Школа Павлова.
Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.
Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Москва, 1989. 248 стр.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 168 с.
- Кон И.С. Социология личности. — М., 1967, — 315 СТР.
- Лазурский А.Ф. Набросок науки о характере. М., 1995, — 247 С.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 281 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000. — 592 с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — СПС, 2002 г. — 920 c.
- Мязишев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
- общая психология : учебник для студентов образовательных учреждений. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 308 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 224 ч.
- психологическая наука в России в 20 веке: Проблемы теории и истории. М., 1997. — 576 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — 268 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
- Hjell L., ZieglerD. Теории личности. СПб., 1997. — 796 с.
Школа Теплова, Небылицына.
Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.
Свойства:
- Сила нервных процессов – раздражительного и тормозного.
- Равновесие этих процессов.
- Их подвижность.
- Высочайшая пластичность.
В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.
Концепция личности А.В. Петровского
Подход Леонтьева к пониманию личности нашел свое дальнейшее развитие в работах российских психологов — представителей московской школы, в том числе А.Н. Петрова. В. Петровский. В учебнике «Общая психология», написанном под его редакцией, есть следующее определение личности: «В психологии личность — это системное социальное качество, которое индивид приобретает в предметной деятельности и общении и которое характеризует уровень и качество представленности в индивиде социальных отношений»..
А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особая характеристика, которую индивид изначально приобретает в обществе в процессе его вступления в социальные отношения. Для того чтобы понять, на какой основе формируются те или иные характеристики личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер его деятельности, сферу и способы общения с другими людьми, то есть специфику его социальной сущности, его образ жизни. Но образ жизни отдельных людей, тех или иных сообществ людей, как и общества в целом, определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это значит, что личность может быть понята или изучена только в контексте определенных социальных условий, определенной исторической эпохи. Кроме того, следует отметить, что общество — это не только внешняя среда для личности. Личность постоянно вовлечена в систему социальных отношений, опосредованных многими факторами.
Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжать жить в других людях и не полностью умирает со смертью самого человека. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет никакой мистики или чистой метафоры, это констатация факта идеального представления человека после его материального исчезновения.
Рассматривая далее взгляды представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что под понятием личности в большинстве случаев авторы подразумевали определенные качества, принадлежащие индивиду, и именно те качества, которые определяют уникальность человека, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию — каждое из них раскрывает определенный аспект сущности человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по своей природе сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных характеристиках и действиях людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.
Подобно тому, как термины «индивид» и «личность» не являются тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются малозначимыми для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому, как в качестве черт личности выступают только те черты индивидуальности, которые наиболее «задействованы» в ведущей деятельности для данной социальной общности. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — это лишь один из аспектов личности человека.
Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы есть два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и характеристик человека. Во-вторых, личность рассматривается как социальный продукт, который никак не связан с биологическими детерминантами, и поэтому можно сделать вывод, что социальное влияет на психическое развитие индивида в большей степени.
Школа Леонтьева.
Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.
В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте — ЛеонтьевА. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью
Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.
Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность
Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Задачи теорий личности
В рамках отечественных исследований в сфере психологической науки главное значение в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу. Его основой выступает подтип предметной деятельности, разработанный Карлом Марксом.
В качестве принципа, который объясняет психические процессы, категорию деятельность используют в процессе анализа различных областей психической действительности. В рамках конкретной деятельности индивида, включая ее порождение, объективное выражение нашли не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В отечественной психологии теории личности объединяются с помощью главной задачи. Она состоит в анализе и исследовании зависимости составляющих элементов сознания, а также характеристик раздражителей, которые их вызывают. Позже данная двухэлементная схема находит свое отражение через формулу «стимул = реакции» (S-R). В целом ее нельзя считать верной, так как она исключила содержательный процесс, который осуществляет реальные связи человека и предметной среды.
Самые известные концепции личности в отечественной психологии включают научные изыскания сторонников учений Выготского Л. (в частности, Божович Л. и Леонтьева А.).
Школа Лурия, школа нейропсихологии.
Роль речи в развитии произвольных психических процессов.
Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:
- Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.
- Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.
- Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.
Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности
Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей, разные способы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. Изменения личности в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (когнитивных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, внимание в его специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — набором операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.
Следующим важным положением для психологической концепции личности является то, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, сформированные в нем ранее, даже под влиянием внешних воздействий. По поводу этого положения С.Л. Рубинштейн о мы поднимаемся — от неорганической к органической природе, от живых организмов к человеку — тем сложнее становится внутренняя природа явлений и тем больший удельный вес приобретают внутренние условия по отношению к внешним». Именно эта методологическая позиция, заимствованная у С.Л. Рубинштейна, делает понятной известную формулу: «Личностью не рождаются — ею становятся». Психические качества личности не являются врожденными, они формируются и развиваются в процессе деятельности.
Итак, для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:
- психические особенности личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, проявляются и формируются одновременно»,
- психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным существованием, образом жизни и формируется в определенной деятельности;
- процесс изучения психического образа личности предполагает решение трех вопросов: Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей, потребностей, интересов и идеалов;
- Что может сделать личность? Это вопрос о способностях человека, о его дарах, о его наделении,
- То, что представляет собой личность, каковы ее тенденции и установки, стало плотью и кровью и утвердилось в качестве центральных характеристик личности. Это вопрос характера.
Выделив эти стороны психики личности, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что они взаимосвязаны и взаимозависимы, что в данной деятельности они сплетаются в единое целое. Направленность личности, ее установки, которые в однородных ситуациях порождают определенные действия, затем переходят в характер и закрепляются в нем в виде черт. Наличие интереса к определенной сфере деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Способности и характер также тесно связаны между собой. Наличие способностей порождает в человеке уверенность в себе, силу и решительность или, наоборот, тщеславие и безрассудство. Точно так же черты характера вызывают развитие способностей, поскольку способности развиваются через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера — решительности, настойчивости и т.д. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, сливаясь друг с другом, образуют неразрывное целое.
Грузинская школа. Узнадзе.
Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:
- динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
- статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
- вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:
- выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
- мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.
Концепция личности А.Ф. Лазурского
Важность этой концепции заключается в том, что впервые было высказано положение о личностных отношениях, которые составляют ядро личности. Его особое значение заключается также в том, что идея отношений личности стала отправной точкой для многих российских психологов, особенно для представителей ленинградско-петербургской школы.
Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности сформировались под непосредственным влиянием идей В.М. Бехтерева во время работы под его руководством в Психоневрологическом институте.
По мнению А.Ф. Лазурского, основной задачей личности является адаптация (приспособление) к среде, понимаемой в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие отношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.д.). Мера (степень) активности адаптации личности к среде может быть различной, что отражается в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем. Фактически, эти уровни отражают процесс психического развития человека.
По мнению А.Ф. Лазурского, личность — это единство человека. Ф. Лазурского представляет собой единство двух психологических механизмов. Во-первых, это эндопсихика — внутренний механизм психики человека. Эндопсихика проявляется в основных психических функциях, таких как внимание, память, воображение, рассуждения, сила воли, эмоциональность, импульсивность, то есть в темпераменте, умственных способностях и, наконец, в характере. Согласно A. F. Лазурный, эндокриты в основном врожденные.
Другим существенным аспектом личности является экзопсихика, содержание которой определяется отношением индивида к внешним объектам, окружающей среде. Экзопсихические проявления всегда отражают внешние, окружающие человека условия. Эти две части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, хорошо развитое воображение и способность к творчеству, высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает способность к занятиям искусством. То же самое относится и к экзокомплексу признаков, когда внешние условия жизни диктуют, так сказать, соответствующее поведение.
Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А.Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психологических уровня.
Низший уровень характеризуется максимальным влиянием внешней среды на психику человека. Окружение как бы подчиняет такого человека себе, не учитывая его особенностей. Таким образом, существует противоречие между способностями человека и приобретенными профессиональными навыками. Средняя стадия предполагает большую способность адаптироваться к окружающей среде, найти свое место в ней. Люди, которые более сознательны, обладают большей работоспособностью и инициативностью, выбирают профессии, соответствующие их наклонностям и талантам. На высшей стадии психического развития процесс адаптации осложняется тем, что значительное напряжение, интенсивность психической жизни, заставляет не только приспосабливаться к окружающей среде, но и создает желание изменить ее, модифицировать в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Другими словами, здесь мы больше сталкиваемся с процессом творения.
Таким образом, нижний уровень дает людей, которые неадекватно или плохо адаптированы, средний уровень — людей, которые адаптированы, а высший уровень — людей, которые адаптированы.
На высшем психическом уровне экзопсихика достигает наивысшего уровня развития благодаря духовному богатству, сознательности, координации психического опыта, в то время как эндопсихика образует его естественный субстрат. Поэтому классификация производится по экзопсихическим категориям, точнее, по основным универсальным идеалам и их характерным разновидностям. Наиболее важными среди них, по мнению А.Ф. Лазурского, являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя активность, система и власть.
Ананьев Б. Г. (1907-1972) — российский психолог.
Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм. Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей — эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L. Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.
Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами — способности и талант.
Концепция личности А.Н. Леонтьева
В конце 1970-х годов в дополнение к фокусу на структурном подходе к проблеме личности начала развиваться концепция системного подхода. В этом контексте особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.
По мнению А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высокой степенью абстрактности. При всех его отличиях от других, у него есть общая с ними предпосылка. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается через социальные отношения». Таким образом, очевидно, что в основе представлений отечественных психологов о личности лежит марксистский постулат о личности как совокупности социальных отношений.
Кратко охарактеризуем особенности леонтьевского понимания личности. По его мнению, личность — это психологическое образование особого типа, которое формируется в результате жизни человека в обществе. Соподчинение различных видов деятельности составляет основу личности, которая формируется в процессе социального развития (онтогенеза).
Леонтьев не включал в понятие «личность» генотипически обусловленные характеристики человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, работоспособность, природные задатки, а также приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. По его мнению, перечисленные категории представляют собой характеристики человека. По мнению Леонтьева, термин «индивид» отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи определенного биологического вида, а во-вторых, характеристики конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидуальные и личностные? По его словам, индивидуальные черты, даже генотипически обусловленные, могут во многом меняться в течение жизни. Но это не делает их личностными, потому что личность — это не индивид, обогащенный прошлым опытом. Характеристики индивида не превращаются в характеристики личности. Даже трансформированные, они остаются индивидуальными характеристиками, которые не определяют формирующуюся личность, а являются лишь предпосылками и условиями ее становления.
Развитие личности представляется нам как процесс взаимодействия нескольких видов деятельности, которые вступают в иерархические отношения друг с другом. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельности. Их особенность, по словам А.Н. Леонтьева, состоит в том, что они «связаны» с состояниями организма. «Эти иерархии деятельности возникают в результате собственного развития, они образуют ядро личности», — говорит автор. Но возникает вопрос о психологическом выражении этой иерархии деятельности.
А.Н. Леонтьев использует термины «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» для психологической интерпретации «иерархий деятельности». Обратите внимание, что фактическое содержание деятельностного подхода меняет традиционные контексты и значение некоторых из этих терминов. На смену простому мотиву приходит так называемый мотив-цель — понятие, введенное А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
Таким образом, существуют мотивы-стимулы, то есть побудительные мотивы, которые иногда бывают остро эмоциональными, но не имеют смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, которые также побуждают к деятельности, но придают ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов образует мотивационную сферу личности, которая является центральной в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельности осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его словам, «структура личности — это относительно стабильная конфигурация «основных, внутренне иерархических, мотивационных линий». Внутренние связи основных мотивационных линий … образуют своего рода общий «психологический» профиль личности».
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
- широта связей человека с миром (через его деятельность); степень иерархизации этих связей, преобразованная в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
- Общая структура этих связей, или, точнее, мотивов-целей.
По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности — это процесс «формирования целостной системы личностных смыслов».
Содержание Концепции В.Н. Мяшева
Отношения личности являются предметом этого понятия. Основные проблемы, решаемые данной концепцией:
- Изучение сознательного регулирования личности своими отношениями;
- Патогенетическая клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет личность следующим образом: «Личность — это система ее отношений, в которой она проявляется во всей своей полноте и целостности».
У истоков теории В.Н. Мясищева стоят представления Лазурского о классификации личности по типам ее отношений с окружающей действительностью. Основной предпосылкой психологии отношений является то, что личность, психика и сознание человека в любой момент времени являются единством отражения объективной реальности и отношения человека к ней. Психология человеческие отношения в развитой форме выступают как целостная система индивидуальных, селективных, осознанных связей личности с различными сторонами объективной реальности: с явлениями природы и мира вещей; с людьми и социальными явлениями; с личностью как субъектом деятельности. Система отношений определяется историей развития человека, выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Отношения связаны с различными подструктурами личности. Таким образом, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуальные психологические характеристики темперамента на уровне развитого характера являются «отдаленной» формой индивидуальных различий, движущие силы которых определяются сознательными установками, а не свойствами нервной системы. Характер — это система отношений и то, как они осуществляются человеком. Качества реакции человека, выражающие его темперамент и характер, встречаются только в активном отношении к объекту, вызывающем реакцию. Способности человека естественным образом связаны с наклонностями, которые являются движущей силой развития способностей. Склонность — это не более чем потребность в конкретном виде деятельности или селективно-позитивное отношение к ней.
Положения мировоззренческой психологии лежат в основе патогенетической концепции невроза Мясишева. Нейроз интерпретируется как заболевание личности, вызванное обстоятельствами, которые имеют существенное значение в его системе личных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение и оказала влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
Концептуальное поле концепции В.Н. Мяшева
Отношение — это отношение субъекта к объекту. Он унитарен, но имеет структуру, отдельные компоненты которой могут действовать как частичные отношения, их стороны или типы. Она определяется рядом особенностей: селективностью, активностью, целостно-личностным характером, сознанием.
Эмоциональная составляющая — отражает опыт отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательной регуляцией выражения темперамента и характера.
Когнитивный компонент — включает в себя отношение к миру как к объекту познания, его оценку и понимание. Тесно связан с наклонностями и способностями человека и определяет виды деятельности, которым он отдает предпочтение.
Поведение отражает конусативную сторону отношения. Поведение отражает сознательный контроль над реакцией, вызванной объектом. Более высокие уровни поведенческой регуляции связаны с работой самосознания человека.
Типы установок — Мясишев рассматривал основные типы установок как потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения и доминирующее отношение, которое подчинено другим и определяет ход жизни человека — направление.
Когнитивная сторона — это «оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения человека.
Поведенческая сторона — Конативная сторона отношения, его поведенческое проявление.