Психологи утверждают, что бояться споров и разногласий не стоит. В процессе возникающих конфликтов люди учатся уступать друг другу, идти на компромисс и толерантно относиться к недостаткам окружающих. Однако в некоторых случаях противоречия могут привести к опасным последствиям. Это происходит, в основном, при ссорах в рабочем коллективе или детском образовательном учреждении (школе, детском саду). Иногда участникам спора требуется помощь профессионального психолога.
Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь
Что такое причина конфликта
Событие, повлекшее за собой разлад в микро,- или макро коллективе, – это причина конфликта. Данное определение часто используется практикующими психологами. Причины конфликтов бывают разными. Чаще всего разногласия возникают из-за:
- Неумения уступать друг другу;
- Разных взглядов на организационные вопросы на работе;
- Плохого знание особенностей личности партнера и, как следствие, неумение находить с ним общий язык;
- Желания одного из участников конфликта во что бы то ни стало навязать оппоненту свою точку зрения;
- Повышенного уровня агрессивности и тревожности.
Также ссоры в коллективе часто возникают из-за плохого воспитания и ограниченности интеллекта отдельных его членов. Мотивом к спору может послужить большая разница в возрасте двух оппонентов, так как пожилые люди многое воспринимают иначе, по сравнению с молодыми.
Противоречия у коллег и одноклассников часто возникают «на пустом месте»
Виды социальных конфликтов
Перечислим основные виды социальных конфликтов.
По количеству участников конфликта:
- внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
- межличностные (например, между друзьями);
- межгрупповые (например, конкуренция фирм).
По направленности конфликта:
- горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
- вертикальные (работник против начальства);
- смешанные (и те, и другие).
По функции социального конфликта:
- деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
- конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
По длительности протекания:
- кратковременные;
- затяжные.
По средствам разрешения:
- мирные или ненасильственные;
- вооруженные или насильственные.
По предмету конфликта:
- экономические;
- политические;
- производственные;
- бытовые;
- духовно-нравственные и т. д.
По характеру развития:
- спонтанные (непреднамеренные);
- преднамеренные (заранее спланированные).
По объему:
- глобальные (II мировая война);
- локальные (Чеченская война);
- региональные (Израиль и Палестина);
- групповые (менеджеры против бухгалтеров);
- личные (бытовые, семейные).
Основные причины
Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения
Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:
- Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
- Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
- Вечным противостоянием отцов и детей;
- Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
- Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.
Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.
Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям
Межличностные конфликты
Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).
Профессиональные
Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.
Между детьми в школе
О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).
Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане. В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.
В результате ситуация на финансовом рынке вышла из-под контроля, и кризис стал неуправляемым.
Можно привести пример гомеостатического дисбаланса на групповом, межличностном и внутриличностном уровнях. Во всех случаях прослеживается закономерная последовательность: противоречия приводят к нарушению равновесия внутри системы — гомеостазу, в котором постепенно формируется условия для возникновения конфликта.
К концу 90-х годов в России сложилась ситуация, называемая аномией — особая форма гомеостатического дисбаланса в обществе. Аномия проникает прежде всего в нравственную сферу, после чего все остальные системы: экономическая, трудовая, правовая, психологическая (на ментальном уровне), социальная и прочие — одновременно подвергаются гомеостатическому кризису, детерминированному социальной дезорганизацией общества.
Когда система не в состоянии выработать защитные механизмы — «анти-гомеостатические тела», проблемы становятся для данной системы угрожающей ее развалом. В этом случае чаще всего неизбежен метеостатический кризис, способствующий к разрушению системы.
Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт
Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения
Если говорить кратко, причины возникновения конфликтов зависят от психологического микроклимата в коллективе. Например, если в группе преобладают дружеские, спокойные отношения, внести раздор может появление нового человека. Для того чтобы не допустить перерастания обычной ссоры в серьезную вражду, специалисты в сфере конфликтологии рекомендуют:
- Никогда не опускаться до взаимных личностных оскорблений, не связанных с темой ссоры;
- Уважительно относиться к противоположной точке зрения, даже если принять ее невозможно;
- Тщательно обдумывать каждое произнесенное слово в ходе ссоры;
- Никогда не повышать голос во время разговора.
Эти простые проверенные методы менеджмента помогут мобилизовать эмоциональные ресурсы и благополучно разрешить конфликтную ситуацию без агрессии и взаимных обвинений.
Внимание! Иногда для предотвращения конфликтной ситуации достаточно лишь обратить все в шутку, проявив чувство юмора. Например, этот метод хорошо работает при условии доверительных отношений с начальством или коллегами по работе. Вовремя рассказанный анекдот поможет разрядить обстановку и успокоит яростных спорщиков.
Способы завершения конфликтов
Конфликт можно завершить разными способами: разрешить, урегулировать, погасить, устранить причину или найти устраивающий обе стороны компромисс. Иногда конфликт завершается, поскольку вместо него возникает новый. Рассмотрим основные варианты завершения конфликтов.
Разрешение
Данный исход обычно становится результатом взаимного стремления сторон спора к мирному урегулированию ситуации. Он включает следующие этапы:
- Определение сторон конфликта.
- Определение мотивов каждой стороны.
- Определение истинной причины спора.
- Совместное выяснение того, как стороны видят конфликт.
- Сбор мнений со стороны.
- Поиск и реализация наилучшей стратегии разрешения конфликта.
Урегулирование
Данный вариант подразумевает привлечение незаинтересованного лица, которому доверяют оба участника спорной ситуации. Регулятор должен взвесить все аргументы и найти решение, которое будет справедливо для обеих сторон конфликта. Обычно данный процесс включает следующие этапы:
- Определение истинных причин конфликта.
- Определение полномочий привлеченного регулятора.
- Поиск реальных мотивов конфликта (чтобы понимать не только причины, но и цели участников).
Затухание
Часто конфликт просто надоедает участникам и затухает, однако это не означает, что он прекратился. Обычно он просто переходит в скрытую форму, и между сторонами сохраняется напряжение. Обычно затухание происходит по следующим причинам:
- снижение значимости объекта спора;
- отвлечение сторон на другие проблемы;
- истощение сторон.
Устранение причины
Здесь всё очевидно. В некоторых ситуациях обсуждение позволяет понять проблему и просто устранить её так, чтобы это устроило все стороны конфликта. Иногда решение может быть достаточно радикальным. Например, если два сотрудника конфликтуют, одного из них могут перевести в другой отдел.
Трансформация
Иногда в процессе конфликта возникает новая конфликтная ситуация. Участники переключаются на неё, частично или полностью забыв о старом объекте спора.
Причины с точки зрения психологии
Что такое френдзона у девушек и мужчин — основные признаки
Не все знают, почему люди ссорятся, и каковы психологические предпосылки к спорам. С точки зрения психологии, разногласия и споры, в основном, вызваны неумением человека поставить себя на место партнера, в его положение. Чтобы лучше понимать окружающих, главное – представлять, что именно они чувствуют в определенные моменты (примеры – радость, гнев, растерянность). Для этого необходимо проявлять живой интерес к людям и никогда не отказываться от общения.
У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера
Основные корифеи психологии считают, что быть абсолютно неконфликтным человеком так же вредно, как и заядлым спорщиком. Противоречия между людьми – это естественно. Главное – научиться их регулировать и не дать ссоре перерасти в открытую агрессию. Для этого следует уважительно относиться к оппоненту, и, если он позволяет себе оскорбления и угрозы, не следовать его примеру, а выбрать другой вариант взаимодействия. Создание и развитие ссор на пустом месте могут стать серьезным препятствием на пути к успешной карьере или личной жизни.
Типы конфликтных личностей
Конфликтные личности имеют различные характеристики, которые показывают, способны ли они своим поведением усугубить или спровоцировать конфликты. Так, согласно теории Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка, можно выделить следующие типы конфликтных личностей:
- Демонстративный тип. Желает постоянно быть в центре внимания, готова применить для этого любые способы и методики. Отношение данного лица к другим определяется тем, как к нему относятся другие. В «поверхностных» конфликтах он способен выйти победителем, так как окружающие не воспринимают его всерьез и готовы уступить. В то же время он не боится конфликтов, чувствуя себя уверенно. Конфликт выступает в качестве способа демонстрации себя. Нередко демонстративный тип выступает в качестве источника конфликта, но не показывает это.
- Ригидный тип. Является подозрительным, имеет завышенную самооценку. Нуждается в самоутверждении, подтверждении собственной значимости. Не готов принять чужую точку зрения, обидчив. Нередко прямолинеен, не обладает гибкостью, в силу чего постоянно ввязывается в конфликты.
- Неуправляемый тип. Является импульсивным, непредсказуемо может повести себя в любой ситуации. Способен к вызывающему поведению и агрессии. Нуждается в регулярном подтверждении собственной значимости, может обвинить любого в своих неудачах. Планы – не его конек. Ошибки и прошлый опыт не обучают его.
- Сверхточный тип. Скрупулезен, предъявляет повышенные требования к себе, а также к окружающим. Является чувствительным к деталям и мелочам. Может не общаться с некоторыми категориями людей, так как ему показалось, что к нему негативно относятся. Сам страдает от своей сверхточности, что может привести к заболеваниям, например, к бессоннице.
- Бесконфликтный тип. Неустойчив, быстро меняет мнение. Непоследователен в своем поведении. Всегда хочет казаться «хорошим» для начальства. Отсутствует достаточная сила воли.
- Целенаправленно конфликтный тип. Конфликт использует для достижения своих целей, провоцируя его. Умеет манипулировать, например, с кем-то может быть ласков, а с кем-то – нет. Владеет техникой эмоционального спора.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Войти на сайт
Можно ли предотвратить конфликт? Можно ли решить конфликт до проявления его разрушительных последствий?
Можно, если научиться видеть конфликт не с точки зрения повода его возникновения, а с точки зрения причины. Между поводом и причиной — существенная разница. Они отличаются так же, как черное и белое, земля и небо, следствие и причина.
Повод – это то, что лежит на поверхности и кажется очевидным. Он всегда проявлен. Причина – никогда не лежит на поверхности, не бывает очевидной для участников конфликта и требует умения быть честными, прежде всего, перед самими собой. Так как затрагивает «болевые точки», которые подсознательно мы часто стараемся не знать, не замечать, избегать. Причина не бывает проявленной.
Условно это можно даже взять за критерий: если причина проявлена, то это не причина.
Например, причина аллергии у ребенка – кошка. Кошка – проявлена, очевидна, значит, она не может быть причиной, но — поводом для проявления аллергии.
Или, причина нашей ссоры с подругой – ее слова в мой адрес. Слова – проявлены, они не могут быть причиной, они могут быть только поводом.
Или, причина моего увольнения – ссора с начальником….
Работа с поводом уводит от решения конфликта, создавая иллюзию решения, еще больше усугубляет конфликт. Только работа с причиной приводит к решению конфликта.
Например, если рассмотреть болезнь, как один из видов конфликтов на уровне физического тела, становится очевидным, почему современная медицина часто бессильна против болезней (этот факт признает и сама медицина). Ведь таблетки только снимают симптомы, но не убирают причину болезни, тем самым переводя возникший конфликт в хронический и меняя лишь форму проявления. Общеизвестно, начав лечить одну болезнь, мы приобретаем целый букет сопутствующих заболеваний, которые часто перетекают друг в друга.
Аналогично и в жизни, не разрешив конфликт, стараясь убрать лишь повод его возникновения, мы переводим конфликты в хронические, изменяя лишь форму их проявлений. Если причина остается, конфликт будет постоянно возобновляться, хотя поводы могут быть и разными.
Как вы считаете, что является причиной простуды, например? Промокшие ноги? – это как раз повод для возникновения заболевания. Он на поверхности и кажется очевидным. Кроме того, это обязательно, чтобы каждый, кто промочил ноги — заболел? Нет, множество людей, промочив ноги, никогда не заболевали. И множество людей, которые заболевали, не промочив ноги. Значит, причина не в мокрых ногах.
А в чем? В том, что организм человека на данный момент ослаблен. Это уже не так очевидно. Однако, когда организм ослаблен, поводом может послужить все, что угодно: дождь, сквозняк, мороженное, сосед, который чихнул рядом и т.д., и т.д.
Тогда возникает вопрос, а почему это вдруг организм ослаб? Ответ на этот вопрос и подразумевает выход на причину данного конфликта – причину болезни. Вот с этим и нужно работать. Осознать причину и постараться ее убрать.
На эту тему рекомендую прочитать книгу Натальи Виторской «Причины болезней и истоки здоровья». Она поможет вам разобраться в причинах многих болезней и найти путь к выздоровлению. Эта книга о символах, которые несут в себе различные заболевания, которые могут помочь разобраться в себе, найти предпосылки тех или иных заболеваний и успешно предупредить их.
Не так просто научиться различать повод и причину, научиться видеть причину. Для этого нужно учиться видеть проявления универсальных законов развития в своей жизни и быть готовым к постоянным изменениям. Ведь причина любого конфликта – искажение законов развития, а сам конфликт – источник развития, а значит и постоянных изменений. Но это полезно и стоит того, чтобы уделить отдельное внимание.
Продолжим. Предположим обычную ситуацию: идут два человека, мирно общаются и вдруг….. КОНФЛИКТ!
Когда наступает это вдруг? Что может послужить причиной таких конфликтов?
Конфликт, предполагает некое разногласие. Однако, само разногласие – еще не конфликт. Пока не включаются эмоции.
Люди, как правило, мирно общаются, пока не затрагиваются их «кровные интересы». Пока мы говорим об общих вещах, например о погоде, о природе, о лирике,….
Даже если я с чем-то не согласна, мне не стоит труда, в общем, согласится с любой точкой зрения. Но, чем ближе мы общаемся, тем больше вероятность партнеру «наступить на мою любимую мозоль».
Постепенно мы начинаем затрагивать темы, которые касаются моей системы ценностей, моего мировоззрения, составляющие в совокупности то «святое», посягательство на которое я не могу допустить. Тогда поводом для вспышки конфликта может послужить простая фраза, например, «ты не права», ….
То есть, неотъемлемая составляющая любого конфликта – это эмоциональная включенность при возникновении разногласий. При этом сами разногласия не являются причиной конфликта. Разногласия – это лишь повод.
Причина – моя система ценностей. Потому, что простая, но несовпадающая с моей, точка зрения, воспринимается мною как посягательство на мое «Я», на мою целостность. Я начинаю испытывать подсознательный страх нарушения моей целостности, моей значимости как человека. Чувство опасности включает механизм инстинкта самосохранения, включая подсознание. Как только включается подсознание, я начинаю терять контроль над ситуацией: мысли и поведение становятся агрессивными (лучшая защита – это нападение), эмоции захлестывают через край.
Таким образом, сказанное невзначай слово, фраза, которые зацепили мои глубинные ценности, включают во мне мощный механизм самосохранения. Можно ли сказать, что причина конфликта в какой-то фразе, либо в человеке, сказавшем ее? Конечно, нет. А ведь часто все свои усилия мы на них и направляем. Причина в том, что моя система ценностей пошатнулась.
Кстати, система ценностей связана с самооценкой человека. Когда человек уверен в себе (в своей системе ценностей) он менее конфликтен, чем человек неуверенный. Ему не нужно постоянно отстаивать свою позицию и доказывать свою правоту. Действительно сильные люди не бывают конфликтными, вспыльчивыми и раздражительными. Им проще признать свои ошибки и достоинства других.
Чтобы восстановить пошатнувшуюся систему ценностей, существует два пути.
Первый – вернуть все на прежнее место. Что чаще всего и происходит в жизни. Мы стараемся «восстановить справедливость». Отстоять свою позицию, доказать свою правоту. А на самом деле, стараемся оставить свою систему ценностей неизменной. Но, в природе все подлежит изменению. Не может быть у человека система ценностей одинаковой в 1 год, в 10 лет, в 50 лет,….
А потому, ситуации, когда изменения не были приняты «добровольно» в небольшом конфликте, будут постоянно повторяться с неизбежным нарастанием сложности и напряжения, пока человек, наконец, осознает необходимость изменений.
Либо добровольно, либо принудительно (через конфликты, через боль и страдания) человек неизменно приходит к необходимости изменений, к необходимости развития.
Второй – нужно понять, что новое мы уже готовы вместить в свою уже сформированную систему ценностей. Что мы можем ее расширить и дополнить. Нужно только увидеть как.
По сути, этот процесс происходит в любом конфликте. Например, в доме только один телевизор, разгорается конфликт из-за того, какую передачу смотреть.
Да, поводом может послужить и телевизор, и муж со своим футболом. Но, что является реальной причиной конфликта? Например, муж говорит – хочу посмотреть футбол, а твои сериалы полная ерунда. Причина – в словах мужа? Нет. Почему?…
Слова цепляют мою систему ценностей: то есть, то, что он смотрит – это важно, а то что я – ерунда,… так мое мнение ни во что не ставится, так я здесь «никто» и «ничто»,….
Чувствуете разницу между тем, что нужно просто переключить канал телевизора, и тем, что я чувствую себя полным ничтожеством.
Таким образом, если идти в сторону осознанного разрешения конфликта, то его причина в необходимости развития моей системы ценностей. Для этого, мне нужно определить, какие мои внутренние ценности затрагивает конфликт.
Что для меня является действительно важным, а от чего я готова отказаться. Что для меня на первом месте – я со своими комплексами и претензиями, либо моя семья и умение строить отношения. Что для меня более ценно – отстаивать свою позицию и показать, кто в доме хозяин, или сохранять и развивать отношения? Семья, где каждый сам по себе и лишь со-существуют вместе, либо семья, где действительно глубокие отношения, которые со временем становятся все крепче и гармоничней….
Чем глубже отношения и чем ближе люди, тем чаще они становятся потенциальными «партнерами» по конфликту. В этом и появляется глубина отношений. Ведь конфликт отражает потребность привнести новое качество в жизнь человека и неразрывно связан с развитием человека, отношений, семьи, коллектива,….
С наилучшими пожеланиями, Харкевич Наталья.
Материалы данной рассылки могут свободно распространяться полностью или частично, с обязательной ссылкой на автора: Харкевич Наталья.