Свобода личности: как понять, что вы свободная личность?

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек свободен в выборе цели и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий. Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий. Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше. Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от комплексов неполноценности. Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.

Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения. Контролировать собственные эмоции непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными. Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

СВОБОДА — ВЕДУЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Деятельностное отношение вырывает человека из подчинения си­лам природы и противопоставляет его законам природного мира. Вот по­чему мы можем говорить о человеческой свободе. Что же значит быть свободным? Какая свобода возможна для человека? Для этого следует дать ей определение. В целом свобода — это способность самому быть причиной собственных действий.

Давайте расшифруем это определение и выделим тем самым при­знаки, которые позволяют установить, какое действие является свободным, а какое — нет. Как это сделать? У мыслителей, рассуждавших на темы свобо­ды, она всегда противопоставлялась необходимости. Сравнение свободы и необходимости будет нашим главным методом. Под необходимостью можно понимать совокупность условий, обстоятельств, препятствий, заставляющих, принуждающих человека поступать определенным об­разом, а именно вопреки его воле.

1. Тогда первым признаком проявления свободы будет действие, преодолевающее препятствие и достигающее поставленной цели. Ведь если бы человек не достигал цели, значит ему нечто мешало и тем самым заставляло поступить вопреки собственной воле или поставленной задаче.

2. Но свобода — это не просто способность достичь цели. Камень, пущенный меткой рукой, тоже обладает таким свойством. Но он не являет­ся причиной ее осуществления. Поэтому для понимания специфики сво­бодного действия следует определить его причины. Иначе говоря, кто ста­вит цель? Свобода — это независимость от законов природы или воли дру­гих людей. Поступать согласно законам природы значило бы поступать согласно необходимости или принуждению. Поступать свободно значит, самому быть причиной поставленных целей. Это второй признак свобод­ного действия.

3. Но ведь сам человек — тоже не простое существо. На его волю к действию могут влиять чувства или разум. Свободное действие — это дей­ствие, причиной которого является собственный разум или цель, постав­ленная разумом. Поступок под давлением чувств, страстей или влечений является принуждением. Поэтому мы называем его произволом, прихо­тью, капризом. Это третий признак свободного действия.

Почему действие под давление чувств мы считаем несвободным? Когда человек действует под влиянием страстей, эмоций, тогда им управ­ляет внешний мир. а не он сам собою. Правда происходит это не прямо, а опосредованно, через те или иные предметы, воздействующие на чувства. Ведь чувства не могут сказать соблазнам окружающего мира «нет». Это может сделать только разум. Поэтому можно говорить о том, что конфликт свободы и необходи­мости в человеке проявляется в борьбе чувств и разума за то, кто из них станет причиной поступка. Но это не значит, что свобода состоит в подав­лении разумом чувств. Ведь иначе она не была бы желательной для чело­века. Это значит, что разум должен руководить желаниями и направлять их. Поэтому законы разума — это законы свободы и наоборот, законы сво­боды — это законы разума.

4. Еще одним важнейшим признаком свободного действия является ответственность. Свобода предполагает ответственность. Более того, ответственность наступает не после свободного действия, а является его составной частью. Как это понять? Свободное действие предполагает по­становку цели. В чем ее особенность? В том, чтобы ставить цель себе по силам и учитывать обстоятельства ее осуществления. Если их не учесть,

_ они могут помешать достижению результата и тем самым выступить вы­ражением необходимости. Что же входит в эти обстоятельства? В первую очередь, учет последствий осуществления поставленной цели. Ведь если я чего-то добьюсь, а последствия действий не понравятся мне, значит, на самом деле цель не достигнута. Таким образом, ответственность состоит в осознании и принятии последствий тех или иных действий.

Заключается она, прежде всего, в ответственности перед самим собой за принятое решение. Так, если поставил задачу, то добейся, а если ставишь, то не жалей о содеянном. Но в таком виде свобода не обязательно связана с действиями вопреки обществу. Ведь если мои действия могут препятствовать интересам других людей, то окружающие могут ограни­чить и мою свободу. Поэтому благодаря принципу ответственности сво­бода и жизнь в обществе могут не только не противоречить, но даже и согласовываться друг с другом.

5. Следующий признак свободы состоит в возможности выбирать между различными вариантами действий. Собственно говоря, только по наличию выбора можно определить: я принимаю решение или, так ска­зать, за меня принимают решение обстоятельства. Нет различных альтер­натив — нет свободы. Выбор тоже должен иметь равноправие возможнос­тей: выбор между богатством — здоровьем и бедностью — болезнью не явля­ется подлинным выбором. В каждой из альтернатив, встающей перед че­ловеком, должна быть как отрицательная, так и положительная сторона.

6. Но очень часто ситуация выбора предполагает наличие внешних обстоятельств, предзаданных мне, а не созданных мной. Например, когда я выбираю из того, что создали другие люди до меня и предоставили мне. Пришел в магазин, там десять пальто и ни одно мне не нравится. Значит, несмотря на кажущийся выбор, налицо необходимость выбирать из того, что дано заранее. Поэтому решающим критерием свободы должен быть акт творчества. Творчество — это способность самому создать новую, еще не существовавшую альтернативу. Только творчество показывает мою независимость от внешних условий.

Вот так мы очертили признаки свободного действия. Когда такая свобода становится важным фактором человеческого бытия? Тот, кто по каждому поводу стремится все делать по-своему, стирает грань между свободой и капризом. Поэтому потребность проявлять свою свободу, а значит быть действительно свободным, может возникать только тогда, ког­да человека не удовлетворяют существующие обстоятельства, когда вы­бор, который он должен сделать, является определяющим в его жизни.

Теперь мы видим, что свобода очень тесно связана со спецификой человеческого существования, т.е. с деятельностью. Можно даже сказать, что человек обречен на свободу. Но отношение к ней индивида и обще­ства может быть разным. Открытие самого свойства свободы тоже явля­лось итогом долгого пути человеческого самопознания. Кроме того, от­крытие такого свойства еще не означает положительного отношения к нему. Человек может стараться убежать от свободы, забыть о ней, стремиться подавить ее. Такое отношение еще называют «бегством от свободы». В традиционных обществах с их боязнью новизны, изменений и отношение к свободе было подозрительным. А в тоталитарных режимах 20 в. она пря­мо подавлялась как проявление инакомыслия.

Поэтому возможность и необходимость быть свободным зависит от того, насколько само общество нуждается в свободном человеке. Новое восприятие свободы возникает в обществах, ориентированных на актив­ное преобразовательное отношение к миру. Это эпоха формирования и расцвета индустриальных обществ. Это современная нам эпоха. Теперь от человека требуется проявлять самостоятельность, развивать способность самому принимать решения. И как только свобода признается обществом, она становится правом, т.е. совокупностью юридических норм. Эти нор­мы определяют, в чем может выражаться свобода в обществе, какие виды свобод может реализовывать человек. Они закрепляются в Конституциях современных государств, а их соблюдение гарантируется силой государ­ства.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед. Занимаюсь ли я любимым делом, хобби так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой. Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей. Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с книг по саморазвитию, можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни достигли успеха. Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться. Управляю ли я своими эмоциями, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]