Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Что такое детская аутоагрессия?

Детская аутоагрессия – это форма поведения, которая направлена на причинение вреда самому себе. Самообвинение, самоунижение, жестокое обращение с собой, нанесение физической боли и увечий, ограничение потребления пищи и воды, попытки самоубийства, увлечение экстремальными видами спорта – все это проявления аутоагрессии. Маленькие дети могут биться головой об стены, кусать и чесать себя, а подростки отказываются есть, общаться, рискуют жизнью. В большинстве случаев такие симптомы требуют вмешательства специалиста.

Агрессия и аутизм

Современные исследования агрессии у лиц с РАС выявляют любопытные тенденции относительно факторов риска. Полученные выводы углубляют наши общие представления о проблемном поведении. Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Люди с РАС чаще склонны проявлять агрессию в отношении близких, осуществляющих за ними уход, по сравнению с нейротипичной выборкой и другими лицами с когнитивными нарушениями.
  • Аутисты обоих полов демонстрируют примерно одинаковую склонность к агрессии, что отличает их от остальной популяции. В то же время, обычные факторы риска (более низкий уровень интеллектуального развития, образования, речевых навыков) не повышают вероятность агрессивного поведения среди лиц с РАС.
  • Как и в случае нейротипичной выборки, возраст является фактором риска. Чем моложе лицо с РАС, тем выше уровень агрессии. Предположительно, созревание и обучение благоприятно влияют на поведение.
  • Наиболее склонны к агрессии те, у которых более выражена симптоматика. В зоне риска дети, интенсивно практикующие повторяющееся поведение, особенно это касается самоповреждения и ритуалов, а также повышенной чувствительности к нарушениям рутины. Также с агрессивными проявлениями при аутизме связывают более глобальные трудности социального взаимодействия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основные симптомы аутизма коррелируют с риском формирования проблемных форм поведения. Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивных видов реагирования у людей с РАС.

Причины аутоагрессивных действий

Чаще всего аутодеструктивное поведение формируется у ребенка, который растет в неблагополучной семье. В подростковом возрасте ключевыми факторами становятся конфликты со сверстниками, педагогами, родителями.

Причинами расстройства могут стать:

  • Особенности психики
    . Прежде всего, аутоагрессией страдают эмоциональные дети и подростки, которые имеют низкую самооценку, отличаются замкнутостью, необщительностью, переменами в настроении. Такие дети готовы делить проблемы и тревоги близких.
  • Постоянное присутствие при конфликтах родителей
    . Если мама и папа ссорятся, дерутся, ругаются, у ребенка может возникнуть чувство паники, а также острая необходимость заступаться за обиженного близкого человека. Беспомощность и невозможность выразить эмоции может привести к аутоагрессии.
  • Физическое и словесное наказание.
    Применение насилия, ссоры, разговоры на повышенных тонах могут стать причиной того, что накопившийся негатив и обиду ребенок будет вымещать на себе и собственном теле в силу того, что не может ответить сильному взрослому.
  • Недостаточное внимание со стороны взрослых
    может спровоцировать у малыша желание наносить себе вред и таким образом манипулировать родителями.
  • При высоких требованиях
    ребенок в случае неудачи и несоответствия ожиданиям родителей ощущает вину, сильно переживает и сам наказывает себя за ошибки и плохие оценки.
  • Если родители страдают аутоагрессией
    , ребенок с большой вероятностью будет копировать поведение родных: отказываться от пищи, закрываться в своей комнате, предпочитая семейному общению одиночество, обзывать себя.

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель — снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

«Муравей». Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое». Взрослый предлагает игру, объясняя правила: «Ты — мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»

«Улыбка». Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: «Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Поймай бабочку». Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Холодно — жарко». Взрослый: «Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам — греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…» (Повторить действие несколько раз).

Как классифицируют аутоагрессию психологи

В психотерапии встречаются два вида аутоагрессивного поведения:

  1. физическая агрессия

    (присуща больше мальчикам, сопровождается нанесением себе телесных повреждений и физического вреда);

  2. вербальная агрессия

    (психологическое наказание, которое проявляется словесно – ребенок придумывает себе обидные прозвища, ругает и обвиняет себя).

По содержанию аутоагрессия может выражаться:

  • самоповреждением (нанесением себе ушибов и порезов, страстью к татуировкам);
  • химической зависимостью (курение, употребление наркотиков, алкоголя или токсических веществ);
  • нарушением пищевого поведения (характерно для подростков, проявляется отказом от еды, странных ритуалов в процессе приема пищи, употреблением вредных продуктов, вызывающих боли или тяжесть в желудке, неконтролируемым обжорством);
  • фанатичностью (в ущерб себе ребенок принимает правила группы, например, религиозной или общества спортивных болельщиков);
  • аутистичностью (ребенок замыкается в себе, перестает общаться со сверстниками, исключает для себя интересное времяпрепровождение);
  • виктимным поведением (поздние прогулки или провокационное поведение – словом, поступки и действия, при которых человек рискует причинить вред своему здоровью или жизни);
  • суицидальным поведением (последняя форма аутоагрессии, может быть явной или замаскированной под занятия экстремальным видом спорта, например).

Признаки аутоагрессии, которые встречаются чаще всего на конкретных возрастных этапах

Этот вопрос, безусловно, достоин отдельного обсуждения. Зачастую эгоист именно с близкими людьми наиболее требователен, невнимателен, небрежен, позволяет себе повышать голос, считает, что чем ближе человек, тем больше он ему должен.

Необходимо осознать, что родственные/близкие отношения, прежде всего, предполагают вашу ответственность, они должны приносить радость всем участникам, а не использоваться с целью удовлетворения потребностей и желаний лишь одной личности. Если ничего не предпринимать, можно испортить отношения (или и вовсе лишиться их) с самыми дорогими людьми.

Как действовать?

  • Очень важно осознать проблему, дать себе и близким людям одинаковые права.
  • Следите за своим поведением, фиксируйте и устраняйте те моменты, в которых вы требуете от партнера больше, чем от себя самого.

Если вы ощущаете, что вам сложно справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно, обратитесь за консультацией к психологу.

Обследование детей с аутоагрессией в центре психического здоровья «Лето»

Для диагностики поведенческих нарушений психотерапевты используют разнообразные тесты. Доктора оценивают:


  • развитие речи, умение поддерживать разговор на заданную тему, называть и перечислять свойства предметов;
  • пространственное восприятие, умение соотносить тактильные ощущения со словами (например, дают пощупать в мешке геометрические фигуры или игрушки, маленький пациент должен назвать их);
  • способность к концентрации и удерживанию внимания на чем-либо;
  • обучаемость, запоминание и анализ информации;
  • способность к образному, пространственному, логическому мышлению.

Для выявления психических нарушений доктора клиники «Лето» используют специальные опросники, анкеты и тесты. При подозрении на какое-либо психическое или соматическое заболевание показана комплексная диагностика. Рекомендуют:

  • клинические анализы крови и мочи;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • ЭЭГ;
  • допплерографию сосудов головного мозга;
  • рентгенографию, КТ или МРТ (по строгим показаниям, так как для обеспечения неподвижности томографию делают под общим наркозом);
  • при необходимости — биомаркеры на передающиеся по наследству психические заболевания, нейроинфекции.

Огромное значение имеет полученная от родителей информация. Врач спрашивает о:


  • течении беременности: перенесенные матерью инфекции, гипоксия плода, плацентарная недостаточность и т.д.;
  • осложнениях во время родов, перинатального и неонатального периода;
  • перенесенных ребенком заболеваниях (особенно, если патологический процесс затронул центральную нервную систему), черепно-мозговых травмах;
  • общей обстановке в семье (хотя взрослые не всегда откровенно отвечают на подобные вопросы);
  • сильных нервных потрясениях, которые могли бы сказаться на эмоциональном состоянии малыша (громкая ссора родителей, рукоприкладство, испуг и т.д.).

Литература, которая поможет

  1. Ранний и дошкольный возраст

    . Малыш царапает и щипает себя за руки и за ноги, бьет по голове и плечам, вырывает себе волосы.

  2. Старший дошкольный возраст.

    Ребенок считает себя причиной конфликтов и ссор в семье, наказывает себя за это мысленно, а физически – только когда его никто не видит.

  3. Младший школьный возраст

    . При помощи нанесения себе физических повреждений ребенок манипулирует взрослыми с целью вызвать у них жалость и сочувствие.

  4. Средний школьный возраст и подростковый период

    . Аутодеструктивное поведение имеет цель получить признание или обратить на себя внимание сверстников, родителей, учителей. Это может выражаться, например, в отказе от еды, нанесении порезов, езде на мотоциклах на максимальной скорости. Суицид видится не только как способ наказания, но и как решение всех проблем.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;

а также:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Осложнения аутоагрессивного поведения

Аутоагрессией ребенок привыкает реагировать на трудные жизненные ситуации, при этом другие способы решения конфликтов не формируются.

С возрастом такой человек:

  • не способен вести конструктивную беседу;
  • не может высказать и отстоять свое мнение;
  • старается избежать негативных реакций и оценки со стороны окружения, поэтому ограничивает свое поведение;
  • отличается аутичным характером;
  • тревожен и мнителен;
  • испытывает трудности с адаптацией в незнакомом обществе или в новом коллективе.

Иногда из-за неспособности социализироваться, такие люди уходят с работы, не могут создать семью, завести друзей.

ПАТОГЕНЕЗ

Аутоагрессия у детей формируется в результате внутриличностного конфликта в связи с низким уровнем социальной адаптации. Она предполагает перенаправление разрушительной активности с внешних объектов на себя. Внешним объектом чаще всего являются люди, от которых косвенно или напрямую зависит благополучие ребенка. В структуре личности сталкиваются два разнонаправленных мотива: навредить обидчику и выплеснуть весь негатив и сохранить хорошие отношение, чтобы продолжать получать значимые ресурсы, например – любовь и заботу.

В силу особенностей психики некоторые дети решают сложившийся внутриличностный конфликт выплескиванием негативных чувств на себя самого, при этом отношения со значимым человеком остаются доброжелательными. Малышу не приходится переживать о нарушении взаимоотношений и потере позиции в семье и обществе. Аутоагрессия – это патологический способ сохранения психологической и физиологической гармонии в условиях нарушения адаптации к социуму.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]