Потребность в общении или особенности межличностного взаимодействия


Потребность в общении — причина одного из видов человеческой активности, благодаря которому, каждый индивид может почувствовать признание и поддержку, удовлетворить свои познавательные, социальные и духовные интересы. Чтобы развитие человека осуществлялось нормально, ему необходимы определенные условия. Их обеспечивает социум, в основе которого — развитые коммуникативные связи. Сотрудничество невозможно наладить без позитивного и делового общения, умения строить взаимоотношения и контактировать с другими людьми.

Общение: цели, функции и потребность в нем

Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.
Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.

Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими. Они совершенно разнонаправленные от эгоистических, манипуляционных до альтруистических,бескорыстных. При общении человек может достигать целей обретения власти, доминирования, производя при этом впечатление дружелюбного человека. Стремление к взаимодействию, дружеским отношениям называется аффилиацией. В этом явлении проявляется желание человека контактировать с другими людьми ради самого процесса общения. Устраняется дискомфорт одиночества. Аффилиация свойственна людям у которых повышено чувство тревоги, преобладают беспокойство и нервозность, они нередко впадают в состояние фрустрации от отстранения, социального удаления, которое является вынужденным. Этим людям свойственно идти на поводу, им нужно наличие лидера.

Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:

Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.

2. Потребности человека: основные концепции, динамика.

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Существует множество классификаций потребностей:

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

По объекту

Разделение в связи с тем, что является объектом потребности.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)
  • материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)
  • духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Индивидуальные, психические, физиологические особенности человека – основа его запросов и потребностей.

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:

  • Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  • Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  • Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  • Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двух факторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Первая группа факторов связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа, учеба. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью работы или учебной деятельности. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части учебной деятельности.

В науке 20 века получила широкое распространение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности- трудовая теория антропосоциогенеза, она была предложена Энгельсом. Выделив 3 человекообразующих фактора -труд, социальную организацию и членораздельную речь-Энгельс фактически прослеживает усложнение потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления. В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы. Достигнув развития биологического развития человек осваивает процесс труда и поднимается на более качественный уровень существования. Человек не только потребляет нужное ему вещество, но и искусственно формирует новую сферу действительности- вторую природу, искусственные предметы, орудия труда.

группы потребностей

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и т. п.

2. Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности — состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. Одна из главных тенденций развития отношений между человеком и обществом — индивидуализация личности. Развитие, экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей. Различие между общественными и индивидуальными потребно-стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности.

Потребности человека и средства их удовлетворения. Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только

то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага.

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства :

1) труд ;

2) земля ;

3) капитал.

Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности , человечество

вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйствен-

ной жизни , то есть главных вопросов экономики :

1. Что и в каком количестве производить ?

2. Как производить ?

3. Каким образом распределять изготовленные блага ?

Виды потребностей в общении

Любая потребность и ее удовлетворение — процесс сложный, состоящий из нескольких ступеней. Основными этапами являются мотивации и деятельность. Процесс предполагает возникновение парадоксальных моментов. Когда, например, человек очень долго ожидал предмет, испытывал по поводу этого сильное напряжение, начинает избегать его, получив, несмотря на имеющуюся потребность.

После долгой разлуки, которая возникла вынужденно, люди стараются оттянуть момент встречи, а во время встречи проявляют сдержанность, отчужденность, вызывая реакцию непонимания у окружающих.

Фрустрация

Если не удовлетворять важные потребности постоянно(уважение, искренность, доверие, дружба, любовь) и не заменять их ни чем, могут наступить глубокие нарушения личностного развития. Это выражается в возникновении стойкого психического состояния, наполненного тревогой, беспокойством, недоверием, подозрительностью. Такое состояние называется фрустрацией. Причинами фрустрации называют:

Реакциями на фрустрацию являются: агрессия, рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта. Долгие неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, а это — прямой путь к психосоматическим расстройствам: язвам, аллергиям, астме и к фиксационным реакциям, возникающим на фоне наказаний. Психологическими последствиями фрустрации являются: возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Способом приспособления к фрустрации выступает деятельность замещающего характера.

Ребенку запретили собирать конструктор, потому что закончилось время игры. Он начал рисовать в воздухе. Взрослый человек использует прием осознанного/неосознанного отступления, то есть он подавляет в себе надежды и стремления. Позднее, они могут проявляться в снах человека.

Многие люди считают, что фрустрация возникает под воздействием внешнего фактора. Если же человеку удается самому устранить причины фрустрации, он начинает испытывать повышенное эмоциональное возбуждение и желание преодолеть все преграды. Появляется энергетический резерв. Но при частых неудачах, носящих повторяющийся характер, мотивация заметно снижается. Иногда у человека появляется новый мотив, но чаще всего мотивация полностью отсутствует. Тогда человек становится уязвимым, появляются обидчивость, неуверенность, недооценивание своих возможностей. Человек программирует себя на неудачу.

Проблема потребности в общении

В каком статусе существует проблема потребности в общении. Вопрос находится на уровне дискуссий. Ученые дискутируют о том, существует ли потребность в общении как специфическая, отличающаяся от других социальных потребностей или же это просто их разновидность. Психологи Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский считают коммуникативную потребность специфической. Но на практике она появляется в одном ряду с потребностью во впечатлениях, в безопасности. Точка зрения Л.И.Марьясовой разъясняет иерархическое строение коммуникативных потребностей, которое и служит базовой вертикалью общения. Существует 9 групп коммуникативных потребностей:

Многие вопросы, касающиеся потребности в общении, остаются открытыми. Например, является ли данная потребность врожденной, либо она формируется в онтогенезе в процессе социализации. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Л.В.Веденов Д. Кэмпбелл придерживаются того, что у человека врожденная потребность в процессе общения. Данной позиции придерживаются Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Ф.Т.Михайлов, А.Н.Леонтьев. М.И.Лисина, наблюдая за младенцами, сделала вывод о том, что потребность в общении формируется в процессе жизни и является результатом контактирования взрослого и ребенка.

В первые недели жизни ребенок не реагирует на обращения взрослых и сам к ним не адресуется. На третьем месяце жизни ребенок может различать интонацию, разграничивать «добрую» и «злую» мимику. Ребенок проявляет реакции: поворачивает голову, перебирает ручками, открывает и закрывает рот. М.И.Лисина выделила 4 этапа и 4 критерия появления потребности в общении:

М.И.Лисина делает вывод, что потребность в общении формируется у ребенка прижизненно.

М.Ю.Кистяковская проводила исследования в условиях госпитализма, и они показали, что дети в возрасте 2-3 лет не проявляют интереса к взрослому. Но, как только взрослый начинает контактировать с детьми, они становятся активными.

М.И.Лисина утверждает, что потребность в общении — это стремление к познанию окружающего мира и оцениванию других людей, а через них человек приходит к оцениванию и познанию себя.

В онтогенезе данная потребность строится на двух других: потребности в органических жизненных нуждах и потребности в новых впечатлениях. Ребенок открывает для себя то, что взрослый является источником поступления к нему всех благ. Но этим источником нужно управлять, поэтому ребенок его выделяет и исследует. Но это еще не общение. Это стремление удовлетворить свои органические потребности и получить информацию. Когда у ребенка появится желание познать взрослого и самого себя, а взрослый проявит внимание к ребенку и обозначит свою позицию — можно говорить о коммуникативной потребности.

Психолог Е.П.Ильин утверждал, что потребность в общении, это только одна причина общения как вида активности. Впечатления, признание и поддержка, познание человек получает благодаря общению. В зарубежной психологии ввели специальный термин: потребность в аффилиации. Это означает быть членом группы, контактировать с людьми. Здесь же уместно сказать об экстра и интровертах, об особенностях общения подростков, связанного с уровнем притязаний, о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков.

А.А.Леонтьев делает вывод, что потребность в общении является первичной, непроизводной, она не сводится к другим потребностям, особенно на определенных этапах онто-и филогенеза, независимо от того, считается она врожденной или приобретенной. Ученый называет первоначальные потребности «животными». Младенец просто нуждается в уходе окружающих. Когда потребность приобретает социальный характер, она становится связующей нитью между личностью ребенка и окружающим миром. На ранних этапах развития потребность в общении выполняет психологическую функцию удовлетворения не коммуникативных социально практических потребностей. По мере взросления ребенка появляются цели общения и его психологическая динамика.

Н.П.Ерастов классифицирует мотивы общения:

Коммуникатор и адресат соответствуют друг другу по трем видам мотивов:

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Цели и функции общения

Для чего нужен акт общения человеку? У животных общение не выходит за рамки биологических потребностей. Человек при помощи общения удовлетворяет социальные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности.

А.А.Леонтьев определяет цель общения как проблемную ситуацию, в которой происходит взаимодействие индивидов, итогом которого должен стать конкретный результат. Человек передает и получает знания, согласовывает действия и совместную деятельность, устанавливает и поясняет личные и деловые взаимоотношения, убеждает и мотивирует собеседника.

Б.Ф.Ломов выделяет функции (цели) общения:

Цели могут носить функциональный и объектный характер. К функциональным целям относятся: помощь другому человеку, получение помощи, поиск собеседника, партнера для деятельности, поиск лица, которое посочувствует, поймет, похвалит, эмоционально отреагирует на ситуацию, поиск человека для самовыражения, с кем можно проявить свой ум, смелость, осведомленность, приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям, изменение мнения, намерения, поведения. К объектным целям относятся: поиск постоянного или ситуативного партнера по общению. Выбор постоянного партнера основывается на привлекательности другого человека как личности по определенным качествам, на проявлении симпатии, любви. Партнер выбирается по наличию общих интересов, ценностей, миропонимания. Приходится выбирать партнера в силу необходимости сотрудничества, совместной работы. Партнер может быть выбран по внешним факторам: близость проживания.

М.И.Лисина указывает на то, что главная функция общения — организация совместной деятельности с другими людьми для того, чтобы приспосабливаться к среде и преобразовывать окружающий мир.

Психолог Б.Ф.Ломов выделяет функции общения по содержанию:

Человек принимает и передает знания и умения, воспринимает переживания и эмоции других людей, регулирует поведение при общении, регламентирует его с помощью групповых и социальных норм.

При взаимной регуляции происходит формирование феноменов, характерных для совместной деятельности: совместимость, общий стиль деятельности, синхронизация действий. Здесь проявляются такие явления как взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. Именно с функцией регуляции связаны подражание,внушение,убеждение.

Выделим функции межличностного общения посредством обозначения их предметной области.

Функции могут быть следующими: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния.

Ученые в области социальной психологии выделили следующие функции общения:

Остановимся еще на ряде наиболее распространенных классификаций, следует отметить классификации Е.В.Андриенко, В.Н.Панферова, Е.И.Рогова, О.Г.Филатовой.

Е.В.Андриенко выделяет три группы функций общения:

Е.В.Андриенко определяет концептуальную идею такого разделения на основе простой модели отношений: человек-деятельность-общество.

О.Г.Филатова рассматривает следующие функции общения:

Е.И.Рогов выделяет пять функций общения:

В.Н.Панферов определяет 6 функций общения:

Как видим исследования функций общения многогранны и многочисленны. На основе всех представленных классификаций можно выделить главную функцию общения — регулятивную, которая обеспечивает взаимодействие человека с другими людьми.

Источник

Структура общения

В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.

Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.

Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.

Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.

Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.

Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.

В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.

Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.

Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.

По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.

В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.

Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.

Замечание 2

Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.

Почему общение необходимо?

Общение – это одна из главных потребностей человека, от удовлетворения которой зависит наше эмоциональное состояние. Но какую роль играет общение в нашей жизни?

С помощью общения мы передаем свои чувства, эмоции, переживания и волнения. В процессе диалога другой человек делает тоже самое, за счет чего и происходит эмоциональный обмен. Как часто мы замечаем, что настроение другого передается и нам, и достигается такой эффект исключительно из-за обмена чувствами и эмоциями, причем происходит это неосознанно. В процессе общения мы или увеличиваем всю тягость переживаний, или уменьшаем.

Задумывались ли вы, почему одиночные камеры – это одно из самых суровых наказаний? Все дело в отсутствии собеседника.

Каждому человеку необходимо признание в обществе. Нам важно знать, что нас ценят, любят и уважают. Такая уверенность придает нам сил, поднимает настроение и позволяет преодолевать даже самые тяжелые жизненные препятствия!

Все люди нуждаются в одобрении и поддержке. Нам важна оценка других людей о поступке, действии, словах или поведении. Благодаря общению мы делаем сравнения, заключения, выводы и изменения в своей жизни.

Через речь и средства связи мы получаем знания об окружающем нас мире, расширяем кругозор, становимся гармонично и высокоразвитой личностью. Благодаря общению мы получаем информацию, которая и позволяет нам правильно вести себя и быть подготовленным к разным жизненным ситуациям.

Потребность в общении есть у каждого человека, и от ее удовлетворения зависит наше физическое и эмоциональное состояние.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что к социальным потребностям человека относится общение. Именно благодаря ему, индивид реализует и другие нужды, главная из которых – получение поддержки. Ведь, ощутив принадлежность к значимым людям в социуме, человек обретает уверенность, что он признан. В этом случае личность полностью удовлетворена общением и оказанной социальной поддержкой. Особенно если они включают следующие аспекты:

  • положительное эмоциональное содействие, которое дает уверенность в том, что человека любят и уважают, относятся к нему искренне;
  • информационную помощь, когда есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочную поддержку, позволяющую производить анализ происходящего, узнавать мнение других, делать выводы о собственных суждениях;
  • физическую и материальную поддержку;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет делиться своим проблемами, не получит поддержки, вследствие чего может наступить глубокая депрессия.

Именно через общение у личности формируются такие качества, как надежность, чувство долга, твердость характера. А также человечность, отзывчивость, тактичность, честность, доброта. Не менее важной функцией общения является формирование новых интересов у личности. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

Виды потребности в общении

В состоянии тревоги и глубокого переживания даже малообщительные люди становятся разговорчивыми. Внутренний конфликт, страхи, борьба и жуткое волнение – все это способствует быстрому появлению новой темы для разговора. В зависимости от того, что хочет человек получить в результате, общение разделяется на следующие виды:

Страх сковывает и одновременно побуждает человека испытывать сильную потребность в общении. Незнакомые люди начинают увлекательную беседу лишь из-за появления волнения и переживаний. Такая потребность далеко не в каждом случае дает хорошие результаты, ведь так мы можем наговорить много всего лишнего, чего в обычных бы обстоятельствах никогда бы не делали!

Такая потребность для начала разговора возникает у людей, которые по характеру и особенностям властные, с яркими чертами лидерства. Оно направлено на подчинение другого вашим взглядам, мыслям, вкусам и чувствам. Доминирование в общении приносит удовлетворение в тех случаях, когда другой человек испытывает потребность в подчинении. Если же сталкиваются в разговоре два лидера с потребностью в доминировании, то конфликта не избежать. Затруднительно общение и двух других противоположностей – людей, нуждающихся в подчинении.

Выразить свой характер, необычный склад ума, отношение к жизни – все это стремится человек, который испытывает потребность в общении ради обращения внимания других на его же индивидуальность. Такие люди во время беседы крайне уязвимы и ранимы, ведь отрицание или высказывание другой позиции его собеседником вызывает возмущение, недоумение и даже глубокое разочарование.

Быть признанным в обществе, получить похвалу и заслужить уважение – желание многих людей. Часто такая потребность ярко проявляется в общении. По разговору становится понятно, какие мотивы у человека, что он хочет этим сказать и почему он выбрал именно такой способ общения. Если не контролировать такую потребность, то можно потерять друзей и даже испортить с ними отношения.

Чтобы общение было гармоничным, приятным и доставляло истинное удовольствие обеим сторонам, важно в первую очередь думать об интересах другого.

Благодаря общению мы получаем новые знания, информацию по разным вопросам, исследуем темы и углубляемся в профильные темы. Потребность в общении часто возникает в тот момент, когда нам требуется получение ответа на возникший вопрос. Удовлетворение наступает в тот момент, когда мы достигаем цели.

Покровительство – это форма заботы о других людях. Некоторые стремятся начать разговор, чтобы оказать необходимую помощь и поддержку. Однако при неумеренном желании покровительствовать проявляется и стремление к самоутверждению, поэтому во всем важна уравновешенность.

Зная виды потребностей в общении, легче вникнуть в суть техники общения и вашей роли в этом процессе.

↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

Одним из мотивов деятельности человека является потребность. Потребность
— это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные

.


Биологические потребности (органические)
связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические

или
витальные
(«vita» — «жизнь»).

Социальные потребности

— это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности

— это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Дефицит общения: последствия

Нехватка общения бывает у людей по разным причинам. Кто-то сам по себе закомплексованный и стеснительный человек, другие находятся уже в глубокой депрессии. Такая общественная изоляция для каждого губительна, и совершенно неважно, каким является человек по характеру. Главное последствие дефицита общения – это тягостное эмоциональное состояние. Оно отражается на всех сферах жизни человека, приводит к апатии, негативному настрою и даже ненависти к самому себе.

При появлении подобных чувств необходимо сразу предпринимать активные меры. Если вы замечаете что-то подобное в поведении у своего друга, то тут же стремитесь к исправлению ситуации. Проявляйте инициативу в общении!

Когда вы сами начали страдать от дефицита общения из-за смены обстановки, переезда в другой город, расставания с парнем или потери близкого человека, то даже в таких критических и сложных ситуациях важно не падать духом, не расстраиваться и не обособляться. Общение – это лучший способ поднятие себе настроения!

Потребность в общении у детей, подростков и взрослых

Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.

У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным. Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг.

Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.

Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!

Источник

В чем их важность?

Маслоу отмечал, что индивид, не удовлетворивший биологические потребности, попросту не сможет жить и функционировать как здоровая личность. Такая же картина и с социальными нуждами. Без их удовлетворения человек начинает сомневаться в собственной значимости. Становится слабым, беспомощным, уязвимым и даже униженным.

Это состояние заставляет человека совершать аморальные поступки, выплескивать агрессию. Поэтому социальные потребности, а именно нужда в самоуважении, признании себя личностью с чувством собственного достоинства, подкрепленные межличностными отношениями, ведут к успешной самореализации и приобретению уверенности. Разберемся, какие потребности относятся к социальным.

Что такое личностная потребность в общении, и в чём она заключается

Педагог-психолог. Помогу разобраться в себе; Донесу мысль о том, что жи.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Человек – существо социальное. Но как бы иногда не хотелось побыть в одиночестве, поразмышлять и закрыться от всего мира, в итоге хочется, чтобы кто-то был рядом.

Вокруг постоянно находятся люди, объединяются в компании по интересам, заводят полезные знакомства и расширяют круг общения.

У взрослых и детей разная потребность в общении. Но в любом случае одиночество мало кого привлекает, и общаться хочется всем.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Потребность в общении у разных людей

Дети и подростки – это та категория людей, что ещё не достигла своей личностной зрелости. Поэтому они больше, чем взрослые испытывают большое желание общаться с другими людьми. Каждому ребёнку нравится играть, проводить время со сверстниками.

Дети всегда стремятся завести друзей и выделить из них кого-то особенного. Именно в процессе формирования таких связей формируется здоровые психика и личность человека. Подростковый возраст – особый период. Поэтому взрослеющий ребёнок, вступивший в этот переходный период, может испытывать проблемы с общением.

Для становления личности важно, чтобы у ребёнка был друг. Желание побыть в одиночестве – не показатель незрелости или наличия проблем.

Взрослых людей уже можно назвать зрелыми личностями. Считается, что они уже знают, чего хотят получить от жизни. Когда человек повзрослел, его общение может сводиться к удовлетворению своих личных потребностей, таких как: получение знаний, демонстрация индивидуальности, признание и престиж. Главное, в процессе не забывать об интересах и потребностях собеседников, тогда общение будет продуктивным.

Коммуникация и ненасильственное общение

Разновидности потребности в общении

Любой, даже самый необщительный человек, в состоянии страха, волнения, тревоги и любого другого внутреннего конфликта, может стать разговорчивым. Такие состояния и подтаскивают к новым темам для общения.

И в зависимости от того, какой результат ожидает получить человек от этого общения, можно выделить несколько его видов:

Человек, у которого есть потребность в том, чтобы другие во время общения обратили внимание на его индивидуальность, стремится выразить своё отношение к жизни, нестандартное мышление, или продемонстрировать характер. Эти люди крайне уязвимы во время общения, ведь любое отрицание его позиции может ранить, привести в недоумение или даже вызвать гнев.

Страх обездвиживает, но почти всегда толкает человека к общению, заставляя испытывать острую в нём потребность. Даже незнакомец, чувствуя волнение или тревогу, может начать разговор с другим таким же незнакомцем где-нибудь в очереди на кассу. Не всегда такая потребность может дать хороший результат, поскольку в таком состоянии можно сказать то, чего в обычной ситуации не сказали бы никогда.

Желанием многих людей является признание в обществе, получение похвалы и заслуженное уважение. И в общении такая потребность проявляется довольно ярко.

По тому, как человек разговаривает и ведёт себя, быстро становится понятно, какие цели он преследует. Такая потребность может напрягать других и даже оттолкнуть. Поэтому очень важно эту потребность контролировать и не забывать об интересах других участников общения.

С помощью общения люди получают информацию, усваивают новые знания, исследуют интересующие области. Потребность возникает тогда, когда требуются ответы на какие-либо вопросы, а когда достигается результат, появляется и удовлетворение.

Данная потребность в общении появляется у людей властных, склонных к контролю, проявляющих яркие признаки лидерства. Направлена она на подчинение окружающих мыслям, интересам и чувствам доминанта.


Giphy

Эффект достигается, когда один из участников общения склонен к доминации, а другой к подчинению. Конфликта избежать не удастся, если в разговоре сойдутся два доминирующих лидера. И также затруднительно взаимодействие людей, имеющих потребность в подчинении.

Это форма заботы об окружающих людях. Появляется данная потребность, когда человек хочет проявить сочувствие, спасти, поддержать, оказать помощь. Но важно не переусердствовать, иначе может появиться потребность к самоутверждению.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия
— размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными,

так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся
физиологические
и
экзистенциальные.Физиологические потребности
являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные

включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные

потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные

или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Престиж

— это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия — и есть престижные потребности.

Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.

Познавательные потребности

— это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют
когнитивными потребностями.
Эстетические потребности

— это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности

или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности
(саморазвитие, самосовершенствование)
.

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека

». Психологи К. Холл и Г. Линдсей

Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями

, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности

— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые потребности

— искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]