Метод эксперимента в психологии — специфика и основные задачи

Метод эксперимента применяется и в других областях науки, но психологический эксперимент от них сильно отличается.

В психологическом эксперименте быть уверенным, что изучается то, что надо изучить, очень трудно. Если экспериментаторы в области физики и химии, знают, что изучают, то, что изучает психолог, когда изучает психику? Классический учебник по экспериментальной психологии Р. Вудвортса, вышедший в 1938 г. определял эксперимент как упорядоченное исследование. Исследователь в ходе эксперимента изменяет какой-то фактор, оставляя другие неизменными и, наблюдает результаты систематических изменений. Вудвортс считал отличительной особенностью эксперимента управление экспериментальным фактором.

Достижение главной цели эксперимента, по мнению В.В. Никандрова происходит благодаря основным характеристикам этого метода:

  • Экспериментатор проявляет инициативу в области интересующих его психологических фактов;
  • Варьирование условий возникновения и развития психических явлений;
  • Контроль и фиксация условий процесса их протекания;
  • Изоляция одних факторов и акцентирование других, что дает возможность определения закономерностей их существования;
  • Существует возможность повторения условий эксперимента, что является важным моментом для многократной проверки получаемых научных данных;
  • Возможность варьирования условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.

Психологический эксперимент, таким образом, можно определить как метод, в результате которого исследователь сам вызывает явления, его интересующие и, сам изменяет условия их протекания. Целью является установление причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.

Получаемые научные факты при этом можно неоднократно воспроизводить с целью их проверки и на основе этого судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Способы организации эксперимента

В зависимости от способа организации выделяют лабораторный эксперимент, естественный и полевой эксперимент:

  • Лабораторный эксперимент. Он проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния. Достоинством является строгий контроль над всеми условиями эксперимента и применение специальной аппаратуры. Недостаток заключается в сложности переноса полученных данных на реальные условия. Причиной мотивационных искажений может стать осведомленность испытуемого об участии в эксперименте;
  • Естественный эксперимент. В отличие от предыдущего проводится в реальных условиях. Изучение объекта проходит в контексте повседневной жизни, что позволяет полученные данные легко переносить в реальность. Мотивационных искажений здесь нет, потому что испытуемый не всегда проинформирован о своем участии в эксперименте. Непредвиденные помехи, искажения, невозможность контролировать все условия относятся к его недостаткам;
  • Полевой эксперимент. В его основе лежит схема естественного эксперимента. Привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений, несмотря на то, что испытуемые проинформированы о своем участии в эксперименте. Возможно использование портативной аппаратуры для более точной регистрации получаемых данных.

Общее понятие о психологическом эксперименте

Текст записи:

Общее понятие о психологическом эксперименте

Общее понятие о психологическом эксперименте

1. Виды психологического эксперимента

Экспериментальная психология — направле­ние в психологии, целью которого является экспериментальное изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII веке. Как научное направление экспериментальная психология сложилась во второй половине XIX в. благодаря работам Э. Вебера, В. Вундта, В.М. Бехтерева и др.

Принято считать, что с внедрением в психологию экспери­мента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обосно­вания психологических закономерностей. Объективность, по­вторяемость, проверяемость становятся критериями достовер­ности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Экспериментальная психология базировалась на теоретических прин­ципах эмпирической психологии и результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям экспериментальной психологии был присущ эмпиризм, методологическая ограниченность. С разви­тием психологии отпала целесообразность выделения экспериментальной психологии в отдельное направление психологической науки, поскольку экс­периментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.

Экспериментальный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод, который предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Эксперимент явля­ется одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Сущность экспериментального метода состоит в том, что он ставит изучаемые явления в опреде­ленные условия, создает преднамеренно организуемые ситуации. Чем совершеннее эти изменения условий, тем больше появляется фактов, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и объективными результатами. Эксперимент позволяет изучать те или иные стороны личности под воздействием факторов в специально созданных условиях.

Психологический эксперимент — один из основных методов психологического исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в опреде­ленные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации. Психологический эксперимент представляет собой метод изуче­ния психических явлений (процессов, состояний, свойств и образо­ваний), в котором подвергается проверке истинность выдвигаемых предположений (гипотез). Это целенаправленный, точно учитывающий условия, строго поставленный опыт, позволяющий не только описы­вать психические явления, но и объяснять их. Эксперимент дает возможность разложить на части и отдельно изучать компоненты яв­ления, более или менее точно фиксировать результаты, следить за ходом развития психического явления, не ожидая, когда оно возник­нет, а вызывая, активно воссоздавая его в наиболее благоприятных условиях, варьировать, планово вмешиваться, изменять и многократ­но повторять особенности его проведения.

В отличие от изучения психических явлений (фактов) в естест­венных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, це­ленаправленно изменять условия формирующего воздействия на испы­туемых, прослеживать при этом получаемые результаты.

Успешное проведение психологического эксперимента требует: понимания сущности не только эмпирического, но и теоретического познания; умения владеть системой познавательных процедур; психо­логического мастерства, где особую роль играют организаторские способности экспериментатора.

Психологический эксперимент служит для изучения фактов, с помощью которых обнаруживаются те или иные объективные зависимос­ти в психических процессах, состояниях, свойствах и образованиях. Во время эксперимента используются различные источники получения фактов: наблюдение, индивидуальная беседа, социометрические изме­рения, организация определенных видов групповой и индивидуальной деятельности. Без конкретных фактов не может быть эксперимента.

И.П.Павлов говорил, что «факты — это воздух ученого, без них Вы никогда не сможете взлететь. Без них Ваши «теории» — пустые поту­ги».

Психологический эксперимент в зависимости от условий его проведения может быть различных видов. Его классификация осуществляется на основе ряда критериев:

а) по времени проведения эксперимента — кратковременный и длительный (лонгитюдный);

б) по структуре изучаемых явлений — однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);

в) по целям исследования — констатирующий и формирующий;

г) по организации проведения — лабораторный и естественный;

д) по контролю переменных — идеальный и реальный;

е) по числу гипотез — критический и демонстрационный.

Наиболее часто применяются четыре основных вида эксперимен­та: лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.

Одной из особенностей эксперимента является то, что он ис­пользуется для выявления неслучайных зависимостей между экспериментальными воздействиями и их результатами в специально создаваемых экспериментальных условиях. Однако, в процессе психологического эксперимента надо считаться с тем, что в нем участвуют испытуе­мые, поэтому нельзя произвольно варьировать, пробуя подряд раз­личные экспериментальные ситуации, которые нанесли бы ущерб про­цессу развития их личности.

Второй особенностью психологического эксперимента является то, что с его помощью изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, вырвав их из жизни. Психические явления, как правило, вплетены в очень сложную и динамическую систему внешних и внутренних взаимодейс­твий испытуемых с окружающей средой. Здесь всегда налицо взаимное проникновение друг в друга естественных условий жизни и экспери­ментально создаваемых условий.

Естественные условия жизни испытуемых могут рассматриваться как помехи, которые полностью устранить невозможно. На результат эксперимента влияют не только специально организуемые воздейс­твия, но и вся совокупность жизненных воздействий. Нельзя не учи­тывать этого, когда наступает момент обработки материала и опре­деляется степень чистоты результата.

Третья особенность эксперимента — длительный подготовитель­ный этап, непосредственно предшествующий практической экспериментальной работе. В этот период разрабатываются научно-познаватель­ные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения, изучаются испытуемые в плане их психологической характе­ристики. Сформулировать научно-познавательную задачу — значит оп­ределить психологическую зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.

Четвертая особенность эксперимента связана с выбором объекта экспериментирования. Экспериментальное изучение личности целесо­образно проводить, работая с небольшими группами, которыми можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но ох­ватить контролем большее количество факторов, связей и зависимос­тей.

Методика проведения эксперимента чрезвычайно разнообразна. Часто изучение даже близких между собой вопросов одной и той же проблемы требует разработки самостоятельных методик. Но какая бы методика ни разрабатывалась, надо руководствоваться следующими требованиями.

1. Проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемыми явлениями с целью определения исходных данных и гипотезы или серии взаимосвязанных гипотез.

2. Создание таких условий, в которых возможно эксперименти­рование, подбор объектов для экспериментального воздействия, по возможности — их уравнивание.

3. Тщательная разработка процедуры экспериментальной работы.

4. Систематические наблюдения за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точное описание фактов. В ряде случаев нужна такая точность описания, когда результат можно выразить математи­ческим путем.

5. Проведение систематической регистрации фактов различными средствами и способами с применением соответствующих устройств, схем, анкет, тестов, психологических характеристик, ма­тематического аппарата.

6. Переход от эмпирического изучения к логическим обобщени­ям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала. Факты всегда есть следствие причин, и эти причины ус­танавливаются на основе фактов.

Исследование не ограничивается суммой фактов, добытых экспе­риментом. Высшей ступенью в процессе познания является теоретическое мышле­ние. От эмпирических данных, от фактов эксперимента исследователь переходит к обобщениям, к раскрытию причинно-следственных связей. В процессе теоретической работы анализируются ранее имевшиеся научные представления в сравнении с полученными эксперимен­тальными данными.

Наряду с возникновением новых видов психологического экспе­римента необходимо отметить также и некоторые важнейшие измене­ния, происшедшие в общем методическом характере самого психологи­ческого эксперимента. Сюда относятся выработка и широкое примене­ние в экспериментальных исследованиях:

а) общих методов, имеющих целью обеспечение прежде всего возможно полного контролирования условий опыта, например таких, как метод параллельных групп — экспериментальной и контрольной;

б) специальных методов, например таких, как методы исследо­вания явлений памяти, внимания, эмоций и др.;

в) соответствующей технической аппаратуры, с широким исполь­зованием видеосъемки, звукозаписи, компьютеров и т.д.;

г) соответствующих статистических методов, благодаря которым стало возможным проведение опыта с двумя или несколькими незави­симыми переменными.

В качестве важнейших факторов, обусловивших как возникнове­ние новых видов психологического эксперимента, так и изменения, происшедшие в общем методическом характере самого эксперимента, можно назвать следующие: а) происшедшие изменения в понимании об­щих задач психологии; б) постепенное расширение сферы применения экспериментальных методов в исследовании психических явлений; в) стремление к получению при экспериментальных исследованиях все более точных, надежных и объективных результатов.

2. Предметная область эксперимента

Классификации типов экспериментов базируются на разных основаниях. Одним из этих оснований, или критериев классифика­ции, является принадлежность исходной гипотезы, усло­вий проведения опытов или выборки испытуемых к специальным областям психической реальности, т.е. их отнесенность к опреде­ленной предметной области.

Сложившиеся в той или иной области психологического зна­ния пути перехода от «мира эмпирии» к «миру теорий» включают ориентировку исследователей на обоснованные в рамках конкрет­ных теорий принципы интерпретации психологических закономерностей. Напри­мер, проверка гипотезы о роли движений глаз в возникновении иллюзии Мюллера–Лайера традиционно относится к области пси­хологии восприятия, в то время как анализ факторов, влияющих на идентификацию эмоциональных состояний по фотографиям лиц, — к психологии эмоций. Эксперимент Ла Пьера, показавший разницу проявления этнических предубеждений на вербальном и поведен­ческом уровнях, традиционно относится к области социальной психологии. В данном эксперименте сначала были разосланы в гостиницы запросы о том, будут ли приняты в них китайцы, а потом исследователь реально посетил с китайцами эти адреса.

Исследования влияния лич­ностных предпосылок на успешность предпринимательской деятель­ности должны быть отнесены к развивающейся области психоло­гии предпринимательства. Но с таким же правом их можно отнес­ти к психологии личности, если рассматривать специфичные усло­вия профессиональной деятельности испытуемых только как конкретный фон проявления личностных факторов регуляции деятель­ности.

При таком подходе возникает возможность ошибиться в трак­товке психологических механизмов, проявившихся в реализованном эксперименте. Классическим примером является так называемый Хоторнский эксперимент, который по его целям следовало бы от­нести к психологии труда. Напомним, что в нем изменялись мно­гочисленные факторы внешней среды и оценивалось влияние этих изменений на производительность труда. Как оказалось, любое из­менение, независимо от его вида, приводило к улучшению показателей рабо­тающих. В качестве адекватной была принята интерпретация, что люди, зная о целях эксперимента, позитивно откликнулись на сам факт попытки улучшить условия их труда. Сейчас этот экспери­мент представлен чаще в разделах, посвященных «эффектам экспериментатора», а не психологии труда, так как проявившаяся в нем закономерность оказалась более общим меха­низмом.

В то же время нельзя забывать о предметной отнесенности психоло­гических гипотез к той или иной области психологических знаний, поскольку в каждой из этих областей сложились свои спе­циальные нормативы для проверки гипотез, связанные с типом по­строения самой психологической теории и возможностями сбора эм­пирического материала.

Профессионал, занимающийся исследовани­ями восприятия, будет отличаться от профессионала, посвятившего себя исследованиям в области социальной психологии, именно в ос­воении форм экспериментального контроля, поскольку экспери­мент в каждой из этих областей реализует разные подходы к спо­собам управления переменными, разное понимание причинности и учет иных типов обоснований в организации содержательных выводов.

3. Отличия в формах осуществления эксперимента

Эксперимент, проводимый с целью получения эмпирических доводов в пользу или против предполагаемого в гипотезе понимания психологической закономерности, называют реальным, или реали­зованным. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, т.е. практически не осуществленный. Мысленный эксперимент может быть безупречным и бесконечным.

Безупречный эксперимент — мысленный образец психологического эксперимента, в котором отсутствуют угрозы достоверному выводу.

Бесконечный эксперимент — мысленный образец для оценки реаль­но проводимых экспериментов, в котором число проб или число испытуе­мых оцениваются с точки зрения охвата всех источников вариабельности переменных.

Взаимосвязи содержательного и формального планирования в этих типах экспериментов являются общими во всех тех контекстах, которые не учитывают проблемы контроля смешений независимых переменных с побочными. В реа­лизуемых экспериментах нельзя обойтись предположением об отсутствии смешений, а необходимо обеспечить их контроль, чтобы иметь возможность учесть их влияние на полученные эксперимен­тальные эффекты. В мысленных экспериментах можно предполо­жить любые идеальные условия и рассматривать базисные процессы в любых показателях их проявлений, даже если пока нет реальных методик для операционализации переменных. При оценке психоло­гической гипотезы с точки зрения подразумеваемых в мысленном эксперименте результатов нет необходимости соотносить результат действия независимой переменной с оценкой внутренней и операциональной валидности эксперимента.

Список использованной литературы

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.

– М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Экспериментальная психология

Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.

Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.

Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.

Характер влияния на испытуемого

В зависимости от этого фактора можно выделить констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты:

  • Констатирующий эксперимент – это один из видов, цель которого заключается в изменении одной или нескольких независимых переменных и их влияние на зависимые переменные;
  • Формирующий эксперимент. Суть его в том, что человек или группа людей принимают участие в организованном обучении и формировании каких-либо качеств и навыков. Формирующий эксперимент широко применяется в отечественной психологии, потому что через создание специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического становления личности;
  • Контрольный эксперимент, суть его состоит в повторном измерении состояния объекта и сравнение с первоначальным состоянием, кроме этого сравнение состояния контрольной группы, не получившей экспериментального воздействия.

Главные цели и задачи экспериментального метода


Целью проведения психологического эксперимента всегда является достижение наибольшей однозначности в установлении связей между внутренними психическими процессами и их внешними проявлениями.

Основной задачей экспериментального метода в психологии считается выявление и осуществление максимальной доступности для проведения внешнего наблюдения за особенностями внутренних психических процессов.

Для этого изменяют условия внешней деятельности и экспериментальным путем подбирают такую ситуацию, при которой наблюдаемое протекание данного акта в полной мере свидетельствовало о внутреннем психическом содержании. Задачей для варьирования условий служит нахождение одной, единственно верной интерпретации совершенного поступка или действия, исключив при этом вероятность других.

Эксперимент Дж. Пратера: эффективность мыслительной тренировки

Психолог Дж. Пратер доказал свою гипотезу, согласно которой навыки быстрее развиваются и улучшаются, если сочетать тренировки на практике вместе с мыслительными. Такую эффективность мыслительной тренировки он изучал на курсантах военной академии в момент тренировочных посадок самолёта Т-37. В исследовании приняли участие 23 курсанта. Все они прошли стандартные тренировки на тренажёрах, а часть в совокупности осуществляли и мыслительные тренировки в макете кабины. По итогу были получены результаты, согласно которым участники экспериментальной группы получили балл больший и по знаниям, и по технике.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент проводился американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году в Стэнфорде. В нём исследовалась реакция человека на условия тюремного заключения, ограничение свободы и влияние на его поведение навязанной социальной роли. Финансирование осуществлялось ВМФ США для того, чтобы объяснить причины конфликтов в морской пехоте и исправительных учреждениях ВМФ. Для эксперимента были отобраны мужчины, часть которых стала «заключёнными», а другая часть – «охранниками».

«Охранники» и «заключённые» очень быстро вжились в роли, а ситуации в импровизированной тюрьме подчас возникали очень опасные. В трети «охранников» проявлялись садистские наклонности, а «заключённые» получили сильнейшие моральные травмы. Эксперимент, рассчитанный на две недели, остановили уже через шесть дней, т.к. он начал выходить из-под контроля. Стэнфордский тюремный эксперимент нередко сравнивают с описанным нами выше экспериментом Милгрэма.

В реальной жизни можно увидеть, как какая-либо оправдывающая идеология, поддерживаемая государством и социумом, может сделать людей чрезмерно восприимчивыми и покорными, а власть авторитетов оказывает сильнейшее воздействие на личность и психику человека. Понаблюдайте за собой, и вы увидите наглядное подтверждение тому, как определённые условия и ситуации влияют на ваше внутренне состояние и формируют поведение сильнее внутренних особенностей вашей личности.

Очень важно уметь всегда оставаться собой и помнить о своих ценностях, чтобы не поддаваться влиянию внешних факторов. И сделать это можно лишь с помощью постоянного самоконтроля и осознанности, которые, в свою очередь, нуждаются в регулярной и систематической тренировке.

Подробности Стэнфордского тюремного эксперимента можно найти, перейдя по этой ссылке.

4

Классификация

Существуют различные виды эксперимента в психологии. Причем выделяют их исходя из условий проведения, целей, характера влияния и многих иных факторов.

Сам по себе методы эксперимента в психологии подразделяются на лабораторные и естественные, а также на формирующие исследования. Помимо этой классификации существует подразделение на пилотажный (первичный) опыт и последующий. Также эксперименты бывают явными и имеющими скрытую цель и т.д. Рассмотрим самые часто применяющиеся из них подробнее.

Эксперименты Г. Харлоу (исследование природы любви)

Американский психолог Гарри Фредерик Харлоу (1906 – 1981) – первый, кто начал экспериментально исследовать любовь. До его эксперимента считалось, что любовь ребёнка к матери заключается, в первую очередь, в удовлетворении его потребностей, таких как голод, жажда и стремление избежать боли. Согласно гипотезе Харлоу, любовь и эмоциональные привязанности относятся к основным потребностям, которые имеют такую же значимость, как и биологические потребности.

Для подтверждения гипотезы нужно было создать условия, в которых удовлетворять потребности ребёнка стала бы не одна мать, а несколько. В связи с тем, что такая ситуация невозможна по этическим соображениям, Харлоу стал проводить эксперимент на макаках-резусах. Для чистоты эксперимента матерей пришлось изолировать. Детёныши сложно переживали разлуку, но находили нечто тёплое и родное в махровом полотенце, постеленном под клетки. При разлучении с ним возникала снова негативная реакция.

Затем было проведено 4 этапа эксперимента и получены следующие результаты:

  1. При наличии двух суррогатных матерей все обезьяны проводили больше времени с той, которая была мягкой и тёплой, а не с проволочной, но с бутылочкой для пропитания.
  2. При изолированной концепции, где обеих суррогатных матерей (и мягкую, и проволочную) снабдили бутылочками с молоком для кормления, испытуемые с проволочной конструкцией мучились с пищеварением и отставали в развитии.
  3. При создании стрессовой ситуации с помощью чудовища, издающего громкие звуки и делающего резкие движения, все подопытные бежали к мягкой «маме». Прикосновения с ней их успокаивали.
  4. При конструировании «злых матерей», которые отталкивали детёнышей разными способами, всё равно притягивали к себе маленьких макак.

Данный эксперимент принёс большую пользу человечеству, но при этом нанёс непоправимый ущерб обезьянам. Поэтому эксперименты Харлоу подверглись критике научным сообществом. Об этом также пишет Надежда Козочкина в своей работе «Источник отчаяния – эксперимент на обезьянах, выросших в социальной изоляции» [4].

Феномен «горькой конфеты»

При рассмотрении наглядно действенного мышления психологи озадачились вопросом: почему иногда малыши 3-6 лет с лёгкостью могут решить задания, с которыми не справляются младшие школьники. Аснину удалось доказать, что успешность процесса решения задачи зависит не только от объективного содержания последнего, а в первую очередь от мотива, который задаётся задачей. Этот вывод известен сегодня как феномен «горькой конфеты». Такое название образовалась в связи с тем, что суть эксперимента была в доставании конфеты со стола с высокими бортиками. Дети помладше не раздумывая брали палочку себе в помощь и получали желаемое, в то время как дети постарше стеснялись использовать вспомогательное средство, считали, что так сильно просто для их возраста, и в большинстве случаев добровольно отказывались от неё, стараясь выполнить задание самостоятельно. Таким образом, можно сказать, что они опирались больше на совесть, чем на разум. Но так происходило только в момент малой заинтересованности. Когда потребовалось достать ботинки, то есть произошла ситуация на задачу получения необходимого предмета, она была моментально решена с помощью использования той самой палочки.

Крошка Альберт

Эксперимент под названием «крошка Альберт» или «Маленький Альберт» был проведён в Нью-Йорке в 1920 году психологом Джоном Уотсоном, который, кстати, является основателем бихевиоризма – особого направления в психологии. Эксперимент проводился для того чтобы выяснить, как формируется страх на предметы, которые до этого никакого страха не вызывали.

Для опыта взяли девятимесячного мальчика по имени Альберт. В течение некоторого времени ему показывали белую крысу, кролика, вату и другие белые предметы. Мальчик играл с крысой и привык к ней. После этого, когда мальчик вновь начинал играть с крысой, доктор ударял молотком по металлу, вызывая у мальчика очень неприятные ощущения. По истечению определённого периода времени Альберт начал избегать контактов с крысой, а ещё позже при виде крысы, а также ваты, кролика и т.п. начинал плакать.

В результате эксперимента было выдвинуто предположение, что страхи формируются у человека ещё в самом раннем возрасте и потом остаются на всю жизнь. Что же касается Альберта, то его беспричинный страх белой крысы так и остался с ним на всю жизнь.

Результаты эксперимента «Крошка Альберт», во-первых, снова напоминают нам о том, как важно уделять внимание любым мелочам в процессе воспитания ребёнка. Что-то, кажущееся нам на первый взгляд совсем незначительным и упущенное из вида, может каким-то странным образом отразиться в психике ребёнка и перерасти в некую фобию или страх.

Воспитывая детей, родители должны быть предельно внимательны и наблюдать за всем, что их окружает и как они на это реагируют. Во-вторых, благодаря тому, что мы теперь знаем, мы можем определить, понять и проработать какие-то свои страхи, причину которых не можем найти. Вполне возможно, что то, чего мы необоснованно боимся, пришло к нам из нашего же детства. А как приятно может быть избавиться от каких-то страхов, мучавших или просто надоедающих в обычной жизни?!

Узнать об эксперименте «Крошка Альберт» больше вы можете вот отсюда.

10

Что такое научный эксперимент?

Научный эксперимент представляет собой реализацию комплекса мероприятий, направленных на исследование конкретного явления или объекта с целью установления слабых и сильных сторон, проблем и поиска оптимального способа их решения.


Как проводится научный эксперимент?

Для проведения эксперимента в научной деятельности исследователь должен грамотно обозначить ряд параметров:

  • Объект (что он намерен изучать);
  • Предмет (конкретизировать границы научной области ил познания, в каких пределах, темы и ее отдельных составляющих);
  • Продолжительность (сколько времени необходимо для получения результата или достижения намеченной цели);
  • Инструменты и материальная или иная база (материалы, техника, методы, условия и пр.).

Научный эксперимент должен всесторонне исследовать действие законов, теорий и иных правил в жизни. Для этого важно собрать все необходимые данные, создать условия для его реализации и оперативно фиксировать полученные результаты, которые впоследствии подвергаются анализу.

Эксперимент может проводиться разными способами: активно (когда организатор вмешивается в ход мероприятия, корректирует действия или условия и пр.) и пассивно (самый распространенный вариант в этом случае – наблюдение со стороны).

Научный эксперимент характеризуется несколькими критериями:

  • Повторяемость. Данный параметр применим преимущественно в точных областях наук, где при повторном проведении мероприятий организатор получит аналогичные результаты. В психологии подобный прием не работает (в этом случае преобладает человеческий фактор);
  • Воспроизводимость. Данный параметр означает, что любое лицо при желании сможет повторить эксперимент и получить схожие результаты, перепроверить мероприятия, понять ход действий и мыслей, зависимости и пр.
  • Ограниченность во времени. Это самый важный критерий. Мероприятия по изучению конкретной проблемы и объекта могут длиться как несколько минут, так и несколько лет. Автор научной работы должен изначально определить: сколько времени он готов и может потратить на реализацию действий и мероприятий, сколько времени потребуется на обработку данных и их оформление и пр. Правильно подобранный временной диапазон позволит получить результат, предложить актуальные меры и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Эксперимент Нормана Триплетта (1898)

Первый социально-психологический эксперимент провёл психолог Н. Триплетт, когда решил проверить теорию о том, что спортсмены демонстрируют результаты лучше в соревновании с коллективом, а не по секундомеру. Для проверки было предложено детям скручивать спиннинг на скорость. В первой группе дети делали это изолированно в пустой комнате, а во второй группе – все вместе. По итогу вторая группа показала результаты лучше первой. Этот феномен улучшения результатов в присутствии других людей получил название «эффект социальной фасилитации».

В дальнейшем психологи проводили подобные эксперименты, но используя другие задания: одеваться, запоминать слова, решать арифметические задачи. В итоге было доказано, что в присутствии других людей легче выполняются простые задания на быструю реакцию, а при сложных, творческих заданиях лучше изолироваться, иначе возникает противоположный эффект ингибирования (ухудшение результатов в присутствии других людей).

Классификация по уровню осознанности

Какие виды экспериментов в психологии существуют еще? Подобные исследования делятся и по уровню осознанности происходящего человеком.

При этом выделяют:

  1. Явный эксперимент. При его проведении испытуемый обладает исчерпывающими сведениями о целях и задачах проводимого исследования.
  2. Промежуточный. Данный вариант предполагает ознакомление испытуемого лишь с частью информации об опыте. Прочие же сведения либо искажаются, либо утаиваются.
  3. Скрытый. Об этом эксперименте его участник, как правило, не знает ничего. Ему не известно не только о тех целях, которые стоят перед психологами, но и о самом факте проведения работ.

Этапы в подготовке и проведении эксперимента

  1. Определяется проблема, которую нужно исследовать. Происходит постановка гипотезы.
  2. Изучение научных трактатов. Выборка основных терминов. Создание списка литературы, необходимой для проведения данного опыта.
  3. Уточняется значение переменных показателей.
  4. Для регистрации переменной, которая является зависимой, подбираются необходимые инструменты.
  5. Планируется исследование. Выявляются вспомогательные переменные, создается план опыта.
  6. Проводится выборка. Когда отбор произведен, происходит распределение участников по группам.
  7. Проводится эксперимент.
  8. Обрабатываются статистические данные.
  9. Полученные результаты интерпретируются, делаются итоговые заключения.
  10. Результаты фиксируются, например, в виде научной публикации.

Для постановки связи «исследователь – испытуемый» не обойтись без инструкции. Она дается испытуемому во время проведения опыта, чтоб разъяснить происходящее, какие просьбы нужно будет выполнять, что вообще придется делать. Перед всеми участниками эксперимента оказывается приблизительно одинаковый инструктаж, также учитываются индивидуальные особенности каждого человека, ведь кто-то волнуется, а кто-то остается холоднокровным, ко всем нужен свой подход. Поэтому задача психолога обеспечить каждого инструктажем, адекватным для его понимания.

В большей части инструкций выдвигаются следующие требования:

  • формулировка значения и цели исследования;
  • четкое изложение содержания, деталей и хода опыта;
  • должно присутствовать подробное описание, при наличии лаконичного текста.

Также имеет место проблема выборки. Исследователь должен определиться с количеством участников опыта, их составом. Зачастую формируют экспериментальную команду, а также группу контроля. Бывают случаи, когда весьма сложно определиться с командой испытуемых без систематической ошибки отборочного процесса.

Классификация по возможности влияния

По этой характеристике также существует определенная градация психологических опытов. В этом случае выделяют:

— спровоцированные исследования;

— эксперимент, на который после ссылаются.

Спровоцированное исследование является классическими. При проведении данного опыта специалистом самостоятельно меняются условия эксперимента. Именно поэтому те виды реакции, которые наблюдаются у испытуемого, считают спровоцированными.

Эксперименты, на которые ссылаются, представляют собой опыт, при осуществлении которого не происходит вмешательства исследователя. Такой метод применяют в тех случаях, когда воздействие на испытуемого способно вызвать у него серьезное психологическое или физиологическое нарушение.

Хоторнские исследования (1924-1932)

Группа исследователей в небольшом городе Хоторн изучала влияние объективных факторов, таких как освещение, оплата, перерывы, на производительность труда на телефонном заводе Western Electrics. Было проведено несколько этапов эксперимента, на каждом их которых были получены различные результаты. Так был открыт Хоторнский эффект: повышенное внимание, интерес к эксперименту, а также новизна приводят к более высоким результатам испытуемых. Он получил как положительные отзывы от психологов, так как благодаря этому эксперименты появились новые отрасли (психология труда и управления), так и критику. Об этом пишет психолог Надежда Козочкина в своей работе «Хоторнский эксперимент: что влияет на эффективность труда» [5].

Проект «Аверсия»

Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.

Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.

Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами.

Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.

Больше подробностей о проекте «Аверсия» можно найти по этой ссылке.

8

Эксперимент с куклой Бобо: исследование поведенческих реакций

Канадский и американский психолог Альберт Бандура (1925) со своими коллегами Доротеей Росс и Шейлой Росс в 1961 году провели социально-психологический эксперимент об особенностях наследования детьми поведенческих агрессивных действий взрослых. В помощь для эксперимента с 72 детьми в возрасте 3-5 лет была использована большая игрушка Бобо. Всем детям продемонстрировали тремя разными способами, как взрослый избивает эту самую игрушку. Первая группа увидела вживую, вторая – в видеозаписи, третья – в мультфильме «Кот Герман», а четвёртая (контрольная) – ничего не видела. В итоге испытуемые, наблюдавшие агрессивное поведение, действительно демонстрировали агрессивное поведение чаще испытуемых из других групп.

Примечания

  1. Никандров В. В.
    Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. * Зароченцев К. Д., Худяков А. И.
    Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 74. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  4. М.-Л.А. Чепа, Н.М. Бугайова. Проблемы обеспечения валидности эксперимента в условиях виртуальной среды / Экспериментальный метод в структуре психологического знания. — М., 2012. — С. 82-86. ISBN 978-5-9270-0248-1.
  5. Готтсданкер Р.
    Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. См. там же. С. 76—77.
  7. Дружинин В. Н.
    Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  8. Зароченцев К. Д., Худяков А. И.
    Экспериментальная психология: учеб. С. 50.
  9. ↑ Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]