Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии


Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология. Раздел: Философия.

Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.

Человеческие потребности являются предметом исследования разных наук и сфер деятельности

Что такое потребности

Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.

По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.

По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.

Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.

Основные признаки

В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:

  1. Они постоянно изменяются. Это связано не только с тем, что в процессе жизни у человека разные приоритеты, но также и с тем, что потребности зависят от характера человека, его мировоззрения, жизненных устоев и ценностей;
  2. Они динамичны. Это значит, что они могут совершенствоваться в процессе становления личности человека;
  3. Они зависят от того, какую жизнь ведет человек. Что это значит? Во-первых, каждая личность складывается в процессе социализации. Это означает, что человек и его потребности зависят от его окружения, интересов, занятий. Во-вторых, полученная профессия и навыки также видоизменяют стремления индивида;
  4. Возможность регресса. В данном случае человек может вернуться на предыдущие стадии, если первичные потребности не будут удовлетворены в должной мере.

Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные
    . К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные
    – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные
    . Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Значение в жизни человека

Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.

Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.

Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.

Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.


Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности

Индивидуальные и общественные потребности

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические осо­бенности — состояние здоровья, особенности физиологических про­цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв­ной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые че­ловек реализует в своей жизни. На формирование потребностей лич­ности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воз­действие социальной среды.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в усло­виях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, чело­век, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только тор­говлей, в касте стиральщиков белья — только стиркой и т. п.

Одна из главных тенденций развития отношений между челове­ком и обществом — индивидуализация личности. Развитие, экономи­ки, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию ин­дивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвя занного с ним индивидуального стиля потребления.

Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

В человеческих сообществах всегда существовали различия меж­ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы — это в первую оче­редь мораль и право. Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объе­диняет?

Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб­ностей отражают следующие закономерности.

1.В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье тре­буется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуeтся услугами парикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег­ко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. п.

2. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего на­рода в целом — в управлении обществом, обороне, поддержанииобщественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общест­венный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас­совой информации, общественных организаций, системы образова­ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до кон­ца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социаль­ную общность. Не существует какого-то «человека вообще», явля­ющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребно­стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потреб­ности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осо­знается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и пред­принимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания по­требности в решении экологических проблем цивилизации или в ос­воении космоса, в России — ряд острых социальных проблем (необ­ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци­онных процессов и т. д.).

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспита­нии детей является насущной для общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной — даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо­нахов различных церковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят­но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе не­одинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потреб­ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является обще­ственной. Для противодействия людям, препятствующим их удовле­творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ­ки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще­ственных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие челове ческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.

Индивидуальные потребности человека

Индивид — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности.

К индивидуальным биологическим потребностям прежде всего относятся потребности в пище, одежде и охране жизни и здоровья. Каждому человеку в зависимости от его пола, возраста, умственной и физической нагрузки, национальных традиций, привычек, массы и размеров тела, состояния здоровья и вкусов требуется своя индивидуальная норма питания по калорийности, содержанию питательных веществ и витаминов, по вкусовым качествам и индивидуальные требования к одежде по ее размерам, моделям и другим потребительским свойствам.

Полное и качественное удовлетворение индивидуальных потребностей в пище и одежде преследует основную цель — удовлетворение главной потребности индивида — охрана его жизни и здоровья.

Удовлетворение этой главной физиологической потребности помимо питания и одежды индивида напрямую зависит от его здорового образа жизни, который предполагает высокую санитарно-гигиеническую культуру каждого, отказ от потребления табака, алкоголя и наркотиков.

У нас в стране 70% населения не занимаются физкультурой, а распространенность гиподинамии (пониженная подвижность человека вследствие уменьшения силы его движений) среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес, в результате неправильного и нерационального питания.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы доля курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросла с 1/2 до 7/10. Стремительно увеличивается количество курящих подростков. Сегодня каждый десятый школьник зависит от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

В стране по-прежнему острой проблемой остается пьянство. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 7/10 всех несчастных случаев. Существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст постоянно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них — молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.

К индивидуальным социальным потребностям человека относятся его духовные, этические и эстетические запросы, потребность в самовыражении и самоутверждении личности, в защите от преступного посягательства на его жизнь и имущество. Познание и овладение общечеловеческими ценностями мира, дружбы, добра, справедливости и взаимопомощи; обладание чувством прекрасного и любви к родным и близким, к малой и большой Родине; высокие стремления к беззаветному служению своему народу и всему человечеству — все это естественные потребности одухотворенного человека.

Для выполнения этой великой миссии необходимы всестороннее и гармоничное развитие личности, ее здоровый образ жизни, предполагающий органическое соединение высокой нравственности и санитарно-гигиенической культуры. Биологические и социальные потребности человека взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Потребность в труде есть одновременно и биологическая, и социальная потребность человека. Посильный и увлекательный труд укрепляет здоровье человека, продлевает его жизнь, делая ее интересной, содержательной, возвышая и утверждая трудящуюся личность. Поэтому перед вырастающим человеком с его детских лет незримо встает задача познать себя, свои способности, развить их и эффективно использовать в своей настоящей и предстоящей жизни.

Семейные потребности человека

Семья — первичная и основная биосоциальная ячейка человеческого общества, представляющая собой группу людей, объединенных любовью, браком и кровными узами.

Семья характеризуется тремя основными признаками: совместным проживанием ее членов, наличием отношения их родства и совместным ведением ими домашнего хозяйства, общностью бюджета. Важные функции семьи: любовь, рождение и воспитание детей, взаимопомощь в жизни и быту, духовное общение и единение. Все эти функции определяют взаимосвязанные физиологические и социальные потребности семьи.

Первейшая и важнейшая биологическая потребность человека состоит в необходимости воспроизводства человеческого рода, в рождении и воспитании детей, что является одновременно и социальной потребностью людей, ибо, порождая и воспитывая детей, человек добивается самовыражения и самоутверждения среди своих близких современников и родных потомков. Сын или дочь, каждый из них является продолжателем рода родителей, наследником фамильных ценностей своих предков.

Семья держится на миролюбии, взаимопонимании, дружбе, согласии, почитании старших и лучших национальных и семейных традициях. Духовности и нравственности, царящим в семье, отводится первое место. Как показали социологические исследования, второе место прочно занимают денежный достаток в семье и ее жилищные условия, что определяет возможности и желания родителей иметь второго ребенка. При рождении первого ребенка для большинства родителей такие условия не являются главными и определяющими.

Максимальное удовлетворение всех потребностей семей, повышение их материального благосостояния способствуют увеличению рождаемости и росту общей численности людей, что является основным показателем развития человечества. В укреплении семейных уз, в повышении рождаемости большое, а в ряде случаев и решающее значение отводится экономической деятельности членов семей, их домашнему хозяйству и всей экономике как системе хозяйствования.

Общественные потребности людей

Облик человека определяет его социальная сущность. Первейшая из социальных потребностей человека — его общение с ему подобными людьми. Все несемейное общение людей и все их общественные потребности по своему характеру и объему можно подразделить на четыре уровня:

1) коллектив (группы соседствующих и дружеских семей, сотрудников по месту работы, учащихся, коллег по любительским и другим занятиям);

2) регион (жители сел, районов, городов, областей и других административно-территориальных и природно-географических районов);

3) страна (граждане и все население государства);

4) человечество (мировое сообщество людей).

После семьи самое тесное и самое необходимое людям общение происходит в коллективе в процессе совместного труда, совместного обустройства быта, других совместных занятий и отдыха. Поэтому на вопрос, что такое счастье, в народе часто говорят — это когда с радостью на работу из дома идешь и с такой же радостью с работы возвращаешься домой. Товарищеские и здоровые дружеские отношения сотрудников, благоприятный психологический климат в трудовом коллективе оказывают большое положительное влияние не только на психофизическое состояние людей, но и, как следствие, на результаты их труда. И наоборот, отсутствие таких отношений и такого климата ведет к психическим расстройствам, нервным и другим заболеваниям. Недаром говорят, что если плохое настроение, то из рук все валится.

На уровне региона основными социальными потребностями людей являются образование, культурные зрелища, любительские и общественные занятия, а биологические потребности состоят в организации общественного питания, в необходимости лечения болезней, в занятиях физкультурой и спортом. Удовлетворение этих потребностей осуществляется посредством создания и функционирования школ, вузов, библиотек, домов культуры, театров, больниц, поликлиник, спортивных сооружений и многого другого, на что требуются большие денежные и материальные ресурсы, получаемые в результате экономической деятельности людей и работы предприятий, производящих соответствующие материальные блага.

На уровне страны осуществляется законодательное обеспечение биосоциальных, индивидуальных, семейных и коллективных потребностей людей. Решается проблема правового регулирования и государственных гарантий реализации этих потребностей. Для этого создаются и функционируют государственные органы управления различными областями материального производства и культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительные и другие органы. И все они содержатся за счет налогов и сборов от доходов экономической деятельности людей и работы предприятий. Следовательно, и на этом уровне удовлетворение общественных потребностей людей зависит от экономики, от материальных ресурсов и денежных средств.

Высший уровень общественных потребностей людей — это их общение на межгосударственном уровне. Потребность в этом общении и взаимодействие людей различных стран растут в связи с повышением необходимости совместной борьбы с международным терроризмом и превращением локальных войн в мировую, с загрязнением природной среды и хищническим использованием природных богатств.

Глава 6. Формирование потребностей

1. Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса

Техника, по определению Маркса, есть «овеществленная сила знания».93 Из этого определения вытекает, что неовеществленные знания, равно как и органы человеческого тела (ноги, руки, голова и т. д.) являются неотчуждаемыми силами человека, а, следовательно, определенностью техники не обладают.

Человеческий разум, используя материалы природы, превращает их в орудия труда, в средства транспорта, в оружия для обороны и завоевательных войн, в медицинские инструменты, в средства спорта и развлечений. История человеческого общества и общественный прогресс хорошо просматривается в прогрессе техники — от каменного топора до современного компьютера и космических кораблей. Они есть предметное воплощение технического прогресса.

Техника — это, прежде всего, средство человеческой деятельности. Как таковая она используется для осуществления тех целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, группы людей, нации или государства, следовательно, техника не создается ради техники, она всегда была, есть и будет средством для достижения какой-либо цели. Вне функционирования в качестве средства техника перестает быть сама собой, превращается в металлолом, в мусор.

В истории общества техника играла роль двуликого Януса. В зависимости от того, в чьих руках она находится, она может служить как умножению добра, так и распространению зла: углублению экологического кризиса, укреплению власти антинародных режимов, распространению болезней. Техника освобождает человека от изнурительного физического труда и, вместе с тем, порождает безработицу, она представляет высокоскоростные средства транспорта и, вместе с тем, чревата все более губительными транспортными катастрофами (пример, катастрофа весной 1998 г. пассажирского поезда в Германии, двигающимся со скоростью 200 км в час, в которой погибло около 200 человек и следствием которой было решение германского правительства об ограничении скорости движения поездов до 100 км в час). Техника способствует усвоению новых сфер природных ресурсов, она же приближает час экологической катастрофы. Перечень противоречивых, взаимоисключающих последствий технического прогресса можно продолжить. Все они подчеркивают мысль, что техника может служить как гуманным, так и антигуманным целям. Названная двуликость техники порождает неоднозначное отношение к техническому прогрессу на всем протяжении истории.

Еще в античной цивилизации существовало двойственное отношение к технике.

Если Геродот с радостью и восхищением описывает такие изумительные творения технического искусства как Афонский перешеек, мост через Геллоспонт, водопровод на Самосе, если Эсхил в своем «Прометее» объясняет фундаментальную человеческую миссию техники, то уже Софокл дает обоснованное доказательство опасной природы техники в знаменитом хорале из «Антигоны». Он говорит об ужасности человека, которая привела его к технике, о той чудовищной разрушительной силе, которую дала человеку техника. Так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом.94

Многие древние мыслители, например, Платон и Сократ, ставили созерцательное нравственно-эстетическое отношение к природе выше практического технического мышления. Они считали изобретателей орудий личностями низкопробного интеллекта. Техницизм как синоним прагматизма не довлел над умами древних греков.

Сами авторы технических изобретений (например, Архимед) считали необходимым пояснять, что они занимаются исследованиями отнюдь не для практических нужд, а ради развлечений. И мифологический Прометей — символ преобразования мира — не был человеческим существом и в силу этого переносил техническое творчество в царство божеских даров, которые человек всего лишь «находит».

Современная эпоха полна пессимистических предсказаний о последствиях научно-технического прогресса. Так, XV Всемирный конгресс по философии (1973 г.), посвященный проблеме «человек и техника» выразил полярность взглядов философов на эту тему. Западные философы, представлявшие страны с передовыми технологиями, относились к технике критически, отмечали ее дегуманизирующее влияние на человека, называли Маркса технократом за его высказывания о ведущей роли техники в структуре производительных сил.

Английский социолог Клитер предсказывал такое будущее, когда компьютеры и роботы вытеснят человека из всех сфер жизни и будут танцевать канкан на могиле последнего человека, упрекая его в том, насколько он был глуп, создав думающие машины.

С другой стороны, философы из Индии, Пакистана, Афганистана видели причину всех бедствий народов их стран в недостаточном развитии техники.

Более широкое по сравнение с техникой понятие технологии. Оно определяется на основе системного подхода и способствует уяснению места человека в непосредственном процессе производства.

Технология — это процесс производства, рассматриваемый с точки зрения активного осуществления целевой установки с оптимальным использованием средств труда (технических м человеческих), научных достижений, методов управления производством и контроля за качеством продукции.

Гуманизация технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма, человеческой деятельности. Другим полюсом взаимодействия человека и техники в технологии является технизация человека, т. е. превращение органов человека и актов его деятельности, его интеллектуального потенциала в одно из средств (факторов), в инструмент достижения технической цели. Это, несомненно, дегуманизирующий признак технологии, так как он резко снижает возможности самореализации человека, его духовных и нравственных качеств, т. е. всего того, что подходит под емкое определение личности.

Создавая материальные ценности для общества, человек обесценивается, превращаясь в простую функцию технологического процесса.

Существует два способа устранения названного здесь дегуманизирующего признака технологического процесса. Первый, компенсирующий способ. Он состоит в том, чтобы компенсировать техническое отчуждение в процессе производства хорошей зарплатой и созданием условий для всестороннего развития личности за пределами производства. Человек из положения в себя бытия переходит в положение для себя бытия.

Второй способ состоит в гуманизации технологического процесса, в создании таких условий на производстве, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои личностные и гражданские качества. Этот, второй, способ более трудный, он и должен быть предметом пристального внимания технического образования, его гуманизации.

Попытаемся сформулировать некоторые философские подходы к решению этой проблемы.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления, различные уровни человеческого разума. Основные уровни: аналитический разум, синтетический разум, диалектический разум.

«Технология есть кульминация аналитического разума, а компьютеры есть высший пример аналитического разума в действии. И чем больше прогресс компьютерной техники, тем больше опасности превращения аналитического разума в единственный способ мышления и технологизации всего человеческого разума» (Д. Джордж. США).

Подготовка инженерных кадров опирается на приоритетное развитие аналитического мышления. Это — аксиома технического образования. Опасность дегуманизации инженера, подготовки бесчеловечного инженера состоит не в отрицании этой аксиомы. Дегуманизация начинается там, где аналитический разум рассматривается не только как превалирующий, но и как единственный способ мышления будущего специалиста. Когда аналитический разум не ограничивается сферой технологии, но осуществляет свою экспансию на все другие сферы жизнедеятельности человека: культуру, духовную и нравственную жизнь общества.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания студента в вузе ориентировать на преодоление одностороннего представления на свою будущую техническую специальность. Надо, чтобы будущий технический специалист ориентировался на усвоение целого комплекса гуманитарных знаний, чтобы он формировал себя, прежде всего, как человек, а затем — как инженер. Именно так ориентированы многие технологические вузы западных стран, отводя на изучение гуманитарных дисциплин до 50% учебного времени.

Надо также учесть то обстоятельство, что не все проблемы, изучаемые техническими науками, являются чисто технологическими. Это и человеческие проблемы. Поэтому в программу технических дисциплин должны быть включены вопросы истории науки и техники, социальные и культурные предпосылки развития той или иной технической науки, место и значение той или иной конкретной науки «на карте знаний». Надо показать, что доминирование аналитического разума исторически ведет к радикальному атомизму, в котором все части разделены, независимы, дискурсивные.

Синтетический разум есть черта разума или черта разумного человека, форсирующая целостное мышление, систему или всеобщность. Этот тип разума, который рассматривает все элементы структуры в их взаимосвязи в рамках системы. Синтетический разум формирует модель универсального единства.

Синтетический разум формирует общечеловеческую позицию будущего специалиста. Это достигается преподаванием гуманитарных дисциплин: истории, культуры, политологии, эстетики, этики, языкознания, социологии. Функциональное назначение этого ряда дисциплин состоит в формировании образа личности в обществе, государстве, в усвоении системы социальных коммуникаций.

Формирование и развитие синтетического мышления будущих специалистов вполне подходит под название гуманитаризации технического образования. Из перечисленных дисциплин названного цикла наибольшей возможностью для формирования личности технического специалиста обладают: социология, эстетика, этика, языкознание. Но поскольку все эти дисциплины формируют преимущественно поведенческую (социальную) сторону личности специалиста и не вникают в деятельностную (профессиональную) сущность личности, они не могут претендовать на приоритетную роль в процессе гуманизации технического образования. Диалектический разум цементирует связь между первыми двумя уровнями мышления. Это тот аспект разума, который сдерживает нас от чувства полного удовлетворения от результатов наших аналитических и синтетических достижений. Это движение от одной перспективы к другой, от одной точки зрения к другой, гарантия от односторонности и закостенения. Это гибкость ума, побуждающая к смене методов, к плюрализму подходов, к поиску средств выхода из тупиковых ситуаций технического творчества. Это чувство того, что проделанный анализ не следует воспринимать за конец поиска, а синтез никогда не бывает полным.

Диалектическое мышление — масштабное, стратегическое. Первостепенная роль в решении этой задачи при подготовке инженеров отводится философии. Это достигается в органическом единстве мировоззренческой и методологической подготовки. Существенную роль в этом деле могла бы сыграть организация совместно с техническими кафедрами деловых игр, включающих решение экологических проблем будущими инженерами.

В этом свете мне представляется, что подлинная, а не мнимая гуманизация технического образования состоит в воспитании у будущего специалиста стремления и способностей к всесторонней реализации своей деятельной сущности во всех сферах общественной жизни на базе высокой профессиональной подготовки.

Итак, какие новые потребности формирует современный научно-технический прогресс, какие из старых потребностей он нивелирует или модернизирует с учетом современности? Учитывая виртуальную природу потребностей, их консерватизм и избирательность, их выборы разными людьми, следует сразу предупредить: нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Речь идет о тенденции, увлекающей большую часть людей в соответствие с реалиями новых технических усовершенствований, но не охватывающих всех без исключения граждан.

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения — это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта потребность формируется собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов. Пример: строительство высокоскоростной ж/д от Петербурга од Москвы. Вряд ли эта потребность (доехать до Петербурга за 3 часа) овладеет большим количеством населения. Значительно удобнее ехать до Петербурга 7 часов: вечером сесть в поезд, а утром прибыть в Петербург. Кроме того, существует ряд других проблем: экологические, экономические и др., которые создают ситуацию нецелесообразности строительства этой дороги.

И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Мы называли пример катастрофы высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Во-вторых, о новых средствах связи и коммуникаций: сотовые телефоны, Интернет. Эти средства связи приемлемы для ограниченного числа людей правоохранительные органы, торговле и др. Во многих других случаях использование сотовых телефонов приносит вред обществу: киллеры, воры, преступные сообщества. В прессе отмечалось о недовольстве людей, посещающих театры, когда некоторые посетители спектакля разговаривают по сотовому телефону во время спектакля.

Все эти нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Эти нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя, а не делать их исключительной привилегией толстосумов.

Следующая потребность, формируемая техническим прогрессом: многопрофильная ориентация специалистов. Технический прогресс приводи к моральному износу не только техники, но и технических специальностей: многие из них отмирают, когда специалист еще находится в расцвете сил. Надо ориентироваться на приобретение смежных специальностей, чтобы не оказаться без работы, выдерживать конкуренцию на рынке труда. И, наконец, у технических специалистов должна постоянно воспроизводиться потребность в гуманизации техники, о чем говорилось выше. Мы должны очеловечивать, одухотворять технику, чтобы не превратиться в «веселых» роботов (Маклюэн).

Психологическая структура потребностей

Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.

Предмет

В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.

Реакция (дискомфорт)

Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.

Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Развитие потребности

Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:

  1. Первая стадия непосредственно связана с тем, что для осуществления какой-либо деятельности у человека формируется идеал или образ. Далее этот образ становится скрытым мотивом человеческое деятельности;
  2. Вторая стадия характеризуется тем, что человеческая потребность укрепляется, конкретизируется и полноценно формируется. К примеру, изначально у человека может сформироваться желание в заботе. Он будет осознавать эту потребность. Далее, после того, как она конкретизировалась, личность будет искать предмет потребности в заботе. Например, человека, о котором можно позаботиться, или же – человека, который может позаботиться о нем самом.

Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.

Потребность — это…

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

Виды потребностей

В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.


Основные потребности человека подразделяются на конкретные группы и виды потребностей

Биологические потребности

Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:

  1. Еда. Как и любому другому живому существу человеку необходима пища для продолжения своей жизни и функционирования;
  2. Вода. Еще одна необходимость, без которой человек физически не сможет функционировать;
  3. Сон – хороший отдых для организма является важнейшим фактором для жизнедеятельности.

Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.

Материальные потребности

Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.

Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:

  1. Покупка вещей, техники, мебели;
  2. Приобретение дома, недвижимости;
  3. Потребность в наличии материального достатка.

Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.

Социальные потребности

Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.

В группу социальных потребностей включаются следующие элементы:

Любовь

В общении

Дружба

Взаимопонимание

Поддержка

Во взаимодействии

Таким образом, группа социальных потребностей сохраняется с человеком всю его жизнь. Например, вряд ли хоть один индивид сможет прожить в полной изоляции и отсутствии общения.

Духовные потребности

Потребности человека также бывают духовными. Что это значит? Во-первых, они носят фундаментальный характер. То есть они формируют нашу личность и наше мировоззрение. Во-вторых, духовные потребности связаны с тем, как мы воспринимаем себя и окружающий нас мир. Проще говоря, духовные желания нашей личности связаны с чувством эстетики и восторга.

В структуру этой группы входят следующие виды потребностей:

  1. Искусство;
  2. Вера;
  3. Карьера и образование;
  4. Самореализация.

Таким образом, можно сказать, что они олицетворяют душевную гармонию человека с самим собой. То есть это те желания, которые делают человека счастливее.


Возможность творческой (духовной) самореализации – является необходимой для человеческой личности

Главная черта, определяющая индивидуальный характер нужд

Таким образом, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо отметить прямую связь этого характера с сознанием человека. Нужды определяют направленность, фокусируют внимание в конкретном направлении. С другой стороны, сам человек как высокоразвитое существо способен определять свои потребности и концентрироваться именно на тех вещах, которыми был определен его персональный выбор. Тот, в чьей системе ценностей преобладает карьерный рост, будет иметь потребность в нем. Его сознание сосредоточится на действиях по достижению повышения. Тот, кто хочет переехать в другую страну, направит фокус своего внимания на восполнение этой потребности.

Дополнительные виды потребностей

Однако в настоящий момент выделяются и иные виды необходимых для человека элементов. Их называют также «вторичные потребности». Потому что они у каждого человека разные. Более того, они могут в принципе не возникнуть у личности. Давайте разберемся с основными.

Потребность в движении

По своей сути потребность в движении – это тип биологической потребности. В действительности без движения тело человека атрофируется. Оно становится не жизнеспособным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет удовлетворить ни одно свое желание.

Власть как потребность

Такая жизненная необходимость носит индивидуальный и конкретных характер. Поэтому она может присутствовать не у всех людей. То есть желание власти представляет собой следствие сложившихся устоев личности.

Наверняка, вы не раз думали, что кому-то из ваших знакомых непременно нужно быть руководителем. Или же, наоборот, считали, что человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над окружающими. Это и есть та самая необходимость во власти. Что она может в себя включать:

  • Во-первых, желание занимать лидирующие позиции в любых взаимоотношениях;
  • Во-вторых, желание быть начальником на работе;
  • В-третьих, высокий уровень амбиций человека;
  • В-четвертых, применение методов подавление в отношении других и завышенное чувство собственной важности, а также эгоцентризм;
  • В-пятых, возможность достижения стадии тирана в любых социальных связях.

Безопасность

Это желание также рассматривается как первичные потребности человека. Такая необходимость присуща не только людям, но также и животным. Например, для нормальной жизни каждый человек должен чувствовать себя в безопасности. То есть он должен иметь дом, крышу над головой, а также определенный достаток, который позволит обеспечить себе жизнь.

Существует точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из фундаментальных. И это, действительно, верная позиция. То есть такая необходимость обосновывается физиологическими и инстинктивными причинами.

Достижение результатов

Этот жизненный ориентир также зависит от конкретной личности. Есть так называемые люди –завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя полноценно и гармонично, им необходимо постоянно чего-то добиваться. Например, ставить цель в получении повышения на работе и упорно к ней идти.


Карьерный амбиции также являются разновидностью потребностей человека

Потребность в зависимости от другого

Это больше эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что основана она как раз таки на инстинктах.

Так, человек – это живое существо, которому свойственно задумываться о продолжении своего рода. Поэтому из-за социальной характеристики каждого индивида, возникает необходимость в тесных социальных и эмоциональных связях.

Достаточно часто в практике встречают случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и др.).

Свобода

Что входит в эту потребность человека:

Свобода в отношениях (возможность свободного выбора окружения)

Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, веры религии)

Свобода в передвижении (возможность путешествовать, менять дом)

Показательный пример необходимости в свободе – это самоизоляция, произошедшая в марте 2022 года. После нахождения в четырех стенах и невозможности свободно перемещаться, особенно в Москве, у многих возникли первые стадии депрессии. Более того, на приемах у специалистов произошел приток людей, страдающих от расстройств, которые усугубились из-за изоляции от внешнего мира.

Потребности людей и психология

Если потребности существуют, то их надо удовлетворять, а для этого совершать целенаправленные действия. Когда у человека появляется потребность, он направляет в свои силы на ее удовлетворение. Захотелось есть – покупает продукты, и готовит какое-то блюдо. Есть желание создать семью – ищет партнера.

Но, к сожалению, не всегда человек способен удовлетворить свои желания. Более того, он не всегда может понять, чего именно он хочет. А ведь именно от этого зависит его душевное равновесие и счастье. Поэтому психология много внимания уделяет изучению потребностей людей. Психологи подметили несколько интересных особенностей, касающихся потребностей и их удовлетворения.

Человек не всегда осознает свои потребности. Порой люди не понимают, чего они хотят на самом деле. Это порождает душевные страдания, которые часто переходят в психосоматические заболевания.

Желание и влечение

Если человек не осознает к чему тянется, психологи используют термин «влечение». То есть он не может достичь комфортного состояния поскольку его мучит потребность, которой он не осознает и не понимает. Когда он начинает понимать, что ему надо на самом деле, это называется желанием. Когда появляется желание, возникает мотивация.

Мотивы, цели, потребности

Что такое мотивация? Это движение человека к цели. Он осознал, чего хочет, и к этому стремиться, у него появляется мотив. Например, у девушки есть цель – похудение. Она начинает совершать определенные действия: садится на диету, бегает по утрам и т.п. У нее появляется мотив – чтобы на нее больше обращали внимания парни. Тогда она начнет чувствовать себя востребованной, то есть реализует свою потребность.

Потребности и эмоции

Сильные потребности влекут за собой сильные эмоции. Если человек испытывает сильное раздражение, следовательно, какая-то из его потребностей не удовлетворена, и он жаждет получить что-то. Поэтому важно понять, чего именно хочется: хорошего мужа, славы, денег, возникает желание купить большой дом или поехать в Париж. В принципе, ничего невозможного нет. Главное понять, чего вы хотите на самом деле. Может быть просто, чтобы на вас обратил внимание симпатичный сосед.

Почему важно разделять ваши потребности и хотелки

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, чем потребности отличаются от желаний.

ПотребностиЖелания
1. Потребности всегда конструктивны. Ваши потребности всегда говорят о важности, необходимости для вашего нормального функционирования и жизни; 2. Потребности носят глубинный и фундаментальный характер; 3. Также они позволяют найти гармонию с самим собой.1. Они деструктивные. То есть желания могут навредить развитию личности и жизни. например, наркомания – это «хотелка», а не потребность; 2. Желания могут быть навязаны другими людьми; 3. Также желания могут носить поверхностный характер. То есть они не будут удовлетворять вашим истинным потребностям.

Сравнение потребностей и желаний человека
Давайте разберем на конкретном примере. Так, у вас есть квартира, в которой вы живете. При этом, вы хотите купить дачу. Но денег на нее нет. Из-за этого вы раздражаетесь и злитесь на себя. В данном случае покупка дачи – это желание. Наоборот, если жить вам негде, то приобретение жилья – это потребность.

Так почему же важно их различать? Во-первых, так вы сможете правильно распределять свою энергию и деятельность. Во-вторых, это поможет вам лучше познать себя и других людей. В-третьих, позволит верно расставлять приоритеты.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Как понять, что вам нужно, а что вы просто хотите

На самом деле мы уже указали, какими способами можно это различить. Но чтобы вам было проще, вы можете задать себе следующие вопросы:

  1. Смогу ли я прожить без этого? Например, покупка дорогого платья не является необходимостью. Так, вы можете оставить это желание и купить его тогда, когда материальных ресурсов будет больше;
  2. Что мне это даст? Такой вопрос помогает объяснить самому себе истинную природу вашего наваждения;
  3. Ограничу ли я себя этим приобретением? Здесь важно понимать, что ваши желания никак не должны конкурировать с потребностями. Поэтому определяйте, что для вас приоритетнее.


Многие люди не осознают своих потребностей, поэтому часто чувствуют себя несчастными

Что мы узнали?

Потребность — это нужда в чём-либо, без удовлетворения которой человек испытывает дискомфорт. Традиционная классификация делит потребности на биологические, социальные и духовные. Также популярностью пользуется теория американского психолога А. Маслоу.

Предыдущая

ОбществознаниеОбществознание – что изучает наука и определение что это такое, кратко о понятии (5 класс)

Следующая

ОбществознаниеСоциальные нормы и общественные правила поведения человека – что такое, зачем нужны кратко о понятии по обществознанию

Теории о потребностях

В теории психологии выработаны и рассмотрены множество классификаций потребностей. По-другому они называются – теории о потребностях. В настоящий момент их смысл сводится к разделению потребностей по различным основаниям. Любая из теорий может показаться вам довольно абсурдной, однако все собранные здесь являются основными в теории психологии. Давайте отбросим предрассудки и объективно посмотрим на каждую. Наверняка, вы встречались хотя бы с одной из них.

Самая известная теория – Пирамида Маслоу

Данная теория является основополагающей для многих отраслей знаний. Ее рассматривают в рамках медицины, психологии, юриспруденции. Данная теория стала вполне конформистской и общепринятой в социуме. Но что она собой представляет? Давайте разбираться:

  • Во-первых, пирамида Маслоу названа так в честь одноименного исследователя – Маслоу;
  • Во-вторых, суть этой теории сводится к тому, что потребности разделяются на первичные потребности и вторичные;
  • В-третьих, она предполагает, что у человека выстраивается особая иерархия потребностей. Которые выступают некоторым приоритетом для человека.


Пирамида потребностей по теории А. Маслоу

Первичные потребности

По теории Абрахама Маслоу, первичные потребности это те, которые связаны с физиологией человека. К ним относят следующие потребности:

  1. Еда;
  2. Вода;
  3. Воспроизводство рода (размножение);
  4. Жилище;
  5. Сон.

Вторичные потребности

К вторичным потребностям как раз-таки относятся социальные, духовные и иные виды. Они означают, что их удовлетворение возможно только после удовлетворения базовых (первичных). Что к ним можно отнести:

  1. Общение;
  2. Власть;
  3. Самореализация;
  4. Творчество;
  5. Безопасность;
  6. Признание.


По теории Маслоу выделяются первичные и вторичные потребности

Теория Альдерфера

Теория данного ученого исходит из аналогичных позиций. Однако является более конкретизированной. Она выделяет три группы возможных потребностей человека. Давайте рассмотрим каждую из них.

Потребности существования

Логично, что к данному виду относятся те желания, которые составляют основу человеческого существования и жизни. Так, к ним будут относиться: сон, еда, вода, безопасность. Проще говоря, это те же биологические потребности, или первичные по теории Маслоу

Потребность связи

Простыми словами, это необходимость в социальных связях (социализации) и общении. Помимо этого, в данную группа Альдерфер относит и «высокие» (духовные) потребности – самореализация, власть, творчество и другие.

Потребность роста

Такая группа больше связана с факультативными, или же дополнительными стремлениями человека, которые мы рассмотрели ранее. Например, к этой группе могут относиться стремления человека к саморазвитию, самообучению и образованию.

Теория Фромма

Эрих Фромм – известный ученый-психолог. Он посвятил свою жизнь изучению человеческой личности. Поэтому в его трудах также моно встретить теории о стремлениях человека. Они разделяются на пять основных категорий.

ГруппаСодержание
Установление связейВ данной группе потребностей Фромм подразумевает, что каждый человек своей целью видит выстраивание социальных связей и контактов с другими людьми. Например, дружба или построение семьи.
ПреодолениеПо теории Фромма каждый человек – это изначально животное, а только потом личность. Поэтому основная потребность людей – это преодоление своих животных инстинктов.
КорниЧеловек – существо социальное. Следовательно, каждый хочет ощущать себя частью мира, общества, небольшой группы. Каждый стремиться оставить после себя определенного рода «наследие».
ИдентичностьПо-другому – самоидентификация. То есть каждая личность стремиться не быть похожей на остальных. В процессе роста и жизни каждый пытается идентифицировать себя среди миллиардов других людей.
Система взглядовВся жизнь человека – это потребность в построении собственных идеалов, устоев и ценностей.

Теория Эриха Фромма о потребностях человека
Как мы видим, Фромм исходит больше с психологической точки зрения и внутреннего содержания личности. Другими совами, Фромм выделил особые психологические потребности человека.

Теория приобретаемых потребностей Мак Келланда

Дэвид Мак Кэлланд в 20 веке выделил особую группу стремлений – приобретаемых в процессе жизни. При этом, он не отрицал верности иных существующих теорий. Так, по Мак Келланду выделяются следующие виды приобретаемых потребностей:

  1. Потребность во власти;
  2. В причастности;
  3. В успехе.


Выделяется множество психологических теорий о потребностях

Фокус внимания

Избирательность внимания при восприятии реальности определяется доминирующей на данный момент времени потребностью. К примеру, у голодного человека все внимание будет сосредоточено на тех объектах внешнего мира, которые связаны с пищей. Человек, которые одержим приобретением нового, более дорогого, автомобиля, будет видеть вокруг только фешенебельные иномарки. Поэтому такая избирательность будет также одним из индикаторов, свидетельствующих о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]