Глубинная психология кратко основные принципы психоанализа для получения ответов

В основе глубинной психологии – идея о независимости психики от сознания, стремление обосновать существование психики, независимой от сознания и исследовать ее в отрыве от него. Понятие «глубинная психология» объединяет в себе несколько течений, центральную позицию среди которых занимает психоанализ З. Фрейда. В рамках данного течения выделяют также концепции аналитической психологии К. Юнга и индивидуальной психологии А. Адлера.

Определение 1

Главное отличие глубинной психологии от эмпирической заключается в понимании психики как феномена отдельного от сознания; сознание же понимается как свойство, присущее психике в отдельные моменты.

В центре внимания глубинной психологии – проблемы личности, поскольку именно бессознательное в понимании представителей данного подхода играет решающую роль в процессе формирования, выявления и исследования системы онирических ценностей личности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Понятие и суть

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений психологической науки, которые имеют схожую основу. Каждое из них говорит о том, что в большей степени на поведение человека влияют скрытые мотивы, которые прячутся за поверхностью сознания.

Эта наука строится на теориях многих известных ученых:

  1. Психоанализ З. Фрейда. Он утверждал, что главная движущая сила любых бессознательных процессов, чувств, переживаний — сексуальная энергия.
  2. Индивидуальная психология А. Адлера. Она называет движущую силу бессознательных процессов чувством власти. Описывает его на примере отношения маленького ребенка к окружающим его взрослым.
  3. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Его теории похожи на понимание Фрейда, но он называет движущей силой жизненную энергию.
  4. Логотерапия Виктора Франкла По его мнению психическое развитие происходит тогда, когда личность познает смысл жизни.

Самостоятельные направления глубинной психологии:

  1. Четкое разделение сознания и психики. Их независимое положение относительно друг друга.
  2. Основной всей психической жизни человека являются неосознаваемые глубинные слои.
  3. Формирование личности зависит от бессознательного, поскольку оно является основополагающим поведения.
  4. Главная задача науки заключается в том, чтобы доказать влияние бессознательного на поведение индивида.
  5. Психическим феноменом является сознание, но он не считается влиятельным, поскольку подчиняется бессознательному.

Рассматривая познание неизвестного, можно выделить несколько основных тезисов:

  1. После нарушения баланса между культурными принципами, инстинктами возникают расстройства невротического характера.
  2. Любые желания, которые возникают на уровне инстинктов, противоречат социальным положениям.
  3. Поведение людей зависит от процессов, порождаемых за пределами сознания. Глубинная психология признает автономию личности, совмещает уникальные методики для ее изучения.

Структура душевной жизни в психоанализе

В центре внимания З. Фрейда – структура душевной жизни, в которой выделяют уровни сознательного, предсознательного и бессознательного с цензурой между указанными уровнями.

Определение 2

Сознательное имеет свойство переживания, осознания.

Определение 3

Предсознательное – имманентное, латентное бессознательное, которое может проникать в сознание, т. е. выступает потенциально сознательным.

Определение 4

Бессознательное понимается как вытесненная бессознательная психика, которая не проникает в создание, соответственно, не имеет свойство переживания, но находит свою репрезентацию в сновидениях, больших и малых психопатологических симптомах, соответственно, излечение пациентов, страдающих неврозами, требует исследования именно бессознательного материала.

Становление и развитие

Начало развития глубинной психологии можно обозначить выходом книги Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений». Это событие датировано 1900 годом. В своих дальнейших трудах он утверждал, что сознание является тонкой пленкой, которая скрывает под собой огромное содержимое бессознательного. Из-за этого любой ученый не пытающийся изучать то что скрыто, получит минимальное количество информации о личности.

Многие психологи продолжают пытаться расшифровывать сновидения. Они уверены в том, что это зашифрованные послания от бессознательного. После Фрейда разработкой глубинной психологии занимался Юнг. Он сделал большой вклад в развитие аналитический направлений психологической науки.

Постулаты индивидуальной психологии заложил Адлер. Он говорил о том, что любой ребенок после рождения ощущает себя неполноценно. Малыш пытается компенсировать то, чего не хватает. Постепенно появляются бессознательные жизненные принципы, которые часто приводят к появлению психических расстройств.

Этапы психосексуальной теории

  1. Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
  2. Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
      в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
  3. во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
  4. Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
  5. Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
  6. Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).

Последователи направления и их открытия

Существует несколько выдающихся последователей глубинной психологии, которые совершили большие открытия для ее дальнейшего развития. Основателями теории психоанализа и глубинной психологии были:

  1. З. Фрейд. Он утверждал, что после рождения человека, у него изначально заложены бессознательные влечения к смерти, жизни. Постепенно оно может трансформироваться во влечение к суициду.
  2. А. Адлер. У любого человека есть бессознательное чувство неполноценности, сильное влечение к превосходству, позволяющее компенсировать то, чего не хватает. Постепенно формируется индивидуальный смысл жизни, который строится на форме компенсации.
  3. К. Юнг. На поведение личности влияет психическая энергия либидо, которая распределяет человеческий опыт с помощью врожденных архетипов. При этом он выделял два уровня бессознательного — индивидуальный, общественный.
  4. К. Хорни. Ученый утверждал, что у людей есть чувство коренной тревоги, которое может иметь психологическую, физиологическую основу. Постоянно проявляется конформизм (влечение к людям), чувство ухода от общества, агрессия к окружающим.
  5. Э. Фромм. У любого индивида есть врожденное стремление к независимости, укорененности, индивидуализации. При этом типология строится на одной из двух потребностей — иметь или быть.
  6. Г. Салливан. Подчеркивал наличие постоянного чувства тревоги.
  7. Э. Эриксон. На протяжении жизни личность никогда не прекращает занимать. Человек проходит 8 этапов собственного становления.

Другие ученые внесли менее значимый вклад в познание бессознательного.

Основные идеи глубинной психологии

  • бессознательное играет главенствующую роль в поведении и внутренней жизни человека;
  • защитные механизмы психики устанавливают равновесие между инстинктами и культурными нормами;
  • невротические нарушения, противоречивое поведение, неадекватность — следствие нарушенного баланса между влечениями бессознательного и культурно-нормативными предписаниями;
  • равновесие психического и социального развития достигается путем сбалансированности между культурными нормами и инстинктами;
  • психика независима от сознания;
  • исследование бессознательного в отрыве от сознания.


О методах глубинной психологии

Методы и теории

Чтобы добраться до бессознательного, современные психиатры применяют две методики:

  1. Изучение сновидений. Во время сна мозг посылает человеку сигналы о его скрытых проблемах. Состояние сна позволяет организму расслабиться, что помогает мыслям приходить без затруднений. Они приходят в непонятной форме, которую нужно расшифровать. На деле существует отдельное направление психологии, которое изучает сновидения, объясняет знаки, которые видят люди, пребывая в грезах.
  2. Методика свободных ассоциаций. Изначально пациент должен расположиться перед психологом поудобнее, рассказать ему все, что у него накопилось на волнующую тематику. Разговор должен начинаться с мелочей, медленно подходя к важным моментам. Постепенно пациент непроизвольно расскажет о причинах возникновения негативных ситуаций, внутренних конфликтах. После рассказа, психолог объясняет человеку то, что он рассказал, уточняет спорные, интересующие моменты.

Смысл этих методик заключается в том, чтобы разобраться со внутренними проблемами человека, помочь ему справиться с переживаниями
Глубинная психология объединяет в себе множество направлений психологической науки, которые изучают бессознательное, скрытое за гранями сознания. Со временем появились эффективные методики, которые помогают психологам улучшать психологическое состояние людей.

Юнгианские взгляды

  • Бессознательное содержит подавленные переживания и другие проблемы личного уровня на своих «верхних» и «надличностных» уровнях (например
    коллективные, не-я, архетипические) силы в ее глубине. Полусознательное содержит или является осознанным образцом личности, включая все в спектре от индивидуального тщеславия до личности на рабочем месте.[4]
  • Архетипы являются изначальными элементами Коллективного Бессознательного в психологии Карла Густава Юнга. Архетипы образуют неизменный контекст, из которого содержание циклических и последовательных изменений черпает свое значение. Продолжительность — секрет действия.[5]
  • Психика спонтанно порождает мифико-религиозный символизм или темы и, следовательно, имеет духовную или метафизическую, а также инстинктивную природу. Подразумевается, что выбор того, быть ли духовным человеком, может быть вне зависимости от того, применяем ли мы его и каким образом, в том числе к недуховным устремлениям.
  • Все умы, все жизни в конечном итоге включены в своего рода мифотворчество в форме тем или шаблонов. Таким образом, мифология — это не серия старых объяснений природных явлений, а скорее богатство и чудеса человечества, разыгрываемые в символическом, тематическом и систематизированном повествовании.

Глава 1.

Теоретические аспекты Глубинной психологии.

1.1.История возникновения глубинной психологии.

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.

Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.

Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда.

1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.

Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.

Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.

Рекомендации

  1. Анри Элленбергер, Открытие бессознательного
    (1970) стр. 562
  2. Зигмунд Фрейд, О метапсихологии
    (PFL 11) стр. 175-6
  3. Чалквист, Крейг. «Что такое глубинная психология?». terrapsych.com
    . Повторное вовлечение души места (Spring Journal Books, 2007). Архивировано из оригинал на 2012-12-24. Получено 2013-02-19.
  4. Адамс, Ли. «Доктор». Пристрастие Юнга к духовным практикам Востока
    . Получено 3 мая 2022.
  5. Доктор Фредрикс, Рэнди. «Глубинная психология». Теоретические подходы: глубинная психология
    . Рэнди Фредрикс. Архивировано из оригинал на 2013-04-12. Получено 2013-02-19.
  6. М. Хардт / К. Weeks eds., Читатель Джеймсон
    (2000) с. 198
  7. Эйлин Баркер, Богов и людей
    (1983) стр. 173-5
  8. Браун, Р. (2014). Развивающиеся отношения. Международный журнал юнгианских исследований
    , 6.3, 243-253.

Регулярные занятия5

Вторник 20:00–21:30. Либо четверг 18:00–19:30. Группа личностного роста и самопознания «Встреча». Еженедельная вечерняя группа онлайн

Подать заявку

1,5 часа Москва

Студия современного психоанализа
Лада Викторовна Голенева
Ежедневно, в любое время по договорённости Очно и онлайн Регулярные занятия «Изготовление амулетов, мандал, оберегов, талисманов»

Скидка 100Р

индивидуально Москва

Ольга Николаевна Заводилина
Среда c 19:00 до 22:00 Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс»

Подать заявку

3 часа Москва

Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс»
Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 12:00 до 13:30 Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты»

Узнать подробности

1,5 часа — 1 занятие Москва

Лада Викторовна Голенева
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]