Девиантное поведение молодежи: причины, основные формы, направления профилактики


Причины проявления заболевания

Причины девиантного поведения подростков делятся на две большие группы – социальные и физиологические. К группе социальных причин относятся:

  • неполные семьи – в данном случае не формируется образец поведения с противоположным полом. Кроме того, один родитель, воспитывая ребенка, часто требует слишком сильного подчинения, послушания, не додает ребенку внимания и участия;
  • ошибки учебно-воспитательного процесса приводят к конфликтам с учебным коллективом и педагогами, как следствие неуспеваемости;
  • конфликтные или асоциальные семьи – конфликты между родителями приводят к упущениям в воспитательном процессе и отстраненности ребенка, а паразитический образ жизни, антиобщественное поведение родителей или алкоголизм вообще становятся примером к действию.

Среди физиологических причин девиантного поведения подростков можно выделить следующие:

  • патологии центральной нервной системы формируются в результате черепно-мозговых травм или тяжелых заболеваний в первые годы жизни ребенка, а проявляются в неустойчивости эмоционального проявления и снижением возможностей к адаптации;
  • особенности переходного возраста – под воздействием гормонального всплеска в организме происходит созревание некоторых отделов головного мозга и формирование ряда психических функций высшего типа, в результате которых у ребенка происходит обострение черт характера и появление асоциальных поступков;
  • наследственные признаки умственной недостаточности, склонностей к зависимостям от алкоголя или наркотиков, аномальные черты характера.

Девиантное поведение молодежи: причины, основные формы, направления профилактики

Реферат

по дисциплине «Социология молодежи»

Девиантное поведение молодежи: причины, основные формы, направления профилактики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Теории девиантного поведения…………………………………………………5

Заключение ………………………………………………………………………17

Список использованных источников …………………………………………..19

Введение

В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

Девиантное поведение –

это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодежи можно встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы.

Цели:

  1. Дать определение понятию «девиантное поведение».
  2. Изучить причины, последствия такого поведения.

Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно объединить в две большие группы: личностные и социальные. Первая группа в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая – саму социальную систему и ее несовершенство.

Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место занимает психоаналитическая,

основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи З.Фрейда включают нервно – психические отклонения и социальную девиацию, уделяют большое внимание природе агрессивности, считая, что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание не только представителей психоаналитической ориентации. Изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных ученых (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова).

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собственным представлениям о «плохом» или «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

В марксистских теориях поведения социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе. В этих теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут и такие отклонения, они – остаточное явление, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» — неудовлетворенность, озлобление и эгоизм, корысть и подобные им мотивы поведения и способы осуществления. По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга – наклеивания ярлыков, запятнанной репутации (Э. Гофман), так как основываются на объединении и «социальном равенстве» различных слоев общества.

На закате существования социалистических стран в качестве причин возникновения отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: несовершенство распределения, ухудшение экономической ситуации и рост дифференциации доходов населения, а также недостатки воспитательной работы. По представлениям сторонников теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются социальные реакции, они многосторонне влияют на отклоняющееся поведение: усиливают или уменьшают его. Так, многочисленными социально – психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5-7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека: тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации (Я.И. Гилинский).

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:

  1. Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
  2. Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.
  3. Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.
  4. Социальный, определяющийся социально – культурными и экономическими условиями.
  5. Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический

выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический

заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный

фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Особенности семьи.

Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С.Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно – психическим заболеваниям, если сильный – к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально–экономические, социально–политические, медико-психологические.

К социально-экономическим причинам можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий в жизненно важных сферах духовного и физического развития.

Социально-политические причины связаны с общим кризисом института семьи, увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель.

Медико-психологические причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей-инвалидов).

Психолого-педагогические причины связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

Школа.

Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу. Происходит это по разным причинам: пробелы в знаниях, конфликт с учителем и со сверстниками.

Социальные причины.

Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам в дальнейшем. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты среди сверстников, группой молодежи.

Психологические причины.

Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения. Часто школьные неуспехи — это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем.

Патогенез

Течение девиантного поведения подростков довольно сложное. Отклонения развиваются ввиду нарушения ориентации ребенка в системе общественных ценностей, норм и правил.

Если в период возрастного кризиса, когда обострены потребности самоопределения и самовыражения, отсутствуют устойчивая система ценностей, качественные социальные условия и поддержка близкого круга людей, то у подростка формируются патологии поведенческих отклонений. В этот период противоправные и аморальные поступки продиктованы желанием привлечь внимание, доказать свою силу, независимость и значимость, самостоятельность.

Классификация видов девиантного поведения

Существует достаточное количество классификаций девиантного поведения. Здесь мы рассмотрим применяемую в медицине, в основе которой лежат способы нарушения установленных общественных норм. Формы девиантного поведения подростков:

  • делинквентая. Проявляется в воровстве, насилии и разбое;
  • аддиктивная. Проявляется в уходе от реальности и поддержке интенсивных эмоций. Достигнуть изменений психического состояния подросткам удается за счет приема химических веществ – алкоголя, наркотиков, токсичных веществ или путем фиксации внимания на конкретных действиях – мастурбации, трансе;
  • патохарактерологическая. Основана на психопатиях разных форм: шизоидная, истероидная и другие;
  • психопатологическая. Основана на симптомах психических заболеваний, например, депрессии;
  • гиперспособности в лице талантов, одаренностей, гениальности в результате дают отклонения от средних поведенческих норм.

Социология молодежи

Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино

Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи

— это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение. Существует множество объяснений природы отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения преступлений носили биологический характер. Итальянский криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо, не отрицая влияния социального опыта на развитие криминального поведения, считал, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и определить их можно по форме черепа. В ХХ в. также предпринимались попытки связать наклонности к преступлениям с физическим типом человека или с определенным набором хромосом в генетическом коде. Психологические теории связывают преступные наклонности с определенным типом личности. Социологическое объяснение социальных отклонений строятся на социальных контекстах. По мнению Э. Дюркгейма (1998), одним из факторов девиации является аномия, определяемая как безнормие, при котором традиционные стандарты и нормы разрушены, а новые еще не сложились. В условиях нормативной неопределенности и социальной дезорганизации общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу, жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам. Дюркгейм выдвинул положение о том, что отклонения— естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, как и моральное совершенствование личности, не уменьшают отклонений, так как активное противодействие отклонениям ведет к установлению более строгих норм поведения, а преодоление более заметных отклонений ведет к усилению внимания к мелким.

Согласно теории Мертона Р. (1996), доминирующими реакциями на воздействие аномии являются такие формы поведения, как конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида недевиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации: между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Мертон рассматривает конформизм и девиацию не как отдельные, а как близкие категории.

Отклонения не существуют без нормы (Смелзер, 1998: 239). В действительности не существует никакой нормы как реальности с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, т. е. отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной дистанцией от нормы. Значительное отклонение от нормы легко определяется. Незначительное отклонение от нормы трудно определить, чтобы говорить о ненормативном. Как пишет Н. Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Эти ожидания могут быть спорными, неясными, меняющимися со временем. Кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а) человека, которому свойственно определенное поведение; б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Существуют несколько подходов выделения типов девиантного поведения. Т. Шибутани (1969) выделяет три типа: конформное поведение (приспособление к требованиям), импульсивное поведение (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компульсивное (принудительное) поведение.

В современной отечественной социологии девиантное поведение рассматривается как социальный феномен, различные виды которого имеют общий генезис и причины и находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Девиантное поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума, как дополнительные к конформным формы жизнедеятельности. Как подчеркивает Я. И. Гилинский, «отклонение» не есть объективная характеристика определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки (имеет место конвенциальность «нормы» и «отклонения»). Принципиально невозможно «искоренить», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девиантное поведение и отдельные его виды. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования, управления ими в целях оптимизации, минимизации, гармонизации.

В социологии выделяется ряд крайних форм девиантного поведения, в том числе наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства и т. д.

Под наркоманией понимается хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением наркотиков и характеризующееся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией. На индивидуальном уровне речь идет о конкретном поступке определенного молодого человека, на социальном — о совокупности актов такого рода, о системе нарушений социальных норм. Эти социальные факторы характеризуют такое явление, как массовый уход индивидов от социальной действительности, активной деятельности в иллюзорный мир вследствие немедицинского употребления наркотических средств. В этом случае имеет место индивидуальное или групповое поведение, которое не соответствует действующим на конкретно-историческом этапе развития общества нормам. Такое социальное явление определяется как наркотизм (Золотов, 1995), что более адекватно обозначает социологический аспект проблемы и отражает массовость данного явления. Наркотизм получил широкое распространение во многих странах мира и считается одним из самых разрушительных социальных зол. Россия здесь не является исключением. В 1990-е гг. в законодательстве изменились социальные нормы в отношении потребления наркотиков, что обусловило смягчение социальных санкций в отношении наркоманов.

Алкоголизм представляет собой хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности. Социологи изучают причины возникновения и распространения алкоголизма и пьянства среди различных социально-демографических и социокультурных групп, выявляют пути и способы его предупреждения. Особенности алкогольного поведения определяются (Шурыгина, 1996) не только биологическими и психическими характеристиками, но и традициями, регулирующими отношение к спиртному мужчин и женщин, в том числе дифференциацией половых ролей, стереотипами мускулинности и фемининности (мужественности и женственности). Если рассматривать возрастные различия алкогольного поведения как результат изменений личностных установок, можно сказать, что в среднем определенная установка складывается примерно к 20 годам, в течение жизни меняется не очень значительно и только после 69 лет претерпевает весьма заметную трансформацию. С повышением уровня образования относительная частота потребления спиртного снижается у мужчин и повышается у женщин. Женщины с незаконченным средним и средним образованием пьют реже мужчин, обладающих тем же образовательным статусом, а женщины со средним специальным и высшим образованием — чаще. Кроме того, в группе наиболее образованных мужчин повышается степень концентрации в пределах нормы, что характерно для женского алкогольного поведения, а в такой же группе женщин, наоборот, соответствующая доля несколько уменьшается. В наибольшей степени нивелирует относительную частоту мужского и женского алкогольного потребления социальное положение. Служащие-мужчины по этому показателю ближе к служащим-женщинам, чем к рабочим-мужчинам, и, наоборот, рабочие-мужчины ближе к рабочим-женщинам, чем к служащим-мужчинам.

Курение, не относящееся к отклонению в поведении взрослых людей, является одним из проявлений отклоняющейся социализации подростков.

Наряду с делинквентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество других отклонений в поведении людей. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.

Лит.:

Гилинский, Я. И. (1996) Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. М. С. 587–609; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луков. СПб. 496 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Мертон Р. К. (1996) Социальная структура и аномия // Социология преступности. М. С. 299–313; Смелзер, Н. (1998) Социология : пер. с англ. М. : Феникс. С.239; Шибутани, Т. (1969) Социальная психология : пер. с англ. М. : Прогресс; Шурыгина, И. И. (1996) Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социол. журнал. №1/2. С. 169–176.

А. И. Ковалева

Симптомы девиантного поведения подростков

Особенностью девиантного поведения подростков является отсутствие четко выраженных стадий течения болезни и сопутствующих ей симптомов. Развитие недуга проходит периоды единичных поступков, переходящих к регулярным действиям и организованной деятельности, составляющей образ жизни. Этот процесс может занимать различный временной промежуток, от пары недель до нескольких лет. За основу клинического проявления девиантного поведения берется сложность социальной адаптации. Она выражается в частой смене друзей, регулярными конфликтами со сверстниками в школе и педагогами, а также тягой к плохим компаниям.

Сложности общественной адаптации часто характеризуется уходами из дома, прогулами уроков, отказом от посещения школы, увлеченностью жизни в интернете или компьютерными играми. При этом подросток характеризуется как рассеянный, невнимательный, непостоянный или ветреный (регулярно бросает незаконченные дела и постоянно меняет свои увлечения). Учебная же деятельность не вызывает у него интереса, поэтому успеваемость низка и учеба дается с трудом.

В эмоциональной сфере подросток характеризуется как инфантильный, что выражается в отсутствии ответственности и самоконтроля, не приспособленностью к бытовой жизни и хозяйству. В результате проявляются такие черты как неряшливость, непунктуальность, неумение планировать и действовать по плану. В эмоциональном отношении подросток становится неустойчивым, он подвержен частым переменам настроения, в результате депрессии, навязчивые страхи, истерики, агрессия, упрямство, замкнутость или подчеркнутое равнодушие, жестокость.

В плане физиологии наблюдается нарушение аппетита и сна, снижение иммунитета, иные психосоматические реакции. В результате появляется избыточный вес или признаки анорексии, повышенная склонность к инфекционным заболеваниям и прочие функциональные расстройства – головные боли, давление, повышенная температура тела и другие.

Необычные способности также могут быть расценены как симптомы патологического поведения. Однако зачастую остаются в стороне, так как одаренные подростки редко нуждаются в медицинской помощи. При этом учебные заведения стараются создать для них максимально комфортные условия.

Обращение к медицинской помощи

При отсутствии своевременной адекватной помощи частыми становятся осложненные обстоятельства течения болезни, так как отклонения поведения подростков становятся нормальным образом жизни.

Здесь существует много вариантов неблагоприятных исходов. Самыми тяжелыми являются проституция, организованная преступность и алкоголизм/наркомания/токсикомания. Ведь молодые люди этих групп больше других подвержены насильственной смерти и социально значимым болезням, например, ВИЧ, туберкулез, приводящих к летальному исходу. Одним из особо опасных осложнений является суицид. Самоубийство подростков становится результатом неустойчивости психики, импульсивности, эмоциональной подвижности и отсутствием профессиональной помощи.

Поэтому так важно вовремя обратиться за врачебной, педагогической и психотерапевтической помощью. Первоначально необходимо обращаться к психологам, затем к психиатрам. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенной в центральном округе Москвы, ведут прием высококвалифицированные специалисты, которые дадут профессиональную консультацию и назначат лечение. В вопросе девиантного поведения подростков немаловажным фактором становится бдительность и внимательность родителей в переходном возрасте. Именно они должны привести ребенка в клинику для получения необходимой ему помощи.

Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества

Девиантное поведение или отклоняющееся поведение встречается в повседневной жизни очень часто. Наверно, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не нарушал запреты, соблюдал бы все правила и нормы установленные в обществе, в котором он живет. Девиантными могут считаться разные поступки от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя и убийства. Чаще всего «табу» нарушаются в молодом возрасте, когда действует правило запретного плода, которого так хочется попробовать.«Девиантность – это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.»12

В разных обществах, с разными обычаями, культурой и историей одно и то же поведение может рассматриваться как девиантное, так и как совершенно нормальное. Например, употребление наркотических веществ растительного происхождения в исламских странах, тогда как дляевропейцами такое поведение рассматривается как нарушение социальных норм, то есть девиация. Кроме того, некоторые исследователи считают, что «девиантность не является свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению, а является результатом социальной оценки поведения и выражается в присваивании определенному социальному поведению статуса девиантного»13.Девиация бывает как негативная, это деяния, которые негативно влияют на общество и вызывают у его членов отрицательные эмоции – разбои, убийства, наркотизм, алкоголизм; так и позитивная – это различные виды творчества и гениальность, которые выходят за общепринятые рамки. В современном обществе, наибольшую тревогу вызывают негативные формы девиации, наиболее опасные из них будут рассмотрены далее.Существуют несколько теорий о причинах девиантного поведения. В работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Я. Глинский и В. Афанасьев разделяют все теории на виды в зависимости от того, какие компоненты преобладают в человеческом поведении:

1. Биологические: взаимосвязь между анатомическим строением и преступным поведением человека; взаимосвязь между телесными, природными и социальными факторами; связь между типами физического строения человека и формами поведения; наличие лишней Y-хромосомы у мужчин предрасполагает к криминальному насилию.

2. Социологические.

3. Структурные: такие теории акцентируют свое внимание на изучении различий в типах девиантного поведения индивидов, имеющих различные социальные статусы и изучают связи между социальной структурой общества и отклоняющимся поведением;

4. Процессные: теории, которые изучают процесс вовлечение индивида в девиантное поведение.14

Т. Селлин предполагал, что девиация возникает из-за конфликтов между индивидами из разных социальных, политических, культурных и других групп. У этих индивидов разные представления о нормах и ценностях, что и является причиной конфликтов, влекущих за собой отклоняющееся поведение.

Левин Б.М. и Левин М.Б. в книги «Наркомания и наркоманы» рассматривают на каких основаниях появляются различные формы девиации в молодежной среде. Авторы предполагают, что согласованность взаимодействия между членами общества, их интересами, социальными институтами во время резких перемен в любой из сфер жизни общества, нарушается, вследствие того, что старые нормы уже не действуют, а новые еще не оформились. У индивидов «повышается готовность выйти за пределы норм»15, отключаются культурные ограничители, для человека перестают существовать такие понятия, как «нехорошо», «безнравственно». Следующей причиной отклоняющегося поведения может быть прогресс общества. Новый, более качественный, уровень жизни индивидов, конкурентная основа жизни порождает новые конфликты. К человеку предъявляются высокие требования в культурных и трудовых навыках, индивид должен обладать высоким уровнем здоровья. Если человек не соответствует этим, новым, стандартам и не может их достигнуть в короткий срок – он выпадает из жизни общества или становится девиантом. Молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки, в которые их загоняет общество.За основу отклоняющегося поведения молодежи авторы берут кризис в отношениях общества и молодого поколения, и выделяет такие приметы этого кризиса, как:

Отчуждение;

Многие молодые люди чувствуют себя чужими в мире взрослых, они категорически отвергают все, что им предлагается старшим поколением, создавая субкультурные группы со своими правилами и нормами, которые устраивают членов этих групп. Во многих из существующих субкультур, человеческая жизнь не обладает большим приоритетом, формируется не традиционное отношение подрастающего поколения к ней. Кроме того в таких коллективах, как правило, очень сплоченных, ответственность групповая, это влечет то, что каждый конкретный человек не отвечает за свои поступки, а за них отвечает вся группа, вследствие чего индивид легче переступает рамки дозволенного. Так же очень важна степень одиночества молодого человека, если эта степень очень высока, то тогда теряется инстинкт самосохранения и угасает чувство сострадания к ближнему.

Массовость;

В современном обществе образовывается множество молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит от общекультурных ценностей, создаваемых предыдущими поколениями.

Неблагополучие благополучных;

Подросток на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создает проблемы ни родителям, ни школе. Но, он также, как и все его сверстники разочаровывается в окружающих его людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и, что они делают на самом деле. «Если такой человек сам не становится проблемным, то создает проблемы вокруг себя, проблемными вырастают его дети.»16

Растерянные взрослые;

Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше, ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания, которая была бы убедительна для достаточного числа людей и могла стать основой конструктивного общественного мнения и конструктивной молодежной политики.»17.Основной девиантогенный фактор — противоречия между социально сформированными потребностями и обеспечиваемые обществом возможности их удовлетворения. Для подростков и молодежи это противоречие проявляется особенно остро: максимум потребностей — минимум возможностей (недостаточный образовательный, профессиональный уровень, низкий социальный статус, «социальная неустроенность»). Если глобальным различением оказывается «включенность / исключенность», то подростки и молодежь относительно чаще оказываются в числе «исключенных». Рассмотрим наиболее распространенные и опасные виды отклоняющегося поведения среди молодежи:

1. Наркомания;

«Наркотики – сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие действие центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть.»18Легально наркотические вещества могут употребляться только по назначению врача, любое другое потребление будет незаконным, и считается преступлением. Наркотики, вызывают у человека зависимость как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и нормы, до тяжких преступлений. Сегодняшняя ситуация с распространением наркомании в России, приняла угрожающие размеры. Количество наркоманов за последнее десятилетие увеличилось в 9 раз, и составляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения19). Самым ужасающим является то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрасте до 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать в трудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушают социальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшее существование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрывается экономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходит старение населения, и большинство употребляющих наркотические средства – молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страны будут больны наркоманией.

В настоящее время скорость и размеры распространения наркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества»20.Наркотики делятся на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависит эйфория и «ломки» во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебного пособия «Социология девиантного(отклоняющегося) поведения» Глинский и Афанасьев дают такую классификацию:

1). Опиаты: производные опийного мака, опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием.Героин – самый мощный наркоти. От этих наркотиков самый сильный эйфоризирующий эффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция: развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях и мышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работы пищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; при длительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция, снижение круга интересов, стереотипизация поведения.

2). Психостимуляторы: кокаин, кофеин, фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д. Самый сильный наркотик из этой группы – кокаин. Но в наше стране он не получил большой распространенности, в отличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт». Очень сильный наркотик, и амфетамин. При употреблении этих видов наркотиков происходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальной деятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль, суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградация личности.

3). Психодепрессанты: снотворные препараты; привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления их для усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к таким наркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.

4). Производные каннабиса: наркотики, получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующий эффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства, галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройство сна, раздражительность.

5). Галлюциногенны: наркотики растительного происхождения – мескалин, получаемый из некоторых видов кактусов, и псилоцибин – из грибов, а так же синтетические наркотики – ЛСД, «ангельская пыль» и т.д.; вызывают обострение ощущений, изменение восприятия времени и пространства.

Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана совершать преступления, с целью достать сам наркотик или средства на его приобретение. Кроме того, наркоманы образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа потребителей наркотических средств.В России разработана определенная программа профилактики наркомании. Термин «профилактика» определяется ВОЗ как «система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья». Она проводится в три этапа:

1) Первичная профилактика – направлена на предупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободных от наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения.

2) Вторичная профилактика: направлена на людей начавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центров реабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблять наркотики.

3) Третичная профилактика – оказание помощи людям страдающим наркоманией, включает в себя формирование реабилитационной среды и групп взаимопомощи.Существуют центры по профилактики наркомании среди молодежи. Их сотрудники работают в школах, с родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводят акции по профилактики употребления психоактивных веществ.

2. Алкоголизм;

Существует несколько теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятся З.В. Коробкиной в работе «У опасной черты»:

· Уровень материального положения;

· Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;

· Стирание национальных и этнических различий;

· Постарение населения;

· Официальное признание алкоголя болезнью.

Глинский и Афанасьев в работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:

· Общие причины отклоняющегося поведения;

· Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни в противоправной;

· Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится, расслабится);

· Социальное неравенство и социальная неустроенность;

· Утрата смысла жизни. В результате исследования проведенного Институтом молодежи, выяснилось, что к 17 годам 46% юношей и 54% девушек употребляют спиртные напитки чаще одного раза в месяц. Также в стране за последние несколько лет, в связи с хорошо проведенной рекламной компанией пива в целом, колоссальных размеров достиг пивной алкоголизм среди молодежи. В 2002 году в Санкт-Петербурге был проведен опрос из которого выяснилось, что «почти половина опрошенных молодых горожан практически каждый день пьет пиво». Многие исследователи выделяют такие причины алкоголизации подростков, как:

· Алкогольное окружение;

· Усиление притязаний на взрослость;

· Пример сверстников;

· Неподготовленность к жизни, безволие.

Коробкина З.В. выделяет несколько уровней вовлеченности молодых людей в употребление спиртного:

1. уровень: как правило школьники не знакомые с эйфоризирующим эффектом алкоголя, вырабатывают личную стратегию отказа от алкоголя в любых ситуациях;

2. уровень: начальный – единичные случаи употребления спиртного, чаще всего у таких людей низкая переносимость алкоголя, нет эйфории от его употребления;

3. уровень: эпизодическое употребление – знакомство с различными алкогольными изделиями, алкоголь легко переносят, но сами редко становятся инициаторами выпивок;

4. уровень: уровень высокого риска – усиливается эйфория, расслабление после приема алкоголя, расширяется количество поводов, употребление чаще 2 раз в месяц;

5. уровень: уровень психической зависимости – молодые люди сами становятся инициаторами выпивок, к алкоголю относятся положительно, частота употребления доходит до нескольких раз в неделю, влечение к алкоголю в течение всего дня, оказывают ярое сопротивление попыткам ограничить их дальнейшую алкоголизацию.

6. уровень: уровень физической зависимости – подавляется защитная рвотная реакция на спиртное, нарушение памяти, наступает похмелье, потеря количественного контроля;

7. уровень: конечный уровень алкогольного распада личности – развиваются запои, во время опьянения снижается настроение, появляется озлобленность, появляются галлюцинации, поражаются внутренние органы.28

Раннее приобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым последствиям медицинского и социального характера и сокращению срока перехода от пьянства к алкоголизму»29. Помимо этого, происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.В современном Российском государстве проблема отклоняющегося поведения молодежи является наиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как на социальный слой, но и на все общество в целом. Подростки начинают употреблять наркотики в очень раннем возрасте. Это, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни человека, очень пагубно влияет на его психофизиологическое и социальное развитие. В настоящее время делаются попытки внедрить новые средства профилактики употребления психоактивных веществ, которые будут эффективнее, чем просто информирование подростков о вреде, наносимом этими веществами.

Диагностика заболевания патологий поведения подростков

Психика – материя тонкая. Психические отклонения невозможно диагностировать лабораторными исследованиями. Поэтому психологи и психиатры проводят следующие клинические и психологически мероприятия:

  • изначально необходимо наблюдение и проведение беседы, целью которой является установление условий проживания и внутрисемейных отношений, привычек подростка и наличия у него хобби, а также оценка общего состояния, поведенческих ответных реакций и эмоциональных особенностей;
  • следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;
  • психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;
  • проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.

Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:

  • характеристики от учителей из школы;
  • характеристика уполномоченного детской комнаты полиции;
  • выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.

Эти сведения призваны дополнить информацию, полученную в результате проведенных диагностических процедур.

Что такое девиантное поведение?

Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

В центре его научного внимания была тема социальной интеграции в условиях быстро меняющихся устоев общества, что в полной мере наблюдалось в Европе во второй половине 19 столетия. Знаковой стала его работа «Самоубийство: социологический этюд», впервые вышедшая в 1897 году, переведенная на многие языки мира и выдержавшая множество переизданий [Э. Дюркгейм, 1994].

В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.

Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.

Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.

Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B. Cabell, 1999].

Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.

Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.

Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.

Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:

  • К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
  • К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.

Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.

Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.

Признаки негативного девиантного поведения:

  • Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
  • Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
  • Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
  • Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
  • Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
  • Сопровождается социальной дезадаптацией.
  • Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.

И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.

Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].

Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.

Лечение девиантного поведения

Лечение социальных отклонений представляет собой процесс коррекции девиантного поведения детей и подростков. При этом он требует комплексного подхода, состоящего из психокоррекционной, психотерапевтической и фармакологической помощи.

План лечения, то есть коррекции девиантного поведения подростка, составляется подростковым психиатром и включает следующие мероприятия:

  • сеансы психотерапии преследуют своей целью осознание пациентом особенностей своего характера и обучение методам самостоятельной регуляции поведения. Во время сеансов производится разбор конфликтных ситуаций с целью подбора вариантов возможного выхода из конфликтов и реакций на их появление. Для восстановления отношений в семье рекомендуются сеансы психотерапии вместе с родителями;
  • цель занятий психокоррекции заключается в стабилизации эмоционального состояния пациента, развитии функций внимания и мышления. В результате у подростков появляется уверенность в своих силах и интерес к учебе, что является предпосылками ля социальной реабилитации;
  • медикаментозная терапия выступает в качестве дополнительного метода лечения. В основном применяется к пациентам, имеющим биологическую предрасположенность к отклонениям – неврологические патологии и психотические расстройства. Специфических лекарственных средств для лечения девиантного поведения не существует, здесь применяются препараты для снижения уровня агрессии и другие подобные.

Важным этапом коррекции поведенческих девиаций является социально-педагогическая реабилитация, которая должна базироваться в стенах учебного заведения. При этом довольно перспективно выглядит метод групповых сеансов психотерапии, в рамках которой проводится не только лечение, но и будущая профилактика девиантного поведения подростков, проводится моделирование возможных ситуаций. Групповые сеансы основаны на принципах ролевой игры. Результатом применения такой терапии становится поиск возможных методов разрешения конфликтов, наблюдение за реакциями и их последствиями, а также обучение построению продуктивных взаимоотношений с окружающим миром.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Буйлова Л.Н. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины и особенности

Лекция для системы повышения квалификации педагогических работников, раскрывающая понятие и причины девиантного поведения детей и необходимость организации социального контроля.

Для каждого общества характерны соответственные конкретным историческим, социальным, экономическим, политическим, нравственным и пр. условиям формы социальных отклонений, которые проявляются в тех масштабах, какие вытекают из условий существования этого общества. А объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, а также степени сплоченности социальных групп.

На сегодняшний день «молодежный» вопрос является одним из самых актуальных для органов государственной власти РФ. Так, 2008 год официально станет в России годом семьи. Масса мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления направлена на укрепление общественных позиций современного молодого поколения. Власть и общество осознают важность молодежных проблем и их решения для обеспечения поступательного развития России. Однако, отношения государства и молодежи в последнее время носят весьма проблематичный характер. Вопрос о девиантном поведении подростков и молодежи в современной ситуации является достаточно актуальным. В последнее время в СМИ и во многих научных публикациях всё чаще появляются сообщения, в которых высказывается точка зрения о том, что население нашей страны в целом адаптировалась к существующим социально-экономическим реалиям, ставшим следствием масштабных социальных изменений 90-х гг., «переходного» состояния общества (Черкасов А.В. Социальная адаптация наркозависимых в современной России. Автореф.дисс. на соискание ученой степени канд.социологических наук.- Ростов-на-Дону, 2008.). Цивилизованный переход к рынку предполагал приоритетность решения социальных проблем, однако предпочтение отдавалось трансформации экономических институтов, а не задачам социального развития, повышения уровня и качества жизни населения, и в том числе подростков и молодежи (Король И.А. Решение социальных проблем молодежи органами государственной власти Кемеровской области 1991-2005 гг.Автореф.дисс.на соискание ученой степени канд.исторических наук. – Кемерово, 2007.). Именно поэтому в условиях всеобъемлющей трансформации отечественного социума среди различных поколенческих когорт именно современные подростки и молодежь (Не ясно, кто из россиян подпадает под понятие «молодежи»: учащийся старших классов, студент или молодой офицер с семьей, сельский ветеринар или специалист, проживающий в городе? Все эти молодые люди «вписываются» в официальный молодежный возраст от 14 до 30 лет, установленный действующим законодательством. Вместе с тем, взросление молодежи в разных социальных условиях происходит в разные сроки. В нашем исследовании мы рассматриваем группу от 14 до 21 г.), чье детство совпало с радикальными социально-экономическими и политическими реформами начала – середины 90-х гг. ХХ в., в первую очередь усваивали и использовали адаптационные механизмы «кризисного общества» в сочетании с выработкой «искаженных» жизненных стратегий и активной демонстрацией различных девиантных форм поведения. В то же время, очевидные и многочисленные факты проявления самых разнообразных форм социально деструктивного, девиантного поведения, по-прежнему высокий уровень социальной напряжённости и т.п. заставляют задуматься об адекватности такого видения социальной ситуации современного российского общества. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в этой категории населения. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личность наиболее поддается внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, молодые люди выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения.

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы и не соответствующее ожиданиям группы или всего общества поведение, называют девиантным. Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) означает несоответствие тех или иных поступков, той или иной социальной деятельности принятым нормам. Однако следует иметь в виду, что в разных общностях толкование норм может быть неоднозначным. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприниматься как норма. Таким образом, при характеристике девиантного поведения необходимо исходить из норм конкретного общества.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска» в подростковой и молодежной среде:

Существуют различные трактовки природы девиаций: биологическая, психологическая и социальная. Биологическая трактовка причин и природы отклонений связана, главным образом, с особенностями личности человека, характеризующегося девиантностью в поведении, и фокусируется в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям.

Психологическая трактовка связана с морально-этическими факторами девиантного поведения, что выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения, но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными. В этой связи многие отечественные социологи (в частности, Я. Гилинский) предлагают социальную трактовку, считая источником девиации на социальном уровне наличие в обществе социального неравенства. Сказанное находит выражение в высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, в низком, подчас даже нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в безработице, социальной неустроенности, инфляции, коррупции и т.д. Кроме того, развитию девиаций способствует окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем — выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить (Павленок П.Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 –274 с ).

Девиантное поведение подразделяется на две группы

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения: 1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам — накопительство, конформизм, мазохизм и др. 2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях. Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков). Можно выделить следующие разновидности девиантного поведения:

правонарушение (В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) — такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность.)- одна из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан; наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде;

пьянство и алкоголизм (Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. (Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит. 1989 — 275 с.)) приобрели значительное распространение среди молодежи: по данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет;

наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению; наркомания имеет социальные последствия: злоупотребление наркотиками ведет к росту преступлений и смертности, особенно среди молодежи;

суицидальное поведениесамоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов; резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека, подростки и молодые люди, не имея жизненного опыта и не умея определить жизненные ориентиры, совершают самоубийства из-за недоразумений, уязвленного чувства собственного достоинства, конфликтов в семье, несчастливой любви, крайнего переутомления и т.д., много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.). Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей. Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества). Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы. Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие. Поведение людей в обществе регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Упорядочить социальное поведения и противодействовать процессам девиации возможно с помощью организации социального контроля. Современная социология определяет социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержание социального порядка и стабильности: Социальный контроль в образовательном учреждении представляется как единый комплексный процесс, включающий в себя ряд блоков методов превенции и коррекции проявлений девиантного поведения в подростковой и молодежной среде. Основные принципы организации социального контроля: 1) Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения: основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению (так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения). 2) Сужение репрессивных мер воздействия на девиантов. 3) Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья (например, общественные организации по принципу «самопомощи» — группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы). 4) Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). 5) Жесткий контроль над потоком СМИ, видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. 6) Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма, формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.). 7) Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников — всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами. Таким образом, социальный контроль в образовательном учреждении и профилактику девиантного поведения следует рассматривать как комплексный процесс, включающий в себя такие компоненты, как ( Бороноев П.Г. Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях (на материалах Республики Бурятия). АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук -Улан-Удэ – 2007 ) :

  • комплексность — привлечение специалистов различного профиля (социологов, медиков, юристов, представителей МВД, молодежных и общественных организаций);
  • системность — единство учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы;
  • расширение возможных форм участия студентов в профилактической деятельности правоохранительных органов;
  • приоритет первичной профилактики — упор на превентивную работу;
  • социальное партнерство — привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей студентов, прошедших специальную подготовку и обучение — будущих психологов, социологов, социальных работников;
  • обратная связь — осуществление мониторинга проявлений девиаций в студенческой среде, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий, исследование динамических характеристик распространенности девиантного поведения в студенческой среде;
  • индивидуальная работа — учет индивидуальных особенностей, склонностей, талантов студентов.

Список использованной литературы 1.Актуальные проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. — М.,1995. 2.Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни. — М.,1996. — С.147 — 162. 3.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория//Социс. — 1991. — № 4. — С. 72-78. 4.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. — М., 1996. 5.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. — 1993. — № 4. — С. 32-41. 6.Современная западная социология: Словарь. — М.,1990.

Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения подростков по большому счету сводится к раннему выявлению признаком регулярных поведенческих девиаций – проблем с учебой, патологий внутрисемейных отношений. Здесь немаловажное значение имеет внимание и бдительность не только со стороны родителей и близких родственников, но и друзей, и школьных педагогов, и даже соседей.

Молодые люди наделены гибкими приспособительными механизмами, поэтому проводимые комплексные реабилитационные и коррекционные мероприятия приносят благоприятный результат, за счет чего лечение поведенческих отклонений имеет хорошие положительные прогнозы. Тяжелому лечению поддается развитие девиаций из-за неврологических или психотических заболеваний. Лучшей профилактикой девиаций является здоровая атмосфера в семье, ощущение нужности подростком, помощь и поддержка близких.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]