Мотивация жизни
Портал о саморазвитии, личностном росте и позитивном отношении к жизни
Поиск информации на портале
- Главная
- Развитие личности
- Самопознание
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.
Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.
Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.
Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.
- История появления эффекта Пигмалиона
- Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»
- Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»
- Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля
- Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.
Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.
Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:
- Человек обретает уверенность в определенном исходе.
- Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
- Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
- Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
- Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».
В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.
Как сделать самоисполняющееся пророчество позитивным
Помимо основных рекомендаций, направленных на устранение негативного аспекта эффекта, в психологической практике существует алгоритм из последовательных действий, которые превратят самоисполняющееся пророчество в позитивную практику.
Для этого необходимо:
- Определить основную цель, которую нужно достичь. Сюда же относится желаемый ценный опыт или практика. После чего следует рационализировать свое желание, составив список из пошаговых действий.
- Создать положительное утверждение о получаемом опыте или цели. К примеру, фраза «Я искренне верю в то, что смогу заполучить дорогую должность в компании».
- Найти полезные действия, благодаря которым можно значительно увеличить шансы на достижения цели или необходимого жизненного опыта. Следует быть максимально открытым к получению знаний, косвенно связанных с желаемым.
- При выполнении вышеуказанных действий, следует возвращаться к положительным фразам или аффирмациям, которые были созданы на 2 шаге. Особо важно способствовать самореализующемуся пророчеству при помощи поддержки или внимания. В таком случае повышаются шансы на его приобретение.
- Возникновение каких-либо препятствий или трудностей следует воспринимать в качестве ценного опыта, благодаря чему можно постоянно обучаться на собственных ошибках и двигаясь далее.
При правильном, структурированном подходе, а также нужной вере в собственную значимость, включая развитие осмысленных действий и своевременное преодоление трудностей, существует большой шанс того, что пророчество сбудется.
Правильное понимание эффект Розенталя, а также его применение в жизни, позволит человеку добиться значительных успехов — от бытовых ситуаций, до развития или улучшения отношений, включая деловые. Подобное решение нередко используется в психологии в качестве дополнительной техники, позволяющей улучшить психическое состояние человека.
Как проявляется эффект Пигмалиона?
В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.
Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.
Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.
Как сбывается самореализующееся пророчество
Первоначальная идея самоисполняющегося или самореализующегося пророчества была развита из устоявшейся в социологии теоремы Томаса, суть которой описывается следующим образом: «Когда индивид определяет ситуацию в качестве реальной, она является таковой, исходя из последствий».
Основным примером пророчеств можно считать мысленный эксперимент с вагоном, куда по очередности заходят люди, которых пассажиры исходя из внешних признаков, считают контролерами. Так, если у индивидов отсутствуют какие-либо сомнения по поводу кондукторов, реальность проявляется исходя из ее последствий — пассажиры начинают предоставлять билеты для их проверки.
Также в одной из работ ученого была рассмотрена вымышленная ситуация, в которой ключевую роль играл гипотетический банк Картрайта Миллингвилля. Предполагалось, что изначально финансовое положение учреждения обстоит хорошо — в нем есть некий запас активов, большая часть из которых инвестируется в другие проекты.
Психолог предлагает представить ситуацию, когда в банк неожиданно заходит большое число новых вкладчиков, из-за которых старые пускают слух о возможном банкротстве и финансовых неурядицах. В итоге учреждение действительно признается банкротом и закрывается.
Для группы лиц, которые страдают депрессивным расстройством, также отличительны дисфункциональные убеждения, которые несут за собой самореализующееся пророчество. К примеру, мысли человека о невозможности счастья без любви и признания в этом окружающих может его переубедить и понизить шансы на успех.
Как появился термин?
Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.
Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.
Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.
Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.
Исследования
Первоначальное исследование Розенталя-Якобсона доказало существование эффекта Пигмалиона в учёбе. Однако за последние 5 десятилетий с момента проведения исследования большое количество ученых отслеживали один и тот же эффект в различных условиях. Эффект Пигмалиона теперь обнаружен в высшем образовании, в управлении и в армии, дома и практически везде, где лидерство играет роль.
Когда менеджер возлагает большие надежды на своих сотрудников, они, как правило, работают значительно лучше. Самое главное, большие надежды родителей являются одним из важнейших факторов успеха ребенка.
Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»
Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».
Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.
Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.
В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.
⚑ Какие эксперименты проводил Розенталь?
Роберт Розенталь для подтверждения существования феномена Пигмалиона проводил достаточно много экспериментов, самым известным из которых является эксперимент «Дети Розенталя». Проводилось это исследование в одном из начальных учебных заведений Сан-Франциско в соавторстве с директором Ленорой Якобсон.
Розенталь тщательно изучил интеллектуальные способности детей и сделал вывод, что все учащиеся показали приблизительно одинаковые результаты. Выбрав случайным образом определенное количество детей, экспериментатор сказал учителям, что при правильном подходе эти ученики могут существенно повысить уровень своего IQ, так как они обладают скрытым потенциалом.
В конце учебного года психолог повторил свой эксперимент. Он провел повторный тест на определение интеллектуальных способностей учеников. Полученные результаты показали, что те дети, о скрытом потенциале которых Розенталь сообщил преподавателям, получили более высокие баллы за тесты, чем остальные участники эксперимента.
Ученый объяснил это тем, что педагоги, бессознательно имея определенные ожидания в отношении этих конкретных учеников, передавали им на невербальном уровне нужные настроения. Так были реализованы их совершенно безосновательные пророчества на счет этих случайно выбранных детей.
Завышенные ожидания учителей, по мнению психолога, самым непосредственным образом повлияли на прогресс «одаренных» школьников. Ожидая высоких результатов, к процессу их обучения учителя использовали другой подход: старались мотивировать и вдохновить учеников, давали им больше творческой свободы, позволяли самовыражаться и демонстрировать индивидуальность.
Еще один знаменитый эксперимент Розенталя – исследование, в котором принимали участие студенты и крысы. Всех участвующих в эксперименте студентов ученый разделил на две группы: первой группе он сказал, что они будут взаимодействовать с плохо обучаемыми крысами, а второй группе – что с хорошо обучаемыми крысами. Уровень же обучаемости всех крыс был практически одинаковым.
В конце эксперимента Розенталь получил совершенно разные результаты: те крысы, которых он обозначил как хорошо обучаемых, показали более высокие результаты, чем их «плохо обучаемые» сородичи. В этом эксперименте психолог сделал акцент не на взаимодействии между учителем и учениками, а на упорстве экспериментатора доказать истинность его убеждений.
Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.
Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.
Ситуации из жизни
Эффект Пигмалиона (Розенталя) способен возникать во многих жизненных ситуациях. О нем говорят в тех случаях, когда у человека имеется заниженная самооценка. Такие личности нелегко добиваются карьерного роста, нередко остаются несчастливыми в личной жизни.
Достаточно часто с этим феноменом сталкиваются в педагогике. Ученики, которых в силу определенных причин недолюбливают преподаватели и обвиняют во всевозможных нарушениях, склонны иметь низкие показатели в учебе, не соблюдать правила дисциплины. Такие учащиеся подсознательно перенимают приписываемый им негативный облик. В отличие от них так называемые любимчики могут похвастать хорошими оценками и отсутствием претензий к своему поведению.
Еще одна сфера, которая позволяет наблюдать проявления эффекта Пигмалиона, – это медицина. Если между врачом и пациентом присутствуют обоюдное уважение и конструктивный диалог, результаты терапии чаще всего оказываются положительными и приводят к выздоровлению. Медики, которые раздраженно, пренебрежительно относятся к своим пациентам, нежелательным образом влияют на их общее состояние. Закономерным результатом этого становится ухудшение жизненных показателей больных, длительное протекание имеющегося заболевания.
Практический смысл
Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:
- Самооценка и успешность
. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола. - Важность настроя в медицине
. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения. - Отношение педагога и успехи ученика
. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.
Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.
Эффект Розенталя и бизнес
В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.
Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.
Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.
И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.
Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.
Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.
Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.
Синдром Пигмалиона: уход от реальности
Каждая монета имеет две стороны. У этого психологического феномена имеется так называемый синдром Пигмалиона. Часто мы наделяем человека теми качествами, которыми он не обладает. Как влюблённый Пигмалион отождествлял статую Галатеи с живой женщиной и пытался вызвать ответное чувство, так и мы приписываем людям несуществующие способности и испытываем разочарование, если наши ожидания не сбываются.
В реальности люди могут даже не догадываться о нашем представлении о них. Если человек испытывает трудности в повседневной жизни, то он более склонен к придуманному восприятию реальности. В состоянии подавленности психика человека вырабатывает защитный механизм, при котором наблюдается уход от реального мира.
Синдром Пигмалиона другого вида описывается как неприятие реальных жизненных событий, привязку только к узкому восприятию выдуманного мира (Галатеи), и отторжению настоящей реальности. Личность, подверженная этому синдрому способна принимать окружающий мир только в рамках своего обособленного мировоззрения, не замечая существующих обстоятельствОсобенно опасна личность с синдромом Пигмалиона такого вида, когда наделена властью.