Девиация: что это, причины, примеры, симптомы и профилактика

Девиация – в узком смысле отклонение от нормы. Его связывают с отклоняющимися поведенческими моделями. Что значит «девиантное поведение»? Ученые рассматривают его как отклонение, выражающееся в устойчивых актах деятельности, которые, что ясно, не являются соответствующими нормам, принятых обществом. Нередко людей с ярко выраженным девиантным поведением намеренно формально и неформально «наказывают», изолируют, отправляют лечиться или исправляться. Само по себе оно – это и предмет, и объект анализа для социологов, при этом индивидуальные девиации изучаются психологической наукой.

Причины возникновения девиантных установок, подробные сведения о том, что это в психологии и социальных науках – информация об этом и многом другом представлена в материале статьи.

Девиация и девиантное поведение – что это?

Принято считать, что девиантные люди – это асоциальные личности, социопаты. Но это верно лишь отчасти. Деятельность их – то, что противоречит нормам социума. Чтобы ближе подойти к пониманию сути и содержания понятий, представим несколько наиболее распространенных определений с опорой на видение ученых, представляющих разные области научного знания.

Девиация в социологических науках – социальная деятельность, которая отклоняется от устоявшихся и принятых обществом норм.

Дадим еще 3 примечательных в контексте обозначенной темы определения, которые позволят приблизиться к раскрытию сути и содержания девиантного поведения. Вот они:

  1. В социологии оно рассматривается в качестве совокупности явлений социального характера, представляющих опасность для физического, социального выживания человека в конкретной среде. Нередко понятие привязывается учеными и исследователями к некоторым нарушениям в части усвоения, воспроизведения норм и ценностей.
  2. В медицине это отклонение от норм в межличностных взаимодействиях, выражающееся в некорректных поступках, действиях, высказываниях, других актах. Они могут быть обусловлены нарушениями психического здоровья личности, иногда проявляются в его нормальном состоянии.
  3. В психологии это отклонение от социальных и психологических, а также от нравственных норм, выражающееся в наличии негативных установок в части решения конфликтных ситуаций, в части соблюдения значимых в контексте социума условных регламентов.

Знакомо ли вам то, о чем идет речь? Сталкивались ли с соответствующими проявлениями со стороны других? Может, сами ведете себя как-то не так?

Да, мне кажется, я сам (сама) часто демонстрирую не вполне адекватные действительности модели деятельности. Кажется, пора разобраться с собой.

0%

Да, но только со стороны других. Себя считаю нормальным человеком.

0%

Нет, я никогда не сталкивался (сталкивалась) с этим.

100%

Проголосовало: 1

Признаки девиации

Поскольку понятие девиации несколько отличается в разных науках, разными будут и его признаки:

  1. В социологии девиантным поведением считаются поступки, нехарактерные для поведения большей части общества.
  2. Социальная психология считает отклонением любое отступление от общественной морали.
  3. Девиация в педагогике и психологии — уверенное поведение, мешающее развитию и самореализации.

Типы девиантного поведения

Есть множество классификаций и типологий, завязанных на отношении человека к нормам, к восприятию им морали и нравственности, на других критериях. Следует отметить, что многообразие подходов становится причиной противоречий. Оно (многообразие) обусловлено тем, что разные школы и представители разных областей знания неодинаково подходят к трактовке рассматриваемых нами понятий.

Примечательным и наиболее точным видится подход, который предложил Роберт Кинг Мертон, американский социолог. Он смог выделить 5 способов адаптации человека к условиям, характерным для того или иного общества. При этом каждый из способов можно описать критерием «степень одобрения индивидуумом общественных целей». Интересно то, что некоторые эти способы можно рассматривать в качестве типов социальной девиации. Вот упомянутые способы:

  1. Подчинение. Речь о подчинении индивида целям. Это почти, что норма.
  2. Инновация. Инноваторы (новаторы) склонны подчиняться, но средства достижения социальных целей часто порицаются ими, вызывают недовольство. Это когда все проявляется в стремлении уйти от абсолютного подчинения.
  3. Ритуализм. Ритуалисты «убирают» цели, считают их недостижимыми, но стараются придерживаться общих правил, нередко чтят традиции. Данный тип не всегда является однозначным: иногда говорят об отклонениях, иногда их не упоминают.
  4. Ретретизм (иногда ретреотизм, но корректнее употреблять без «о»). Данный способ адаптации – это совсем не об адаптации, потому что человек всячески стремится отдалиться от общества, он не является согласным с его целями и средствами их достижения.
  5. Мятеж (революционизм). Революционеры или же мятежники – это часто личности, стремящиеся к установлению новых правил и норм порядка. Они видят целесообразной смену целей и средств их достижения.

Кем вы считаете себя? Какой из предложенных способов адаптации ближе вам?

Я подчинен (подчинена) общим целям, следую стандартам и нормам.

100%

Я считаю себя новатором. Да, именно так.

0%

Кажется, мне ближе всего ритуализм.

0%

Для меня характерен ретреотизм. Я всегда отдаляюсь от социума.

0%

Я тот еще мятежник (мятежница).

0%

Проголосовало: 1

Интересной следует считать предложенную Короленко Цезарем Петровичем и Татьяной Александровной Донских классификацию. Они представили 6 типов социальной девиации:

  1. Нестандартная. Это поступки, которые выходят за рамки общественных стереотипов, но при этом являются позитивными с точки зрения социального развития.
  2. Деструктивная. Характерна для склонных к агрессии личностей, живущих предрассудками и заблуждениями, часто и суевериями. Она не находит ярко выраженных внешних проявлений.
  3. Внешняя деструктивная. Она нацелена на нарушение норм, доминирующих в обществе.
  4. Аддитивная. Авторы классификации к аддитивным типам личностей относят чаще наркоманов или алкоголиков, то есть людей, стремящихся к уходу от реальности всеми доступными способами.
  5. Антисоциальная. Выражается в стремлении индивида к нарушению законов, в неуважении прав и свобод людей.
  6. Внутренняя деструктивная. Это почти, что тотальный конформизм, при этом всякая личность с данным типом нередко склонна к суициду, является нарциссом или фанатом. Согласно практике психологов, 4 из 10 людей с соответствующими внутренними признаками обладают вместе с тем и чертами аутических расстройств.

Принято делить все виды на две группы: положительные и негативные.

Среди негативных выделяют:

  • хулиганство;
  • домогательства сексуального характера;
  • наркоманию, алкоголизм;
  • проституцию;
  • вандализм;
  • непристойные действия и поступки, другие.

Положительные следующие:

  • самопожертвование, героизм;
  • щедрость и добродетельность;
  • гениальность и другие.

Так, можно говорить, что девианты – это не всегда плохие люди. Героизм и самопожертвование, гениальность и не только – все это больше о хорошем, чем о плохом. Поэтому не стоит употреблять анализируемые понятия в качестве исключительно негативно окрашенных.

Какие девиации характерны больше для вас, негативные или положительные?

Кажется, что негативные. Увы, но я склонен к проявлению негативных качеств в отношении социума.

0%

Кажется, что положительные. Считаю себя доброжелательным и миролюбивым человеком.

100%

Не могу сказать. Мне кажется, что во мне всего поровну.

0%

Проголосовало: 1

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.

Симптомы отклоняющегося поведения

Признаки его находят выражение в преобладающих поведенческих моделях человека, могут быть обусловлены психическими, моральными, физиологическими факторами и другими. Вот самые общие и наиболее распространенные:

  • деятельность, поступки, не являющиеся соответствующими принятым в социуме или официально установленным нормам;
  • подверженность социальным санкциям. Речь о том, что негативные с точки зрения общества поступки часто порицаются окружающими. Это не прямой признак, а косвенный, он связан с первым пунктом, то есть с проявлением конкретного акта;
  • желание нанести ущерб себе или окружающим, тяга к конфликтам, интерес к деструктивным методам действий;
  • стойкость негативных настроений. Однако человек может быть непостоянным в этом, то есть в одних делах проявлять девиацию, в других быть обыкновенной личностью, соответствующей нормам;
  • согласованность мотивов и стремлений с негативными установками. Если последних нет, возможность согласования мотивационной сферы с ними отсутствует. Это значит, что в такой ситуации вероятность развития ненормального поведения минимальна. Можно говорить, что любой человек с соответствующими установками часто буквально полнится негативными мыслями по отношению к обществу;
  • неспособность приспосабливаться к условиям социальной среды;
  • низкая самооценка. Психологи отмечают, что нередко личности, склонные к совершению действий и поступков, которые другие люди не одобряют, низко оценивают себя и собственные способности, а чтобы утвердиться, начинают «идти против»;
  • безответственность. К «отклонениям» склонны люди, не осознающие важность ответственности, при этом не являющиеся способными к осознанию последствий собственных поступков.

Наблюдали ли вы когда-нибудь за собой представленные признаки?

Да, частенько наблюдаю их у себя. Кажется, со мной что-то не так…

0%

Да, но только часть. Все зависит от конкретной ситуации и людей, с которыми я взаимодействую.

100%

Нет, никогда не сталкивался (сталкивалась) с такой мыслью.

0%

Проголосовало: 1

Формы девиации

В условиях функционирования современного социума к основным формам девиаций следует отнести: алкоголизм, наркоманию, преступность, суицидальное поведение, проституцию.

По мнению большинства социологов, негативная и положительная девиация неизбежны в современном обществе. Полностью искоренить отклоняющееся поведение невозможно. Пока существуют установленные кем-то нормы – будут существовать и отклонения от них. Исследователи данной проблемы отмечают, что закономерным является возникновение девиаций в обществах, которые переживают преобразование, где в условиях усиления кризиса у человеческих субъектов начинает расти неудовлетворенность собственным положением, что ведет к зарождению чувства неудовлетворенности и отчужденности от общества. Прогрессирующий рост девиантного поведения, их неизбежность требует от социума слаженных действий и целенаправленных мероприятий.

Профилактика девиаций должна включать поиск методов воздействия и технологий работы с дезадаптированными индивидами, реабилитацию подростков, предупреждение возникновения отклоняющегося поведения, то есть ликвидацию условий, оказывающих негативное влияние на действия несовершеннолетних.

Профилактика девиаций – это комплекс государственных действий, организационно-воспитательных, социально-медицинских мероприятий, сосредоточенных на предупреждении, ликвидации или направленных на нейтрализацию ключевых причин и устранение условий, провоцирующих различного рода девиации и социальные поведенческие отклонения.

Борьба с девиациями, в первый черед, должна происходить путем воздействия на соответствующие социальные группы и субкультуры, то есть на негативную социальную среду, и на определенных их носителей; условия и причины, продуцирующие такие явления, как наркомания, преступность и т.п.; связи таких явлений с преступностью.

Примеры девиантного поведения

Было отмечено, что оно может быть позитивным или негативным. Также было приведено несколько примеров. Покажем дополнительные.

Положительные примеры:

  • аскетизм. Любого аскета принято считать исключительно положительным «персонажем». Суть аскетизма водится к отказу от мирских дел в угоду духовности. Вреда окружающим или окружающему аскеты не причиняют, опасности не представляют;
  • чрезмерная щедрость. Иногда в порывах такой щедрости люди забывают о себе, отдавая нуждающимся почти все, что имеют;
  • высокие творческие способности. Обществом они не порицаются, но все же есть мнение, что человек, обладающий такими способностями – в первую очередь «не такой, как все».

Негативные примеры:

  • наличие зависимости. Это алкоголь, наркотики или что-то еще. Часто сильно зависимый человек ради получения «новой порции» чего-либо может идти на крайности;
  • хамство. Это простой и очевидный пример. Люди, хамящие другим по поводу и без повода (чаще последнее), просто демонстрируют собственную склонность к тому, чтобы «плевать» на нормы и мораль;
  • терроризм. Пояснения, кажется, не нужны.

Основные виды девиации

Варианты девиантного поведения делятся на две основные группы:

  • нарушения социальных, правовых стандартов, норм общественной морали, культурная девиация;
  • психические отклонения, явные или скрытые.

В эти группы входят следующие виды девиации.

  1. Асоциальная
    . Игнорирование сложившихся общественных устоев.
  2. Деликвентная
    . Девиация, приводящая к уголовным преступлениям.
  3. Саморазрушительная
    . Намеренное причинение вреда физическому или психическому здоровью вплоть до самоубийства.
  4. Психопатологическая
    . Проявление каких-либо психических нарушений, заболеваний.
  5. Диссоциальная
    . Отклонение от всех стандартов здоровой психики.
  6. Парахарактерологическая
    . Негативные изменения в характере, возникшие в результате неправильного воспитания.
  • В социологии любое отклонение от общепринятых стандартов рассматривается отдельно и может быть как позитивным, так и негативным.
  • Правовая девиация
    — все поступки, нарушающие нормы законодательства.
  • Педагогическая
    , ещё может называться дезадаптацией. В неё входят все трудности налаживания нормальных взаимоотношений среди детей.
  • Медицинская
    . Расстройства поведения, вызванные различными болезнями либо приёмом наркотических препаратов.
  • Социальная девиация

    В основном девиантность поступка в социуме определяется мотивацией. То есть, нормы общественной морали должны быть нарушены сознательно. Социальная девиация — единственная, бывающая и положительной и отрицательной.

    Какие бывают девиации со знаком плюс:

  • героизм;
  • открытие нового пути развития общества;
  • совершение географических или иных открытий.

С этой точки зрения девиантами являются:

  1. Великие путешественники (Х. Колумб, Н. Миклухо-Маклай, Р. Амундсен и другие)
  2. Учёные (Джордано Бруно, Мария Кюри, С. Королёв, А. Эйнштейн и другие)
  3. Духовные лидеры. Как бы крамольно это не звучало, но по отношению к изначальной религии общества развитие христианства, буддизма, ислама и др. являлось девиацией.
  4. Деятели искусства, открывшие новые жанры и приемлемые средства художественной выразительности. Например, Эдгар Аллан По, считающийся создателем современной формы детектива, триллера и, во многом, научной фантастики.
  5. Герои. Александр Матросов, Зоя Космодемянская, Мария Барсукова, Сергей Багаев, и многие другие.
  6. Борцы за равноправие.

Девиации со знаком минус:

  • аморальное поведение;
  • разнообразные зависимости;
  • детская беспризорность, побеги из дома;
  • проституция;
  • садизм.

Продолжать список социальных девиаций можно до бесконечности, так как они во многом зависят от структуры общества, о котором идёт речь. Например, двоежёнство осуждается в христианском обществе и является нормой для ислама. Вообще девиации в социуме тем и отличаются от остальных, что могут изменяться, подстраиваться под нужды основной массы населения.

Сексуальная девиация

Второе название сексуальных интересов, отличных от общепринятой нормы — парафилия. Описать причины сексуальных девиаций и дать чёткое определение того, где заканчивается норма и откуда начинается девиация в сексе пытались многие. В DSM-5 Рей Блэнчар привёл следующее определение: «Парафилия — все виды (атипичного) интенсивного и устойчивого сексуального интереса, за исключением сексуального интереса к генитальной стимуляции и подготовительным ласкам с фенотипически нормальным, согласным и половозрелым человеческим субъектом». Список «нормофилий» (этот термин означает «нормальный» сексуальный интерес и используется как противовес парафилии) по Блэнчару выглядит так:

  • оральные ласки;
  • анальное/вагинальное проникновение;
  • взаимная мастурбация;
  • поцелуи.

Примеры парафилий:

  • сексуальный интерес к моче, копрофилия;
  • предпочтение лиц с выраженными физическими недостатками;
  • сексуальный интерес к элементам БДСМ.

Почти сразу это определение было подвергнуто жесточайшей критике. В основном за неясность некоторых его составных частей. Так Чарльз Моузер счёл некорректной постановку определения через то, чем оно не является. Кроме этого он указывал, что понятие «фенотипически нормальный субъект» является слишком размытым ( например, не понятно, является ли таким объектом женщина, перенёсшая пластическую операцию).

Сексолог счёл некорректным и проявление сексизма в документе. Так согласно определению DSM-5 желание женщины подчиняться мужчине в постели является нормой, а обратное — девиацией. То же справедливо и для желания использовать красивое нижнее бельё. В целом Чарльз Моузер придерживается точки зрения, что конкретная граница между нормофилией и парафилией обусловлена лишь культурными и религиозными нормами и с медицинской точки зрения не существует.

Следует однако отделять парафилию от парафильного расстройства. Если первая это лишь интерес к нестандартным видам и способам интимных отношений, то второе — болезнь, и она характеризуется наличием зависимости. На практике это выглядит так: если любитель БДСМ может обойтись без него, то это парафилия. Если удовлетворение возможно только в рамках БДСМ-сессии это парафильное расстройство.

Гендерные девиации

Этот вид отклонения от общепринятых стандартов вызывает самую неоднозначную реакцию в социуме. С момента рождения ребёнку прививают определённые черты и мировоззрение, призванное в конечном итоге закрепить его полоролевую модель поведения и внешнего вида. Так девочкам с раннего детства прививается любовь к платьям, украшениям и макияжу. Мальчикам — к строгой, спортивной или военизированной одежде.

В дальнейшем эти различия внешнего вида укрепляются разницей в поведении и приоритетах. В случае, если женщина совершается действия, однозначно относящиеся к мужской полоролевой модели или наоборот — это является гендерной девиацией. Её крайняя форма — становление человека трансвеститом или же смена пола хирургическим методом. Многие склонны считать, что это современные девиации, характерные лишь нашему времени.

Коммуникативные девиации

Коммуникативными нарушениями, то есть нарушениями общения, являются:

  1. Аутизм
    . Первичный — врождённый — проявляется в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Вторичный — приобретённый — может появиться после нахождения в стрессовой ситуации или в результате особенностей воспитания. Эти типы девиации характеризуются осознанным стремлением к одиночеству, неумением поддерживать дружеские связи и налаживать контакт с незнакомыми людьми.
  2. Гиперобщительность
    . Антагонист аутизма. Страдающий гиперобщительностью человек стремится за как можно более короткое время пообщаться с как можно большим количеством собеседников, патологически не умеет переносить одиночество.
  3. Фобии (страхи)
    . Считается, что у каждого человека есть хотя бы одна фобия. Некоторые из них серьёзно осложняют общение. Например эрейтофобия (страх покраснеть прилюдно) или скопофобия (страх оказаться смешным).

Девиация — сектантство

Одна из известных проблем современного общества — секты. Обращаться туда людей заставляют различные психические девиации. Например аутизм, антисоциальное поведение и т.д. От религий секты отличаются следующим.

  1. Поклонение перед духовным лидеру (человеком).
  2. Жёсткая иерархическая структура. Даже если её существование неизвестно рядовым членам общины
  3. Стремление полностью контролировать жизнь членов секты.

Пищевые девиации

Существует два самых известных вида нарушений питания: анорексия и булимия. Считается, что это современные девиации поведения, однако первый случай анорексии был зафиксирован ещё в XVII веке.

  1. Анорексия
    . Стремление не допустить повышения массы тела любыми методами, вплоть до полного отказа от пищи.
  2. Булимия
    . Схожа с анорексией, но включает в себя ещё и неконтролируемые приступы переедания.

Девиация — алкоголизм

Патологическая зависимость от алкоголя, ведущая в итоге к саморазрушению. Алкоголики как правило отрицают наличие проблемы и уверены, что могут в любое время с ней справиться. К формированию алкогольной зависимости ведут другие личностные девиации или физиологические особенности человека.

Причины возникновения девиантного поведения

Действия и поступки людей, склонных к проявлению рассматриваемых поведенческих моделей, можно объяснить разными механизмами и влиянием множества факторов. На кого-то влияют стандарты «отклоняющихся» общностей, на ком-то сказываются травмы из детства.

Принято выделять две группы причин: психологические и социальные.

Психологические причины

Здесь все связано с влиянием на человека разного рода внешних факторов, раздражителей. В психологии девиации часто привязывают к фактам психических расстройств, психологических качеств, носящих или врожденный, или приобретенный характер. Есть мнение, что разные типы ориентации поведенческих моделей при этом, которые развиваются и обретают форму расстройства или качества, могут быть обусловлены следующими факторами:

  • климат;
  • геофизика;
  • экология и так далее.

Социальные причины

Общество как условно окружающая среда постоянно влияет на человека от момента рождения до самой смерти. При этом в рамках социальных причин можно выделить множество факторов, негативно влияющих на развитие личности, приводящих к возникновению в ее сознании отклоняющихся установок. Это:

  • искаженная моральность. Речь о ситуации, например, когда человек, который выше по статусу, чем «простолюдин», ценится выше. Это вызывает у некоторых негодование, на фоне чего может развиваться описанная поведенческая реакция;
  • социальное неравенство. Это почти то же, что и первый пункт. Все акты и факты неравенства могут приводить к формированию в сознании личности негативных установок;
  • невозможность удовлетворить потребности. Простой пример – низкая заработная плата на фоне постоянного повышения цен на продукты, одежду, услуги коммунальных служб. Иногда неспособность удовлетворить потребности законно приводит людей к необходимости совершения противозаконных действий (воровство, сообщение ложных показаний счетчиков коммунальщикам и тому подобное). Плохие условия жизни, что подтверждают данные в распоряжении Всероссийского центра изучения общественного мнения, чаще всего «толкают» людей на противоправные деяния;
  • отсутствие воспитания (правильного). Самый простой пример – дети, воспитываемые не родителями.

Принято выделять биологические причины, по которым люди ведут себя не так, как того требует общество. Чаще всего к группе биологических причин относят: воспаления и травмы мозга; возрастные особенности; состояние нервной системы; нарушения и патологии онтогенеза.

Какие причины вам кажутся наиболее сильно влияющими на развитие отклонений в поведенческих реакциях?

Я считаю, что социальные. Социум – не просто институт, но и буквально учитель для каждого из нас. Он учит нас условиями. Чем они хуже, тем, что понятно, хуже и люди в них.

100%

Кажется, что психологические. Почти всегда в отклонениях лежат психологические механизмы и причины.

0%

Я склоняюсь к тому, что биологические.

0%

Проголосовало: 1

Определение понятия

В психологии девиация — это поведение людей, нарушающее стабильность межличностного взаимодействия. Психологи утверждают, что девиация – это поведение индивида, которое противоречит социокультурным нормам, моральным и нравственным устоям общества.

В структуре девиации выделяют:

  • поведение человека;
  • ценностные отношения и моральные ориентации личности;
  • социальные нормы и правила, которые выступают основным критерием отклоняющегося поведения;
  • оценочное отношение окружающих.

Иногда проявление психических заболеваний со стороны выглядит как умышленное нарушение норм и правил. Но между отклоняющимся поведением и медицинским диагнозом нельзя ставить знак равенства.

Коррекция и работа с социальной девиацией

Рассматриваемое нарушение необходимо лечить. Иногда работают методы психотерапии, иногда помогает медикаментозное лечение (когда требуется терапия каких-либо психологических расстройств). Подбирать методы должен специалист. Самолечение не рекомендуется: оно может не принести результатов или привести к ухудшению ситуации.

Психотерапия

Психологические методы или же психотерапевтические способствуют коррекции поведения людей, а также эффективны при поиске причин разного рода отклонений, при их проработке.

Вот эти методы:

  • консультации (индивидуальные или в группах);
  • арт-терапия;
  • тренинги (ориентированные на проблемы, например).

Психотерапия не всегда является эффективной. В случае необходимости психолог может привлечь к решению проблемной задачи психотерапевта.

Медикаментозная терапия

Психотерапевт – врач, который может назначить специальные препараты, успокаивающие нервную систему, подавляющие агрессивность и не только.

Могут быть показаны к приему:

  • антидепрессанты (избавляют от депрессивных состояний);
  • транквилизаторы (избавляют от тревоги и паники);
  • седативные препараты (избавляют от панических атак и агрессивности);
  • витамины (в редких случаях могут быть назначены витамины, укрепляющие нервную системы, например, витамины группы B) и другие средства.

Иные методы борьбы

Иногда могут применяться дополнительные методы коррекции. Это физиотерапия, закаливание, гимнастика, занятия йогой, специальные массажи. Психологи и психотерапевты отмечают, что иногда обретение человеком увлекательного хобби исключительно благоприятно влияет на общие результаты борьбы.

Профилактика девиантного поведения

Стоит понимать, что чаще всего предупредить его можно только при условии, что речь касается профилактических работ с детьми. Взять контроль над взрослыми и просто перевоспитать их вряд ли получится даже у самого опытного «воспитателя» в лице психолога.

Вот как можно предупредить развитие негативных установок у детей и подростков:

  • демонстрация положительных примеров;
  • доверительная атмосфера в семье, теплые отношения;
  • адекватные действительности и потребностям воспитательные мероприятия;
  • информационная и профилактическая работа на уровне детских садов, школ.

Эффективным мероприятием может стать вмешательство психолога в случае, когда есть подозрения на развитие некорректных поведенческих моделей.

Работа со взрослыми людьми намного сложнее. Может потребоваться участие специалистов разного профиля (единовременно).

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на вопросы, касающиеся темы и проблем, о которых шла речь в материале публикации.

Как девиантное поведение влияет на общество?

Оно может влиять на общество и положительно, и негативно. Дело в том, что всякая девиация может быть как хорошей, так и плохой. Примеры были показаны нами в разделах, посвященных типам и симптомам отклоняющегося поведения. Если интересно, можете ознакомиться с их содержанием, чтобы во всем разобраться. Вот краткие сведения в примерах: добродетельность сверх меры – положительная модель, благоприятно влияющая на общество; эксгибиционизм – негативная модель, которая в худшем случае может психически травмировать людей.

Что может спровоцировать девиантное поведение?

На формирование и последующее проявление установок, о которых шла речь в статье, влияет множество факторов. Принято выделять три группы причин: биологические, психологические, социальные. Вот примеры: биологическая причина – нарушения работы мозга; психологическая – наличие психических расстройств; социальная – неудовлетворенность собственным положением в обществе. Нужно больше примеров? Тогда рекомендуем прочитать раздел статьи, посвященный причинам.

В чем опасность отклоняющегося поведения?

Опасность сводится к тому, что любой человек, демонстрирующий его, может вредить не только себе, но и окружающим. Часто такие личности намеренно отказываются от следования общепринятым нормам, они намеренно искажают собственную нравственность, рушат в себе мораль и не только. Чтобы понять, что подобные поведенческие реакции в некоторых случаях представляют серьезную опасность для всего общества, достаточно вспомнить экстремистов и террористов. Они – яркие примеры опасности.

Какие три причины провоцируют у школьников девиантное поведение?

Выделять только 3 нецелесообразно, но если говорить о группах причин, можно выделить биологические, социальные и психологические. Узнать о том, как и почему они влияют на склонность к проявлению девиантного поведения, вы можете в разделе «Причины возникновения девиантного поведения». Показанные в нем данные справедливы не только для детей, но и для взрослых. Они позволят найти исчерпывающий ответ на данный вопрос.

Каковы признаки отклоняющегося поведения детей в семье?

Чтобы разобраться с этим, прочтите, пожалуйста, разделы статьи, посвященным типам и симптомам такой модели. В них мы рассказываем о том, что характерно для личности с ненормальными поведенческими реакциями, а также показываем простые и удобоваримые примеры, которые показывают самое важное. Если коротко, то ребенок может начать отвергать семейные ценности, пытаться навязать родителям какие-то свои представления. Девиантные дети неохотно слушаются родителей и других взрослых, часто пакостят и делают все так, как нужно им, без оглядки на потребности и нужды, просьбы окружающих.

Какие новые типы девиантного поведения появились в российском обществе?

Под влиянием информационного пространства в российском обществе среди подростков часто обнаруживаются новые формы указанной модели действий и поступков. Эксперты в области криминологии, социологии и психологии чаще всего выделяют популяризацию следующих пяти форм: алкоголизация, наркомания; осознанное совершение преступлений; суицидальные склонности; проституция в нестандартных формах, не предполагающих физического контакта; сексуальные девиации.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 257576

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]