Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание


Карл Густав Юнг стал вторым, после Адлера, учеником Зигмунда Фрейда. Фрейд неохотно брал к себе учеников, но с 1909 по 1913 годы оба ученых были верными соратниками, сподвижниками, единомышленниками. Затем начались разногласия. Юнг опровергал постулат Фрейда о том, что в основе человеческой психики заложено либидо. Он начал собственные исследования, основываясь на истории развития человечества, основах культурологии, антропологии, религии и даже мистики.

Так появилась аналитическая психология К.Г. Юнга, суть которой базируется на понятиях коллективного и индивидуального бессознательного, а также архетипах личности.

Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

Проблема смысла… — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии.
Алексей Николаевич Леонтьев

  • 1.Основные положения
  • 2.Архетипы
  • 3.Коллективное бессознательное
  • 4.Индивидуальное бессознательное
  • 5.Аналитическая психология – это прежде всего терапия
  • 6.Вклад в современную психотерапию
  • Очень просто о подсознании
  • Деменция — что это за болезнь?
  • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
  • Эффект Бабочки — Что Это?
  • Парафренный синдром при шизофрении. Клиническая картина

Основные положения

Юнг ввел в терминологию новые понятия, определяющие глубинное влияние на становление и формирование личности человека. В психиатрической клинике под его наблюдением находилось несколько десятков человек с разными психическими отклонениями.
Работая с пациентами, Юнг пришел к выводу, что цельность психики человека не определяется только его сознанием.

Существуют системы, формирующие структуру личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти системы легли в основу его учения.

Карл Юнг (1875-1961)

Обучение

В 11 лет Юнга отдали в Базельскую гимназию. Стараниями отца он на тот момент уже неплохо знал латынь и, казалось бы, будучи уже впереди своих сверстников, должен был успешно учиться. Однако же, к наукам он не проявлял никакого интереса, и лишь зачитывался старинными книгами или увлечено рисовал старинные замки. Как он сам о, это было вызвано не покидающим его чувством раздвоенности личности – он утверждал, что уже с детства у него было «два Я
».

К 16 годам постепенно начали сходить на нет как одиночество, так и приступы депрессии. Увлеченный философией, Юнг погрузился в чтение Пифагора, Гераклита, Платона, а в работах такого немецкого философа как Артур Шопенгауэр он даже нашел отражение своих мыслей.

В 18 лет поступил в Базельский университет, на факультет естественных наук. Из-за смерти отца в его семье было некому приносить деньги, так что в свободное от учебы время он подрабатывал репетитором, что оплачивало ему учебу и довольно скромное существование.

В это же время он увлекся трудами таких философов-мистиков, как Эммануил Сведенборг и Адольф Эшенмайер, и даже имели место быть несколько спиритических сеансов. Как ни странно, это помогло ему написать диссертацию по медицине, которая так и называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов».

Он еще возвращался к этому, все так же в исследовательских целях, – чтобы правильным образом оформить комментарии к таким текстам, как «И-цзин», «Секрет Золотого Цветка» и «Тибетская книга мертвых».

Попавшийся перед выпускными экзаменами «Учебник психиатрии», за авторством Рихарда фон Крафта-Эбинга, определил дальнейшее получение медицинской степени по психиатрии. Юнг «внезапно понял связь между психологией, или философией, и медицинской наукой

».

Стоит упомянуть, что найденную в 19 лет у Эразма Роттертадмского фразу «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда

» он не только включил в свой экслибрис, но и гораздо позднее велел высечь на каменной арке, что находилась над входной дверью. Христианская церковь еще не раз будет осуждать его работы, однако же сам он так и останется глубоко верующим человеком.

В 21 год он впервые встретил свою будущую жену – Эмму Раушенбах, из старинной немецко-швейцарской семьи. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву.

Архетипы


К.Г. Юнг об архетипах Под воздействием коллективного бессознательного у человека формируется общая модель восприятия мира, которая закладывается с детства. Юнг определяет следующие виды архетипов:

  1. Эго
    – центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека.
  2. Персона
    – это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе.
  3. Анима и Анимус
    – женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость.
  4. Тень
    – скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом.
  5. Самость
    – главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).

    Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

Коллективное бессознательное

Личность формируется под воздействием опыта предыдущих поколений человечества. Этнические группы, народности, нации и расы появились не на пустом месте. Они создавались на основе общих понятий о жизни, формировании общих мыслительных образов, ставших впоследствии основой для религиозных верований, культуры, философии.
Коллективное бессознательное оказывает влияние на формирование правил поведения, менталитета, поступков, принятых для общества в целом. Тем самым оно определяет судьбу индивида в социуме. Связь прослеживается на интуитивном уровне, поэтому плохо поддается объяснению.

Это бессознательное имеет не индивидуальную, а общую природу содержания и образа поведения. В нем заложены историко-этнические, социокультурные, семейные устои.

СОСУДОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Деятельность

Переехав в Цюрих, в 1900 он поступил в клинику для душевнобольных, ассистентом автора такого термина как «шизофрения» — Юджина Эжена Блейлера. Поселившись на территории клинки, вскоре он уже начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи, в которых раскрывалось применение тест словесных ассоциаций, который он сам и разработал. Собранный клинический материал дополнил наблюдения, сделанные во время спиритических сеансов, что позволило выпустить одноименную его диссертации книгу.

«Расщепление личности у спиритического медиума восходит к определенным склонностям в младенчестве, а в основе галлюцинаторных систем можно проследить наличие маниакальных сексуальных влечений

», — отмечал Юнг.

Неоднократно ссылаясь на такие труды Фрейда и Блейлера, как «Толкование сновидений» и «Исследования по истерии», он уже тогда четко определил направление своей будущей работы, в частности – ее отклонение от позиции Фрейда.

14 февраля 1903 Карл Юнг женился на Эмме Раушенбах. Она всегда проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала, а учитывая ее денежное состояние, Юнг мог полностью посвятить свое время исследованиям. В 1904 жена родила ему дочь Агату.

17 августа 1904 в клинику поступила 18-ти летняя Сабина Шпильрейн. Отношения доктора и пациента быстро переросли в отношения любовников, а их отношения стали общеизвестными. Юнг оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Однако же, сразу с излечением недуга Сабина покинула клинику, а отношения прекратились.

В 1906 жена родила ему вторую дочь – Грету. В том же он опубликовал книгу «Психология раннего слабоумия», в начале которой был дан один из лучших обзоров теоретической литературы того времени касательно этой темы. Свою позицию он основывал на синтезе идей различных ученых, в том числе Крэпелин, Дженет, Блейлер и Фрейд. Приверженцы последнего так отзывались о книге:

«…сделала переворот в психиатрии

», — Джонс.

«…стала краеугольным камнем современной толковательной психиатрии

», — Брилл.

Также Юнг заслужил репутацию первооткрывателя психосоматической модели этого заболевания. Согласно его теории, характерные симптомы раннего слабоумия является следствием поражающего мозг токсина, который вырабатывается в результате аффекта. Позднее он отказался от этой гипотезы в пользу более современной концепции нарушения химического обмена.

«…без психологии не обойтись при объяснении причин и природы первичных эмоций, которые вызывают изменение метаболизма. Эти эмоции, по-видимому, сопровождаются химическими процессами, вызывающими специфические кратковременные или хронические изменения, или поражения органов

», — писал он в 1958.

Своей книгой Юнг привлек широкое внимание к теориям Фрейда, «почти не признанного исследователя

», а перед окончанием своей книги, в апреле 1906, он начал переписку с самим Зигмундом, которому и отправил копию своей книги.

В конце февраля 1907 Юнг отправился для встречи с Фрейдом в Вену, вместе с женой и внештатным врачом Людвигом Бинсвангером. Первая беседа, названная им позднее как «обзор горизонтов

», продлилась 18 часов без перерыва. По мнению Юнга, Фрейд «
производит впечатление и в то же время он «странен» для человека его квалификации
». В предназначенном Абрахаму письме Зигмунд писал о Юнге: «
Лишь его появление на нашей сцене спасло психоанализ от превращения в национальное еврейское предприятие
». Он увидел в нем «
Иисуса, которому суждено изучить обетованную землю психиатрии
», а сам «
подобно Моисею, смог лишь взглянуть на нее издалека
».

Спустя несколько месяцев Юнг основал Фрейдистское общество в Цюрихе. А доклад в защиту психоанализа «Фрейдистская теория истерии», который он читал на первом Международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме, по сути превратился в апологию идей Фрейда.

В 1908 жена родила ему сына Франца, а Юнг организовал первый Международный конгресс по психоанализу в Зальцбурге и основал «Ежегодник психоаналитических и патопсихологических изысканий», которого стал редактором, а Фрейд и Блейлер – содиректорами.

В 1909 Юнг и Фрейд прибыли в Соединенные Штаты, где он прочел курс лекций. В том же году к Юнгу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф, которая после выздоровления стала его официальной любовницей, а также помощницей. В сентябре 1911 она даже сопровождала семью Юнгов на Веймарский конгресс Международного психоаналитического сообщества. Тони на протяжении 40 лет сопровождала его в жизни и работе, вместе они выпустили книгу «Метаморфозы и символы либидо». Жена прекрасно была осведомлена об это романе, но безграничная любовь к мужу не позволила ей подать на развод.

В 1910 был оставлен пост директора клиники Бургельцли, после чего Юнг вернулся в родные края и погрузился в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. В течение Нюрнбергского конгресса была основана Международная психоаналитическая ассоциация, президентом которой он был избран. Он стал первым и самым молодым президентов ассоциации за всю ее историю, даже несмотря на сердитый протест венской группы. В том же году жена родила ему дочь Марианну.

Статьи, опубликованные в годы защиты теорий Фрейда, уже не блистали той оригинальностью, а сам Юнг начал ощущать растущее беспокойство. В 1907-1910 гг. его посещали такие московские психиатры, как Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий, — все в разное время. В 1911 была выпущена книга «Метаморфозы и символы либидо, часть І», в которой он попытался применить принципы психоанализа к мифам, легендам, басням, классическим сюжетам и поэтическим образам, а в 1912 — второй том книги. В своих книгах Юнг лишает «либидо» сексуальной подоплеки, в разрез с идеями Фрейда. В опубликованной в том же году «Психологии бессознательного» он опроверг многие из идей Фрейда.

Он выделил коллективное бессознательное, вразрез со мнением Фрейда, расширил и дополнил такое понятие как «комплекс». Идеи Юнга имели отношение к философии, астрологии, археологии, мифологии, теологии, литературы и психологии, а их результатом стала аналитическая психология. Также он считал, что каждый обладает «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения

», а «
окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено
», что противоречило ряду положений психоанализа.

Идеи Фрейда по большей части повлияли на него в период до личной встречи, сам же он не отступал от мистицизма, где уже с первой работы зарождалась идея о коллективном бессознательном. Отношения между ними вскоре стали исключительно деловыми, а в сентябре 1913 они решили прекратить всяческое общение, в последний раз встретившись на Международном конгрессе в Мюнхене, где Юнг был вновь избран Международной психоаналитической ассоциации.

Драма расставания обернулась для Юнга возможностью для публикации таких работ как «Символы трансформации» и «Красная книга». Спустя месяц он ушел с поста редактора «Ежегодника психоаналитических и патопсихологических изысканий», а в апреле 1914 – покинул Международную психоаналитическую ассоциацию и более не применял в своей практике технику психоанализа.

В июле 1914 была опубликована «История психоаналитического движения», в которой Фрейд показал полную несовместимость его идей со взглядами Юнга и Альфреда Адлера. После этого из состава Международной ассоциации вышла вся цюрихская группа. В том же году жена родила Юнга последнюю дочь – Хелену.

В аналитической психологии Юнг, в отличие от концентрирующегося на неудовлетворенности сексуальных желаний Фрейда, копает глубже и шире, последовательно развивая и дорабатывая все созданные до него идеи, в том числе лучшее из работ Фрейда.

В 1920-х совершил ряд длительных путешествий в районы Африки и Северной Америки. В 1921 выпустил работу «Психологические типы», в которой люди были поделены на интровертов и экстревертов, а также впервые обоснована теория архетипов.

В 1922, после смерти матери, приобрел поместье на берегу озера в Боллингеме, неподалеку от своего дома в Кюснахте, где на протяжении многих лет строил «Башню». Изначально это было лишь примитивное круглое каменное жилище, но впоследствии она приняла вид небольшого замка, с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и лодочным причалом. В автобиографии он описывал процесс строительства как «воплощенное в камне исследование структуры психики

». На протяжении своей жизни он нередко подолгу оставался в Башне, занимаясь исследованиями, рисованием и скульптурой.

В 1930 Юнг получил титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии и выпустил книгу «Проблемы души нашего времени». В 1932 совет Цюриха присудил ему премию по литературе с чеком на 8 000 000 франков. В 1933 стал одним из вдохновителей и активных участников Международного интеллектуального сообщества «Эранос». В том же году стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе.

С 1933 по 1939 год был издателем «Журнала по психотерапии и смежным областям», поддерживающего национальную политику по очищению расы, а в прологе к любой публикации неизменно присутствовала выдержка из «Mein Kampf». Позднее, в 1948, он упоминал во взятом у него Кароль Бауман интервью, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев

». Сам Юнг утверждал, что это была вынужденная мера и официально не был осужден.

С целью изучить следы древних цивилизаций, он побывал в индийских поселениях Пуэбло, находящихся в штатах Аризона и Нью-Мексико; у потухшего вулкана Элгон, находящегося в Британской Восточной Африке; а также в Египте, Индии и Судане. А после – читал доклады на различных международных конгрессах.

Вернулся к преподаванию, читая еженедельные лекции в Высшей технической школе Цюриха, а в 1937 читал курс лекций по взаимоотношениям между психологией и религией в Йельском университете. В 1944 стал профессором кафедры медицинской психологии, которая была специально для него в университете Базеля. Долго он там не проработал – в феврале сломал ногу прямо во время экскурсии, а уже в больнице перенес сердечный приступ. Видения, которые посещали его в те несколько недель, что он балансировал на грани между жизнью и смертью, были подробно описаны в автобиографии.

В апреле 1948 в Цюрихе был организован Институт Юнга, подготовка в котором велась на английском и немецком языках. Также сторонниками его метода в Англии было создано Общество аналитической психологии, и подобные ему – в США и ряде других европейский стран.

В 1950 в честь своего 75-летия он установил к западу от Башни каменный куб, на трех сторонах которого высек надписи. На первой — «Вот лежит камень, он невзрачен, цена его до смешного мала. Но мудрый ценит то, чем пренебрегают глупцы

» из «Rosarium philosophorum» и «
В память о своем 75-летии К. Г. Юнг с благодарностью сделал и установил, в году 1950
». На второй – Телесфор, держащий в руке фонарь, вокруг которого высечена надпись на греческом языке. На третьей – надпись на латинском языке.

В 1955, в честь 80-летия, был избран почетным гражданином Кюснахта, что он сам ценил выше избрания членом Королевского медицинского общества в Лондоне. В ноябре того же года ушла из жизни Эмма, что совершенно опустошило Юнга. Он с головой погрузился в работу, а записываемая при помощи секретаря автобиография отнимала у него много времени. Со временем ему приходилось прятать за книжные полки связки с письмами, поскольку времени на них уже не оставалось.

В 1958 в Цюрихе был собран конгресс по аналитической психологии – он был первым конгрессом международного уровня, в котором приняло участие 120 делегатов.

В мае 1961 у Юнга во время прогулки произошел новый инфаркт, который вызвал закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. После нескольких недель, в течение которых он снова находился на грани между жизнью и смертью, за день до смерти, он увидел сон, после которого с улыбкой заявил, что уже ничего больше не боится.

Умер 6 июня 1961 в своем доме в Кюснахте. Был похоронен на кладбище протестантской церкви, а на надгробии были выбиты не только его инициалы, но также и его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Индивидуальное бессознательное

На основе личного опыта формируется индивидуальный тип личности. Опыт набирается посредством получения информации извне (экстраверсия) или с помощью погружения в себя и собственное переосмысление произошедших событий (интроверсия).
В ходе исследований Юнг разделил получаемую человеком информацию на две системы:

  1. Эктопсихическая
    — связана с внешним миром и включает в себя ощущения, мышление, чувства и интуицию;
  2. Эндопсихическая
    — связана с внутренним миром и включает в себя память, эмоции и аффекты.

Посредством познания бессознательного личность проходит процесс самореализации. Человек становится самостоятельной единицей.
Это интересно

: Считается, что под влиянием доминирующей функции формируется определенный психологический тип – экстраверт или интроверт, а также складываются основные типы характеров (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик).

Аналитическая психология – это прежде всего терапия

Юнг был практикующим психотерапевтом, поэтому все открытия создавались им на теоретических умозаключениях и практическом применении. Юнг всю жизнь посвятил созданию методики работы с бессознательным.
Он считал, что достичь положительных результатов можно только при полном доверии между пациентом и врачом. Поэтому он практиковал беседы, поощрял любой вид творчества, помогал пациенту выстраивать новые более комфортные отношения с окружающими, проецируя их на врача.

Для осмысления бессознательного Юнг использовал следующие методы:

  • Ассоциативный тест
    . В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино.
  • Анализ сновидений
    . Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы. Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии).
  • Активное воображение
    . Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.

Для справки:

По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.

Доводы из нашего времени

Долгое время считалось, что от одного человека к другому физически ничего, кроме генотипа, не передается. Гены от образа жизни не меняются. А как еще может появиться на уровне организма информация о жизни предков?

Оказалось, что вполне может. Это показало исследование, проведенное в 2014 году, результаты которого были опубликованы в “Nature Neuroscience”. В зависимости от того, какой опыт переживали мыши, их потомки вели себя по-разному: их реакции отличались от контрольной группы мышей, они реагировали на раздражители, связанные с прошлым предков, так, будто сами переживали в своей жизни что-то подобное родительскому опыту.

Рекомендуем: Глубинная психология

Ученые объяснили это так: геном действительно остается неизменным, но кое-что изменяется: экспрессия того или иного гена, связанного с опытом мышки-родителя. Экспрессия гена влияет на чувствительность определенных клеток в организме, с которыми он связан. А это в свою очередь изменяет ощущения, реакции и чувства.

Стоит добавить кое-что еще. Во-первых, реакция на раздражитель, что был у первой группы мышек, наблюдалась и у внуков этих мышек. Во-вторых, ни второму поколению, ни третьему повторного стимула не предъявляли, но реакция была все же заметна. А ведь люди на протяжении миллионов лет сталкивались со сходными сильными раздражителями, поэтому реакции должны были бы только закрепляться.

Всего этого во времена Юнга не знали, и он вряд ли мог предполагать такой поворот событий. Он считал, что любые опыты по доказательству существования коллективного бессознательного и его образов невозможны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]