ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?

Девиантное поведение

На самом деле дети с отклонениями в поведении – не такая уж редкость. Некоторые отклонения не только вызывают негодование родителей и учителей, но и несут в себе зачатки будущих проступков, представляя угрозу самому ребенку, его окружению и даже обществу в целом. Исследуя детей с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации. К социальным отклонениям корыстной ориентации относятся кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить выгоду. Отклонения агрессивной ориентации направлены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои и т.д. Социально-пассивные отклонения связаны с нежеланием решать личные и социальные проблемы, к ним относятся уклонение от учебы и работы, бродяжничество, наркомания и суицид. За каждым внешним проявлением у детей с отклонениями в поведении могут стоять глубокие личностные проблемы. И поскольку не существует универсального ответа на все ситуации девиантного поведения, чтобы помочь ребенку, нужно разобраться в причинах каждой конкретной ситуации.

Классификация

Проблема классификации

Единая типология отсутствует по многим причинам. Во-первых, проблема девиантного поведения активно изучается психологами, медиками, социологами, криминалистами и многими другими специалистами. Для каждого из них важны какие-то определённые аспекты данного явления. Поэтому все они пользуются разными классификациями.

Во-вторых, нет единой теоретической базы по девиантному поведению. Поэтому до сих пор остаются непрояснёнными такие вопросы, как:

  • Какие именно основные формы поведения — девиации, а какие — Реакция, продиктованная характером или личностными установками?
  • Какие критерии есть для того, чтобы отличить норму от девиации?
  • Существует ли положительное девиантное поведение, или оно носит только разрушающий характер?

Из-за отсутствия единства мнений по данным вопросам специалисты создают множество авторских классификаций.

Классификация Мертона

Виды девиации, согласно самой первой классификации (созданной в 1938 году) Мертона, выделены в соответствии со способами адаптации личности к окружающим его условиям. Всего описано 5 типов поведения, и только первый является нормой, а остальные 4 — отклонения:

  • подчиняющееся, конформное — безропотное подчинение общественным целям и средствам их достижения;
  • инновационное — признание целей, но самостоятельный выбор средств их достижения;
  • ритуальное — отвержение и цели, и способов, но слепое, автоматическое следование каким-то традициям, привитым с детства, остаётся;
  • ретретическое — полное отвержение всех норм, что предлагает общество, изоляция и отдельное от него существование;
  • мятежное (революционное) — попытка изменить общество в соответствии с собственными целями и средствами их достижения.

Подробнее об этой классификации можно прочитать в книге Мертона «Социальная структура и аномия» (1966).

Типология Короленко

Российский психиатр и психотерапевт Ц. П. Короленко в сотрудничестве с Т. А. Донских предложил свою классификацию девиантного поведения.

Нестандартное

Нарушающее общепринятые правила, выходящее за пределы социальных стереотипов, но позитивно влияющее на развитие общества.

Деструктивное

Может быть внешнедеструктивным (нарушение общественных правил) и внутридеструктивным (разрушение собственной личности). Внешнедеструктивное, в свою очередь, представлено аддиктивным поведением (уход от реальности с помощью наркотиков, адреналина, других способов) и антисоциальным (сознательно совершённые преступления).

Внутридеструктивное тоже представлено разными видами:

  • суицид;
  • нарциссизм;
  • конформизм;
  • фанатизм;
  • аутизм.

Данная классификация более подробно представлена в книге Короленко и Донских «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире» (1990 год).

Менделевич

Классификация российского психиатра, психотерапевта и нарколога, клинического психолога Владимира Давыдовича Менделевича основывается на способах взаимодействия с реальностью. Он выделяет следующие типы девиантного поведения:

  • делинквентный;
  • аддиктивный;
  • патохарактерологический;
  • психопатологический;
  • гиперспособности.

Их описание можно посмотреть в учебном пособии Менделевича «Психология девиантного поведения» (2005 год). Там можно найти ответ на частый вопрос, чем девиантное поведение отличается от делинквентного. Последнее — одно из проявлений первого. Девиация — более общее понятие, включающее в себя все вышеперечисленные типы. Деликвенция — противоправный поступок, чаще всего уголовно наказуемый и наносящий вред окружающим людям. Аддикция — уход от реальности.

Змановская

Психолог-психоаналитик, доктор психологических наук Елена Валерьевна Змановская предлагает в качестве критерия для классификации девиантного поведения последствия:

  • антисоциальное (делинквентное) — преступления (опасные для жизни других членов общества, уголовное наказание для носителя);
  • асоциальное (аморальное) — агрессия, игры на деньги, воровство (некомфортные условия существования для других членов общества, штраф, изоляция для носителя);
  • аутодеструктивное (саморазрушительное) — суицид, зависимости, фанатизм, виктимность (опасность для самого носителя).

Классификация подробно описана в учебнике для вузов «Девиантология: Психология отклоняющегося поведения» (автор — Змановская).

Общая классификация

В современной психологии принято разделять между собой позитивное и негативное девиантное поведение. Хотя многие специалисты отвергают тот факт, что оно может быть положительным.

Негативные формы девиации опасны как для членов социума, так и для самого носителя:

  • уголовная преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • воровство;
  • проституция;
  • зависимость от азартных игр;
  • бродяжничество;
  • терроризм;
  • экстремизм;
  • вандализм;
  • самоубийство.

Позитивные формы девиации приносят обществу благо, но при этом могут наблюдаться существенные или незначительные отклонения от общепринятых норм:

  • самопожертвование;
  • героизм;
  • трудоголизм;
  • обостренные чувства справедливости или жалости;
  • гениальность, талант.

Многие специалисты не считают, что формы девиации могут быть позитивными. Они хоть и несут пользу обществу, но вредят самому носителю, поэтому их нельзя относить к положительным.

Профессор, доктор педагогических и психологических наук Юрий Александрович Клейберг добавляет к общепринятой классификации ещё один тип девиантного поведения — социально-нейтральное (попрошайничество).

Это интересно. В книгах фантастов привычное нам поведение нередко представлено как девиантное для того общества, в котором оно наблюдается. Например, Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») называет девиантным чтение, Лукьяненко («Звёзды — холодные игрушки») — прикосновения и объятия, Оруэлл («1984») — личные отношения, Замятин («Мы») — личность, имеющую душу, способную любить и мыслить самостоятельно.

Неадекватное поведение ребенка

В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.

Асоциальное поведение детей

Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:

  • Первая группа. В неё входят дети, асоциальное поведение которых связано с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы и индивидуальными особенностями, вплоть до психопатий;
  • Вторая группа. Это дети, асоциальное поведение которых связано с неверными формами воздействия. Например, когда взрослые предъявляют к ребенку строгие дисциплинарные требования без учета его возраста, эмоционального состояния, переживаний. Дети этой группы не нуждаются в коррекции поведения, напротив, это взрослые должны пересмотреть отношение к своим действиям в ситуации;
  • Третья группа. В нее входят дети с серьезными пробелами в моральном и нравственном воспитании. Иными словами, это запущенные дети, асоциальное поведение которых связано с попустительством взрослых. Такие дети не нарушают общественные нормы осознанно, поскольку просто не знакомы с ними;
  • Четвертая группа. Это трудновоспитуемые подростки, асоциальное поведение детей этой группы связано с искажением нравственных представлений и качеств личности. Такие дети понимают, что их поведение противоречит общественным нормам, но они не желают его менять и отказываются от любого вмешательства в их жизнь, реагируя на критические отзывы равнодушием, вызывающим поведением и не соглашаясь с негативной оценкой окружающих. Это наиболее сложная для воспитания группа, поскольку такие дети уверены в своей правоте.

Теории

На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.

Биологические теории

Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.

Ломброзо

Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:

  • упорные в своей злобе и свирепстве;
  • недоразвитые;
  • не способные обуздать свои инстинкты;
  • не поддающиеся исправлению;
  • обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.

Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.

Шелдон

К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:

  • эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;
  • мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;
  • эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.

Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.

Гоув

Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:

  • чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;
  • на втором месте — подростки 13-17 лет;
  • на третьем — 25-30 лет;
  • и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.

Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:

  • близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;
  • усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;
  • мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.

Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.

Социально-психологические теории

Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.

Дюркгейм

Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.

Мертон

Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.

Беккер

Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.

Психологические теории

Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.

Экзистенциально-гуманистическая

Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.

Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.

По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.

Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.

Психодинамическая

В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.

Поведенческая

Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.

Когнитивная

Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.

Суицидальное поведение детей

В наиболее трагических случаях отклонения в поведении ребенка принимают крайнюю форму – суицида. Психологи полагают, что суицидальное поведение детей связано с двойственным отношением к смерти – ребенок воспринимает смерть как способ манипуляции, к примеру, представляя, как мама расстроится, но необратимость последствий не осознает.

Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.

К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.

Интеграция в социум

Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.

Профилактические и коррекционные меры

Основная проблема девиации заключается в том, что ребенку сложно контролировать себя и правильно общаться со взрослыми и сверстниками. С педагогической и психологической точки зрения, для устранения эмоционального искажения в поведении крохи, необходимо преодолеть следующие этапы:

  1. Сформировать у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
  2. Закрепить освоенные навыки общения с окружающими, имеющиеся знания о культуре поведения.
  3. Выработать навык правильного общественного поведения.
  4. Обучить малыша правильной оценке свой личности, контролю за эмоциональным состоянием.
  5. Развивать умение применять различные формы взаимодействия при общении с людьми.


Профилактика девиантности – способы
За основу коррекционных методов исправления поведения взяты виды деятельности, интересующие детей дошкольного возраста. Основным видом является именно игра. Правильное развитие коммуникативной и эмоциональной сферы подразумевает применение следующих видов деятельности:

  • подвижная игра;
  • инсценировка «сложно разрешимой ситуации»;
  • словесные игры с движениями;
  • танцы и исполнение песен;
  • чтение художественной литературы.


Привлечение к интересным делам – один из способов профилактики
Кроме подвижных игр и различных занятий, корректирующих девиантное поведение, необходимо разработать для малыша правильный режим дня и рацион питания, осуществлять контроль просмотра телевизионных передач и кинофильмов.

Родителям следует проявлять терпение и понимание, тренировать самоконтроль.


Главное в общении с девиантными детьми – терпение

Дети дошкольного возраста – главный объект неудачных педагогических экспериментов, происходящих из-за недостаточного уровня психологической и педагогической осведомленности взрослых. В результате у детей дошкольного возраста возникает определенная форма девиантного поведения, которая, без специальной коррекции, сохраняется в подростковом возрасте. По мере взросления малыша бороться с девиантным поведением гораздо сложнее, поэтому важно устранить проблему на раннем этапе.
Оставить комментарий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]