Что такое буллинг: понятие, примеры, причины, профилактика


Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.

Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

Определение буллинга

Понятие образовано от английского слова «bullying», в переводе «травля».

Буллинг

— намеренное преследование жертвы, одного из членов коллектива другими.

Характерными признаками травли являются:

  • Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
  • Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
  • Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.

Основной целью буллера (агрессора) является сокрытие собственной неполноценности. Ни с лидерством, ни с руководством деятельностью, травля не имеет ничего общего. Главными побуждающими мотивами для буллинга являются зависть, месть, борьба за власть, личная неприязнь к человеку.

Такой человек выбрав жертву, станет изводить ее постоянными насмешками, оскорблениями, издевательствами, вплоть до физического насилия. Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».

Это помощники нападающего, которых отличают следующие черты личности:

  • отстуствие крепкого стержня внутри себя (легко поддаются чужому влиянию);
  • низкая степень ответственности за собственные поступки;
  • отсутствие эмпатии, сопереживания;
  • низкая самооценка, желание подружиться с «сильными» членами коллектива.

Групповая агрессия в отношении жертвы имеет более сильный и пролонгированный эффект, влияние на психику ребенка сильнее, чем при индивидуальном буллинге.

Самые тяжелые последствия наступают для подвергшихся травле детей и подростков, поскольку взрослые люди гораздо меньше подвержены психологическому насилию и могут за себя постоять, в том числе и путем обращения в правоохранительные органы. Дети, как правило, боятся просить защиты или не высказывают свои переживания взрослым из чувства ложной гордости или порядочности.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Математика

Чтение

Окружающий мир

Логика

Английский язык

Кто такой буллер

Насильник, агрессор, зачинщик травли — её организатор и лидер. Не каждый ребёнок способен быть буллером, потому что для этого необходимо:

  • наличие физической силы;
  • импульсивность, быстрый переход к ярости;
  • завышенная самооценка;
  • желание подчинять своей воле других людей — для завоевания авторитета, проверки личных качеств, привлечение внимания противоположного пола и т.п.;
  • отсутствие жалости к жертве;
  • высокомерие, привычка делить людей на “своих” и чужих”.

Как правило, такое поведение возникает из-за нездорового семейного климата. Например, забитый ребёнок из авторитарной семьи может искать так самоутверждение, чтобы выплеснуть злость, а недолюбленный ребёнок станет обижать более слабых ровесников, наблюдая за их реакциями.

Преследователи

Последователи насильника, подключаются к активным действиям и служат его группой поддержки. Для таких детей характерны:

  • восприимчивость к мнению других / зависимость от мнения лидера-агрессора
  • желание получить “своё место под солнцем”;
  • несамостоятельность, низкий уровень инициативности, спокойное отношение к необходимости подчиняться и следовать указаниям другого;
  • эгоцентризм, неумение ставить себя на место другого
  • часто — трусливость, понимание, что есть перспектива переложить ответственность на другого.

Ещё одна категория детей — сторонники буллинга. Они отличаются от последователей молчаливой поддержкой происходящего. Эта группа не вступает в активные действия против жертвы, но молча одобряет происходящее.

Наблюдатели

Зрители, которые не выбирают ни сторону нападения, ни сторону защиты. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые, на глазах которых происходит травля: педагоги, сотрудники школы. Молчаливые очевидцы также испытывают полную гамму эмоций, вплоть до страха и беспомощности, но при этом выбирают нейтралитет.

Для наблюдателей свойственны:

  • нахождение под сильным влиянием буллера и его последователей;
  • страх, беспомощность, стыд;
  • чувство облегчения, что происходящее не касается их самих;
  • страх последствий из-за противостояния агрессору;
  • отсутствие эмпатии / внутренняя борьба между добром и злом;
  • нежелание принимать ни одну из сторон, потому что это выводит из душевного равновесия.

Позицию наблюдателя могут занимать бывшие жертвы или дети из неблагополучных семей, которых травят дома или в другом коллективе. Поэтому они не сострадают потерпевшим от буллинга.

Взрослые-наблюдатели чувствуют негодование, возмущение, неуверенность в правильности своих действий, боязнь сделать ещё хуже. Незнание, как надо поступать в подобных ситуациях, приводит к невозможности активных действий. Иногда такие взрослые могут поддерживать агрессоров из-за желания занять назидательную позицию, “наказать” жертву чужими руками.

Возможно, наблюдатели в глубине души хотели бы присоединиться к защите объекта травли, но не выбирают этот путь, потому что боятся оказаться на “слабой” стороне. Если ситуация меняется, они могут стать последователями или занять сторону защиты.

Можно подумать, что вред от этой категории самый минимальный. Это действительно так, но только в отношении физического буллинга. Психологическая же травма от равнодушия и бездействия наблюдателей может привести к самым серьёзным негативным последствиям.

Виды буллинга

Насилие над человеком может приобретать различные формы, рассмотрим основные виды буллинга.

Физическое воздействие

Агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.

Эмоциональный буллинг

Наиболее распространенная форма травли, которая выражается в постоянном унижении насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» — это все примеры эмоциональной травли.

Жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва. В роли агрессора могут выступать не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные способности или поведенческие навыки ребенка.

Экономический буллинг

Экономический буллинг выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи. Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы.

Такой вид агрессии опасен тем, что сведения о преследуемом человеке распространяются очень быстро и становятся доступными одномоментно большому количеству людей.

Кибербуллинг

Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру.

Рекомендации учителю, родителю «Как помочь ребенку, если в классе буллинг?»

Как помочь ребенку, если в классе буллинг

Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Самый большой процент булли отмечается с 8 до 15-16 лет.

Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого).

Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными.

Школьная травля — почему это серьезно

Наверное, каждый из нас имел опыт столкновения со школьной травлей. Кто-то побывал жертвой, кто-то активно участвовал, кто-то оказался свидетелем. Это были не лучшие моменты нашего детства, связанные с чувством страха, стыда, бессилия, и, возможно, мы очень старались о них забыть. Но когда мы выросли, стали родителями и профессионалами, тема школьной травли снова встает перед нами, когда нужно защитить от нее наших детей или учеников. В этот момент мы обнаруживаем, как это непросто.

Русское слово «травля», очень точное, однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях. Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными. Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир.

Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах, чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Последствиями для жертвы травли могут быть:

— Tрудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;

— Постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно;

— Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;

— Тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;

— Депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;

— Cоциальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы. Иногда эти проблемы не проходят без психотерапевтического лечения;

— Психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень длительными и устойчивыми к лечению;

— Суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.

Почему возникает травля?

Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности группе. Им надо научиться быть членом группы, «своим среди своих», освоить групповую иерархию, научиться быть полезным группе, соблюдать групповые нормы и правила. Позже, в подростковом и юношеском возрасте, придет время учиться и противостоять группе, отстаивать свою индивидуальность, сопротивляться давлению, но в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае», полностью ощущать принадлежность. Это возраст групповой лояльности и групповой сплоченности.

Но школьный класс как группа имеет характерные особенности. Это, во-первых, группа, созданная «сверху»: дети не выбирали быть друг с другом, их так распределили для удобства процесса обучения. Во-вторых, это группа, не имеющая общей позитивной цели. Каждый учится сам за себя, нет никаких общих для класса побед и поражений, нет того, чем весь класс мог бы заниматься, вместе координируя усилия и договариваясь о распределении ролей. В сегодняшней школе такая деятельность не принята и не приветствуется. К примеру, если дети организованно сбегают с урока, это будет проявлением хорошей групповой сплоченности и эффективной координации усилий, но вряд ли понравится педагогам и родителям.

Участников травли охватывают особое упоение, удаль, веселье, эйфория. Потому что они – вместе. И с ними все ОК (не важно, что в это вкладывается: красивые, или умные, или модные, или бравые двоечники). Однажды испытав это чувство, хочется повторить его снова и снова. И остановиться очень сложно и страшно: вдруг ты перестанешь быть «правильным» членом группы и станешь изгоем. Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле в роли «массовки».

Таким образом, травля – проблема группы, проявление групповой динамики. Детские коллективы оказываются перед ней беззащитны, если нет взрослого, который руководит психологической атмосферой в группе (про это известная повесть Голдинга «Повелитель мух»).

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю
    ». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось
    ». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина
    ». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал
    ». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность
    ». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что же делать учителю?

1. Поговорите с зачинщиками.

Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.

2. Проведите разъясняющий разговор в классе.

Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.

3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его.

Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.

4. Проводите игры на сплочение в классе

.

5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов

— психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.

6. Самый лучший способ — профилактика

. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения.

7. Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте

. Я предлагаю вам ниже вопросы для обсуждения классического российского фильма «Чучело» 1983, режиссер Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

— Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.

— Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).

— Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

— Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

— Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:

1. научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;

2. наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;

3. участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

4. если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;

5. приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;

6. ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как вяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.

7. повышать самооценку ребёнка;

8. в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;

9. помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

10. если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;

11. не показывать свой страх и слабость перед булли, если таковые отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.

12. не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

13. не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;

14. учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

Как надо вести себя родителям, узнавшим, что их ребёнок зачинщик школьного насилия.

1. Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником.

2. Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.

3. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.

4. Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.

5. Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.

6. Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения — что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещѐ просто не было.

7. Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации, проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что: во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу»; во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

Чего не надо делать

Часто взрослые, сталкиваясь с травлей в детском коллективе, совершают типичные ошибки, которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется. Итак, чего не надо делать в случае травли.

1. Ждать, что само пройдет

Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно. Позже есть небольшой шанс, что в группе найдутся достаточно авторитетные дети, не обязательно лидеры, которые вдруг увидят эту ситуацию не как привычную игру, а как жестокость и недостойное поведение и решатся заявить о своем видении. Это может если не полностью прекратить, то сильно уменьшить травлю. Но до примерно 12 лет детям сложно опираться на собственные моральные ориентиры и тем более идти против группового давления (это и взрослым дается непросто). Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.

2. Искать причины и объяснения

Причин, по которым возникает травля много: и потребность возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у педагогов, и фоновая агрессия в обществе. Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю приемлемой. Можно долго искать причины и факторы, вызывающие какую-то болезнь, но нельзя делать это вместо помощи тем, кто страдает уже сегодня. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

3. Путать травлю и непопулярность

Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – насилие. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. Популярность — это вопрос психологический. Групповое насилие – это вопрос нарушения прав.

4. Cчитать травлю проблемой только жертвы

Это то, что важно доносить до родителей: если это не вашего ребенка травят – не думайте, что у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор, и может произойти все что угодно.

5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы

«Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особенным. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, дешевая одежда – все может стать основанием для объявления жертвы «не такой». Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя.

Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Часто самые отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играют. А если учитель вмешивается и начинает активно работать с травлей, агрессоры иногда за считанные дни меняют свое поведение, хотя, конечно, они не могли бы так стремительно решить свои «внутренние проблемы» или повысить свой «культурный уровень».

Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем «разговоров по душам» или «индивидуальной работы с психологом». С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике – болезнь группы. И работать надо с группой в целом. Обсуждать происходящее, устанавливать новые правила. И только в этом контексте могут быть полезны разговоры с жертвой и обидчиками.

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц, – все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными правилами дорожного движения и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Одна из основных задач возраста в конце начальной и средней школе – разобраться в правилах общежития, научиться жить в социуме. И правила должны задавать взрослые.

6. Давить на жалость

Логика травли состоит в том, что луч прожектора общего негативного внимания обращен на жертву, и она мечется в нем, как обреченный кролик в свете фар автомобиля. Поэтому любые разговоры о жертве подкрепляют травлю. Наша задача – перевести луч прожектора на саму травлю как явление, сделать мишенью насилие как таковое.

7. Принимать правила игры

Это самое важное, пожалуй. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится.

Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого». И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира.

Нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен – и точка.

Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, медиация и «командообразование» тоже.

Вот несколько советов, которые стоит дать ребенку для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Пусть ребенок советуется со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Старшим детям предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.

3. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а старшим детям — сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.

4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».

5. Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.

6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.

7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.

Полностью искоренить кибер-буллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер-буллинг является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с психологом.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Причины буллинга

Травля — понятие многофакторное, ее появлению в школе способствует несколько составляющих. Прежде всего, зачастую микроклимат в школе дает почву для развития буллинга.

Это возникает в случаях, когда:

  • Учителя сами провоцирует ситуации травли, позволяя унижение или насмешки в адрес отдельных ребят.
  • Взрослые создают привилегии для некоторых учеников, которые становятся «любимчиками», и которым многое прощается.
  • Преподаватели стараются не замечать конфликты между подростками, не берут на себя ответственность за агрессивное поведение детей. Оставаясь в стороне от проблемы, взрослые тем самым, поощряют дальнейшее развитие буллинга в школе.

Важна и личность самого агрессора, как центральной фигуры буллинга.

Дети и подростки становятся буллерами при наличии следующих факторов:

  1. Уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий.
  2. У человека очень низкая самооценка, которую он пытается поднять за счет унижения других.
  3. Ребенок стремится быть в центре внимания, стать неформальным лидером.
  4. Имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах.
  5. Эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессивность.
  6. Низкий уровень эмпатии, сопереживания.

Буллерами часто становятся дети из социально-неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, имеющие с раннего возраста сексуальные контакты. С другой стороны, в качестве агрессоров выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «мажоры». Объединяет агрессоров отсутствие любви и внимания со стороны взрослых, в том числе, и по причине постоянного зарабатывания денег. Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей (мамы и папы) становится озлобленным и пытается добиться признания путем эмоциональной и физической травли других ребят.

Причины травли и группы риска

Буллинг является попыткой самоутвердиться. К причинам агрессивного поведения и травли участника коллектива относится:

  • демонстрация своего преимущества;
  • привлечение общего внимания;
  • утаивание своей неуверенности;
  • удовлетворение потребности во власти;
  • насилие в семье;
  • отсутствие лидерской позиции у учителя;
  • негативное влияние телепередач.

Эмоциональное напряжение в семье, между учениками и учителями выплёскивается в неадекватное поведение, негативно отражается на более слабой личности.

Не каждый человек может стать жертвой травли. В группу риска попадают те, кто выделяется на фоне коллектива одеждой, внешностью, вкусами или способностями. Такие люди могут не вписываться в общепринятые рамки. Если они имеют повышенную чувствительность, легко обижаются, к шуткам относятся без чувства юмора, то становятся предметом обсуждения, сплетен, пересудов, а затем буллинга.

Основная агрессия исходит от детей, которые имеют больше предпосылок к развитию буллингового поведения. Их объединяют одинаковые качества:

  • родительское равнодушие;
  • отсутствие заботы и любви в семье;
  • незнание основ морали;
  • отсутствие запретов;
  • неумение выстраивать отношения с ровесниками;
  • желание власти.

Кто чаще становится жертвой буллинга в школе

Преследованию может подвергаться любой человек, но есть одна черта, которая объединяет все жертвы — острая эмоциональная реакция на оскорбления и приставания. Как только обидчик почувствовал злость, страх или обиду, он понимает, что добился своего, он подпитался эмоциями жертвы. Если реакция на домогательства будет адекватно сильной или равнодушной, то объект травли быстро сменится, задевать его станет не интересно и не выгодно для обидчика.

Традиционно объектами буллинга являются:

  • Двоечники, либо наоборот, отличники.
  • Любимчики учителей или отвергаемые ими.
  • Дети с физическими особенностями или недостатками.
  • Ребята с особенным, творческим мышлением, нестандартным поведением.
  • Ученики из малообеспеченных семей.
  • Дети, имеющие собственный взгляд на вещи, мир в целом.
  • Самые красивые или, наоборот, несимпатичные девочки.
  • Представители национальных и сексуальных меньшинств.
  • Ученики с низкой или заниженной самооценкой.

Травле подвергаются дети скромные, излишне впечатлительные, пугливые. Мальчиков чаще преследуют физически, а девочек эмоционально (сплетни, слухи).

Что делать, если ваш ребенок — буллер?

Часто буллерами становятся дети, которые подвергаются в семье насилию, переживают эмоциональные стрессы в прошлом. Причиной может стать тоска, одиночество, обида. Нужно в доверительном тоне поговорить, попытаться выяснить, не обвиняя в агрессии.

Бывает завышенная самооценка у ребёнка, который осознаёт свои действия, ему хочется всеобщего подчинения. С такими труднее, обычно они свою модель поведения берут с экрана телевизора, из интернета. По их мнению, это поможет им добиться всего в жизни. В любом случае нужно разговаривать с ребёнком, даже не один раз.

Следует обратить внимание на окружение ребенка. Возможно, к буллингу привело общение с более взрослыми ребятами, которые проявляют сарказм, подначивают к агрессивным действиям.

Опытный семейный психолог может оказать неоценимую услугу, ведь часто именно со стороны виднее все проблемы. Специалист быстрее разберётся в причинах детской агрессии и поможет найти выход.

Буллинг — серьезная проблема современных школ. Стараться предотвратить школьную травлю должны все участники учебно-воспитательного процесса, в первую очередь — учителя. Родители должны быть чуткими по отношению к своему ребенку, чтобы заподозрить неладное. В благополучных семьях, где между детьми и родителями налажены теплые и доверительные отношения, с меньшей вероятностью вырастет буллер или его жертва.

В чем отличия буллинга от моббинга

Моббинг

является одной из форм психологического насилия, выражающегося в травле одного человека группой людей в рамках отдельного коллектива.

Отличительными чертами данного вида насилия от буллинга являются:

  • Моббинг характерен для взрослых коллективов, проявляется на работе.
  • Если в буллинге зачинщиком травли является один лидер, то моббинг — это воздействие группы людей, «прайда».
  • Целью буллинга является унижение чести и достоинства жертвы, психологическое подавление. Моббинг, как правило, имеет цель выживания человека из коллектива, его подсиживание.

Моббинг не проявляется в форме физического насилия, агрессоры действуют более тонко и изощренно. О человеке распускают необоснованные слухи, принижают его деловые качества, обсуждают личную жизнь. Это и понятно, ведь взрослый человек за рукоприкладство может получить реальный срок лишения свободы, и он этот факт осознает.

Если моббинг «вертикальный», то группу «товарищей» против жертвы возглавит первый руководитель, который старается повысить собственную самооценку за счет другой личности или устранить конкурента. При «горизонтальном» моббинге агрессорами становятся сослуживцы, стоящие с жертвой на одной служебной ступени.

При кажущейся мягкости моббинга в сравнении с буллингом, он также может привести к тяжелым последствиям для преследуемого, таким как нервный срыв или попытка суицида.

Как распознать, что над тобой пошутили или это буллинг?

Допустим, сосед по парте пошутил над твоей новой кофтой. Тебя это не задело, а о случае ты сразу забыл. Тогда это не буллинг. Комментарии одноклассника мешают учиться и вызывают тревогу? На переменах ребята пытаются тебя пнуть или поставить подножку? К сожалению, ты столкнулся с травлей. Давай разберёмся, какие виды буллинга бывают.

Вербальный буллинг

— словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов. Например, кто-то в классе говорит: «Как можно быть такой заучкой», «Ты жирная» и так далее.

Физический буллинг

— запугивание силой в виде ударов, пинков, толчков или неприятных прикосновений. Например, девочке на уроке прилюдно поднимают юбку.

Социальный буллинг

— изоляция жертвы. Например, тебя намеренно не пускают за стол на обеде, объявляют бойкот или отказываются играть вместе во время физкультуры.

Как бороться со школьным буллингом

Ведущая роль в пресечении школьной травли отдается преподавательскому составу и конкретному учителю, классному руководителю:

  • С первого раза в классе следует пресекать попытки насмешек над учениками. Например, если ученик неверно решил уравнение и другой подросток начинает его с места оскорблять, нужно немедленно остановить обидчика, объяснив, что неудача одноклассника не может быть поводом для насмешек.
  • Необходимо пресекать все факты пренебрежительного отношения. На фразу ребенка в адрес другого: «Я не буду с ним сидеть!», нужно настоять на своем. Позднее следует поговорить с подростком, узнать причину его антипатии к другому человеку, представить себя на его месте.
  • Если ребенок является «белой вороной» следует дать возможность ему самовыразиться, проявить те качества, которые помогут завоевать авторитет в глазах одноклассников.
  • Сплочению класса очень способствуют совместные мероприятия, игры, походы, классные вечера. Можно придумать постановку пьесы или выпуск стенгазеты.
  • Категорически нельзя допускать насмешек и унижений кого-бы то ни было со стороны учителя. Дети прежде всего, копируют поведенческие установки взрослых. Обидев ученика, преподавателю будет сложно доказать буллеру, что он действует неправильно.
  • Если учитель увидел гиперактивного агрессивного ребенка, стремящегося занять лидерские позиции, необходимо принять меры к направлению энергии ребенка в позитивное русло.

Важно!

При первых признаках буллинга необходимо принимать меры к его пресечению, не замалчивать ситуацию, спасая честь мундира. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, целесообразно составить общий разговор с расставлением оценок и поиском выхода из конфликта.

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Последствия детской травли

Участие в буллинге принимают три стороны: агрессор, жертва и свидетели. И для каждой из них наступают последствия. Буллер получает развитие деструктивных черт личности, отсутствие возможности построения в будущем близких, доверительных отношений.

Свидетели приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы.

Самая тяжелая по степени тяжести психологическая травма наносится жертве. Многие люди, будучи зрелыми, со слезами и страхом вспоминают обиды и унижения, перенесенные в детстве. Школьный буллинг по тяжести последствий для психики сравним с семейным насилием. Таким образом, последствия травли носят пролонгированное действие.

Крайняя степень реакции на буллинг — это попытки суицида, характерные для наиболее восприимчивых детей. Ребенок не видит другого выхода из травмирующей его ситуации, полагая, что смерть — это единственный путь избавления от страданий.

Физические последствия травли выражаются в частых головных болях, расстройстве пищеварения, проблемах со сном, мышечной напряженности.

Для всех жертв буллеров характерны низкая самооценка в течение всей жизни, предрасположенность к депрессиям. Ребенок вырастает тревожной, невротической личностью и помочь в минимизации последствий школьной травли может только квалифицированная помощь психолога.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.

Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).

Профилактические методы

Любое явление лучше предотвратить, чем ликвидировать его последствия, и буллинг — не исключение.

Основными методами профилактики случаев травли в школе являются:

  1. Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения. Умение решать конфликты, толерантное отношение ко всем ребятам.
  2. Нацеленность на семью, как источник воспитания ребенка. Изучение поведения родителей, социальной и психологической обстановки в семье. Коррекция внутрисемейных отношений.
  3. Формирование стрессоустойчивости личности ребенка личным примером, через внеклассные занятия с приведением примеров героизма, жизнестойкости в жизни и искусстве.
  4. Обучение навыкам конструктивного общения, уважения к личности другого человека.
  5. Осуждение и пресечение любого асоциального поведения детей.

Стоит чутко реагировать на проявления вражды между отдельными детьми, случаи проявления неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении на проявления буллинга необходимо провести разговор как с обидчиком, так и с жертвой.

Практическая часть

Друзья, является умение правильно выстраивать коммуникации с людьми. Если хотите поработать в этом направлении, рекомендую Вам онлайн-интенсив «Эффективное общение» — Как понимать скрытые эмоции окружающих и строить эффективное общение. Этот курс научит Вас:

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

  • Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
  • Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
  • Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами. Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните

: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

УЧИТЕЛЯМ

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

РОДИТЕЛЯМ

Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе. Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка.

О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:

  • Повышенная тревожность.
  • Плохой сон.
  • Нежелание идти в школу.
  • Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
  • Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
  • Подавленное состояние.

В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.

Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем. Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее. Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка. Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.

Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.

Содержание:

  • Буллинг как один из видов насилия Что такое буллинг
  • Разновидности травли
  • Школьный буллинг сегодня – особенности
  • Скулшутинг как итог буллинга
  • Причины и мотивы буллинга
  • Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
  • Кто участвует в травле?
      Жертва
  • Агрессор
  • Наблюдатели
  • Влияние буллинга на его участников и последствия
  • Как бороться с буллингом в школе?
      Что делать ребёнку – жертве травли?
  • Как вести себя родителям?
  • Профилактика школьного буллинга
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]