Что такое социальное развитие личности, и как оно должно выглядеть на практике


Личность — это…?

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Читайте далее: Развитие личности в обществе

Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • потребность в социальном взаимодействии;
  • культурное и духовное развитие;
  • умение строить и создавать инструменты для труда;
  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество.

Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Условия, оказывающие влияние на личность

Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.

Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.

Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.

Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.

Читайте далее: 11 факторов, оказывающих негативное влияние на личность человека

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
  • особая структура мозга и строение черепа;
  • умение прямо стоять и ходить;
  • отсутствие плотного шерстяного покрова;
  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Формирование личности — социальный процесс

Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.

Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам.

Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.

Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:

  • «Я – мальчик (девочка)»,
  • «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
  • «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.

Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни.

Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.

Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.

Читайте далее: Психология развития личности — 5 этапов развития человека

На формирование личности влияют такие социальные институты, как:

  • семья,
  • детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
  • кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
  • коллектив сотрудников,
  • собственная семья,
  • средства массовой информации, интернет.

К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.

Рассмотрим, что развивает в человеке такой социальный уклад общества?

Ясли, детский сад — первичное социальное развитие.

Ясли и детский сад — прежде всего развивают в человеке коммуникативные навыки со своими сверстниками, происходит освоение своего тела, развитие различных навыков связанных с моторикой движений, идёт освоение различных увлечений, новых знаний. Постоянно сравнивая себя с другими — мы учимся разделять границы того, где заканчивается Я и начинается НЕ Я, МОЁ и НЕ МОЁ. Ведь если ребёнок берёт чужое, потому что оно ему понравилось, его учат, что это неправильно, с ним может подраться сверстник, отобрав своё силой. Мы познаём законы социума, в частности «не укради» уже с возраста ребёнка. Таким образом формируется социальное развитие человека или социальный человек.

Школа и социальное развитие человека.

Переходя в школу, мы больше делаем акцент в познании информации окружающего мира, его законов, формул, правил и устоев. И в детском саду и в школе и на любом уровне социального устройства мы познаём и чувствуем на себе, когда мы что-то делаем правильно — в виде хорошей оценки, одобрения других, похвалы, повышения зарплаты; и когда мы делаем что-то неправильно — получая низкие оценки, ругань, порицание, не одобрение, осуждение и даже наказание. Всё это служит воспитанию в человеке определённых качеств, которые воспитывает общество в каждом человеке, которые на данный момент развития общества считаются высокими, правильными, нравственными и достойными подражания.

Социальное воспитание как процесс развития личности

Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.

Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

Сущность социального воспитания:

  • Приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
  • Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.

Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.

Фазы социализации личности:

  • Личность усваивает социальные нормы и ценности;
  • Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума;
  • Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.

Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:

  • Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
  • Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
  • Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
  • Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.

Сущность и специфика социально-культурного развития личности

 Одним из важных процессов социально-культурного развития личности является объединение образования и культуры, которая предполагает ориентацию на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации в социокультурной ситуации. Основными ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают:

– человек как предмет воспитания;

– культура как среда, растящая индивидуальную личность;

– творчество как способ развития человека в культуре [3].

Личность — это человек, достигший определенного уровня развития, обладает сознанием и самосознанием, способный на самостоятельную преобразующую деятельность.

Оригинальность личности формулируется как «индивидуальность», где проявляется достоинство, которое состоит из эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер сразу в нескольких областях, или видах деятельности. Особенно индивидуальность личности проявляется в условиях социально-культурной деятельности, где развиваются все стороны личности: интеллектуальная, моральная и эмоциональная. В сущности, социально-культурная деятельность функционирует в условиях досуга, где важнейшим качеством личности является воля, которая позволяет на основе потребности, мотива или цели развивать как биологическую, так и социальную составляющую. Следовательно, личность является одновременно и объектом, и субъектом социально-культурной деятельности, так как в этих условиях развитие личности происходит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. Функционирование личности как объекта социально-культурной деятельности находится под влиянием нескольких процессов, складывающихся в различные отношения: политические, экономические, трудовые, творческие, рекреационные [2].

У ребенка в процессе развития и социализации складывается определенная картина, модель мира. Как отмечает Л. С. Выготский, процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. В этом процессе формируется система социальных и нравственных представлений, эстетических идеалов, ценностей, отраженных в искусстве и жизни. В процессе развития социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на познавательном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности как субъекта культуры. Любой ребенок, когда достигает определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее принятое в обществе социальное положение, несмотря на его индивидуальное развитие и степень психологической готовности. Тем самым он попадает в систему объективных условий, где определяется его характер и деятельность на данном возрастном этапе [1].

Под развитием Харламов И. Ф. понимает взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений [4]. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение в переходе от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Говоря о развитии личности, нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Её творческая преобразующая деятельность всегда играет активную роль самой личности. Рассматривая внутреннюю активную позицию личности к средовым и воспитательным воздействиям, формирование может проходить в самых различных направлениях.

Например, если учащийся недоброжелательно относится к воздействиям, он будет развиваться в направлении прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Поэтому воспитание должно положительно влиять на внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой. Ведь, в конечном итоге, личностное совершенствование и собственное стремление человека определяет его развитие.

Процесс развития личности под влиянием внешних факторов, по существу, приобретает характер саморазвития. Саморазвитие стимулирует внутреннюю активность в работе над собой через положительный отклик психологической внутренней сферы, то есть под воздействием воспитательных и социальных факторов. Неважно, на какой ступени развития находится то или иное общество, главное, что развитие личности определяется через культурный опыт, который является общим для всего человечества.

Так, каждый ребенок через обратную связь от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. При этом каждое общество дает фактически всем своим членам некий особый опыт, особые культурные эталоны, которые остальные общества предложить не могут. Из общественного опыта, одного для всех членов этого общества, появляется соответствующая личностная конфигурация, обычная для большого количества членов этого общества.

На формирование личности определенное воздействие оказывают биологические причины, также причины физического окружения и общие культурные эталоны поведения в некоторой социальной группе. Но следует отметить, что главными факторами, которые определяют процесс формирования личности, непременно являются групповой опыт и личный, неповторимый опыт. Эти причины полностью появляются в процессе социализации личности.

Известный американский психолог и социолог Чарлз Кули поставил задачу изучить процесс постепенного осознания личностью отличия собственного «Я» от остальных личностей. В итоге бессчетных исследовательских работ он обусловил, что развитие идеи своего «Я» случается в процессе долгого, неоднозначного и запутанного процесса и не может производиться без участия других личностей, то есть без общественного окружения. Каждый человек, по мнению Чарлза Кули, строит свое «Я», основываясь на расценённых им реакциях остальных людей, с которыми он вступает в контакт. Например, бабушка с детства наблюдала интерес у своего внука к творчеству (музыке, хореографии), он слышал ритм, уверенно двигался в такт музыки. Она всего говорила ему: «Ты станешь известным артистом и танцором, я верю в тебя». Тем самым она вселила в него уверенность, и если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то внук, в конечном счете, ощущает себя профессионалом своего дела и действует как самостоятельная творческая личность.

Подобные мысли привели Чарлза Кули к мысли про то, что личностный «Я-образ» не рождается лишь в связи с беспристрастными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет чувствовать себя убежденно в своих собственных силах и своем таланте, в то время как поистине способный и одаренный ребенок, усилия которого воспринимаются наиближайшем окружением как плохие, чувствует мучительное чувство неграмотности, и его возможности могут быть фактически неоправданными. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или бесполезный.

Итак, процесс развития личности протекает под воздействием группового опыта. При всем этом личность формирует собственный «Я-образ» на основании восприятия того, что о ней думают и как ее оценивают остальные. Для того чтоб подобное осознание было удачным, личность воспринимает на себя роли остальных и глазами этих остальных смотрит на свое поведение и собственный внутренний мир. Формируя свой «Я-образ», личность социализируется. Но нет ни одного схожего процесса социализации и ни одной схожей личности, в связи с тем, что личный опыт каждой из них уникален и неподражаем.

Само собой, в формировании личности большую роль играет культурное сознание. Оно складывается чаще всего стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается соблюдать определенные правила поведения, усваивает ту ценностную систему, которая свойственна для культуры этого социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность. Однако, чтобы личность овладела культурой, необходимо довольно последовательное действие на личность с самого раннего возраста. И тут мы встречаемся с институтом воспитания.

В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания имеет разные формы. При стихийном воспитании личность сформировывают не столько периодическим и рассчитанным действием, сколько определенным примером, замечаниями по различным поводам. Такое воспитание нельзя назвать совсем бессознательным, ведь всякий воспитывающий держит в уме тот набор культурно-психологические особенностей, которые он желает видеть в воспитаннике. Существует три особенности такого воспитания:

Во-первых, оно распространяется обычно на ребенка, отрока, юношу или девушку. Воспитывать взрослого человека обыкновенно уже нет ни необходимости, ни возможности.

Во-вторых, при этой системе воспитатель в большинстве случаев осознанно либо безотчетно стремится сформировать культуру воспитанника по собственному виду и подобию, т. е. прививает ему ту систему ценностей, которой живет сам.

В-третьих, воспитание ведется в интересах воспитанника. Цель такого воспитания — подготовить молодого человека к жизни, сделать так, чтобы он был доволен и успешен. Но часто случается, что интересы воспитанника понимаются неверно, и, став взрослым, за подобное воспитание он не скажет «спасибо».

Итак, процесс культурного формирования личности и соответствующего типа воспитания — процесс стихийный, а культурное сознание в развитие личности — это возможности предстоящей социализации и развития за границами социальных норм.

Таким образом, результат социально-культурного развития личности зависит от согласованности действия факторов наследственности, среды и воспитания. Большую роль играет создание критериев во время начальной жизни человека для перехода его в более совершенное состояние, при котором раскрываются его индивидуальности и возможности, методы овладения культурными средствами, формами и способами для усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения.

Социально-культурное развитие личности представляет собой интенсивный процесс вхождения человека в систему общественных отношений на основе внутренних, личностных оценок и внешних, поведенческих проявлений, формирующихся в условиях освоения личностью культурных ценностей и социальных норм окружающего социально-культурного пространства.

Социально-культурное развитие — это развивающаяся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным поэтапным социально-значимым действиям, основанным на ее глубокой приобщенности к социальным ценностям, сформированности ее морального и делового облика, осознанном и ответственном поведении и деятельности. Структуру социально-культурного развития личности составляют мотивационно-волевой, процессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, которые также представляют собой особый тип развития, нацеленный на совершенствование деятельности и поведения личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1982.
  2. Жаркова А. А. Развитие личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». — 2011. — № 2.
  3. Ильина В. А. Развитие личности ребенка. / Издательство У-Фактория, 2006
  4. Харламов И. Ф. Педагогика. Издание 4-е, переработанное и дополненное. — М.: Гардарики — 2003. — 520 с.

Примеры социализации личности

Мы разобрались, почему так важна и как складывается социализация личности, примеры выше иллюстрируют процесс на разных этапах.

Для того чтобы лучше понять суть социализации, продолжу приводить значимости этого процесса на разных этапах жизни.

Знание социальных норм не всегда является гарантией их соблюдения. Преступник ворует, берёт чужое не потому, что ему не известно, что это не противоречит закону. Просто норма «нельзя присваивать себе чужое» не адаптировалась и не стала нормой поведения этого человека.

Социализация ребёнка начинается с первых дней жизни. Родители стараются привить малышу определённые навыки, учат его оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. У маленьких детей от рождения нет потребности чистить зубы, есть ложкой, убирать за собой и здороваться со взрослыми. Но постепенно такие действия входят привычку малыша, и он уже чувствует в них потребность.

Если представить уникальную ситуацию, что человек прожил жизнь в одном городе, работал в одном коллективе и жил в одной семье, то это совсем не значит, что он не столкнётся с социализацией. Общество постоянно меняется, и адаптация человека происходит постоянно. Однако, при постепенных, не резких преобразованиях и изменениях в обществе, социализация человека проходит медленно. В периоды глобальных и революционных изменений нормальный социальный ритм сбивается. В такие моменты люди с прочными «старыми» установками и негибкой психикой могут испытывать психологические проблемы, дискомфорт, растерянность.

Жизнь человека связана с его общественной позицией и местом, которое он занимает в обществе. Находясь в обществе, общаясь, люди ощущают себя более важными, нужными, легче проявляют свои эмоции и не страдают от одиночества.

Обратимся к литературе. На примере главного героя романа о потерпевшем кораблекрушение моряке, писатель Жуль Верн описывает человека, годами живущего в полной изоляции и одиночестве. Робинзон Крузо испытывает разные чувства: страх, радость от того, что спасся, свободу и тоску от недостатка общения. Чтобы не сойти с ума от одиночества на необитаемом острове, Робинзон Крузо разговаривает с животными, заполняет календарь, ведёт дневник. Но ничто не заменяет ему общения с людьми.


Робинзон Крузо

Доказано, что люди, живущие вне общества, часто испытывают чувство угнетённости и склонны к депрессии. Люди с выраженными качествами лидера хуже переносят изоляцию и жизнь вне общества.

Ярким примером социализации ребёнка является его нахождение в детском саду. Раньше родители просто «водили» ребёнка в детский сад. Потому что всем нужно было ходить на работу и потому что так было принято. Сегодня детский сад или другое дошкольное учреждение, где дети общаются в группах, оценивают, с точки зрения социализации детей.

В коллективе дошкольник знакомится с людьми, узнаёт о новых понятиях, играх, закономерностях, примеряет на себя определённые «роли», учится владеть своими эмоциями и корректно занимать место в группе. Многодетная семья и активное общение ребёнка в формате «со сверстниками во дворе» отчасти заменяют посещение дошкольных учреждений. Однако, при неполной семье, единственному ребёнку или детям из неблагополучных семей психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад.

При непрофессиональном подходе, незаинтересованности или халатном отношении педагогов детского сада к воспитательному процессу, может возникнуть десоциализация: дети плачут и не хотят идти в детский сад, у ребёнка портится характер, появляются вредные привычки. Здесь родителям нужно проявить внимательность и не пускать всё на самотёк. Детский сад — это лишь один вариант из множества мест, где дети учатся общаться со сверстниками и получают необходимый социальный опыт. Известное выражение, что «среда формирует», в большой мере относится к выбору образовательного учреждения для ребёнка.

Бывает, что на социализацию и взрослых и детей на новом месте влияет незнание языка. Если ребёнок плохо понимает речь (язык), на котором разговаривают его сверстники, он испытывает проблемы в социализации, а в группе детей может стать изгоем. Как пример — дети мигрантов.

В качестве демонстрации упреждающей социализации приведу показательный пример. Часто подростки из экономически неблагополучных семей или районов стремятся стать не учёными или артистами, а торговцами наркотиками. Их обычно критикуют и обвиняют в отсутствии мотивации. Но социологи объясняют такой феномен тем, что у таких подростков фактически заблокирован доступ к артистической или научной среде. Поэтому молодые люди отвергают нормы этой группы и начинают процесс упреждающей социализации с более «восприимчивыми» сообществами — вовлекаются в процессы, рядом с которыми проходит их первичная социализация. Таким образом, трудные подростки прагматично корректируют те возможности, которые у них есть.

Как только человек понимает свою половую принадлежность, начинается гендерная социализация. Правильные ориентиры помогут девочке стать женщиной, а мальчику — мужчиной. Простой пример — девочки носят платья и играют в куклы, в то время как мальчиков интересуют машинки и прочие «брутальные» игрушки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]