Социальное поведение

Огромнейшее значение в современной социальной психологии имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Характеристика понятия

Ученые, занимающиеся различными общественными науками, считают, что социальное поведение личности – это характеристика взаимных процессов индивидов, при взаимных коммуникативных отношениях, проявляющихся в определенной среде и обстановке, и зависящих от условий сложившейся ситуации, и среды. При этом, при разных факторах поведение индивида может в корне различаться.

Например, внешне спокойный и флегматичный человек в условиях повышенной опасности способен в корне измениться, став собранным, активным и небезразличным. Или еще: работники пришли на трудовую смену, одни из них заинтересованы в качестве выпуска своей продукции, а другие без особого желания выполняют обязанности, потому что так надо, иначе не получишь зарплату. Первые хотят не только получать вознаграждение, но и приносить пользу обществу, вторым не интересна судьба производимого продукта, гораздо больше они желают получать деньги за поведенное рабочее время.

По-разному ведут себя люди и при массовых собраниях, митингах. Одни – спокойно шествуют, не нарушая колонну и порядок, другие – изо всех сил стремятся внести раздор, показать свои девиации и отрицательное мнение к происходящему. Каждый из людей в обществе является участником социально-политических событий, но ведет себя сугубо индивидуально, согласно своему мировоззрению, взглядам, интересам и потребностям.

Поведение социума особенно ярко проявляется при взаимодействии двух или нескольких индивидов, и зависит от экономических, политических и культурных факторов. Научное понятие поведения в социуме включает в себя сочетание процессов, связанных с удовлетворением физических, материальных и духовных потребностей индивида, выражающихся в виде реакции на окружающую среду. Поэтому субъектами (акторами) социального поведения всегда будет не только индивид, но и группа людей (малая или большая), с собственными установками, предпочтениями и действиями, зависящими от уровня социализации структуры общества.

Социальное поведение всегда характеризуется нормой – общеустановленным правилом, которому обязан следовать индивид. Норма полностью оправдывает статусные ожидания субъектов и помогает направлять действия людей в правильное (по меркам данного социума) русло. При помощи норм индивиды проходят социализацию и определяются с ролью, которую будут выполнять в обществе.

Статусные ожидания индивида помогают ему выработать определенную тактику действий во взаимоотношениях с другими людьми, что выразится в поведенческой модели. Сознательная интеллектуально развитая личность способна координировать собственное поведение, в зависимости от возрастной группы. В детском и юном возрасте на поведение людей влияют агенты (родители, воспитатели, педагоги, тренеры), в зрелом и пожилом периоде люди опираются на приобретенные знания, жизненную психологию, сложившиеся убеждения и мировоззрение.

Поэтому социальное поведение, состоящее из поступков, изменяющихся при различных условиях, рассчитывается на оказание определенного влияния одного индивида на другой. Старшее поколение способно показать пример собственного отношения к происходящим общественным процессам и направить подрастающее поколение к выбору социальной роли, на примере собственной модели, жизненного опыта и принятых норм.

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A, согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B, согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Место финансовых ценностей в структуре экономического поведения современной молодежи

Молодые люди легко адаптируются к социально-экономическим условиям. Экономическое поведение современной молодежи определяется экономическими интересами, ценностями, нормами, правилами, навыками и умениями, которые регулируют экономическое поведение современной молодежи. Экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний, ценностей, потребностей, предпочтений, которые возникают из потребностей экономики и влияют на нее как положительно, так и отрицательно. Богатство и активность экономического сознания определяют интеллект, вариативность и креативность экономического мышления, свободу и профессионализм экономического поведения современной молодежи, что влияет на уровень прибыли. Индивид выбирает приемлемую модель экономического поведения современной молодежи, определяемую отношением к деньгам.

Экономическое поведение современной молодежи целесообразно рассматривать как социальный результат, обусловленный сочетанием целесообразных и неосознанных субъективных мотиваций людей, определяемых особенностями менталитета, институциональной матрицы, ценностной направленности молодежи, условиями социально-политической и экономической структуры и личной экономической среды.

Основателем поведенческого подхода в экономической социологии является М. Вебер. В рамках теоретических основ социального взаимодействия М. Вебер провел исследование одного из направлений разумного действия — экономического поведения современной молодежи. М. Вебер рассматривал экономическое поведение современной молодежи как «априорную типологическую конструкцию разумного предпочтения, репрезентативную модель социальных действий, реализуемых в сфере производства».

Фундаментальный взгляд на экономическое поведение современной молодежи был предложен В. Парето. В. Парето отнес экономическое действие к категории логики, когда молодой человек может думать как об определенной цели, так и о действиях, а результатом его поведения становятся его выводы. Заслугой социолога считается разработка моделей и форм поведения в социальной среде, основанных на социальных нормах, стереотипах, традициях. В структуре экономического действия В. Парето выделил цель, интерес, возможности.

Г. Зиммель внес большой вклад в прояснение сути экономического поведения современной молодежи. Г. Зиммель провел всестороннее исследование социального института финансов и рассматривал его как рациональное обоснование человеческих действий. По его словам, финансы раскрывают аксиологическое поле товарного обмена; финансы оказывают непосредственное влияние на культуру. Социологический взгляд на институт финансов, представленный Г. Зиммелем, направлен на его взаимосвязь с такими реальными компонентами, как: Независимость, жадность, мошенничество, образ жизни и т.д.

Ученые В. И. Верховин и В. И. Зубков обуславливает экономическое поведение молодежи как модель социальных действий, связанных с применением многочисленных экономических ценностей и имеющих направленность на получение выгоды. По мнению П.А. Князева, это социальный результат, обусловленный сочетанием «…рациональных и бессознательных мотивов молодежи, которые определяются как условиями мировоззрения, институциональной матрицей, ценностной направленностью, так и спецификой экономической среды: социальной, политической, экономической и личностной».

Формирование ценностно-нормативных личностных параметров экономического поведения молодежи происходит в результате ценностно-нормативной саморегуляции социальной системы, в результате реальной практики приспособления наших соотечественников.

Политическая власть является организатором властного конструирования норм рыночного экономического поведения современной молодежи, но условия личной экономической среды и материальная мотивация определяют тенденции социальной адаптации современной молодежи разных возрастных групп и социальных классов к устойчивой рыночной экономике, что способствует формированию рыночной модели экономического поведения современной молодежи, преобладанию адаптационной стратегии «выживание».

Мировой финансовый кризис привнес дополнительные искажающие условия в производственно-экономическую сферу России, которые повлияли на модификацию экономического поведения современной молодежи.

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Факторы и уровни поведения

В социуме поведенческие цели индивида зависят от окружающей его природной, общественной среды и других факторов, к которым относят:

  • биологические и физические качества (здоровье, наличие определенных способностей, выносливость);
  • эмоциональную составляющую и психологический тип человека;
  • наличие целей и задач, которые определяют роль индивида и его стремление к лидерству и получению определенного статуса;
  • отношения к экономико-политическим процессам в государстве;
  • восприятии других индивидов, анализе их поведения при взаимодействии;
  • возможности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям;
  • способностью к прохождению уровней специализации;
  • выработки ситуативного поведения человека;
  • инстинкта самосохранения в стрессовых ситуациях и при различных катаклизмах.

Социальное поведение зависит от своей и сторонней оценки поступков, действий окружающих людей, возникшей мотивации, психологических аспектов, политического сознания. Часто поведение индивидов бывает неосознанным или спонтанным, возникающим под массовым навязыванием идей формальных и неформальных групп, стихийных действий толпы.

Уровни социального поведения субъектов характеризуются всегда несколькими составляющими.

Среди них:

  1. Реакция индивида. Здесь подразумевается отношение, эмоции и поступки, возникающие после стихийных массовых событий.
  2. Привычные действия. Они отражают выработанную годами модель взаимодействия с окружающими, а также установившиеся отношения.
  3. Целенаправленность поступков. Характеризуется взвешенностью решений, сознанием и достижением поставленной задачи.
  4. Реализация запланированных целей. Человек внедряет в жизнь проекты (материальные или духовные), которые определил для себя заранее.
  5. Поведение человека контролируется установленными государством и обществом методами, соответствующими реальным процессам и историческим событиям.

К используемым методам относят:

  • принятие и требование соблюдения социальных норм;
  • установление и повсеместная регламентация правовых норм;
  • требование выполнения нравственных и моральных принципов.

Все виды перечисленных методов считаются применимыми к каждому индивиду, в течение его жизни, но зависят от возрастной группы. Так, например, малыша нельзя заставить выполнять многие взрослые правила, но навыкам поведения в обществе, элементарной культуре и этике обучить можно. Поэтому у одной мамы ребенок ведет себя спокойно в присутствии посторонних людей, а у другой – капризничает и вызывающе истерит. Какая мама является лучшим агентом – ответ очевиден.

На государственном уровне одобрение правомерного социального поведения отражено в нормативных законодательных актах. Основанные на юридических нормах, документы отражают желания социума противостоять неправомерному поведению, защищать личность от негативных поступков других индивидов, служить профилактикой от противоправных поступков.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти, если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и достигает новых результатов.

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и излишней тревоги в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением, и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Введение

Во всех областях социологического анализа проблемы молодежи — это проблемы всего общества, в котором происходит ее развитие и становление как субъекта социальных отношений.

После распада СССР Россия перешла на рыночную парадигму развития экономико-социальных отношений. По этой причине социокультурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как противоречивую, многообразную, с фрагментарными ценностными ориентациями и неопределенными идеологическими и мировоззренческими сферами. Эту ситуацию можно назвать закономерной, поскольку каждый раз, когда государство претерпевает радикальные изменения, общество реагирует на них, изменяя, а иногда и создавая новые ценности, стандарты, образцы поведения и социальные нормы. Этот переход имеет решающее значение для актуальности и социальной значимости исследования финансового поведения молодежи в России, поскольку именно молодое поколение определяет конкурентоспособность Российской Федерации.

Произошедшие социально-экономические изменения выдвинули на первый план проблемы занятости, возможностей заработка и финансового поведения молодежи. Чтобы правильно понять особенности финансового поведения молодого поколения, необходимо учитывать множество факторов, каждый из которых по-своему влияет на социализацию молодого поколения. В то же время с переходом российской экономики к капиталистическим условиям деньги заняли доминирующее место в жизни и сознании людей, чего раньше не воспринималось. Деньги считаются самой важной человеческой ценностью в современном мире. Мы сталкиваемся с проблемой включения денег в круг всех возможных человеческих ценностей как самой важной ценности.

Можно отметить, что молодежь лучше адаптирована к новым условиям рыночной экономики и демонстрирует большую способность преодолевать устойчивые модели экономического поведения, чем старшие поколения. Особенно в экономической сфере можно понять разрыв между поколениями россиян.

Современная молодежь — это первое поколение, которое сформировалось и выросло в переходной рыночной экономике, в условиях деформации институтов, идеологического и морального вакуума. В связи с тем, что социально-экономические факторы обуславливают экономическое поведение человека, модели экономического поведения молодежи должны отличаться от моделей более старших российских граждан и, конечно, от западных моделей финансового поведения. Поскольку существует достаточно мало методологических подходов к изучению поведения молодежи, можно сказать, что необходимо изучить изменения в финансовом поведении молодых людей под влиянием динамики развития современного общества в России.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]