Поговорим о том, что такое субординация, зачем она нужна в деловом общении, какими нормами регламентируется и что происходит, если ее не соблюдать. Тема будет рассмотрена ниже во всех подробностях. При этом стоит понимать, что роль общения в бизнесе и на работе просто огромна. Можно быть отличным профессионалом своего дела, но из-за неумения общаться уступать свое место человеку менее способному, но более коммуникабельному. Одно из самых важных правил общения между деловыми людьми является субординация. Правила общения касаются трех плоскостей: между начальником и подчиненным, между подчинённым и начальником или между сотрудниками.
Субординация
Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое субординация. С латинского языка дословно это слово переводится как «подчинение». Субординация означает место человека в системе отношений. Придерживаться субординации – это значит следовать правилам общения, которые установлены между людьми, находящимися на разных ступенях иерархической лестницы.
2Субординация в культуре и жизненных ситуациях
Если не учитывать армейской субординации, которая во всех странах одинакова, будет интересно рассмотреть ее роль в других аспектах. Ниже будут приведены некоторые примеры, которые помогут вам понять, насколько тесно связана субординация и другие жизненные аспекты:
Корпоративная субординация
Корпоративная субординация – система подчинения внутри компании. Она основана на том, что должностное лицо обязано выполнять поручения и задачи человека, который находится на верхнем уровне управленческой системы. Простым языком это можно интерпретировать следующим образом: обычные рабочие выполняют приказы менеджеров отдела, менеджеры отдела ответственны перед директором отдела, который, в свою очередь, исполняет поставленные высшим менеджментом стратегические задачи.
Несмотря на корпоративную субординацию, в разных странах роль находящегося на нижнем уровне работника в процессе ведения бизнеса может разниться. Например, в большинстве стран Азии, мелкие работники не имеют инициативу. Таким образом, они ограничены только своей работой и, в большинстве случаев, не участвуют в управлении компанией. В странах Азии считается, что чем выше должность человека в компании, тем ценнее его слово при принятии каких-либо решений. Эта азиатская система корпоративной субординации радикально отличается от западной (европейской и американской) системы.
Западная система корпоративной субординации более мягкая и подразумевает в себе принятие решений не только вышестоящим человеком, но и обычными работниками отдела. Люди в этих странах считают, что успех корпорации зависит от успеха каждого работающего в ней человека.
Субординация и авиакатастрофы
Можно привести весьма интересный пример, который был в реальной жизни. Он раскроет всю значимость субординации между должностными лицами.
Как уже было сказано выше, азиаты склонны к мнению, что решение старшего должностного лица всегда безошибочно. Представим ситуацию: пассажирским самолетом управляют два человека – старший и младший капитаны. Само собой, старший капитан имеет более полномочий, он более опытен и его должность выше. Таким образом, младший капитан обязан ему подчиняться.
Корейские авиалайнеры в конце 20 века считались самыми опасными из-за огромного количества авиакатастроф. Многие из них были связаны с тем, что младшие капитаны не решались возразить мнению старшего капитана. К примеру, вот причина одной из авиакатастроф: младший капитан заметил заледеневшее крыло самолета и сообщил об этом старшему капитану, на что тот ответил, что все в порядке.
На самом же деле, даже незначительное заледенение крыла может привести к авиакатастрофе. Несмотря на это, младший капитан не стал настаивать на своем мнении, что и привело к несчастному случаю. Западные летчики же, напротив, привыкли свободно выражать свои мысли и настаивать на своем если они в чем-то уверены. Это говорит об индивидуализме народа, что в данном случае так необходимо.
Из вышеупомянутого вы можете сделать свои выводы о субординации. Хорошо это или плохо? Если вы владелец компании, то стоит подумать, какой вид корпоративной субординации больше всего подойдет вам и вашим работникам. Все случаи индивидуальны и неоднозначны.
Начальник и подчиненный
Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного. Это очень важно, ведь когда нет установленных правил, коллектив чувствует себя неуверенно, мало проявляет инициативу. Работникам непонятно, как нужно относиться к словам босса: как к просьбе или приказу. Чтобы не возникало казусов, каждый работник должен знать нормы общения в данной компании.
Основные советы для руководителя:
- Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его. Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.
- Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
- Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
- Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность. Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.
- Важно ценить своих лучших сотрудников. Их вознаграждение должно соответствовать тем силам, которые они потратили на его выполнение.
- Не забывайте о похвале. Похвала перед другими сотрудниками способна вызвать у работника большую мотивацию.
Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.
Чем она регламентируется?
Если на предприятии отсутствуют установленные правила, это вносит сумятицу в рабочий процесс. Каждый сотрудник должен знать, к кому из сослуживцев можно обратиться за советом, кто может потребовать подчинения, а кто обязан выполнять его распоряжения. В крупных структурах обычно указывается, какие подразделения находятся в подчинении у других.
Регламентируется субординация определенными приказами, инструкциями, уставом организации. Для определения служебной иерархии также используются документы:
- должностные инструкции;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- трудовое соглашение между работником и работодателем.
В некоторых структурах, например, в армии, подразумевается ношение знаков отличий (форма, погоны). Однако в маленьких компаниях субординация чаще всего строится только на авторитете руководителя.
Познакомить нового члена коллектива с корпоративной этикой следует сразу при приеме на работу, когда оговариваются его служебные обязанности и полномочия.
Об основных правилах деловых взаимоотношений вы можете узнать из следующего видео:
Приказы, просьбы и советы
При общении очень важно установить, какой будет форма поручений — приказ, просьба, рекомендация. Чаще всего руководители пользуются просьбой, что выражает их доброжелательный настрой. Однако при общении с недобросовестными сотрудниками следует использовать приказ. От просьбы он отличается строгостью в голосе и особенной эмоциональной подачей. Несоблюдение субординации на работе должно быть отмечено руководством. Нельзя игнорировать этот факт. Необходимо сказать работнику о правилах общения. Выговор за несоблюдение субординации должен быть в строгой форме, чтобы сотрудник усвоил урок.
Отношения с коллективом
Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.
Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.
Подчиненный и начальник
Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.
Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:
- руководителю понравится, если сотрудник будет сплачивать коллектив;
- свои идеи по поводу работы необходимо высказывать в тактичной и вежливой форме, так как наглые замечания в сторону лидера могут обернуться неприятностями;
- не стоит говорить с начальником в категорическом тоне или односложно отвечать, чаще всего под сокращения попадают сотрудники, которые мало разговаривают и постоянно недовольным всем;
- не нужно пытаться получить повышение, прыгая «через голову» своего непосредственного начальника.
Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.
Какие бывают ошибки в таком подходе?
- Если директор всего предприятия отдает распоряжения всему отделу без ведома руководителя, то так он подрывает его авторитет. Так делать ни в коем случае нельзя. Ведь людям еще работать под его началом. А как выполнять распоряжения того, кого ты не уважаешь?
- Контролировать процесс выполнения работы должен специально уполномоченный на это человек. Случайный человек из коллектива не может взять на себя такую обязанность.
- Наказывать своего сотрудника может только его непосредственный младший руководитель. Конечно, более высокие инстанции имеют право на это, но только в присутствии и согласии непосредственного начальства.
- Работодатель должен максимально четко озвучивать свои распоряжения: какая работа, в какой срок, какая задача в приоритете.
- Начальник выходит за рамки служебно-деловых отношений. Критикуется не выполненный объем, а личные качества сотрудника. Это совершенно недопустимо. Служащего нужно стимулировать к работе, а не наоборот.
Рекомендуем ознакомиться: Свободный график на работе, его плюсы и минусы
Деловое общение руководителей
Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:
- С партнером следует говорить четко и по делу, не тратя времени на проявление интереса. Многих деловых людей раздражают пустые диалоги, потому что они ценят свое время.
- Для того чтобы привлечь внимание коллеги предложите ему факты и цифры.
- Если ваш собеседник проявляет агрессию, демонстрируйте спокойствие, чтобы утихомирить его. Ни в коем случае не реагируйте гневно.
- Предлагайте заранее продуманные решения, чтобы показать свою инициативность и компетентность в делах.
Словарь в помощь
Современная молодежь предпочитает находить информацию в интернете, бумажные словари уступают место электронным. Отыщем значение слова «субординация» в толковом словаре под редакцией Ожегова.
Смысл слова следующий: субординация — это соблюдение строгого подчинения младшими по отношению к старшим.
Звучит сложно и малопонятно, давайте переведем на более простой язык.
Телефонное общение
Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.
Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.
Фонетический разбор
Иными словами, он является разбором по буквам, звукам и слогам. Стоит начать со слогов. Будьте внимательны, слоги и переносы слова — совершенно разные вещи.
Наша «субординация» состоит из шести слогов: суб — ор — ди — на — ци — я.
- «с» — слышится как «с», глухая согласная;
- «у» — слышится как «у», безударная гласная;
- «б» — слышится как «б», звонкая согласная;
- «о» — слышится как «а», гласная безударная;
- «р» — слышится как «р», согласная звонкая;
- «д» — слышится как «д’», мягкая звонкая согласная;
- «и» — слышится как «и», гласная безударная;
- «н» — слышится как «н», согласная звонкая;
- «а» — слышится как «а», гласная ударная;
- «ц» — слышится как «ц», согласная глухая;
- «и» — слышится как «и», безударная гласная;
- «я» — слышится как «й» и «а».
В разбираемом слове 12 букв, 6 согласных и 6 гласных.
Коллеги
Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:
- когда начальник дает задание, следует поровну разделить работу между всеми членами команды, чтобы в ней не было бездельников;
- необходимо избегать конфликта интересов и перетягивания клиентов: парочка клиентов не поможет получить повышение, зато испортит атмосферу в коллективе, из-за чего придется работать в напряжённой обстановке;
- если вы не можете помочь, не обещайте этого;
- не стоит на работе начинать задушевные беседы, так как это может привести в дальнейшем к ухудшению отношений с начальником и коллегой.
Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.
Несоблюдение субординации
Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело. Все зависит от степени нарушения. Обычно причина выговора – это единичные или постоянные дисциплинарные нарушения. Увольнение при несоблюдении субординации используется в случае нарушения, которое попадает под статью административного или Уголовного кодекса (нанесение побоев).
При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.
Основные правила взаимодействия между представителями компании
Нормы субординации зависят от типа иерархии:
- Вертикальная. Предполагает, что высшее звено дает указания нижнему. К примеру, руководитель дает задания своему подчиненному. Последний обязан их выполнять.
- Горизонтальная. Предполагает взаимодействие между равными по статусу сотрудниками.
Отношения, предполагающие подчинение, считаются традиционно сложными. Между руководителем и подчиненными часто возникают скрытые конфликты, которые усложняют работу. Субординация позволяет предупредить проблемы. Ее особенности зависят от того, какие именно отношения регулируются.