Клиническая психология – что это такое, что изучает, основные задачи, разделы и основные проблемы


Все чаще люди сталкиваются с разными психическими отклонениями и болезнями, которые поддаются корректировке при правильной и своевременной терапии. Основное направление для этого – клиническая психология, которая включает много направлений и решает ряд важных задач.

Что такое клиническая психология?

Под этим термином понимают раздел психологии, который изучает психические явления в связке с заболеваниями. Он включает диагностику, научные исследования, оценку реакций и коррекцию поведения. Есть и другое название – медицинская психология, включающая консультацию, персональную и семейную психотерапию и так далее. Термин «клиническая психология» появился в 1907 году благодаря психологу Л. Уитмену.

Что изучает клиническая психология?

Если смотреть в широком смысле, то эта отрасль психологии подразумевает использование существующего объема знаний для решения разных вопросов и проблем, которые возникают в медицинской практике. Предмет клинической психологии включает:

  1. Сбои в работе психики и поведении человека.
  2. Особенности поведения или личности людей, которые имеют разные болезни.
  3. Влияние многочисленных психологических факторов на образование, развитие и избавление от разных заболеваний.
  4. Особенности взаимодействия людей с заболеваниями и социальной среды, в которой они живут.

Должностные обязанности специалиста

Рабочие обязанности этих специалистов, изучение и устранение социальных и поведенческих проблем, которые вызывают у людей страдания в их жизни. Более конкретно, эти проблемы охватывают широкий спектр вопросов: от эмоциональных проблем, таких как депрессия, до расстройств поведения, таких как СДВГ или аутизм, до серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как шизофрения или диссоциативное расстройство личности.

Некоторые клинические психологи работают в лабораторных условиях, проводя исследования по вышеупомянутым проблемам психического здоровья. В этом качестве основное внимание уделяется формированию лучшего понимания человеческого поведения посредством исследований, направленных на улучшение диагностики и лечения этих расстройств. В лабораторных условиях клинический психолог будет отвечать за различные обязанности, от разработки экспериментов и подбора участников до сбора и анализа данных.

Задачи клинической психологии

Как самостоятельное направление эта отрасль способна решить ряд задач:

  1. Изучить влияние разных психологических и психосоциальных факторов на возникновение отклонений в поведении и личности ребенка, а еще провести их корректировку и профилактику.
  2. Следующая цель клинической психологии – изучить изменение разных функций психики при соматических и психических проблемах.
  3. Определить специфику и характер сбоев в развитии психики.
  4. Разработать основные принципы и методы клинико-психологического исследования.
  5. Исследовать разные типы личности, которые определяют возможные реакции человека на заболевание.
  6. Еще одна задача клинической психологии – изучить психологию лечебного взаимодействия.
  7. Изучить психологические характеристики человека с разными заболеваниями.
  8. Исследовать поведение, которое является отклонением от нормы и определяет реакцию человека на окружение.
  9. Клиническая психология – это метод изучения семейных отношений, которые также могут стать фактором, провоцирующим развитие болезни.
  10. Осуществить психокоррекцию, психотерапию и консультирование людей с различными проблемами.

Различия психолога и психиатра

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего. Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами. Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.


Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Разделы клинической психологии

Эта наука является обширной, поэтому выделяют разные отрасли клинической психологии:

  1. Психосоматика
    . Помогает понять наличие и происхождение психо- и соматических проблем человека. В этом разделе изучается взаимосвязь серьезных заболеваний и психических факторов.
  2. Психотерапия
    . Это основной метод, используемый в психокоррекции. Он включает большое количество методик и техник, позволяющие определить наличие проблемы, улучшить настроение, скорректировать поведение и так далее. Описывая, что такое клиническая психология, отметим, что этот раздел может применяться как индивидуально, так и в группе.
  3. Нейропсихология
    . Отрасль, которая занимается изучением головного мозга и ЦНС. Чтобы понять, как функционирует сознание человека, применяется психиатрия, неврология и так далее.
  4. Психокоррекция
    . Этот раздел направлен на оказание помощи человеку. Он включает не только терапию, но и программу дальнейшей реабилитации. Благодаря психокоррекции человек может восстановиться и снова стать полноценным членом общества.
  5. Патопсихология
    . Базируется на исследовании вопросов, связанных с психическими нарушениями и расстройствами, неправильным восприятием мира и так далее.

Теперь подробнее о клиницизме

Клиницизм требует от психотерапевта, прежде всего, постижения, осмысления в диагностико-клиническом духе (расстройства понимаются естественно-научно как защитно-приспособительные процессы) клинической классической психиатрии (в отличие, например, от психиатрии психоаналитической) и также постижения классической, естественно-научной, кречмеровской, медицинской психологии (в отличие от теоретических психологических концепций).

Так, в случае обсессивно-компульсивного (навязчиво-принудительного) синдрома с принуждением к выполнению каких-либо досадных, изнуряющих навязчивых действий (при полном понимании их унизительной бессмысленности, «глупости», ненужности) природа «подсказывает» свои способы защиты-приспособления, иные, нежели при депрессивных тревогах, при болезненных, мучительных сомнениях. Иная здесь, нежели в психастенических, психастеноподобных случаях, и клиническая личностная, часто строго педантическая, почва — ананкастическая, ананкастоподобная. Из неё вырастают компульсивные (принуждающие) обсессии. Эта почва превращает страдание, по существу, в основном, не в страдание души самой по себе, а в тревожное страдание как бы по поводу «слома механизма», возникшей беспомощности души, неспособности владеть собою (хотя и в пределах своей воли). И надобно «убежать», отвлечься острой сменой жизни от этого страдания, «выключить» его, как-то переключиться, натренироваться. Убежать в экзотическое путешествие, переехать жить в другую, необычную страну, обрести небывалые будоражащие душу ощущения. И, конечно же, тут помогают разнообразные психотерапевтические когнитивно-поведенческие методики-упражнения. Этими методиками у меня всю жизнь, к сожалению, не было охоты заниматься. Направлял пациентов к когнитивно-поведенческим психотерапевтам (в т.ч. к психологам). При всём том, что когнитивно-поведенческие методики, хотя и основываются на собственных концепциях, порою близки к клиницизму.

Там же, где, в основном, страдает сама душа в своей сложной глубине, помогаем, прежде всего, сердцем, внятным серьёзным разъяснением, терапией творчеством, проникнутой клиницизмом. Ананкастам (ананкастоподобным) последнее обычно не так важно. Ананкастические и психастенические расстройства — разные состояния, за исключением некоторых сложных, смешанных (например, педантически (ананкастически)-аутистических) случаев.

Ананказм (навязчивость), в классическом понимании Карла Вестфаля, и патологическое (болезненное) сомнение (Арнольд Пик, Пётр Борисович Ганнушкин) — два разных способа душевно-природного приспособления к аморфной тревоге. Тревога, в свою очередь, — приспособление к другим трудностям. Психастенический способ — анализирующе-конкретизирующий, тревожно-сомневающийся природный способ. Вот возникло у тревожного психастеника «подозрительное», с его точки зрения, образование на коже. Возникло острое тревожное состояние «нагрянувшей опасности». «Рак?» Консультации дерматологов, онколога («это безобидная бородавка») не дают пациенту покоя. В ответ на продолжающуюся тревогу («врачи могут ошибаться») природа побуждает психастеника в этой его тревоге анализировать, сомневаться, размышлять, правы ли дерматологи, онколог. «Не рак ли всё-таки?» И мы помогаем психастенику разобраться в себе разъяснениями, пояснением, что психастеническая характерологическая тревога вот так «горько», но по-своему лечебно конкретизирует непонятность-опасность. «Рак?» В результате конкретизации «вероятность рака» — лучше страшной неопределённости. Это уже какая-то определённость. Пусть неубеждённость, а только сомнение, болезненное сомнение. «Вероятная, горькая сомневающаяся определённость» — и к тому же неверная. Но она всё же смягчает тревожную паническую неопределённость, беспредметность, от которой неизвестно, куда бежать. «Вероятная определённость», даже плохая, лучше паники. Теперь, говорим мы психастенику, «плохую сомневающуюся определённость» специалисты (дерматологи, онколог) вырвали с корнем. Итак, опасности нет потому-то и потому-то. Этот рассказ пациенту о происхождении его болезненного тревожного сомнения нередко оказывается психотерапевтически очень важным, действующим.

Конечно, пора успокоиться, но ведь встревожитесь снова по какому-то другому пугающему поводу. Остаётся войти с помощью психотерапевта или без него в какую-то пожизненную творческую увлечённость. Чаще в таких сравнительно тяжёлых случаях этой увлечённости жизнью нет, но психастеники обычно к ней подспудно, даже стесняясь, предрасположены. И здесь мы, вместе с пациентом, опираемся, более или менее подробно, на те природные душевные особенности, которые направляют самолечение творческим самовыражением. Тут своя бездна психотерапевтических приёмов. Жизнь в творческом вдохновении серьёзно смягчает светлым смыслом хроническую психастеническую (психастеноподобную) тревогу.

Совсем по-другому выглядит работа в ананкастических случаях с подобным ипохондрическим сюжетом. Ананкастическое природное приспособление здесь — тоже конкретизация аморфной панической тревоги, но педантическая конкретизация. Тревожная конкретная ипохондрия педантически «припечатывается» к тоже несчастному страдальцу. Он, в отличие от психастеника, в типичных случаях не сомневается в том, что это в самом деле «безобидная бородавка», но не может отделаться от истинно навязчивой тревоги за неё. Ананказм мучает его этой навязчивой тревогой с бесконечным хождением к специалистам. Мучает, заслоняя собою жизнь. И психотерапевтическая помощь, в основе своей, здесь обычно направлена если не на возможную яркую перемену жизни (в том числе, тоже творческую, но часто научно-педантическую увлечённость), то на психотерапевтически техническое сражение с ананказмом.

Ганнушкин тонко заметил, что навязчивость образуется подобно привычке: она есть как бы «своеобразный педантизм», перешедший здоровую грань. Поэтому, думается мне, пусть энергия педантизма тратится на здоровое педантическое дело, нежели на выращивание навязчивостей на педантической почве.

Так вижу дело и по опыту практической работы.

В случаях тягостных упорных ипохондрических тревог необходимо лекарственное подкрепление.

Вот так, по возможности, всё направляется в клинической классической психотерапии по-разному, согласно клинике, особенностям самолечебной силы самой природы. Это и есть психотерапевтическое прислушивание к защитно-приспособительной работе самой природы. Но мудрая природа, конечно же, — и стихия. Дело врача, созданного Природой и Обществом, постоянно совершенствовать природное самолечение. Совершенствовать в соответствии с прежними научными открытиями, духовной культурой, но поклоняясь Природе. В одном случае хирургической операцией удалить у больного человека сумку с гноем (кладбище вредоносных микробов, уничтоженных самим организмом-природой). В другом — отправляясь от внутреннего природного подспудного побуждения хронического депрессивного больного к самоспасительному самовыражению в депрессивном мраке, умело-психотерапевтически выработать у него творческое вдохновение, смысл жизни, спасающие от самоубийства.

Основные проблемы клинической психологии

Эта отрасль занимается проблемой определения, что является нормой, а что патологией. Специалисты говорят о двух состояниях человека – здоровье и болезни. Изучение проблемы клинической психологии – сложная задача, которая касается многочисленных сфер деятельности. К критериям психической нормы относят соответствие возрасту зрелость чувств, адекватное понимание реальности, наличие гармоничного восприятия окружающего мира. Любые отклонения относят к патологии.

Методы исследования в клинической психологии

В этой отрасли используется большое количество разных техник, выбор которых зависит от конкретной проблемы человека. Среди самых распространенных можно выделить такие методы клинической психологии:

  1. Арт-терапия
    . Сюда входит рисование, лепка и другие творческие направления. Человек при помощи готового объекта выплескивает имеющиеся переживания и страхи, что позволяет специалисту определить психологическую проблему.
  2. Гипноз
    . Специалист вводит человека в полусознательное состояние и помогает найти причины существующей проблемы.
  3. Телесно-ориентированные методы
    . Специалисты, работая с телом человека, проводят корректировку его мышления и избавляют от существующих проблем.
  4. Метафорические методы
    . Здесь для работы используются абстрактные образы, позволяющие заглянуть в глубинные мысли и чувства.
  5. Групповые методы
    . Наиболее распространенный вариант – тренинги, на которых люди вместе выполняют разные задания, помогая друг другу выявить и избавиться от существующих проблем.

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Клиническая психология – кем работать?

Специалист этого направления может вести частную практику, помогая людям в критических ситуациях, которые не требуют отлагательств. Здесь стоит отметить, что клинический психолог может помогать не только больным, но и людям, которые в сложной ситуации не могут сами найти выход и принять решение. Специалисты этой отрасли работают в клиниках в психоневрологических и психиатрических отделениях. Есть должность «клинический психолог» и в спец учреждениях, специалисты помогают людям бороться с неврозами и пограничными состояниями.

Выясняя особенности клинической психологии и особенности работы специалистов этой сферы, отметим, что помощь медицинского психолога требуется в детских домах и домах престарелых, а еще в разных учреждениях для людей с разными проблемами развития. Можно встретить такого специалиста в санаториях, домах отдыхах, реабилитационных центрах и тому подобное. Если подытожить, то можно сказать, что клинический психолог – специалист, имеющий широкий спектр работы с разными людьми.

Общая информация

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.


При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

Этика в клинической психологии

Эта сфера изучается в деонтологии, которая в большей степени связана с пониманием разных форм психологического воздействия медработников на человека с проблемами. Основы клинической психологии выделяют четыре модели медицинской этики:

  1. Модель Гиппократа
    . Включает моральные принципы врачевания того времени, на основе которых составлялась клятва. Она касалась обязательств о не причинении вреда, оказании помощи и проявлении уважения, отказа от сексуальных отношениях с пациентами и так далее.
  2. Модель Парацельса
    . Основана на понимании отношений между врачом и пациентом. Она сформировалась в Средние века. Основной принцип этой модели – делай добро.
  3. Деонтологическая модель
    . Проводит оценку действия не только учитывая результат, но и помыслы. Она функционировала до революции.
  4. Модель биоэтики
    . Сформировалась в 60-70-х г., она рассматривает медицину с учетом прав человека.

Книги по клинической психологии

Существует большое количество полезной литературы, которая поможет разобраться в этой области психологии.

  1. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»
    Э. Берн. Основательная книга, которая познакомит с основными концепциями, опишет объект клинической психологии и другие понятия.
  2. «Современная клиническая психиатрия»
    . Ю.В. Попов, В.Д.Вид. Ищите книги по клинической психологии для начинающих, то обратите внимание на это произведение. Оно рассказывает все основные понятия и является полезным инструментом для врача.

Обучение

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный ;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]