Ваши дети приносят из школы стабильные пятерки? Участвуют в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и завоевывают исключительно призовые места? Возможно, у вас нет детей, и история данная непосредственно про вас или ваше прошлое, и в таком случае вы, скорее всего, знакомы с понятием «синдром отличника», и это та самая ложка дегтя в бочке радости за учебные и профессиональные достижения, служащие поводом для гордости.
Психология до сих пор не включает в свои обширные терминологические рамки данного определения, несмотря на то, что проблема «всегда готовых к ответу учеников» действительно существует. Более того, она граничит с таким понятием как «перфекционизм», опасность которого раскрывается в статье «Перфекционизм: что это и как от него избавиться». Однако далее мы расскажем именно про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться.
Содержание:
- Что такое синдром отличника? Характеристика
- Основные признаки
- «Неудачи сделали меня счастливой»
Как он появляется
Корень проблемы стоит искать в первую очередь в неуверенности в себе. Это частая тенденция как среди подростков, так и среди взрослых людей. Не зря многие говорят, что в школе пора ввести отдельную дисциплину “как полюбить и принять себя”.
Почему это может возникнуть?
- комплексы по поводу внешнего вида;
- отсутствие друзей и неумение уверенно держаться в обществе;
- недостаток внимания со стороны родителей;
Именно поэтому подросток дает себе вызов: буду лучшим, чтобы любили, замечали и не обращали внимание на изъяны (частенько надуманные).
Что такое синдром отличника?
Характеристика
Синдром (или комплекс) отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих. То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.
Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.
Синдром отличника не стоит путать с перфекционизмом. Для перфекционистов важен идеальный результат работы, для «отличников» же важна оценка этого результата другими людьми. Причём сама работа может быть выполнена далеко не идеально. Главное – создать видимость «идеальности» для окружающих.
Каждый из нас, оглядываясь назад, может отметить, что совершил огромное количество разного рода глупостей и ошибок. Но у всех у них были общими две причины – наша нерушимая воля к победе и наша непоколебимая уверенность в себе. Синдром отличника заставлял нас верить, что очень важно культивировать в себе эти два качества. И даже когда нас преследуют неудачи, мы упорно считаем, что причина в том, что нам не хватает веры в себя. Многим из нас требуются десятилетия неудач, чтобы осознать, что поражения основываются не на нехватке веры в себя, а на её… излишке,
– Наталия Мищенко,
бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.
Основные признаки
Для синдрома отличника характерны следующие проявления:
- постоянное ожидание похвалы и одобрения со стороны;
- стремление доводить работу до идеального состояния;
- болезненное отношение к критике;
- страх неудачи при выполнении любого дела, особенно в котором нет опыта;
- гиперответственность;
- ревность к чужим успехам.
Стоит ли лечить недуг
Ничего нет плохого в том, что ребенок или взрослый стремятся добиться поставленных целей, улучшить свою жизнь. Другое дело, когда эти стремления перерастают в навязчивые состояния, превращаются в патологию. Это способно подорвать эмоциональное здоровье человека, вызвав серьезные нарушения психики. В таком случае необходимо искать способы как избавиться от комплекса отличника (отличницы). Иначе последствия могут быть разрушительными для личности.
Причины возникновения синдрома
Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.
Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:
Родительские ошибки:
Нереализованные ожидания
«Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».
Тщеславие
«Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».
Амбиции
«Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».
Синдром отличника у мамы или папы
«Я привыкла делать всё идеально: начиная от составления квартальных отчётов и заканчивая уборкой комнаты. Я хочу, чтобы и мой ребёнок был таким же. Научился выполнять любое дело без сучка и задоринки. Я буду стремиться к этому, даже если мне придётся пойти с ним на конфликт».
Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».
Особенности личности
«В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».
Сильные и слабые стороны «отличников»
Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.
Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:
Ответственное отношение
«Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.
Педантичность и скрупулезность
Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.
Хорошая репутация
На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.
Целеустремлённость
«Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.
К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:
Болезненное отношение к критике
Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»
Заниженная самооценка
Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.
Зависимость от мнения окружающих
«Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.
Постоянная тревожность
«Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.
Как выявить данный синдром у детей и взрослых?
Выявить синдрома отличника у ребёнка можно по следующим проявлениям:
- Сильно переживает из-за любой оценки ниже пятёрки.
- Легко жертвует развлечениями и общением с друзьями ради того, чтобы сделать домашнее задание или подготовиться к контрольной работе.
- Стремится к высоким оценкам и похвале учителя.
- Болезненно относится к успехам других детей, начинает негативно о них отзываться.
- Отказывается от выполнения заданий, если есть риск попасть в ситуацию неуспеха.
У взрослого комплекс отличника заметен по следующим признакам:
- Берёт на себя дополнительную работу в выходные дни, делает отчёты за заболевших сотрудников, чтобы заслужить одобрение начальства. При этом жертвуя личной жизнью и свободным временем.
- Старается довести до идеала любое дело, будь то уборка квартиры или составление проекта.
- Расстраивается из-за малейшей ошибки и неудачи.
Проигрывать намного полезнее и интереснее, чем выигрывать. Не быть «отличником» – серьёзный навык, который в жизни пригодится. Потому что победы – это побочный продукт опыта, который мы получаем в результате ошибок и поражений. Успехи, в принципе, только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем. Ошибки, поражения, проигрыши содержат в себе гигантский потенциал новых знаний, умений и понимания себя. Важно научиться использовать свои проигрыши, как ступени на пути к принятию и пониманию самого себя,
– Наталия Мищенко,
бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.
Прогноз на будущее
Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. В новом коллективе он встречает людей, которые тоже учатся хорошо, но для них высший балл – не самоцель. Наш отличник чувствует серьёзную опасность. Он будет невероятным трудом добиваться успеха, защитит кандидатскую диссертацию, его по-прежнему будут всем ставить в пример. Затем из отличника он превратится в перфекциониста: каждый его шаг, слово должны быть выверены до мелочей. И вот перфекционист выходит на работу. Горе его коллегам, которые что-то выполнили не вовремя или не в полном объёме. Впрочем, именно чужие неудачи будут доставлять ему удовольствие.
Статья по теме
Двоечник — гений? Как выжить с ребёнком-подростком
Если такой человек сможет подняться по карьерной лестнице и окажется в статусе руководителя, штат его подчинённых будет регулярно меняться, потому что соответствовать уровню начальника-перфекциониста сложно. Он задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Того же он будет требовать от подчинённых. Сотрудники, не готовые работать в таких условиях, будут искать новую работу, ведь даже самая высокая зарплата и престижная должность не заставят обычного человека работать в ущерб себе.
В чём его опасность?
Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.
Но это только на первый взгляд.
Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.
На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:
- частые простудные заболевания;
- истощение, астения;
- психосоматические явления (головные боли, головокружения, повышенное давление и другие);
- расстройство сна;
- болезни ЖКТ.
На психическом уровне возникают:
- эмоциональное перенапряжение, нервный срыв;
- появление фобий и страхов – страх перед публичными выступлениями, страх знакомства с новыми людьми;
- неврозы и депрессии.
Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.
Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?
Что должны сделать родители, чтобы помочь ребёнку:
Снизьте требования к ребёнку
Возможно, вы перегибаете палку, добиваясь от сына или дочери отличных оценок по всем предметам, идеальной чистоты в комнате и первых мест на соревнованиях и олимпиадах.
Больше интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, тем, что для него важно, а не оценками в дневнике.
«Отличники» среди взрослых: советы психологов
Психология синдрома отличника такова, что стремление делать всё на «пять» и заслужить тем самым похвалу и одобрение человек из детства переносит во взрослую жизнь. Только теперь «пятёрку» ему нужно получить не от мамы и папы, а от мужа или жены и начальника.
Чаще это касается лиц женского пола. Девушка с синдромом отличницы стремится и на работе выслужиться, и дом в чистоте и порядке содержать, и для мужа идеальной женой стать.
Естественно, что преуспеть во всех сферах жизни крайне сложно. Поэтому человек жертвует своим отдыхом и личным временем, чтобы приготовить пирог по фирменному рецепту или сделать годовой отчёт вместо заболевшего сотрудника.
Дела продолжают копиться, и «отличник» попадает в замкнутый круг стресса и переживаний.
Так можно ли бороться с синдромом отличника у взрослых? Можно. Но только если сам человек осознает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. В противном случае он так и останется жить в привычных для себя условиях «борьбы за пятёрку».
Психологи советуют:
Осознайте, что всё родом из детства
А именно – ваше желание заслужить похвалу. Чтобы погладили по головке и сказали, какая же вы умница. Взрослому человеку важно научиться хвалить и поощрять самого себя, а не ждать одобрения от окружающих.
Запомните: отношение окружающих не изменится, если мы не будем доводить каждое дело до состояния идеальности. В конце концов, нас любят и ценят совсем не за это.
Поработайте над самооценкой
Самостоятельно или с помощью психолога. «Отличникам» важно научиться следовать собственным ценностным ориентирам, не боясь допустить ошибок.
Учитесь отдыхать
Научитесь расслабляться и «отключаться» от рабочих проблем и домашних забот. Мозгу важна «перезагрузка», иначе он не сможет нормально функционировать.
Сравнивайте себя только с самим собой
Чему вы научились за прошедший год? Какие умения и навыки приобрели? Что узнали нового?
Не стремитесь довести до идеала любую работу
Если такое желание возникло, сделайте мысленный стоп и спросите себя: действительно ли мне это нужно или комплекс отличника снова берёт надо мной верх?
Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать
Необходимо осознать, что любые действия являются опытом, помогающим обрести человеку уверенность в себе и своих силах. А ошибки неизбежны, если начинаешь учиться чему-то новому.
Слушайте в первую очередь себя
Свои желания, свои стремления.
Поменяйте своё отношение к критике
Не воспринимайте сразу негативно, а проанализируйте. Возможно, в критических замечаниях кроется немалая польза для вас.
Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет
Мало кто действительно ждёт от вас «идеальности» и «хорошести». Всем свойственно ошибаться, и люди понимают это.
Перестаньте винить себя за любой промах
Дайте себе право на ошибку. Используйте принцип «зато»: «Да, я не успела вовремя сдать отчёт, зато сделала его качественно и без ошибок», «Да, я поцарапала сегодня машину, зато не попала в серьёзную аварию».
Разрушительные последствия
Жизнь – это не соревнование. Чужие установки и детские комплексы влияют на свободу выбора. Если от синдрома не избавиться, с каждым годом он будет всё больше ухудшать качество жизни.
- Частые перепады настроения негативно влияют на эмоциональный диапазон и могут спровоцировать нервный срыв. Более серьёзные нарушения неизбежно приводят к депрессии.
- Зацикленность на результате не даёт получить удовольствие от процесса. После завершения работы ты чувствуешь не радость, а опустошение. Благодарность руководителя раздражает, ты думаешь только о том, что сделала недостаточно.
- Следование одним и тем же шаблонам лишает мышление креативности. Накопленная усталость убивает желание творить.
- Помешательство на мелочах не позволяет увидеть ситуацию в целом. Ты не успеваешь реагировать на изменения, что может значительно повлиять на результат.
- Стремление видеть рядом с собой только недостижимый идеал приводит к невозможности завести близкие отношения.
- Отсутствие свободного времени из-за неправильной расстановки приоритетов и привычки брать на себя лишнюю ответственность.
- еудовлетворённость своей внешностью и достижениями приводит к расстройствам пищевого поведения, навязчивым мыслям и бессоннице.
- Желание одобрения от окружающих не даёт повысить авторитет.
Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына
Наталия Мищенко – успешная писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности. Она поделилась с порталом «Где мои дети» своей историей, чтобы на собственном опыте продемонстрировать, как комплекс «отличницы» мешает в жизни взрослого человека и влияет на мировоззрение детей.
«Неудачи сделали меня счастливой»
Я много лет, ещё с детства, хотела сесть на шпагат, но, видимо, от природы не была гуттаперчевой. Меня очень расстраивал тот факт, что мои одноклассницы растягивались на шпагате с лёгкостью, а у меня ничего не получалось…
Я девять лет занималась йогой, пока не поняла, что:
- счастье – это не три раза в неделю спортзал;
- счастье – это не количество отжиманий от пола;
- счастье – это не часы физической нагрузки.
У каждого свой физический порог, свой предел. Счастье – это то, что приносит тебе радость в своём возрасте, поэтому нет никакого смысла сравнивать себя с другими (бегунами, йогами, спортсменами и т.д.). Важно найти свое занятие, которое сделает вас счастливым. Сегодня для меня это:
- танцы;
- писательская деятельность;
- благотворительность;
- десять километров в день ходьбы;
- пешие прогулки с мужем;
- совместные поездки с детьми и многое-многое другое.
Я больше не стремлюсь сесть на шпагат! Неудачи сделали меня мудрой. Мне понадобились десятки лет, чтобы понять: шпагат – это не моё. Мои планы изменились. Неудачи сделали меня счастливой, потому что я поняла, чего хочу на самом деле.
Я поняла, что именно приносит мне удовольствие, причем эти занятия меняются вместе со мной. Я перехожу из одного возраста в другой, и мои счастливые занятия также трансформируются. Только одно остается неизменным – это возраст счастья.
Не победы, а именно поражения и ошибки делают нас теми, кто мы есть. Потому что заставляют нас принять свои ограничения и таким образом заставляют принять собственную индивидуальность. Вне социальных стандартов, вне ожиданий друзей и любимых, вне ролевых моделей, которые нам навязывают школа, родители, общество.
Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха
С раннего детства мой сын Роберт хотел связать свою жизнь с модой. Он читал много несоответствующей его возрасту (как мне тогда казалось) литературы – разные толстенные книги о мировых дизайнерах, многочисленные модные журналы, какие-то учебники. У сына была мечта – учиться в Нью-Йорке в институте, который выпустил огромное количество всемирно известных модных дизайнеров. Когда он подрос, то стал усиленно готовиться к поступлению. Но тут грянул кризис…
На семейном совете было принято решение, что мы не сможем финансировать обучение Роберта в Америке, потому что нам это будет не по карману. Сказать, что его жизнь рухнула – ничего не сказать! Оказалось, что он успешно сдал какие-то экзамены и его уже практически зачислили на желанный факультет. Мы предложили ему поступление в любой другой институт, но не за рубежом, а в стране. Однако он был непреклонен
Спустя годы он самостоятельно переехал в Нью-Йорк и стал… работать. Он никогда не учился, но он всё время работал в профессии и достиг небывалых высот: в 14 лет он вошёл в число шести вундеркиндов мира в области моды, а свой первый печатный модный журнал выпустил в 17 лет!
Что сделало моего сына сильным? Конечно же, неудачи! Полные провалы планов, которые он строил на будущее. Помню, как мы финансировали первое время его пребывание в Америке. Потом перестали, аргументируя это тем, что ему пора взрослеть и становиться на ноги.
Спустя какое-то время появилась возможность перевести очередной платеж. Как выяснилось, помощь семьи ему больше не нужна – сын стал сам хорошо заработать. Он вырос.
Умение не быть «отличником», умение проигрывать – это способность принимать неблагоприятный исход, когда то, что происходит, не соответствует нашим ожиданиям, надеждам, усилиям. И извлекать из этого максимум.
Синдром отличника может как помогать, так и мешать человеку добиться успеха. Если вы чувствуете, что стремление «к пятёркам» негативно сказывается на качестве вашей жизни или жизни вашего ребёнка, значит, настало время избавиться от этого комплекса!
– Нина Сускина,
педагог, психолог.
Чем синдром отличницы отличается от перфекционизма
Перфекционисты понимают, что идеал недостижим и даже лучшие ошибаются. Но внутренний голос заставляет их делать одну и ту же работу, обещая, что однажды она будет выполнена безупречно, и постепенно приближая к желаемому результату. Синдром отличницы не позволяет действительно завершить задачу, потому что заставляет улучшать решение бесконечное количество раз.
Фото ian dooley on Unsplash
«Отличницы» чрезмерно озабочены вниманием извне. Они много работают, чтобы понять, чего от них ждут, чтобы стать лучшей версией себя и добиться признания. В то время как перфекционисты тщательно следуют стандартам, в том числе собственным, не претендуя на внимание окружающих.
Из этого следует вывод, что перфекционисты нацелены на качество работы и сконцентрированы на процессе, а «отличницы» – на реакции других, вызванной результатом их деятельности. Желание быть лучшим, а не просто точно выполнить задачу, толкает их к нездоровой конкуренции. Зачастую, такие люди испытывают настоящую агрессию и ненависть к своим соперникам, болезненно переживая проигрыши. Развивается неприязнь к своим и чужим недостаткам, появляется зависть к успехам.
Синдром отличницы утомляет и изнуряет. В погоне за сомнительными идеалами человек не может расслабиться и насладиться своей работой, теряет способность радоваться и зацикливается на мелочах. Это неизбежно влияет на все сферы жизни и приводит к проблемам со здоровьем.
Реши, насколько для тебя важно всегда добиваться запланированного результата, даже в ущерб своим интересам. Научись расставлять приоритеты, когда твои личные желания превыше всего. Кто сказал, что эгоизм– это плохо? В умеренном количестве, он позволяет почувствовать жизнь в полной мере.