10 советов от тренеров личностного роста, которые психологи назвали опасными


Тренинги: хорошие, плохие и разные

— Здравствуйте! Начинаем тренинг — «Как быстро заработать 500 тысяч рублей»! Для начала ответьте на два вопроса. Первый: сколько стоит билет на наш тренинг? — Тысячу рублей! — Отлично. А сколько мест в зале? — Пятьсот! — Всем спасибо, тренинг окончен.

Таких липовых тренингов полно, хоть в окно выбрасывай. На современном языке это называется «продажей инфопродукта». Проводят их люди, ни в чем толком не сведущие, кроме умения продавать воздух, пустые слова и азбучные истины. Ходить на подобные тренинги — только тратить время. Распознать липовых «тренеров» можно по неестественной улыбке, отсутствию документов о профильном образовании и каких бы то ни было достижений, кроме оболваненной сотни-другой клиентов.

Совсем другое дело — тренинги, направленные на развитие определенных умений или помогающих разобраться в своих отношениях с собой и с окружающей Вселенной. Некоторые из таких занятий проводят настоящие специалисты, имеющие собственные наработки, большой опыт и научные степени. Обычно всю информацию можно проверить, поискав в сети отзывы уже прошедших тренинг или подтверждение истинности званий и регалий. На таких занятиях по саморазвития вы действительно сможете раскрыть свои дарования, избавиться от мешающих жить комплексов, научиться полезным приемам и обрести новый опыт.

Как подобрать нужный сценарий обучающей программы?

  1. Необходимо разобраться в собственных целях и выбрать программу, подходящую конкретно для них. Если вы еще новичок и только планируете открыть для себя тренинги, специалисты рекомендуют начать с «Базового курса» необходимой системы.
  2. Убедиться в высокой компетенции ведущего психолога, а также надежной репутации компании;
  3. Ознакомиться с отзывами людей, прошедших данную программу;
  4. Уточнить комплекс методик, использующиеся на данном тренинге;
  5. Соотнести время, место, формат проведения тренинга и его стоимость с вашими возможностями.

Рекомендуем ознакомиться: Советы по развитию творческих способностей

Отцы-основатели науки успеха

Многие полагают, что появление культа успеха напрямую связано с так называемой американской мечтой, что американская мечта — это и есть успех, воплощенный в деньгах. Однако это утверждение далеко от правды.

Впервые словосочетание «американская мечта» упоминается в «Эпосе Америки» — увесистой книге Джеймса Адамса, которую он написал в 1931 году. В ней автор пишет, что у народа США есть «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».

Это стремление к счастью — и есть американская мечта, и в этом всегда была ее красота — всё же счастье

куда более глубокое и широкое понятие, чем возможность заработать побольше денег. Создатели Декларации независимости — религиозные люди, к слову, — это отлично понимали.

Почему тренинги часто оказываются бесполезными

Потому что чудес не бывает. Мало пережить инсайт: «Вот оно! Теперь я поняла, что делала неправильно!» Даже если вы теперь знаете, «как правильно», ничего не изменится. Потому что знать — мало, нужно еще и ДЕЛАТЬ. А вот с этим бывает очень сложно. У человека даже инстинкт выживания не так силен, как стремление делать все «как привычно», а не «как правильно».

И нередко получается, что человек кочует по тренингам, набирается всевозможной информации о том, «как правильно». Но продолжает жить «как всегда», набираясь постепенно уныния и раздражения — «Ничего эти тренинги не дают». А всего-то нужно сделать один шаг — от теорий к практике. От чтения руководства по эксплуатации к кнопке ВКЛ.

Убеждения, которые можно услышать на тренингах саморазвития

И, наконец, давайте рассмотрим наиболее распространенные ложные утверждения, к которым прибегают на тренингах личностного роста, желая, видимо, оказать некий мотивирующий эффект на аудиторию. Мотивация — это, конечно, хорошо, но если принимать такие утверждения за чистую монету, они часто могут не только не принести пользы, но и даже нанести определенный вред. Сейчас я вам это покажу на примерах.

Ложь №1. Вы можете достичь всего, что пожелаете, главное — захотеть! Очень часто на тренингах личностного роста пытаются внушить человеку нечто подобное. Однако не стоит воспринимать такие утверждения слишком буквально, ведь иногда для достижения успеха требуются определенные задатки, которых у кого-то может абсолютно не быть.

Это, на самом деле, может привести к серьезной психологической травме. Поэтому стремиться к успеху, конечно, нужно, но только адекватно оценивая свои возможности. Всего-всего-всего ни один человек достичь не сможет.

Ложь №2. Изменить себя и свою жизнь легко! На самом деле, конечно же, нет! Сложно, да еще и как сложно! Но тренеры говорят так, наверное, чтобы не спугнуть человека. Ведь если сказать правду: серьезные перемены — это очень тяжкий труд, который далеко не каждому под силу, то большинство людей просто сразу потеряет всякое желание меняться.

Любые изменения в себе всегда связаны с определенными жертвами и выходом из зоны комфорта, которую человек до этого создавал годами. Поэтому они, как правило, протекают очень тяжело, и ничего легкого там нет.

Ложь №3. Вы быстро сможете достичь совершенства в нужном деле! Тоже неправда. Чтобы по-настоящему достичь совершенства требуются долгие годы! Об этом нам говорит неоднократно доказанное разными исследователями правило 10000 часов — именно это время, проведенное за практическими занятиями, требуется для доведения уровня мастерства в деле до высокой степени профессионализма. Переведите эти часы в дни и года, исходя из того, сколько часов в день вы будете посвящать желаемому делу — и увидите свой реальный срок достижения совершенства.

Если человек выйдет с тренинга личностного роста убежденным в том, что он, допустим, за месяц станет в чем-то профессионалом и достигнет больших успехов, то через этот месяц его ждет глубокое разочарование. А нередко оно еще и сопровождается какими-то потерями, например, денежными.

Ложь №4. Самовнушение и техники притяжения денег работают! Иногда на тренингах личностного роста могут описывать всевозможные методики самовнушения и техники притяжения денег по фен-шую, эзотерике, гороскопу и т.д. Что-то вроде того, что надо где-то там при полной луне закопать монету под денежное дерево, поливать ее и читать мантры при этом, и тогда к вам обязательно придет богатство и успех. Причем, будут приводить множество примеров людей, у которых это реально работает, в том числе и себя.

Конечно же, все это очень далеко от действительности. Если у кого-то подобные техники сработают без каких-либо дополнительных действий — это, наверное, скорее будет совпадением, чем закономерностью.

Чтобы привлечь деньги — необходимо их зарабатывать разными способами. Если вы просто будете каждый день перед сном повторять мантру «Я богат. Деньги приходят ко мне. Я чувствую их энергию…» и т.п., при этом не предпринимая никаких действий для заработка — уверяю, это ничего не даст. Ну если не верите — конечно, можете попробовать и убедитесь сами.

Ложь №5. Вы можете повторить путь к успеху тренера! Очень часто на тренингах личностного роста и саморазвития тренеры приводят много примеров из личной жизни, и они даже могут быть вполне правдивыми. Они могут рассказывать, как изменили свою жизнь, как нашли работу своей мечты, как научились зарабатывать и инвестировать и т.д. И что им в этом помогло.

При этом тренинг часто строится по принципу «Помогло мне — поможет и вам!». Но это абсолютно не так. Дело в том, что каждый человек индивидуален и совершенно по разному воспринимает и реагирует на разные процессы и явления. Поэтому то, что для одного может стать спасением — для другого может оказаться просто губительным!

В заключение хотел бы сделать следующий вывод, перефразируя знаменитую фразу из рекламы:

На этом буду заканчивать. Желаю вам хороших результатов в том, к чему вы стремитесь! До новых встреч на Финансовом гении — добавляйте сайт в закладки, здесь много интересной и полезной информации.

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста «Шприц»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста «Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста «Цвет эмоций»

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста «Табу»

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста «Самопрезентация»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста «Пессимист, Оптимист, Шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «На какой я ступеньке?»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

— 1-4 ступенька — самооценка занижена

— 5-7 ступенька — самооценка адекватна

— 8-10 ступенька — самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста «Комиссионный магазин»

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста «Зато…»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника «Воскресный вечер»

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы «издерганы» обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Содержание

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья — это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или — скажем — в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение — не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее — это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам… И вполне вероятно, что под этими «плитами» зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет… Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра «Соблазнение»

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной — уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

— Что внутри вас помогало вам отказаться?

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka}

< ПредыдущаяСледующая >

Как стать богатым и причем здесь Бог

«Отцом-основателем» науки саморазвития и достижения заветных целей стал Уоллес Уоттлз, родившийся в 1860 году. Выходец из небогатой фермы в штате Иллинойс, он получил образование в американской сельской школе, где в начальных классах детей учили читать, считать и писать, а в средних классах давали знания по геометрии и истории США. Уоттлз был увлекающимся человеком и любил читать: по собственному желанию он познакомился с работами Декарта, Шопенгауэра, Гегеля, Сведенборга, Эмерсона и многих других философов.

Все это, как позднее писала его дочь, Флоренс, привело Уоттлза к пересмотру взглядов на жизнь: он примкнул к движению «Новая мысль», как раз набиравшему силу во второй половине XIX века. Идейная концепция этого полурелигиозного движения строилась на одном ключевом принципе: всё, что существует в нашем мире, — это и есть Бог или проявление Его божественной сущности.

Уоттлз, который всегда имел большие общественные амбиции, многое почерпнул из учения «Новой мысли» и после поражения на выборах 1908 года в Конгресс, куда он выдвигался от Социалистической партии США, написал книгу «Наука стать богатым». Она была опубликована в 1910 году, за год до его смерти, и в ней заметно, какое значительное влияние на Уоттлза оказала «Новая мысль»:

И далее:

А вот, что он думает о развитии:

Книга «Наука стать богатым» имела такой колоссальный успех, что сделала имя Уоттлза знаменитым на всю страну, а его труд повлиял на многих авторов пособий по саморазвитию в будущем. Так, создательница нашумевшей книги «Секрет», Ронда Берн, неоднократно говорила, что текст Уоттлза вдохновил ее. Помимо нее, книгу хвалил также и Тони Роббинс.

Курсы личностного развития

Эффект плацебо — что это такое в психологии

Тренинг – это всегда активная программа, подразумевающая выполнение большого количества практических упражнений. Курсы развития личности более размеренные и включают в себя лекции, коллективные обсуждения.


Человек проходит психологический тест

Курсы можно различать по таким параметрам:

  1. Тематика. Они могут быть нацелены на одну сферу или несколько: развитие бизнеса, личных отношений, нахождение друзей и так далее.
  2. Формат. По этому параметру курсы делятся на закрытые и открытые. Первые нацелены на людей, принадлежащих к определенной группе, вторые – на всех желающих.
  3. Источник финансирования: корпорации или отдельные люди.
  4. Основной инструментарий: одни тренинги предусматривают развитие через медитацию, другие – дают задание познакомиться с большим количеством людей на улице. Третьи предлагают более жесткий метод – пролежать какое-то время в гробу. Все они полезны, но некоторые тренинги опасны для психики. Поэтому нужно подбирать их, исходя из своих индивидуальных характеристик.
  5. Степень подготовки участников. Одни тренинги предусматривают наличие у развивающихся людей определенных навыков, другие – нет. Для новичка предпочтительнее второй вариант. Там даются задания, которые может осилить каждый. Это положительно скажется на самооценке учащегося.

Важно! Ни одни курсы или тренинги не могут гарантировать результат. Он зависит всецело от самого человека. Они способны предоставить лишь возможность. Учащийся сам решает, воспользоваться ею или нет.

Сколько тренингов необходимо пройти для решения всех проблем

Если кого-то еще беспокоит вопрос: «Так сколько именно тренингов обеспечат мне легкую беспроблемную жизнь, море друзей и ненапряжную блестящую карьеру?», — пожалуйста, еще раз очень внимательно прочитайте статью с самого начала, ибо такая формулировка заранее обречена на провал и равносильна вопрошанию: «Сколько мне нужно бегать по утрам, чтобы обрести фигуру Клаудии Шиффер/Антонио Бандероса и оставаться в добром здравии до ста лет?». При этом все понимают, что для поддержания красоты и здоровья необходим комплексный и регулярный подход к своему организму и внешнему виду. Человеческая психика и развитие личности не противоречат данному правилу

Личностное развитие в течение всей жизни не менее важно, чем забота о телесной оболочке. Кроме самих тренингов (которые действительно способны дать прекрасный «пинок под зад» для творческого отношения к самому себе и формированию себя как гармоничной и позитивной личности) процесс личностного роста – это еще и огромная самостоятельная работа по развитию своих положительных качеств и адекватного (не уничижительного) отношения к тем сторонам своей личности, которые еще предстоит понять, принять и усовершенствовать

Каждая личность индивидуальна, кому- то хватит 1-2-х курсов и дальнейших самостоятельных занятий, кто-то посетит несколько курсов, а потом сделает перерыв на какое-то время, а некоторые будут посещать актуальные для них тренинги с той частотой, которую сочтут оптимальной для себя. Возможны различные варианты, самое главное – это осознать одну простую истину:

Никто и никогда не решит все проблемы за вас, без вашего непосредственного участия!

Коммуникативный тренинг

Общение — одна из важнейших функций человека как в профессиональной области, так и во всех других важнейших сферах жизни. Тренинг общения, или коммуникативный, относится к самым распространенным социально-психологическим тренингам. Его цели:

  • овладение знаниями, умениями и навыками эффективного общения;
  • преодоление барьеров в общении;
  • коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения в различных жизненных ситуациях.

Успешность общения зависит от готовности ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание интересы партнера.

Важнейшим фактором эффективности общения является коммуникативная компетентность. Для ее развития применяют перцептивно-ориентирован коммуникативный тренинг.

Цели личностного роста

Цели по личностному росту могут быть совершенно разными. Как, например, творческое развитие индивида или же духовное, материальное и физическое.

Целей по личностному росту может быть сразу несколько, так что порой приходиться самосовершенствоваться сразу в нескольких совершенно разных направлениях.

  • Развитие осознанности
  • Соответствие времени
  • Наполнение знаниями своего кругозора
  • Ведение здорового образа жизни
  • Использование талантов и сильных сторон

Каждый из нас наверняка хочет иметь своё особое положение в обществе, быть интересным собеседником или же добиться признания в какой-либо отросли деятельности.

Как правильно составить план действий?

Для начала важно определиться, с чего вы хотите начинать личностный рост. Это может быть повышение потенциала, подъём собственной эффективности или развитие полезных качеств

После того, как расстановка целей завершена, ищем мотивы для их достижения. Мы советуем:

1. При необходимости обратиться к специалисту

Порой, чтобы достичь максимального раскрытия собственного “Я”, необходима помощь квалифицированного психоаналитика или тренера. Они помогут вам достичь своих результатов в самопознании намного быстрее!

2. Снять с себя оковы и отогнать плохие мысли

Довольно сложно чего-то добиться, если зажиматься в страхах и опасениях. Отбросив их, даже мир заиграет в других красках для вашей персоны!

3. Не стоять на дороге у перемен

Порой перемены бывают даже к лучшему, поэтому избегать их не нужно. Раскройтесь им на встречу и примите с благодарностью!

4. Найти свою мотивацию к началу самосовершенствования

В большинстве случаев, нами движет сильная мотивация, найдя её, каждый способен в прямом смысле слова “свернуть горы”.

5. Действовать!

Мотивационный тренинг

Мотивационные тренинги относят к тренингам личностного роста, хотя чаще всего используют в бизнесе для повышения мотивации деятельности персонала.

Принципы мотивационного тренинга (по О.В. Сидоренко):

  1. Метафорическая биологизация — использование живой энергии природных мотивов;
  2. Мотивирующая сила — повышение мотивации к участию в тренинга;
  3. Парадоксальность — использование игры и экспериментирования с парадоксальными закономерностями;
  4. Образность — углубленное понимание и усвоение материала благодаря использованию образов;
  5. Баланс комфорта и дискомфорта — использование дискомфорта как мотивирующей силы;
  6. Направленность на использования результатов в менеджменте (повышение практической значимости тренинга.

Кто еще критиковал позитивное мышление

Множество противников существовало не только у философии успеха но и у отдельных его эпигонов. Например, Эверетт Лео Шостром был ярым противником Дейла Карнеги и даже написал книгу «Человек-манипулятор», которую в народе прозвали «Анти-Карнеги».

Шостром в лучших традициях толстовства призывал едва ли не к недеянию как средству спасения для человека:

Под огонь критики периодически попадают и современные гуру тренингов. Так, в 2005 году Стив Салерно выпустил книгу «SHAM: Как движение самосовершенствования сделало Америку беспомощной», в которой он стремится разоблачить тренинг-индустрию с мировым оборотом средств в 8,5 млрд долларов.

Тренинг эмоциональной компетентности

Эмоциональные тренинги ставят своей целью научить человека не только осознавать свои эмоции, но и управлять ними, а также понимать эмоции партнера по общению. Данная система умений и навыков называется эмоциональной грамотностью или компетентностью (англ. — emotional literacy).

Эмоциональная компетентность включает:

  • знания о собственные чувствах, умение их назвать, определять их силу и т.п.;
  • развитую эмпатию, умение распознавать чувства и эмоции других людей;
  • владение своими эмоциями;
  • умение восстанавливаться после эмоциональных потерь;
  • сочетание всех этих умений, их интеграцию.

На основе этой концепции ее автор Пэрри Штайнер (Steiner, Perry) разработал оригинальный тренинг эмоциональной грамотности.

Интересные, популярные и эффективные тренинги

Системно-семейные расстановки

Этот тренинг называют еще «расстановки по Хеллингеру». Автор методики — Берт Хеллингер, известный немецкий психотерапевт. На основе обширного опыта работы с проблемами пациентов Хеллингер сделал вывод: корни многих проблем, включая проблемы с женским и мужским здоровьем, с неудачами в личной жизни или профессии и карьере, лежат в семейном поле, семейной истории.

На занятии присутствует собственно клиент, «заместители», играющие роль членов семейной общности, и зрители. Клиент расставляет «заместителей» в пространстве «семейного поля», а в ходе расстановки вскрываются те или иные скрытые, не проработанные проблемы и комплексы. Когда клиент осознает истинные причины своих неурядиц и проблем, ему становится гораздо легче с ними справиться.

Противодействие манипуляторам

Ни один манипулятор никогда не действует во имя вашего блага. Все его действия всегда направлены на удовлетворение собственных потребностей за счет окружающих, будь то в повседневной жизни или в бизнесе. Овладеть умением противодействовать манипуляторам полезно всем, без исключений.

На тренингах коуч рассказывает о крючках, на которые манипуляторы цепляют свих жертв, показывает на практике, как это работает

Но самое важное: вас научат не только тому, как соскочить с крючка, но и тому, как больше на него не попадаться.

Тренинг по самоорганизации

Положа руку на сердце, многие из нас могут признаться: путь к правильному и здоровому образу жизни преграждает нам неумение или нежелание правильно организовывать личное время. Мы делаем много лишнего и не делаем необходимого, потому что на нужное уже не остается ни времени, ни сил. Привычка составлять планы на будущее и следовать им свойственна немногим. Мы любим потакать своим слабостям и становимся от этого еще слабее.

Тренинг по организации личного и рабочего времени поможет вскрыть причины неудач, разобраться с неорганизованностью и даст вам простые инструменты чтобы навести в своей жизни в порядок. Вы научитесь расставлять приоритеты и находить баланс между работой, семейными делами и отдыхом. А упорядоченная жизнь обязательно даст положительные результаты для вашего самочувствия и настроения.

Развитие личности подростка, групповые игры и упражнения

Работа с подростками (Все представленные упражнения предназначены для работы в группе).

Упражнение «Угадай качество»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.

Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.

Упражнение «Синонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности.

Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:

  • насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие
  • застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность
  • общительность — открытость — откровенность
  • жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм
  • импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность
  • упрямство — настойчивость — твердость — строгость
  • рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие
  • эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность

При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств.

После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие — нет. Желающие высказываются.

Упражнение «Антонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» — к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:

  • рациональность — импульсивность, эмоциональность
  • уступчивость — властность, настойчивость
  • лживость — честность, искренность
  • сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность
  • мечтательность — практичность, здравомыслие

Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены. Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество. В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним». Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.

Упражнение «Подростковый словарь»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.

Материалы: Словарь качеств личности.

Ход упражнения: Подростки разбиваются на 2—3 группы, им дается задание — совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека. Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 2—3 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», общеупотребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы.

Упражнение «Синоним по цепочке»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.Материалы: Список качеств личности.

Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача — придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке. Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.

Упражнение «Трудные качества»

Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).

Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними. Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего. Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе. Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.

Упражнение «Своя психогеометрия»

Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.

Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).

Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест — выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка. Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы — предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе. Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют. Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.

Упражнение «Анализируем себя»

Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств

Ход упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть, обвести в кружок те качества, которые они хотели бы в себе развить, и перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 20—25 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны. Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:

1) Мои ресурсы, сильные стороны — сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.

2) Мои ограничения, слабые стороны — выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)

3) Основные цели саморазвития.

Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.

Комментарий. Эта работа может быть продолжена на следующем занятии составлением конкретного плана развития того или иного качества и программы эффективного использования личностных ресурсов.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Е. Лепешовой «Развитие личности школьника»

Упражнение: Чай вдвоем

Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим. Возраст участников: с 14 лет. Продолжительность: примерно 45 минут. Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем». Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.

Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?

Подведение итогов:

•Понравилось ли мне это упражнение? •Легко ли мне было выбрать семерых человек? •Кто мне пришел на ум первым, а кто последним? •Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей? •Чем я руководствовался при составлении меню? •Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство? •Кто в моей семье самый любознательный? •Чему меня научили мои родители в этом плане? •Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области? •Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым? •Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения? •Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.

Рабочий листок Чай вдвоем

Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.

Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.

Воскресенье …………………………… Понедельник …………………………… Вторник …………………………….. Среда ………………………………. Четверг …………………………….. Пятница …………………………….. Суббота ………………………………

Упражнение: Нужные мне люди

Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди». Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

•Легко ли мне было выделить шесть основных групп? •Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить? •Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий? •Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей? •Могу ли я иногда быть один? •Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?

Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.

Рабочий листок: Нужные мне люди

Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.

(…) Деятели искусства (…) Родители (…) Пилоты (…) Автомеханики (…) Пекари (…) Уборщицы (…) Врачи (…) Аптекари и фармацевты (…) Нефтяники (…) Сапожники (…) Продавцы (…) Футболисты (…) Адвокаты (…) Актеры (…) Музыканты (…) Судьи (…) Политики (…) Священники (…) Бабушки и дедушки (…) Шахтеры (…) Работники милиции(…) Двоюродные братья и сестры (…) Психологи (…) Учителя (…) Крестьяне (…) Инженеры (…) Опекуны (…) Забойщики скота (…) Медсестры (…) Водители автотранспорта (…) Сотрудники уголовного розыска (…) Обслуживающий персонал в гостиницах (…) Ученые (…) Бездомные (…) Социальные работники (…) Тюремные служащие (…) Воспитатели в детских садах (…) Владельцы ресторанов (…) Братья и сестры (…) Прочие родственники (…) Правительственные чиновники

Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.

1. ……………………………… 2. ……………………………… 3. ……………………………… 4. ……………………………… 5. ……………………………… 6. ………………………………

Упражнение:Нужные мне вещи

Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь. Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи». Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

•Насколько мне понравилось это упражнение? •С кем я разговариваю на тему имущества? •Какое имущество является самым важным для моего отца? •Какое — для моей матери? •Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало? •Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами? •У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу? •Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими? •Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».

Рабочий листок: Нужные мне вещи

Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:

(…) Самолет (…) Топор (…) Футбольный мяч (…) Кровать (…) Мотоцикл (…) Теннисная ракетка (…) Обувь (…) Веник (…) Календарь (…) Мобильный телефон (…) Стиральная машина (…) Часы (…) Пылесос (…) Картины (…) Музыкальный инструмент (…) Удочка (…) Книги (…) Телевизор (…) Собственный дом(…) Тонометр (…) Радиоприемник (…) Своя комната (…) Телефон (…) Ручка (…) Велосипед (…) Лопата (…) Яхта (…) CD/МР3-плейер (…) Зубная щетка (…) Компьютер (…) Одежда (…) Украшения (…) Фотографии (…) Нож (…) Автомобиль (…) Письменный стол

Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:

•Какую потребность удовлетворяет эта вещь? •Какие чувства она в тебе вызывает? •Откуда эта вещь взялась? •Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить? •Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование? •Как бы ты отреагировал на ее потерю? •Что бы смогло ее заменить?

Запиши сюда названия трех самых важных вещей:
1. ……………………………… 2. ……………………………… 3. ………………………………

Эпилог: мы так давно устали

Далеко не все готовы ринуться в погоню за самореализацией, да и вообще — не каждый хочет вмешиваться в эти споры коучеров, гуру тренингов и специалистов по мотивации.

И это касается не только непосредственно самореализации: бунт против норм и стереотипов начался по всем фронтам: постепенно крушатся основы даже модной индустрии, которая, казалось бы, последней должна была сдать свои позиции, подкрепляемые вливаниями денежных средств из индустрии красоты. Однако, как говорил один известный поэт, «ничего нельзя удержать — ни зеленого на лиловом, ни треугольный вырез футболки, ни сломанный край зонта», и поэтому сегодня по планете с торжеством идет бодипозитив и культ «принятия себя таким, каков ты есть».

Активные сторонники «здорового эгоизма», которые призывают наплевать на мнение окружающих и их представления об успехе, постепенно появляются по всему миру, и их слава быстро растет. На этот раз «пророки» есть и в нашем отечестве: в конце 2022 года книга психолога Павла Лабковского с говорящим названием «Хочу и буду» разошлась по стране тиражом в 550 000 экземпляров — для российского рынка это едва ли не беспрецедентная цифра.

От продаж к личностному росту

В Европе мода на тренинги пришла уже после войны: восстанавливая Старый Свет, Америка импортировала на континент многие свои привычки. Первоначально речь шла только о профессиональных и финансовых тренингах — так уже в 1946 году Ханс Гольдман провел в Швеции свой первый тренинг с говорящим названием «Как продавать больше в послевоенной Европе». Ну а вслед за Старым Светом к новой моде подтянулся и весь мир.

К слову, впоследствии Ханс Гольдман стал основателем одной из известнейших международных компаний по тренингам — Mercuri International: именно она в 1990-х первой пришла и на российский рынок, где эта ниша была еще никем не занята.

Своеобразного пика — и новый толчок к развитию — учение об успехе получило в 1960–1970-х годах, когда исследования Мартина Селигмана положили начало позитивной психологии. В ходе одного из экспериментов он поместил собак в клетки и после сильного звукового сигнала давал животным короткий и слабый разряд тока. Его собаки избежать не могли, что бы они ни делали. Затем Селигман перевел их в другие клетки, где их активность могла бы спасти их от удара током, однако в новых клетках они не стали пытаться предпринимать усилий для своей защиты, только лишь скуля после звукового сигнала в ожидании разряда.

Невроз и личностный рост

Невроз и личностный рост, какая взаимосвязь? Порой жизнь заводит нас в тупик, а руки опускаются что-либо делать, и мы начинаем просто “плыть по течению”, поддаваясь нервозному состоянию, и, того хуже, пытаемся его не замечать.

Но всё поправимо! Если выявить признаки кризиса личностного роста и их победить. К счастью, невроз довольно легко узнать по его характерным симптомам:

  • Низкому сопротивлению стрессам
  • Агрессивному поведению
  • Ранимости и частой плаксивости
  • Тревожным состояниям
  • Сосредоточенности только на проблеме
  • Быстрой утомляемости
  • Повышенной раздражительности
  • Обидчивости за пустяки
  • Превращение любой мелочи в трагедию
  • Сильной восприимчивости к шуму
  • Непереносимости слишком яркого света
  • Чувствительности к перепадам температуры
  • Явной бессонницы
  • Перевозбуждённому состоянию
  • Учащенному сердцебиению
  • Обильному потоотделению
  • Рассеянности, не сосредоточенности
  • Резким перепадам давления

При невротическом состоянии необязательно станут проявляться сразу все симптомы, их вполне может быть 2 или 3. Но этого достаточно для того, чтобы задуматься над способами борьбы с ужасным недугом.

Такие тревожные звоночки нельзя пропускать! Именно они подсказывают нам, что пора остановиться и переосмыслить свою жизнь, дабы не встретиться с коварным неврозом.

А если невроз вас уже настиг, не стоит тянуть с его устранением, пока он не перерос в депрессию или ещё чего похуже.

В данном случае отличным решением станет оптимистичный настрой и решительные действия к улучшению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]