Теория Зигмунда Фрейда о бессознательном и сознательном в человеке

Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех

живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа.

В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная.

От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

Гедонистический –всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение — неудовлетворения.

2. Гомеостатический —равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения.

Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

— НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

— ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

— ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

— ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

Разновидности мотивов:

(1) потребности, направленные на поддержание своего существования (сексуальные влечения).

(2) потребности в агрессии (Танатос)

(3) влечение к жизни и к смерти (Эрос)

Что входит в основу

Сознание — что это в психологии

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.


Что скрыто за гранью сознания

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

ТЕОРИЯ А. МАСЛОУ

Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).

Маслоу — автор подробной классификации мотивов, особенности которой следующие:

— представляет не отдельные, а группы мотивов

— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.

Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.

Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.

Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.

Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:

— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;

— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.

Иерархия потребности (по А. Маслоу):

I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);

II уровень: потребность в безопасности;

III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);

IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);

V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).

Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.

Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).

Основные этапы становления науки о психическом развитии личности

Психология сегодня имеет прикладное значение как область медицины, философии, педагогики, других наук. Психоаналитические теории развития имеют особое значение в работе с индивидуумом. Каждая такая теория имеет свои нюансы объяснения сложившейся личности и разработана тем или иным специалистом. Но история этой работы протекала в несколько этапов. Самый известный человек, чье имя связано с изучением психических особенностей личности, — Зигмунд Фрейд. Но исследования этой грани человеческого индивида, родственные концепции психоанализа, предложенного Фрейдом, развивались и ранее 19-го века. Сам будущий всемирно известный психолог, невролог и психоаналитик стажировался в клинике Сальпетриер в Париже у невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко, глубоко изучающем нейропсихиатрическое расстройство парез, как последствие сифилиса. В 1985 году в свет выходит работа Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», в которой обосновывается происхождение истерии на подавленных воспоминаниях о каких-либо неприятных для пациента ситуациях, чаще всего основанных на сексуальных ассоциациях. Такое воззрение на одну из психических особенностей личности привело к тому, что от Фрейда отвернулось большинство научной элиты, выставившей начинающего психоаналитика обычным шарлатаном.

В этот же период будущий психоаналитик пытается сформулировать, выстроить в логическую цепочку нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов. Эта работа осталась незавершенной, а мир узнал о ней только после смерти ученого. Затем Фрейд заинтересовался символикой сна, итогом этих размышлений стала гипотеза о том, что бессознательное, на котором и основывается сюжет сновидений, является «первичным процессом», так как обладает концентрированным и символическим содержанием. «Вторичный процесс», напротив, основан на логическом, осознанном содержании. Эта гипотеза стала основой монографии «Толкование сновидений», опубликованной Фрейдом в 1900 году. Особенностью этой работы психолога, которая нашла свое развитие в последующей работе, стала 7 глава. Здесь описана ранняя «топографическая модель» — из-за социальных сексуальных запретов неприемлемые сексуальные желания выдавливаются в систему «бессознательного», что становится основой тревожности личности.

В нашей стране повсеместное увлечение психоанализом пришлось на 20-е годы 20-го века. Тогда в Москве был открыт Государственный психоаналитический институт. Но постепенно психоанализ перестает быть направлением науки, повергаясь гонениям. Лишь в конце столетия эта область исследований человека вновь обрела жизнь в отечественной психологии и психиатрии. В настоящее время направления психоанализа стали неотъемлемой частью медицинской практики, а сама теория постоянно дополняется новыми теоретическими разработками. Психологи объединяются по всему миру для качественных научных исследований психики человека. так, к примеру, проблемами психоанализа занимается Международная психоаналитическая ассоциация, насчитывающая около 12 000 членов. Современная психология оперирует не одной школой психоанализа, ведь ученики и последователи Фрейда организовали свои школы и направления изучения этой сферы науки, например, Юнг, Фромм, Адлер.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. Левина

Основные положения разработал К. Левин.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

К. Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Чем меньше расстояние, тем больше отрицательная валентность; чем больше расстояние, тем больше положительная валентность

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д. 1944 г.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Видео


Настоящий Китайский Молочный Улун (Оолонг) Чай Зеленый Листовой Ceremony (Milk Oolong Tea, Най Сян Цзинь Сюань, Золотой Цветок с Молочным Ароматом, Бирюзовый Чай), Легкий Молочный Вкус, 200 г.

389 ₽ Подробнее

Настоящий Китайский Молочный Улун (Оолонг) Чай Зеленый Листовой Рассыпной Ceremony (Milk Oolong Tea, Най Сян Цзинь Сюань, Золотой Цветок, Бирюзовый Чай), Тонкий Натуральный Вкус, 100 г.

237 ₽ Подробнее

Пинцет медицинский

Учение Фрейда

Фрейд Зигмунд (1856 — 1939 гг.) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г. эмигрировал в Великобританию).

Разработал в конце XIX в. особый метод лечения неврозов — психоанализ — анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).

Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901).

Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. История зарубежной психологии).

Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного.

Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет.

Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.

Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия. Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления.

Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Метод свободных ассоциаций
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Теория умственных действий Гальперина
  • Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
  • Символдрама как способ достучаться до бессознательного
  • Теории мышления
  • Зачем человеку отношения: ответы психологов
  • Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов
  • Краткая история психологии: от Античности до наших дней
  • Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности

Ключевые слова:1Коммуникации

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

  1. Методика свободных ассоциаций. Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях.

Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия.

Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление.

Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте.

Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту.

Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

  • Толкование сновидений.

Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

  • Толкование ошибочных действий. Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки.

Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

  • Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия.

Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

  • Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга.

Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия.

Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими. Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта.

Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя.

Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.

HiSoUR История культуры

Психоаналитическая теория — это настоящая теория личности и организации и динамика развития личности, которая направляет психоанализ, клинический метод лечения психопатологии. Впервые изложенная Зигмундом Фрейдом в конце 19 века, психоаналитическая теория претерпела множество усовершенствований с момента его работы. Психоаналитическая теория приобрела все большую известность в последней трети двадцатого века как часть потока критического дискурса в отношении психологических методов лечения после 1960-х годов, после смерти Фрейда в 1939 году, и его обоснованность в настоящее время широко оспаривается или отвергается. Фрейд прекратил анализ мозга и его физиологических исследований и переключил свое внимание на изучение ума и связанные с ним психологические атрибуты, составляющие ум, и на лечение с использованием свободной ассоциации и феноменов переноса. Его исследование подчеркивало признание событий детства, которые могут повлиять на психическое функционирование взрослых. Его изучение генетических и затем аспектов развития дало психоаналитической теории ее характеристики. Начиная с его публикации «Интерпретация сновидений» в 1899 году, его теории стали приобретать известность.

Терминология и определение Психоаналитические и психоаналитические используются на английском языке. Последний является более старым термином, и сначала просто означает «относящийся к анализу человеческой психики». Но с появлением психоанализа в качестве отдельной клинической практики оба термина пришли к описанию этого. Хотя оба они все еще используются, сегодня нормальное прилагательное является психоаналитическим.

Психоанализ определяется в Оксфордском словаре английского языка как

Терапевтический метод, разработанный Зигмундом Фрейдом для лечения психических расстройств, исследуя взаимодействие сознательных и бессознательных элементов в сознании пациента и подавляя страх и конфликты в сознании, используя такие методы, как интерпретация сновидений и свободная ассоциация. Также: система психологической теории, связанная с этим методом.

В рамках психоаналитической линзы люди описываются как сексуальные и агрессивные диски. Психоаналитические теоретики считают, что поведение человека детерминировано. Он управляется иррациональными силами, бессознательными, а также инстинктивными и биологическими движениями. Из-за этого детерминированного характера психоаналитические теоретики не верят в свободную волю.

Начало Фрейд впервые начал изучать психоанализ в сотрудничестве с доктором Йозефом Брейером, особенно когда он пришел к исследованию Анны О. Связь Фрейда и Брейера была сочетанием восхищения и конкуренции, основанной на том, что они работали вместе над дело Анны О. и пришлось балансировать две разные идеи относительно ее диагноза и лечения. Сегодня Брейер можно считать дедушкой психоанализа. Анна О. подвергалась как физическим, так и психологическим нарушениям, таким как неспособность выпить из страха. Брейер и Фрейд обнаружили, что гипноз был большой помощью в раскрытии больше об Анне О. и ее лечении. Исследования и идеи исследования Анны О. были очень ссылки на лекции Фрейда о происхождении и развитии психоанализа.

Эти наблюдения заставляли Фрейда теоретировать, что проблемы, с которыми сталкиваются истеричные пациенты, могут быть связаны с болезненными детскими переживаниями, о которых нельзя было вспомнить. Влияние этих потерянных воспоминаний формировало чувства, мысли и поведение пациентов. Эти исследования способствовали развитию психоаналитической теории.

Структура личности Зигмунд Фрейд решил, что личность состоит из трех разных элементов: ИД, эго и суперэго. Идентификатор — это аспект личности, который определяется внутренними и основными потребностями и потребностями. Это, как правило, инстинктивные, такие как голод, жажда и стремление к сексу или либидо. Идент действует в соответствии с принципом удовольствия, поскольку он избегает боли и ищет удовольствия. Из-за инстинктивного качества идентификатора он импульсивен и часто не осознает последствий действий. Эго управляется принципом реальности. Эго работает, чтобы сбалансировать id и суперэго, пытаясь добиться наивысшего логического пути id. Он стремится рационализировать инстинкт id и, пожалуйста, диски, которые приносят пользу человеку в долгосрочной перспективе. Это помогает отделить то, что реально, и реалистично для наших дисков, а также быть реалистами в отношении стандартов, которые суперэго устанавливает для человека. Суперэго руководствуется принципом морали. Он действует в связи с моралью высшей мысли и действий. Вместо того, чтобы инстинктивно действовать как id, суперэго работает, чтобы действовать социально приемлемыми способами. Он использует мораль, оценивая наше чувство неправды и права и используя чувство вины для поощрения социально приемлемого поведения.

Бессознательное Бессознательное — это часть ума, о которой человек не знает. Фрейд сказал, что бессознательное раскрывает истинные чувства, эмоции и мысли человека. Существует множество психоаналитических методов, используемых для доступа и понимания бессознательного, начиная от таких методов, как гипноз, свободная ассоциация и анализ сновидений. Мечты позволяют нам исследовать бессознательное; согласно Фрейду, они являются «королевским путем» для бессознательного ». Мечты состоят из скрытого и явного контента. В то время как скрытое содержание является основным смыслом мечты, который не может быть запомнен, когда человек просыпается, манифестируемый контент — это контент из мечты, который человек помнит после пробуждения и может быть проанализирован психоаналитическим психологом. Изучение и понимание явного содержания сновидений может информировать человека о комплексах или расстройствах, которые могут находиться под поверхностью их личности. Мечты могут обеспечить доступ к бессознательному, который нелегко доступен.

Фрейдистские промахи (также называемые парапраксами) возникают, когда эго и суперэго не работают должным образом, подвергая идентификатор и внутренние диски или желания. Они считаются ошибками, раскрывающими бессознательное. Примеры варьируются от вызова кого-то неправильным именем, неправильного толкования устного или письменного слова или просто неправильного.

Уровни сознания или топологическая модель ума Однако человек не осознает весь процесс выработки и высвобождения энергии. Чтобы объяснить этот факт, Фрейд описывает три уровня сознания:

Сознательный (al. Das Bewusste), который охватывает все явления, которые в данный момент могут сознательно восприниматься индивидуумом; Предсознание (например, «Vorbewusster») относится к явлениям, которые не осознаются в данный момент, но могут стать, если человек хочет заняться ими; Бессознательное (al. Of Unbewusster), которое касается явлений и содержимого, которые не являются сознательными и только при особых обстоятельствах, может стать. (Термин подсознание часто используется синонимом, хотя он был оставлен самим Фрейдом). Фрейд не первым предложил, чтобы часть психической жизни развивалась бессознательно. Однако он был первым, кто глубоко исследовал эту территорию. По его словам, человеческие желания и мысли часто создают содержание, которое пугает человека, если они не будут храниться в бессознательном. Это очень важная функция стабилизации сознательной жизни. Его исследования побудили его предложить, чтобы бессознательное было аллогенным (и, следовательно, открытым для противоречий); вневременные и пространственные (т.е. содержимое, принадлежащее разным временам или пространствам, может быть рядом). Сны воспринимаются как выражение, символизирующее бессознательное содержание.

Понимая концепцию бессознательного, становится понятным понимание мотивации в классическом психоанализе: многие желания, чувства и мотивы бессознательны, потому что они слишком болезненны, чтобы стать сознательными. Тем не менее, этот бессознательный контент влияет на сознательный опыт человека, например, посредством ошибок, кажущегося иррационального поведения, необъяснимых эмоций, страха, депрессии, чувства вины. Таким образом, бессознательные чувства, мечты, желания и мотивы влияют и ведут сознательное поведение.

Структурная модель личности Фрейд позже разработал (1923) структурную модель личности, в которой психический аппарат организован в три структуры:

Id (на немецком языке: es, «он, это»): Идентификатор является источником психической энергии, либидо. Идентификатор формируется приводом, инстинктами, органическими импульсами и бессознательными желаниями. Он работает по принципу удовольствия (Lustprinzip), то есть всегда ищет то, что производит удовольствие, и избегает неудовольствия. Он не делает планов, он не ждет, он ищет немедленное решение напряженности, он не принимает разочарования и не знает никакого торможения. Он не имеет никакого отношения к действительности, и удовлетворение фантазией может иметь тот же эффект, что и результат. Идентификатор не знает суждения, логики, ценностей, этики или морали, требовательных, импульсивных, слепых, иррациональных, антиобщественных и направленных на удовольствие. Иден полностью бессознателен.

Эго (ich, «I»): эго развивается из идентификатора, чтобы его импульсы были эффективными, т. Е. Принимая во внимание внешний мир. Это так называемый принцип реальности. Именно этот принцип вводит разум, планирование и ожидание поведения человека. Удовлетворение приводов откладывается до тех пор, пока реальность не позволит удовлетворить их с максимальным удовольствием и минимумом негативных последствий. Главная функция эго заключается в том, чтобы сначала искать гармонизацию между желаниями id и надзорными / реальными / репрессиями суперэго.

Суперэго (Убер-Ич, «супер-эго», «вне себя»): нравственная часть человеческого разума и представляет ценности общества. У суперэго есть три цели: (1) подавить, посредством наказания или вины, любой импульс, противоречащий продиктованным им правилам и идеалам; (2) заставить эго вести себя морально, даже если иррационально; и (3) привести человека к совершенству в жестах, мыслях и словах. Суперэго формируется после эго, во время усилий ребенка вводить ценности, полученные от родителей и общества, чтобы получить любовь и привязанность. Он может функционировать очень примитивно, наказывая человека не только практическими действиями, но и неприемлемыми мыслями; Другая характеристика — дуалистическое мышление (все или ничего, правильное или неправильное, без промежуточной точки). Суперэго делится на две подсистемы: идеальное эго, которое диктует добро, которое нужно искать, и сознание (Гевиссен), которое определяет зло, которого следует избегать.

Защитные механизмы Эго уравновешивает id, суперэго и реальность для поддержания здорового состояния сознания. Таким образом, он реагирует, чтобы защитить человека от любых стрессоров и тревоги, искажая реальность. Это предотвращает проникновение сознания в сознание бессознательных мыслей и материалов. Различные виды защитных механизмов: репрессии, формирование реакции, отрицание, проекция, смещение, сублимация, регрессия и рационализация.

Среди защитных механизмов следует, с одной стороны, рассмотреть очень сложные механизмы защиты эго (эго), а с другой — те, кому просто поручено защищать существование нарциссизма. Фрейд (1937) говорит, что защитные механизмы фальсифицируют внутреннее восприятие субъекта, предоставляя только несовершенное и деформированное представление.

Фрейд описал многие механизмы защиты в ходе своей работы, и его работа была продолжена его дочерью Анной Фрейд; основными механизмами являются:

Репрессии — это процесс, при котором конфликты и фрустрации, которые слишком болезненны для переживания или запоминания, выводятся из сознания, подавляют их и подавляют их в бессознательное; что неприятно забывается; Реактивное обучение состоит в спортивной процедуре и экстернализации чувств, противостоящих истинным, нежелательным импульсам. Проецирование состоит в том, чтобы приписывать другим идеи и тенденции, которые субъект не может признать как свои собственные. Регрессия состоит в том, что человек возвращается к незрелому поведению, характерному для стадии развития, которое человек уже прошел. Фиксирование — это замораживание разработки, которое не позволяет продолжать. Часть либидо остается прикрепленной к определенной стадии развития и не позволяет ребенку полностью перейти на следующий этап. Фиксация связана с регрессией, так как вероятность регрессии на определенном этапе развития возрастает, если человек разработал ее фиксацию. Сублимация — это удовлетворение неприемлемого импульса через социально-принятое поведение. Идентификация — это процесс, посредством которого индивид приобретает характеристику другого. Особой формой идентификации является идентификация с агрессором. Смещение — это процесс, при котором агрессия или другие нежелательные импульсы, не направляемые на человека (лиц), к которому они относятся, относятся к третьим сторонам.

Психологические теории

Психосексуальное развитие Фрейд берет на себя развитие личности (психики). Это теория стадии, которая верит, что прогресс происходит через этапы, поскольку либидо направлено на разные части тела. Различные стадии, перечисленные в порядке прогрессирования, следующие: Оральный, Анальный, Фаллический (Эдиповый комплекс), Задержка, Генитальный. Генитальная стадия достигается, если люди удовлетворяют все свои потребности на всех остальных этапах с достаточной доступной сексуальной энергией. Лица, которые не имеют своих потребностей, встречающихся на данном этапе, зацикливаются или «застревают» на этом этапе. Важной частью теории Фрейда посвящена развитие личности. Две гипотезы характеризуют его теорию:

Фрейд первым подтвердил, что первые годы жизни являются самыми важными для развития личности и развитие индивидуума происходит по этапам или психосексуальным этапам. Таким образом, Фрейд был первым автором, утверждающим, что у детей также есть сексуальность. Фрейд описывает четыре различные фазы, с помощью которых ребенок проходит свое развитие. Каждая из этих фаз определяется областью тела, к которой направлены приводы. На каждом этапе возникают новые потребности, требующие удовлетворения спроса; способ удовлетворения этих потребностей определяет, как ребенок относится к другим людям и какие чувства она испытывает к себе. Переход от одной фазы к другой биологически определен, так что новая фаза может начаться без завершения предыдущих фазовых процессов. Фазы следуют друг за другом в фиксированном порядке, и хотя фаза развивается из предыдущей, процессы, инициированные в одну фазу, никогда полностью не завершаются и продолжают действовать на протяжении всей жизни человека.

Оральная фаза Первым этапом развития является устная фаза, которая простирается от рождения до примерно двух лет жизни. На этом этапе ребенок испытывает радость и боль через удовлетворение (или разочарование) оральных приводов, то есть через рот. Это удовлетворение происходит от удовлетворения голода, но изначально от него. Таким образом, для ребенка сосать, жевать, есть, кусать, плевать и т. Д. Есть функция, связанная с удовольствием, и служить едой. Когда сталкиваются с разочарованиями, ребенок вынужден разрабатывать механизмы для борьбы с такими расстройствами. Эти механизмы являются основой будущей личности человека. Таким образом, недостаточное удовлетворение устных приводов может привести к тенденции к беспокойству и пессимизму; уже чрезмерное удовлетворение может привести через фиксацию в этой фазе,

Оральная фаза делится на две более мелкие стадии, определяемые рождением зубов. До тех пор ребенок находится в пассивно-восприимчивой фазе; с первыми зубами ребенок проходит через садистско-активную фазу с возможностью кусания. Таким образом, основной объект обеих фаз, материнской груди, становится амбивалентным объектом. Эта амбивалентность характеризует большинство человеческих отношений как с людьми, так и с объектами.

Таким образом, устная фаза представляет собой пять режимов функционирования, которые могут развиваться по характеристикам взрослого человека:

Включение пищи появляется во взрослом как «включение» знаний или власти или как способность идентифицироваться с другими людьми или интегрироваться в группы; Удержание груди, не желая отделяться от нее, показано позже как упорство и настойчивость или как решение; Кусание — это прототип разрушительности, сарказма, цинизма и тирании; Плечи превращаются в отторжение и Закрытие рта, предотвращение кормления, приводит к отторжению, отрицанию или интроверсии. Основным процессом в устной фазе является создание связи между матерью и ребенком.

Анальная фаза Вторая фаза, по словам Фрейда, — это анальная фаза, которая проходит от первого до третьего года жизни. На этом этапе удовлетворение приводов направляется к анусу, к контролю напряженности кишечника. На этом этапе ребенок должен изучить контроль над сфинктерами в процессе дефекации и таким образом должен научиться справляться с разочарованием желания немедленно удовлетворить свои потребности. Как и в устной фазе, механизмы, разработанные на этом этапе, также влияют на развитие личности. Непосредственный и неконтролируемый стул является прототипом нападений бешенства; уже очень жесткое образование в области гигиены может привести либо к хаосу, беспечности, беспорядку, либо к тенденции чрезмерно контролируемой и компульсивной организации. Если мать дает слишком много похвалы, чтобы ребенок мог ждать до туалета, может возникнуть связь между дачей (стулом) и получением любви, и человек может развить щедрость; если мать переоценивает эти биологические потребности, ребенок может развиваться творчески и продуктивно или, напротив, впадает в депрессию, если он не оправдывает ожиданий; дети, которые отказываются испражняться, могут развиваться как коллекционеры, коллекционеры или скряги.

Фаллическая фаза Фаллическая фаза, которая колеблется от трех до пяти лет, характеризуется значимостью Фрейда наличия (или, у девочек, отсутствия) фаллоса или пениса; на этом этапе удовольствие и неудовольствие, таким образом, сосредоточены в половой области. Трудности этой фазы связаны с направлением сексуального или либидного стремления к родителям противоположного пола и к возникающим проблемам. Разрешение этого конфликта связано с комплексом Эдипа и идентификацией с однополым родителем.

Фрейд развивал свою теорию главным образом с учетом мальчиков, поскольку для него они более подвергли конфликту фаллической фазы более интенсивным и угрожающим образом. По словам Фрейда, мальчик на этом этапе хочет иметь мать только для себя и не делиться ею с отцом; в то же время он опасается, что его отец мстит, кастрируя его. Решением этого конфликта является подавление как либидного желания матери, так и агрессивных чувств к отцу; во второй момент происходит идентификация мальчика с отцом, что сближает их и, таким образом, приводит к усвоению мальчиком ценностей, убеждений, интересов и постов отца. Эдиповский комплекс представляет собой важный шаг в формировании суперэго и в социализации мальчиков, поскольку мальчик учится следовать ценностям родителей. Это компромиссное решение позволяет как эго (через уменьшение страха), так и id (потому что мальчик может косвенно владеть матерью через родителя, с которым он идентифицирует себя), чтобы быть частично удовлетворенным.

Конфликт, с которым сталкиваются девочки, схож, но, скорее всего, будет разрешен. Девочка желает своего отца, отчасти из-за зависти, которую она испытывает к тому, что у нее нет пениса (например, Пениснейд); она чувствует себя кастрированной и обвиняет свою мать в том, что она лишена фаллоса. С другой стороны, мать представляет собой менее серьезную угрозу, поскольку кастрация невозможна. Из-за этой различной ситуации идентификация девушки с ее собственной матерью менее сильной, чем у мальчика с отцом, и поэтому у девочек будет менее развитое осознание — заявление, которое было отклонено эмпирическими исследованиями. Фрейд использовал термин «Эдиповый комплекс» для обоих полов; позже авторы ограничили использование выражения мальчиками, оставив для девочек термин «Электрский комплекс», но это было отвергнуто Фрейдом в тексте «О женской сексуальности» 1931 года.

Однако представление комплекса Эдипа, приведенное выше, упрощается. В действительности результат решения Эдипова комплекса всегда является идентификацией, поскольку оба родителя и сила каждой из этих идентификаций зависят от различных факторов, таких как взаимосвязь между мужским и женским элементами в физиологической предрасположенности ребенка или интенсивность страха кастрации или зависти к пенису. Кроме того, мать сохраняет первозданную роль в обоих полах, всегда оставаясь основным объектом либидо.

Период ожидания После волнения первых лет жизни следует более спокойная фаза, которая продолжается до полового созревания. На этом этапе либидо лишается фантазий и сексуальности, делая их второстепенными, но реинвестируется другими способами, такими как когнитивное развитие, обучение, усвоение ценностей и социальных норм, которые становятся основной деятельностью ребенка, продолжая развитие эго и суперэго.

Генитальная фаза Последней фазой психосоциального развития является генитальная фаза, которая возникает в подростковом возрасте. На этом этапе сексуальные влечения после продолжительной латентной фазы и после изменений тела пробуждаются снова, но на этот раз они обращаются к человеку противоположного пола. Как видно из предыдущего обсуждения, выбор партнера не зависит от предыдущих процессов разработки, а зависит от опыта предыдущих этапов. Более того, хотя они продолжают функционировать во всей жизни человека, внутренние конфликты, характерные для ранних стадий, достигают относительной стабильности в генитальной фазе, приводя человека к структуре эго, что позволяет ему справляться с проблемами взрослой жизни.

Неоаналитическая теория Теория Фрейда и работа с психосексуальным развитием приводят к неоаналитическим / нео-фрейдистам, которые также верили в важность бессознательного, интерпретации сновидений, защитных механизмов и интегрального влияния детского опыта, но также возражали против теории. Они не поддерживают идею о том, что развитие личности прекращается в 6 лет, вместо этого они полагали, что развитие распространяется на протяжении всей жизни. Они расширили работу Фрейда и охватили больше влияния со стороны окружающей среды и важность сознательной мысли вместе с бессознательным. Наиболее важными теоретиками являются Эрик Эриксон (Психосоциальное развитие), Анна Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни, а также школа объектных отношений.

Психоаналитическая теория психических расстройств

Лучший способ определить «беспорядок» — это охарактеризовать его как психологическую инвалидность с учетом эмоциональной и межличностной области. Этот термин характеризует диапазон, который варьируется от мягких невротических форм до безумия, в полноте его термина. «Нормальным» было бы то, что личность со способностью эффективно жить, поддерживать длительные и эмоционально удовлетворительные отношения с другими людьми, работать продуктивно, отдыхать и наслаждаться, быть способными измерять, судить и реалистично справляться со своими качествами и несовершенствами, поскольку они находятся. Неспособность одного или другого или всех этих признаков может указывать на наличие психологического нарушения или психического «нарушения».

Психические расстройства подразделяются на 3 основных основных типа:

Первый тип: неврозы Именно наличие чрезмерного и продолжительного напряжение, персистирующего конфликт или давно разочарована необходимости, это признак того, что человек разработал невроз. Невроз определяет модификацию, но не дезорганизацию личности, а тем более потерю ценностей реальности. Невротические симптомы обычно каталогизируются в определенных категориях, таких как:

а) Истерия — когда психический конфликт находит свое отражение в конверсиях. В этом типе невроза противоречивая идея с эго превращается в физические симптомы, такие как слепота, мутизм, паралич и т. Д.; которые не имеют органического происхождения. Истерия теперь запрещена из психиатрических справочников, в результате чего многие люди в области здравоохранения, включая психологов, считают, что истерии больше не существует. Однако истерия все еще существует и всегда будет существовать, хотя симптомы могут варьироваться в зависимости от общества и времени, к которому оно относится. Что-то совершенно конкретное в отношении истерии — это ссылка на тело и сексуальность, особенно в отношении «что такое женщина?».

б) Тревога (бедствия) — человек воспринимается обобщенными и настойчивыми чувствами сильного бедствия без объективной причины. Некоторые симптомы: сердцебиение, тремор, одышка, потливость, тошнота. Существует преувеличенная и тревожная забота о себе.

в) Фобии — область личности начинает действовать откликами страха и тревоги. В страданиях страх размыт, и когда дело доходит до поверхности, это признак того, что он уже существует в течение длительного времени. Он окутан множеством напряженности, беспокойства, волнения и дезорганизации поведения. В фобической реакции страх ограничен ограниченным классом объектных стимулов и представлений. Обычно проверяется связь страха с определенными объектами, животными или ситуациями.

г) Обсессивно-компульсивное: одержимость — это термин, который относится к идеям, которые неоднократно навязывают сознание. Поэтому их трудно контролировать. Выпивка — это импульсы, которые приводят к действию. Он тесно связан с психологическим расстройством, называемым обсессивно-компульсивным расстройством.

Второй тип: психозы Теперь психотик может оказаться в состоянии депрессии, теперь в состоянии крайней эйфории и агитации. Когда-то он действует так, и в другом он ведет себя совершенно по-другому. Он нарушил свою личность. Клинические данные для измерения психоза — это изменение суждений о реальности. Психотик начинает воспринимать реальность по-разному, но не менее реально в своем восприятии. Вот почему он с уверенностью заявляет, что у него есть представления, которые кажутся нам нереальными, не поддерживаемыми и не оправданными логикой и разумом. В психозах, помимо поведенческих изменений, галлюцинации (изменения органов чувств: слышание голосов, восприятие вещей, обоняние или прикосновение) и заблуждения (изменения в мышлении в виде заговоров, гонений, величия, богатства, всемогущества или предопределения).

а) Шизофрения — эмоциональная апатия, отсутствие амбиций, общая дезорганизация личности, потеря интереса к жизни в личных и социальных достижениях. дезорганизованное мышление, поверхностная и неадекватная привязанность, необычный смех, бобис, ребячество, ипохондрия, заблуждения и преходящие галлюцинации. (Проконсультируйтесь с DSM-V или CID 10 для получения дополнительных подтипов)

б) Маниакально-депрессивный — он характеризуется прочными и интенсивными психическими нарушениями из-за потери или внешних травматических ситуаций. Маниакальное состояние может быть легким или резким. Он характеризуется обостренным поведением, гиперсексуальностью. Маньяки полны энергии, беспокойны, громки, громки и имеют причудливые идеи, один за другим. Депрессивное состояние, напротив, характеризуется бездеятельностью и унынием. Его симптомы: апатия, сожаление, печаль, разочарование, крики плача, потеря интереса (аффективная тупость) к работе, к друзьям и семье, а также к его обычным отвлечениям. Он становится замедленным в речи, он плохо спит по ночам, он теряет аппетит, он может немного раздражаться и очень волноваться.

в) Паранойя — характеризуется прежде всего фиксированными иллюзиями. Это бредовая система. Иллюзии преследования и величия более устойчивы, чем при параноидальной шизофрении. Оскорбления глубоки. Он подозрительный, агрессивный, эгоистичный и разрушительный. Он считает, что цели оправдывают средства, и он не может запросить привязанность.

г) Алкогольный психоз — обычно отмечается насильственными волнениями, сопровождающимися галлюцинациями ужасающей природы.

Третий тип: психопаты Психопаты не структурируют определенные аспекты личности, и в самой конструкции есть своего рода провал. Основными характеристиками психопатов являются: уменьшение или отсутствие нравственного сознания (Super eu). Правильно и неправильно; разрешенные и запрещенные им не имеют смысла. Таким образом, имитировать, обманывать, обманывать, красть, грабить, убивать, не вызывать чувства отвращения и раскаяния, ни в их сознании, ни в форме действий или мысли. Единственное значение для них — их эгоистические интересы: отсутствие сопереживания; отсутствие галлюцинаций; отсутствие невротических проявлений; отсутствие доверия; искать сильные стимуляции; неспособность отложить удовлетворение; они не терпят рутинных усилий и не знают, как бороться за отдаленную цель; не учитесь на своих ошибках, потому что они не распознают эти ошибки; в целом, обладают хорошим уровнем интеллекта и низкой эмоциональной способностью; кажется неспособным получить эмоциональное участие. Они не понимают, что социально выгодно.

Критики психоаналитической теории Психоаналитический подход имеет множество преимуществ и ограничений, которые стимулировали дальнейшие исследования и расширения в области развития личности.

преимущества Теория подчеркивает важность детского опыта. Он инициировал и рассматривал важность бессознательных, сексуальных и агрессивных побуждений, которые составляют большинство всех личностей людей. Подход также объясняет механизмы защиты и почему каждый человек по-разному реагирует на подобные ситуации.

рамки Некоторые утверждают, что теория отсутствует в эмпирических данных и слишком сосредоточена на патологии. Некоторые утверждают, что в этой теории не учитывается культура и ее влияние на личность. Психоанализ и эстетика Психоаналитическая теория является важным фактором в философии континента и в частности в эстетике. Фрейд считается философом в некоторых областях, и другие философы, такие как Жак Лакан, Мишель Фуко и Жак Деррида, много раз писали о том, как психоанализ информирует философский анализ.

Дальнейшее развитие Работа Зигмунда Фрейда продолжала его дочь Анна Фрейд. Другие авторы стремились развивать теорию, подчеркивая другие аспекты и стремясь решить критические моменты, среди которых наиболее выдающимися являются психоаналитики Хайнц Кохут, Мелани Кляйн и Карен Хорни; гуманисты Авраам Маслоу и Карл Роджерс; основатель индивидуальной психологии развития Альфред Адлер и основатель аналитической психологии Карл Юнг.

Психоанализ и литература При анализе литературных текстов психоаналитическая теория могла бы использоваться для расшифровки или интерпретации скрытого смысла в тексте или для лучшего понимания намерений автора. Благодаря анализу мотивов теория Фрейда может быть использована для разъяснения смысла письма, а также действий персонажей в тексте.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)

Related

Share: Twitter Facebook Google+

Методы психологической защиты

Вытеснение. Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное. Замещение.

Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный. Рационализация. Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения. Проекция.

Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо. Соматизация. Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов. Реактивное образование. Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Регрессия. Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации. Отрицание. Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.

Отрицается само их существование. Сублимация. Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

Этапы психосексуального развития

Особое место в психоаналитической теории отведено психосексуальному развитию. Он получило объяснение на основе изменений в биологическом функционировании индивидуума, происходящих с его взрослением. Каждый этап развития имеет четкие временные рамки, а опыт, полученный на каждом временном этапе, сказывается на характере, ценностях и чертах личности. Автор психоаналитической теории детского развития Зигмунд Фрейд выделил пять этапов психосексуального развития ребенка, называемых фазами:

  • От момента рождения до полутора лет человек проживает так называемую оральную фазу. Она характеризуется лишь желанием — Ид, так как основной инстинкт — удовлетворение естественной физиологической потребности, которая выражается в сосании. кусании и глотании.
  • В возрасте от полутора до трех с половиной лет протекает анальная фаза, во время которой формируется Эго (Я) — основное требование — справлять физиологическую нужду опорожнения кишечника и мочевого пузыря в отведенном для этого месте — горшок, унитаз, за счет чего формируется способность выполнять запреты социума.
  • Период от трех с половиной до 6 лет характеризуется познанием своего тела и уяснением своей половой принадлежности, потому и называется фаллической фазой. Именно в этот период у ребенка может развиться Эдипов комплекс или комплекс Электры.
  • Ребенок в возрасте 6-12 лет развивается физически, интеллектуально, его сексуальное развитие переживает затишье, поэтому фаза называется латентной.
  • С 12 лет начинается генитальная фаза, характерным признаком которой является пубертатный период, первый опыт половой жизни.

Грани характера

Психоаналитическая теория развития Фрейда, определяя этапы психосексуального развития, останавливает внимание психологов и на характере каждого человека, связывая его с той или иной фазой взросления личности. Последователи психоанализа Фрейда развили концепцию характерологических типов, связывая черты личности с определенными этапами психосексуального развития. Отто Фенихель — психоаналитик, известный своей концепцией развития неврозов, определил несколько типов характера:

  • оральный;
  • анальный;
  • уретральный;
  • фаллический;
  • генитальный.

Особенности того или иного типа Фрейдом, Фенихелем и другими психоаналитиками позиционируются как связь с особенностями развития и воспитания ребенка. Все психоаналитические теории развития в той или иной степени основываются на работах Фрейда, учитывая фазы психосексуального развития ребенка от момента рождения до пубертатного периода, оказывающих самое непосредственное влияние на его характер.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику – Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним – Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же – надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга – сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же – большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом – сделать бессознательное сознательным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]