Черты восточной деспотии в развитии древних государств


Деспотия

Д еспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть. Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.
Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для Древнего Египта, Ирана, Индии, Китая.

Кстати, отсюда и понятие – восточная деспотия.

Характерные черты деспотической формы власти

  • полный произвол власти;
  • абсолютное бесправие народа.

Основные положения деспотического государства

  • Воля тирана – закон;
  • Личность тирана божественна;
  • Монарх – верховный собственник земли;
  • Власть деспота неограниченна.

Причины появления деспотов


Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада. Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.
Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека – так начинается деспотия.


Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

Классический пример тирании – Древний Египет. У власти фараон, сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

Тирания в действии

Верховный правитель через посредников:

  • Организовывал общественные работы;
  • Взимал налоги;
  • Строил ирригационные сооружения – дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
  • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
  • Захватывал земли внешних врагов.

Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

Права человека при тирании

1. Сохранение общинного строя

Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

2. Закрепление социального неравенства

Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

3. Религиозные основы

Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.

4. Устные нормы морали

Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

5. Закрепление распространенных случаев

В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

6. Формализм права

Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

  • Чрезмерной централизации управления;
  • Архаизма правовых норм;
  • Бесправия народа;
  • Стагнации общественных отношений.

Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

Источник

Черты восточной деспотии в развитии древних государств

Через деспотию, как форму государственного правления, в своем развитии прошли, можно сказать без преувеличения, все государства Древнего Востока. Это Вавилон – государство, расположенное в долинах рек Тигр и Евфрат,
Китай, Индия, Индия, Урарту, древний Иран (Персия).
История формирования и развития этих стран имела ряд специфических особенностей, способствовавших концентрации политической, военной и, зачастую, религиозной власти в неограниченной форме в руках одного человека. Правитель становился деспотом – единоличным хозяином государства (despotos – по-гречески «владелец», «господин», despoteia – «неограниченная власть»).

Признаки, отличающие восточную деспотию:

• Наследственность власти, монархия.

• Неограниченность власти, правитель сосредоточивает в своих руках все функции и полномочия, в том числе законодательные, исполнительные, судебные, военные.

• Сплочение государства вокруг центра.

• Чрезмерное количество чиновников, раздутый административный аппарат.

• Земельная собственность принадлежит и контролируется правителем.

• Обоготворение правителя, в его руках сосредоточивается религиозная власть.

Феномен возникновения восточной деспотии связан с природно-климатическими условиями, в которых существовали государства Востока. Территории этих стран располагались в засушливых, пустынных или гористых местностях с недостаточным количеством осадков. Земледелие в этих зонах основывалось на искусственном орошении. Засухи, пожары, пыльные бури

постоянно угрожали населению этих стран голодом. Поэтому поддержание жизни людей требовало создания постоянных запасов продовольствия и посевных материалов, возведения и поддержания больших ирригационных систем.

Ирригационное земледелие

и формирование общественных запасов требовало участия в этом большого количества людей и, соответственно, создавало структуру управленцев, способных организовать и контролировать такие работы. Частные земледельцы или отдельные общины не имели возможности полноценного существования в тех суровых природных условиях. Чтобы выживать, людям приходилось
сплачиваться и подчиняться.
Таким образом, жизнь общества в древних государствах Востока была выстроена по принципам коллективизма.

Над личными интересами здесь главенствовали общественные задачи и государственные цели
. Личность подпадала под жесткий контроль государства
, распространявшийся на все проявления человеческой жизнедеятельности:
труд, семью, культуру, социальную сферу.
Человек лишался права на свободу: духовную, экономическую, политическую, иногда и физическую, а также на проявление индивидуальности.

Важным и значимым для человека того времени проявлением восточной деспотии, без сомнений, была религия.

Религия легитимизировала неограниченную власть
деспотического правителя.
Он мог быть объявлен воплощением бога на земле, его представителем или наместником, как это случилось в Древнем Египте, Ассирии или государстве Шумеров. Его власть часто подкреплялась религиозными учениями, например, учениями брахманов в Индии. В Китае же правитель выступал как
«сын неба»
. Божественное происхождение деспота объясняло людям обладание им неограниченной властью и передачу ее по наследству в рамках единой династии.

Фундаментом политического устройства восточных деспотий являлись чиновники, обеспечивавшие функционирование властного аппарата государства. Важную роль играла армия, а также представители религии (жрецы, брахманы). Военно-чиновничий аппарат, подчиненный непосредственно правителю, контролировал экономическое развитие и защиту общин. Таким образом, власть приобретала жесткую централизацию, а общество – четкую иерархическую структуру.

Древневосточная деспотия осуществлялась через несколько основных сфер управления: военную, финансовую и сферу управления общественными работами.

Итак, главными социально-политическими признаками восточной деспотии являлись:

• Концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона).

• Централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества.

• Бюрократический аппарат, поддерживаемый военными.

• Подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя.

• Сохранение общинного строя.

Общинная организация прочно связывала государства Древнего Востока с деспотичной монархией,

как единственной формой правления, способной поддерживать существование этих государств в тот период времени. На протяжении сотен лет общины обеспечивали устойчивость деспотического правления за счет пополнения государственной казны налогами и рентой.

Таким образом, восточная деспотия обусловливалась развитием и спецификой общественного устройства того времени. Формат деспотии имел возможность сплотить силы населения для достижения главнейших целей: организации ирригационного земледелия и постройки систем орошения, а также обороны от врагов и ведения захватнических войн. В то же время восточная деспотия препятствовала формированию индивидуальности и становлению свободной личности, что обусловило специфику дальнейшего развития государств Востока.

Определение слова в толковых словарях

Сакральный смысл слов вовсе не скрыт, и узнать значение каждого вполне возможно. Для этого люди обращаются к подобным статьям или шерстят страницы учебников. Новые слова обогащают запас знаний человека, придают ему интеллигентности. Также они позволяют блеснуть знаниями в незнакомой компании или парням перед девушкой.

Но хватит предыстории, пора узнать значение слова в толковых словарях. Для более лучшего понимания все определения упрощены и сведены к энтимемам.

  • Исторический словарь. Деспотия — это форма государственного управления, характеризующаяся авторитаризмом, но власть деспота не ограничивается законом. Власть передается по наследственной связи, подобная форма управления характера для государств, которые в древности находились на востоке.
  • Словарь иностранных слов русского языка. Это власть насилия и произвола, людей постоянно держат в страхе перед деспотом. Власть обуславливается религиозными или иными догмами. Деспот единственный принимает решения в государстве, однако, понимая, что он не может править один, учитывает интересы его приближенных.
  • Исторический словарь галлицизмов русского языка. Деспотия — это неограниченная власть одного человека, который самолично решает ключевые вопросы, но опирается на мнения нужных ему людей. Власть деспота способна пошатнуться из-за недостатка деспотизма, так же, как и хитрецы погибают от недостатка хитрости.
  • Толковый словарь Ушакова. Это государство, которым единолично управляет диктатор (деспот). Он не опирается на законы, а если необходимо, сам их придумывает. Власть подобного человека ничем не ограничивается, кроме необходимости саму власть поддерживать. Свой трон деспот сохраняет благодаря сложной и преданной ему бюрократической системе. Такая форма управления преимущественно проявлялась на Востоке.
  • Словарь синонимов. Ничем неограниченная власть одного человека, которая поддерживается местной элитой и религиозными догмами. Характерной чертой подобной формы правления является полнота власти в одних руках.

«ВОСТО́ЧНАЯ ДЕСПОТИ́Я»

«ВОСТО́ЧНАЯ ДЕСПОТИ́Я», тер­мин, встре­чаю­щий­ся в на­уч. лит-ре; упо­треб­ля­ет­ся для ха­рак­те­ри­сти­ки об­ще­ст­вен­но­го строя и го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва в стра­нах Вос­то­ка. Впер­вые по­ня­тие «В. д.» по­яв­ля­ет­ся в тру­дах франц. эн­цик­ло­пе­ди­стов, опи­рав­ших­ся на скуд­ные, а под­час и фан­та­стич. све­де­ния, по­черп­ну­тые у ан­тич­ных ав­то­ров и зап.-ев­роп. пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. Из тру­дов клас­си­ков мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма, вос­при­няв­ших это по­ня­тие у фи­ло­со­фов 18 в., оно пе­ре­шло в сов. ис­то­рич. нау­ку, где упот­реб­ля­лось весь­ма ши­ро­ко. Од­на­ко стро­го­го оп­ре­де­ле­ния по­ня­тия «В. д.» нет. В са­мом об­щем ви­де оно обо­зна­ча­ло ни­чем и ни в чём не ог­ра­ни­чен­ную еди­но­лич­ную власть; во­прос же о том, су­ще­ст­во­ва­ла ли где-ни­будь и ко­гда-ни­будь та­кая власть, не обсу­ж­дал­ся.

На За­па­де этот тер­мин то­же имел до­воль­но ши­ро­кое хо­ж­де­ние, осо­бен­но по­сле вы­хо­да в свет ра­бо­ты нем. учё­но­го К. А. Витт­фо­ге­ля (1896–1988), ко­то­рый вы­дви­нул т. н. ир­ри­га­ци­он­ную ги­по­те­зу, со­глас­но ко­то­рой го­су­дар­ст­во на Древ­нем Вос­то­ке воз­ник­ло из-за не­об­хо­ди­мо­сти стро­ить круп­но­мас­штаб­ные оро­си­тель­ные сис­те­мы и цен­тра­ли­зо­ван­но кон­тро­ли­ро­вать рас­пре­де­ле­ние во­ды, что, по мне­нию учё­но­го, бы­ло воз­мож­но лишь при на­ли­чии дес­по­тич. вла­сти. Тео­рия Витт­фо­ге­ля бы­ст­ро во­шла в мо­ду, но не вы­дер­жа­ла со­при­кос­но­ве­ния с фак­та­ми и бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке.

В це­лом кон­цеп­ция «В. д.» не со­от­вет­ст­ву­ет совр. пред­став­ле­ни­ям об ис­то­рич. про­цес­се: 1) не все куль­ту­ры Древ­не­го Вос­то­ка бы­ли ир­ри­га­ци­он­ны­ми (напр. Ас­си­рия, Эб­ла, ран­ний Ки­тай). В ос­таль­ных куль­ту­рах ирри­га­ци­он­ные се­ти, как по­ка­зы­ва­ют ма­те­риа­лы ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок и аэ­ро­фо­то­съё­мок, бы­ли в осн. соз­да­ны в до­го­су­дар­ст­вен­ный и ран­не­го­су­дар­ст­вен­ный пе­рио­ды, пе­рио­ды го­ро­дов-го­су­дарств и не­боль­ших тер­ри­тори­аль­ных го­су­дарств (ко­то­рые до­го­ва­ри­ва­лись ме­ж­ду со­бой о сов­ме­ст­ном строи­тель­ст­ве ма­ги­ст­раль­ных ка­на­лов и рас­пре­де­ле­нии во­ды из них). В це­лом про­бле­ма воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ст­ва как та­ко­во­го и боль­шо­го цен­тра­ли­зов. тер­ри­то­ри­аль­но­го го­су­дар­ст­ва, а за­тем и им­пе­рии яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­но бо­лее слож­ной и свя­за­на с боль­шим ко­ли­че­ст­вом фак­то­ров (пси­хо­ло­ги­че­ских, эко­но­ми­че­ских, идео­ло­ги­че­ских, тех­ни­че­ских и т. п.). 2) На Древ­нем Вос­то­ке обя­зан­но­стям ца­ря уде­ля­лось го­раз­до боль­ше вни­ма­ния, чем его пре­ро­га­ти­вам (что не бы­ло из­вест­но ан­тич­ным ав­то­рам). Ца­ря в зна­чит. сте­пе­ни рас­смат­ри­ва­ли как во­ж­дя, обя­зан­но­го за­бо­тить­ся обо всех, как за­бот­ли­во­го пас­ты­ря. Царь по­лу­чал свою ха­риз­му, как бы она ни на­зы­ва­лась в той или иной куль­ту­ре, от бо­гов и мог ли­шить­ся её. Ука­зы древ­них ца­рей и их над­пи­си обя­за­тель­но со­дер­жат длин­ные пе­реч­ни их за­слуг и по­ло­жи­тель­ных ка­честв: ца­ри по­сто­ян­но «оп­рав­ды­ва­ют­ся», что со­став­ля­ет ра­зи­тель­ный кон­траст с про­стой и пол­ной спо­кой­но­го дос­то­ин­ст­ва рес­пуб­ли­кан­ской фор­му­лой «Се­нат и рим­ский на­род по­ста­нов­ля­ют…» в Древ­нем Ри­ме. Во­пре­ки ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ной точ­ке зре­ния, обо­же­ст­в­ле­ние ца­рей в древ­но­сти яв­ля­лось ско­рее ис­ключе­ни­ем, чем пра­ви­лом. В Древ­нем Егип­те оно, по всей ве­ро­ят­но­сти, объ­яс­ня­ет­ся важ­ной и уни­каль­ной осо­бен­но­стью егип. ис­то­рии – очень ран­ним по­яв­ле­ни­ем здесь мощ­но­го цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва, ох­ва­ты­ваю­ще­го всю до­ли­ну Ни­ла, фак­ти­че­ски – скач­ком в цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­во поч­ти пря­мо из пер­во­быт­но­сти (из эне­о­ли­та). 3) Лишь на ис­хо­де древ­но­сти, с воз­ник­но­ве­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем но­во­го ти­па го­су­дар­ст­ва – им­пе­рии – и с про­ис­хо­див­ши­ми при этом идео­ло­гич. и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. пе­ре­ме­на­ми по­яв­ля­ют­ся и ут­вер­жда­ют­ся но­вые пред­став­ле­ния о сущ­но­сти цар­ской вла­сти и ро­ли мо­нар­ха, стоя­ще­го над за­ко­на­ми. В Ев­ро­пе они так и не дос­тиг­ли за­вер­ше­ния и прак­тич. оформ­ле­ния (хо­тя тео­ре­ти­че­ски сфор­му­ли­ро­ва­ны ещё в Ди­ге­стах). Имен­но та­кие вост. мо­нар­хи, как сул­тан в Тур­ции, шах в Ира­не, Ве­ли­кий Мо­гол в Ин­дии и бо­гды­хан в Ки­тае, и по­слу­жи­ли ев­роп. мыс­ли­те­лям при­ме­ра­ми, на ос­но­ве ко­то­рых сло­жи­лось пред­став­ле­ние о «В. д.», пе­ре­не­сён­ное за­тем и на древ­ность. См. так­же Дес­по­тия.

Подробнее о деспотии

Как мы узнали, деспотия — это особая форма государственного управления, когда вся полнота власти находится у монарха. Подобная власть никак не регулируется, и законов для деспота не существует. Он сам вершит судьбы людей и является верховным владыкой, жрецом, управленцем и так далее.

Его управление основывается на бюрократии и военных ресурсах. Стоит отметить, что власть в странах постсоветского пространства практически на этом и существует. Во всех государствах большой административный аппарат и высокая концентрация сотрудников силовых ведомств на 100 тыс. человек.

Где чаще всего встречается?

Местоположение государств под управлением деспота находилось на Востоке. Европейские страны деспотизм не затрагивал, однако в них существовала тирания, что относительно лучше, чем единоличное правления без регулирования правовыми нормами.

Деспотия, примеры стран:

В остальные страны, к счастью, деспотизм не перекочевал. В современном мире нет ни одной страны с подобной формой правления. Разве что Северную Корею можно причислить к деспотичным государствам, и сейчас разберемся почему.

Золотая клетка для деспота

Деспотия это не неприкосновенность. Монарх жил как в золотой клетке, так как был связан множеством ограничений. Например, его жизнь была четко регламентирована дворцовым этикетом, условностями и предрассудками. Часто это все делалось для того, чтобы обезопасить священного монарха. Однако иногда правитель мог быть даже убит просто потому, что, по мнению астролога, срок его жизни на земле истек. Не стоит объяснять, почему при дворах всегда был маг-предсказатель. Любой правитель был заинтересован в том, чтобы астролог максимально продлевал срок его жизни. В результате этого именно астрологи играли роль «серых кардиналов», поскольку от них зависела, как ни парадоксально, жизнь полубожественного правителя.

Черты деспотии

Как и любое общественное явления, единоличное правление чем-то характеризуется:

  • Власть находится у одного человека.
  • Управление государством передается по наследству, практически монархия.
  • Власть поддерживается религиозным культом.
  • Личность деспота идеализируется.
  • Запрещается нормальная оппозиция, как и критика в сторону диктатора.
  • Большое количество человек в административном ресурсе.
  • Постоянно нагнетается ощущение опасности, за счет чего оправдываются затраты на военных, коих очень много при деспотичной форме правления.

Некоторые характерные черты деспотии проявляются и по сей день. Многие из пунктов вы можете найти в своей стране, однако они не будут столь радикальными. Несмотря на кажущуюся полноту власти, деспот не управляет единолично. Нередко он является удобным властителем, посредством которого элиты решают свои вопросы.

Характерные особенности восточной деспотии

Во-первых, это религиозное содержание власти правителя-деспота. Монарха при деспотизме считают ожившим богом, его инкарнацией. Соответственно, власть его дана не кем иным, как самим Всевышним, и была абсолютна.


Монарх считался единственным судьей, мерилом законности любого поступка. Об этом говорило все: от отношения к монарху до его титула. Подобная постановка проблемы власти должна была объединять общество. И она объединяла. Ведь если власть дана монарху свыше, если она дана ему от Бога, то противоречить правителю просто бесполезно. Это глупо, так как божественная власть по определению мудрая и направлена на благо народа. Поэтому власть деспота и держалась, народ попросту боялся пойти против своего властителя. Тем более что он считался не кем иным, как верховным жрецом или главой всей жреческой иерархии. Рассмотрим другие характерные черты деспотии.

Древневосточная деспотия

Самая яркая форма деспотии — это правление фараонов в Древнем Египте. Если остальные деспоты строили в свою честь сравнительно незначительные сооружения, то фараоны заставляли воздвигать массивные храмы и строить им усыпальницы в виде пирамид.

По своей форме деспотия представляется теократической монархией, где слово единоличного правителя — это буквально сорванная фраза с губ Бога. Само собой, для управления государством требовался мощный и разветвленный административный аппарат.

Социальные прослойки ощущались очень сильно, и корреляция между бедными и богатыми явно прослеживалась. Например, в Индии общество делилось на касты. Представительница низшей не могла выйти замуж за человека, который относится к высшему рангу. Чтобы сдерживать людей, использовалась армия, она подавляла восстания и устанавливала порядки в неспокойных провинциях.

Как создавался деспотизм?

Нормальных логистических систем по поставке воды и других продуктов пропитания в древнем мире не существовало. А вся жизнь общества заключалась в самовоспроизведении и земледелии, богатые жители могли посвятить себя развивающейся науке.

Общины, как правило, находились ближе к источникам воды. Они контактировали с другими формированиями, однако это происходило не всегда гладко. Чтобы упростить отношения между общинами и вводился один человек, слово которого была законом для всех.

Источник

Обязанности деспота как главы жреческой иерархии

Он имел полное право проводить все религиозные церемонии, связанные с рождением и циклом плодородия. В некоторых случаях правитель мог даже отменить почитание старых богов и учредить полностью новый культ (как и произошло в Египте).

Но то, чего ни в коем случае не должен был делать правящий монарх — это принимать участие в ритуалах, связанных со смертью. Отчасти это было вызвано тем, что божественная власть могла нести только добро, только побеждать, но не сеять смерть и горе. К тому же иногда властители вводили свой собственный культ. Это создавало впечатление неприкосновенности, священности тела правителя. Следовательно, покушение могло быть приравнено к святотатству, выступлению против бога (или богов) и каралось самым суровым образом. Например, незадачливого убийцу могли казнить, изгнать и тому подобное. Но не все было так гладко.

Деспотизм

Деспоти́зм

(от др.-греч. δεσποτία ) — неограниченная власть. Одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства, отсутствием принципа разделения властей, подавлением инакомыслия любыми средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. Принятие решений носит импульсивный характер, объясняемый желанием изменить или дисциплинировать общество.

Де́спот

(от др.-греч. δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с правителем-узурпатором — тираном).

Деспотия

Деспотизм — форма государственного правления, разновидность автократии, при которой верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных.

Аристотель писал в своём сочинении «Политика», что власть государя схожа с властью хозяина над рабами.

Деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того, классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

Деспотия — это что?

Начнем с самого общего определения данного слова. Итак, деспотия — это специфическая форма государства, когда вся власть принадлежит исключительно монарху. Такая власть не регулируется законом, монархия, как правило, наследственная, и властитель правит, опираясь на военно-административный аппарат.


Чаще всего деспотия встречалась как форма государственного правления в древневосточных империях. Например, в Египте, Ассирии, Персии, Вавилонии, Китае, Индии. Естественно, в таком случае слово деспота было законом и не обсуждалось. Именно во времена деспотии принимались самые глупые и кровавые законы. И это не удивительно, так как личность правителя обожествлялась. Яркий пример тому — египтяне. Даже после смерти фараон приравнивался к богу, и ему воздавались соответствующие почести. Несмотря на то что власть деспота де-юре была неограниченной, де-факто все обстояло не так. Деятельность деспота была ограничена и часто даже подчинена интересам узкого круга знати. Таким образом, деспотия — удобная форма правления для элит и часто сосуществует с олигархией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]