Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера Альфред

Альфред Адлер. Тот, кто своими идеями расколол Венское психоаналитическое общество. Этот австрийский ученый разработал новое направление психоанализа, названное индивидуальной психологией Адлера. Оно основано на социальных факторах, влияющих на психику и поведение. Как и в случае Фрейда, краеугольным камнем исследований Адлера стала личность человека и те механизмы, которые заставляют ее развиваться. Его взгляды начали настолько противоречить принципам психоанализа, что закончилось это громким скандалом с учителем (Фрейдом).

В чем же заключалось столь принципиальное различие? Фрейд считал, что основа личности – бессознательное и сексуальность, и это очень роднит человека со всеми прочими животными. Опускаться до животного уровня мешает только давящее сверх-эго.

Адлер же рассмотрел вопрос человечнее и стал основоположником индивидуальной психологии личности. Считается, что такие идеи ученый вынес из собственного детства: он родился в многодетной семье, в младшем возрасте часто болел, был физически слабым. Участвуя в уличных драках, маленький Альфред едва не расстался с жизнью, а школьная наука поначалу давалась ему очень тяжело. Со временем мальчик смог добиться признания сверстников, наверстал учебу и даже стал одним из лучших студентов медицинского университета.

Суть теории личности

В основе нового направления – четыре принципа:

  • человек – целостная личность, а не мечущийся сборник из противоречивых образований, как вытекало из теории психоанализа;
  • главная движущая сила человека – стремление к превосходству.
  • в основе каждой личности лежит творческое начало;
  • одну из решающих ролей в становлении личности играет ее социальная принадлежность.

Альфред Адлер считал, что каждый ребенок рядом со всемогущими взрослыми, всецело владеющими его жизнью, испытывает острое чувство собственной неполноценности. Все дальнейшее его существование становится попыткой преодолеть это чувство, а пути преодоления могут быть самыми разными, кому на что фантазии хватит. Кто-то станет блестящим инженером, прекрасным врачом или талантливым политиком, а кто-то пойдет грабить в подворотни. Вот этот момент, по мнению ученого, во многом определяет социальная принадлежность.

Согласно теории личности Адлера, под влиянием социума у человека формируются три основные жизненные задачи:

  • дружба;
  • любовь;
  • работа.

Список небольшой, но также предполагает массу вариантов реализации. В теории личности Адлера выделяют семь основных элементов:

  • чувство неполноценности (хотя более корректный перевод – неполноты) и компенсация – такое ощущение зарождается у ребенка в детстве, становясь причиной внутреннего конфликта и давая толчок к развитию;
  • стремление к превосходству – концепция Адлера называет его одним из основных стремлений в жизни человека;
  • стиль жизни – это привычки и черты характера, формирующие личность; они закладываются в детстве и во взрослом возрасте остаются практически неизменными;
  • социальный интерес – может быть положительным или отрицательным; проявляется как интерес к окружающим, стремление брать ответственность за других;
  • творческое Я – психоаналитическая концепция Адлера утверждает, что развитие личности зависит от творческих способностей человека, умения проявлять их при решении различных вопросов;
  • порядок рождения – ученый был уверен, что на характер влияет то, каким по порядку родился ребенок;
  • фикционный финализм: жизненные цели являются фикцией, самая большая из них – это стремление к превосходству.

Биография австрийского психолога

Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.

Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.

Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.

К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.

Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника. Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе. После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.

В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.

Первоначально Альфред Адлер заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда; в прессе он активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений», что тронуло самого автора книги.

Однако расхождения с тогдашним «гуру психоанализа» у Адлера начались уже в то время. Так, он не признавал главенствующей роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен. Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами. Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.

В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях. Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине. Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.

В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.

Типы личности

Ученый назвал основные типы поведения человека, классифицировав личности по этому показателю:

  • управляющий: в основе – превосходство над другими, у таких людей низкий социальный интерес, они могут быть антисоциальными, враждебно настроенными по отношению к окружающим;
  • берущий – для таких людей характерно полное или почти полное отсутствие социальной активности и интересов, склонность к паразитированию; они склонны к удовлетворению своих потребностей за счет других, но редко причиняют страдания;
  • избегающий – таким людям присуще неумение решать проблемы, низкий или вовсе отсутствующий социальный интерес; они боятся неудач, избегают решения жизненных задач;
  • Социально-полезный – это тип личности, с высоким уровнем социального интереса, способностью сотрудничать и желанием помогать окружающим; такие люди заинтересованы в общении, искренне заботятся о других; это наиболее развитая личность по классификации ученого.

Структура личности по Адлеру

Формирование характера, мировоззрения, поведения обусловлено чувством неполноценности и, как результат, стремлением превосходства. Таким образом, основа личности, согласно теории Адлера, носит двойной характер. На нее влияют стиль жизни и фиктивный финализм.

Индивидуальная психология Адлера утверждает, что стиль жизни формируется на основе отношений между ребенком и его родителями. Он зависит от страданий, с которыми сталкивается маленький человек. Ученый разделил их на три основные категории: гиперопека, отсутствие внимания к ребенку, физические дефекты.

Страдания зарождают в человеке комплекс неполноценности, и всю дальнейшую жизнь личность стремится его преодолеть. По мере взросления человек сталкивается с основными жизненными задачи: работой и карьерой, построением личных (любовных, романтических) отношений, формированию дружбы с окружающими.

Кроме того, на стиль жизни влияет творческий центр личности, творческое Я. По Адлеру, это важная составляющая, которая становится дополнительной мотивацией для человека. От нее зависит многое: развитие памяти и образного мышления, восприятие окружающего мира.

Наконец, в развитии личности играет роль порядок рождения ребенка. По мнению Адлера, это важный момент, который во многом формирует стиль жизни.

  • Старшие дети, первенцы могут быть эгоцентричными, они получают достаточное количество внимания от родителей, поэтому появление следующего ребенка может стать для первенца драмой. Он вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам, поэтому может стать лидером, одиночкой. Нередко именно первенцы становятся ревнителями традиций, семейных ценностей, консерваторами.
  • Средние дети вынуждены постоянно соперничать со старшими братьями или сестрами, поэтому в них ярко проявляется стремление к установлению собственных рекордов. По мнению ученого, именно средние дети больше других предрасположены к достижению заметных результатов, у них хорошие лидерские задатки.
  • Если ребенок единственный, он может быть склонен к эгоцентризму, зависимости от мнения других. Привыкнув с младенчества к максимальному вниманию родителей, он требует такого же отношения и от окружающих.

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

Теория компенсации Адлера

Эту концепцию ученый разработал, наблюдая за людьми с физическими дефектами, слабым здоровьем. Он пришел к выводу: люди, страдающие комплексом неполноценности, имеющие увечья или недостатки, стремятся компенсировать свои психологические проблемы за счет выдающихся достижений в различных сферах жизни. Это может быть карьера или занятия спортом, творчеством. Такие личности подсознательно выбирают путь борьбы, они не готовы сдаваться перед внешними обстоятельствами.

Такая постоянная стимуляция своих способностей может проявляться в одной из трех форм:

  • адекватная компенсация – происходит, если превосходство и социальные интересы личности совпадают (например, человек занимается творчеством или спортом, пишет книги);
  • сверхкомпенсация – человек уделяет максимум внимания развитию одной из способностей, при этом сверхразвитие направлено на самого человека (например, постоянное накопительство материальных благ);
  • мнимая компенсация – в этом случае личность не занимается развитием, поскольку комплекс неполноценности компенсируется объективными факторами (например, болезнью).

Чувство неполноценности

Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

Стремление к превосходству

Потребность стать лучше окружающих – врожденная, она является фундаментом личности и придает человеческой жизни смысл. По мнению Адлера, стремление к превосходству – это основа саморазвития. Именно такая потребность помогает преодолевать трудности, она заставляет человека ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Это основа мотивации личности, главный «двигатель». Даже если человек находится в гармонии с собой и окружающим миром, стремление к превосходству заставляет его двигаться вперед.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке — он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти. Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией. Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Развитие личности по Адлеру

По мере взросления личность сталкивается с различными задачами, которые необходимо решить комплексно. Человек понимает это на подсознательном уровне, поэтому неосознанно стремиться проявить себя, занять значимое место в обществе. Для этого он проявляет социальный интерес. По мнению Адлера, психологически зрелая, развитая личность положительно относится к окружающим, к людям в целом, интересуется ими.

Кроме того, ученый ввел понятие степени активности – это способ решения жизненных проблем. Он зависит от типа личности. По мнению Адлера, самая высокая степень развития личности – это социально-полезный тип характера.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]