Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения


Эмоциональная сфера человека: основные компоненты, характеристики, функции

Определение 1
Эмоциональная сфера человека — это совокупность эмоциональных процессов, которые отражают спектр отношений человека к миру. То есть эмоциональные процессы — это одна из форм отражения сознанием реального мира.

Эмоциональная сфера человека состоит из нескольких компонентов:

  • эмоциональный тон — это характеристика на уровне ощущений: насколько приятно или неприятно воздействие раздражителя
  • собственно эмоции — это целостная реакция на предмет или явление, отражающая возможную степень удовлетворения или неудовлетворения этим предметом или явлением потребностей человека. Эмоции сильно связаны с потребностями и возможностями их удовлетворения.
  • эмоционально устойчивые отношения — чувства. Они возникают в результате обобщения эмоций, связанных с объектом. В то время как эмоции — это реакция относительно ситуации, а не самого объекта. Чувства отражают значимость объекта для человека.
  • эмоциональные состояния — это общий фон протекания психических процессов, настроение. Оно не связано с каким-либо объектом, это диффузное распространение доминирующей эмоции. Настроение формируется на основе органического самочувствия (здоровье и работоспособность организма), актуальных жизненных событий. Эмоциональные состояния могут быть активизирующими — способствующими реализации какой-либо деятельности (обратной их стороной является апатия), тоническими, т. е. ресурсно заряженными -аффект, счастье, паника (обратной их стороной является депрессия), тензионными — напряженность, усталость, возникающими при повышенной нагрузке (обратной их стороной является расслабленность).
  • эмоциональные свойства человека — устойчивые проявления эмоциональной сферы человека, которые уже закреплены структуре его личности. К эмоциональным свойствам относят: возбудимость (готовность эмоционально реагировать), устойчивость (оптимальный уровень эмоционального состояния в эмоционально нестабильной ситуации), экспрессивность (степень выражения эмоции и контроля за ней), чувствительность (быстрота и гибкость эмоциональных реакций), интенсивность (глубина переживаемых эмоций), ригидность-пластичность (насколько долго человек может испытывать определенную эмоцию, когда раздражитель уже пропал или появился новый)

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Основные функции эмоциональных процессов — это отражение действительности и регуляция поведения. Благодаря отражению в психике формируются отношения человека с имеющейся действительностью, на основе которых он способен реализовывать свое поведение.

Компоненты эмоциональных процессов:

  • импрессивный (внутренние переживания, способность дифференцировать эмоции, называть их),
  • физиологический (изменения гормональных процессов, кожно-гальваническая реакция, кровяное давление, ЭКГ и ЧСС, дыхание, изменение зрачков, мышечное напряжение),
  • экспрессивный (способы выражения эмоций: вербальные, невербальные, знаковые).

Эмоциональная сфера человека отражает человека в трех аспектах его целостности: биологическая природа (физиологические особенности, свойства нервной системы), индивидуальный опыт реагирования, культурный опыт человека (особенности выражения эмоций, характерные для данного общества и культуры, принятые эмоции и табуированные).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения 430 ₽ Реферат Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения 250 ₽ Контрольная работа Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Классификация эмоциональных процессов

Эмоциональные процессы можно классифицировать:

  • по знаку: положительные, отрицательные, также выделяют амбивалентные. Позитивные эмоции являются индикаторами адаптивности и полезности события, способствующего удовлетворению потребностей. Отрицательные эмоции также способствуют адаптивности организма, но через удаление от нежелательного стимула.
  • по длительности: кратковременные реакции и длительные переживания. Реакции отличаются неустойчивость и ситуативность, а переживания — устойчивостью и постоянством.
  • по интенсивности: выделяют слабые и сильные эмоциональные процессы. К первым относят те, что не содержат яркого экспрессивного компонента, а ко вторым — те эмоциональные процессы, которые влияют на физиологические процессы. Это аффект, страсти, тревога, фрустрация, стресс.
  • по содержанию: модальность эмоции (принадлежность к определенной категории органов чувств). Данное основание для классификации является наиболее противоречивым. Разные исследователи выделяли разное число эмоций по модальностям. Здесь можно выделить теорию дифференциальных эмоций К. Изарда, который выделял 10 основных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Однако она имеет много критики в силу необоснованной фундаментальности данных эмоций. Основной критерий базовых эмоций в том, что они имеют глубокие корни и проявляются в том числе у животных. Многие эмоции из классификации К. Изарда отличаются социализированностью (стыд, вина, презрение). В отечественной психологии предлагается выделять всего 3 модальности: радость, гнев и страх. Такая классификация была предложена В. Д. Небылициным. Автор считает, что все остальные эмоции являются производными от данных трёх или их сочетаниями.
  • по степени мобилизации организма: астенические (подавляющие: стыд, печаль, тоска) и стенические (активизирующие: радость, гнев, удивление)
  • по степени осознанности: осознаваемые и неосознаваемые. Неосознаваемость может проявляться в нескольких аспектах: сложность отследить и осознать начало зарождения эмоции. Неверное определение категории эмоций, ее интерпретация в связи с поступком.
  • по степени предметности: насколько эмоции связаны с предметом или нет.
  • по происхождению: выделяют врожденные эмоции (которые связаны с реализацией определенных инстинктов) и приобретенные (которые формируются в индивидуальном и социально-культурном опыте)

Еще один известный психолог-исследователь Р. Лазарус выделял такое основание для классификации эмоции, как причина возникновения эмоции. Он считал, что эмоции имеют разное содержание вследствие разных ситуаций, в которых они возникают. То есть эмоция — это результат сравнения требований ситуации и внутренних ресурсов для реализации потребностей в этой ситуации. Эмоция положительна, если ресурсов хватает, эмоция отрицательна — если не хватает. Так или иначе, он выделял: гнев, тревога, испуг, вина, стыд, печаль, зависть, ревность, отвращение, счастье, гордость, облегчение, надежда, любовь, сострадание.

Отечественный психолог Б. И. Додонов выделил интересное основание для классификации эмоций — субъективная ценность этих эмоций для человека. То есть автор опирался не на внутренние характеристики самих эмоций, а на внешние, которые связаны со сферами их проявлений. В данной классификации выделены: альтруистические эмоции (возникают в связи с потребностью в объединении), коммуникативные (возникают в связи с потребностью в общении), глорические (возникают в связи с потребностью в самоутверждении и признании), праксические (возникают в процессе деятельности в связи с ее успешной или неуспешной реализацией), пугнические (возникают в ситуациях преодоления и борьбы), романтические (возникают в необычных и таинственных ситуациях), гностические (возникают в ситуациях обучения, познания, исследования), эстетические (связаны с понятием красоты), акизитивные (возникают в ситуациях накопления, приобретения), гедонистические (возникают в ситуациях реализации разного рода комфорта).

Страдание и горе

Страдание — одна из фундаментальных эмоций, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

Страдание — наиболее часто встречающаяся отрицательная эмоция, имеет важные биологические и психологические функции. Страдание — неотъемлемая часть нашей жизни.

Психологические функции страдания: 1) сообщение себе и другим, что мне плохо, 2) побуждение предпринять действия для уменьшения страдания, 3)обеспечение умеренной, негативной мотивации, 4) облегчение сплочения людей внутри группы. Как причинами, так и следствиями страдания являются чувства, мысли, действия.

Следствием взаимодействия страдания с другими эмоциями и аффективно-когнитивных взаимодействий является переживание горя.

Главной причиной горя является утрата. Факторы, определяющие горе, условно могут быть разделены на биологические, культурные и психологические.

Горе — биологическая реакция, эволюционное значение которой в обеспечении групповой сплоченности у тех видов, для которых общественная форма существования необходима для выживания. Горе более значимая сила социального сплочения, чем положительные мотивы.

В то же время социокультурные факторы влияют на переживания и мотивационные явления, связанные с горем (горе и чувство вины коррелируют у членов американской выборки и не коррелируют у испытуемых-норвежцев), на интенсивность и продолжительность горя (так в культуре Микронезии переживание горя в связи со смертью близкого интенсивно, но кратковременно, как и у приматов).

Одной из наиболее значимой культурной детерминантой горя является утрата роли из-за нарушения Функциональных связей в результате потери значимого человека.

Психологические причины горя связаны с аффективными привязанностями к людям, предметам или идеалам. Разлука или утрата объекта привязанности означает: утрату радости и возбуждения, и в зависимости от возраста человека и природы объекта, утрату любви, уверенности и чувства благополучия.

Функции горя.

Горе заразительно и вызывает сочувствие, усиливает связь между теми, кто понес утрату. Обладает при­способительным значением для индивида (дает возможность превозмочь себя и приспособиться к потере).

Способствует восстановлению личностной автономии. Горе является адаптивным, поскольку действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь. Переживание горя комбинируется со следующими эмоциями: страданием, страхом, гневом, виной, стыдом.

Синдром острого горя.

Одна из первых работ по этой проблематике это статья Эриха Линдеманна (1944), немецко-американского психиатра. Основные положения его работы:

а) острое горе — определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой;

б) этот синдром может возникнуть сразу после кризиса, может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде;

в) вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь аспект синдрома горя;

г) эти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением.

Страх и тревожность

Страх — наиболее опасная из всех эмоций. Он изменяет направление мыслей и поведение. Страх также может служить предупреждающим сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и кол­лективную защиту (Eibl-Eibesfeldt, 1971).

Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха:

одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, изменение стимула, боль.

Социокультурные факторы страха:

а) присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность,

10

б) события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое время, контекст события,

в) индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенностях,

г) опыт и возраст индивида, страдание.

Причинами страха могут быть человек, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности.

Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как предметные. Порог возникновения страха находится под влиянием: а) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, б) индивидуального опыта и в) общего социокультурного контекста происходящего.

Субъективное переживание страха.

По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:

а) ограничивается восприятие,

б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме,

в) мускулы напрягаются,

г) сокращается число степеней свободы в поведении.

Страх в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несча­стья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая переживается как угроза телу, своему психиче­скому «Я».

Развитие и социализация страха.

Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха. Одним из наиболее часто применяемых родителями способов социализации эмоций является использование одной эмоции для воздействия на другую. Страх может социализироваться с использованием чувства стыда.

Способы социализации, используемые родителями, очень широко варьируют и обычно включают в себя как гуманистические так и нормативные элементы.

Гуманистическая социализация страха: а) ощущение страха сводится к минимуму, б) вторичный эффект от стеснения за свой страх снимается, в) страх компенсируется, г) обучение терпимости страху, д) обучение противодействию источнику страха.

Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью.

Взаимодействие страха с другими эмоциями. С

убъективные составляющие в ситуации страха: напряженность, импульсивность. Профиль эмоций для ситуации страха: страх, интерес, удивление, страдание.

Страх имеет двойственную природу, которая обусловлена:

а) избеганием, мотивируемым страхом,

б) приближением, мотивируемым интересом.

Терапия страха.

Терапевтические приемы управления и контроля над страхом, основывающиеся на теории научения:

а) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда стимулов, возрастающих по своей пугающей силе,

б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматических событий,отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом,

в) классический метод моделирования (терапевт моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим человека объектам).

Тревожность.

В отличие от страха (эмоциональная реакция связана с антиципацией определенного ущерба, вследствие реальной объективной опасности) тревога — «беспредметна», так как стимулы или условия, порождающие ее, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Тревога — функция уровня стресса.

11

Тревога как процесс это последовательность когнитивных, аффективных, поведенческих реакций. Состояние тревоги сопровождается когнитивной переоценкой ситуации, включением механизмов избегания, психической защиты с целью минимизации возникшего дискомфорта.

Тревога как состояние — это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.

Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]