Структура социализации
Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:
- Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
- Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.
Десоциализация и ее агенты
Десоциализацией называют процесс, в ходе которого человек утрачивает социальный опыт и навыки. Это может проявляться в незначительной дезориентации личности в обществе, утрате связей с коллективом. Агентами этого процесса являются:
- Неблагополучные семьи;
- Общение с людьми, имеющими психические отклонения;
- Вынужденное пребывание в асоциальных условиях и криминогенной обстановке.
Внимание! Утрата социальных навыков часто обусловлена попаданием человека в экстремальную ситуацию. Если психотравмирующее действие было очень сильным, восстановить социальные навыки уже не удается.
Десоциализация
Социализация – это длительный процесс, предела которому нет. Некоторые ошибочно считают, что к старости она заканчивается. Однако это не так – преклонный возраст позволяет человеку оценить эффективность своего жизненного пути, передав свои навыки следующему поколению.
Результаты социализации
В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.
Показателями успешной социализации личности являются:
- Включение личности в систему общественных отношений.
- Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
- Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
- Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
- Активное воспроизводство системы социальных связей.
Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.
Процесс социолизации. Субъективные и объективные условия становления личности
Оглавление
Введение………………………..…………………………………………….……3
Глава I Личность и механизмы ее формирования………………………….5
1.1. Понятие личности…………………………………………………………….5
1.2. Процесс социолизации. Субъективные и объективные условия становления личности………………………………………………………………………6
1.3. Периодизация психического развития личности…………………………11
Глава II Познавательная активность, как условие
дальнейшего успешного обучения…………………………………….……..15
2.1. Определение феномена познавательной активности……………………15
2.2. Направления познавательной активности личности…………………….16
2.3. Источники и факторы, формирующие познавательную активность индивида……………………………………………………………………………….20
Глава III Познавательная активность в системе профессиональной
подготовки будущего специалиста……………………………………………23
3.1. Проблема кризиса современной системы образования…………………..23
3.2. Анализ подходов к взаимодействию личности и профессии…………….26
Заключение……………………………………………………………….……..27
Библиографический список………………………………………………..…29
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена растущей потребностью общества в людях, обладающих личной инициативой, социальной и профессиональной зрелостью и высоким уровнем развития творческих способностей. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование развития познавательной активности личности в процессе профессиональной подготовки студента.
Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом и познавательной активностью в процессе профессиональной подготовки — с одной стороны, и системой взаимоотношений, складывающихся между средой и личностью, способствует пониманию личности студента, его возможностей для будущей преобразовательной, инновационной деятельности. Среда, общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность студента, в то же время значимые для человека ценностные ориентиры определяются им самостоятельно и зависят от его способности целенаправленно и свободно выбирать цели и средства деятельности, проявлять активность в контактах с обществом. Импульс преобразования, внутренняя активность личности воплощается в профессиональном творчестве человека.
Активизация познавательной деятельности в ее различных формах и про- явлениях, превращение личности в субъекта деятельности, активного и творческого — это важнейшая проблема современной науки о человеке и практики работы вузов. Проблема познавательной активности имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы.
Результаты проведенных исследований показали, что формирование познавательной активности в значительной степени может способствовать снятию противоречий между: потребностями личности в самореализации и реальными условиями организации учебно-познавательной деятельности в учебном заведении; потребностью общества в возрождении интеллектуального потенциала страны и отсутствием престижа образования вообще; осознанием обществом необходимости активизации познавательных сил личности и недостаточной обоснованностью социально-педагогических условий для их развития в учебном процессе; сложившимися формами подготовки студентов вуза и социальном заказе на специалиста конкурентоспособного на рынке.
Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в изучении и анализе места и роли познавательных процессов в развитии и формировании личности.
В связи с означенной целью задачами исследования является:
— исследование понятие личность и механизмов ее формирования;
— анализ познавательной активности, как условия дальнейшего успешного обучения;
— изучение познавательной активности в системе профессиональнойподготовки будущих специалистов.
Предмет исследования — педагогические условия обеспечения познавательной активности и ее влияние на формирование личности.
Объектом исследования в настоящей работе является познавательный процесс как фактор формирования личности.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляет: — методологические и философские идеи современного образования (В.И. Андреев, Л.И. Божович, В.И. Мясищев, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Глава I
Личность и механизмы ее формирования.
Понятие личности
«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях человеческого знания (философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии). Большинством подобных определений подчеркивается интегративность понятия личности, подразумевая нечто большее, нежели совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от массы других.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Каждая личность является одновременно человеком, но далеко не каждый человек проявляет себя как личность. «Личность — это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности». Диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого) составляет личность.
Личность — это «социальное лицо» человека, плод социализации человека в процессе онтогенеза. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, превращает человека в полноценное социальное существо.
Процесс социолизации. Субъективные и объективные условия становления личности
Каким образом происходит усвоение индивидом системы социальных ролей и культуры? Как человек приобщается к социальному опыту, распредмечивает его, осваивает и усваивает (в меру своих индивидуальных возможностей и способностей)?
Социализация осуществляется как система двух взаимодействующих факторов:
1) воздействие общества на личность в процессе воспитания, образования, общения с родителями, сверстниками, в процессе пользования средствами массовых источников информации;
2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.
Действительно, «социальный индивид не получает своего общественного содержания наследственно и вынужден приобретать его в онтогенезе и в ходе всей своей жизни». Условно процесс социализации имеет три периода:
— первичная социализация, или социализация ребенка; — промежуточная социализация, или социализация подростка; — устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.
Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания). В свою очередь, социально-обусловленные свойства личности, будучи составляющими в определении структуры личности, оказывают большое влияние на остальные элементы структуры личности:
— биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, задатки);
— индивидуальные особенности психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления, эмоций, чувства и воли);
— индивидуально-приобретенный опыт (знания, умения, навыки и привычки).
Имея в виду то, что человеческую личность формируют в своем единстве генетическая и социальная программы, логично отметить существование субъективных и объективных
условий становления личности, ее совершенствования в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.
Биологические факторы: наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, прямохождению — общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия
, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности. При этом формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими. «Психическая деятельность человека, будучи детерминирована внешними условиями, развивается по своим специфическим внутренним законам». «Идея, чувства и верования, — говорил Г. В. Плеханов, — сочетаются по своим особым законам. Но эти законы приводятся в действие внешними обстоятельствами, не имеющими ничего общего с этими законами».
Социальные факторы (они же — «внешние обстоятельства») общественно-экономических условий жизни, семья и целенаправленное воспитание образуют, систему объективных условий
, влияющих на формирование личности. Именно среда — вся окружающая человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и формирование его личности, — является объективным условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки — мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Поскольку «если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества».
Итак, личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни). Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой — частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.
Рассмотрение вопроса о влиянии объективных условий на формирование личности будет неполным, если не отметить решающее значение в развитии человека «социальной наследственности». «Каждая личность представляет в той или иной мере весь человеческий род; в ее человеческой, телесной организации воплощен итог развития не только рода человеческого, но и ближайших его предков. Общечеловеческая природная организация личности формировалась по законам биологии, а потому и выступает как общественно-детерминированная природа человека».
Человек наследует от предыдущих поколений орудия труда и опыт организации производства, материальные и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая всем этим, он приобщается к общечеловеческой и национальной культуре, становится способным к труду, творческому развитию оставленного ему наследства.
Что является определяющим условием приобщения человека к социальному опыту, заставляющим его становиться личностью?
К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений». Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М. С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно «деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека». И именно «в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное». Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является «обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества», «сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом», классифицируется в четыре основных вида:
1) Преобразовательная деятельность (труд) — все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.
2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).
3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).
4) Коммуникативная деятельность (общение) — социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. «Общение — вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый».
Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.
Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, «в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью». «Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности».
Функции социализации
Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:
- Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
- Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.
Факторы социализации
Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.
Центры социальной адаптации
Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.
Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.
Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий. Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.
Механизмы социализации
Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.
Стадии (этапы) социализации
Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:
- Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
- стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
- Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
- Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Определение
Проблема определения социализации привела к возникновению различных концепций, которые отличались видением содержания социализации личности.
Концепция | Описание |
Психоанализ | Концепция основывается на теории о 3 составляющих психики человека:
|
Гуманистическая | Основными представителями концепции являются: Э. Фромм, А. Маслоу, Э.Гидденс. Исследователи видели содержание процесса социализации в развертывании личностных характеристик. Например, Э. Фромм утверждал, что социализация зависит от государственного строя. Он выделял и анализировал два основных типа социального характера: 1) «рыночный»; 2) «продуктивный». Рыночный характер является результатом адаптации личности к условиям рынка товаров и труда, ее стремления пользоваться спросом и быть не личностью со своими качествами, а «товаром». Продуктивный характер позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал и полностью реализовать себя в обществе. Э. Гидденс определял социализацию как источник процесса индивидуализации, а также способности независимо мыслить и действовать. |
Бихевиоральная | Известным представителем теории бихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Он считал, что социализация является практикой социального научения, которое может осуществляться только в соответствии с заданными стандартами. |
Феноменологическая | В данной концепции известны взгляды М. Вебера, Г. Зиммеля и К. Роджерса. М. Вебер считал, что характер поведения человека определяет его роль в общественных взаимодействиях; К. Роджерс видел ключевое значение социализации в биологической тенденции актуализации (превращения возможностей в действительность) и потребности человека в самосовершенствовании. Г. Зиммель видел процесс социализации как развертывание сущностных свойств человека. |
Структурно-функциональная | Французский социолог Э. Дюркгейм видел содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества. Он утверждал, что хотя социализация востребуема обществом, она также необходима для формирования личностной духовной основы (платформы). Он также внес важный вклад в понимание общества как ценностной нормативной системы, подчеркивая особенность социального поведения в регулировании наборами правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Основатели философии позитивизма О. Конт и Г. Спенсер считали человека изначально асоциальным, а формирование личности индивида происходит в обществе путем установленных норм, правил и воздействий. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокин при определении социализации выявил ее факторы, которые могут быть внешние по отношению к личности – космико -географические, биологофизиологические, психологические. Глава школы структурно-функционализма Т. Парсонс создал модель социализации, которая включает два уровня: первичный и вторичный. Известное определение социализации принадлежит З. В. Сикевич, русскому доктору социологических наук, которая видела социализацию в усвоении человеком правил и норм поведения, культуры общества, в котором он живет. |
Интеракциональная | Символический интеракционизм – направление в социологии, которое кладет в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия, взятые в их символическом (языковом) выражении. Предшественником данного направления был американский социолог Ч.Х. Кули, который отвергал идею врожденной природы человека, которая зарождается в группах; формирование личности происходит только в результате социальных взаимодействий. |