Девиация в психологии. Что это, определение, примеры


Понятие девиации в психологии

С латинского языка «девиация» переводится как «отклонение». В психологии есть понятие, которое носит название девиантное поведение. Оно обозначает действия человека, которые не соответствуют нормам, установленным в обществе. Все взаимоотношения между людьми строятся на этикете, принятых правилах и законах.

Девиация подразделяется на следующие виды:

  • саморазрушительная – это склонность к суициду, вредные привычки;
  • асоциальная – человек полностью игнорирует установленные правила и традиции;
  • деликвентная – индивид совершает преступные деяния;
  • психопатологическая – этот вид связан с заболеваниями психики;
  • парахарактерологическая – отклонения из-за неправильного воспитания.

Девиация — это в психологии поведение индивида, которое может проявляться, как с позитивной, так и с негативной стороны. Если человек идет наперекор устоям общества, но с целью что-то изменить к лучшему, преобразить, это положительное проявление. Но, если поступки связаны с противозаконными методами, нежеланием адаптироваться к правилам общества, это негативный пример девиации.

Классификация поведенческих девиаций

Психологических классификаций девиаций много. Ввиду того, что девиации являются междисциплинарным феноменом, их изучением занимаются социологи, психологи, антропологи. В психологии распространена следующая классификация.

Классификация девиаций по виду девиации:

Название Расшифровка Примеры
Девиантное поведение Нарушение правил поведения, моральных устоев и социальных норм, соответствующих возрасту. Характерно для школьников и подростков. Оскорбления, ложь, вызывающее и демонстративное поведение, негативизм, непослушание, прогуливание школы, отказ выполнять уроки и пр.
Делинквентное поведение Нарушение правовых норм, не влекущее уголовной ответственности. Устойчивый паттерн поведения — отклоняющееся поведение входит в привычку. Регулярное прогуливание школы, ношение в школу оружия (ножи), алкоголизм, курение, наркомания, драки и т. д.
Криминальное поведение Возможно с наступлением возраста уголовной ответственности, когда противоправные действия влекут за собой возбуждение уголовного дела. Воровство, хулиганство, поджоги, торговля наркотиками, действия сексуального характера, нанесение увечий и пр.

Считается, что понятие «девиация» применимо и к детям, начиная с 5 лет. В практике однако большее значение имеют подростковые девиации.

Концепции девиации

На основании причин, вызывающих отклонения, выделяются теории девиантного поведения.

Биологические теории

Суть биологической теории заключается в том, что все девиантные поступки являются следствием склонностей, с которыми человек рождается. Индивид не умеет сдерживать свои потребности. Он стремится удовлетворить их вопреки всем правилам.

Ломброзо

Итальянский врач Ломброзо придерживался биологической теории в девиантности. Много лет он изучал преступников в тюрьмах. Врач сделал вывод, что более 1/3 заключенных склонности к девиантному поведению приобрели от рождения. Это заложено в них природой.

Таких преступников объединяют одинаковые характеристики:

  • агрессия, злоба;
  • недоразвитость;
  • неспособность исправляться.

Эти люди обладают специфической внешностью. У них длинные руки, плоский нос, слегка вдавленный, нарушение строения челюсти.

Шелдон

К биологической относится теория американского психолога Шелдона.

Он утверждал, что поступки людей можно предугадать по их типу фигуры:

  • худые люди с хрупким телосложением склонны к нервозности, повышенной чувствительности;
  • сильные и стройные индивиды больше остальных склонны к девиантным поступкам. Они активные, беспокойные;
  • люди с умеренной полнотой относятся к общительным, хорошо умеют ладить с окружающими.

Но на практике теория Шелдона часто не работает, так как среди преступников с девиантным поведением часто встречаются люди разного телосложения.

Гоув

Биологическая теория автора Уолтера Гоува основана на возрастных особенностях и половой принадлежности. Гоув выделяет максимальную склонность к девиантным поступкам среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. На второе место он ставит подростков от 13 лет.

Существуют отдельные исследования, на основе которых сформированы утверждения о склонности к девиантному поведению из-за генетических особенностей.

Например:

  • усыновленные дети в период полового созревания начинают по поведению становиться похожими на своих биологических родителей;
  • мужчины, у которых есть дополнительная хромосома У, характеризуются повышенной степенью девиации.

Биологическая теория большинством психологов не принимается. Ее противники согласны только с тем, что на поведение может влиять тип нервной системы.

Социально-психологические теории

Основа социально-психологической теории заключается в том, что общество само виновато в поведении человека. Оно провоцирует его нарушать правила.

Дюркгейм

Теория аномии Дюркгейна основана на том, что люди, попадающие в положение дезорганизации, начинают вести себя неадекватно.

Это можно наблюдать в период кризисов, во время войн, переворотов и смены власти.

Мертон

Автор теории адаптации американский социолог Роберт Метрон говорил о том, что на девиацию оказывает влияние не только общество, но и сама реакция человека на происходящие социальные изменения.

Беккер

Американский экономист Гэри Стэнли Бэккер разработал социально-психологическую теорию стигмаций и ярлыков. Бэккер описывает в своих работах процесс навешивания ярлыков на низшие слои общества.

Принято считать, что люди с девиантным поведением встречаются среди наркоманов, алкоголиков и цыган. Но и среди этой категории людей могут быть те, кто не нарушает закон, придерживается общих правил поведения. А навешанный ярлык часто заставляет их действовать против норм.

Психологические теории

Девиация — это в психологии поведение, которое берет свои основы из психики человека.

Экзистенциально-гуманистическая

Авторы этой теории говорят о том, что причина девиантного поведения личности заключается в разочаровании в самой себе. Это может быть потеря смысла жизни, подавление духовности, низкая самооценка и склонность к самоуничижению.

Психодинамическая

В основе этой теории лежит психоанализ Фрейда. Девиантные поступки возникают у человека из-за конфликта между сознательным и бессознательным. Чаще всего причиной нарушений становится отсутствие близких отношений с матерью.

Поведенческая

Нарушение норм поведения может наблюдаться как следствие воздействия окружающей среды на человека. Если с самого детства ребенка сильно наказывали за девиантные поступки, то и в будущем он будет избегать их совершения, вспоминая последствия.

Когнитивная

Девиантное поведение согласно теории американского психотерапевта Аарона Бека и психолога Альберта Эллиса, основано на неадаптивных мыслительных схемах, которые вызывают неадекватные действия.

Теории возникновения девиации

В современной науке существует несколько ключевых теорий, которые раскрывают историю возникновения девиации и сущность девиантного поведения. Перечислим некоторые, наиболее значимые и актуальные в современном мире:

  • Биологическая теория – она связана с самыми первыми попытками объяснить девиантное поведение именно через биологические характеристики индивида. Предрасположенность к некоторым формам и видам девиантного поведения предписывали к природным особенностям человека. Таким образом, все выведенные сегодня физические теории говорят о том, что поступки человека, в том числе и те, что не соответствуют социальным нормам, зависят от тех данных, которыми его наделила природа;
  • Психологическая теория – так же, как и биологические, а также некоторые физические теории девиации, данная теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а внутри самого индивидуума. Основной теорией является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности, а не человека с обществом. Так, сталкиваясь со внутренними противоречиями, человек не может адекватно оценивать ситуацию, поэтому начинает совершать противоправные поступки и не контролирует самого себя.

Отдельно хотелось бы охарактеризовать социологическую теорию отклоняющегося поведения. Важную роль здесь играет теория аномии. Термин «аномия» был введен известным социологов Эмилем Дюркгеймом и использовался для того, чтобы толковать состояние социальной безнормности по отношению к общностям разного размера: как к большим, так и к малым.

Определение 2

Аномию следует определять как коллективно-социальное состояние, которое характеризуется упадком системы ценностей.

В связи с этим, в обществе происходят сильные изменения, преимущественно в негативном ключе. Люди не могут соотносить свои потребности с возможностями их реализации, поскольку им попросту не хватает опыта и знаний. По этой причине они прибегают к противоправным действиям для того, чтобы достичь поставленные цели или результат. Человек не имеет четкого понимания того, к какому обществу он принадлежит, и по этой причине не испытывает таких необходимых чувств, как надежность, защита, безопасность в довольно нестабильных социальных условиях.

Теория конфликта – это марксистская теория, согласно которой высшие классы эксплуатируют низшие, и при этом избегают наказания, поскольку имеют особое положение в обществе и не могут быть призваны к ответственности. Трудящиеся – это жертвы капиталистического угнетения. Поэтому человек, борясь за свою жизнь и право на нормальное существование, начинает совершать поступки, которые сродни настоящим преступлениям. Иными видами девиации являются алкоголизм, наркомания, проституция. Это все – продукты моральной деградации человека, которые базируются в погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных (а в современном мире еще и сексуальных) меньшинств.

Замечание 1

Таким образом, каждая теория девиантного поведения по-своему рассматривает причины возникновения такого поведения, а также выделяет некоторые специфические черты, которые характеризуют общество и его членов, которые сталкиваются с девиантным поведением.

Сегодня все эти теории одинаково адекватны и актуальны, поскольку каждая из них затрагивает различные стороны данного явления. Исследователи подчеркивают тот факт, что отклоняющееся поведение может зависеть и от психического состояния человека, особенностей его физического развития, уровня интеллекта. Немалую роль играет его социальное положение, а также статус в обществе. люди более высокого статуса будут реже проявлять агрессивное и ненормальное поведения, в отличие от людей, которые испытывают некоторые материальные трудности и находятся на несколько ступеней ниже.

Классификация

Единой типологии явления не существует, так как проблема девиации изучается и психологами, и медиками, и криминалистами, и социологами. В каждой сфере выделяются свои аспекты поведения, поэтому классификации разработаны разные.

Классификация Мертона

Первая классификация появилась в 1938 году. Ее автором стал американский социолог Мертон. Согласно его теории виды девиации выделяются на основе способов адаптации личности к окружающему миру. Социолог описывает 5 видов поведения. Из них только 1 считается нормой, остальные он относит к отклонениям.

Этими видами являются:

Вид поведенияОсобенности проявления
Конформное, подчиняющеесяВид характеризуется подчинением целям общества и применением стандартных средств для их достижения.
ИнновационноеЧеловек признает общепринятые цели, но средства для их достижения выбирает самостоятельно.
РитуальноеИндивид полностью отвергает цели и способы, но автоматически выполняет определенные действия, следует традициям, которые были привиты еще со времени детства.
РетретическоеЧеловек отвергает нормы, которые предлагаются обществом.
МятежноеПоведение характеризуется попытками изменить общество в соответствии со своими целями.

Типология Короленко

Российским психиатром Короленко разработана своя авторская классификация девиантного поведения.

Оно подразделяется на:

  • нестандартное – индивид нарушает общепринятые правила, которые выходят за границы социальных стереотипов, но при этом позитивно влияют на общественное развитие;
  • деструктивное – такой вид поведения может быть внешнедеструктивным, основанным на нарушении общественных правил, и внутридеструктивным, характеризующимся нарушением личности. В первом случае человек часто становится наркоманом, для него характерно сознательное совершение преступления.

Внутридеструктивное поведение Короленко дополнительно разделяет на: суицид, фанатизм, нарциссизм и аутизм.

Менделевич

Российский нарколог и психиатр Менделеевич выделил следующие виды девиантного поведения:

  • гиперспособности;
  • психопатологическое;
  • аддиктивное – уход от реальности;
  • патохарактерологическое.

Менделеевич тесно связывает понятие девиации с деликвенцией – противоправным поступком, наносящим вред окружающим.

Змановская

Психолог-аналитик Змановская для классификации предлагает следующие виды:

  • антисоциальные – преступные деяния, опасные для остальных членов общества;
  • аморальные – действия, направленные на проявление агрессии, воровство, игры на деньги;
  • саморазрушительные – сюда включается суицид, фанатизм.

Опасность в последнем случае возникает даже для самого индивида.

Общая классификация

Девиация — это в психологии явление, которое принято разделять на негативное и позитивное. Проявление девиации в негативной форме опасно для членов общества и в определенных случаях для самого индивида.

Она встречается в следующих формах:

  • совершении уголовного преступления;
  • склонности к терроризму;
  • бродяжничестве;
  • проституции;
  • наркомании;
  • воровстве;
  • экстремизме;
  • самоубийстве.

Позитивная форма девиации направлена на блага обществу. Но в поведении будут заметны отклонения от норм и правил.

Сюда относятся:

  • гениальность;
  • трудоголизм;
  • самопожертвование.

Ряд психологов не принимают вид положительной девиантности. Они считают, что даже, если поступки несут пользу обществу, они отрицательны для самого индивида.

Виды девиации

Психологи и социальные педагоги в своей работе сталкиваются со следующими видами аномального поведения:

  • делинквентное поведение, преступные действия;
  • экстремизм;
  • терроризм;
  • вредные привычки;
  • проституция;
  • яркий макияж, экстравагантный стиль в одежде;
  • аномальное реагирование ребенка на привычные ситуации;
  • различные формы аддикции, пристрастие к азартным играм;
  • вандализм;
  • жестокое обращение с животными;
  • крайняя форма эгоцентризма;
  • замкнутость, стремление свести к минимуму социальные контакты, отшельничество, аутизм;
  • излишняя общительность;
  • сквернословие;
  • игнорирование ребенком требований взрослых;
  • слабое развитие навыков самоконтроля у личности;
  • перепады настроения без видимой на то причины, которые приводят к постоянному внутреннему напряжению и сбоям в работе нервной системы;
  • немотиивированная агрессия и самоповреждающее поведение;
  • склонность решать проблемы кулаками;
  • тревожность, фобии, панические атаки;
  • суицидальные попытки;
  • патологические процессы в психике;
  • поведенческие отклонения, обусловленные ошибками семейного воспитания.

К позитивным девиациям относятся:

  • гениальность или одаренность личности в той или иной сфере науки или искусства;
  • высокий уровень развития патриотизма, совершение геройских поступков во благо других людей и человечества в целом;
  • способность жертвовать собой и своими интересами во имя общего дела или интересов другого человека;
  • альтруистическая направленность личности, обостренное чувство жалости;
  • ярко выраженное трудолюбие и обостренное чувство долга;
  • наличие у человека тех или иных уникальных способностей.

В отличие от негативных, позитивные виды девиаций не вызывают осуждения со стороны общества.

Классификация социальной девиации

Проявление девиации в социальном плане подразделяется на следующие группы.

Аддиктивная девиантность

Это регулярное бегство от проблем, оно выражается в патологической зависимости.

Аддиктивность может проявляться в форме:

  • зависимости от компьютера;
  • алкоголизме, наркомании;
  • нимфомании;
  • религиозного фанатизма;
  • анорексии.

В свою очередь аддиктивная девиантность подразделяется на деструктивную, нейтральную и общественно-полезную.

Аморальная девиантность

В эту группу психологи включают поведение, нарушающее морально-этические нормы. Действия человека не несут опасности, но противоречат правилам.

К аморальному поведению относят:

  • унижения людей;
  • повышенную агрессию;
  • отказ от учебы или работы;
  • беспорядочные половые связи.

В некоторых классификациях аморальную категорию относят к общественно-нейтральной.

Делинквентная девиантность

Ненормативное или делинквентное поведение проявляется в 2 формах:

  • Докриминогенный тип – личность нарушает правовые нормы, действия проявляются в виде вандализма, хулиганства, драк, побоев, оскорблений.
  • Криминогенный – человек нарушает уголовные нормы. Сюда включены убийства, мошенничества, кражи, грабежи.

Такие личности представляют серьезную угрозу для общества.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Проявления девиации

В психологии и педагогике для определения девиантного поведения используются следующие признаки:

  • нарушение человеком всех общепринятых социальных норм;
  • нанесение ущерба не только окружающим, но и себе;
  • многократное повторение действий, направленных против общества;
  • социальная дезадаптация;
  • разрушающая направленность личности.

На практике в жизни девиантное поведение не ограничивается рамками представленных признаков.

К нему также относят:

  • неуправляемость;
  • агрессивность;
  • скрытность;
  • склонность к жестокости;
  • осознанное нарушение правил, ограничений и законов;
  • резкую смены настроения.

Не все проявления можно обнаружить сразу. Часто человек внешне никак не выдает себя. У него может быть хорошая работа, много друзей, на людях он будет тихим и правильным, но выходя за рамки своего окружения, начинает совершать противоправные действия. Например, участвовать в бандитских группировках, нападать на людей.

Важно! Психологи не относят в девиантному поведению эксцентричность. Если она характеризуется странностями индивида, то не наносит вред ни самого человеку, ни обществу, его окружающему.

Агрессия

Одним из проявлений девиантного поведения является агрессия. Это враждебное проявление, которое свидетельствует о внутренней напряженности. Человека не интересуют потребности окружающих. Он концентрируется только на достижении собственных целей. Его не волнует мнение окружающих.

Неуправляемость

Поведение индивида будет направлено только на поддержание своих интересов. Он не прислушивается к мнению окружающих.

Невозможно предугадать действия, которые он будет совершать. У таких людей очень крутой характер, который невозможно сдержать.

Непредсказуемая смена настроения

Люди с девиантным поведением склонны к частой смене настроения без причины. Они могут из веселого человека в одну минуту стать яростным и жестоким. Такие перемены обусловлены внутренним напряжением и серьезным нервным истощением.

Желание неприметности

Индивид замыкается в себе, он не делится своими эмоциями, идеями с окружающими. Такое поведение может стать причиной развития деградации.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.


Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Причинные факторы девиации

Девиация – это в психологии явление, которое характерно для любого общества. Но процентный показатель таких людей будет меняться в зависимости от состояния самого социума, экономической и нравственной стороны. Психологи выделяют более 200 факторов, которые становятся причиной появления девиации.

К первостепенным причинам относятся:

  • финансовый кризис в обществе;
  • близкая среда, в которой развивается человек. Пример, ребенок живет в неблагополучной семье, где родители употребляют наркотики или алкоголь. Он с самого детства воспринимает отрицательное поведение как должное;
  • воздействие социума, восприятие привычек от приятелей;
  • наследственность;
  • неприятие моральных и нравственных стандартов;
  • психические расстройства;
  • ощущение чувства безнаказанности.

В психологии у индивидов часто возникает непонимание сочетания общественных норм. Он не может без помощи построить грамотную стратегию поведения. В результате его действия наблюдается девиация.

Причины и предпосылки

Психологи стали изучать причины и предпосылки формирования девиаций, чтобы разработать эффективные методы борьбы с ними. Факторами, вызывающими поведенческие аномалии, являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • возраст (часто девиации встречаются у подростков, сопровождая процесс формирования элементов самосознания индивида);
  • низкий интеллектуальный потенциал личности;
  • наличие акцентуаций характера;
  • неблагоприятный уровень экономического развития того региона, в котором проживает человек;
  • осознание социального неравенства;
  • материальные трудности человека;
  • политическая нестабильность в стране;
  • воспитание ребенка в асоциальной среде;
  • ошибки семейного воспитания;
  • низкий уровень развития морально-нравственных основ личности;
  • сомнительное социальное окружение человека, копирование им неправильных образцов поведения под давлением группы;
  • трудности социализации личности;
  • стресс;
  • патологические процессы в нервной системе и головном мозге;
  • психосоматические расстройства;
  • интересы и склонности личности, особенности восприятия;
  • открытая пропаганда в СМИ сексуальной раскрепощенности;
  • противоречивость социальных норм, которая приводит к сложности выбора единственно верной модели поведения;
  • отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих потребностей;
  • чувство вседозволенности и уверенность в безнаказанности;
  • выученная беспомощность, привычка перекладывать на других ответственность за свою жизнь;
  • желание прославиться в сети интернет;
  • подростковое желание завоевать признание участников референтной группы;
  • желание подростка выглядеть взрослым;
  • желание сделать мир лучше.

Отклоняющееся поведение у детей

Основная причина зарождения девиантного поведения заключается в теории нарушения личностной социализации. Если ребенок воспитывается в нормальной семье, у него формируются правила поведения, социальный интерес, восприятие норм, как единственно верных и правильных.

Если же дети видят вокруг себя аморальное поведение, конфликты родителей, у них формируется негативное отношение к обществу с самого рождения. Отсутствует ориентация на будущее, развивается постоянное чувство тревожности, беспокойства.

Основные понятия

Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.

Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.

Социология

Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.

Медицина

Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.

Психология

В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.

Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.

Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.

Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Среди случаев девиантного поведения основная масса приходится на подростковый возраст. Это связано с психологической особенностью развития личности. В этот период подростки переживают переходный возраст, самый тяжелый и ответственный этап. Они еще не умеют правильно оценивать проблемы, остро реагируют на трудности, не могут адекватно подойти к их решению.

Для разрешения ситуации используется профилактика девиантного поведения.

Она основана на комплексе мер, которые включают в себя:

  • улучшение социальной ситуации развития;
  • создание благоприятных условий;
  • выявление негативных факторов.

У младших школьников самыми эффективными методами считаются беседы индивидуально с психологом, проведение воспитательной работы.

Для подростков подбираются различные психотерапевтические методики. Они включают в себя групповые тренинги, использование наглядного материала, ролевые игры. Психологи активно подключают к работе родителей. В особо тяжелых случаях назначается медикаментозное успокоительное лечение.

Диагностика девиантного поведения

Психология девиаций у ребенка, подростка (признаки отклонений):

  • школьная дезадаптация;
  • низкий уровень социализации;
  • асоциальность;
  • психофизическая отсталость;
  • неадекватная самооценка;
  • тяга к подражанию.

Неадекватная самооценка как признак девиаций.

Характеристика девиантного поведения у детей дошкольного возраста:

  • агрессия (укусы, щипки, толчки);
  • капризы;
  • манипуляции;
  • вред себе.

Дети с девиациями выходят из неблагополучных семей. Но речь идет не только об алкоголиках, наркоманах или неполных семьях (последнее вообще не является определяющим фактором). В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Общие методы диагностики

Чтобы выявить девиантное поведение у несовершеннолетних, а также определить уровень, динамику отклонений психолог использует следующие методы:

  • беседа, наблюдение в процессе беседы (выявление негативных факторов, возможностей для самореализации, изучение особенностей клиента, его образа жизни);
  • опрос окружения (выявление образа клиента в глазах других людей);
  • опросы, тесты, другие методики изучения личности (выявление темперамента, акцентуаций, тревожности, прочего);
  • узкоспециализированные методики на выявление девиаций, склонности к ним;
  • проективные тесты на выявление подсознательных тревог, фобий, психотравм.

Беседа для выявления девиаций.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать. Еще одна методика, позволяющая определить склонность к девиациям, установить их тип – «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р.В. Овчарова).

Типы и примеры девиации

Социальные нарушения подразделяются на следующие типы:

  • первичную и вторичную девиацию;
  • культурные аномалии;
  • отклонения группового и индивидуального характера;
  • культурно отклоняемые и одобряемые нарушения.

К последнему типу относится поведение, которое может быть направлено, как во благо, так и во вред обществу. Например, человек является трудоголиком, он работает по 20 часов в сутки, старается сделать максимально много для общества. Но при этом он наносит вред себе, так как проводит много времени за работой, мало отдыхает.

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.

Формы девиантных действий

В психологии выделяется 2 формы девиантного поведения: позитивная и деструктивная.

1 включает в себя:

  • успехи в творчестве;
  • участие в благотворительности;
  • самопожертвование;
  • научные достижения;
  • повышенное усердие в учебе или на работе.

Поведение считается отклонением от нормы, но при этом носит положительный характер.

Девиантное поведение отрицательной направленности подразделяется на 3 формы:

  • неосознанное – личность не может понять, почему его действия порицаются обществом, считаются отклонением;
  • абберантное – человек понимает неприемлемость поступков, поэтому совершает их скрытно;
  • нонконформистское – человек осознает, что его действия выходят за рамки общепринятых, но осознанно продолжает выполнять их.

В психологии выделяется преддевиантный синдром. Он заключается в проявлении признаков, которые приводят к негативному поведению. Синдром выражается в конфликтах с окружающими, агрессивностью.

Формы

Формы девиации выделил Р. Мертон. При анализе девиации он не рассматривал сам поступок, а пытался установить, какой элемент жизни человека послужил мотивом для того или иного действия. Пристальное внимание он уделял методам, с помощью которых человек достигает асоциальную или просоциальную цель. Понятие девиации он связывал с противоречием между потребностями индивида и его возможностями к их удовлетворению.

Когда Мертона просили назвать основные формы негативной девиации, он говорил, что ими могут быть любые попытки личности заявить о себе, высказать свое мнение. Только комфорное поведение не попадало в его определение девиации, так как оно предполагает полное подчинение нормам и правилам. Отказ от индивидуальности.

Последователи концепции Роберта Мертона разделили девиации на отрицательные и положительные формы. Социологи считают, что обе эти формы девиации будут существовать в обществе всегда. Ведь если есть установленные кем-то правила, обязательно найдутся те, кто будет их нарушать. Девиации чаще всего наблюдаются в кризисные периоды, когда происходят реформы законодательства, вводятся жесткие санкции и ограничения. Это приводит к росту неудовлетворенности населения своим доходом, условиями жизни. Закономерным следствием личностной неудовлетворенности являются циничность, эгоцентризм, коррупция, попытки удовлетворить собственные интересы незаконными способами.

С точки зрения медицины, девиацией считается любое поведенческое отклонение от нормы. В.Д. Менделевич выделял такие формы этого явления, как:

  1. Криминальная форма (делинквентное поведение). Психиатры полагают, что в основе данной разновидности отклоняющегося поведения лежит личностная неудовлетворенность собственной жизнью и отчаянные попытки отстаивать свои интересы любыми способами.
  2. Психопатия. Органическая патология искажает восприятие человека. У больного появляются психозы, навязчивые идеи, фобии. Индивид в каждом встречном видит врага. В большинстве случаев такие больные по заключению судебно-медицинской экспертизы признаются невменяемыми.
  3. Аддикция. Человек с помощью химических или нехимических способов пытается уйти от реальности, которая его не устраивает.

Последствия

Не только самого индивида, но и все общество касаются последствия проявления девиантного поведения.

Они выражаются:

  • по отношению к личности – в физическом истощении, психическом расстройстве, одиночестве;
  • по отношению к обществу – в страданиях близкого окружения, риске насилия, смерти со стороны индивида с девиантным поведением;
  • по отношению к обществу – повышении уровня криминализации.

Девиация – не только заболевание, которое необходимо лечить. Это проблема общества, к решению которой нужно подходить комплексно. Должны быть подключены государственные и общественные организации, школы, средне-специальные и высшие учебные заведения.

Классификация сексуальных девиаций

К сексуальным отклонениям относятся:

  • Порнозависимость;
  • Фетишизм и трансвестизм;
  • Фобии;
  • Инцест;
  • Зоофилия;
  • Педофилия и геронтофилия;
  • Эксгибиционизм и вуайеризм.

Перечисленные виды сексуальных девиаций имеют разную значимость, поскольку некоторые из них сегодня рассматриваются как вариант нормы, а некоторые — как симптомы психического расстройства. Подробнее о сексуальных девиациях рассказывается в статье «Сексуальные извращения, или о чем обычно молчат».

Бесплатная консультация сексолога

Получить доступ

Методы коррекции

Отклонение в поведение необходимо лечить.

Методы коррекции включают в себя:

  • лекарственную терапию;
  • работу с психологами;
  • дыхательную гимнастику, йогу.

Медикаментозные препараты назначаются при наличии биологических причин, которые провоцируют девиацию. Для снятия повышенной нервной возбудимости, успокоения пациента используются транквилизаторы. При диагностике тяжелой формы девиации лечение может быть рекомендовано в условиях психиатрической клиники.

Психотерапия

Особое внимание в процессе лечения уделяется психотерапевтическим методам коррекции поведения. Задача специалиста – обнаружить причину девиантного поведения и устранить ее.

В качестве методов психотерапии используются:

  • групповые занятия;
  • индивидуальные беседы;
  • семейная терапия;
  • арт-терапевтическое лечение.

Максимального эффекта можно добиться, если комбинировать методы между собой.

Другие методы борьбы

Для борьбы с девиацией используются дополнительные методы, такие как:

  • физиотерапия;
  • лечебная гимнастика;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика.

Для коррекции поведения подростков и детей используются занятия спортом, хобби, туризм.

Девиация – это сложное явление в психологии, которое требует внимания и контроля. Если оставлять его без внимания, не предпринимать меры для лечения, человек может представлять угрозу не только окружающим, но и самому себе.

Признаки

Традиционно к признакам отклонений в поведении относят:

  • крутой нрав, агрессивность;
  • эгоцентризм;
  • болезненное восприятие критики;
  • беспричинная смена настроения;
  • слабое развитие навыков самоконтроля;
  • замкнутость, тяга к одиночеству;
  • наличие у индивида симптоматики психического расстройства;
  • связь человека с преступной группировкой, общение с криминальными личностями;
  • желание и готовность человека противостоять мнению большинства.

Коррекция

Девиация как социальное явление и реакция общества на неё — предмет изучения социологии. Как индивидуальной особенностью личности ею занимаются педагогика и психология.

Для того, чтобы общество сохранилось, для создания благополучных условий существования в нём устанавливаются нормы поведения — законы. Организуется посильный контроль за их исполнением. Если отмечаются случаи девиации, предпринимаются меры её коррекции в зависимости от масштаба проблемы. Основными формами контроля являются:

  • профилактика лиц, попадающих в группу риска (чаще всего школьников);
  • изоляция лиц, представляющих опасность для других членов общества, — закоренелых преступников, террористов, экстремистов;
  • обособление и соответствующее лечение лиц, страдающих психическими расстройствами и различного рода зависимостями (наркодиспансер, психбольница);
  • реабилитация лиц, которые хотят и могут вернуться к нормальной жизни.

Тюремное заключение — традиционный способ наказания правонарушителей. Однако эффективным методом коррекции девиантного поведения его не назовёшь. Люди зачастую озлобляются, теряют навыки нормальной жизни в обществе, становятся замкнутыми, приобщаются к субкультуре заключённых, приобретают криминальные интересы. Поэтому статистика не вызывает удивления: 60% освобождённых в течение 4 лет снова совершают преступление и оказываются за решёткой.

У младших школьников самыми эффективными методами коррекции являются воспитательные беседы, индивидуальная работа с психологом.

Для подростков, у которых был диагностирован девиантный тип поведения, подбираются психотерапевтические методики. Групповые тренинги, ролевые игры, привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, аудиозаписи), арт-терапия — всё это с активным участием родителей способно решить данную проблему. Иногда назначается медикаментозное лечение в виде успокаивающих препаратов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]