В основе глубинной психологии – идея о независимости психики от сознания, стремление обосновать существование психики, независимой от сознания и исследовать ее в отрыве от него. Понятие «глубинная психология» объединяет в себе несколько течений, центральную позицию среди которых занимает психоанализ З. Фрейда. В рамках данного течения выделяют также концепции аналитической психологии К. Юнга и индивидуальной психологии А. Адлера.
Определение 1
Главное отличие глубинной психологии от эмпирической заключается в понимании психики как феномена отдельного от сознания; сознание же понимается как свойство, присущее психике в отдельные моменты.
В центре внимания глубинной психологии – проблемы личности, поскольку именно бессознательное в понимании представителей данного подхода играет решающую роль в процессе формирования, выявления и исследования системы онирических ценностей личности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Понятие и суть
Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений психологической науки, которые имеют схожую основу. Каждое из них говорит о том, что в большей степени на поведение человека влияют скрытые мотивы, которые прячутся за поверхностью сознания.
Эта наука строится на теориях многих известных ученых:
- Психоанализ З. Фрейда. Он утверждал, что главная движущая сила любых бессознательных процессов, чувств, переживаний — сексуальная энергия.
- Индивидуальная психология А. Адлера. Она называет движущую силу бессознательных процессов чувством власти. Описывает его на примере отношения маленького ребенка к окружающим его взрослым.
- Аналитическая психология К. Г. Юнга. Его теории похожи на понимание Фрейда, но он называет движущей силой жизненную энергию.
- Логотерапия Виктора Франкла По его мнению психическое развитие происходит тогда, когда личность познает смысл жизни.
Самостоятельные направления глубинной психологии:
- Четкое разделение сознания и психики. Их независимое положение относительно друг друга.
- Основной всей психической жизни человека являются неосознаваемые глубинные слои.
- Формирование личности зависит от бессознательного, поскольку оно является основополагающим поведения.
- Главная задача науки заключается в том, чтобы доказать влияние бессознательного на поведение индивида.
- Психическим феноменом является сознание, но он не считается влиятельным, поскольку подчиняется бессознательному.
Рассматривая познание неизвестного, можно выделить несколько основных тезисов:
- После нарушения баланса между культурными принципами, инстинктами возникают расстройства невротического характера.
- Любые желания, которые возникают на уровне инстинктов, противоречат социальным положениям.
- Поведение людей зависит от процессов, порождаемых за пределами сознания. Глубинная психология признает автономию личности, совмещает уникальные методики для ее изучения.
Структура душевной жизни в психоанализе
В центре внимания З. Фрейда – структура душевной жизни, в которой выделяют уровни сознательного, предсознательного и бессознательного с цензурой между указанными уровнями.
Определение 2
Сознательное имеет свойство переживания, осознания.
Определение 3
Предсознательное – имманентное, латентное бессознательное, которое может проникать в сознание, т. е. выступает потенциально сознательным.
Определение 4
Бессознательное понимается как вытесненная бессознательная психика, которая не проникает в создание, соответственно, не имеет свойство переживания, но находит свою репрезентацию в сновидениях, больших и малых психопатологических симптомах, соответственно, излечение пациентов, страдающих неврозами, требует исследования именно бессознательного материала.
Становление и развитие
Начало развития глубинной психологии можно обозначить выходом книги Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений». Это событие датировано 1900 годом. В своих дальнейших трудах он утверждал, что сознание является тонкой пленкой, которая скрывает под собой огромное содержимое бессознательного. Из-за этого любой ученый не пытающийся изучать то что скрыто, получит минимальное количество информации о личности.
Многие психологи продолжают пытаться расшифровывать сновидения. Они уверены в том, что это зашифрованные послания от бессознательного. После Фрейда разработкой глубинной психологии занимался Юнг. Он сделал большой вклад в развитие аналитический направлений психологической науки.
Постулаты индивидуальной психологии заложил Адлер. Он говорил о том, что любой ребенок после рождения ощущает себя неполноценно. Малыш пытается компенсировать то, чего не хватает. Постепенно появляются бессознательные жизненные принципы, которые часто приводят к появлению психических расстройств.
Этапы психосексуальной теории
- Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
- Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
- в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
- во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
- Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
- Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
- Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).
Последователи направления и их открытия
Существует несколько выдающихся последователей глубинной психологии, которые совершили большие открытия для ее дальнейшего развития. Основателями теории психоанализа и глубинной психологии были:
- З. Фрейд. Он утверждал, что после рождения человека, у него изначально заложены бессознательные влечения к смерти, жизни. Постепенно оно может трансформироваться во влечение к суициду.
- А. Адлер. У любого человека есть бессознательное чувство неполноценности, сильное влечение к превосходству, позволяющее компенсировать то, чего не хватает. Постепенно формируется индивидуальный смысл жизни, который строится на форме компенсации.
- К. Юнг. На поведение личности влияет психическая энергия либидо, которая распределяет человеческий опыт с помощью врожденных архетипов. При этом он выделял два уровня бессознательного — индивидуальный, общественный.
- К. Хорни. Ученый утверждал, что у людей есть чувство коренной тревоги, которое может иметь психологическую, физиологическую основу. Постоянно проявляется конформизм (влечение к людям), чувство ухода от общества, агрессия к окружающим.
- Э. Фромм. У любого индивида есть врожденное стремление к независимости, укорененности, индивидуализации. При этом типология строится на одной из двух потребностей — иметь или быть.
- Г. Салливан. Подчеркивал наличие постоянного чувства тревоги.
- Э. Эриксон. На протяжении жизни личность никогда не прекращает занимать. Человек проходит 8 этапов собственного становления.
Другие ученые внесли менее значимый вклад в познание бессознательного.
Основные идеи глубинной психологии
- бессознательное играет главенствующую роль в поведении и внутренней жизни человека;
- защитные механизмы психики устанавливают равновесие между инстинктами и культурными нормами;
- невротические нарушения, противоречивое поведение, неадекватность — следствие нарушенного баланса между влечениями бессознательного и культурно-нормативными предписаниями;
- равновесие психического и социального развития достигается путем сбалансированности между культурными нормами и инстинктами;
- психика независима от сознания;
- исследование бессознательного в отрыве от сознания.
О методах глубинной психологии
Методы и теории
Чтобы добраться до бессознательного, современные психиатры применяют две методики:
- Изучение сновидений. Во время сна мозг посылает человеку сигналы о его скрытых проблемах. Состояние сна позволяет организму расслабиться, что помогает мыслям приходить без затруднений. Они приходят в непонятной форме, которую нужно расшифровать. На деле существует отдельное направление психологии, которое изучает сновидения, объясняет знаки, которые видят люди, пребывая в грезах.
- Методика свободных ассоциаций. Изначально пациент должен расположиться перед психологом поудобнее, рассказать ему все, что у него накопилось на волнующую тематику. Разговор должен начинаться с мелочей, медленно подходя к важным моментам. Постепенно пациент непроизвольно расскажет о причинах возникновения негативных ситуаций, внутренних конфликтах. После рассказа, психолог объясняет человеку то, что он рассказал, уточняет спорные, интересующие моменты.
Смысл этих методик заключается в том, чтобы разобраться со внутренними проблемами человека, помочь ему справиться с переживаниями
Глубинная психология объединяет в себе множество направлений психологической науки, которые изучают бессознательное, скрытое за гранями сознания. Со временем появились эффективные методики, которые помогают психологам улучшать психологическое состояние людей.
Юнгианские взгляды
- Бессознательное содержит подавленные переживания и другие проблемы личного уровня на своих «верхних» и «надличностных» уровнях (например
коллективные, не-я, архетипические) силы в ее глубине. Полусознательное содержит или является осознанным образцом личности, включая все в спектре от индивидуального тщеславия до личности на рабочем месте.[4]
- Архетипы являются изначальными элементами Коллективного Бессознательного в психологии Карла Густава Юнга. Архетипы образуют неизменный контекст, из которого содержание циклических и последовательных изменений черпает свое значение. Продолжительность — секрет действия.[5]
- Психика спонтанно порождает мифико-религиозный символизм или темы и, следовательно, имеет духовную или метафизическую, а также инстинктивную природу. Подразумевается, что выбор того, быть ли духовным человеком, может быть вне зависимости от того, применяем ли мы его и каким образом, в том числе к недуховным устремлениям.
- Все умы, все жизни в конечном итоге включены в своего рода мифотворчество в форме тем или шаблонов. Таким образом, мифология — это не серия старых объяснений природных явлений, а скорее богатство и чудеса человечества, разыгрываемые в символическом, тематическом и систематизированном повествовании.
Глава 1.
Теоретические аспекты Глубинной психологии.
1.1.История возникновения глубинной психологии.
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.
Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.
Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.
Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.
В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда.
1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.
Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.
Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.
Рекомендации
- Анри Элленбергер, Открытие бессознательного
(1970) стр. 562 - Зигмунд Фрейд, О метапсихологии
(PFL 11) стр. 175-6 - Чалквист, Крейг. «Что такое глубинная психология?». terrapsych.com
. Повторное вовлечение души места (Spring Journal Books, 2007). Архивировано из оригинал на 2012-12-24. Получено 2013-02-19. - Адамс, Ли. «Доктор». Пристрастие Юнга к духовным практикам Востока
. Получено 3 мая 2022. - Доктор Фредрикс, Рэнди. «Глубинная психология». Теоретические подходы: глубинная психология
. Рэнди Фредрикс. Архивировано из оригинал на 2013-04-12. Получено 2013-02-19. - М. Хардт / К. Weeks eds., Читатель Джеймсон
(2000) с. 198 - Эйлин Баркер, Богов и людей
(1983) стр. 173-5 - Браун, Р. (2014). Развивающиеся отношения. Международный журнал юнгианских исследований
, 6.3, 243-253.
Регулярные занятия5
Вторник 20:00–21:30. Либо четверг 18:00–19:30. | Группа личностного роста и самопознания «Встреча». Еженедельная вечерняя группа онлайн Подать заявку 1,5 часа Москва | Студия современного психоанализа |
Лада Викторовна Голенева |
Ежедневно, в любое время по договорённости | Очно и онлайн Регулярные занятия «Изготовление амулетов, мандал, оберегов, талисманов» Скидка 100Р индивидуально Москва | Ольга Николаевна Заводилина |
Среда c 19:00 до 22:00 | Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс» Подать заявку 3 часа Москва | Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс» |
Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 12:00 до 13:30 | Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты» Узнать подробности 1,5 часа — 1 занятие Москва | Лада Викторовна Голенева |