«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху? Помните латвийскую группу Brainstorm с ее популярным хитом Maybe из начала двухтысячных? Хорошая группа, но в этой статье – про другой brainstorm. Тот, который, при качественном подходе, может стать постоянным хитом в рабочих буднях вашей команды и началом большого успеха и глобальных результатов.
Brainstorming или мозговой штурм
– это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.
Как часто самые крутые и прибыльные проекты начинались в вашей команде с незамысловатого мозгового штурма? Стоит ли применять brainstorming как систематическую практику в рабочей жизни команды? В команде Hygger.io мозговые штурмы не must-have практика, но проводятся регулярно. Если правильно подойти к этому процессу, он перестанет быть пустой тратой времени.
В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?
По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики. Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.
Daily Stand Up
(ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.
Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут).
Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений.
Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения.
Кто автор метода мозгового штурма
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.
И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, успешно применяла его 2 десятка лет.
Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.
Нулевой черновик
Нулевой черновик — техника формирования идей, часто используемая писателями, и, по сути, форма сфокусированного свободного письма. Маркетологам он поможет сосредоточить внимание на первых этапах нового проекта, установив то, что вы знаете в настоящее время, и перенеся ваши первоначальные идеи из вашего мозга на бумагу.
— Напишите, что вы сейчас знаете о предмете.
— Напишите, что вы не знаете, но нужно.
— Подумайте почему это важно.
— Запишите все идеи какие есть по этому вопросу.
Метод Zero Draft — это записать все, что вы думаете по теме, пусть даже хаотично. Цель — преодолеть начальный блок.
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:
- Развивается творческое мышление.
- Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
- Одна из задач мозгового штурма — раздвинуть рамки сознания.
- Участники взаимодействуют друг с другом.
- Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.
Интересно, что мозговой штурм, как метод обучения, применим не только для взрослых. Часто его используют в школе и даже в детском саду. Он стимулирует творческую активность, активизирует учебный процесс, помогает детям формировать собственное мнение, взаимодействовать друг с другом.
Из недостатков выделяют:
- Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
- Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
- Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
- Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.
Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.
Когда нужны брейнштормы
Кажется, что любую задачу можно решить на брейншторме, однако это заблуждение. Для штурмов нужны вопросы, точные ответы на которые не знает никто, а решение поставленной проблемы имеет несколько вариантов, каждый из которых требует обсуждения.
В первую очередь, штурмы нужны для того, чтобы накидать много разных идей и выбрать из них наиболее оптимальные. При этом за их реализацию отвечает один человек или маленькая группа, но не все участники брейншторма, ведь в противном случае идея размывается, и никто не понимает, к чему движется команда. Допустим, нам необходимо определиться с коммуникационной стратегией — это большой проект, который делится на много подзадач. Если раздать их сразу нескольким специалистам, единая картина не получится, а общая цель не будет достигнута.
Если сотрудники представляют одну большую задачу по-разному и никто не знает, как ее лучше выполнить, нужен брейншторм
Приведу бытовой пример. Что подарить другу на день рождения? Для решения этого вопроса можно собраться с друзьями и устроить небольшой штурм, потому что все думают по-разному. Возможно, к некоторым людям придут одинаковые идеи или к кому-то придет решение, которое затмит все остальные.
Популярные виды мозгового штурма
Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.
Брейнрайтинг
В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.
Мозговая атака на доске
Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.
По-японски
Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход. Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:
- На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
- Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.
Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.
Многоступенчатый
Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:
- те, кто создает идеи;
- те, кто оценивает результаты работы.
Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.
В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В нее должен входить представитель от руководства. Этот человек будет принимать решения о реализации положительно оцененных идей.
В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.
Многоступенчатый штурм выглядит так:
- Члены первой группы высказывают идеи.
- Задача остается такой же, но подходы нужны новые, нестандартные. Можно выдвигать противоположные тем, что названы.
- Подключается вторая группа. Она объединяет все, что было сказано на первых этапах, систематизирует информацию, ищет решения проблемы.
- Обсуждаются трудности, которые могут появиться при воплощении идей в жизнь.
- Высказанные предложения собираются в несколько принципов.
Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит. Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты.
Словесный банк
Словесные ассоциации часто сосредоточены на парах слов, набор слов предлагает вам сформировать большие группы терминов, которые описывают лишь несколько тем. Создание банков слов в деловой обстановке может помочь вам разделить проект на управляемые части — что-то вроде интеллект-карты.
Когда ваш рабочий банк будет готов, вы можете сформировать связи между терминами, которые вы придумали, и использовать эти связи для выработки идей, которые гарантированно будут включать все ваши наиболее важные характеристики.
Банк слов идеален для контентных проектов и может быть предвестником более глубокого исследования ключевых слов.
Этапы классического мозгового штурма
Генерация идей методом мозгового штурма проходит в 3 этапа:
- Определение проблемы. Это предварительная подготовка к работе. В ходе нее участникам обозначают роли. Кто-то будет ведущим, кто-то помощником и т.д.
- Поиск решений. Этот этап можно считать самым главным. От него зависит результат. Для максимальной эффективности следует соблюдать некоторые правила. Во-первых, не стоит ограничивать фантазию. Придумывайте любые, необычные и даже абсурдные идеи. Во-вторых, высказанные предложения можно объединять между собой, улучшая их. И, в-третьих, нельзя оценивать или критиковать сказанное участниками.
- Третий этап – группирование и оценка идей. Часто его игнорируют. И это неправильно. Именно в этот момент выделяются подходящие идеи, весь процесс сводится к единому результату.
Успех всех этапов зависит от того, насколько согласованно умеют работать участники. Также важно их мнение относительно проблемы и путей ее решения.
Историческая справка
Несмотря на то что брейнсторминг как метод появился сравнительно недавно, сама техника поэтапного решения задач была описана в литературе еще задолго до Осборна – примерно 2 тысячи лет назад!
Двухэтапный подход к решению проблем был описан древнеримским историком Корнелием Тацитом, который исследовал быт германцев. В своих работах он описывал, как те во время пиршеств обсуждали важные для своего народа вопросы о примирении враждующих, о выдвижении вождей, о заключении браков. Они считали, что именно в таком состоянии душа более расположена к откровенности. На следующий день те же самые беседы возобновлялись, но уже на здравую голову.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Еще более древний пример, который демонстрирует признаки техники мозгового штурма, можно найти в 700–600 годах до н. э. в римской провинции Вифинии (территория современной Турции). По словам историков, у местных жителей был обычай: столкнувшись с заболеванием, которое они не знали как и чем лечить, члены семьи больного выносили его на всеобщее обозрение. Так любой прохожий мог поделиться своими суждениями и опытом на предмет того, чем же может страдать человек и что с этим делать.
К такому методу они прибегали не только в вопросах здоровья, но и в любых других ситуациях: на улицах опрашивались люди и из всех озвученных предположений выбирались самые приемлемые.
Кому доверить проведение мозгового штурма
От того, кто проводит мозговой штурм, зависит эффективность работы группы. Поэтому ставьте на эту роль лиц, умеющих мыслить креативно, аналитически, логически, а также правильно реагирующих на критику и замечания. Также важно, чтобы они пользовались авторитетом и уважением коллег. На лидера группы возлагается ряд обязанностей:
- Принимать решение о том, какой вид мозгового штурма нужен в данный момент.
- Собирать в группы участников.
- Определять проблему на этапе формирования идей.
- Обеспечивать условия, необходимые для активной работы каждого отдельного участника.
- Систематизировать, анализировать идеи.
Также лидер оценивает результаты мозгового штурма. Он принимает решение о реализации их на практике.
Раскадровка
Если вы пытаетесь спроектировать процесс, раскадровка может помочь вам увидеть, где ваше коллективное понимание проблемы поддерживает или противоречит предлагаемому решению, а где требуется больше исследований. Разработав визуальную историю для изучения проблемы, ваша команда сможет увидеть, как идеи взаимодействуют и соединяются, чтобы сформировать решение.
Записки — ваш друг. Выделите несколько минут, чтобы записать свои идеи в виде отдельных заметок. Когда у вас появится группа стикеров, с которыми можно работать, начните раскладывать их на доске последовательно. Это поможет увидеть новые связи.
Раскадровка особенно полезна для маркетологов. С его помощью вы сможете:
— Описать последовательный процесс маркетинговой кампании.
— Улучшить внутренние процессы, описав конкретные шаги.
— Сделать раскадровку рекламного видео.
Можно ли проводить мозговой штурм онлайн
Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:
- Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
- Предложенные решения сразу фиксируются.
- В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
- Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
- Полученные идеи и решения легче обработать.
При проведении мероприятия онлайн также важно соблюдать основные правила. Главное из них – высказанные идеи нельзя критиковать.
Ментальная карта
Многие типы программного обеспечения — автоматизированные шаблоны интеллектуального картирования для лучшей организации данных. Это также отличный способ систематизировать ваши идеи.
— Напишите на листе вашу проблему.
— Окружите ее терминами, которые описывают, что вам нужно.
— Опишите, как вы могли бы решить эти проблемы.
— Продолжайте добавлять слои, пока не разберете проблему до конца.
Это фантастическая техника решения проблем, которая способствует творческим ответам. В маркетинге вы можете использовать ментальные карты для решения проблем:
— Создавайте карты контента для всего блога или сайта. Вы можете начать с общей темы, а затем приступить к созданию ветвей для каждой подтемы.
— Придумайте идеи маркетинговой кампании, разделенные на основные темы и подтемы.
— Создавайте сценарии «да/нет» для размещения разных сегментов потенциальных клиентов в конкретных капельных кампаниях.
Правила для проведения эффективного мозгового штурма
Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:
- Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
- В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
- Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
- Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
- Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
- Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
- Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
- Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
- Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
- Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.
Соблюдать эти правила мозгового штурма нужно всегда, независимо от сферы. Это может быть работа, личные и семейные отношения, бизнес. Уделите время организации процесса. Учтите его нюансы и особенности. Так вы найдете выход из любой ситуации.
Как выбрать ту самую идею?
После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:
- Как быстро это можно осуществить?
- Насколько велика отдача?
- Просто ли это сделать?
- Дешево ли?
- Рискованно?
- Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?
Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.
Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.
Примеры мозгового штурма
Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.
Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:
- Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
- Прижать концентрат большими щитами.
- С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
- Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
- Мочить груз, а после заморозить его.
- Намагнитить.
- Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.
Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.
Наиболее подходящей оказывается «магнитная» идея. Участники предлагают развесить магниты по периметру трюма в виде гирлянды. При необходимости их можно включать и выключать.