Чем острее потребность, тем негативнее эмоции.
Поэтому знайте: если вы сильно раздражены, значит, какая-то из потребностей в данный момент не удовлетворена. Чем сильнее эмоции, тем сильнее ваше желание чего-либо. Необходимо прислушаться к себе и понять, чего хочется: воды, секса, отдыха, славы, а может вам хочется внимания от во-о-он того симпатичного молодого человека);
- Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности.
Если одна из них имеет более выраженную актуальность, то расставив приоритеты,человек удовлетворит их одну за другой. Например, вы пришли с работы, валитесь с ног от усталости и сильно хотите есть. Возможно, вы решите, что сон важнее и отправитесь в кровать. Либо сделаете то же самое, но быстро перекусив перед этим.
Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.
Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.
Потребности в обществе
Общество, в котором не развивают и не воспроизводят потребности человека, обречено на деградацию. Нужды людей в разные эпохи соответствуют духу предпринимательства и развития, отражают недовольство и отчаяние, выражают коллективизм, общую веру в последующие дела, обобщают стремления людей, притязания, нуждающиеся в периодическом удовлетворении. Соотношение первичных и вторичных потребностей формируется не только в плане социального положения, но под действием принятого образа жизни, уровня духовного развития, разнообразия социальных и психологических групп в обществе.
Без удовлетворения насущных потребностей общество не может существовать, заниматься воспроизводством общественных ценностей на уровне исторических и культурных стандартов. Насущные потребности в перемещении, общении, владении информацией требуют от общества развития транспорта, средств общения, образовательных институтов. Люди заботятся о том, чтобы удовлетворить первичные и вторичные потребности.
Отличия потребностей от желаний
Потребности и желания — не одно и то же. Есть отличия.
Потребности | Желания |
1. Потребности всегда конструктивны. Потребности человека указывают на важность, первостепенность их удовлетворения, для возможности дальнейшего функционирования и жизни. 2. В основе потребности всегда лежит нечто важное и глубинное. 3. Благодаря удовлетворению потребностей человек обретает гармонию с самим собой. | 1. Носят деструктивный характер. Могут нанести вред развитию личности и жизни. Так, наркомания – это «хотелка», а не потребность. 2. Другие люди могут навязать «желания». 3. Желания могут быть поверхностными и не удовлетворять истинных потребностей человека. |
Попробуем разобраться на примере. Представьте, что вы живете в собственной квартире и мечтаете о даче. У вас нет достаточно денег на покупку дачи, поэтому вы злитесь. В этом случае дача — это желание. А вот если вам негде жить, то покупка любого жилья — это удовлетворение потребности.
Зачем нужно различать потребности и желания? Это необходимо для грамотного распределения энергии и ресурсов. Также это дает возможность лучше понимать себя и других. Ну и, кроме того, видя различия, человек сможет правильно расставлять приоритеты.
Чтобы облегчить задачу, достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:
- Можно ли обойтись без этого? Модное платье — желание, но не потребность. Его можно отложить и купить тогда, когда возможностей для этого будет достаточно.
- Что я получу? Ответ на это вопрос поможет понять природу происхождения желаемого.
- Не ограничит ли меня данное приобретение? Желания не должны мешать удовлетворению потребностей. Всегда расставляйте приоритеты.
Виды потребностей
Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:
- по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
- по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
- по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
- по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
- по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
- по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).
Удовлетворенная потребность перестает мотивировать
Еще одно интересное явление – если потребность уже удовлетворена, то она часто перестает мотивировать человека. Это известно практически каждому из нас, но Маслоу почему-то не учел данного явления в своей теории. Ведь система потребностей является условной еще и в том смысле, что если человек добился желаемого – он этому не долго радуется, опять впадает в скуку, уныние, ищет новые опоры для дальнейшего роста.
Мы знаем из своей жизни, что достаточно что-то купить, изучить, построить – интерес к этому тут же исчезает, тем быстрее, чем более живой, активный и амбициозный человек. Но в той же пирамиде Маслоу это никак не отображено.
Первичные потребности
К этой категории относят врожденные физиологические потребности, без которых человек не может существовать физически. К ним относят желание есть и пить, необходимость дышать чистым воздухом, регулярный сон, удовлетворение сексуальных желаний.
Первичные нужды существуют на генетическом уровне, а вторичные возникают с увеличением жизненного опыта
Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу
Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим.Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.
В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Идеальные потребности
К этой группе относят стремления развиваться самостоятельно, проявляющиеся в желании получать новую информацию, исследовать ее и ориентироваться в социуме. Потребность изучать окружающую действительность приводит к осознанию места в современном мире, познание смысла жизни, ведет к пониманию своего предназначения и существования. Переплетаются с идеальными первичные потребности и духовные желания, которые представляют собой стремление к творческой деятельности и осознанию прекрасного.
Каков смысл пирамиды Маслоу
Если рассматривается пирамида Маслоу, потребности человека в ней изложены достаточно условно, размыто, теория порой далека от практики. Но в ней есть смысл и он достаточно простой – глядя на картинку пирамиды, мы должны понимать, что человек сложное существо и есть вещи, которые волнуют его в первую очередь, а есть то, что можно отложить на потом.
Понимания, что движет людьми, можно эффективно выстраивать с ними общение, рабочий процесс, находить правильные стимулы для совместной работы и повышения эффективности сотрудников.
Духовные стремления
Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.
Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.
Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и социальные потребности тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.
Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.
Сложность мотивации по потребностям
Важно отметить, что не все работники имеют высокую потребность в достижениях и независимости. Менеджер должен всегда помнить об элементе случайности. Не существует одного лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Более того, организации по своей природе затрудняют применение теорий мотивации, ориентированных на отдельных людей. Взаимозависимость работы, недостаток информации о результатах деятельности отдельных людей и частые изменения рабочих задач в связи с совершенствованием технологий затрудняют мотивацию.
Говоря о мотивации, слово вознаграждение имеет более широкое значение, чем просто деньги или удовольствие, с которыми это слово чаще всего ассоциируется. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Но восприятие ценности у людей специфическое, и поэтому оценка вознаграждений и их относительная ценность различны.
Менеджер имеет дело с двумя основными типами вознаграждений: внутренними и внешними.
Внутреннее вознаграждение возникает в результате самой работы. Например, это чувство достижения, осмысленность и значимость проделанной работы, а также чувство собственного достоинства. Дружеские отношения и взаимодействие, которые возникают в результате работы, также считаются внутренним вознаграждением. Самый простой способ добиться внутреннего вознаграждения — создать правильные условия труда и четко сформулировать задачу. Компания Volvo, например, ликвидировала несколько сборочных линий на одном из своих экспериментальных заводов и заменила их сборочными бригадами, чтобы повысить внутреннее вознаграждение работников.
Внешние вознаграждения — это те виды вознаграждений, которые чаще всего приходят на ум, когда вы слышите слово «вознаграждение». Внешние вознаграждения не исходят от самой работы, а даются организацией. Примеры внешнего вознаграждения включают заработную плату, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалу и признание, а также дополнительные льготы (дополнительные отгулы, служебные автомобили, расходы и страхование).
Для того чтобы определить, как и в какой пропорции использовать внутреннее и внешнее вознаграждение в мотивационных целях, руководство должно определить, каковы потребности его сотрудников. В этом и заключается цель содержательных теорий мотивации.
Классификация потребностей другого порядка
Первичные потребности человека подразделяют на:
- физиологические, которые заключаются в существовании и воспроизводстве потомства, еде, дыхании, крове, сне и других нуждах тела;
- экзистенциальные потребности, являющие собой желание обеспечить комфорт и безопасность проживания, труд для получения благ, уверенность в дальнейшей жизни.
Вторичные потребности, приобретенные в ходе жизненного пути, подразделяют на:
- социальные стремления получить связи в обществе, иметь дружеские и личные привязанности, заботиться о сородичах, добиться к себе внимания, участвовать в совместных проектах и деятельности;
- престижные желания (уважать самого себя, получить признание других лиц, достичь успеха, высоких наград, продвинуться по карьерной лестнице);
- духовные — необходимость самовыражаться, реализовать свой творческий потенциал.
Теория и практика
Теоретически все выглядит достаточно интересно. Стройная теория Маслоу о потребностях очень логична, она действительно неплохо описывает реальность и природу большинству людей вокруг. Но со временем нашлось много критиков данной теории, так как на практике она начала все чаще расходиться с реальностью.
Теоретические выкладки А. Маслоу стали активно применяться на практике. Вот лишь некоторые сферы деятельности, где их взяли на вооружение:
- Психология и социология. Исследователи начали смотреть на социум и типичные потребности человека с большим пониманием и начали видеть во всем этом закономерности;
- Теория Маслоу применяется в системах управления персоналом с целью повышения мотивации сотрудников и повышения их трудоспособности и эффективности;
- Есть немало советов, как можно использовать пирамиду Маслоу в маркетинге, где она позволяет привлекать внимание, стимулировать людей совершать покупки и заказы.
Также теория продолжает интересовать исследователей-теоретиков, которые пытаются ее уточнять и дополнять и по сей день.
Классификация желаний по А. Маслоу
Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.
К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию – социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.
Потребности человека постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.
Спорные стороны пирамиды и критика
Психологи многих направлений активно критикую систему Маслоу, находя в ней множество расхождений с реальной жизнью и конкретными людьми. Вот основные заявления критиков по этому вопросу:
- История знает массу случаев, когда неудовлетворение базовых потребностей не сделало человека более приземленным, а наоборот, стимулировало действовать и творить, писать песни, развиваться, постигать природу и Бога;
- У каждого человека своя степень удовлетворенности вещами. Одному достаточно самого скудного обеда, другой страдает от невозможности питаться в наиболее дорогом ресторане в городе;
- Невозможность признать теорию Маслоу как на 100% рабочую связывают и с тем, что многие люди показывают неуемность в стремлениях и никак не могут удовлетворить самые базовые потребности, желая еще и еще.
Нередко гениальные люди были бедными, слабыми физически, несчастными и презираемыми обществом, но это не помешало им остаться в истории.
Мотив поведения
О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.
Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.
Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.
Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.
Первичные и вторичные потребности [c.362]
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. [c.363]
Набор потребностей у каждого конкретного индивидуума зависит от его индивидуальных качеств. Потребности рассматривают с различных сторон, как биологические, производственные, экономические, социальные и др. Первичные жизненные потребности человека не беспредельны. Наряду с ними есть вторичные потребности более высокого уровня социальные, культурные и духовные. Потребности категория не статическая, а динамическая удовлетворенная потребность обеспечивает развитие личности, общества в целом, поднимает тем самым их на новую ступень, к новым более высоким потребностям. [c.9]
Потребности классифицируются в соответствии с определенными критериями. Так, различают первичные и вторичные потребности. Первичные потребности — это такие потребности, которые человек испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение жизненно важно (например, еда, вода, одежда и т.д.). Вторичные потребности — это те, которые возникают с развитием цивилизации (например, холодильники, телевизоры, автомобили). Кроме того, различают индивидуальные и социальные потребности. Индивидуальные — это такие потребности, которые человек испытывает как отдельная личность. Социальные потребности люди ощущают как члены общества. Например, еда и вода являются индивидуальными потребностями, а потребности в общественном порядке, справедливости и т.д. —- социальными. Обычно человек сам обеспечивает удовлетворение своих индивидуальных потребностей, покупая, например, еду и одежду у других людей. В то же время правительство или другие общественные организации (парламент, городской совет и т.д.) обеспечивают удовлетворение со- [c.52]
Американский исследователь А. Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы первичные и вторичные потребности. В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности. [c.65]
Вторичные потребности — по природе своей психологические (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к кому или чему-либо). [c.112]
Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий — пятый уровень) — ко вторичным потребностям. Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9. [c.115]
Нужды и потребности. Человек испытывает нужду, когда он ощущает физиологически или психологически нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести характер конкретной потребности. Большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные потребности, или просто потребности. [c.211]
Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются в соответствии с жизненным опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические потребности. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности людей сильно различаются. [c.211]
Вторичные потребности по своей природе являются психологическими. Это, например, потребности в уважении, успехе, привязанностях, богатстве, во власти и т. д. [c.82]
Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление на первичные и вторичные потребности исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется. [c.14]
Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта. [c.579]
Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, дышать, сдать, и т.д. Вторичные потребности по своей природе имеют психологический характер. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, вторичные осознаются с жизненным опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. [c.195]
Содержательная концепция мотивации базируется на осознании первичных и вторичных потребностей человека, которые служат мотивом его действий. Человек хочет удовлетворить свои потребности, и, если обеспечиваются условия для реализации его потребностей, то тем самым создается благоприятная обстановка для стимулирования мотивации и поведения человека. Для эффективной мотивации необходимо детальное знание потребностей человека, поскольку у каждого человека система потребностей индивидуальна. Но характер поведения человека определяется не только его потребностями, но и интересами, которые отнюдь не тождественны потребностям. Интересы отражают стремление к удовлетворению потребностей в определенной обстановке. Интересы -осознание потребностей людей и условий их удовлетворения, оценка реальной возможности удовлетворения потребностей. У человека могут быть какие-то потребности, но при этом может и [c.196]
Все потребности работников можно представить в виде определенной структуры. Первичные — являются основанием для формирования вторичных потребностей высшего порядка, достижение которых позволяет в большей степени удовлетворять и расширять круг первичных потребностей. [c.118]
Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. [c.262]
Вторичные потребности связаны с психологическим настроем человека потребностью в успехе, уважении, власти, общении. Использование в системе мотиваций вторичных потребностей как стимулов для активизации деятельности членов организации в достижении общих целей является более сложной задачей, чем материальное стимулирование. Однако [c.273]
Для промышленных предприятий первичную потребность следует раскладывать на вторичные составляющие, такие, как узлы, детали и сырье. При расчете вторичной потребности предполагаются заданными первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках спецификации или сведения о применяемости возможные дополнительные поставки количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются, как правило, детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов. [c.357]
Материальное обеспечение на основе плановых заданий. Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность. При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Порядок такого расчета представлен в табл. 13.2. [c.359]
Первичная потребность 2. Вторичная потребность 3. Дополнительная потребность 4. Общая брутто-потребность 5. Складской запас 6. Намеченный запас 7. Планируемое поступление 8. Наличный запас 9. Цеховой запас 10. Нетто-потребность (1) + (2) +(3) (5) — (6) + (7) (4) — (8) — (9) [c.360]
Методы удовлетворения потребностей высших уровней (вторичных потребностей) [c.166]
Установлено, что, как правило, потребность высшего уровня удовлетворяется после удовлетворения потребности более низкого уровня. Поэтому А. Маслоу и положил в основу пирамиды иерархии потребностей физиологические потребности, т. е. потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и любить, которые заложены в человеке генетически. Вторичные потребности по природе являются психологическими и осознаются с опытом. К ним относят потребности в причастности к какому-либо делу или кому-либо, потребности личных достижений и самоуважения, признания, а также — в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. [c.497]
Мотивация персонала неразрывно связана с потребностями, удовлетворение которых служит мотивом к действию. Мотивация персонала определяется широким спектром потребностей, и руководители различного уровня, чтобы усилить мотивацию конкретно работника, должны дать ему возможность их удовлетворить. Осуществляя соответствующие действия, менеджеры способствуют достижению целей всей организации. При низком уровне жизни руководители могут поощрять подчиненных почти исключительно экономическими стимулами. При высоких заработках и достаточном уровне социальных благ на первое место выходят духовные потребности, соответственно мотивация персонала происходит прежде всего за счет удовлетворения вторичных потребностей. Затрачивая определенные усилия, работник ожидает, что результат приведет к удовлетворению его потребностей. Проявляя инициативу и творческий подход, он полагает, что, помимо материального вознаграждения, повысятся его престиж, уважение коллектива, степень его самовыражения. Если связь между затрачиваемыми усилиями [c.391]
Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. [c.52]
Определите понятие вторичная потребность [c.80]
До сих пор нет одной всеми принятой идентификации потребностей. Однако большинство психологов соглашаются с тем, что потребности, в принципе, можно классифицировать на первичные и вторичные. Еще в 40-х гг. XX в. ученый А. Маслоу [35] разработал так называемую иерархию потребностей и указал, что перечисленные первичные потребности человека (в пище, одежде, убежище от опасностей или врагов потребности в обеспечении жизненных условий для своей семьи) заложены в нем генетически и являются ведущими в его поведении. Вторичные потребности возникают и обычно осознаются с опытом. А. Маслоу выделил в качестве вторичных потребностей стремление субъекта к обеспечению для [c.33]
Вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта, т.е. по своей природе являются психологическими. Это потребности в привязанности, уважении, успехе, власти. [c.38]
Можно ли установить взаимосвязь и взаимозависимость между первичными и вторичными потребностями, материальными и духовными потребностями. [c.14]
Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. [c.21]
Вторичные потребности включают в себя социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, социапьного взаимодействия, привязанности и поддержке, потребности в уважении и самоуважении, уважении со стороны окружающих, самовыражении, реализации потенциальных возможностей и роста как личности. [c.66]
Теория потребностей Мак Клелланда также связана с формулированием различных уровней. Но Мак К л ел ланд делает упор на потребности только высших уровней (вторичных потребностях по Маслоу), формулируя их как потребность власти, потребность успеха и потребность причастности. [c.116]
В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение базовых (основных) потребностей. Большинство психологов склоняются к мнению, что можно выделить первичные и вторичные потребности. Первичные, как правило, являются врожденными и включают в себя физиологические потребности организма в пище, воде, дыхании, отдыхе и т. п. Такие потребности заложены в человеке генетически. В отличие от первичных, вторичные потребности являются психологическими и обычно осознаются с приобретением социального опыта. Учитывая, что у разных людей приобретенный социальный опыт различен, то и их вторичные потребности различны. Это, например, потребность в уважении, привязанности, богатстве, власти, принадлежности к определенной социальной среде. Помимо этого, человек стремится к удовлетворению духовных потребностей. К ним обычно относят потребности в определении смысла жизни, понимании других людей, определения места человека в социальном окружении. Австрийский ученый В. Франкл рассматривал потребность в смысле жизни как наиболее важную в структуре личности, оказывающую влияние на жизнедеятельность человека в целом, в том числе на его трудовую деятельность. Согласно В. Франклу, неудовлетворение потребности в смысле жизни, которую человек не всегда может осознать и сформулировать, зачастую приводит к возникновению экстан-циальной фрустрации. Удовлетворение этой потребности находится в прямой зависимости от личностных особенностей человека и его воспитания. В ряде случаев неудовлетворенность потребности в смысле жизни может принимать уродливые формы стремления к богатству, власти и т. п. [c.105]
Вторичные потребности в большей мере удовлетворяются с помощью моральных методов поощрения, к которым отно- [c.171]
Д. МакКлелланда. Не отрицая значимость предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других базисных потребностей в мотивации поведения работников, МакКлелланд попытался выявить наиболее важные среди вторичных потребностей , которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Он утверждает, что любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня во власти, успехе и принадлежности. На их основе возникает и четвертая потребность, а именно потребность в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации трех названных потребностей, например, ситуаций, не позволяющих добиться успеха, способных лишить человека власти или группового признания. Все сотрудники в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности. Однако у разных людей эти потребности выражены по-разному или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного опыта, ситуации и культуры человека. [c.193]
Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третич ная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения. [c.60]
Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности является естественная потребность человека в благах. Человечеством руководит импульс удовлетворения первичных потребностей, порождающий в свою очередь стремление к удовлетворению вторичных потребностей. Но совершенно бессознательно человеком руководит мотив сохранения трудовой энергии 22. Общность в человеческих мотивах хозяйственной деятельности не исключает присутствие определенных особенностей. Устойчивое значение для развития и успешности экономической деятельности имеют культура национальный менталитет, доминирующие ценности социальной общности. Как специфический способ человеческой деятельности, культура влияет, а возможно жестко определяет и ограничивает, стратегию и тактику социальных и экономических поступков человека. В соответствии с разнообразием культурных программ …дух, управляющий хозяйственными субъектами, может быть глубоко различен и был уже издавна глубо- [c.19]
Преимущества и недостатки
Пирамида Маслоу представляет собой ценность для изучения больших масс людей, когда нет необходимости присматриваться к индивидуальности. Если говорить о ее плюсах и минусах, то можно выделить следующее:
- Плюсы. Возможность понимать большие массы людей, применимость теории к работе в больших коллективах, способность объяснять поведение отдельных людей достаточно точно, иметь рычаги влияния на них. Также благодаря теории можно лучше понять самого себя;
- Из минусов: Маслоу А. не смог досконально описать своей теорией каждого индивида, учесть изменчивость характера, непостоянство, наличие гениальностей, зависимостей от определенных вещей. Многие люди ведут себя не так и имеют не те приоритеты, которые бы должны иметь, если оценивать их с точки зрения теории Маслоу.
Многие психологи считают, что пирамида уже устарела и сегодня, когда большинство людей не волнуется о низких потребностях, не отображает действительности.