Психологическое консультирование: цели и задачи, определение, основные направления помощи

Психологическая консультация – это одно из ответвлений психотерапии, в практике появившееся сравнительно недавно. Проводится она в форме беседы. Спрос на такой вид терапии изначально появился у людей, не имеющих психологических нарушений, но желающих проконсультироваться с грамотным психологом для решения личных проблем.

Области, в которых требуется помощь обычному человеку, затрагивают все стороны нашей жизни. Это взаимоотношения с противоположным полом, детско-родительские отношения, работа с внутренним «я», становление жизненных ориентиров, помощь в общении с незнакомыми людьми, разрешение конфликтов внутри семьи и много-много разных областей. Границ и четких определений тем в этой области пока не заложено. Какие же существуют цели, задачи и подходы в психологическом консультировании?

Определение

Основы психологического консультирования зародились в Древней Греции. Уже тогда существовали своеобразные консультанты и приемные центры. Только назывались они иначе, часто это были астрологи или служители культов. Психотерапия как метод лечения официально появилась в конце XVII века. Врачи впервые стали пробовать лечить психологическими методами. Уже в XIX веке опробовали гипноз на человеке. Правда, название этот метод носил иное – лечение магнетическими флюидами. С 1955 года развитие получило профессиональное психологическое консультирование.

Цель его состояла в решении личностных и межличностных проблем. В ней могут принимать участие как индивид, так и группы личностей. Часто в помощи нуждается супружеская пара или целая семья. Суть терапии сводится к решению проблем личности, ее развитию и становлению интересов, не противоречащих ей и окружению. Трудности в повседневной жизни и неспособность совладать с собой породили потребность в создании отдельного вида психологической помощи. Так появилось понятие психологического консультирования. Цель консультирования определяется в зависимости от потребностей обратившихся.

Для кого применяется

Профессиональные психологи ведут диалоги со своими клиентами с намерением создать изменения в их состоянии. Предмет, цель и задачи психологического консультирования направлены на оказание помощи людям, которые не ценят себя, живут по неконструктивным разрушительным принципам. Путем беседы с психологом клиент избавляется от негативных установок. Каждый специалист в области консультирования имеет свой подход к работе. Клиентами психотерапевта часто бывают растерянные люди, те, кому не везет в жизни, испытавшие потери, обиды. Теоретически каждый человек может воспользоваться услугами психотерапевта-консультанта. Ведь у любого из нас есть какие-то ресурсные области — те, которые не приносят удовлетворения, но имеют влияние на качество жизни.

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

  1. Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции – плохой советчик.
  2. В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
  3. Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально – сделать выводы и продолжать работать.

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Цель

Психологическое консультирование призвано помочь клиентам осмыслить окружающую их действительность. Индивид с помощью специалиста разбирается с внутренними проблемами, ставит жизненные ориентиры и цели для достижения. В процессе решаются проблемы эмоционального характера и во взаимоотношениях с окружающими. Психологическая консультация дает возможность для индивида в построении собственных выводов о происходящем в его жизни. Стимулируется желание действовать по собственному усмотрению. Консультант предлагает клиенту модели поведения, и тот сам выбирает приемлемую для себя. Практика личностных умозаключений способствует развитию, самосовершенствованию. Индивид погружается в атмосферу собственной ответственности за развитие, а консультант создает условия, чтобы клиент с готовностью взялся за работу над собой. При этом личное взаимодействие и полная поддержка клиента осуществляются на всех этапах терапии.

Цели консультирования и психологической помощи следующие:

  1. Устранение нестабильного эмоционального состояния личности.
  2. Расширение сознания, осмысление роли индивида в его собственной жизни.
  3. Обучение клиента умению самостоятельно разрешать собственные проблемы.
  4. Дать ему почувствовать, что он может помочь другим людям осознать собственные возможности на основе тех знаний, которые получил от психотерапевта.
  5. Развить способность сопротивляться жизненным неурядицам.
  6. Дать установки на случай последующих проявлений проблемы.

Принципы психологического консультирования

Терапевт изначально принимает обратившегося за помощью как индивидуального человека с собственными потребностями. Каждый пришедший за поддержкой психолога имеет право на достойное отношение и обладает ценностью индивидуальности. Любой человек в состоянии взять ответственность за собственную жизнь. Каждый имеет право выбирать решения и цели, следовать собственному пониманию жизни. Любое давление и решение за клиента запрещено, они мешают индивиду решить свои проблемы наиболее благоприятным для него образом.

Задачи

Перед психологом-консультантом стоит множество важных задач, главная из которых – направить клиента к самостоятельному разрешению собственной проблемы.

  • Первая задача специалиста – привить клиенту мысль о собственной ответственности за результат его жизненного пути. Возможности в жизни для развития и полноценного существования имеются у разных людей. А вот то, как распорядится ими человек в зависимости от собственного опыта и подсознания – это индивидуальное решение.
  • Донести до клиента важность осознанного подхода к собственной жизни, дать ему стимул для достижения целей.
  • Помочь раскрыть негативный опыт на консультации и отпустить обиды и жизненное разочарование. Они мешают развитию.
  • Найти вместе с клиентом способ решения его проблем. Наиболее благоприятный и приемлемый для него лично.
  • Развить гибкость с помощью ситуационного подхода, показать альтернативы в возможном поведении.

Основная задача психолога-консультанта – научить клиента самостоятельно справляться со сложными проблемами, что перекликается с определением цели психологического консультирования.

Что вы узнаете на приёме у психолога.

В процессе консультирования вы учитесь выявлять источники ваших недугов, и управлять ими. В зависимости от того, что является актуальным для вас лично — будь то травма, тревога, депрессия, сложности в отношениях или что-то ещё — консультант будет по-разному помогать вам, в зависимости от вида психологических услуг и консультирования. Вы должны быть честны со своим психологом и с самим собой, для того чтобы получить максимум пользы от консультации. Замалчивание, недоговаривание, приукрашивание проблемы привет к тому, что и вы и психотерапевт зря потратите своё время. Конечно, на первом приёме может быть сложно рассказать всё, что вас волнует: для установления доверия должно пройти некоторое время. И это задача психотерапевта — убедить вас в том, что тут безопасно и ему можно доверять. Если проходит время, а вы всё ещё не чувствуете себя, хотя бы частично готовым открыться, возможно, данный специалист вам не подходит. Толку от консультаций, на которых вы не разговариваете честно не будет.

Предмет консультирования

То, над чем совместно работают психолог и клиент во время консультации – это та точка опоры, которую используют в период личностного кризиса. Его потенциал, зона роста. Те положительные качества личности, которые необходимо развивать, от них отталкиваться и использовать в процессе избавления от негатива в жизни. Главная проблема людей, которым требуется психологическая консультация – это скрытая индивидуальность. Они боятся быть теми, кем являются на самом деле. Подавляющее большинство клиентов психолога-терапевта считают, что в их сознании нет порядка, они «неправильные», не такие, как остальные люди. Какая цель психологического консультирования? Она состоит в том, чтобы человек понял свою уникальность, свою индивидуальную и исключительную роль в обществе.

Электронная библиотека

Социальная работа / Консультирование в социальной работе / 1.1. Цели и задачи психологического консультирования

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны спе­циалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и пред­варительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнул­ся клиент. Чаще всего психологическое консультирование прово­дится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних лю­дей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-кон­сультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, само­стоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью спра­виться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-кон­сультанта. Психологическое консультирование — это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психи­чески здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми воз­никающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать по­мощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специаль­ные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это та­ким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще все­го не ограничивается одной — двумя. В большинстве случаев требу­ется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгирован­ном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, реше­ние каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полно­стью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнитель­ной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруд­нительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешен­ное решение.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, — такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится неза­менимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требу­ющая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководите­ли во время короткой встречи, назначенной на один из ближай­ших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятны­ми последствиями обстановка.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которы­ми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательст­ва со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные пси­хологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь об­щий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к при­меру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение вре­мени между разными видами деятельности.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотера­певтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в со­стоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом слу­чае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдержи­вающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятст­вующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнул­ся клиент.

Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей про­блемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны не­обходимую профессиональную и моральную поддержку, и это при­дает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом слу­чае, проводя психологическое консультирование, специалист-пси­холог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи кли­енту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возник­шей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультан­та нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минималь­ную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое кон­сультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже при­ступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возник­новение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилак­тики).

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освое­ние и правильное употребление которых возможно самим клиен­том без специальной психологической подготовки. (Психолого-про­светительское информирование клиента.)

Рассмотрим каждую из названных задач подробнее.

Прояснение проблемы состоит в том, что, внимательно выслушав клиента, некоторое время понаблюдав за ним, психолог-консультант приходит к определенному выводу относительного того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним. В последнем случае психолог-консультант объясняет клиенту, почему он — консультант — пришел именно к данному выводу, отличающемуся от того, о чем первоначально думал сам клиент.

Проблемное информирование клиента как раз в этом и заключается. Проводя такое информирование, психолог-консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем состоит его проб­лема, но также поясняет, почему данная проблема возникла и как ее в принципе можно практически решить.

Следующий, логически необходимый и обычно параллельно вы­полняемый наряду с предыдущим шаг — это психологическое изу­чение личности клиента. Без такого изучения трудно, во-первых, рас­считывать на полное, глубокое понимание клиентом своей пробле­мы, во-вторых — на активное личное участие клиента в ее решении. Сделав этот необходимый при консультировании шаг, психолог по­лучает возможность объяснить клиенту его проблему, максималь­но учитывая при этом индивидуальность клиента.

Далее психолог-консультант с учетом его собственного понима­ния сути проблемы и индивидуальности клиента формулирует ре­комендации клиенту по оптимальному решению проблемы. Такие рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными кли­енту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жиз­ни клиента с должным сознательным контролем с его стороны.

Далеко не всегда клиент сразу же и с расчетом на успех может приступить к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Нередко из-за собственной неопытности или неумения он совершает ошибки и нуждается в получении опе­ративной текущей помощи со стороны психолога-консультанта. Тот же, в свою очередь, не должен думать, что он полностью исполнил свой профессиональный долг, если выслушал клиента, прояснил для себя и для него суть проблемы и предложил рекомендации по ее правильному решению. Задача психолога-консультанта состоит также в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочное выполнение клиентом полученных им советов и рекомендаций. Не исключается, правда, и то, что клиент не пожелает выполнять получен­ные от психолога-консультанта рекомендации, и тогда психолог не несет ответственности за конечный практический результат психо­логического консультирования (если, конечно, клиенту были даны правильные рекомендации).

Многие проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни, таковы, что могут возникать повторно, и од­ноактное их решение не всегда является полной гарантией того, что они еще раз не возникнут в будущем. Поэтому, проводя консультационную работу с клиентом, важно добиваться того, чтобы повтор­ное возникновение аналогичной проблемы в будущем было сведено к минимуму. В этом, в частности, и заключается одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни по­добной проблемы в будущем.

Для того чтобы клиент был в состоянии самостоятельно решить психопрофилактическую задачу, а также для того, чтобы он был в состоянии оказать самому себе нужную помощь, консультант-пси­холог иногда добровольно берет на себя профессионально не обяза­тельную для него задачу: передать клиенту элементарные полезные для него психологические знания. /4/

Порядок консультирования

В состоянии клиента для психолога имеют значение только его чувства, действия при этом не обсуждаются. Цели и задачи психологического консультирования сводятся к стабилизации внутреннего состояния личности. Как должен вести консультацию профессиональный психотерапевт?

  1. Определить проблему клиента. С чем он обратился, что его волнует, что вызывает негативные эмоции.
  2. Выяснить атмосферу, в которой находится клиент. Насколько ситуация вокруг способствует оздоровлению или, наоборот, усугубляет проблему и будет мешать в процессе психологической помощи.
  3. Распознать особенности клиента. Его возможности для получения положительного результата, готовность менять взгляды и отношения с окружающим миром. Насколько он способен получить помощь от психологической консультации.
  4. Предоставление консультантом всех профессиональных возможностей для облегчения состояния личности. Работа профессионала с личностными особенностями клиента.

Основные стадии

Независимо от школы психологического консультирования, врачи придерживаются единой схемы, которая состоит из нескольких основных этапов. Каждый из них имеет свои особенности и требования, которые лучше заранее изучить.

Основные стадии и процесс психологического консультирования:

На консультациях устанавливается доверие пациента, благодаря близкому контакту определяется проблема, степень нарушения психики. Определяется конкретная проблема психики, причем исследуется она в двух плоскостях

Основное внимание обращается на эмоции и когнитивную сферу. Происходит определение альтернатив, подбираются индивидуальные пути решения основной проблемы (во внимание берется состояние психики, возраст, состояние здоровья). Разрабатываются вспомогательные пути устранения проблемы, тщательно прорабатывается каждый из пунктов плана психического воздействия. Развивается реализация установленной схемы. Оценивается проведенная работа, определяются результаты.. Далеко не всегда этапы психологического консультирования развиваются в данном порядке

Зависит все от психики клиента — возможен отказ идти на контакт с психологом или возникают сложности с определением плана психического воздействия. В таком случае врач вынужден возвращаться к предыдущему этапу психологического консультирования и прорабатывать его повторно, внося изменения, вспомогательные пункты

Далеко не всегда этапы психологического консультирования развиваются в данном порядке. Зависит все от психики клиента — возможен отказ идти на контакт с психологом или возникают сложности с определением плана психического воздействия. В таком случае врач вынужден возвращаться к предыдущему этапу психологического консультирования и прорабатывать его повторно, внося изменения, вспомогательные пункты.

Случается, что на последнем этапе консультирования в психологии отмечаются неудовлетворительные результаты. Лечение начинается повторно — врачу приходится возвращаться к первым пунктам заранее намеченной схемы. Психологическое консультирование на практике значительно сложнее, чем в разработанном плане, зависит многое от состояния клиента, тяжести проблемной ситуации, готовности человека вступать в контакт с психологом, стремления работать над проблемой.

Где применяется психологическое консультирование?

Широкое применение этого метода подразумевает множество способов использования. При работе с детьми психологическое консультирование используется наиболее часто. Эффективность его в работе с подростками доказана неоднократно. Замечено, что при работе с детьми цели и задачи возрастно-психологического консультирования раскрываются наиболее полно и целесообразно. Работа проводится не только с ребенком, но и, в обязательном порядке, с его родителями. Используется метод и при работе со студенческими группами. Лица, проходящие психологическое консультирование в этой возрастной группе, стимулируются к развитию, проходят адаптацию в группах. Изучение поведения и мотивации студентов положительно сказывается на составлении учебных программ. С экономической точки зрения, результат внедрения психологического консультирования в этой группе помогает решать проблемы, связанные с незаинтересованностью, отстраненностью учеников.

Для людей старшего возраста созданы службы психологической помощи. Часто занятия проводятся в группах или с семейными парами. Социальные службы предлагают нуждающимся помощь в виде бесплатной психологической консультации. В большинстве случаев эта помощь оказывается людям, пострадавшим от собственных проблем с адаптацией к окружающему миру. Применяется этот метод психотерапии и в производстве. Сейчас руководство крупных компаний предпочитает иметь в штате собственного психолога. Беседы с ним призваны поменять у сотрудников фирмы психологические установки, мешающие применять свои знания наиболее благоприятным образом. Исследования показали, что не организация производства, а социальная жизнь в коллективе для индивида имеет главенствующую роль.

Цели и задачи психологического консультирования на производстве сводятся к тому, чтобы наладить моральное состояние сотрудников и гармонию внутри коллектива. У военных этот метод использовался очень мало, учитывая некоторый консерватизм этой сферы. Индивидуальный подход в военной деятельности, как правило, не используется. Хотя, очевидно, что психологическое консультирование помогло бы наладить адаптацию новобранцев и разрешить проблемы в установлении морального климата внутри военной группы. Часто индивиды, проходящие службу в войсках, входящих в категорию особой опасности (летчики, парашютисты и пр.), испытывают сильнейший стресс, панические атаки. Это состояние способствует выпаданию из учебного процесса. То же касается и демобилизующихся, которым приходится заново привыкать к обычной гражданской жизни, возвращаться к близким людям и строить общественные связи.

Основные причины обращения к психологу

Клиенты психологического консультирования часто обращаются к специалисту с такими проблемами:

  1. Помогите разобраться в себе.
  2. Научите позитивно смотреть на жизнь.
  3. Помогите справиться со стрессом.
  4. Как выбраться из состояния хронической усталости.
  5. Помогите избавиться от тревоги.
  6. Как мне изменить свой образ жизни.
  7. Помогите наладить семейные отношения.
  8. Мне не с кем поговорить.
  9. Как наладить отношения с коллегами по работе.
  10. Проблемы с ребенком — помогите разобраться.
  11. Как пережить потерю близкого человека.
  12. Как принять свою болезнь и т.д. и т.п.

Многие люди, из тех кто решил обратиться за помощью к психологу, предпочитают, чтобы психологическая консультация проводилась онлайн.

Эффективные методы

В современной психотерапии эти методы используются в совокупности и позволяют справиться с проблемой клиента наиболее быстрым и благоприятным образом:

  • Катарсис. Или исповедь. Открытый разговор с консультантом дает индивиду возможность открыть проблемы. От психолога требуется в этот момент участие и понимания. Катарсис открывает для специалиста скрытые проблемы клиента. В процессе применения этого метода используются ролевые игры, рисование.
  • Убеждение и рекомендации. Этот метод взваливает на консультанта огромную ответственность. Ведь определить, какой совет поможет индивиду справиться с его проблемой, за одну консультацию невозможно. Кажущееся очевидным разрешение кризисной ситуации впоследствии может оказаться неверным, так как консультант не до конца выслушал клиента и не разобрал его внутренние мотивы. Минусом этого метода является предвзятость некоторых специалистов.
  • Интегрированная интерпретация. Этот метод позволяет проникнуть в суть проблемы клиента. Консультант с позиции клиента проводит анализ сложившейся в его жизни ситуации. Например, клиент рассказал о своей проблеме, в ответ консультант начинает фразу со слов: «И вы почувствовали себя…». То есть вживается в роль клиента и объясняет его эмоции с позиции психоанализа.

Современный подход в психологическом консультировании

Цель и задачи современного метода в том, чтобы человек с помощью психолога морально вырос до такого состояния, когда он сможет самостоятельно справляться с проблемами, как с имеющейся, так и с последующими. Терапия заключается в следующем:

  1. Психолог работает не для клиента и не производит манипуляции с его сознанием. Он работает вместе с клиентом. Задача специалиста — освободить его от личностных проблем, чтобы он мог самостоятельно развиваться и успешно проходить свой жизненный путь.
  2. Эмоциям в новом подходе уделяется больше внимания. Знания о проблеме не дают результата в ее решении. Важны эмоции, которые испытывает индивид в момент кризиса, именно они обуславливают его поведение.
  3. Работа ведется с настоящим, а не с прошлым индивида. Прошлое важно с точки зрения построения цепочки, которая привела к развитию проблемы. Интересный факт, что если в терапии не рассматривается прошлое клиента, то развитие личности проходит быстрее и эффективнее.
  4. Процесс психологической консультации уже несет в себе опыт для клиента. Опыт ответственности за собственные действия и результат их в его жизни.

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми

Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них. Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий. Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]