Ребёнок закатывает истерики: что делать родителям?

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает такой период, когда он сталкивается с истерикой у ребёнка. Для некоторых из родителей это становится настоящей проблемой: они не понимают, что является первопричиной такого поведения ребёнка и как с этим бороться.

В этой статье мы попытаемся разобраться в возможных причинах детских истерик, их симптомах, а также рассмотрим варианты родительского поведения, при которых можно снизить или даже исключить риск возникновения детской истерики.

Общая характеристика

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны выглядит безобразно, пугает всех окружающих. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако из этого правила есть исключения. Приступы могут быть продиктованы психотравмами или заболеваниями нервной системы. В таких случаях требуется помощь неврологов и психотерапевтов.

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как остановить детские истерики (не обращать на них внимания), не у всех это получается. Иногда взрослые слишком буквально воспринимают данный совет и не проводят вообще никакой работы с ребёнком, склонным к таким приступам. На самом деле игнорирование используется только в разгар припадка. А до него и после необходимо применять приёмы и техники, предлагаемые психологами и психотерапевтами.

Как проявляется кризис 2 лет

Кризис 2 лет, к сожалению, проявляется очень бурно. Ребенок начинает демонстрировать свое недовольство по любой мелочи, бросает вещи и игрушки на пол, и даже бьет родителей. Источниками скандалов и криков малыша могут стать (чаще всего) незначительные мелочи.

Например, малыш может бросить бутылочку с водой на пол, только потому, что она наполнена только наполовину. Либо ребенок хочется надеть на улицу теплые штаны или резиновые сапоги, не учитывая то, что на улице жарко. В таких случаях навряд ли помогут объяснения. И все истории, как правило, заканчиваются скандалами.

Большинство родителей признается, что их пугает не сама реакция малыша на отказы или истерики на пустом месте, а именно реакция окружающих людей. Чаще всего, если малыш закатит очередную истерику в людном и общественном месте, то найдет какой-нибудь «доброжелательный» человек, который начнет сыпать нравоучениями, толком не разобравшись в ситуации.

Фото Marcos Paulo Prado on Unsplash

Но речь сейчас не о посторонних людей, и не о невоспитанности отдельных личностей. Вернемся к ребенку. Когда такое «безобразное» поведение берет вверх, то родители начинают перебирать всевозможные случаи – на каком же этапе они упустили воспитание своего чада, и как повернуть назад, чтобы все исправить.

Но, как бы это иронично не звучало – на самом деле, вины родителей во всем происходящем нет. Сама причина всего этого – кризис. Его причина заключается в том, что ребенок начинает все активнее осваивать мир вокруг него. Ему это интересно и увлекательно. И он хочет все больше самостоятельности.

Но, в силу своего возраста, он еще не сможет совсем обойтись без помощи родителей. И тут происходит переломный момент. Сделать самому и отвергнуть помощь родителей, либо принять эту помощь, а значит, оставаться маленьким. Конечно, каждый ребенок хочет побыстрее вырасти. Именно это желание и стремление заложено в таком поведение двухлетнего ребенка. «Я сам!» — девиз этого нелегкого периода. И именно по этой фразе можно «распознать» начавшийся кризис.

Фото Unsplash

Когда ребенок был маленьким, он с радостью шел на ручки к маме или папе, кушал с ложечки, покорно лежал и ждал, пока его оденут и позволял проделывать с собой еще множество манипуляций. Теперь малыш начинает понимать, что есть «он», есть «мама» и «папа». Также, ребенок узнает рамки дозволенного, проще говоря – прощупывает почву.

В этом периоде родителям может показаться, что ребенок словно нарочно пытается вывести их из себя, пытается манипулировать или устанавливать власть над другими. Но это все далеко не так. Ребенок просто захотел быть капельку самостоятельнее. Он учится взаимодействовать с этим миром, еще таким пугающим и загадочным, но в то же время, таким интересным и увлекательным.

Главная задача взрослых в этот трудный период – быть терпеливыми, не поддаваться на провокации, и конечно же, позволить малышу быть немного самостоятельным. Нет точных дат, когда у ребенка начнется этот кризис. Есть только возраст, к которому «привязывают» этот кризис – 2 года. Он начинается примерно в это время. И продолжается вплоть до того момента, когда малышу не исполнится 3,5 года.

Причины

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего не удаётся, начинается истерика. Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • выражение протеста;
  • упрямство;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психотравма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей, учителей):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.

Физиологические:

  • недосыпание;
  • переутомление, чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • голод;
  • заболевания нервной системы;
  • болезнь или реабилитационный период после болезни.

Чтобы отучить ребёнка от истерик, нужно сначала понять причины, которые им движут. Если это обычные капризы (хочу это, купи то), справиться с ними можно быстро и легко. Если виновата система воспитания, её нужно пересматривать и кардинально менять, иначе никаких подвижек не будет. Гораздо сложнее и дольше придётся работать, если всему виной — психосоматика, проблемы со здоровьем. В этом случае неизбежен курс лечения у невролога или психотерапевта.

Детские истерики и переключение внимания

— Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

— Сколько лет дочери?

— Два с половиной.

— Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна — не будет и слезных требований.

— Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием «Переключение внимания». Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если «М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя».

«Переключение внимания» особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас «антикризисных игрушек», к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач «хочу этот совок, а он не отдает» практически неизбежен. Но стоило сказать «Смотрите, что у меня есть!» и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Что делать родителям в кризис 2 лет

Как же вести себя родителям в те моменты, когда у малыша начинается истерика. Да и в целом – как вести себя в этот нелегкий период??? Лучшим способом будет то, что родители предоставят больше самостоятельности, чем раньше. Позволяйте ему лишнего (если это, конечно, не угрожает безопасности малыша). А также два правила:

Не давайте ребенку сразу все игрушки одновременно

Не следует делать открытым доступ у ребенка сразу ко всем игрушкам. Дело в том, что ребенок очень быстро потеряет интерес к ним. Если игрушек действительно очень много, то нужно сложить в коробку часть игрушек и на время спрятать ее. Через пару месяцев следует достать игрушки из коробки. А в коробку сложить те игрушки, которыми ребенок играл эти месяцы.

Фото Shitota Yuri on Unsplash

Придумывайте ребенку занятия и развлечения. Такое бывает, что истерики, возникающие на ровном месте – это результат того, что ребенку… попросту скучно! В силу возраста, малыш не всегда может придумать себе какую-нибудь игру или найти развлечения. Играя, следует отказаться от скучных нравоучений, и дать малышу полную свободу, конечно, в рамках вседозволенности.

Станьте партнером ребенку

Всегда нужно быть наготове, чтобы помочь малышу. Ведь сейчас ребенок – не что иное, как генератор новых идей. И очень часто случается так, что он сам не в силах выполнить свою идею, из-за ограниченных физических возможностях. Вот в таких случаях, не помощь ребенку и должны приходить мама или папа.

Но также тут важно помнить девиз этого чудного возраста: «Я сам!». А это значит, чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослыми, очень важно знать ту грань, где следует помочь ребенку, а где нужно дать немного побыть самостоятельным. Например, банку с водой до клумбы можно донести и маме. А вот полить из этой банки цветочек ребенок сможет самостоятельно.

!!!Важно!!! Следует помнить, что ребенок еще не научился правильно проявлять свои негативные эмоции. Ему быстрее проявить свою недовольство таким способом, чем объяснить родителям, что именно вызвало бурю негодования.

Если ребенок хочет поиграть с родителями, то следует предоставить ему эту возможность. А также удержаться от комментариев по типу «Ну только 10 минут, а потом сам!» Тогда малыш не сможет полностью отдаться игре, а будет ожидать – когда же закончится это время. Тут следует просто расслабиться и насладиться игрой с ребенком. А в конце предоставить ему получить такое удовольствие, от того, что он сам закончил игру.

Что делать

Инструкция включает в себя несколько этапов.

Попытка перехвата

Чтобы избежать истерики, нужно:

  1. Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).
  2. Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.
  3. Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.

В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне и т. д. Родители лучше знают своего малыша и должны быть в курсе, что его может по-настоящему заинтересовать. Прием эффективен лишь в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.

Обозначение проблемы

Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.

После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».

Такие открытые, доверительные разговоры сближают детей с родителями, способствуют установлению более тесного контакта, учат мыслить логически и осознавать наличие ограничивающих рамок, выступать за которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Не всё получится с первого раза — поначалу ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, но постепенно осознает тщетность таких бунтов и собственную неправоту.

Сохранение спокойствия

Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно попробовать остановить истерику у ребёнка, соблюдая следующую инструкцию:

  1. Ничего ему не доказывать, не объяснять, не воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать речь и нормально общаться.
  2. Не повышать голос ни при каких обстоятельствах.
  3. Не применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать по попе, давать подзатыльник — это только усугубит ситуацию.
  4. Не жалеть, не паниковать, что ему больно (из-за отсутствия контроля за моторикой боль не ощущается).

Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его (ни в коем случае не общаться сверху вниз, нависая над ним). Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:

  • вы показываете ему свою сопричастность: вы его понимаете;
  • формулируете проблему, помогая ему осознать собственную эмоцию (обиду);
  • напоминаете о правилах поведения, которые уже должны быть привиты.

Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа. Но что делать, если купировать его не получилось?

Игнорирование

Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её. Для родителей это самое сложное. Ведь им кажется, что:

  • у ребёнка сейчас случится сердечный приступ, так сильно он орёт;
  • он разобьёт и исцарапает в кровь себе голову и руки;
  • все на него смотрят и осуждают;
  • это никогда не закончится.

Эти мысли нужно отбрасывать. С подобным паническим настроением легко справиться, если один раз убедиться в том, что к серьёзным последствиям (сердечному приступу или сотрясению мозга) детская истерика не приводит. Ссадины на руках и на лбу пройдут быстро. Что касается окружающих, если всё происходит в публичном месте, подумайте о том, что вы всех этих людей видите в первый и последний раз, поэтому их мнение не имеет значения. Если среди них есть кто-то знакомый, можно перед ним тихо извиниться. Адекватный человек поймёт, что подобное в детском возрасте случается со многими.

Как только ребёнок поймёт, что истерика не возымела действия и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным — ему надо искать замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.

Внимание! Поведение взрослого требует корректировки, если истерика случилась в публичном месте, где:

  • огромное количество народа, тесно скученная толпа (в общественном транспорте, например);
  • рядом с вами находятся старики, инвалиды, другие маленькие дети, беременные женщины;
  • требуется тишина (на выступлении).

Нужно понимать, что в таких ситуациях ребёнок мешает другим и даже может нечаянно навредить им (пнуть, укусить, ударить, поцарапать). Задача взрослого — не допустить этого и увести его или срочно отвлечь. Самый работающий манёвр — эффект резкого переключения внимания: «Ух ты! Смотри, кто в небе летит! Вон там! Ты что, не видишь? Не знаешь, кто это?», «Ой, а куда у тебя шарфик делся? Я точно помню, ты его надевал! Куда он мог исчезнуть? Ты знаешь?». Но учтите: каждый раз нужно придумывать что-либо новое. Дважды на одну и ту же уловку дети вряд ли купятся.

Подведение итогов

После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать какое-то время. При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.

Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». Данная техника была подробно описана выше, для купирования истерики на начальном этапе.

После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

  • «Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».
  • «Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».
  • «Ты расстроил меня».
  • «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».

Он должен понять, что так делать нельзя. Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (= свежего воздуха). Что допускается:

  • ставить на 5-7 минут (в зависимости от возраста) в угол;
  • оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);
  • лишать сладкого;
  • заменять телефон (планшет / телевизор) на книгу с поучительной сказкой;
  • укладывать раньше спать.

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.

Темперамент и его влияние на истерики у детей

Выделяют несколько типов темперамента, каждый со своим набором характеристик, определяющих модель поведения. По ним нетрудно выяснить, к какому типу относится нервная система ребенка и исходя из этого уменьшить количество стресса в его жизни и помочь ему легче адаптироваться к жизненным ситуациям.

Поговорим об основных типах нервных систем и о том, как родителям избегать истерик у детей.

1) При сильном уравновешенном подвижном (сангвиническом) типе нервной системы сильные процессы возбуждения и торможения хорошо сбалансированы. Такой ребенок обычно пребывает в хорошем настроении, прекрасно ладит с другими детьми, адаптируется к различным ситуациям, решает конфликты легко и быстро. Живой, часто меняющий впечатления и занятия, не выполняющий обещаний, легко обучаемый, он редко создает проблемы и впадает в гневливость, почти никогда не нервничает — только в очень серьезных ситуациях. Но при систематических нарушениях режима такой малыш может вести себя как ребенок со слабым типом нервной системы. Чтобы вернуть его в состояние баланса, важно соблюдать распорядок дня, какое-то время избегать людных мест и шумных игр и предложить ему какое-нибудь новое занятие или хобби.

2) Когда сильные процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, речь идет о сильном неуравновешенном подвижном типе нервной системы. Это холерик — очень чувствительный и нервный ребенок: он долго не спит, просыпается от каждого шороха, шумный, порывистый, с резкими сменами настроения, быстро истощается, любит быть лидером и в центре внимания. Когда ему указывают на ошибку, он начинает злиться и кричать. В том случае, если эта тактика сработала, родителям нужно быть готовыми к тому, что такой метод достижения желаемого закрепится как основная модель ведения переговоров, а истерики и скандалы станут образом жизни.

2.1. Чтобы этого не произошло, ребенка с холерическим типом нервной системы нужно воспитывать и обучать терпеливо, ненавязчиво и спокойно — он с радостью будет подражать взрослым в демонстрации сдержанности.

2.2. Родителю в этом случае важно научиться распознавать момент, когда ребенок перестает слушать и начинает вступать в конфронтацию, и немедленно менять тему. Время от времени необходимо говорить ему, что его поведение не всегда корректно и приемлемо.

3) При сильном уравновешенном инертном типе нервной системы, который иначе называется «флегматическим», сильные процессы торможения сбалансированы с процессами возбуждения с взаимной малоподвижностью. В этом случае ребенок быстро засыпает, отлично ест и набирает вес; такие дети тихие, медлительные, невозмутимые, рассудительные, с трудом переключаются на другое занятие. Они хорошие друзья и сами умеют ценить дружбу, упорные и настойчивые, всегда доводят начатое до конца, побаиваются перепадов настроения у других людей, им нравится одиночество, когда никто не отвлекает от игры, книги или раздумий. Флегматики воздерживаются от проявления эмоций, в связи с чем трудно понять их истинное настроение.

Родителям имеет смысл учить такого малыша преодолевать внутреннюю инерцию, чаще привлекать его к шумным и активным действиям и играм, не торопиться сделать все за ребенка (потому что это быстрее) и не ругать за медлительность: перед тем, как приступить к какому-то занятию, ему необходимо собраться с мыслями и понять, что от него требуется.

4) Слабый неуравновешенный инертный тип нервной системы, который также известен под названием «меланхолического», характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Ребенок-меланхолик очень впечатлительный, ранимый, погруженный в себя и замкнутый на себе, некоммуникабельный, тревожный, предрасположенный к страхам, избегает конфликтов, не переносит перемен в жизни, имеет нестабильный аппетит и проблемы со сном. Несмотря на заниженную самооценку, он умеет адекватно анализировать чувства и эмоции. В истерике не впадает в ярость и не кричит, но долго хнычет, пока на него не обратят внимание. В ситуации стресса нервная система этого типа будет парализована, ребенок потеряет контроль над собой и способен к непредсказуемым реакциям.

Малышу со слабым неуравновешенным инертным типом нервной системы необходимы регулярные перерывы на отдых, при этом его очень важно привлекать к заботам по дому, чаще обращаться к нему за помощью (любит быть полезным) и приглашать в разговоры с домочадцами. Чтобы не спровоцировать истерику у такого ребенка, родителям лучше избегать шумных мест и видов активности, а также резких перемен в жизни малыша.

Дети-флегматики и дети-холерики более остальных склонны к сильно выраженным истерикам, причем первые из-за инертности нервной системы будут долго созревать для гнева, но, когда достигнут точки кипения, по силе реакции превзойдут даже более энергичных холериков.

Возрастные особенности

Самые яркие истерики приходятся на 2-3 года, когда ребёнок ещё только учится вести себя, усваивает нормы поведения, пытается самоутвердиться и стать самостоятельным. Однако именно в этом возрасте при правильном отношении взрослых они быстро купируются и больше не возвращаются (только в крайних случаях, под воздействием сильного стресса). Гораздо труднее справиться, если они проявляются позже.

2 года

Возраст, когда начинаются первые настоящие истерики. Если раньше малыш мог просто плакать, теперь он это делает с вызовом и пытаясь обозначить проблему. Поэтому обычно всё начинается со слов: «дай, пусти, купи, хочу, уйди, не буду…». Он уже понимает смысл слов «нет», «нельзя» и пытается протестовать против них. Речевой аппарат развит ещё слишком слабо, поэтому убеждающая сила слова не доступна, и такими приступами он пытается донести до взрослых свои желания.

Родителям категорически нельзя:

  • бросаться сразу удовлетворять все его требования, лишь бы прекратил истерику — вырастет капризным и избалованным;
  • кричать и бить — появится боязнь, разовьются комплексы или, что ещё хуже, физическое насилие приведёт к психотравме.

Нужно обнять малыша, показать ему свою любовь, что вы рядом, попросить успокоиться или элементарно отвлечь внимание. Обычно в 2 года срабатывают такие приёмы. Не получается — начать игнорировать. Далее обозначить своё недовольство и сказать, что так делать нельзя. Как правило, через 5-6 истерик, когда осознаётся их бесполезность, всё заканчивается.

Родителей должно насторожить, если даже после всей этой проведённой работы двухлетний ребёнок постоянно истерит. Скорее всего, это уже не просто капризы, а что-то психосоматическое. Возможно, он переутомляется или чувствует какой-то дискомфорт. Пересмотрите режим дня, питание. Может, так выражается стресс на садик. При необходимости пройдите медицинское обследование.

3 года

В психологии есть понятие «кризис трёх лет». Столкновение интересов «отцов и детей» достигает своего пика. Ему кажется, что он уже взрослый, всё может и умеет сам. Но постоянно натыкается на систему ограничений (много мороженого нельзя, сидеть долго за планшетом нельзя, по лужам ходить нельзя) и желание родителей во всём помочь (завязать шнурки, одеться, заправить кровать, налить чай). Начинается ярко выраженный протест против всех этих правил и опеки. Даже послушные до этого дети начинают устраивать истерики. Возрастные особенности приступов:

  • поводом может стать абсолютно любая, даже самая незначительная ситуация (мама поправила воротник рубашки);
  • часто родители даже не понимают, из-за чего всё началось;
  • в день случается до 10 приступов;
  • самые яркие, пугающие взрослых проявления.

Родители должны понять, что у ребёнка 3 лет должна быть частичная самостоятельность и право выбора в некоторых ситуациях (с какой игрушкой лечь спать, какие шорты надеть). Если он будет слышать несколько раз в день, какой он самостоятельный и взрослый, ему уже не понадобится самоутверждаться. Пунктик в подсознании устранится — и истерики прекратятся.

4 года

В этом возрасте капризы становятся более осознанными и целенаправленными. В большинстве случаев продиктованы неправильной системой воспитания. Дети 4 лет сообразительны и наблюдательны. Мама запрещает что-то делать? Тогда нужно добиться этого у бабушки, которая разрешит любимому внуку всё, лишь бы он не бился головой о стенку. В таких случаях необходимо собраться всем родственникам и ещё раз обговорить списки дозволенного и табу.

Иногда бывает так, что обычно ребёнок ведёт себя хорошо, понимает запреты и слово «нельзя», не выходит за рамки дозволенного, но время от времени всё равно устраивает истерики по самым незначительным поводам (порой даже без них). При этом сам не может чётко сформулировать свои требования. В большинстве случаев это свидетельствует о психосоматических нарушениях, требующих вмешательства невролога.

Если заболевания не выявлены, причину нужно искать в отношениях со взрослыми. Возможно, у него конфликт с отчимом или воспитателем. Нельзя сбрасывать со счетов и семейные проблемы: развод, постоянные ссоры родителей и т. д. Через истерику часто проявляет себя психотравма. В этих случаях необходимо записаться на консультацию к психотерапевту.

5-6 лет

На 5 лет, если верить психологам, приходится второй возрастной кризис. Не такой мощный, как в 3 года, но иногда проявляющийся достаточно ярко. Он характеризуется:

  • замкнутостью (перестаёт делиться секретами, всё чаще хочет побыть один, закрывается у себя в комнате);
  • неуверенностью в себе, страхами, фобиями, паническими атаками;
  • перепадами настроения, появлением раздражительности, внезапных приступов агрессии и злости (чаще всего беспричинных);
  • плаксивостью;
  • слепым копированием родителей, имитацией жизненных ситуаций;
  • отстаиванием своих прав.

Все эти факторы могут стать благодатной почвой для истерики. Иногда для приступа достаточно буквально мелочи. Может, кто-то зашёл в комнату, когда хотел побыть один. Или повёл себя как родители (сказал плохое слово), а его за это наказали. Часто обычные слёзы перерастают в припадок.

Как утверждают психологи, истерики в 5 лет в большинстве случаев продиктованы нехваткой родительской любви и внимания. Посмотрите на свою семью со стороны: не пропадаете ли вы целыми днями на работе, устраиваете ли вы совместные ужины, как часто выбираетесь все вместе? Чтобы такого больше не повторялось, достаточно выкроить в своём плотном графике время на ребёнка.

Что касается самих приступов, членовредительство уже нельзя оставлять без внимания, как в 2-4 года, потому что оно может закончиться серьёзными увечьями. Нужно срочно поднять ребёнка с пола, отодвинуть подальше от стены, держа его крепко за руки, и увести куда-нибудь в тихое место. При этом не нужно сюсюкаться (он уже достаточно большой для этого) и пытаться что-то объяснять. Подождите, пока успокоится, а затем уже проводите беседу.

Психологи советуют при наличии постоянных истерик в 5-6 лет записаться на приём к психотерапевту.

7 лет

Истерики в 7 лет чаще всего носят ситуативный характер. Первая ситуация, провоцирующая приступ, — необходимость посещать школу. На ребёнка сваливается куча правил, требований и ограничений: надо делать уроки, сидеть смирно 40 минут, соблюдать режим звонков, слушаться учителей. При этом меняется круг общения, появляются одноклассники, новые знакомые, друзья. Причинами истерик обычно становятся:

  • элементарное переутомление;
  • эмоциональный стресс;
  • авторитарный характер преподавания учителя, если родители воспитывали ребёнка дома в спокойной и мягкой манере;
  • некомфортная обстановка и плохая дисциплина в классе, когда все вокруг кричат и дерутся;
  • слепое копирование кого-нибудь из одноклассников, если тот закатил истерику в школе.

В этом случае просто необходимо поговорить с учителем и школьным психологом. Они помогут разрешить сложившуюся ситуацию. Если истерики продолжатся и вы уверены, что в них виновата школа, стоит задуматься о том, чтобы её сменить.

Вторая ситуация, провоцирующая приступ, — обстановка в семье. К этому времени отношения между родителями могут ухудшиться (семейные кризисы никто не отменял), или появляется ещё один ребёнок, или умирает кто-нибудь. Причинами истерик становятся:

  • открытые конфликты между родителями, ссоры на повышенных тонах;
  • пьянство, рукоприкладство, драки;
  • ревность к младшему ребёнку, недостаток внимания и любви;
  • психотравма из-за смерти кого-то из близких.

В этом случае настоятельно рекомендуется записаться на приём к семейному психотерапевту.

8-9 лет

Если истерики начались в столь позднем возрасте — это тревожный сигнал. У него уже сформированы установки и правила поведения: что можно, а что нельзя. Наверняка он не будет требовать таким образом игрушку в магазине. Адаптация к школе тоже заканчивается к этому периоду. Причиной чаще всего становится какая-то психотравмирующая ситуация: конфликт со сверстниками, проблемы в освоении какого-либо предмета, нервный срыв, истощение, несправедливость.

В 8-9 лет ребёнок уже умеет управлять своими эмоциями, поэтому специалисты в таких случаях отказываются от термина «истерика» и говорят о клиническом диагнозе — истерическом неврозе. Если приступы произошли более 2 раз за короткий промежуток времени, необходимо, не откладывая, идти к психотерапевту или неврологу.

Выводы

Каждый родитель сталкивается с истериками своего малыша. У одних детей они возникают чаще, у других реже. Пик истерик обычно приходится на ранний и младший дошкольный возраст (1-3 года), старшие дошкольники уже в достаточной степени способны контролировать свои эмоции. В момент истерики будьте рядом с крохой, помогите ему осознать свои чувства, вместе проанализируйте ситуацию и выясните причину истерики. Включив малыша в диалог с собой, Вы препятствуете дальнейшему нарастанию эмоционального напряжения. Только после этого необходимо выразить свою позицию и объяснить ребенку, почему в данном случае Вы принимаете то или иное решение.

Когда следует обратиться к специалисту

Не всегда родители успешно справляются с детскими истериками, даже если делают всё правильно. Это происходит в тех случаях, когда приступы продиктованы стойкими нарушениями в работе нервной системы или психотравмами. Они требуют обязательного вмешательства профильных специалистов — психотерапевта или невролога. Какие сигналы свидетельствуют о необходимости такого шага? Если истерики:

  • продолжаются, несмотря на все предпринимаемые меры взрослых, которые оказываются неэффективными;
  • устраиваются ежедневно;
  • характеризуются чрезмерной, ничем не контролируемой агрессией, направленной на всех без разбора, кто оказывается рядом;
  • сопровождаются потерей сознания, остановкой дыхания, одышкой, рвотой;
  • устраиваются после 4 лет;
  • длятся более 20 минут;
  • происходят ночью, сопровождаются кошмарами и паническими атаками;
  • заканчиваются серьёзными увечьями и повреждениями себе и окружающим.

Особенно опасными считаются ночные истерики, которые требуют немедленного вмешательства специалиста. Родителей должно также насторожить, если по окончании приступа ребёнок в течение какого-то времени находится в состоянии полной апатии, лежит, ни на что не реагирует, бледный и вялый. Это может продолжаться 1,5 часа и больше.

Когда истерики – это хорошо?

Сложно поверить, но истерики несут в себе и положительную составляющую, как для ребёнка, так и для родителя:

  1. При помощи истерик, и в том числе слёз, ребёнок избавляется от напряжения и стресса.
  2. Выход подавленных эмоций во время истерики способствуют нормализации эмоционального состояния и сна.
  3. Если ребёнок показывает вам свои чувства открыто (через проявление истерики), это свидетельствует о некоем доверии между вами.
  4. Через истерику ребёнок учится прощупывать границы дозволенного.
  5. По истечении истерики (если взрослый не пытается её остановить), ребёнок «считывает» безусловное принятие родителя и в дальнейшем начинает испытывать больше доверия к нему.

Дополнительные рекомендации

Если ребёнок истерит, это первый сигнал родителям менять и своё отношение к нему, систему воспитания и режим дня. Какие меры помогут:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Обеспечение правильного, здорового питания в соответствии с возрастом.
  3. Занятия спортом.
  4. Полноценный отдых, не допускающий переутомления.
  5. Уважительное отношение, начиная с самого маленького возраста.
  6. Отведение достаточного времени для игр, прогулок, досуга, любимого занятия.
  7. Позволять проявлять самостоятельность (в крайнем случае шнурки после него можно потом перезавязать, а тарелку перемыть).
  8. Предоставлять право выбора (надеть жёлтую или синюю футболку, пойти гулять с мамой или бабушкой).
  9. Организовать спокойную атмосферу перед сном (если он засыпает с истерикой).

Не отступать от системы воспитания. Среди всех взрослых в семье должны быть согласованы её основные пункты. Если не разрешается сидеть у телевизора после десяти вечера, то ни бабушка с дедушкой, ни кто-либо другой не должны нарушать данное правило. Моменты, в которых ребёнок лишается права выбора, должны быть:

  • чётко и правильно сформулированы: желательно избегать слов «надо» и «нельзя» — они действуют как красная тряпка на быка, а вот местоимение «мы» приветствуется;
  • озвучены;
  • произнесены твёрдым голосом, не терпящим пререканий, но не грубо и не жёстко;
  • постоянными: их надо регулярно повторять в одной и той же формулировке каждый раз, как возникает соответствующая ситуация.

Например: «Едим кашу», «Идём домой», «Купим в следующий раз» и т. д. Каждый раз, когда ребёнок будет слышать подобные фразы, у него будут формироваться паттерны поведения, нужные родителям. Он должен понять, что в такие моменты спорить и истерить бесполезно. Эту мысль ему нужно внушать постоянно. Поначалу, конечно, он будет протестовать, но вскоре усвоит установки и будет относиться к ограничениям, правилам и требованиям более спокойно.

Если истерики не проходят

Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.

  • В любом случае, если малыш склонен к истерикам (в силу темперамента), щадящий режим дня, достаточный сон, рациональное питание, разумная по нагрузкам и продолжительности физическая и интеллектуальная деятельность в течение суток, спокойные игры вечером, доброжелательные, но с четкими границами дозволенного отношения с другими членами семьи, правильная тактика поведения родителей во время истерики — минимальный набор воспитательных мер, которые помогут восстановить спокойствие в доме.
  • Если детские истерики стали для вашей семьи нормой, значит недостатка в зрителях нет. Плохим ли, хорошим ли поведением добивается ребенок вашего внимания — не важно, главное, он получает желаемое: присутствие родителей, их активное эмоциональное вовлечение, а иногда и бонусы в виде материального поощрения.
  • Вы никогда не должны поддаваться на уговоры, подкупы и попытки ребенка вас разжалобить, иначе вы закрепляете у него то поведение, которому пытаетесь противостоять. Если на пике истерики ваши нервы не выдерживают и вы соглашаетесь пойти навстречу уговорам малыша, то посылаете недвусмысленный сигнал о том, что ему удалось найти эффективную тактику, позволяющую получить желаемое.
  • Чтобы не становиться объектом манипуляций ребенка, не уделяйте внимания тем поступкам и реакциям, которые находите нежелательными. Чаще хвалите за лучшие проявления и игнорируйте худшие. Со временем малыш поймет, какого поведения вы от него ожидаете.
  • Если уровень физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок так велик, что от усталости ребенок теряет контроль над собой, — необходимо серьезно пересмотреть образ жизни и распорядок дня, чтобы привести его в соответствие с возрастными и психологическими потребностями вашего малыша.

Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.

Рекомендации по профилактике истерик от специалистов

  1. Составить четкий режим дня, придерживаться его ежедневно и всей семьей, повторяя действия в определенном порядке. Если в распорядке дня планируются изменения, то они не должны быть для ребенка спонтанными, об этом следует рассказать малышу. Так вы подготовите его к изменениям.
  2. Отдельный пункт про сон. Времени для него должно быть достаточно, обязательно должен присутствовать дневной отдых.
  3. Разработать внятную систему правил, ограничений и запретов, которая действует для ребенка независимо от того, какой сегодня день, где и с каким членом семьи он находится.
  4. Не перегружать детскую нервную систему, стараться не насыщать его день слишком большим количеством ярких эмоций и впечатлений – хорошего понемногу.
  5. Проконсультируйтесь с врачом на предмет специальных детских добавок с магнием и витамином C (как правило, их выпускают в форме мармеладок). Магний поможет укрепить нервную систему малыша. Консультация в этом вопросе со специалистом обязательна.
  6. Если вы видите, что возмущение ребенка уже близко, постарайтесь отвлечь его, чтобы избежать истерики.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]