Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву — Личность

Автор — А.Н. Леонтьев. Книга «Деятельность, сознание, личность». Глава Формирование личности.

Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром.

Изначально прямые биологические связи ребенок – мать очень скоро опосредствуются предметами: мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой.

Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми: мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, подносит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами – через человека.

Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности – в своем функциональном значении (чашка – из чего пьют, стул – на чем сидят, часы – то, что носят на руке, и т.д.), а люди – как «повелители» этих вещей, от которых зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком.

В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга.

В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз преимущественно развития предметной (практической и познавательной) деятельности – фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате и возникают те иерархические связи мотивов, которые образуют «узлы» личности.

Завязывание этих узлов представляет собой процесс скрытый и на разных этапах развития выражающийся по-разному.

Выше я описывал одно из явлений, характеризующих механизм этого процесса на стадии, когда включение предметного действия ребенка в его отношение к отсутствующему в данный момент взрослому хотя и меняет смысл достигнутого результата, но само действие еще полностью остается «полевым».

Как же происходят дальнейшие изменения? Факты, полученные в исследовании дошкольников разного возраста, показывают, что изменения эти подчиняются определенным правилам.

Одно из них состоит в том, что в ситуации разнонаправленной мотивации раньше возникает подчинение действия требованию человека, позже – объективным межпредметным связям.

Другое открывшееся в опытах правило тоже выглядит несколько парадоксально: оказывается, что в условиях двояко мотивированной деятельности предметно-вещественный мотив способен выполнить функцию подчиняющего себе другой раньше, когда он дан ребенку в форме только представления, мысленно, и лишь позже – оставаясь в актуальном поле восприятия.

Хотя правила эти выражают генетическую последовательность, они имеют и общее значение. Дело в том, что при обострении ситуаций описанного типа возникает явление смещения (decalage), в результате которого обнажаются эти более простые управляющие отношения; известно, например, что подняться в атаку легче по прямому приказу командира, чем по самокоманде.

Что же касается формы, в какой выступают мотивы, то в сложных обстоятельствах волевой деятельности очень ясно обнаруживается, что только идеальный мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами.

Говоря фигурально, психологический механизм жизни-подвига можно искать в человеческом воображении.

Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет речь, может быть представлен как развитие воли, и это не случайно. Безвольное, импульсивное действие есть действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношению к личности (ведь нельзя потерять то, чего не имеешь).

Поэтому авторы, которые считают волю важнейшей чертой личности, с эмпирической точки зрения правы. Воля, однако, не является ни началом, ни даже «стержнем» личности, это лишь одно из ее выражений.

Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значений.

Но далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения: раздвигаются границы познаваемого, представляемого им мира.

Истинное «поле», которое определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее – существующее объективно или иногда только иллюзорно.

Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль в формировании мотивов.

На известном уровне развития мотивы сначала выступают как только «знаемые», как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий.

Для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является определяющим для него; поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности и не может сводиться к обучению, к сообщению знаний.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами.

Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они –то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Личность

С самого начала Леонтьев привносит в эти работы фундаментальный отход от взглядов большинства своих современных психологов.

«В обычном, мирском понимании, — пишет А.Н. Леонтьев в своих Методических тетрадях, — это то, что управляет индивидуальными процессами деятельности, поведения. Это «мастер» процессов. Леонтьев считает, что это обычный способ мышления. Вообще-то, нет: Личность не является особым качеством или взаимосвязью психических процессов, она имеет иную природу: «Проблема личности — это проблема единства, взаимосвязь индивидуальной деятельности».

Разница между этими формулировками очень существенна. Взаимосвязь психических процессов — это то, что относится к психической реальности. Таким образом, мы относим личность к общей категории психики; личность оказывается одной из структур психики. А.Н. Леонтьев, с другой стороны, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики на уровень отношений с миром; как он впоследствии выразился, «проблема личности формирует новое психологическое измерение: новое, отличное от измерения, в котором происходит изучение того или иного ментального процесса». Эта позиция, идущая от Выготского, принципиально отличает подход А.Н. Леонтьева от взглядов А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно идеям А.Н. Леонтьева, личность — это особая реальность, заслуживающая особого внимания: «Личность — это не простое биологическое существо, это высшая сущность, историческая (социальная) природа». Это единство, идентичность, изначально не дано. Человек рождается не как личность. Личность человека возникает в процессе развития его жизни».

Таким образом, Леонтьев определяет личность как контекст, иерархию деятельности, а не психические процессы. «Человек становится личностью …. в ходе его биографии. В этом смысле личность — это «тромб» биографии». Иными словами, личность не является ни биологической, ни социальной, ни условиями, ни факторами, а является биографией, жизненным опытом! Личность — результат «кристаллизации» биографии. Это первая диссертация А.Н. Леонтьева.

Второй тезис: личность развивается, то есть существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют никакого отношения к развитию психических процессов. Третий тезис: личность имеет структуру. В самом начале вводится разграничение между человеком и личностью. Если человек является разновидностью биологического образования, единицей естественных органов и их функций, то личность является небиологической сущностью. Она возникает постепенно и обретает форму в течение жизни, так что возникает структура личности и в то же время личность, независимая от личности.

Действительно, та же самая общая идея, хотя и в несколько иных выражениях, перекликается в Деятельности более чем на три десятилетия позже. Сознание. Личность». Леонтьев начинает свой анализ личности с важного тезиса о том, что личность — это не все в человеке. Есть что-то, что не имеет ничего общего с личностью, и есть что-то, что делает, но это не известно заранее. «Одни и те же характеристики человека могут иметь разные отношения с его личностью». Наша задача, — пишет А.Н. Леонтьев, — требует от нас понимания личности как психологической реформации, которая формируется в жизненных отношениях индивида». Все остальное — как природное, так и социальное — является необходимым условием развития личности, из которого невозможно вывести само развитие.

Личность впервые возникает, когда человек входит в историю, и он становится человеком только как субъект социальных отношений. «Личность человека ни в коей мере не существует по отношению к его деятельности, поскольку его сознание, оно порождено им».

Позиция А.Н. Леонтьева в отношении личности как «внутреннего момента» деятельности вызвала много критики, в которой его обвиняли в том, что он якобы сводил личность к деятельности, тем самым лишая ее специфичности. Однако Леонтьев никогда не говорил, что личность — это просто момент деятельности. Смысл этого тезиса состоит в том, что деятельность имеет «объектно-субъектную» структуру, она не может происходить без субъекта, который является личностью. Деятельность складывается из мотивов, а мотивы связаны с личностью, но не с личностью.

Формирование личности

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом. Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Опыт

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Конечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий: «социальные планы» или «объективное предбытие».

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума, так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

В то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим, эмоционально насыщенным.

Развитие личности. Личность и биография

Человек — это сочетание естественных органов и их функций, возникающее в результате дифференциации и в то же время интеграции живых контуров. Именно связь естественных потребностей определяет естественную иерархию деятельности. Личность, с другой стороны, является «связующим звеном и иерархии деятельности, не биологической, а исторической». Она определяется процессом дифференциации деятельности и ее переподчинения, возникает новая иерархия, новые, вторичные, высшие связи.

В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. По его мнению, помимо естественных функций, существуют и более высокие функции человека. Они появляются в жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства во внутриличностное (в этом суть процесса интернационализации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с другими людьми.

Ниже приведен раздел «Филогенез личности. «Первоначальная личность…», — пишет Леонтьев, «еще не является индивидуальной личностью». Люди первобытного кланового общества… еще не… «отделенный от пуповины первобытного общества». Они образуют некое единое целое. Исторически сложилось так, что личность развивается как отделение и автономизация индивидуумов от первичной тотальной личности. Первоначально сообщество, социальная группа — это единая личность, затем из нее постепенно выкристаллизуется автономная личность.

Следующий основной тезис характеризует направление развития личности: от «действия для удовлетворения своих естественных потребностей и призывает» к «удовлетворению своих потребностей, чтобы действовать, чтобы выполнить свою жизненную задачу, чтобы выполнить свои жизненно важные человеческие цели». Причинно-следственная структура перевернута: сначала действия ради нужд, затем нужды ради действий.

Теория личности активно развивалась А. Н. Леонтьевым.

Основные положения этой теории можно резюмировать следующим образом.

По мнению исследователя, личность — это не просто человек с определенным жизненным опытом, а человек, развитие которого связано с формированием мотивационной сферы. Человек может быть признан личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями общества. Качество и масштаб ценностей, которые человек усваивает и принимает, определяют качество и масштаб его личностных характеристик.

А. Леонтьев определил этапы развития личности, которые, как правило, отражены в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

Леонтьев А. Н. — основатель теории деятельности

Алексей Николаевич Леонтьев — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования.

Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

Биографический очерк

Родился в семье мещан. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 648 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет.

По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены.

Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти.

Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти» издана около 1931 года.С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.1933—1938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. Коуровка, Свердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» происходит в дошкольном возрасте и знаменует собой формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение бессознательных мотивов и побуждений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Можно определить временные рамки «рождения первого ребенка»: Она начинается примерно в 3 года и продолжается до младшего школьного возраста. Таким образом, это не одновременный, а длительный процесс.

Основным критерием существования этого этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социальной структуры в качестве основных мотивов поведения. Внешним проявлением такого принятия является, например, способность ребенка «не брать» желанный предмет просто потому, что взрослый, который его воспитывает, запретил это. Важно, чтобы эта способность вступала в игру даже тогда, когда ребенок находится наедине с объектом, о котором идет речь, — ребенок должен понимать, что объект не должен быть взят ни при каких обстоятельствах. Когда ребенок способен таким образом подчинить желания распоряжениям взрослого, можно сказать, что социальная норма, действовавшая как внешний регулятор деятельности ребенка (т.е. родителю приходилось повторять его требования), превратилась во внутреннюю форму регулирования.

Отдельно необходимо описать «эффект горьких конфет», выявленный в ходе одного из экспериментов Леонтьева. В этом расследовании участвовал ребенок дошкольного возраста. Суть эксперимента была суммирована следующим образом. Ребенку было дано задание забрать предмет со стола, не выходя из комнаты, при этом стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз ребенок получал конфетку за успешное выполнение задания. За это время, в то время как взрослый контролировал процесс, ребенок выполнял задание по мере необходимости — не вставая. В середине эксперимента взрослого якобы попросили ненадолго покинуть комнату, и он вышел (на самом деле, он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок остался один, чтобы забрать предмет, он просто встал со своего места, подошел к предмету и взял его. Взрослый, который вернулся в комнату и нашел предмет в руках ребенка, предложил ему кусочек конфеты для правильного выполнения задания. Но ребенок сначала отказался от награды, а когда взрослый настаивал, то плакал тихо.

А. Н. Леонтьев предложил следующее объяснение явления. Каждое действие ребенка объективно вписывается в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок — взрослый», другим — «ребенок — субъект». А поскольку любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано только в форме деятельности этого субъекта, движимого определенным мотивом, А.Н. Леонтьев отмечает, что действие ребенка по-разному коррелировало с двумя значимыми мотивами: желанием забрать объект (поскольку за него ожидается награда), но получить его социально-утвержденным способом сложно (а ребенок в этом возрасте старается оправдать ожидания взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил вознаграждение за «правильное» решение задания, ребенок испытал мотивный конфликт, сделав конфету «горькой» для него в личном смысле.

Этот эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс со-подчинения мотивов, и социально значимые мотивы, отражающие соблюдение социальной нормы, представляются наиболее важными.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Можно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов. Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию. Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Этапы формирование личностистатья на тему

Этапы формирование личности

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» более широкое, чем понятие «человек». Младенец или человек, с нарушенной психикой, который не в состоянии себя обслуживать и тем более выполнять какую-либо социальную роль, не является личностью. Социальная роль – это образец нормального поведения, ожидаемый от каждого, имеющего данное положение. Ожидания (права и обязанности) не зависят от поведения конкретного индивида и его сознания, их субъектом является общество, а не индивид. Социальная роль связана не только с обязанностями и правами, но и с определенными видами социальной деятельности, именно поэтому она подвержена общественной оценке: социальные роли общество может как одобрять, так и не одобрять (например оно может порицать такую социальную роль, как преступник). Общественной оценке подлежит определенный вид социальной деятельности, а не конкретная личность. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей: мужчина может быть бизнесменом, мужем, отцом и быть спортсменом.

Личность характеризуется большим числом параметров, главным из которых является система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к людям и обществу, к себе, к материальным условиям, к общественным обстоятельствам, к собственным, к трудовым обязанностям. Такие системы отношений характеризуют нравственный образ личности и ее установки.

Отношения различаются по их направленности, а также по уровню осознанности. Глубокоосознанные и малоосознанные отношения различаются их глубиной. Первые определяются внутренними убеждениями, обязанностями и чувством долга. Вторые (мимолетное чувство антипатии или симпатии) бывают поверхностными. Очень важная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности: темперамент, характер, совокупность мотивов деятельности и преобладающих чувств, особенности психических процессов, сформировавшиеся способности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности — нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.

Индивидуальность — главная особенность личности, выделяющая ее среди других. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется незаметно, других очень наглядно. Индивидуальность наиболее полно и всесторонне характеризует личность, проявляясь в эмоциональной или волевой сфере, в интеллектуальной сфере.

«Личность рождается дважды» — так отразил путь формирования личности известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо более двух ступеней, названных этапами, но две вехи являются ключевыми:

1.Управление своими побуждениями

Первое побуждение личности начинается, когда ребенок учится подчинять биологические потребности сознательному управлению. Младенец плачет, когда хочет есть, потому что его побуждает чувство голода. Биологическая потребность действует как толчок к дальнейшему изменению поведения малыша в первый год жизни. Со временем у ребенка формируется умение регулировать свои биологические потребности в соответствии с социальными нормами. Это происходит благодаря близким людям, если младенца разлучить с людьми, то физиологические потребности в соответствии с социальными нормами наступить не могут.

Моментально достичь первую ступеньку личностного развития невозможно. Сознание младенца формируется небольшими частями, которые потом объединяются в общее понимание, что можно, а что нельзя. Ребенок испытывает комфорт, когда находится в тепле, сыт и сух, но главное это когда ребенок находится в объятьях матери и в окружении близких ему людей.

В первый год жизни ребенка идет подготовка к тому, чтобы он включился в процесс познания самого себя и начала формироваться личность. К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание «Я». Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы, у ребенка формируется самооценка и для него важно соответствовать требованиям взрослых.

В завершении дошкольного возраста ребенок уже сознательно управляет своим поведением, понимает как нужно поступать, а если вдруг его поступок оказался не правильным, он очень переживает. Эта стадия символизирует рождение личности.

2.Самостоятельность и соподчинение мотивов

Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью, он должен самостоятельно управлять своей жизнью, самостоятельно принимать решения и выбирать, что в личной жизни важнее. В подростковом возрасте наступает стадия ответственности и появляются новые возможности. Второе рождение личности носит более индивидуальный характер, чем предыдущее. Одни подростки в десять лет уже самостоятельны и могут посоветовать и помочь, а другие до восемнадцати лет не хотят брать на себя ответственность за совершенные поступки и ведут себя как дети. На этапе взросления социум ставит жесткие требования несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования. Подросток сам выбирает, как он будет относиться к учебе и какие взаимоотношения у него будут со сверстниками, а также, чем заниматься в свободное от учебы время. По окончанию школы необходим выбор профессии и выбор учебного заведения, так образуется внутренняя позиция, способствующая личностному развитию.

Своевременное проявление самостоятельности и осознание того, что важнее, а от чего необходимо отказаться, быстрее и качественнее преодолеет стадию второго взросления (кризис подросткового возраста). Но самое главное – благополучно пройденная вторая веха способствует благоприятным условиям для дальнейшего формирования зрелой личности.

Этап становления зрелой личности

Некоторые психологические подходы дошкольного и школьного периода развития личности называют эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с окончанием школы, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжают совершенствоваться в юношестве и молодости.

Так, личность переходит к новому этапу, где помимо индивидуальности, ответственности за самого себя и самостоятельности возникает необходимость осваивать новые роли профессионализма, уметь принимать решения, быть семейным человеком и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей и заботу о других. Взрослый период жизни человека представляет собой этап совершенствования и формирования зрелой личности. Он может завершиться более углубленным развитием личностных качеств. К примеру, гармоничная зрелая личность продолжая работать над собой, пытается помочь окружающим, перейдя на стадию благотворительности и альтруизма, на пути их личностного развития.

Не каждая личность достигает зрелости, остановившись на достижениях подросткового возраста, частично развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Общество и природа дают возможность родиться каждому личностью дважды: в возрасте, когда многое зависит от окружающих. Став взрослым, человек сам выбирает, по какому пути он пойдет дальше.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Одни ученые считают, что личность развивается и формируется в соответствии с врожденными способностями и качествами, а другие считают, что личность формируется в ходе социального опыта. Многие психологические теории личности едины: утверждается, что личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Личностные свойства и качества человека приобретаются не генетическим путем, а в следствии научения, т.е. развиваются и формируются.

Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внутренних и внешних факторов. Внутренние детерминанты включают физические, биологические и генетические факторы, а к внешним относятся индивид, принадлежащий к социально-экономическому классу, к определенной культуре.

Русский ученый И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности решил связать темперамент с особенностями организма человека. Темперамент — есть проявление типа нервной системы в поведении и деятельности человека. Соотношение темперамента и типа нервной системы по И.П. Павлову: сангвинический темперамент — уравновешенный, сильный, подвижный тип; флегматический тип — уравновешенный, сильный, инертный тип; меланхолический тип — слабый тип; холерический темперамент — неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, но сильный.

Слабый тип темперамента нельзя считать каким-то неполноценным типом, несмотря на слабые нервные процессы он может добиться большого успеха в определенных видах деятельности, таких как творческая деятельность и т.д. Слабая нервная система — это сверхчувствительная нервная система. Тип нервной системы – это врожденное, природное свойство нервной системы, которое изменяется под влиянием условий жизни и деятельности, он придает своеобразие поведению человека. Тип нервной системы оставляет отпечаток на весь облик человека и определяет подвижность его психических убеждений, процессов, но не на моральные устои, не на поступки и поведение человека.

Рассуждая о своем темпераменте и о темпераменте других, нужно учитывать несколько главных обстоятельств:

1. У большинства современной молодежи при изучении их темперамента выявлено, что чистый тип темперамента встречается крайне редко (25%-30%). Почти у каждого человека сочетаются черты разных типов, но при этом преобладает какой-то один вид темперамента. А есть люди (25%) которых нельзя отнести к какому-то из типов темперамента из-за того, что у них перемешены различные типы темперамента.

2. Нельзя смешивать черты характера и свойства темперамента. Характер не влияет на вид темперамента, например: добрый, заботливый и честный человек может относиться к любому из видов темперамента, в зависимости от его взглядов на жизнь, от его отношения к жизни и к людям. Один и тот же человек может обладать и проявлять в общении и работе с людьми разные типы темперамента.

Формирование личности – проблема очень значима, важна и интересует многих исследователей. Цель данной работы проанализировать влияние некоторых биологических факторов на развитие личностных качеств человека. В ходе проведенного анализа можно сказать, что личность есть нечто уникальное, связанное с наследственными особенностями и неповторимым условием микросреды, в которой она развивается. У каждого младенца есть голосовой аппарат и мозг, но научиться разговаривать и мыслить он может только в обществе. Непрерывное единство социальных и биологических качеств дает понять, что человек существо социальное и биологическое. Существо, имеющее мозг, но не находящееся в обществе, никогда не станет личностью, даже если ребенок будет со структурными особенностями мозга, но окажется вне общества, то его личностное развитие прекратится. Психическое развитие ребенка как личности возможно только, когда он находится в окружении других людей при пассивном и активном обучении поведенческим навыкам.

Возрастные закономерности развития личности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делятся жизненный путь человека:

1. детство;

2. отрочество;

3. юность;

4. зрелый возраст;

5. пожилой возраст;

6. старость.

Именно с биологическими изменениями связана смена возрастов, изменения действующие вызывающе и непреклонно в организме человека отражаются на психических особенностях человека. Возрастные этапы формирования личности относятся к числу наиболее сложных и не имеющих однозначного решения проблем в психологии и физиологии. Трудности связаны с отсутствием общепринятого критерия, который бы одинаково приняли представители разных наук.

Задачи разумного подхода к процессу формирования личности молодых людей определяет педагогика и выявляет то, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Разрабатывая методику воспитательной работы педагогика предлагает свои способы и приемы осуществления поставленной цели, рассказывает как сформировать доброту, правдивость, принципиальность и остальные важные личностные качества.

На пути становления личность преодолевает две основные вехи, которые являются ключевыми:

I: Управление своими побуждениями;

II: Соподчинение мотивов и самостоятельность. Важна благополучно пройденная вторая веха, она создает благоприятные условия для дальнейшего формирования зрелой личности. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]