Основные признаки позитивных, конструктивных, деструктивных конфликтов.


Конструктивные функции конфликта

Среди них выделяют:

  • Познавательную. Возникновение конфликтной ситуации является симптомом неблагополучных отношений между субъектами, проявлением появившихся противоречий.
  • Развивающую. Именно конфликт выступает в качестве инструмента разрешения появляющихся противоречий.
  • Инструментальную. Противоречия выступают инструментом решения проблем.
  • Перестроечную. С помощью конфликта можно снимать факторы, которые подтачивают межличностные взаимодействия, что стимулирует формирование нормальных отношений между участниками диалога.

Плюсы и минусы

Выделим позитивные функции конфликта. К ним можно отнести снижение напряженности между противоборствующими сторонами. Конфликт дает возможность получать новую информацию об оппоненте. Происходит сплочение коллектива компании при борьбе с одним внешним врагом.

Среди преимуществ конфликтных ситуаций также можно отметить стимуляцию к развитию и изменениям, устранение синдрома покорности у подчиненных, диагностику дополнительных возможностей.

При правильном подходе к возникшей проблеме можно определить причины проблемы, устранить их, перейти на новый уровень взаимоотношений.

Теперь выделим негативные функции конфликта. Они предполагают существенные эмоциональные, материальные затраты от всех участников. Результатом противоречий является увольнение сотрудников, снижение психологического и социального климата в коллективе, понижение трудовой дисциплины.

По итогам конфликта формируется представление о побежденных субъектах, а также об их оппонентах («врагах»).

Негативные функции конфликта деструктивно отражаются на сотрудничестве между отдельными членами коллектива, довольно трудно восстановить деловые отношения после проблемной ситуации.

Акцентуация характера и тип поведения в конфликте

В подростковом и юношеском возрасте некоторые отличительные черты характера становятся явно выражены. Затем эти характеристики (акцентуации) налагают отпечаток на всю жизнь человека, на способ его взаимодействия с окружающими и продуктивную деятельность.

Акцентуации тесно связаны с поведением человека в конфликтной ситуации. Обычно типы с более яркой эмоциональностью и стремлением к общению, доминированию ведут себя более агрессивно в споре, проявляют соперничество. Это возбудимый, экзальтированный и гипертимный типы акцентуации.

Циклоидные типы чаще идут на компромисс с оппонентом. А вот приспособленчество и избегание выбирают в основном эмотивные личности. Так как их функции — оберегать общественный покой и быть отзывчивыми к проблемам других.

Элементы и структура межличностного конфликта

Системное исследование конфликтов позволило выделить в них отдельные элементы:

  • субъектов с их личностными характеристиками, целями и мотивами;
  • сторонников ситуации;
  • причину противоречий.

Функции конфликта характеризуют связи между отдельными элементами. Так как составные части противоречивых отношений систематически меняются, можно говорить о постоянном развитии конфликта.

Он может вызвать неудовлетворенность и снижение эффективности труда, вызвать непродуктивную конкуренцию с иными людьми, рассматриваемыми в качестве враждебных групп.

Усиление подобных качеств приводит к тому, что вместо решения конкретной проблемы существенное значение придается достижению «успеха» в сложившемся конфликте. Он не только ослабляет коммуникации, но и вызывает разрушение деловых отношений.

Гераклит (VI – V вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Он утверждал, что борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости». К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (428 — 348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно».

Фома Аквинский (1225—1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил одно из условий справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и насилие являются всегда грехом».

Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Он видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию.

Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723—1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не является естественным. Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.

Проблема борьбы за существование занимала центральное место в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809—1902). Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 г. Главная идея этой работы сформулирована в самом названии — развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в некоторых социологических и психологических теориях конфликта.

По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871—1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество

Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах XX века работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма.

Социальный психолог Я. Морено (1892—1974) разработал теорию социометрии. В соответствии с ней, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Ральф Дарендорф (1929-2009) разработал теорию социального конфликта. Конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.

Однако, конфликты в обществе можно регулировать, и управлять конфликтным взаимодействием. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

Российские исследователи конфликта: А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, Т.Г Сулимова, А.И. Шипилов и др.

Становление конфликтологии как науки происходит в 50-60-х гг. XX в. В России конфликтология становится самостоятельной наукой примерно в 1990 г.

Специфика деструктивных функций

Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:

  • неудовлетворенности, плохому состоянию духа, текучести кадров, ухудшению качества труда;
  • уменьшению степени сотрудничества в будущем, разрушению системы налаженных коммуникаций;
  • абсолютной преданности группе и непродуктивной конкуренции с иными частями коллектива;
  • представлениям об иной стороне конфликта в качестве врага;
  • полному прекращению отношений между сторонами;
  • повышению враждебности между группировками, появлению неприязни и ненависти между ними;
  • смещению акцентов;
  • возможности подготовки к очередному витку конфликта, насильственному решению появляющейся проблемы.

Типология конфликта

С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:

  • между индивидами;
  • группами;
  • крупными подсистемами или системами;
  • государствами.

В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.

Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.

Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.

Его базой могут стать различные причины:

  • противоречие основных потребностей;
  • сложность выбора между разными вариантами поведения.

Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.

Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:

  • желание овладеть материальными и природными ресурсами;
  • жажда освоения новых территорий;
  • попытка доказать свое преимущество перед соперниками.

Типы поведения в конфликте

Какие модели поведения в конфликте существуют? Есть конструктивная модель, деструктивная и конформистская.

Деструктивное поведение в конфликте отмечается

  • стремлением расширить конфликт, вовлечь новых участников;
  • унижением личности другого (как метод влияния);
  • нарушением этики общения;
  • запугиванием оппонента;
  • акцентированием внимания на собственном положении, авторитете;
  • использованием лести и заискивания.

Последняя всегда проявляет пассивность в споре и соглашается со всеми требованиями, даже вразрез с собственными ценностями. Такая модель также не считается конструктивной, поскольку когда человек отказывается от собственной позиции, от ответственности за себя, он ненамеренно становится причиной конфликта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]