В статье рассказывается:
- Понятие взаимодействия людей
- На чем строятся процессы взаимодействия людей
- 6 уровней социального взаимодействия
- Формы социального взаимодействия
- 10 способов улучшить личные навыки взаимодействия с людьми
Каждый из нас с детства состоит в разных социальных группах (семья, друзья и пр.). По мере взросления какие-то мы покидаем, в другие же, наоборот, вступаем.
В каждой из групп мы регулярно взаимодействуем с другими участниками. В них человек приобретает социальные навыки, которые способствуют укреплению его статуса. При этом сами отношения могут быть как непосредственными, так и опосредованными.
Подробнее про эти процессы взаимодействия людей, а также о том, как социальный капитал помогает получать реальную выгоду, поговорим далее.
Понятие взаимодействия людей
Под взаимодействием понимается процесс влияния объектов друг на друга с последующим формированием между ними связи и обоюдной обусловленности. Данное влияние может быть прямым либо опосредованным.
Важной особенностью процесса взаимодействие людей является его причинная обусловленность. То есть, объекты и структуры развиваются под влиянием друг друга, этим определяются и причины их прямых действий, и обратные реакции.
Возникающие при взаимодействии противоречия становятся толчком для самостоятельного движения и развития процессов.
Люди в процессе взаимодействия рассматриваются как самостоятельные субъекты, каждый из которых наделен своим собственным внутренним миром. То есть, по сути, происходит взаимодействие этих миров, пересечение идей, образов, мыслей с последующим вынесением оценок для других индивидов, выявлением их потребностей, влиянием на эмоциональном уровне.
Кроме того, социальная психология рассматривает взаимодействие еще и как инструмент организации совместной групповой деятельности людей (а не только как способ оказывать друг на друга влияние). Тогда взаимодействие представляет собой выверенную последовательность постоянных действий, выполняемых специально для того, чтобы заставить реагировать участников противоположной стороны.
Проявления активности либо пассивности участников общения имеет более строгие формы и дополняется рядом ограничений, когда речь идет о совместной жизни или деятельности (по сравнению с индивидуальным общением). Тут приходится выстраивать параллели и рассредоточивать усилия между понятиями «Я» и «Он», «Мы» и «Они». При этом у людей формируются более точные оценочные представления не только о других, но и о самих себе. Таким образом, процессы взаимодействия помогают в установке адекватной самооценки и учат умению вести себя в обществе.
Приёмы и техники общения
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении.Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд.
На чем строятся процессы взаимодействия людей
Основа процессов взаимодействия людей в обществе – общение. Оно формируется на базе рефлекторных нейронных реакций (с задействием зеркальных нейронов). Нельзя, к примеру, готовиться к выступлению и не думать о том, как слушатель или зритель вас воспримет.
Под межличностным взаимодействием понимают обоюдное стремление участников к совместному сотрудничеству. Общения не получится, если кто-то один имеет неблаговидные мысли в отношении другой стороны и не считает допустимыми компромиссы.
На основе каких процессов строится межличностное общение? По сути это всегда обмен некой символикой, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, того, кто начал общение, и его адресата. Первый процесс – это отправка знаков инициатором, а второй – получение информации адресатом.
И тут очень важно отсутствие барьеров в коммуникации, иначе послания не поддадутся корректной расшифровке. Кроме того, имеет большое значение принадлежность сторон к одинаковому социальному слою и наличие общих культурных точек соприкосновения. Между разными культурными слоями осуществлять передачу информации крайне трудно.
Причины плохой коммуникации
Существуют конкретные причины неэффективной коммуникации между людьми:
- Стереотипы – своеобразные штампы, обобщения, упрощения, заранее принятая за истину версия происходящего при отсутствии объективного анализа ситуации. При этом используются установки, стереотипы, убеждения, которыми обладал человек задолго до того, как вступил в коммуникацию.
- Барьер предвзятости, или предвзятые представления, – склонность делать поспешные выводы, не имея полной и достоверной информации о предмете обсуждения. А также отвержение всего, что не соответствует собственным убеждениям, собственному представлению об истинном положении вещей.
- Отсутствие симпатии, плохие, или даже враждебные, отношения между собеседниками сводят возможность успешной коммуникации к минимуму. Если общее впечатление о человеке негативное, непросто будет убедить себя в том, что он прав.
Формы социального взаимодействия
Человеку как существу социальному общение жизненно необходимо. Даже уединившегося от всех писателя (в поиске вдохновения для написания книги) все равно можно считать примером процесса взаимодействия людей, потому что тут подразумевается общение автора с будущими читателями.
Существуют следующие формы общения:
- Дружба. Подразумевает достаточно плотное взаимодействие психологически близких людей. Оба при этом испытывают радость, удовольствие.
- Любовь. Очень близкое взаимодействие интимного характера. Дает толчок к обоюдному личностному росту.
- Общение студентов группе либо в каких-то кружках.
- Взаимодействие между сотрудниками рабочего коллектива.
- Пересечение и общение в группах психологической помощи.
Психология разграничивает процессы взаимодействия людей на официальные и неофициальные, деловые и межличностные. Вообще, выстраивание взаимоотношений – процесс достаточно сложный, требующий тонкого подхода. Тут влияют многие факторы, и главное, что нужно при этом уметь – это налаживать социальные контакты.
Установить хорошее межличностное общение в группе не очень-то просто. Тут нужен человек с сильными лидерскими качествами, который сумеет сгладить острые углы и правильно настроить команду на работу. Без этого группа может попросту распасться.
В деловых кругах тоже встречаются люди, легко налаживающие приятельские взаимоотношения с окружающими. Такие индивидуумы, как правило, отличаются развитым эмоциональным интеллектом и обладают хорошими коммуникативными навыками. В них природой заложено социальное лидерство, и из них получаются отличные менеджеры (если целенаправленно проработать определенные качества).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).
2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.
4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.
5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 160 с.
6. https://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+3
Размер: 42.42K
Скачано: 148
11.06.11 в 15:19 Автор:НАГЛОСТЬ
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно
, а нам
приятно
).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Спасатель
1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.
2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.
3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.
4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.
5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.
6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.
7) Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?
Жертва
1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.
2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы. 3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.
4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.
5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.
6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами вашипроблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для
себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.
Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.
Похожие работы
- Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
- Психология общения: определение, виды и функции
- Психология общения: понятие, виды и функции
- Психология общения: понятие, виды и функции общения
- Психология общения: понятие, виды, определение
- Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
- Психология общения (Вариант №10)
- Психология общения: виды, понятие общение
- Психология общения (функции общения и тест)
- Психология общения: восприятие в процессе общения
- Психология общения: понятие, виды и функция общения
- Психология общения
- Психология общения: роль восприятия в процессе общения
- Психология общения: понятие, ошибки восприятия
- Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
- Психология общения
Что помогает сверстникам общаться (6 класс)
Всю свою жизнь люди проводят в общении: разговаривают, переписываются, отправляют друг другу письма, смс или общаются через интернет. Но проще всего нам общаться со своими сверстниками. Это происходит по той причине, что общаясь со своими сверстниками, человек чувствует себя на равных.
Со старшим поколением вы всегда будете выступать в роли ребёнка. Конечно, к старшим людям необходимо относиться с уважением, прислушиваться к их советам, не обижать и не обижаться, проявлять к ним внимание. Для своих родителей вы всегда будете ребенком.
Ваши сверстники – это людям, которым примерно столько же лет, сколько и вам. Они живут в разных странах, в больших городах и маленьких посёлках, деревнях. Они взрослеют, размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, постигают непростую науку жизни среди таких разных людей. В науке это называется рефлексией.
Преследователь (Агрессор)
1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.
2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.
3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.
4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.
5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.
6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.