Бессознательное в психологии. Что это такое по Фрейду, Юнгу, коллективное, личное, уровни, формы, общая характеристика, виды

Бессознательное трактуется в психологии как психические процессы и явления, действия которых не контролируются сознанием человека. Идея бессознательного первоначально выдвинулась Платоном в его учении о познании-воспоминании. Эта проблема также изучалась Р. Декартом, который считал, что сознание – это единственная форма духовной жизни человека.

Дальнейшее изучение бессознательного основывалось на признании его роли в раскрытии особенностей развития человека, но подходов к осмыслению бессознательного, раскрытию его особенностей и закономерностей предложено не было.

Новая эра в изучении явления началась с возникновением работ З. Фрейда, который считается основоположником психоанализа и систематического изучения бессознательного.

Определение

История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.

Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.

В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.

Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.

Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.

В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.

Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.

Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.

Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.

В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.

Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.

Историческая сводка

Первые упоминания об области бессознательного, процессах, которые в ней содержатся, можно найти в работах Платона, а именно в учении о познании-воспоминании. Кардинальные изменения это понятие претерпело после выхода работы по изучению сознания от Р. Декарта. Он считал, что за пределами сознания может быть только физиологическая, но не психическая деятельность головного мозга.

Впервые концепция бессознательного была сформулирована Г. Лейбницем в его работе «Монадология», выпущенной в 1720 году. Он утверждал, что именно оно является низшим проявлением душевной деятельности. По его мнению, эта область располагается на границе осознанных представлений.

Попытку сделать точное материалистическое описание осуществил Д. Гартли. Он объединил область неосознаваемого с работой центральной нервной системы.

Стимул для активного изучения области бессознательного, психических процессов которые в ней содержатся, появился после множество успехов в изучении, развитии психопатологии. Для работы с пациентами применялись специфические методики, с помощью которых ученые воздействовали на область бессознательного. Яркий пример — гипноз.

Виды

Составляющие сознательного и бессознательного определялись Фрейдом на основе составляющих психики:

1.Ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения.

2.Эго – часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие.

3.Суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.

Согласно теории Фрейда, Ид и Суперэго находятся в конфликте между инстинктивными влечениями и общественными запретами, которые не позволяют реализовать бессознательные импульсы в реальности. Данные импульсы после вытеснения могут проявляться в виде соматических или психических симптомов.

Бессознательные стремления могут проявляться в виде:

  • оговорок;
  • описок;
  • случаев забывания имен людей;
  • поступков, которые не осознает человек;
  • сновидений, преследующих человека. Психоаналитик считал сны посланниками бессознательного, наполненными важной символикой.

Карл Юнг, ученик и последователь Фрейда, считал открытия наставника основой для дальнейшего расширения его теории. Зигмунд Фрейд заключал бессознательное в рамки индивида, выделяя 3 составляющие психики, когда Юнг выделял понятия коллективного и индивидуального бессознательного.

Согласно этому представлению, коллективный вид бессознательного – общее для всего человечества, объединяющее множество людей.

Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, являющиеся общими символами, значимые для любых людей вне зависимости от культурного фактора. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Бессознательное индивидуальное включает в себя продукты процессов инстинктов, информацию, вытесненную из сознания, а также факты творческого характера.

Юнг говорил, что личное бессознательное распределятся организованно в зависимости от комплексов, эмоционально заряженных мыслей. Данные комплексы не являются патологическими; их познание способствует обогащению личности и ее росту и развитию.

Итоги

Итак, бессознательное по Фрейду – это универсальный для каждого человека психический феномен, который во многом обуславливает его поведение. Оно же является источником психических расстройств.

Австрийский психиатр определил понятия и виды бессознательного – Ид и Супер-Эго. Второе оказывает значительно более сильное воздействие на конкретную личность, поскольку это его индивидуальное бессознательное.

В дальнейшем ученики Фрейда развили концепцию структуры личности. Стало ясно, что видов бессознательного значительно больше, чем предполагал первооткрыватель этого понятия. Постфрейдизм и неофрейдизм приобрели большое количество последователей – Юнг, Адлер, Фромм и т. д.

Теорию Фрейда обсуждают и критикуют до сих пор. Но невозможно отрицать, что она оказала масштабное влияние на развитие науки и философии XX и XXI века, и в частности на исследование психологии бессознательного.

Уровни

Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о бессознательном силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли (1888 – 1974). На основе его исследований появилась новая дисциплина — психосинтез. Роберто представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.


Уровни бессознательного в психологии

УровеньХарактеристика
НизшийВключает в себя простейшие формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет:
  • собственным телом;
  • маниями;
  • влечениями и побуждениями;
  • желаниями;
  • сновидениями;
  • комплексами;
  • фобиями.
СреднийВ содержание уровня входят элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Средний уровень бессознательного определяет развитие умственной деятельности, повышение возможностей фантазирования и усвоения полученного опыта.
ВысшийОпределяется как сверхсознательный уровень. Благодаря нему проявляются:
  • интуиция;
  • героизм;
  • вдохновение;
  • созерцание;
  • альтруизм.

Мнение философов

Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).

Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.

В философии тоже нет единого мнения о значении термина

В религии подобные понятия рассматриваются с разных точек зрения. В буддизме считается, что сознание – это весь окружающий мир, в индуизме под этим понимают существование некой сущности, которая наблюдает за действиями всех людей.

Функции и роль

Бессознательное в психологии – это, согласно взглядам Фрейда, основные влечения и желания человека:

  • размножение;
  • желание власти;
  • стремление получать удовольствие;
  • желание избежать чувства страха.

Невозможность удовлетворить свои желания зарождает конфликт на бессознательном уровне человека, который выражается в сильном эмоциональном напряжении.

Чтобы его избежать, Эго на бессознательном уровне выполняет следующие функции:

  1. Отрицание. Заключается в непринятии нежелательной информации.
  2. Вытеснение. Заключается в замене неприемлемой информации на приемлемую (например, обвинение других в невозможности самому осуществить какую-либо деятельность).
  3. Проекция. Отличается бессознательным наделением своих чувств другому человеку.
  4. Идентификация. Заключается в бессознательном переносе на себя чувств и качеств другого человека (например, опора на авторитет, родителей).
  5. Рационализация. Поиск более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  6. Включение. Понижение значимости травмирующего фактора путем изменения системы ценностей (например, убеждение в том, что если кому-то хуже, значит собственный опыт не имеет значения).
  7. Замещение. Перенос действия, направленного на недоступный объект, на доступный (например, перенос злости на человека на битье тарелок).
  8. Регрессия. Заключается в возвращении к более ранним моделям поведения (например, инфантилизация).
  9. Реактивное образование. Заключается в преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот (при этом защищающийся не осознает своих первоначальных чувств, что исходит из определения).
  10. Сублимация. Отличается перенаправлением энергии в какую-либо деятельность.

Роль бессознательного, по мнению Фрейда, заключается в уменьшении напряженности и избегании человеком своих внутренних конфликтов из-за невозможности удовлетворить сексуальные влечения. Например, энергия либидо, благодаря бессознательным процессам, может реализоваться в общественно полезной деятельности путем психологической защиты бессознательного – сублимации.

Эрос

Эрос – это сексуальный инстинкт, это проявление либидо. Человек, будучи не в стаде, не может полноценно осуществить все свои половые стремления. Ему невольно приходится подавлять их, ограничивая себя. В благоприятной ситуации сексуальная энергия будет направлена на созидание, на творчество, в науку или политическую деятельность.

Другими словами, в любое русло, которое требует мощного вложения сил и проявления себя. Это вытеснение полового инстинкта в другую сферу Зигмунд Фрейд называл термином «сублимация».

Формы проявлений

Бессознательное в психологии – это явление, проявляющееся в разных формах, которые определяют следующие феномены:

Название феноменаОписание
Неосознаваемые побуждения деятельностиВключает в себя установки, мотивы и потребности человека, которые детерминированы лично определяемым образом желаемого результата. При этом человек не видит и не осознает связи между собственными побуждениями и событиями, которые они вызывают в будущем.
Надсознательные явленияДанные явления не поддаются сознательно-волевому контролю; они определяют психический уровень активности, проявляющийся в творческой деятельности. Данный уровень включает 2 формы: бессознательная (зависит от личного опыта человека, основывается на уже имеющейся информации) и надсознательная (зависит от личных стремлений человека к созданию чего-то нового).
Субсенсорное восприятиеЯвляется формой непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых человек не может дать себе отчета Это смутно осознаваемые, не доходящие до уровня сознания чувственные данные, когда анализаторы сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем осознается нами. К ним могут быть отнесены слабые световые, звуковые и другие сигналы, влияющие на психическое состояние человека, но не являющиеся предметом сознательного внимания. Эти раздражители свидетельствуют о резервных возможностях органов чувств человека.
Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельностиВключают в себя автоматизированные стереотипы поведения и деятельности. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, заранее настраивая человека на соответствующие действия и мысли.

Что даёт практика осознанности? Топ-7 причин начать тренировки уже сейчас

Как тренировать осознанность, а главное, зачем, если вы не видите в этом перспектив? Вот семь причин, по которым стоит начать работать над собой:

  1. Успешность. Человек, который выполняет свою работу с полной отдачей и осмысленностью не может делать это плохо. Это было подтверждено клиническими исследованиями гарвардской медицинской школы.
  2. Яркие ощущения. Блюдо кажется намного вкуснее, если есть его на кухне, а не перед телевизором. Секс приносит больше удовольствия, если в процессе думать об ощущениях и партнёре, а не о ремонте. Люди оказываются более радушными, если слушать их, а не смотреть в телефон. Главное – вовремя включится в момент.
  3. Улучшение обучаемости. Всего двух недель регулярных занятий достаточно для того, чтобы «увеличить» объём памяти и ускорить запоминание материала. Тренинги для повышения осознанности активно используют для улучшения своей деятельности члены парламента Великобритании.
  4. Нормальное артериальное давление и здоровое сердце. Уважительное отношение к собственному телу и здоровью мотивирует людей избегать стрессовых и неприемлемых для здоровья факторов. Осознание единства своего тела и разума – это первый большой шаг на пути к отказу от пагубных пристрастий.
  5. Долгая жизнь в здравом уме. У большинства людей, ведущих стандартный образ жизни с возрастом затормаживается речь, ухудшается реакция и восприятие действительности. Научно доказано, что медитация почти вдвое снижает скорость клеточного старения. Поэтому если вы в 60 лет хотите чувствовать себя также как и в 30 – практикуйте осознанность.
  6. Здоровые любовные и социальные взаимоотношения. Осознанность позволит вам не только прорабатывать собственные чувства, но и считывать эмоции других людей. Вы будете испытывать эмпатию, даже если раньше она была вам не свойственна. Кроме того, вы перестанете сравнивать своего партнёра с предшественниками и идеализировать его образ, строя относительно его персоны нереалистичные ожидания. Вы будете понимать и принимать его со всеми достоинствами и недостатками.
  7. Освобождение от страхов и фобий. Регулярная практика самоосознанности способствует снижению активности в префронтальной коре и миндалевидном теле, отвечающих за необоснованные страхи. Так вы научитесь отличать свою мнительность, от ситуаций, где реально существует угроза для жизни.

Работа над самосознанием – это хороший инструмент для управления собственной психикой. Люди, отдающие себе полный отчёт в собственных действиях, гораздо реже страдают от панических атак, неврозов и депрессивных расстройств.

Психологические теории и школы

Понятие бессознательного в психологии занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). Эту последовательность взглядов можно отразить в виде таблицы с кратким обзором трактовки бессознательного основными психологическими школами.

ШколаКлючевое понятиеФункция ключевого понятияТерапевтическое воздействие
БессознательноеДругое
ФрейдаЦентральная рольБессознательное является источником энергии, совокупностью подавленных побуждений и генератором симптоматических реакций.Необходимо внести в сознание подсознательные процессы, чтобы изменить Ид (Оно) и акцентировать внимание на Эго (Я).
ЮнгаЦентральная рольБессознательное является направляющей основой психики, вместилищем личных воспоминаний и образных структур «архетипов».Необходимо провести процесс индивидуации, который включает развитие динамической связи между Эго и самостью. Это процесс духовного роста личности за счет «проявления» глубинных черт подсознательного в результате их ассимиляции сознанием. Процессом индивидуации, по Юнгу, движет скрытая тенденция, исходящая из духовного центра индивидуации человека.
БихевиоризмаОтрицаниеПоведениеПоведение является основой личного опыта и источником предвидения и управления деятельностью.Необходимо сформировать новые условные рефлексы с целью более адекватного или желаемого поведения.
ГуманистическаяНейтральная рольСамореализацияСамореализация является побудительным принципом деятельности и средством достижения личностной целостности.Необходимо сформировать потенциал личности и обеспечить ей условия развития, усилить врожденные способности
КогнитивнаяНейтральная рольПознаниеПознание является главным проводником системы воззрений человека, которая определяет его опытНеобходимо изменить деструктивные установки и взгляды человека, исследовать его воззрения.
ЭриксонаЦентральная рольБессознательное является хранилищем опыта человека, источником его возможностей и устранения симптомов.Необходимо активизировать бессознательную энергию человека для решения внутренней проблемы.

Осознанность в психологии, философии, религии и боевых искусствах

Исходя из вышесказанного, осознание – это понятие, близкое по своей сути к внимательности и сосредоточенности. Но что отличает одно от другого? Ответ прост – уровень умственного и духовного развития. Даже животным свойственна сосредоточенность. К примеру, хищники могут часами выслеживать свою жертву, сконцентрировав все свои силы на достижении простой и понятной цели – утолении голода. Служебных собак со щенячьего возраста учат быть внимательными и они действительно умеют распознавать знакомые запахи, команды и жесты.

Звери совершают те или иные поступки под воздействием своих естественных инстинктов. Сознание человека, как и само его существование более многогранно. Давайте разберёмся, как трактуют осознание себя в разных учениях.

В психологии

Психологи едины во мнении: центральная и периферическая нервная система служат своего рода фильтром, отсеивающим сознательное от бессознательного. Если бы его не было, то участок мозга, который отвечает за способность к познанию просто не успевал бы переваривать и сортировать полученную извне информацию.

В философии

«Я мыслю, следовательно, я существую» — это знаменитое высказывание принадлежит французскому философу Рене Декарту. Именно он впервые заговорил о том, как важна для человека практика осознанности. Философ заявил, что испытал своего рода пробуждение и осознание каждого своего действия, мысли и чувства.

В религии

Концепция осознанного образа жизни наиболее присуща буддизму. Развитие осознанности там трактуется как духовный рост и просветление. А как известно – просветлённый человек лишён типичных мирских переживаний, страданий и неудовлетворённости, которые порождаются из-за несоответствия реальности миру иллюзий.

Роль осознанности в Буддизме чрезвычайно важна

В боевых искусствах

Понимание и осознание себя в настоящем моменте – важный навык, которому обучают в восточных единоборствах. Умение прислушиваться к своему телу и одновременно следить за действиями противника позволяет одержать победу и сохранить физическое здоровье.

Роль осознанности в боевых искусствах

Диагностика

Бессознательное в психологии – это явление, для исследования которого применяют 2 метода изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций заключается в анализе специалистом непрерывно продуцируемых пациентом слов. При этом психоаналитик должен найти закономерность в потоке мыслей человека и выявить причины его проблемы.

Нередко для данного метода используется ассоциативный эксперимент. Процедура его проведения: испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому дается 100 слов и 8 минут на ответы. Результаты эксперимента позволяют выявить скрытые переживания пациента.

Анализ сновидений активно использовался Фрейдом, который считал, что любое сновидение (душевная жизнь во время сна) представляет собой иллюзорное исполнение желания человека, которое он не имеет возможности осуществить наяву. Это связано с ослаблением контроля сознания и выходом бессознательных процессов в сновидения.

Фрейд в сновидениях выделял 2 их формы: сны с явным содержанием и скрытым содержанием. В первом случае пациент видит образы сновидения, символическое изображение скрытых мыслей. Во втором случае мысли показываются не открыто, для их анализа необходимо раскрыть полное содержание сна и найти его скрытые проявления мыслей.

Чаще всего, у взрослых людей можно наблюдать вторую форму сновидений, что связано с защитными механизмами, не позволяющими даже в сновидениях открыто показать сдерживаемые и нежелательные влечения.

Также Фрейд выделял следующие проявления бессознательного:

  • оговорки – бессознательно определенное речевое действие, которое связано с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Оговорки возникают при столкновении бессознательных намерений и желаний и сознательно определенных целей;
  • забывание имен – возникающая помимо воли человека особенность бессознательного, которая говорит о неприятных чувствах по отношению к какому-то человеку или событию, в котором он фигурировал;
  • автоматизация движений – явление бессознательного, когда определенные движения до какого-то времени были осознанными, но, с течением времени, перешли в область бессознательного. К таким движениям можно отнести ходьбу, чтение, речь.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Методы управления

Бессознательное в психологии – это сфера психики, связь с которой требует определенных навыков и практики. Существуют определенные методы, позволяющие понять свое бессознательное или изменить его.

Аффирмация

Аффирмация — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в бессознательном человека Данная техника самовнушения позволяет определить вектор своего развития и избавиться от негативных установок.

Желательно придуманные аффирмации записать на бумагу и повесить на стену, чтобы фраза часто попадалась на глаза.

Аффирмация должна быть:

  • позитивной;
  • яркой и краткой;
  • способной мотивировать и поднимать настроение;
  • конкретной и понятной для того, кто их использует;
  • эффективной, чтобы человек в нее верил.

Визуализация

Иногда скрытые негативные установки бессознательного мешают человеку найти себя и достичь своих целей. Данную проблему способна эффективно решить визуализация желаний. Создание карты желаний наряду с формированием позитивного настроя для их исполнения поможет постоянно помнить о своих целях, что эффективно мотивирует начать работу.

Карта желаний представляет собой плакат с визуализированными внутренними стремлениями в виде картинок, надписей и рисунков. Искать их и определять порядок изображения стоит в соответствии со своими чувствами, поэтому создание карты желаний – важная и нелегкая психологическая задача.

Медитация

Медитация – эффективный способ развития осознанности, который помогает открыть новые источники ресурсов, понять свое бессознательное и изменить его.

С первого раза немногие способны погрузиться в состояние транса и провести сеанс медитации наиболее эффективно, но практика и вовлеченность помогут человеку разобраться в себе и найти силы для изменения жизни в сторону развития. Также медитация способствует преодолению стресса и улучшению концентрации внимания.

Психология определяет бессознательное как совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Эта часть психики играет важную роль в повседневной жизни человека, поэтому очень важно знать об особенностях данного явления, методах понимания скрытых внутренних процессов и способах управления ими.

Автор: Анна Флейман

Первые признаки

Выделяют такие признаки предшествующие синкопе:

  • беспричинная тревога, слабость, непрекращающаяся зевота, тяжелое дыхание;
  • побледнение кожи, образование испарины;
  • головные боли, привносящие давящее или сжимающее ощущение, шумит в ушах (может присутствовать звон в ушах), кружится голова, проблемы со слухом, состояние удушья;
  • выброс адреналина, сопровождающийся жаром на окончании пальцев;
  • потемнение перед глазами;
  • судороги тонического характера;
  • резкое повышение или понижение давления, учащается пульс;
  • тошнота, рвотные позывы, кислый привкус в ротовой полости.

Обморок характеризуется наличием таких проявлений:

  • мышцы расслаблены, а тело неподвижно;
  • замедляется дыхание;
  • понижается кровяное давление;
  • при глубоком обмороке не исключается возникновение судорог и недержание;
  • расширяются зрачки, при наличии серьёзных патологий, отсутствует реакция на свет.

Что такое осознанность?

Прежде чем мы расскажем о том, для чего и как обрести осознанность, стоит прояснить, что это такое. С психологической точки зрения осознанность является состоянием, в котором человек отслеживает свои текущие переживания, фокусируясь на настоящем моменте и не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем. Она представляет собой способность сознания к интроспекции (внутреннему наблюдению) своей деятельности. Это означает, что индивидуальные переживания воспринимаются человеком непосредственно и такими, какие они есть. В большинстве случаев осознанность направлена на внутренние состояния, например, на интуицию или чувственное восприятие событий, происходящих во внешнем мире.

Немало интересного говорит об осознанности и философия. Например, Рене Декарт, ставший одним из первых изучать сознание с научной точки зрения, сформулировал знаменитую формулу «мыслю, следовательно, существую». И под мышлением он понимал все, что человек совершает осознанно – через самонаблюдение. Отсюда можно сделать нехитрый вывод: человек существует, т.е. живет только тогда, когда осознает себя и все происходящее вокруг.

Кроме того, об осознанности говорят также и религии (например, буддизм) и множество духовных учений. Развитию этой способности в той или иной форме посвящены работы таких известных людей как Ошо, Георгий Гурджиев, Карлос Кастанеда, Джидду Кришнамурти, Виктор Пелевин, Шри Ауробиндо, Порфирий Иванов, Петр Успенский. На эту тему написано множество потрясающих книг от авторов с мировым именем (Марк Уильямс, Дэнни Пенман, Майкл Часкалсон, Лоранс Левассер, Ричард Мосс, Экхарт Толле и другие).

Таким образом, тема осознанности волнует огромное количество людей, и вовсе не только тех, кто посвятил себя духовным исканиям, но и тех, кто просто хочет развиваться и улучшать свою жизнь, достигать целей и личностно расти, глубже понимать себя и людей, с которыми общается. Но давайте более детально поговорим о том, нужно ли вообще ее развивать и что она дает. Начать можно с этого видео.

Неосознаваемые автоматизмы

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

— бессознательное.

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Краткий вывод

Из всего описанного становится очевидным, что жизнь, которую вы сейчас имеете, вы сами себе создали, благодаря своим мыслям. Ведь люди мыслят своим умом, а все привычки мышления передаются в автоматическом режиме, после чего их запоминает подсознание. Поэтому, если все свои мечты и цели записывать на листок бумаги и каждый день их просматривать, то это поможет медленно, но уверенно добиться успеха. Ведь ум человека работает по одной траектории: если мысли хорошие, то они приведут к благополучной жизни, а если они мрачные и плохие, то создадут самую проблемную жизнь. Мысленно нужно представлять события, которые долго ждешь, подсознание автоматически выполнит эту просьбу.

Мы ощущаем свое подсознание интуицией и трансом, именно здесь находится наша память, ощущения и переживания. Подсознание может подарить человеку дар телепатии и ясновидения, а также другие сверхспособности. А вот сознание и подсознание человека помогает людям ориентироваться в пространстве и времени. Человек в сознании имеет знания о себе и о пространстве, но вот что он может иметь:

  • чистое сознание и подсознание;
  • скверное сознание;
  • находиться без сознания;
  • быть одержимым чем-то.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]