Курт Левин: биография
Будущий психолог родился 2 сентября 1890 в городе Могильно, который находился на территории прусской провинции Позен (сегодня это территория Польши). При рождении мальчика назвали Цадек. Но такое имя в Пруссии не предвещало ничего хорошего. По этой причине мальчику дали второе имя – Курт.
Юноша едва мог надеяться на счастливое будущее в отдаленной провинции. Однако в 1905 г. его семья покидает родной город и переезжает в Берлин. Курт поступает на медицинский факультет в Университет Фрайбурга, посещает лекции по биологии в Мюнхенском университете.
Мотивы
Курт Левин сказал, что вы можете объяснить все свои действия одним простым фактом: мы видим конкретные пути и способы снять определенную напряженность.
Курт считал, что подобные действия должны иметь положительный заряд. Вот почему вы чувствуете, что энергия заставляет вас выполнять их. И тогда другие действия должны иметь противоположный эффект. Они увеличат ваше напряжение, и поэтому они должны иметь отталкивающий эффект.
Чтобы понять все это лучше, вот пример потребности, которую мы все имеем: потребность в признании. Когда вы начинаете чувствовать эту потребность, это пробуждает мотивацию получить признание в области, которая вас интересует. Эта мотивация будет иметь положительный заряд и приведет вас к действиям с целью получения признания.
Мотивация пробудит напряжение между вашей текущей ситуацией и вашей потребностью в признании. Тогда это заставит вас подумать о возможных действиях, чтобы получить это признание. И в зависимости от того, в какой области вы хотите быть узнаваемым, вы будете делать все, что, по вашему мнению, даст вам наилучшие шансы получить его.
Научная деятельность
С началом Первой мировой войны Левин нес службу в немецкой армии. Там он сделал свое первое открытие. Будущий ученый выяснил, что мировосприятие человека полностью зависит от той группы и среды, с которыми он связан. Так, исследователь на собственном примере знал, что солдаты могут считать грязную канаву подходящим укрытием, а ровную цветущую лужайку – территорией смерти. Тем самым Левин смог доказать, что восприятие окружающего мира фронтовиков отличается от мышления людей в мирное время. Причем изменения в сознании происходили у всех представителей одной общности.
Получивший во время службы ранение Левин Курт был демобилизован, что подтолкнуло его продолжить работу над диссертацией в Берлинском университете.
Изначально Левин углубился в поведенческую психологию. Но со временем его исследования несколько изменили свое направление в сторону гештальтпсихологии. Это дало возможность проводить работу с такими представителями данной школы, как Макс Вертгеймер и Вольфганг Кёлер.
В 1933 году Левин Курт отправляется в Англию, откуда вскоре переезжает в США. В это же время произошла встреча ученого с Эриком Тристом, который был впечатлен исследованиями Курта во время службы в армии.
До этого Левин на протяжении полугода занимал должность профессора в Стэнфорде, после чего отправился в Корнеллский Университет. Вскоре Курт был назначен директором Центра групповой динамики в Массачусетском технологическом институте.
1946 год стал для Левина судьбоносным. Ему поступила просьба отыскать метод, который сможет побороть религиозные и расовые предрассудки. Курт взялся за эксперимент, который позже станет известен как «групповая психотерапия». Такие достижения стали важным элементом в основании Национальной учебной лаборатории.
По окончании Второй мировой войны Курт занимался психологической реабилитацией бывших заключенных концлагерей.
Умер Курт Левин 12 февраля 1947 года в городе Массачусетс. Захоронен выдающийся ученый на своей родине. Смерть его наступила в скорости после открытия центра для переобучения мировых лидеров. К сожалению, Курту не удалось дожить до момента исполнения своей мечты.
Личная жизнь
В 1917 году женой Курта Левина стала Мария Ландсберг. В 1919-м у них родилась дочь Эстер Агнес, а в 1922-м — сын Фриц Рейвен. Во второй половине 1920-х годов их личная жизнь начала трещать по швам. Супруги развелись в 1927-м, и Ландсберг решила иммигрировать в Палестину с детьми.
Курт Левин недолго тосковал по женской заботе. Уже в 1929 году он обвенчался с Гертудой Вайс, которая родила ему двоих детей: в 1931-м на свет появилась дочь Мириам, а в 1933-м — сын Даниил. Жена пережила Левина на 40 лет и умерла в 1987 году.
Предпосылки открытия «Теории поля»
Формирование теории поля произошло под влиянием достижений точных наук, в частности физики и математики. В это же время Левина увлекала психология, в которую он также стремился внести некую точность. Таким образом, главным открытием Левина в послевоенный период стал психологический эксперимент. До этого времени было принято считать, что психология совершенно несовместима с этим понятием, ведь эта наука основывается на таких субстанциях, как душа, эмоции, характер. Словом, считалось, что психология тесно связана с тем, что нельзя изучить под микроскопом.
дальнейшее чтение
- Бернс Б., «Курт Левин и планируемый подход к изменениям: переоценка», Журнал исследований в области управления (41: 6 сентября 2004 г.), Манчестер, 2004 г.
- Фоски Р., Ломбардо Г.П. (2006), Левинианский вклад в изучение личности как альтернативы основному направлению психологии личности в 20-м веке. В: Trempala, J., Pepitone, A. Raven, B. Lewinian Psychology. (т. 1, с. 86–98). Быдгощ: Университетское издательство Казимира Вельки. ISBN 83-7096-592-Х
- Кауфманн, Пьер, Курт Левин. Une théorie du champ dans les Sciences de l’homme
, Париж, Врин, 1968. - Марроу, Альфред Дж.Практический теоретик: жизнь и творчество Курта Левина
(1969, 1984) ISBN 0-934698-22-8 (Альфред Дж. Марроу учился как один из учеников Левина) - Тремпала, Дж., Пепитон, А. Рэйвен, Б. Левинианская психология. Быдгощ: Университетское издательство Казимира Вельки. ISBN 83-7096-592-Х
- Уайт, Ральф К. и Рональд О. Липпитт, Самодержавие и демократия
(1960, 1972) ISBN 0-8371-5710-2 (Уайт и Липпитт проводили описанное здесь исследование под руководством Левина в качестве научного руководителя; книга Марроу также кратко описывает ту же работу в главе 12.) - Вайсборд, Марвин Р., Новый взгляд на производственные рабочие места
(2004) ISBN 0-7879-7117-0 (Главы 4: Левин: практический теоретик, Глава 5: Организация свиней: наследие Левина для менеджмента.) - Левин, К. (1947). «Границы групповой динамики: концепция, метод и реальность в социальных науках, социальное равновесие и социальные изменения». Человеческие отношения
.
1
: 5–41. Дои:10.1177/001872674700100103. S2CID 145335154.
Теория поля Курта Левина (кратко)
Однако Левин пошел в обратном направлении, взяв на вооружение проделки со скрытой камерой. В ходе своих экспериментов ученый помещал испытуемого в комнату, где находились различные предметы: книга, колокольчик, карандаш и тому подобное. Каждый человек начинал производить с вещами какие-либо манипуляции. А вот звонить в колокольчик – было характерным для каждого.
Эксперименты Курта Левина привели его к выводу: человек без определенной цели оказывается под влиянием внешних факторов. Всем испытуемым были присущи такие действия, на которые их как бы подталкивали сами предметы. Из этого следовало, что людьми, выбитыми из привычной среды, довольно легко управлять. Ведь ни один участник эксперимента не имел нужды брать карандаш или звонить колокольчиком. Таким образом, предметы оказывали влияние на потребности человека, которые психолог трактовал как некие энергетические заряды, провоцирующие напряжение испытуемого. Такое состояние подталкивало человека к разрядке, которая заключалась в удовлетворении потребностей.
Так, теория поля Курта Левина, краткое содержание которой представлено вашему вниманию в статье, стала оригинальной интерпретацией поведения человека. Благодаря ей было доказано, что совокупность действий полностью зависит от конкретных условий существующего поля.
Соответствующие переменные
Как и в случае с энергетическим полем, каждая часть воздействует на каждую другую часть. Чтобы понять наше поведение, мы должны помнить все переменные, которые играют роль в нем в режиме реального времени. Это верно как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Мы также не можем анализировать эти элементы по отдельности. Поэтому мы должны сосредоточиться на изучении того, как они взаимодействуют, чтобы получить полную картину того, что именно происходит. Левин предложил три ключевых переменных для объяснения этой идеи.
- Энергия: что вызывает действия, что их мотивирует. Когда есть необходимость, энергия или энергетическое поле, приведет к действию. Все эти действия имеют заряд, положительный или отрицательный. Заряд этих действий также приводит к другим действиям (положительным) или отталкивает назад (отрицательным). Поведение, которое происходит от всего этого, реагирует на психологическую смесь различных энергий.
- Напряжение: разница между целями человека и его текущим состоянием. Напряжение является внутренним и подталкивает вас пройти через ваши намерения.
- Необходимость: что дает мотивационное напряжение для начала. Когда у человека возникает физическая или психологическая потребность, внутри него пробуждается внутреннее состояние напряжения. Это состояние напряжения заставляет систему (человека) измениться, чтобы попытаться вернуться в исходное состояние и удовлетворить свои потребности.
Левин говорит, что теория поля показывает, каковы возможные и невозможные формы поведения каждого человека. Осознание жизненного пространства помогает нам сделать логический прогноз о том, что будет делать человек. Каждое отдельное поведение или, по крайней мере, каждое намеренное поведение имеет мотивацию. Есть напряженность, толкающая его, энергии, движущие его, заряды, направляющие его, и у всего этого есть цель.
Специфика учения Левина Курта
Психологическое изучение поведения человека сводилось к ряду особенностей:
- Поведение должно анализироваться в рамках общей ситуации.
- Отдельный человек в отдельной ситуации представляется математически.
- Поведение формируют только настоящие события. То, что произошло в прошлом или произойдет в будущем, лишь незначительно меняет композицию поля.
- Одинаковое на первый взгляд поведение не всегда провоцируют одни и те же причины.
Ученым было введено понятие «родового тождества». Курт Левин, фото которого вы видите в статье, считал, что поведение личности не может быть обусловлено характером человека или его воспитанием. Однако обе эти природы весьма значимы. Из этого вытекает, что поведение является итогом взаимодействия индивида и ситуации.
Период Первой мировой войны
Когда началась Первая мировая, молодой ученый вступил в ряды пехотной дивизии. Именно страсть к психологии помогла Курту Левину пережить тяжелый период окопного быта. Когда другие рисковали жизнью и терпели военные лишения, Курт кроме этого занимался на фронте еще и научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Солдаты и не подозревали, что для ученого они не просто товарищи, а и материал для научного исследования.
Какие же выводы сделал Курт Левин? Психология, вернее наблюдения за психологией фронтовиков, натолкнули его на мысль, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми. Грязная канава, например, на войне воспринимается как хорошее укрытие, а поляна, которая в самый раз была бы для пикника, видится солдатами как опасная зона, ведь на такой открытой местности их легко может настигнуть пуля.
Главным выводом было то, что таким образом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы фронтовиков.
Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Известный ученый Эрик Трист так впечатлился этой теорией Левина, что впоследствии ее использовал во время Второй мировой войны в собственных исследованиях.
Основные методы управления
Левин Курт, помимо прочего, изучал организационные методы управления в группах. По мнению ученого, их можно классифицировать, исходя из стиля руководства. Существуют такие основные стили:
- Авторитарный. Человек чувствует себя враждебно из-за сильного давления лидера группы.
- Демократический стиль заключается в совместной выработке стратегии на основе коллективных процессов с учетом мнения лидера.
- Полное невмешательство. Суть этого стиля состоит в том, что все решения принимаются без участия лидера. Он участвует в разделении труда, только если его об этом попросят. Такой руководитель очень редко кого-нибудь хвалит.
Модель окружения
Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.
Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.
Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».
В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.
Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.
Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.
Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:
Мы никогда не узнаем, каков другой человек.
Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства»
Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях
Деятельность Курта Левина в исследовательском центре
В 1944 году Курту Левину удалось основать Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. При этом он преследовал чисто альтруистические цели. Ученый всю жизнь надеялся на утверждение в мире гуманизма. По его мнению, всему человечеству необходима демократия, для того чтобы смягчить свои нравы. Помочь становлению гуманизма Курт Левин пытался при помощи проведения групповых тренингов.
Ученый убежден, что для изменений социальной группе нужно пройти через несколько стадий:
- «размораживание»;
- «изменение»;
- «новая заморозка».
«Размораживание» представляет собой ситуацию, когда группа лишена своих привычных жизненных и ценностных приоритетов. В такой период она находится в полной растерянности. На следующем этапе ей предлагается новая ценностная и мотивационная система, после выработки которой состояние группы следует снова «заморозить».
Кстати, именно Левину принадлежит создание нового типа общения между психологом и его клиентом. Зачастую такая коммуникация больше похоже на беседу врача с пациентом. Курт полностью изменил стратегию построения коммуникации. Его общение было похоже на диалог между студентами и профессором.
Рекомендации
- Альтрихтер Х. и Гстеттнер П. (1993). Исследование действий: закрытая глава в истории немецких социальных наук ?. Образовательные исследования действий
1 (
3
), 329–360. - В эмпирическом исследовании Haggbloom et al. используя шесть критериев, таких как цитирование и признание, Левин оказался на 18-м месте среди самых выдающихся психолог ХХ века. Хаггблум, С.Дж. и другие. (2002). 100 самых выдающихся психологов ХХ века. Обзор общей психологии
. Vol. 6, № 2, 139–152. Haggbloom et al. объединили три количественные переменные: цитирование в профессиональных журналах, цитирование в учебниках и номинации в опросе, проводимом членами Ассоциация психологической науки, с тремя качественными переменными (преобразованными в количественные баллы): Национальная академия наук (NAS), президент Американской психологической ассоциации (APA) и / или обладатель награды APA за выдающиеся научные достижения, а также фамилия, используемая в качестве эпонима. Затем список был упорядочен. - Haggbloom, Стивен Дж .; Варник, Рене; Варник, Джейсон Э .; Джонс, Винесса К .; Ярбро, Гэри Л .; Russell, Tenea M .; Борецки, Крис М .; МакГахи, Рейган; Пауэлл, Джон Л., III; Бобры, Джейми; Монте, Эммануэль (2002). «100 самых выдающихся психологов ХХ века». Обзор общей психологии
.
6
(2): 139–52. CiteSeerX 10.1.1.586.1913. Дои:10.1037/1089-2680.6.2.139. S2CID 145668721. - ^ абcdежграммчася
Левин, Мириам (1992). «Влияние жизни Курта Левина на место социальных вопросов в его работе».
Журнал социальных проблем
.
48
(2): 15–29. Дои:10.1111 / j.1540-4560.1992.tb00880.x. - ^ абc
Баргал, Дэвид (1998). «Курт Левин и первые попытки создать кафедру психологии в Еврейском университете».
Минерва: обзор науки, обучения и политики
.
36
(1): 49–68. Дои:10.1023 / а: 1004334520382. PMID 11620064. S2CID 44966308. - ^ абc
Смит, МК. «Курт Левин, группы, экспериментальное обучение и исследования действий».
Энциклопедия неформального образования
. Получено 16 августа 2010. - Лаш-Куинн, Элизабет (27 мая 2022 г.). Эксперты по расовым вопросам: как расовый этикет, тренировка чувствительности и терапия Нью Эйдж захватили революцию в области гражданских прав
. Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742527591 . Получено 27 мая 2017 — через Google Книги. - ^ аб
Лаш-Куинн, Э. (2001)
Эксперты по расовым вопросам: как расовый этикет, тренировка чувствительности и терапия Нью Эйдж захватили революцию в области гражданских прав
, Нью-Йорк, W. W. Norton. - Кинг, В.»Ученые-беженцы в Университете Дьюка» В архиве 9 марта 2013 г. Wayback Machine. Проверено 26 августа 2012 года.
- Левин, К. (1922). Der Begriff der Genese в Physik, Biologie und Entwicklungsgeschichte.
(Свидетельство о присвоении квалификации Левина). - Батчо, Джеймс (2018). Невидимое кино Терренса Малика: память, время и слышимость
. Чам: Спрингер. п. 69. ISBN 9783319764207 . - ^ абcdежграммчася
Роджерс, Эверетт (1994).
История изучения коммуникации: биологический подход
. Нью-Йорк: Свободная пресса. - Уилан, Сьюзан А. (2005). Справочник по групповым исследованиям и практике
. Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. п. 13. ISBN 0761929584 . - Левин К. (1943). Определение «поля в данный момент». Психологический обзор.
50: 292–310. Переиздано в
Разрешение социальных конфликтов и теория поля в социальных науках,
Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 1997. - Левин, К. (1946) Исследование действий и проблемы меньшинств. J Soc. Выпуск 2 (4): 34–46
- Левин, К.
; Lippitt, R .; Уайт, Р. (1938). «Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате».
Журнал социальной психологии
.
10
(2): 271–301. Дои:10.1080/00224545.1939.9713366. - Майнер, Дж. Б. (2005). Организационное поведение 1: основные теории мотивации и лидерства
. Армонк: М.Э. Шарп. - Левин, Курт (июнь 1947 г.). «Границы в групповой динамике: концепция, метод и реальность в социальных науках; социальное равновесие и социальные изменения». Человеческие отношения
.
1
: 5–41. Дои:10.1177/001872674700100103. S2CID 145335154. - Cummings, S .; Бриджмен, Т; Браун, К. (2016). «Незамораживающие изменения: три шага: переосмысление наследия Курта Левина для управления изменениями». Человеческие отношения
.
69
(1): 33–60. Дои:10.1177/0018726715577707. S2CID 147697886. - Sansone, C .; К. К. Морф; Пантер А. Т. (2003). Руководство по методам социальной психологии Sage
. Мудрец. ISBN 978-0-7619-2535-4 . - Балкениус, К. (1995). Естественный интеллект в искусственных существах
. Когнитивные исследования Лундского университета, 37. ISBN 978-91-628-1599-8 . Архивировано из оригинал 5 октября 2008 г. - Форсайт, Д. (2010) Групповая динамика
Эксперименты психолога Курта Левина
Исследовательский центр, созданный Куртом Левином, активно проводил тренинги для сотрудников различных предприятий. Например, к услугам психолога обращалась Harwood Manufacturing Company с жалобой на то, что при введении любых новшеств сотрудники предприятия очень долго обучаются, что приводит к падению уровня производительности.
Для решения проблемы Левин Курт взял три группы сотрудников и дал им задания:
- Первая группа решала, как эффективнее всего работать в рамках нового техпроцесса.
- Вторая группа должна была выбрать несколько представителей, которые будут направлены к руководству для того, чтобы обсудить новшества.
- Третья группа, состоящая из рабочих и менеджеров, должна была провести «мозговой штурм» по освоению новой технологии.
В результате эксперимента оказалось, что самые лучшие результаты продемонстрированы последней группой. После этого руководство компании получило рекомендации от выдающегося психолога.
Потребности и то, как мы их реализуем
Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.
Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.
Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.
Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.