Фразу «Человек – существо социальное» вы наверняка знаете. Она интересна тем, что очень точно и лаконично описывает двойственную природу людей. С одной стороны, человек – это биологическое существо, такое же как другие животные, и отличающееся от них только особой организацией мыслительной деятельности. С другой стороны, человек – это единственное животное, которое способно поставить социальные ценности выше биологических потребностей. Давайте подробно разберёмся, что такое биологическое в человеке, что такое социальное, рассмотрим примеры. Узнаем, в чём отличия этих понятий и какая между ними взаимосвязь. Начнём с биологического.
Биологическое в человеке
С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.
Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных.
Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.
Примеры биологических особенностей
Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:
- Развитые кисти рук. У человека очень хорошо развиты руки, что позволяет использовать их самыми разными способами. Как и у остальных приматов, они очень цепкие и довольно сильные. Это позволяет брать тяжёлые предметы и выполнять грубую работу. Но уникальным человека делает развитая мелкая моторика, позволяющая ему выполнять также и очень тонкую работу.
- Прямохождение. Многие животные могут вставать на задние конечности или даже перемещаться на них. Но только для человека прямохождение является основным видом передвижения.
- Редуцированный волосяной покров. Поскольку человек уже много тысячелетий защищается от холода при помощи одежды, на его теле практически не осталось волос. Интересно, что этот признак не является уникальным, и многие морские млекопитающие тоже не имеют волос.
- Развитый головной мозг. У людей самый высокий коэффициент энцефализации (показатель соотношения массы мозга и массы тела) среди всех животных. У взрослого человека среднего телосложения он составляет примерно 7,3-7,8. Вторую ступеньку в этом «рейтинге» занимают афалины (род дельфинов) с коэффициентом энцефализации 5,4.
- Речь. Способность членораздельно говорить, произнося сложные сочетания звуков, является уникальной особенностью человека, выделяющей его из всех млекопитающих. Интересно, что некоторые птицы способны научиться «говорить». Однако речь птиц имеет другую природу – у них хорошо развита способность имитировать звуки. То есть, они не произносят осмысленные фразы, а подражают любым звукам вообще (например, попугаи часто передразнивают домашних других животных).
Типы характера личности
Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.
Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.
Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.
Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.
Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.
К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.
Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.
Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.
Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.
Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.
Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.
Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.
Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.
Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных характеров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.
Социальное в человеке
Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.
При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.
Примеры социальных особенностей
По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.
Основные социальные особенности человека:
- Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
- Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
- Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
- Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
- Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
- Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.
Концепции биологического и социального
Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу.
- Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство.
- Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом.
Как взаимосвязаны
Вопрос взаимосвязи, пропорции и приоритета биологической и социальной основ в структуре человеческой личности является открытым и полемичным. В некоторой степени проблематика выходит за рамки психологии и затрагивает биологию и философию.
В психологии существуют различные подходы и концепции, объясняющие соотношение природного и социального начал или доказывающие доминирование одного из них.
Представители биологизаторских концепций считают, что уникальность личности определяют в первую очередь природные факторы, такие как темперамент, задатки и т. д. Недостаток такого подхода — неспособность обоснованно объяснить происхождение творческого потенциала человека.
Социологизаторское направление, наоборот, не принимает во внимание биологическую сторону личности и превозносит значение социальных факторов. По утверждению представителей направления, источником формирования личности человека являются внешние условия
Они аргументируют свои убеждения следующими примерами: ребенок перенимает манеры других людей, совершает освоение социальных ролей, а люди, относящиеся к разным культурам, отличаются поведением и соблюдением собственных традиций. Социологизаторская направленность имеет слабые места: к примеру, не может раскрыть механизм формирования различных индивидуальностей в одинаковых социальных условиях.
Своеобразным компромиссом стали двухфакторные теории детерминации развития личности, убеждающие в ее биосоциальной природе. К примеру, распространенной идеей стало разграничение двух подструктур личности, образованных под воздействием соответственно биологического и социального факторов. В частности, существует мнение, что личность разделяется на две составные части:
- «Эндопсихику» — основана на природном начале, соотносится с нервно-психическим механизмом человека, охватывает память, мышление, особенности восприимчивости и т. д.
- «Экзопсихику» — складывается под влиянием социального фактора, ориентируется на взаимодействие человека с внешней средой, включает в себя интересы, знания, навыки, склонности, идеалы.
Среди двухфакторных теорий наибольшее распространение получили теория конвергенции двух факторов и теория конфронтации двух факторов. В. Штерн, разработавший первую из них, считал, что личность является детищем как социума, так и наследственности. Ее развитие — итог соединения заложенных природой данных и внешних условий. В основе теории конфронтации двух факторов, представленной в работах З.Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, лежит положение о противостоянии биологического и социального начал в структуре личности.
Взаимосвязь и соотношение наследственности и внешней среды также рассматривают:
Теория взаимодействия. Воздействие природного и социального факторов обуславливается их взаимовлиянием.
Теория совместного вклада. Личностное развитие — следствие взаимного влияния биологических предпосылок и внешней среды
При этом определение степени важности вклада каждого фактора признано нецелесообразным.
Ряд подходов основан на признании биопсихосоциальной природы личности, добавляя к ее структуре еще и психическую составляющую.
Однако в общем биологические особенности человека, заложенные генетические характеристики анатомического и физиологического строения воздействуют на его индивидуально-психологические свойства. Но биологическая составляющая в личности человека преображается в социальную. Природные элементы в структуре личности содержатся как социально обусловленные компоненты. Биологические и социальные составляющие пребывают в целостности и не могут выделяться в отдельные подструктуры личности.
Единство биологического и социального
Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.
Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.
Классификация природных свойств человека по Б. Г. Ананьеву
Б. Г. Ананьев разработал наиболее полную классификацию природных качеств человека.
1. Начальный уровень, на котором проявляются индивидные свойства. Возрастно-половые свойства:
- возрастные свойства, которые последовательно развертываются во время становления индивида;
- половой диморфизм, который является фундаментальным разделением органических качеств человека на две принципиально разные фазы: женскую и мужскую.
Определение 2
Под половым диморфизмом принято понимать физические различия между полами, которые обусловлены биологически.
Особый интерес в психологии половых различий представляет исследование полового диморфизма, его проявления в разных сферах поведения. Биологический пол человека является предпосылкой формирования психологического пола индивида, но не определяет его с точностью. Одним из проявлений социализации человека является формирование его половой идентичности.
Существуют различные индивидуально-типические качества индивида:
- конституциональная особенность, в которую входят биохимическая индивидуальность человека и его телосложение;
- нейродинамические качества мозга, а также функциональное устройство мозговой деятельности.
2. На втором этапе индивидных свойств происходит взаимодействие качеств первичного уровня, динамика психофизиологических функций, структурирование органических потребностей.
3. Третий уровень подразумевает интеграцию индивидных качеств человека, к которым относятся задатки и темперамент.
Основной формой развития данных свойств является онтогенетическая эволюция, которая произошла по конкретной филогенетической программе, и постоянно меняется под влиянием социальной истории человечества. Во время раскрытия самих онтогенетических стадий возрастает фактор индивидуальной изменчивости. Это связано с активным влиянием социальных качеств человека на структурно-динамические особенности человека, которые являются их генетическими источниками.
Темперамент является одной из главных индивидных характеристик.
Определение 3
Темперамент – это ряд динамических характеристик психической деятельности.
Существует три сферы, в которых проявляется темперамент:
- общая активность, которая отражает аспекты интенсивности и объемов взаимодействия личности с окружающей средой (физической или социальной). Данная сфера определяет следующие качества человека: инертность, пассивность, спокойствие, инициативность, активность, стремительность и т.д.;
- особенности моторной сферы, которые являются частными выражениями общей активности. Это темп, ритм, быстрота и общее количество движений;
- эмоциональность, к которой относится чувствительность, впечатлительность и импульсивность.
Замечание 1
Гален и Гиппократ являются родоначальниками учения о темпераменте. Гуморальная теория темперамента создана именно ими. Гиппократ считал, что у определенной группы людей преобладает желчь, а в других – кровь, в третьих – слизь, в четвертых – черная желчь.
Четыре вида темперамента было обозначено Галеном. Они и сегодня принимаются основными видами. Это холерик, которому свойственно быть бурным, порывистым, горячим и резким. Сангвиник, который является живым, подвижным, эмоциональным и отзывчивым. Флегматик, имеющий спокойный, медлительный, и устойчивый нрав. И меланхолик, которому свойственно грустить, находиться в подавленном, робком и нерешительном настроении.