Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.
Понятие когнитивной психологии
Само слово пришло из латинского языка – cognitive. Оно означает «знание», «познавать». Ответвление психологии занимается исследованием познавательных (когнитивных) процессов психики индивидуума.
Список процессов:
- память;
- логическое мышление;
- внимание;
- эмоции;
- речь;
- воображение.
Когнитивная психология — раздел экспериментальной психологии, изучающий познавательные процессы в человеческом мозге
Сюда же входит и способность принимать решения. В понятие включены все познавательные процессы для использования, структурирования мозгом информации.
Когнитивная психология нужна в изучении искусственного интеллекта, так как работу мозга можно расписать алгоритмом:
- информация поступает;
- мозг ее перерабатывает;
- мозг получает новое знание, оно сохраняется в памяти.
Это необходимо при моделировании математического мышления. В науке оно применимо и для искусственного интеллекта, по аналогии с работой человеческого мозга.
Когнитивная психология, кратко и понятно говоря, занимается исследованием человека, сравнивая его с системой, основывается на поступлении информации из окружающего мира, ее переработке, и хранении в памяти. Даже термин «переработка информации» перекочевал из инженерных областей в область когнитивной психологии.
Когнитивная психология считалась альтернативным вариантом к устаревшему бихевиоризму.
Направление было построено на опытах, которые проводили на животных. Считалось, что человеческая психика работает также на 100%. В 60-е случился «когнитивный переворот», который открыл новую область. Она рассматривает психику человека, как область, которую нужно исследовать, но отдаляясь от связи с опытами на животных.
Где пройти обучение
Чтобы стать когнитивным психологом, нужно получить профильное образование. Для этого необходимо поступить в вуз на факультет «общая психология» или «клиническая психология». Спустя 4 года обучения специалист получает диплом бакалавра. Лучше всего продолжить учиться и стать магистром психологии. Магистратура дает большие возможности для карьерного роста.
Психологическое образование доступно в таких вузах, как:
- Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;
- Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Курский государственный медицинский университет;
- Кубанский государственный университет;
- Сибирский федеральный университет;
- Южно-Российский гуманитарный институт.
К сожалению, в вузах именно на когнитивного психолога не учат. Когнитивно-поведенческую терапию можно освоить на курсах профессиональной переподготовки. Их продолжительность в «Академии профессиональных стандартов» составляет 3 месяца. За это время специалист получает базовые знания в области когнитивной и когнитивно-поведенческой психотерапии, обретает практические навыки. На базе этого же учебного заведения он может пройти курсы повышения квалификации, на которых обучают новейшим психотерапевтическим методикам.
Возможность окончить курсы профессиональной переподготовки по когнитивной психологии есть у всех психологов, а также врачей с высшим медицинским образованием.
Что изучает когнитивная психология
Когнитивная психология рассматривает познавательные процессы психики, занимающаяся поиском, переработкой и хранением информации. Процессы рассмотрены подробно ниже.
Память
Когнитивная психология (кратко и понятно о методах вида психологии написано далее в статье) много внимания уделяет памяти человека. Память отвечает за хранение уже переработанной информации другими познавательными процессами. Она воспроизводит прошлый опыт человека в той или иной ситуации.
Память – один из главных процессов в психике человека
Память – один из главных процессов в психике человека. Она применяется в реальной жизни человека. Память позволяет ему пользоваться воспоминаниями, полученными знаниями, помогает хранить информацию о своей реакции на те, или иные события, эмоции, которые испытывал человек (волнение, страх, радость, злость).
Мышление
Мышление позволяет индивидууму принимать решения, связывая образы, воспоминания, понятия, накопленный опыт (сохраненная информация). Мышление дает понять, принять или изменить полученные образы и понятия.
Кратко и понятно можно объяснить, как работает мышление, описывая ситуацию в кофейне. Человек решил заказать кофе. Перед ним список доступных напитков (появляется информация извне). Мозг человека обрабатывает информацию, используя воспоминания.
Например, память говорит о том, что капучино ему в прошлый раз не понравился. Индивидуум делает вывод, что напиток не подходит. Он выбирает другой напиток, который благодаря его воображению вызывает прилив приятных эмоций. Поэтому мышление занимает большую область изучения в когнитивной психологии.
Типы мышления
Когнитивизм подразумевает разделение мышления на 2 группы: сознательное и бессознательное.
В науке выделяют 3 типа мышления:
- Наглядно-дейтственный. Он подразумевает производство и организацию деятельности. Ситуация с кофе отнесится к этому типу.
- Наглядно-образный. Тип переводит мысли в образы.
- Отвлеченный ─ абстрактное рассуждение.
Внимание
Процесс означает направленность восприятия человека на объект, или ситуацию. Внимание означает особо повышенный интерес индивидуума с целью получения информации.
Избирательность | Свойство, при котором мозг человека цепляется именно за необходимую информацию, отсекая ненужное, для достижения цели. |
Устойчивость | Способность мозга продолжительно фиксироваться на определенной задаче, ради получения нужных данных. |
Концентрированность | Обобщенное понятие избирательности. Оно помогает сосредотачиваться на объекте. |
Эмоции
Под эмоцией понимается процесс психики, который возникает, как реакция на ситуации. Интересный факт в том, что эмоция может появиться еще до начала ситуации. Например, волнение перед важным событием.
Способность принимать решения
Способность принимать решения напрямую связана с другим познавательным процессом – мышлением. Принимать решения необходимо для того, чтобы достичь цели. Цель – это задача, в которой имеются трудности и препятствия. Сутью принятия решения будет преодоления этих самых препятствий.
Способность принимать решения нужна для достижения цели
Принятие решения достигается через примерный алгоритм:
- Сначала мозг распознаёт задачу.
- Далее происходит оценка своих возможностей – хватает ли ресурсов для того, чтобы преодолеть препятствия на пути к решению задачи.
- С помощью мышления разрабатывается стратегия действий, которая решит задачу, появляется концентрация внимания, мозг обрабатывает память (опыт, знания).
- Подключение физических и интеллектуальных возможностей индивидуума (они оценены в пункте 2).
- Контроль над прогрессом. Мозг анализирует: можно ли продолжить по той же схеме, или стоит от неё отказаться, разработав новую цепь (нехватка ресурсов, изменение начальной цели).
Пример алгоритма по принятию решения
- Оценивание результата. Конечный итог может вызвать эмоции, как положительные, так и отрицательные. Если ожидания оправданы, и цель достигнута, возникают положительные. Эмоции запоминаются, информация обрабатывается и хранится в памяти. В дальнейшем индивидуум в похожей ситуации вспомнит: был выбранный алгоритм рабочий или нужно подобрать другую схему действий.
Характеристика сущности бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем
Бихевиоризм — направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение) или психология поведения. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, которое проводил Э. Торндайк (1874-1949). Многие из его выводов были учтены при объяснении поведения человека. Он считал, что педагогика должна опираться на психологию поведения. Э. Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии. Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему реакций организма на внутренние и внешние раздражители.
В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Главный принцип – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа. Таким образом, человек объясняет свое собственное поведение. Уотсон считал, что изучение самого себя – это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно. Поэтому, следует изучать поведение других людей и их реакцию на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма. Многие его положения объясняют влияние внешних факторов на поведение людей их деятельность и межличностное общение.
Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность. Активность — внешняя и внутренняя — описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами — сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (r), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее — во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.
Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т. е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.
Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т.е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.
Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» — внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).
Что такое когнитивный подход
Когнитивный подход ориентируется на то, что человеческий мозг способен не только механически реагировать на воздействия извне, но и может анализировать поступающие данные, сравнивать различные факты.
На этой основе он может:
- принимать решения;
- решать проблемы;
- ставить цели и задачи.
Когнитивный подход заключен на том, что поступающая информация из внешнего мира проходит через «обработку» внутри психики. Поэтому разные данные воспринимаются индивидуумами по-разному.
Когнитивная психология рассматривает ограниченность емкости системы. То есть «вместимость памяти» человека ограничена. Прием новой информации, хранение старой – этот ресурс ограничен. Поэтому когнитивный подход базируется на моделировании новых способов работы с таким процессом познавательной деятельности, как память.
С помощью когнитивного подхода в психологии формируется устойчивое понятие о том, что физический окружающий мир воспринимается психикой в особой «преобразованной» индивидуумом форме. И её нельзя свести к свойствам стимуляции.
Когнитивная психология (кратко и понятно определение КПТ дано в конце статьи) регулярно используется для обучения детей школьного возраста, а также для взрослых в психотерапии.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
когнитивный подход в психологии
Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.
Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.
Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.
Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.
В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:
- На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
- На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
- На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.
Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.
Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.
Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.
Методы когнитивной психологии
Выделяют несколько методов когнитивной психологии. Главным из них является — метод анализа микроструктуры.
Во время его проведения проходит 3 этапа:
- Логический анализ. При помощи инструментов когнитивизма специалист дает возможность пациенту увидеть свои ошибочные суждения.
- Эмпирический анализ. На данном этапе разрабатываются приемы, которые помогут человеку объекты реальности соотнести между собой верно.
- Прагматический анализ. Последний этап, который заключается в том, что пациент учится оптимально осознавать свои действия.
Такой метод применяется при лечении депрессии. А также метод анализа микроструктуры используется для людей, занижено оценивающих себя.
Специлисты-когнитивисты считают, что проблемы личности начинаются из-за неправильной схемы действий. Поэтому главная цель метода – обучение адекватному, адаптивному методу поведения индивидуума, которое решит проблемы после закрепления нового навыка.
Получается, что когнитивисты изучают не личность в целом, а механизм ее социальных установок, которые уже сформировались и сохранились в памяти. Специалист может увидеть, как сформированные алгоритмы мешают, или помогают личности воспринимать окружающий мир и его воздействие.
Познание себя включает три составляющие: мысли, чувства, действия
Второй метод – познание себя.
Для метода познания себя также выделяется несколько этапов:
- Период раннего детства. Именно с детства начинается процесс самопознания. Ребенок рождается в семье, у него есть свои «важные взрослые». Постепенно, примерно к 3 годам начинается отделение от этих взрослых, происходит становление личности.
- Дальнейший этап – кризис. Ребенок ищет себя, своё внутреннее «Я» формируется.
- Подростковый возраст. Данный этап именуется активным самопознанием. Подросток уже довольно самостоятелен, он в состоянии отделить себя от своих «важных взрослых». Близится процесс сепарации от родителей.
В этот важный период поступает много информации, подросток выделяет свои ценности, свои идеалы, формируется своё мировоззрение. В процессе такого активного самопознания случается большое количество внутренних конфликтов и противоречий. А из-за них появляются и внешние конфликты с окружающим миром.
Самоанализ дает возможность определить свои сильные и слабые стороны
Анализ себя – первое с чего стоит начать. На пути к самосовершенствованию необходимо наблюдать за своими поступками, чем они вызваны, какие воспоминания, какие эмоции они вызывают.
Анализ своих действий происходит с помощью памяти и мышления. Можно сравнивать последние ситуации с аналогичными, но произошедшими месяц назад или год. Необходимо уловить, какую реакцию вызывает та или иная ситуация. И какие действия способствовали такому итогу.
Самонаблюдение поможет оценивать свои возможности, свои ресурсы, которые будут необходимы при решении задач.
Методы исследования
Нельзя не признать, что цель, которую ставит перед собой когнитивная психология, важна, но при этом очень сложна в вопросе измерения. Как можно исследовать то, что нельзя потрогать? Как изучить процессы, которые, несомненно, производятся мозгом, но до сих пор непонятно, как именно это происходит?
С помощью лабораторных экспериментов.
Не будем углубляться в вопросы научного метода познания, ведь этому можно посвятить не одну статью. Однако если обобщать, то исследование проходит следующие стадии:
- Ученые хотят исследовать качество запоминания материала в зависимости от наличия звуковых помех.
- Потом они думают, как это можно замерить и формулируют более конкретную гипотезу: количество воспроизведенного материала обратно пропорционально громкости внешних звуковых помех в момент запоминания. То есть, чем громче шум во время запоминания, тем меньше человек запоминает материала.
- Далее идет подготовка эксперимента: выбор материала для запоминания, выбор звуков, громкость которых будет увеличиваться.
- Отбор испытуемых. Чем больше участников исследования, тем точнее получаются данные.
- Проведение эксперимента.
- Математическая обработка результатов. Представим, в эксперименте поучаствовало 150 человек, ученые вносят все результаты в базу данных, ищут закономерности, проверяют, подтверждается ли их гипотеза
- Выводы, презентация результатов. Если гипотеза подтвердиться, можно сделать из этого определенные выводы, часть из которых будут применимы на практике. Например, в случае с запоминанием, можно сделать вывод, что людям лучше учиться в тихих помещениях. Если гипотеза не подтвердилась, можно предположить причины и выдвинуть новую гипотезу. Говоря, о нашем предположительном эксперименте, гипотеза бы не подтвердилась. Потому что в абсолютной тишине тоже довольно сложно запоминать новую информацию. Тебе приходилось бывать в полностью звукоизолированной комнате? Когда тишина буквально давит на уши, много не выучишь.
- И тут мы переходим к следующему пункту. Исходя из выводов, ученые могут выдвинуть новую гипотезу. Например, что есть некоторый наиболее комфортный для запоминания уровень шума.
- Научное исследование заходит на второй круг, всё повторяется сначала, но уже с новой гипотезой.
Именно так маленькими шагами, небольшими экспериментами учёные добиваются всё новых и новых знаний, которые могут быть полезными в нашей жизни. Только в чем же здесь практическая польза? Поговорим об это дальше.
Определение когнитивного диссонанса
Когнитивная психология (кратко и понятно ее определение дано в статье) включает в себя когнитивный диссонанс – состояние психики человека, когда возникает большой внутренний конфликт.
Пример когнитивного диссонанса
Само понятие ввел американский социальный психолог Леон Фестингер. В переводе с латинского получается 2 слова – «познание» и «дисбаланс». Поэтому по-другому данное состояние психики называется дисбаланс познавательных функций, которые описывались выше (внимание, память, речь, мышление).
Основные положения
За время существования в направлении появилось много важных моментов. Первый постулат – это неразрывность поведения и сознания. Второе основное понятие когнитивной психологии – это диссонанс. Он возникает в момент, когда человек хочет достичь внутренней гармонии, но тут его посещают новый опыт и знания. Все это вступает в конфликт, и возникает диссонанс.
Всего исследователям удалось выявить несколько принципов:
- Интеллект – комплексная система;
- Психика – система когнитивных реакций;
- Бессознательное тоже участвует в процессе переработки информации.
В ходе развития направления появилось множество новых определений. Например, под познанием стали понимать процесс трансформации полученных сведений.
На сегодняшний момент когнитивная психология продолжает свое развитие. Ее основная цель – сбор важных данных об особенностях работы процесса получения и переработки информации.
Причины возникновения диссонанса
Леон Фестингер вывел 2 гипотезы, которые могут объяснить причины дисбаланса:
- При столкновении с внутренним противоречием, человек старается его преодолеть, потому что возникает ощущение сильного напряжения.
- В дальнейшем индивидуум старательно избегает похожих ситуаций, поскольку воспоминание отложилось в памяти, запомнились эмоции, которые вызвало данное противоречие.
Причины когнитивного диссонанса
Дисбаланс возникает из-за того, что мозг привык упорядочивать все системы жизни, восприятия человека. Так и работают познавательные процессы. Но все может измениться при получении неожиданной новой информации, идеи, цели.
При поступлении чего-то нового у мозга нет алгоритма действий. В этот момент возникает внутренний конфликт, смешанные чувства. Слаженная система познания не работает на 100%.
Техники когнитивной психотерапии
Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.
Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:
— обнаружение собственных негативных автоматических дум;
— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;
— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;
— нахождение более реалистичных трактовок для них;
— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.
Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.
Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.
Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок
Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил
Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.
Когнитивно-поведенческая терапия: прикладная работа с мыслями и поведением
Когнитивно-поведенческая терапия считает одной из самых используемых метод работы в психологии. Он помогает выделить неосознанную мотивацию человека к тем или иным поступкам. Затем метод поможет перевести их в степень осознанных и привести к изменению устоявшихся убеждений и поведений, которые впоследствии приведут к исключению невротических состояний.
Когнитивно-поведенческая терапия помогает выделить неосознанную мотивацию человека к тем или иным поступкам, изменить устоявшиеся убеждения, тем самым исключая невротические состояния
Данный метод терапии включает методы из 2 направлений психологии:
- Когнитивный. Он говорит о том, что расстройства психики могут возникнуть на основе приобретенных в течение жизни навыков, воспоминаний, суждений.
- Бихевиористский. Данное направление говорит о том, что желаемое поведение можно получить, если поощрять его, как это работает у животных.
Представители
Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми
Направление получило название благодаря Д. Брунеру. Он активно писал научные труды о когнитивизме в психологии, проводил эксперименты и даже создал специальный центр. За свою жизнь он немало изучал память, мышление, речь, все это позволило внести ему значительный вклад.
Самым известным в данной области стал Жан Пиаже. Он активно занимался экспериментами с детьми. В ходе них ему удалось выявить немало закономерностей в развитии мышления.
Например, Пиаже считал что первая стадия развития интеллекта длится до двух лет
Когнитивный психолог, У. Найссер, в своей книге рассказывал об особенностях познания. Дж. Келли дополнил его работу теорией личностных конструктов. Согласно ей, познавательная деятельность максимально направлена на предсказывание будущего.
Как проходит консультация у когнитивно-поведенческого психолога
Консультация поделена на несколько этапов. Первый из них – определение состояния клиента. Психолог через наводящие вопросы узнает о том, как прошла неделя, день, как чувствует себя клиент.
Беседа с психологом должна проходить в спокойной и дружелюбной атмосфере
Далее, исходя из состояния клиента, определяется дальнейший план, по которому можно понять, о чем будет сегодняшняя беседа. Она будет ориентирована на то, что приоритетно сейчас для клиента, что больше всего беспокоит. Обязательным условием будет выполнение клиентов «домашних заданий».
Ему нужно будет анализировать свое поведение, свои реакции на различные жизненные ситуации. Он проводит различные эксперименты по наставлению психолога, пробует новые модели поведения. Также частой практикой является ведение дневника. Это может быть дневник эмоций (негативных и положительных) или достижений.
Виды когнитивных процессов
Низшие или базовые
Ощущение и восприятие
Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.
Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует
Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.
Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.
О памяти
Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:
- Память краткая или кратковременная;
- Память сенсорного типа;
- Память семантического вида;
- Память рабочего характера;
- Память автобиографического направления и другие.
Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.
Внимание и память
Процессы сложные и высшие
Интеллект или ум
Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.
На заметку
Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана
Мышление
Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.
Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.
Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.
Речь
Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.
Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.
Мышление и речь
Как проходит сеанс КПТ
Сеанс проходит 1-2 раза в неделю в зависимости от желания, возможностей, а также необходимости для клиента. Классический сеанс не длится дольше 50-60 мин. Все дело в том, что более длительная терапия утомляет клиента. Поэтому нет смысла для терапии дольше 1 часа.
При когнитивно-поведенческой терапии психолог дает домашние задания пациенту (пример такого задания)
Перед сеансом клиент выполняет домашние задания. Выполнение таких заданий – 70% успеха терапии. Невозможно достигнуть хороших результатов лишь из часовой терапии 1-2 раза в неделю. Поэтому важно выполнять задания психолога. Ответы на задания помогут психологу сформировать целостную картину, понять, что в приоритете для клиента и правильно выбрать дальнейший план действий.
Например, возникновение негативных эмоций на определенные ситуации вызваны не самой ситуацией, а отношением индивидуума к ней. Так как вся внешняя информация проходит через призму психики и преобразуется, вызывая негативные эмоции.
Поэтому записанная негативная эмоция поможет психологу создать план действий, который поможет изменить привычную схему оценок и суждений человека. Таким образом, поменяется отношение к подобным ситуациям.
Взаимодействие с другими науками
В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.
Что получает пациент после сеансов КПТ
Если пациент регулярно выполнял задания, отрабатывал новые схемы поведения, разработанные вместе с психологом, то улучшается качество жизни.
Благодаря такой терапии человек учится понимать себя и мыслить позитивно
Человек начинает мыслить по-другому, так как использует другую схему действий, оценок и суждений. В дальнейшем, ситуации, которые беспокоили пациента, не будут вызывать трудностей.
Важные личные качества
Когнитивный психолог выполняет роль сыщика. Он пытается найти реакции и поведенческие стереотипы, создающие конкретную проблему, проследить причинно-следственную связь. Ему важно понять, на какие процессы нужно влиять, чтобы получить результат.
В связи с этим когнитивный психолог должен быть человеком многогранным, эмоциональным. Не следует всегда проявлять только уважение, доброжелательность и ласку, иногда можно быть жестче, но в пределах моральных и этических норм. Это необходимо, чтобы вывести пациента на эмоции.
Личные качества, которыми должен обладать когнитивный психолог:
- общительность;
- любознательность;
- интеллектуальность;
- открытость;
- стрессоустойчивость;
- эмпатия;
- гибкость;
- проницательность;
- рассудительность;
- терпимость;
- деликатность;
- тактичность;
- сдержанность;
- требовательность;
- организованность;
- справедливость;
- уравновешенность.
Когнитивному психологу потребуется развитая интуиция, самосознание, самоконтроль, наличие глубоких знаний и коммуникативной компетентности. Он должен быть сильной и активной личностью с оптимистическим настроем, обладать поддерживающим стилем общения, уметь выслушать другого человека, держать свою линию поведения, но при этом не навязывать свое мнение, скрывать невольные оценки.
Психологу нужна хорошая память, чтобы запоминать имена людей, которые обращаются за помощью, помнить об их проблемах.
Каковы последствия
Что получает пациент после терапии:
- Он понимает, что вызывает в нем неприятные переживания.
- Он знает, как справляться с такими переживаниями в мягкой форме.
- Он меньше зациклен на обидах, травмах прошлого.
- У него появляются новые возможности для самопознания.
- У него улучшается эмоциональное состояние.
Когнитивная психология помогает людям понять, из чего складываются их неприятные переживания. Специалист-когнитивист кратко и понятно, с помощью упражнений и экспериментов, объяснит, как справляться с трудностями, меняя тактику своего восприятия, поведения и оценок.
История развития
Первые предпосылки к появлению нового течения появились в начале XX века. В то время были известны бихевиористы, которые занимались поведением, и психоаналитики, которые изучали бессознательное.
Основоположником течения стал Эдвард Толмен. Он первым создал такое понятие, как когнитивная карта – целостный образ, который основан на прошлом опыте и влияет на настоящее поведение человека. Позже он сделал доклад перед научным обществом.
Большое влияние на развитие когнитивной психологии сыграло создание искусственного интеллекта. Перед учеными встала задача сделать его максимально приближенным к человеческому. Основатель использовал опыт гештальтпсихологии. Многие законы из этого направления позволили сформировать новый подход.
Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный?
Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?
Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология
Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.
Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.
Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)
Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).
Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.
Когнитивный процесс и когниция
Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.
Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.
В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.
Когнитивная графика
В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.
Когнитивная психология
Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.
Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.
Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.
Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.
Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.
Основные концепции
Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти
Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций
Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.
Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.
Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.