Интеллект: виды, уровни, способы определения и развития


Интеллект в психологии и не только рассматривается в качестве комплекса способностей умственного и психического характера. В общем случае его определение следующее: это ум, качестве психики, выражающееся в способностях к познанию, к осознанию чего-либо, к обучению, запоминанию. Функции интеллекта основаны на опыте и его качестве. Интеллектуальный человек – такой, которые способен понимать, применять не только стандартные, но и нестандартные идеи. Он может использовать знания для управления окружающим миром.

Больше о том, что собой представляет ум, вы сможете узнать из статьи. Также мы показываем методы развития и даем ответ на вопрос, как определить собственный IQ (коэффициент интеллекта).

История изучения: основные и важные точки зрения

Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.

Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.

В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.

Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.

С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.

Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:

  • Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
  • Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
  • Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.

Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.

Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.

Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?

Да! Столько всего неизведанного… И сфера интеллекта – часть этого неизведанного.

100%

Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними.

0%

Не могу сказать. Не осознаю важности таких исследований.

0%

Проголосовало: 4

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Основные функции интеллекта

Выделим 4 основные функции и привяжем их к реальным примерам из жизни. Это нужно для упрощения понимания сути и содержания отдельных функций. Вот они:

  1. Содействие занятию определенных положений в разных общностях, а также принятию ролей и статусов. Без развитого интеллекта ни один человек не может адекватно действительности принимать на себя те или иные обязанности. Пример – принятие мужчиной роли отца после рождения ребенка. Если IQ недостаточно высок, сопутствующие отцовству задачи будут решаться неудовлетворительно.
  2. Получение знаний, освоение навыков, развитие. Здесь все точно так, как и в случае с первым пунктом. Покажем все на примере: интеллектуально развитый человек способен обучаться, может самостоятельно искать информацию, обрабатывать и систематизировать ее. Все иначе, если дело касается людей со слабым умом.
  3. Проявление талантов и реализация потенциала. От качества умственных способностей зависит то, насколько полно конкретный человек раскрывает собственные таланты и реализует потенциал. Пример: высокоинтеллектуальная личность принимает решение освоить новую сферу деятельности. Ей это дается легко. Недостаток же ума в данной ситуации приведет либо к сложностям в деле, либо к абсолютной неспособности личности использовать собственные ресурсы во имя достижения цели.
  4. Самореализация. Это почти то же, что и пункт третий. Но здесь справедливее говорить о качестве способностей и «крепости» порывов конкретного человека в части решения задач, стоящих на пути его развития, в том числе личностного. Простой пример: ученик средней школы ставит перед собой задачу закончить год «отлично», то есть получать одни пятерки. Если его IQ достаточен, все будет хорошо. В ином случае будут проблемы.

Так, можно говорить, что без развитого интеллекта любая деятельность, любая мысль – то, что не будет иметь продуктивного результата или воплощения. Ни мысли, ни поступки не могут быть эффективным и результативными без развитого интеллекта.

Какая функция вам кажется наиболее значимой?

Первая. Мне кажется, что роли и статусы нужно воспринимать адекватно их значимости.

0%

Вторая. Без знаний и развития ни один из нас не смог бы существовать в мире, в котором мы живем.

100%

Третья. Талантливые люди делают мир лучше.

0%

Четвертая. Считаю самореализацию очень важной.

0%

Проголосовало: 2

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Виды интеллекта в психологии

Есть одна примечательная классификация. Это классификация интеллекта по Гарднеру. Он сторонник концепции множественности интеллекта.

Ученый смог выделить следующие 9 видов:

  1. Визуально-пространственный. Это о ярком воображении, о способности фантазировать и ориентироваться в любых ситуациях.
  2. Лингвистический. Это о любви к чтению, общению. У людей с таким видом интеллекта развиты таланты в части подготовки сочинений, способности к изучению иностранных языков.
  3. Музыкальный. В таком случае развиты следующие сферы: восприятие музыки и ритма; способность к пению и овладению музыкальными инструментами; чувство стихов и такта. С таким видом интеллекта чаще всего встречаются люди, имеющие успехи в преподавании музыки, в дирижерском мастерстве.
  4. Межличностный. Это о способности выстраивать коммуникации, о понимании настроения людей, о продуктивности при условии работы в команде. Нередко люди с такими способностями становятся лидерами, психологами, дипломатами.
  5. Внутриличностный. В данном случае все противоположно тому, что написано в пункте четвертом. Однако высокая способность к рефлексии у людей с таким доминирующим видом ума делает из них отличных писателей, философов и не только.
  6. Натуралистический. Это о высоком интересе к окружающему миру. Это о тяге к биологии, химии, физике. Часто натуралисты – это экспериментаторы, геологи, экологи.
  7. Телесно-кинетический. Он свойственен людям, которые способны передавать эмоции «телесными средствами». Высокая координация, развитая моторика, тяга к спорту и постоянная активность – все это о них.
  8. Логико-математический. Данный вид сопровождается способностями оперативно анализировать данные, визуализировать их, рассуждать логично и быстро запоминать информацию. Люди с ним часто становятся математиками, программистами, инженерами.
  9. Экзистенциальный. Есть мнение, что данный вид является характерным для людей априори. Он выражается в способности мыслить.

Изначально Гарднер выделял только 8 типов. Им не был выделен внутриличностный тип. Однако по мере своей деятельности психолог решил пересмотреть классификацию под давлением коллег и дополнили ее. Нами представлена более поздняя версия, хотя и принято чаще всего говорить, что на самом деле Гарднер – автор классификации из восьми видов интеллекта. Это не совсем верно.

Есть две примечательные группы интеллектуальных способностей, выделенных учеными с опорой на критерии «способность понимать поведение людей» и «способность понимания эмоций, чувств».

Эмоциональный интеллект

Его принято рассматривать в качестве совокупности знаний и навыков, способностей личности в части того, чтобы распознавать чувства, управлять эмоциями. Если эмоциональная сфера развита достаточно, человек будет способным к пониманию намерений, мотиваций. И своих, и чужих. Принято говорить об эмоциональном интеллекте как о гибком навыке, то есть он поддается развитию и формированию.

Есть мнение, что от уровня развития эмоциональной сферы интеллектуальных способностей зависит то, насколько будет та или иная личность успешна в жизни и в карьере.

Если данный вид ума развит слабо, если в данном направлении наблюдается низкий уровень IQ, человеку будут свойственны такие качества:

  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • нерешительность.

Можно говорить, таким образом, что если страдает эмоциональный компонент общего IQ, то человек испытывает трудности с коммуникациями с другими людьми, является нерешительным. Однако эту своего рода недостаточность можно компенсировать, либо развив в себе соответствующие навыки, либо «прокачав» социальные компоненты интеллекта.

Социальный интеллект

От того, насколько он развит, зависят способности взаимодействия в социуме, поведение личности. Интеллектуальный социально человек способен правильно понимать людей. Он обладает навыками, в некотором смысле приобретенными, в части межличностного взаимодействия, а также в части социальной адаптации.

Для людей, у которых данный вид способностей интеллектуального спектра развит хорошо, характерны такие качества:

  • быстрота составления суждений об окружающих;
  • развитость аналитических навыков;
  • глубина понимания вещей, предметов и явлений, людей.

Принято полагать, что если у человека одинаково и хорошо развиты эмоциональная и социальная сферы интеллекта, то он почти, что гений. Но это достаточно спорное утверждение. Добиться успехов и быть эффективной личностью, способной к саморазвитию – не значит обладать выдающимися показателями IQ.

Как вы считаете, какой из показанных психологических видов характерен для вас?

Мне кажется, что эмоциональный. Описание подходит.

0%

Считаю, что социальный. Я быстро и легко «раскусываю» людей, обладаю хорошими аналитическими навыками и глубоко проникаю в то, что мне интересно.

66.67%

Думаю, что в моем случае все примерно на одном уровне.

0%

Затрудняюсь с ответом.

33.33%

Проголосовало: 3

Игры для развития интеллекта

Ведущий вид деятельности дошкольников и младших школьников — игра. Соответственно, занятия в игровом формате будут восприниматься в разы легче и позитивнее. Мы предлагаем Вам игры, которые позволят развить все сферы интеллекта.

Кто пропал?

Простая игра, в которой ребенку сначала нужно запомнить несколько предметов (стоит начинать с 3-4), а затем указать выбывший предмет.

Например: положите перед малышом 4 игрушки: медведь, кот, собака и заяц. Попросите ребенка назвать все предметы, а затем отвернуться. Когда ребенок не будет смотреть, уберите одну игрушку и попросите его назвать пропажу.

С помощью такой нехитрой игры Вы сможете не только развить внимательность и память, но и изучить цвета, формы, названия предметов, животных и растений. Постепенно игру стоит усложнять: использовать все больше предметов; не убирать вещи, а менять их местами; проводить игру без предупреждения и т.д.

Моя большая сумка

Игра, в которой ребенку необходимо оценить цель поездки и выбрать наиболее важные предметы для ее осуществления. Позволяет развить логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность.

Например: положите перед ребенком большую сумку и сообщите, что любимая игрушка хочет навестить бабушку/сходить в магазин/в школу/поиграть с друзьями и т.д. Ребенку нужно помочь игрушке собрать сумку и положить туда только 5 вещей (число предметов в сумке должно быть ограничено). Собирая багаж малыш должен объяснять свой выбор, вести счет упакованным предметам и аккуратно собирать сумку.

Поиски клада

Эта игра станет настоящим приключением, которое поможет получить навыки ориентации в пространстве и внимания.

Например: спрячьте интересный предмет в доступном для ребенка месте и предложите ему найти «клад». Для этого он должен исполнять Ваши команды, построенные по типу: «Сделай два шага вперед!», «Повернись направо!», «Загляни под стол!» и т.д.

Усложнять эту игру можно бесконечно: добавляйте на пути малыша загадки; предлагайте идти не по Вашим командам, а ориентироваться по карте; предложите нарисовать карту самостоятельно под Вашу диктовку и т.д.

Буква в гостях

Отличная возможность надолго занять ребенка и познакомиться с алфавитом, развить навыки чтения.

Например: посвящайте каждый день определенной букве алфавита. Читайте про нее сказки, находите ее в тексте, разговаривайте только словами, начинающимися на эту букву и т.д. Наибольший эффект можно достичь, если привлечь к игре всех членов семьи.

Найди лишнее

Предлагайте ребенку различные наборы предметов, чтобы он выбрал среди них один лишний. Главное — обосновывать свою точку зрения, так как достаточно часто правильных ответов может быть несколько. Игра позволит развить логику, знания об окружающем мире и словарный запас.

Постепенно можно предлагать ребенку найти общие характеристики у разнородных предметов, постепенно предлагая все более необычные комбинации.

Уровни интеллектуальной активности

Принято выделять 3 интеллектуальных уровня, которые, кстати, рассматривались и рассматриваются многими учеными, посвятившими себя разработкам в части определения показателя IQ.

Каждый представленный далее интеллектуальный уровень характеризуется уникальными особенностями. Опишем их:

  1. Стимульно-продуктивный уровень. В таком случае умственная активность зависит от того, насколько сильно влияют на личность внешние факторы. Речь именно о стимулах и продуктивности реакций на них. На таком уровне справедливо говорить о всяком акте умственной деятельности как об ограниченном изначально полученными представлениями о чем-либо. Человек при этом способен решать разного рода задачи, но связности и последовательности в этих решениях почти нет: все осуществляется шаблонно, иногда машинально.
  2. Эвристический. Здесь дело касается спонтанности в познании, что обеспечивает чаще результативность освоения и понимания разных закономерностей. На таком уровне личность получает способности в части составления общих представлений из разрозненных проблем и явлений. Она сама при этом начинает выявлять разные закономерности и находить им объяснения.
  3. Креативный. Данный уровень является высшим. Здесь личность становится аналитиком, способным решать даже самые сложные проблемные задачи. Здесь она ценой усилий или же без них легко «докапывается» до сути всех вещей, предметов и явлений.

Признаки высокого интеллекта

Считается, что наиболее очевидные признаки того, что с интеллектом у человека все в полном порядке, следующие:

  • отточенные профессиональные умения, способность осваивать без усилий новые навыки. Если говорить только о профессиональной сфере, применять понятие «интеллектуальный» нецелесообразно: профессионалом в том или ином деле может стать даже такой человек, который не обладает выдающимся умом. Это о машинальности, о запоминании. Это о закономерности, благодаря которой длительные занятия чем-либо почти всегда приводят к как минимум хорошим результатам. Такие качества способствуют тому, что любая адаптация для человека – это всегда исключительно легкая адаптация;
  • способность концентрировать внимание на важном, переключать его на необходимые вещи и удерживать на них. Невнимательность и рассеянность же при этом рассматриваются в качестве признаков того, что с IQ человека что-то не так;
  • развитый самоконтроль. При этом личность может контролировать не только собственные действия и поступки, но и в некоторой степени влиять на эмоции, чувства, поведение окружающих людей;
  • адекватное действительности чувство юмора. Речь не о том, что человек ценит и поощряет только интеллектуальный, например, юмор. Речь исключительно о том, что он осознает, буквально ощущает и чувствует грань уместности. В данном случае человеку могут одинаково нравиться и «черные» шутки, и те, которые требуют умственного напряжения для понимания. Но в любой ситуации он в первую очередь на машинальном уровне оценивает уместность. Если тот или иной акт юмора не является уместным, не будет смеха. Будет только порицание, пусть и молчаливое.

Какой параметр говорит об «отсталости»?

Таких параметров несколько. Конечно, целесообразнее использовать тесты и опираться на мнения исследователей, однако можно выделить следующую группу сигналов того, что IQ находится на недостаточном уровне. Вовсе не обязательно, что на низком. Речь исключительно о недостаточности развития как такового.

Вот симптомы:

  • внушаемость. Объяснить ее можно тем, что человек попросту не является способным к тому, чтобы идти, как говорится, своей дорогой. Ему проще слушать других, поступать так, как поступают другие. Ему проще идти «по накатанной»;
  • ведомость. Это почти то же, что и внушаемость, но в контексте деятельности и принятия решений. Даже если личность решает для себя, что тот или иной путь будет для нее единственно верным, к примеру, ее можно выбить из колеи, поставив в пример поступок или мнение другого «авторитетного» человека;
  • бедный словарный запас. Скудность словарного запаса часто привязывают к проблемам с запоминанием и обучаемостью. Это один из сигналов низких интеллектуальных способностей. Простейший пример, характерный для невыдающейся молодежи – использование и обилие в речи слов и фраз: «ну»; «типа»; «как бы» и так далее. В худших случаях молодые люди на 10 слов используют 5 значимых. Все остальное – просто словесный мусор.
  • склонность мыслить узко. Это, например, о неспособности смотреть на привычные вещи под непривычным углом.

Какие признаки вы смогли обнаружить у себя?

Только хорошие. Испытываю гордость. Ура!

50%

Печально признавать, но негативные. Надо бы подтянуть знания и способности.

25%

И те, и те. Запутался (запуталась).

0%

Не могу сказать. Веду себя и проявляю качества с опорой на контекст конкретных ситуаций.

25%

Проголосовало: 4

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Фактор общего интеллекта
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Развиваться или деградировать?
  • Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Тест Векслера
  • Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Какие факторы влияют на умственные способности?

На них оказывают влияние в той или иной мере такие факторы: наследственность; развитость мышления; питание, в том числе питание матери во время беременности; таланты воспитания родителей и другие.

Вот конкретные примеры:

  • генетика (наследственность). Есть множество исследований, подтверждающих тот факт, что мужчины и женщины с высокими показателями IQ выращивают таких же детей;
  • влияние внешних факторов. Это, к примеру, применяемые родителями человека в его детстве методы воспитания, доступность образования и так далее;
  • влияние сверстников и друзей.

Говорить однозначно о факторах, влияющих на интеллект, нецелесообразно. Многое зависит от индивидуальных черт и характеристиках конкретных людей, об их подверженности чему-либо.

Интересный и обоснованный научно факт: есть различия в умственных способностях, обусловленные половозрастными характеристиками.

Гендерные различия

Говоря о них, следует в первую очередь развеять популярный миф, касающийся того, что мужчины умнее женщин. Это не так. Но есть различия, доказанные множеством исследований, которые в тезисном виде можно показать так:

  • девочки активнее развиваются с точки зрения становления интеллекта до 15 лет, в то время как мальчики до момента достижения этого возраста часто демонстрируют некоторые признаки неспособности к взрослению и развитию;
  • больше всего ученых мужского пола действует в сферах, связанных с точными науками, женщины же, являющиеся выдающимися исследовательницами, трудятся в гуманитарных направлениях.

Возрастные различия

Говорить о том, что фундамент интеллекта – это возраст, нецелесообразно. Пик познания чего-либо в среднем у разных людей приходится на примерно одинаковые возрастные периоды. Вот конкретные примеры:

  1. IQ стремительно повышается до восемнадцати лет. Переходные периоды тормозят его.
  2. В примерно 20 лет развитие интеллекта начинает замедляться.
  3. Максимум раскрытия арифметического и логического потенциала приходится на возраст в примерно 30 лет.
  4. После пятидесяти некоторые люди начинают смотреть вопросы психологии, ранее казавшиеся им сложными, как на полностью понятные и простые.

Можно говорить, что все возрастные различия, которые были показаны, обусловлены именно тем, в каком возрасте находится человек.

Фактор общения

Общение с ребёнком имеет важнейшее значение для многих сфер его жизни: социальной, эмоциональной, интеллектуальной.

Ребёнок, находясь в утробе матери, уже различает её речь, поэтому с самого раннего возраста важно общаться с малышом.

Особенности развития интеллекта детей связаны с возрастными изменениями. В период «почемучек», который начинается у детей 3-4 лет, стоит воспользоваться этим шансом, чтобы объяснять различные явления жизни. Со старшими дошкольниками можно общаться «на равных», обсуждать произошедшие события, интересоваться их мнением, спрашивать про эмоции и чувства.

Как повысить IQ?

Методы развития простые и очевидные. Вот 9 рекомендаций:

  1. Тренируйте мозг и память. Хорошие примеры: решение математических задач, запоминание номеров телефонов знакомых и набор их без обращения к телефонной книге.
  2. Следите за питанием. С едой в наш организм поступают необходимые вещества. От некоторых зависит работа мозга. Если питание некачественное, вероятность проблем с умственной активностью будет высокой.
  3. Не перенапрягайтесь. Режим бодрствования и сна должен быть сбалансированным, должен подходить вам.
  4. Читайте книги. О полезности чтения говорить не стоит.
  5. Найдите интеллектуальное хобби или увлечение. Плюс – возможность делать интересные для себя вещи и «прокачивать» IQ.
  6. Осваивайте новое. Пример – изучение «симпатичного» иностранного языка.
  7. Смотрите познавательные фильмы. Комедии и боевики, триллеры – все это здорово, но в вашей недельной «афише» всегда должен быть какой-либо фильм, снятый, например, National Geographic.
  8. Попробуйте начать изучать то, что давно хотели. Может, в детстве вам нравились темы, касающиеся космоса? Тогда вперед к «звездам».
  9. Не давайте рутине «пожирать» себя. Меняйте привычки, делайте перестановки дома, ходите на работу разными дорогами.

Как повысить интеллектуальные способности ребенка?

Вот рекомендации, которые помогут развить детей:

  • приучайте их к правильному питанию и регулярному выполнению физических упражнений;
  • следите за тем, чтобы режим учебы, занятий и отдыха был сбалансированным. Умственное и физическое утомление негативно влияет на развитие неокрепшего организма;
  • приучайте детей к чтению. Совсем не обязательно, чтобы их интересовали только книги из школьной программы;
  • предлагайте во время совместного досуга интеллектуальные игры типа «Монополии», шахмат;
  • запишите ребенка на курсы иностранного языка;
  • предлагайте совместное решение разных интеллектуальных задачек, прохождение тестов на определение IQ.

Если все представленные советы во время практической реализации будут сочетаться с любовью и заботой о ребенке, он станет очень умным. И со временем все то, чему вы учили чадо, войдет в сферу его привычек.

Как повысить интеллект у взрослого человека?

Прочтите раздел «Как повысить IQ». Там представлены хорошие рекомендации. Вы сможете повысить показатель, если будете стремиться к тому, чтобы следовать им.

Этапы формирования мышления

Первый этап развития интеллектуальных способностей выпадает на 2-3 год жизни малыша. В это время стоит обратить внимание на словарный запас малыша. Чтобы его обогатить, родителям необходимо как можно чаще разговаривать с малышом и выразительно читать.

Также стоит поработать над основами логики, для этого малышу предлагают различные упражнения:

  • Знакомство с предметами различных размеров, формы, текстуры и материала. Ощупывая, покусывая, кидая и ломая их, ребенок постепенно осознает, что различные предметы имеют различные свойства.
  • Знакомство с запахами, вкусами и звуками. При этом у малыша развивается умение различать вкусы, запахи, звуки и присваивать определенные характеристики ряду предметов. «Яблоко имеет свою форму, свой вкус, свой запах, а роза выглядит, пахнет и ощущается совершенно по-другому.»
  • Формирование основ психики. Совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап наступает в 3-4 года. В этом возрасте просыпается «Я» ребенка: он осознает себя полноценной личностью, у которой есть свои мысли и планы. Не стоит препятствовать самостоятельности трехлетних малышей, пусть они проявляют активность и познают мир в комфортной для них манере.

Чтобы повлиять на умственные способности ребенка, родителям стоит:

  • поощрять инициативу ребенка. Пусть он делает обычные для Вас действия хуже и дольше, но он делает это сам и по собственному желанию — это важно.
  • давать посильные поручения. В это время можно приучать ребенка к обязанностям и ответственности за их выполнение.
  • относиться серьезно и внимательно к маленьким победам малыша. Понимание со стороны родителей позволит сформировать адекватный уровень самооценки ребенка.
  • развивать креативность и творческое мышление ребенка. Пусть малыш рисует, лепит, играет на музыкальных инструментах — делает то, что ему по вкусу.

Третий этап проходит в 4-7 лет. Когнитивное развитие малышей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме, при которой они наиболее эффективно усваивают информацию. Настольные, компьютерные и подвижные, одиночные и групповые игры позволяют развить логику и повысить эрудированность в ненавязчивой обстановке.

В этом возрасте необходимо увеличить акцент на общении с друзьями, родственниками, знакомыми — это позволит развить социальные умения ребенка. Помните: развитие интеллектуальных и социальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Есть несколько интересных способов определения коэффициента. Это тесты. Нам видятся примечательными следующие 5:

  1. Тест Айзенка. Позволяет определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию и интроверсию с позиции интеллектуального развития.
  2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методика применяется для определения того, какой является структура интеллектуальных способностей личности. Подходит для детей и взрослых.
  3. Тест прогрессивных матриц Равена. Используется психологами и не только для выявления степени умственного развития, а также для оценки логической деятельности личностей.
  4. Тест Векслера. Наиболее распространен в англоязычных странах, применяется для исследований умственной сферы людей.
  5. Тест Беннета. Это методика выявления механической понятливости, применяется множеством западных работодателей для оценки качеств потенциальных сотрудников.

Фактор эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – способность понимать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и управлять ими.

Эмоциональный интеллект неразрывно связан с умственным интеллектом. При принятии решений люди часто руководствуются именно эмоциональным интеллектом, поддаваясь эмоциям и чувствам. Поэтому важно с раннего возраста учить ребёнка понимать свои эмоции, учиться их не подавлять, находить общий язык с другими людьми. Подробнее про развитие эмоционального интеллекта можно узнать здесь.

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на вопросы, связанные с рассмотренной темой.

Чем отличается интеллект от ума?

Есть две точки зрения. Согласно первой понятия тождественны. Однако есть и такое мнение, согласно которому ум – это мышление в одной плоскости. Интеллект же при этом рассматривается в качестве совокупности качеств и способностей, включает и мышление, и память, и воображение. Мы считаем верной первую позицию и рекомендуем рассматривать понятия без отрыва друг от друга.

Чем интеллект отличается от эрудиции?

Посмотрите ответ на предыдущий вопрос. В общем смысле понятия тождественны, однако есть не всегда справедливое деление «компетенций»: интеллектуальной сфере приписывают только обработку информации, а сфере эрудиции способность воспроизводить, усваивать знания и навыки.

Что такое искусственный интеллект в широком смысле этого понятия?

Это «очеловечивание» компьютера в части привития ему способности мыслить. Искусственным он именно потому и называется. В общем смысле ИИ – это способность компьютера к обучению и решению задач, к действиям.

Какой уровень IQ у знаменитостей?

Самый яркий пример – Билл Гейтс. Его IQ равен 180. Сергей Шнуров же, для сравнения, обладает IQ, который равен 135. Вот не совсем выдающийся пример: согласно оценкам экспертов, Дана Борисова обладает IQ в 35 баллов. Чуть дальше «ушла» Ольга Бузова. Ее результат – 45 баллов.

Какой должен быть IQ у нормального человека?

Нормой принято считать 90-115 баллов.

Какой IQ у самого умного человека?

Это математик Теренс Тао. Он работает в одном из университетов Соединенных Штатов. Результат – 230 баллов.

Фактор развивающих игр

Игры, развивающие интеллект, для детей являются необходимым условием, так как игра – наиболее подходящая деятельность для дошкольника.

Выбирая игрушки или игры, стоит опираться на их функцию, отдавая предпочтение развивающим: конструкторам, паззлам, различным головоломкам.

Необязательно приобретать дорогостоящие игрушки, иногда самые обычные вещи способны стимулировать мышление и фантазию ребёнка. Они ещё называются предметами-заместителями. Например, кубиком можно заменить утюг, палочкой – градусник.

Когда ребёнок учится использовать предметы-заместители в игре, он проговаривает свои действия, чтобы было понятно, что именно он замещает. Такой формат игры развивает речь, обобщает имеющийся опыт ребенка, стимулирует воображение.

Интеллектуальные игры и упражнения

  • «Закончи слово». Взрослый начинает произносить слово, называя первый слог, а ребёнок заканчивает, затем меняются местами. Чем быстрее ребёнок придумывает окончание слова, тем активнее работают его мыслительные процессы.
  • «Слова наоборот». Предложите ребёнку придумать антоним к слову, объяснив, что оно должно быть противоположным. С помощью этой игры можно закрепить понятия размеров (большой-маленький), цветов (чёрный-белый), количества (один-много), состояний (весёлый-грустный).
  • «Волшебный мешочек». Взрослый кладёт в мешочек предмет и предлагает ребёнку задавать наводящие вопросы, чтобы определить, что лежит в мешочке. Отвечать на вопросы можно только словами «да», «нет». Это стимулирует ребёнка учиться задавать правильные вопросы, ответы на которые дадут ему представления о предмете.
  • «Кто где живёт». Взрослый выкладывает карточки с изображениями зверей и их нор. Ребёнок должен сопоставить карточки и решить по существенным признакам, кто где живёт.
  • «Больше-меньше». Взрослый предлагает осмотреть предметы и сказать, каких предметов больше, а каких меньше. Например, куклы-машинки, вилки-ложки, туфли-кроссовки. На природе можно сравнивать по количеству разные виды деревьев, растений, птиц.

Коэффициент и способы его определения

Коэффициентом интеллекта называется IQ. С его помощью ученые определяют степень развитости умственных способностей человека. В редких ситуациях тесты на IQ применяются для сравнения интеллекта между людьми и животными. Исследователи смогли определить коэффициент IQ даже у дождевого червя.

Показатель IQ определяется путем проведения узкоспециализированных тестов. С их помощью можно узнать разные факторы:

  1. Отсутствие или наличие умственных нарушений, патологий.
  2. Высчитать «интеллектуальный возраст» личности, который сравнивается с биологическим возрастом.
  3. Уровень развития умственных способностей.

Составить тест на определение IQ сложно. Обычно этим занимается команда опытных психологов вместе с учеными из других областей.

Факторы интеллектуального развития ребенка

Мамы всегда заботятся о своих малышах. Именно ваше участие основа его жизни. Благодаря вашей любви и вниманию его развитие ускоряется.

Огромная радость для каждой любящей мамы — следить за успехами и развитием своего малыша. Но чтобы помочь, вам необходимо знать основные этапы его развития: «Сам повернулся, сел, начал ползать…» — это визуальная цепь этапов, знакомых каждому. Однако знаете ли вы, каковы же истинные показатели развития ребенка?

«Контрольные показатели» интеллектуального развития

От 7 до 12 месяцевОт 12 до 18 месяцевОт полутора до 2 летОт 2 до 3 летСтарше 3 лет
Развитие тонкой моторикиПервые слоги и простые словаСпособность сказать «ты» и «я»Простое рисованиеМатематическая логика
Координация действий глаз и рукСпособность различать формыПростые математические действияРаспознавание цветовСотрудничество
Понимание речиПространственное мышлениеСборка и разборка предметовКреативностьЛогика
Причинно-следственные взаимосвязи«Танцы» под музыкуБегПамятьКонцепция
ПолзаниеХодьба без поддержкиРолевые игрыВнешние исследованияСуждение
Стояние споддержкойСоциальная ориентацияПрыжки и лазаниеОбоснование

Возникает вопрос, может ли питание помочь в развитии интеллекта?

Так, как интеллект малыша формируется под влиянием большого количества факторов — «Основы правильного питания». Именно питание ваше и малыша является основой для быстрого и качественного развития, особенно если в нем содержится достаточно DHA (докоза-гексаеновой полиненасыщенной жирной кислотой). Для подробной осведомленности о правильном питании, пожалуйста, ознакомьтесь со статьей «Основы правильного питания» на страницах сайта компании enfamil.ru. DHA еще называют «золотом мозга», ведь она является главным элементом в пище, необходимым для нормального развития мозга и зрения. Клинические исследования показали, что наличие в питание ребенка DHAв самых оптимальных** количествах во время максимального роста мозга способствует увеличению умственных способностей, улучшению логического мышления, способности к языками и остроты зрения. Крепкий иммунитет и оптимальное развитие мозга позволят малышам достичь успехов. Это стало удивительным открытием для многих мам, ведь сложно найти сухую молочную смесь, которая помогла бы детям стать более здоровыми и развитыми*.

*При сравнивании с малышами, которых кормят смесью без содержания дополнительного DHA

**Содержание компонента DHA (докозагексаеновой кислоты) в питании для малышей должно составлять не менее 0,3% от всего количества жирных кислот, это где-то в пределах 100 мг в день (рекомендуемое экспертами количество).

Enfamil Premium

Современная молочная смесь для детей Enfamil Premium (Энфамил Премиум) выпускается одним из лидеров по изготовлению качественного питания — производителем Mead Johnson Nutrition. Он завоевала доверие большого количества педиатров и матерей в многочисленных странах мира.

Ведь в состав этой питательной смеси входит весь необходимый малышу комплекс микроэлементами веществ. Тут также создана особая концентрация DHA, что делает ее максимально идентичной материнскому грудному молоку.

А теперь ознакомимся с результатами независимых научных исследований, которые показывают ряд преимуществ во вскармливании малышей смесью Enfamil Premium

Для детей 9-ти месяцев

В исследовании Н. Пастор—видно улучшение работы дыхательной системыв первый год жизни ребенка.

(Pastor N, Soler B, Ferguson P., Clinical Pediatrics, Nov 2006, 45, 850-856)

В исследовании доктора Дж. Р. Дровера— лучше результаты в решениях различных ситуационных тестов.

(Drover JR et al. Child Dev. 2009; 80: 1376-1384)

Для малышей 12-ти месяцев

В исследовании доктора С. Е. Морале — они стали видеть на 1,5 строчки больше и четче, чем остальные дети (по таблице оценки зрения).

(Morale SE et al. Early Hum Dev.2005; 81:197-203)

Для детей в 18 месяцев

В исследовании Е. Е. Берч 2000 года—на 7 баллов вырос показатель их интеллектуального развития.

(Birch EE et al. Dev Med Child Neurol. 2000; 42:174-181)

У малышей 3-х лет

В исследовании Е. Е. Берч 2010 года—на протяжении первых четырех лет жизни ребенка просматривалось улучшение работы дыхательной системы и укрепление иммунитета.

(Birch EE et. al. clinical study report. The Journal of Pediatrics.2010, 156:902-906)

Для детей 4-х лет

В исследовании Е. Е. Берч 2007 года—более высокие показатели вербального IQ (показателя развития интеллекта). Он определяет объем словарного запаса, знания, способность запоминать различные цифры и решать простейшие логические и арифметические задачи.

(Birch EE, Early Human Dev 2007, 83:279-284)

А вот исследование доктора Дж. Р. Дровера 2009 года показывает, что малыши, которые питаются молочной кашей ENFAMIL PREMIUM, в возрасте 9-ти месяцев лучше и быстрее справляются с разнообразными ситуационными тестами.

(Drover JR et al. Child Dev. 2009; 80: 1376-1384)

Занимательная информация

Знаете ли вы, что малыши могут решать ситуационные тесты***?

Некоторые дети в возрасте 9-ти месяцев демонстрируют способности по решению самых простейших тестов.А ведь именно они являются основным индикатором раннего развития мозга.

***MEPS это тест, состоящий из двух этапов «попыток и ошибок» в изучении способности к нахождению решения и осознанным действиям. В исследовании участвовали 229 малышей. Во время проведения теста каждому из них давали игрушку, чтобы он с ней поиграл в течение определенного времени, затем игрушку помещали на салфетку, закрывали другой салфеткой и убирали в сторону. Чтобы снова взять игрушку, малышу нужно было бы пододвинуть к себе всю конструкцию, а после снять салфетку и взять, лежащую под ней игрушку. Каждому давалось три попытки. В итоге исследования показали, что дети, которые питались смесью с дополнительным количеством DHA, в результате всех трех попыток показывали значительно лучшие успехи, чем малыши, которых кормили смесью без содержания DHA.

Для того чтобы выполнять поставленные задачи, дети должны уметь совмещать память, концентрацию внимания и навыки планирования. Это умение показывает уровень интеллектуального развития малыша.

Фото, иллюстрирующие процесс исследования, показаны ниже:

Данные еще одного клинического исследования доктора Е. Берча (BirchEE, EarlyHumanDev 2007, 83:279-284) доказали, что навык по решению различных ситуационных тестов детьми в возрасте 9 месяцев напрямую связан с их IQ (коэффициентом интеллектуального развития), а также объемом запаса слов в возрасте 4-х лет. Малыши, которые лучше выполняли тесты в самом раннем возрасте, с большей вероятностью будут обладать объемным словарным запасом и высоким уровнем IQ в будущем.

Исследования детей в 18 месяцев доказало, что кормление смесью Enfamil Premium, повышает уровень развития интеллекта на 7 баллов, в сравнении с другой контрольной группой*. Эти дети лучше проходили IQ-тест, состоящий из оценки интеллектуального развития, памяти, социального взаимодействия и использования языка.

Знаете ли Вы, что обогащенное DHA питание способствует развитию зрения малыша?

Острота зрения это важный показатель развития мозга. Ведь визуальная информация складывает 83% от всей получаемой мозгом информации. Чем лучше малыш видит, тем больше информации он сможет получить, стимулируя этим развитие мозга.

DHA это элемент пищи, необходимый для оптимального развития зрения. Исследования доктора С. Е. Морале показали, что дети, питавшиеся смесью Enfamil premium на самом первом году жизни, имеют большую остроту зрения: они видят на 1,5 строчки больше (по таблице), по сравнению с другой группой малышей*.

*Morale SE et al. Early Hum Dev.2005;81:197-203

Данное фото показывает, как отличается видение мира годовалого малыша, питавшегося смесью без DHA (левая часть) и получавшего смесь Enfamil Premium с добавлением DHA (правая половина).

Обогащение смеси DHA благоприятно влияет на иммунитет ребенка!

Enfamil Premium укрепляет собственный иммунитет малыша: уменьшается число аллергических реакций и заболеваний ОРВИ в первые три года жизни. Это доказано независимыми исследованиями в 2010 году.

Будьте очень внимательны, выбирая детскую молочную смесь

Если кормление грудным молоком является невозможным, обязательно проконсультируйтесь с участковым педиатром, а при покупке детской молочной смеси обязательно изучите этикетку, уделяя особое внимание составу. Очень важное значение имеет наличие необходимых полезных веществ и их количество, а также уровень содержания DHA (докозагексаеновой кислоты).

Такой компонент как DHA производители редко добавляют в различные смеси детского питания из-за его достаточно высокой стоимости. Оптимальный уровень содержания DHA, подтвержденный научными исследованиями, должен достигать 90 мг на 100 г питательной смеси в сухом виде (или же 11,50 мг на 100 мл приготовленной пищи) такое количество равнозначно тому, что содержится в материнском молоке.

Сбалансированное и полноценное питание имеет большое значение в начале жизни, ведь оно является основой одновременно активного роста малыша, а также быстрого развитие интеллекта, иммунитета и остроты зрения человека.

Правильное здоровое питание с самого рождения является залогом гармоничного развития личности и крепкого здоровья в будущем. Помните, что от вашего правильного выбора молочной смеси зависит развитие и здоровье ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]