Самым большим недостатком психоанализа, считал Маслоу, является тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. Главной его идеей была мысль о том, что человек, не стремясь к равновесию со средой, наоборот, хочет взорвать это равновесие, потому что оно является смертью для личности. Основой развития человека и общества в целом, является самоактуализация, т.е. стремление к развитию, к личностному росту.
Так же активно теория личности Маслоу выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, свойственному бихевиоризму.
Исследовать человеческую природу необходимо, считает Маслоу, но изучать надо её лучших представителей, только так можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Экзистенциалистский взгляд на человека
Свое начало он берет из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека. Этот человек существует в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что человек не существует вне мира и мир не имеет значения без людей, в нем живущих. Они подчеркивают идею о том, что каждый человек ответствен за то, кто мы и чем становимся – это первый принцип экзистенциализма. Таким образом, они полагают, что каждому человеку брошен вызов – наполнить жизнь смыслом в этом абсурдном мире. С их точки зрения, люди испытывают боль отчаяния, одиночество, тревогу, потому что сознают, что в ответе за свою судьбу.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Теория личности А. Маслоу 430 ₽ Реферат Теория личности А. Маслоу 260 ₽ Контрольная работа Теория личности А. Маслоу 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Свобода выбора, данная людям, вовсе не означает, что они будут действовать в своих собственных интересах, и вовсе не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Экзистенциальная философия апеллирует к гуманистической психологии, т.к. полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, следовательно, гуманистическая психология принимает ответственного человека в качестве основной модели.
«Я есть мой выбор» – говорил Сартр. Гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма важную концепцию – это концепция становления, в которой всегда находится человек. Человек, отказывающийся от становления, означает, что он отказывается расти и создать достойную жизнь, полную смысла. Экзистенциалисты называют это предательством, поэтому, естественно, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.
Единственная «реальность», утверждают экзистенциалисты, известная кому-либо, это реальность субъективная, но не объективная.
Мотивация: иерархия потребностей
Вопрос мотивации является, пожалуй, самым важным во всей персонологии. Маслоу (1968, 1987) считал, что люди мотивированы стремиться к личным целям и что это делает их жизнь осмысленной и целеустремленной. Действительно, мотивационные процессы лежат в основе гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, непревзойденного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Когда одна потребность удовлетворена, другая выходит на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда один человек удовлетворяет его, другой громко требует удовлетворения. Человеческая жизнь характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то хотят. Маслоу предложил, чтобы все человеческие потребности были врожденными или инстинктивными, и чтобы они были организованы в иерархическую систему приоритетов или доминирования. На рисунке схематично изображена эта концепция иерархии потребностей в человеческой мотивации.
Эта схема основана на предположении, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек сможет осознать наличие потребностей, расположенных в верхней части, и мотивироваться ими. Следовательно, один вид потребностей должен быть полностью удовлетворен, прежде чем другой вид потребностей может проявиться и стать эффективным. Удовлетворение потребностей, находящихся в нижней части иерархии, позволяет потребностям, находящимся выше в иерархии, стать сознательными и участвовать в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены до того, как возникнут потребности в безопасности… физиологические потребности и потребности в безопасности должны быть в определенной степени удовлетворены до того, как возникнут и должны быть удовлетворены потребности в принадлежности и любви. По мнению Маслоу, такое последовательное расположение основных потребностей в иерархии является основным принципом, лежащим в основе организации человеческой мотивации. Он предполагал, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем больше индивидуальности, человеческих качеств и психического здоровья он будет проявлять.
Маслоу признал, что из этого иерархического расположения мотивов могут быть исключения. Он признал, что некоторые творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Есть также люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они предпочли бы пережить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Например, общественные и политические активисты в Южной Африке, странах Балтии и Восточной Европы продолжают борьбу, несмотря на истощение, тюремное заключение, физические лишения и угрозы смерти. Голодная забастовка, организованная сотнями китайских студентов на площади Тяньаньмэнь, — еще один пример. Наконец, Маслоу предложил, чтобы некоторые люди создали свою собственную иерархию потребностей через характеристики своей биографии. Например, люди могут отдавать предпочтение потребностям в уважении перед потребностями в любви и принадлежности. Этих людей больше интересует престиж и продвижение по службе, чем близость или семья. Однако в целом, чем ниже иерархия потребностей, тем сильнее и более приоритетными они являются.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают все или ничего. Потребности пересекаются, и человек может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей одновременно. Маслоу предположил, что потребности среднестатистического человека удовлетворяются приблизительно следующим образом: 85% — физиологические потребности, 70% — безопасность и защищенность, 50% — любовь и принадлежность, 40% — самооценка и 10% — самореализация (Maslow, 1970). Более того, потребности, возникающие в иерархии, развиваются постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но и частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их одновременно. Следует также отметить, что не имеет значения, насколько высоко человек поднялся в иерархии потребностей: если потребности на более низких уровнях больше не удовлетворяются, человек возвращается на этот уровень и остается там до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.
Теперь давайте посмотрим на категории потребностей Маслоу и выясним, что каждая из них влечет за собой.
Индивид как единое целое
В основе гуманистической позиции Маслоу, наиболее фундаментальным тезисом является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Он понимал, что психологи длительное время сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, а не на человеке в целом, поэтому его теория изначально развивалась как протест против таких теорий.
Маслоу считал, что организм человека всегда ведет себя не как набор дифференцированных частей, а как единое целое. На весь организм будет влиять то, что случается в какой-то его части. Ученый считает, что мотивация влияет не только на отдельные части организма, она влияет на человека в целом. Центральной характеристикой личности для него выступает непременное единство и общность.
Самоактуализация
Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:
- адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
- принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
- умение следовать своим желаниям;
- спонтанность действий, естественность и простота;
- способность фокусироваться на задаче;
- потребность в уединении;
- независимость;
- способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
- мистичность, могут находиться в высших состояниях;
- демократичность;
- способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
- чувство юмора.
Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.
Внутренняя природа человека
Помещая внутреннюю природу в свою конструкцию самоактуализирующейся личности и человека как таково, Маслоу говорит о том, что внутренняя природа человека выражена не так сильно и ярко как у животных. Она легко становится жертвой привычки, давления цивилизации и неадекватного отношения, потому что слаба и уязвима.
В отличие от животных, человек может действовать и наперекор и вопреки своей собственной природе. Внутренняя природа человека, чтобы стать действенной и активной, нуждается в осознании и санкции со стороны более высокой личностной инстанции и Маслоу выделяет особый тип сознания. Функция этого типа сознания заключается в рефлектировании человеком собственной внутренней природы. Основой этого внутренне присущего человеку сознания является бессознательное и предсознательное восприятие собственной природы, судьбы, способностей, призвания к жизни.
Таким образом, внутренняя природа это не та, которая действует «сама по себе» и «для себя». Это та природа, которая напоминает человеку о себе очень скромно и не всегда различимыми голосами-импульсами.
Природа, к которой надо прислушиваться и которую можно игнорировать, она природа скорее по своему генезису, а не по статусу.
Если характеризовать внутреннюю природу в нравственных категориях, то она, согласно Маслоу, или нравственно нейтральна или являет в человеке «добро». При игнорировании, подавлении, разрушении внутренней природы в жизни человека появляется «зло». В каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Маслоу всю жизнь придерживался такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество.
Психология с точки зрения Маслоу
Абрахам Маслоу (Maslow, 1966) не доверял методам господствующей психологии. По его словам, традиционные научные методы не просвещают нас, а препятствуют полноценному познанию человеческой природы. Психологические теория и исследование не сосредоточиваются на важнейших аспектах человеческой природы — высших функциях, которые отличают нас от животных. Разумеется, мы, как и животные, питаемся, размножаемся и учимся. Однако развитие людей позволяет им выйти за рамки этих примитивных процессов. Теория, которая ограничивается этими уровнями, не может объяснить здоровую личность — не больше, чем теория цветового зрения способна объяснить то, что мы видим на картинах Пикассо. Вдобавок к этому, Маслоу критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими полностью человеческий потенциал. Здоровье есть нечто большее, чем простое отсутствие болезни или расстройства.
Психология стремилась принять окостенелые научные формы, и Маслоу утверждал, что такие старания подорвали самую цель психологической науки. Строгая паука могла рассматривать только определенные феномены, оставляя за бортом много интересного. Традиционная научная методология является центрированной на методе. Те человеческие переживания, которые нельзя изучить традиционным образом, объявляются «ненаучными». Взамен этого Маслоу рекомендовал подход, центрированный на проблеме, при котором приоритет отдается не методам, а подлежащим изучению вопросам. Эту точку зрения разделяли и другие гуманисты — например, Карл Роджерс. Гордон Оллпорт, которого хотя и относили к теоретикам черт личности, тоже ратовал за акцент, центрированный на проблеме. Маслоу выражал свое неприятие центрированного на методе подхода в следующем положении: «Не надо хорошо делать то, что вообще не стоит делать» (Maslow, 1966).
Как и философии науки, ни научному детерминизму, ни логическому позитивизму не удалось развернуть психологию к уникальным человеческим переживаниям, с которыми сталкиваются теоретики личности и клиницисты. В качестве альтернативной философии Маслоу (Maslow, 1968b) предложил экзистенциализм из-за его акцента на опытном знании и поиске идентичности. Если психология стремится понять глубокую осмысленность жизни, «предельное одиночество индивида» и подлинную неопределенность будущего, то она должна выйти за рамки более ограниченных детерминистских теорий, существующих в бихевиоризме и психоанализе. Рождалась психология третьей силы, во многом находившаяся под влиянием экзистенциализма. Маслоу получил широкое признание как духовный отец этой новой третьей силы, американского гуманизма.
Маслоу не хотел полностью отбросить традиционные научные методы. Скорее он хотел дополнить их более честным признанием опытной основы исследуемых проблем. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Затем на основе этого опытного знания должны быть построены эмпирические методы проверки гипотез. Любой акцент, взятый отдельно, оказывается неадекватным: методологией без «души» или опытным знанием без перекрестной валидизации научного метода. По мнению Маслоу (Maslow, 1966), оба эти подхода менее антагонистичны, чем принято считать. Он замечал, что «эмоция не всегда выступает врагом истины и объективности».
Коль скоро традиционная методология оказывается неадекватной, для понимания нормальной личности необходимо разработать инновационные методы. Маслоу (Maslow, 1966) бился над определением такого нового подхода. Он описывал свои представления как Даосскую науку, которую противопоставлял «контролирующей науке». Даосская наука должна быть субъективной и базирующейся на жизненном опыте, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения, вместо того чтобы относиться к нему с холодным безразличием. Она должна быть межличностной (в духе «я — ты» — подхода Мартина Бубера), подлинно участвующей в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Она не должна настаивать на ложном разделении наблюдателя и субъекта. По-другому ее можно было бы назвать «сплавом знания». Более того — она должна открыто затрагивать ценности. Все эти соображения попирают традиционные взгляды на научные методы, которыми, по утверждению Маслоу, нельзя адекватно изучать здоровые личности.
Единственное препятствие к развитию такой науки — ограниченное развитие ученых как человеческих существ. Традиционная наука порой функционирует как механизм защиты, суля безопасность и предсказуемость. При изучении высших людских возможностей ученые склонны испытывать сопротивление истине, поскольку эта тема бросает вызов им лично, тогда как с внечеловеческими или клиническими темами этого не происходит (Maslow, 1966).
Краткая предыстория
До начала ХХ века вся психология сводилась закрытию в больных в определенных учреждениях и вызовам священников (опционально — экзорцистов). Потом появился дедушка Фрейд.
Он заявил, что где-то внутри человека сидит Оно — бессознательное, и помогать с душевными проблемами можно, вытащив это бессознательное, пережив и осмыслив.
Откуда оно взялось при этом не уточнялось, поэтому психологи активно пользовались методом психоанализа, но не могли обосновать его. А наука предпочитает четкие объяснения.
К тому же у Фрейда большинство расстройств объясняется подавленными сексуальными переживаниями, а людям очень не хотелось оказаться теми, кем руководит всего лишь половой инстинкт.
Появившаяся вскоре теория бихевиоризма — поведенческой психологии — ушла недалеко. Её последователи считали, что психика человека — набор реакций на стимулы (к счастью, не только сексуальные). Требовалось такое объяснение, которое сделало бы человека чуть более человечным.
Им стала гуманистическая теория. Карл Роджерс заявил, что личность обладает уникальным опытом — «феноменальным полем», которая и отличает её от других.
Проблемы начинаются, когда это поле не совпадает с реальной действительностью. Маслоу развил эти идеи.
Как работает метод расстановок Берта Хеллингера? Читайте об этом здесь.