Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект
– это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров
:
- Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
- Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
- Сознание;
- Память.
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Введение
Все психические явления современная наука условно делит на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [4]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.
Психические свойства – это наиболее устойчивые психологические характеристики, составляющие особенности личности человека [4]. К ним, согласно классическим представлениям в отечественной психологии, относятся направленность, характер, темперамент и способности. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость психологического склада человека, его индивидуальность.
Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполнения человеком какой-либо деятельности [2]. Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности, и могут проявляться вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Способности, как правило, проявляются в раннем онтогенезе, но могут обнаружится и в зрелом возрасте.
Способности возникают и развиваются на основе задатков – биологически обусловленных анатомо-функциональных особенностей организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения). Однако для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.
Различают общие и специальные способности [2; 4]. Общие способности – это способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности; специальные способности – это способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности.
Разновидностей специальных способностей существует столько же, сколько и видов деятельности человека, а к общим способностям относятся следующие [2; 4]:
- Обучаемость – способность к усвоению нового (приобретению знаний);
- Интеллект – способность к применению усвоенного;
- Креативность – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.
Однако к настоящему времени ученые не пришли к единому понятию интеллекта, и существует множество разнообразных подходов и точек зрения на сущность данного термина: «Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц» [2, с.16].
Для данной работы, целью которой не является глубокий теоретический анализ понятия «интеллект», достаточно ограничиться определением данного термина, исходящим из описанной выше схемы представлений о психических явлениях и предложенным известным отечественным психологом, автором учебника «Психология общих способностей», В.Н.Дружини-ным [2]: интеллект – это индивидуальное свойство личности, представляющее собой общую способность человека к применению усвоенных знаний на практике.
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Список литературы
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. – (Серия «Мастера психологии»).
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
- Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня
:
- Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
- Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
- Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня
:
- Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
- Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например
:
- Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
- «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
- Наличие или отсутствие умственной патологии.
Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.
Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттелла
Данный тест свободен от культурных влияний, так как оценивает врожденный компонент интеллекта, которые не зависит от воспитания, обучения. Методика была разработана в 1949 году. Р. Кеттелл создал три варианта теста:
GFT 1 — рассчитан для детей 4-8 лет и способен выявить психологическую задержку;
GFT 2 — используется для диагностики от 8 лет и старше.
GFT 3 — обычно используется для студентов вузов и одаренных личностей.
Чаще всего психологи в своей работе используют шкалу GFT 2. Этот тест состоит из двух частей по 4 субтеста в каждом (количество заданий в субтестах колеблется от 8 до 14). В качестве результата вы получите интервальный показатель. Его вы сможете сравнить с возрастными показателями, которые получились в процессе эксперимента в 90-х годах.
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Приложение
Приложение 1. Ответы испытуемой на задания теста Р.Амтхауэра
I | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | г | в | д | д | в | а | г | б | д | в | |
Вопрос | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Ответ | а | д | б | а | г | а | в | г | б | а | |
II | Вопрос | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Ответ | д | б | а | г | б | г | в | г | в | г | |
Вопрос | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Ответ | г | г | а | в | г | а | а | г | б | г | |
III | Вопрос | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Ответ | в | д | б | д | в | г | б | в | б | г | |
Вопрос | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | |
Ответ | в | б | б | в | г | д | в | в | б | г | |
IV | Вопрос | 61 | 62 | ||||||||
Ответ | фрукты — ягоды | вредно для организма | |||||||||
Вопрос | 63 | 64 | |||||||||
Ответ | измерительные приборы | части лица | |||||||||
Вопрос | 65 | 66 | |||||||||
Ответ | отражение | произведения искусства | |||||||||
Вопрос | 67 | 68 | |||||||||
Ответ | степень громкости | зародыши | |||||||||
Вопрос | 69 | 70 | |||||||||
Ответ | символы | рыбы | |||||||||
Вопрос | 71 | 72 | |||||||||
Ответ | потребности | живые организмы | |||||||||
Вопрос | 73 | 74 | |||||||||
Ответ | орудия труда | степени сравнения | |||||||||
Вопрос | 75 | 76 | |||||||||
Ответ | религиозные санкции | одобрение-неодобрение | |||||||||
V | Вопрос | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 |
Ответ | 85 | 630 | 235 | 24 | 36 | 60 | 35 | 50 | 720 | 90 | |
Вопрос | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | |
Ответ | 52,5 | 9 | 45 | 60 | 16 | 26 | 36 | 5 | 42 | 4 | |
VI | Вопрос | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 |
Ответ | 27 | 26 | 25 | 16 | 62 | 31 | 51 | 7 | 8 | 12 | |
Вопрос | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | |
Ответ | 2 | 13 | 42 | 9 | 12 | 71 | 15 | 17 | 63 | 14 | |
VII | Вопрос | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 |
Ответ | б | г | в | в | д | в | а | а | а | б | |
Вопрос | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | |
Ответ | а | г | д | г | в | д | г | г | б | д | |
VIII | Вопрос | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 |
Ответ | д | г | д | а | г | а | б | д | а | г | |
Вопрос | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | |
Ответ | г | б | д | д | д | г | д | а | д | д | |
IX | Вопрос | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 |
Ответ | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 | 1 | 2 | ||||
Вопрос | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | |
Ответ | 3 | 3 | 4 | 1 | 5 |
Приложение 2. Ответы испытуемой на задания теста Равена
A | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | 4 | 5 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | |
B | Вопрос | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Ответ | 2 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 4 | 6 | |
C | Вопрос | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Ответ | 8 | 2 | 3 | 8 | 7 | 4 | 5 | 1 | 7 | 6 | 1 | 2 | |
D | Вопрос | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Ответ | 3 | 4 | 3 | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 | 1 | 2 | 5 | 6 | |
E | Вопрос | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Ответ | 7 | 6 | 5 | 2 | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 2 | 1 | 5 |
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.