Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов.
Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.
И первым вопросом на повестке дня будут причины конфликтов.
Причины возникновения конфликтов в обществе
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп причин конфликтов:
1) объективных;
2) организационно-управленческих:
- структурно-организационных;
- функционально-организационных;
- личностно-функциональных;
- ситуативно-управленческих.
3) социально-психологических:
- потери и искажения информации;
- несбалансированное ролевое поведение;
- различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга.
4) личностных:
- отсутствие психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивости);
- плохо развитая способность к эмпатии;
- завышенный или заниженный уровень притязаний и связанный с этим уровень самооценки;
- акцентуации характера.
Объективные причины конфликтов
К числу объективных причин возникновения социальных конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.
Объективные причины конфликтов:
- естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- образ жизни (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей);
- достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений, способствующие возникновению конфликтов.
Разногласия между поколениями
Наиболее часто путем конфликтов разрешаются споры и разногласия в молодежной среде. Конфликты между поколениями в семье — это противоречия между родителями и детьми. У истоков конфликтов с родителями в молодежной среде находятся следующие причины:
Снижение авторитета взрослых, связанное с нарастающим научно-техническим прогрессом.- Истоком конфликта в среде молодежи лежит нежелание перенимать опыт родителей, прислушиваться к их мнению. Они сами хотят прожить свою жизнь, быть самостоятельными во всех судьбоносных решениях, пренебрежительно относятся к прошлому родителей.
- Избалованность и безнаказанность, воспитанная родителями. Молодой человек с самых ранних лет живет в изобилии, не зная никаких забот и хлопот. Переходя ко взрослой жизни, он совершенно не готов решить все те трудности, которые появляются на его пути. Он продолжает пользоваться родительскими благами, но только уже с завышенными требованиями.
- Из предыдущей причины вытекает следующая. Неуважительное отношение к старшему поколению. Вместо чувства уважения, почитания возраста, сочувствия на первый план выходит собственная выгода.
- Материальные проблемы в семье — очень распространенная причина разногласий между родителями и детьми. Обостренное чувство зависти к финансовому благополучию сверстников толкает подростков на ссоры и скандалы в семье.
- Аморальное поведение родителей в неблагополучных семьях.
- Проживание родителей удаленно от подростка.
- Различные бытовые (на первый взгляд, пустяковые) проблемы и нежелание пойти на компромисс ни одной из противоборствующих сторон.
Возникшие межпоколенные конфликты могут иметь негативные последствия. Например, нежелание примириться и понять точку зрения оппонента. Конфликтная ситуация затягивается, недопонимание все более усиливается.
Или, к примеру, при любой ссоре или скандале человек испытывает стресс, его эмоциональное состояние ухудшается, что неизменно приводит к негативным последствиям.
Субъективные причины конфликтов
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. В основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного конфликта, который был или не был бы как-то обусловлен объективным и субъективным фактором.
Конфликтное отношение характеризуется доминированием субъективной стороны. Субъективные причины и условия — главнейшая составляющая детерминация конфликта. Сюда относятся самые различные формы проявления и функционирования интересов как осознанных потребностей.
Типы конфликтных личностей
Конфликтные личности имеют различные характеристики, которые показывают, способны ли они своим поведением усугубить или спровоцировать конфликты. Так, согласно теории Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка, можно выделить следующие типы конфликтных личностей:
- Демонстративный тип. Желает постоянно быть в центре внимания, готова применить для этого любые способы и методики. Отношение данного лица к другим определяется тем, как к нему относятся другие. В «поверхностных» конфликтах он способен выйти победителем, так как окружающие не воспринимают его всерьез и готовы уступить. В то же время он не боится конфликтов, чувствуя себя уверенно. Конфликт выступает в качестве способа демонстрации себя. Нередко демонстративный тип выступает в качестве источника конфликта, но не показывает это.
- Ригидный тип. Является подозрительным, имеет завышенную самооценку. Нуждается в самоутверждении, подтверждении собственной значимости. Не готов принять чужую точку зрения, обидчив. Нередко прямолинеен, не обладает гибкостью, в силу чего постоянно ввязывается в конфликты.
- Неуправляемый тип. Является импульсивным, непредсказуемо может повести себя в любой ситуации. Способен к вызывающему поведению и агрессии. Нуждается в регулярном подтверждении собственной значимости, может обвинить любого в своих неудачах. Планы – не его конек. Ошибки и прошлый опыт не обучают его.
- Сверхточный тип. Скрупулезен, предъявляет повышенные требования к себе, а также к окружающим. Является чувствительным к деталям и мелочам. Может не общаться с некоторыми категориями людей, так как ему показалось, что к нему негативно относятся. Сам страдает от своей сверхточности, что может привести к заболеваниям, например, к бессоннице.
- Бесконфликтный тип. Неустойчив, быстро меняет мнение. Непоследователен в своем поведении. Всегда хочет казаться «хорошим» для начальства. Отсутствует достаточная сила воли.
- Целенаправленно конфликтный тип. Конфликт использует для достижения своих целей, провоцируя его. Умеет манипулировать, например, с кем-то может быть ласков, а с кем-то – нет. Владеет техникой эмоционального спора.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Организационно-управленческие причины конфликтов
Структурно-организационные причины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
Функционально-организационные причины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.
Личностно-функциональные причины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).
Социально-психологические причины конфликтов
Вследствие возможных значительных потерь и искажения информации в процессе межличностного общения (ограниченность словарного запаса человека вообще и конкретного человека в частности, недостаток времени, сознательное утаивание информации, трудности понимания из-за фильтров информации, невнимательности, трудностей быстрого понимания) услышанное человек не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся, а иногда противоположные тому, что сказал собеседник.
Несбалансированное ролевое поведение при взаимодействии двух людей приводит к непониманию людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон.
Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга приводит к тому, что одна и та же работа оценивается совершенно по-разному.
Объективным источником конфликтов выступает ценностно-нормативная система общества. В любом конфликте наряду с борьбой за те или иные блага присутствует соперничество из-за ценностей, в том числе культурных образцов. Изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость в преобразовании нормативно-ценностной системы. Кроме того, в обществе постоянно сосуществуют культура и субкультуры, соперничая между собой. В этих условиях неизбежны противоречия между ожиданиями и их реализацией.
Источник конфликтов содержится в управленческом процессе. Управление — это выбор альтернатив, мобилизация ресурсов, употребление власти, что означает принуждение управляемых к определенным действиям, ограничение стихийного поведения. В целом процесс управления включает в себя постоянное возникновение и разрешение противоречия между субъектом и объектом управления. А это наполняет управленческую деятельность чередой конфликтов.
0
Этапы развития и динамика конфликта
Как социально-психологическое явление, конфликт обладает динамикой, другими словами, является процессом, у которого есть начало, определённые этапы развития и завершающая фаза, т.е. окончание.
Важно отметить, что динамика конфликта может рассматриваться как в широком понимании, так и в узком. В широком смысле под динамикой конфликта понимается смена конкретных этапов его развития во времени и пространстве, в узком – развитие одного наиболее острого этапа конфликтной ситуации.
Какого-либо единого подхода к изучению динамики конфликта на сегодняшний день не существует ни как по вопросу о количестве его этапов, ни как по вопросу их содержания. Учёные разделяют несколько точек зрения по этому поводу. Мы же представим наиболее распространённую из них.
Итак, начало конфликта, как правило, обуславливается первыми актами противодействия субъектов конфликта. Началом конфликта принято считать момент, когда конфликтная ситуация соответствует трём условиям:
1 | Один субъект предпринимает сознательные и активные действия по нанесению ущерба другому субъекту. |
2 | Второй субъект, который является оппонентом первого, осознаёт, что предпринимаемые первым субъектом действия направлены в ущерб его интересам. |
3 | Второй субъект начинает предпринимать аналогичные действия против первого субъекта. |
В том случае, если один из субъектов выражает свою агрессивную позицию, а второй остаётся пассивным, конфликта не возникает. Кроме того, конфликта нет и тогда, когда один из субъектов предпринимает агрессивные действия лишь в воображении, а не в реальности, т.к. конфликтное взаимодействие находится на стадии задумки. Завершение же конфликта может принимать разнообразные формы, однако в любой ситуации оно подразумевает прекращение участниками действий, направленных друг против друга.
Динамика конфликта состоит из трёх базовых периодов. Каждый период характеризуется своими этапами.
1
Предконфликтный (латентный) период
Предконфликтный период состоит из следующих этапов:
- Возникает объективная проблемная ситуация. Конфликт может быть обусловлен проблемной ситуацией, в которой между двумя или более субъектами возникают разногласия. Учитывая то, что эти разногласия ещё не осознаны и конфликтные действия не предпринимаются, ситуация характеризуется как проблемная. Катализаторами проблемной ситуации являются, в основном, объективные причины. Противоречивые ситуации, которые возникают в результате взаимодействия людей, служат причиной возникновения реальных конфликтов лишь вкупе с субъективными факторами. Условием перехода здесь является осознание субъектами проблемной ситуации.
ПРИМЕР: В повседневной жизни люди могут не совпадать по стремлениям, интересам, мотивам, целям. Это несовпадение может накапливаться в течение продолжительного периода времени, изначально не представляя опасности, но являясь, тем не менее, потенциальной угрозой для людей. Причём возникать подобные несовпадения могут в любых сферах жизни: семейных отношениях, на работе, в бизнесе, на производстве и т.п.
- Субъекты взаимодействия осознают объективную проблемную ситуацию. Содержанием представленного этапа является восприятие ситуации её субъектами как противоречивой, понимание ими того, что необходимо начать предпринимать определённые действия, чтобы устранить противоречия. Если для реализации интересов субъектов имеются препятствия, то проблемная ситуации будет восприниматься ими субъективно и искажённо, что обусловлено особенностями психики субъектов и их социальными различиями. Субъективность осознания также находится в зависимости от личностных особенностей участников проблемного взаимодействия, их потребностей, уровня образованности и т.п. Наиболее сложные ситуации развиваются и искажаются субъектами наиболее быстро.
ПРИМЕР: Люди, не совпадающие по стремлениям, идеалам, интересам, мотивам, целям, но регулярно взаимодействующие друг с другом, могут прийти к пониманию того, что они столкнулись с проблемной ситуацией, которая требует немедленного разрешения теми или иными способами. В итоге встаёт вопрос о том, как ситуацию можно разрешить.
- Субъекты взаимодействия пытаются выйти из проблемной ситуации при помощи неконфликтных способов. Следует знать, что осознание субъектами противоречивой, проблемной ситуации не во всех случаях приводит к возникновению конфликта как такового. Во многих случаях субъекты (или хотя бы один из них) стремятся разрешить ситуацию при помощи неконфликтных способов.
ПРИМЕР: Если проблемная ситуация возникла в семье, её члены могут обсудить проблему на семейном совете, чтобы не усугублять положение; если конфронтация возникла между коллегами по работе или начальством и подчинёнными, может быть организовано совещание или проведена дисциплинарная беседа. Один участник конфликтной ситуации может уступить другому или переубедить его; каждая из сторон может аргументировать свою позицию и прийти к компромиссу, чтобы избежать перерастания проблемной ситуации в конфликт. В противном случае велика вероятность возникновения предконфликтной ситуации.
- Возникает предконфликтная ситуация. Ситуация может стать таковой, если субъекты ощущают угрозу для своих интересов, опасность со стороны оппонента. Важно отметить, что действия оппонентов здесь будут рассматриваться не в качестве потенциальной угрозы, характерной для проблемной ситуации, а в качестве непосредственной. Именно это служит причиной тому, что вектор направления развития ситуации будет направлен в сторону конфликта, т.е. непосредственная угроза является психологическим триггером.
ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось – начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.
2
Открытый период
Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:
- Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виде череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.
ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.
- Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.
ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.
- Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.
ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.
- Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.
ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда – если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.
3
Послеконфликтный (латентный) период
Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:
- Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.
ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.
- Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.
ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.
Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон. Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта – стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.
ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они – непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.
Подытожим урок: знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.
В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.