Сегодня многие смотрят познавательные видео и телепередачи, снова возвратилась «мода» на чтение. Мужчины и женщины всеми силами стараются самосовершенствоваться, быть немного умнее, мудрее, опытнее других. Словосочетание «высокий интеллект» неизменно ассоциируется у всех с чем-то хорошим, поэтому так заманчива идея обладать им.
Достаточно ли много знать, чтобы считаться умным? Что вообще такое интеллект? Чем он измеряется, и какие основные признаки интеллекта? Ведь многое знать — еще не значит, что ты – интеллектуал, здесь все немного сложнее.
Что указывает на высокий интеллект
1. Умные люди часто размышляют о сложных вещах, которые обычно никого не интересуют.
Например, у них есть мысли о размере Вселенной, наличии внеземной цивилизации или же что будет с планетой через пару сотен лет. С такими собеседниками сложно найти общий язык, ведь они редко обсуждают бытовые проблемы.
Осведомленность и эрудированность
Есть много телепрограмм, где люди соревнуются в эрудированности, доказывают свою особенность и интеллектуальность. Так и в жизни, каждый человек старается выделиться, знать больше других, делиться собственными знаниями и опытом.
Эрудированность говорит о хорошей памяти, но для высокого интеллекта этого может быть мало. Нужно не просто знать определенную информацию, но и уметь ею распоряжаться. Ведь начитанность также является положительной чертой человека, говорит о его уме. Но большое количество прочитанных книг не столь важно, как почерпнутая из них информация, понятый смысл. Человек с высоким интеллектом может уловить второй смысловой ряд произведения, он понимает, что лучше прочитать одну «умную» книгу, чем десяток «ни о чем».
Привычка отвлекаться от важных дел на ерунду
Когда мозг должен решать важные задачи, у него появляются второстепенные мысли, и они перебивают первые. В результате важные дела выполняются позже, но мозг обрабатывает сотни других идей, которые тренируют мыслительные процессы.
Необязательно обладать всеми вышеперечисленными признаками, чтобы быть одарённым, достаточно даже нескольких. Но, чтобы быть умным, всё же необходимо развивать свои навыки, только так можно добиться большего успеха.
Фото: Pixabay
Автор: Сергей Туманов
Понятие
Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.
Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.
Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.
Основными свойствами интеллекта являются:
- любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
- глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
- логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
- гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
- широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
- критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
- доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.
В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.
Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.
Медитация как упражнение для мозга
Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:
- способствует снижению стресса;
- улучшает настроение;
- положительно влияет на психическое здоровье;
- способствует эмоциональному равновесию.
Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.
Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.
Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.
Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.
Признанная компетентность
Почти в каждой организации найдется по крайней мере один человек, на которого будут рассчитывать больше, чем на всех остальных.
Это закон Парето в действии. Вы когда-нибудь слышали про него? Иногда его ещё называют принципом 80/20. Это эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, которое в наиболее общем виде формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».
Всегда будут сотрудники более компетентные, чем другие, благодаря опыту или таланту. Когда коллега признан очень компетентным, это может послужить признаком IQ явно выше среднего.
Вы рано прочитали свою первую книгу
Британское исследование почти 2 тысяч пар однояйцевых близнецов показалоStuart J. Ritchie, Timothy C. Bates, Robert Plomin. Does Learning to Read Improve Intelligence? A Longitudinal Multivariate Analysis in Identical Twins From Age 7 to 16 / Child Development: несмотря на идентичные гены, те из детей, кто начал читать раньше, к юности имеют более высокий IQ, чем их братья и сёстры.
На первый взгляд, это легко объяснимо: дети, которые рано научились читать, просто изначально были умнее. Однако исследователи полагают, что связь тут прямо противоположная. Дети стали умнее из‑за того, что раньше заинтересовались книжками. Тяга к чтению повлияла на их интеллектуальное развитие.
Так что если вы рано начали читать, это случилось не потому, что вы были умным. Возможно, вы стали таким, поскольку в нежном возрасте вам попалась занимательная книга, заставившая научиться складывать буквы в слова.
У вас есть младшие братья или сестры
Ученые из Норвегии проанализировали данные 250 тысяч человек. Удалось выяснить, что у старших детей в семье зачастую интеллект намного выше. Согласно полученным данным, средний IQ первенца составляет 103 балла, второго ребенка — 100, а третьего — 99.
У старшего ребенка есть преимущества в уровне интеллекта по сравнению с его младшими братьями и сестрами. Кроме того, было обнаружено, что причиной этого стали взаимодействия детей и родителей.
Не сразу можно понять, что эти жучки снабжены «скафандром» (фото)
«Сын запретил»: звезда «Морозко» Седых не приехала на похороны бывшего мужа
Правильная геометрия: классические платья года, идеально стилизирующие фигуру
У вас есть интересное хобби
У всех известных гениев были достаточно интересные хобби. Например, Лев Толстой часто катался на велосипеде и занимался на турнике, Дмитрий Менделеев изготавливал чемоданы.
Владимир Набоков ловил бабочек сачком, а Врубель любил бессмысленно тратить деньги.
Любое бессмысленное времяпрепровождение дает хорошую возможность мозгу отдохнуть и перезагрузиться. Именно поэтому очень важно периодически сосредотачиваться на чем-то максимально простом после интеллектуальной или творческой работы.
Рациональное мышление
Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.
Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.
Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.
Особенности
Человеческий мозг является «мышцей», которую необходимо регулярно тренировать. Другими словами, чем больше усилий и времени человек готов вложить в свое развитие, тем скорее для него откроются новые перспективы для дальнейшей самореализации.
Например, если личность способна концентрироваться на конкретных вещах, для заметных видимых результатов ей необходимо в течение определенного времени расширять поле деятельности.
Периферийность
Нельзя отрицать, что высокоинтеллектуальные люди в меньшинстве, они часто находятся на периферии социальных групп не только из-за разницы в способах общения, что может сбивать с толку других людей, но также из-за их внутренней потребности в новой информации. Часто им требуется уединение, чтобы «переварить» поток данных, с которым они ежедневно сталкиваются.
Им также может казаться, что время, проведенное в социальных группах, не расширяет их базу знаний, а сценарии, включающие субъективность и чувства — даже положительные — могут быть утомительными и контрпродуктивными.
Во время группового проекта в университете можно заметить, что более способные студенты нейтрально наблюдают за происходящим, готовые либо лениво подчиниться идеям группы, либо вмешаться в беседу с особенно проницательными мыслями.
Любите кошек больше, чем собак
В 2014 году ученые провели исследование, в котором приняли участие 600 студентов. Все они прошли тест на определение взаимосвязи личностных предпочтений с интеллектуальными способностями.
Как сделать обезвоженную цедру лимона: простой способ
На средства городского бюджета: реставрация готического колодца на даче Орлова
В каком цвете оформить интерьер в 2022 году: названы самые модные варианты
Неожиданно оказалось, что те студенты, которые были любителями собак, оказались более общительными, они могли быстрее социально адаптироваться. Зато любители кошек имели лучшие когнитивные способности.