С самого рождения человек попадает в социум – определенный круг людей, со схожими привычками, нормами жизни, понятиями, целями и т.д. С малых лет он проходит разные этапы социализации, которые зависят от его развития, мировоззрения, отношения к окружению. Иногда бывает так, что ребенок или взрослый пропускает какой-то этап, потому случаются ситуации, в которых люди могут говорить о недостатке воспитания или замкнутости характера. Экстровертность или интровертность не зависит от знания социальных норм и применения их в жизни.
Социализация по определению – длительный процесс, состоящий из нескольких этапов
Стадии социализации
Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.
- Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется – ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
- Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.
Важно! Главные учителя – это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.
Причины девиации в концепциях Ч.Ломброзо, Х.Шелдона, З.Фрейда.
Причина девиантного поведения может быть заключена в особенностях строения человеческого тела. Наиболее известные сторонники этих идей – Ч.Ломброзо и У. Шелдон. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что склонность к криминальному поведению можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.У. Шелдон считал, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследования поведения двухсот юношей, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.
Психологический подход причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых индивидом в детстве. Наиболее известна психоаналитическая теория З. Фрейда. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.
Агенты социализации
Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:
- Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
- Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
- Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.
Какие факторы социализации человека известны?
Факторы социализации
Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека. Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно.
- Макрофакторы
Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются.
Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы.
- Мезофакторы
В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации.
Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития.
Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества.
Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество.
- Микрофакторы
К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе.
Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации.
Фазы социализации личности
Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:
- Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
- Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
- Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.
Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.
Ресоциализация
В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату.
Ресоциализация –это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.
При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т.п. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности.
Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения.
В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса – это облегчает формирование коллектива
Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности.
В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю.
Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества.
Проблемы социализации личности
Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее передаче от поколения к поколению. Это залог стабильности и устойчивости общества, духовного единства поколений. Проблемы социальных ценностей тем самым выступают как проблемы согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества.
Изменения стартовых возможностей молодежи предопределили особенности социального развития молодого поколения в условиях формирования рыночных отношений. Интегративная характеристика социального положения молодежи в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности социализации молодого поколения современного общества. Среди них:
Проблемы социализации современной молодежи
Проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно:
- разрыв в системе образования и воспитания;
- деформация принципа преемственности поколений;
- усиливающиеся тенденции воспроизводства больного поколения в результате угрожающего состояния здоровья молодежи;
- целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.
Со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают социальные институты. Так, в 90-е гг. происходит трансформация семьи, приводящая к снижению уровня реализации ее социализационной функции.
Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся в снижении ее роли в обеспечении интеграции молодежи в общество, а также в воспитании подрастающего поколения. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуется на рынке труда.
Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.
Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний.
Социальная аномия: Понятия и причины.
Аномия
– такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно, состояние беззакония. Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм.
Аномия
– отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм).
9 стр., 4337 слов
Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек …
… в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказывать неизменность человеческой природы. Историки, … синтез природного и общественного станет характерной чертой наступающего века. Основная часть Общество и окружающая природная среда – это совокупность природных условий, среды обитания …
Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни. Причина аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Дюркгейм полагал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. Общество без преступности немыслимо. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения.
67. Социальный конфликт: понятие и виды.
Социальный конфликт
— конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.
В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам — конфликтология. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе
В зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты подразделяются на:
Личностный конфликт
, т.е. конфликт, происходящий внутри личности на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт
, т.е. разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
Межгрупповой конфликт
, т.е. противостояние нескольких групп.
По содержанию проблем, вызвавших противонаправленные действия, выделяют производственные, семейно-бытовые, трудовые, экономические, политические, экологические, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые и другие конфликты.
По своим функциям конфликты обычно делятся на:
Разрушающие
(дезинтегративные) – такие конфликты дестабилизируют социальные системы. Внутренний конфликт разрушает групповое общество; забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности; супружеские конфликты мешают объединению супругов; и, наконец, атомный конфликт грозит уничтожению всего человечества.
Созидающие конфликты
– могут усилить групповое взаимодействие. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидера, использование новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряжения.
14 стр., 6551 слов
Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы
… сглаживать углы назревающих конфликтов. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социально-психологический феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, … между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. 1.1. Особенности межличностного конфликта В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, …
Примеры похожих учебных работ
Роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении
… на следующих положениях: Девиантное или отклоняющееся поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной …
Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества
… поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы …
Влияние дефектов социализации на конфликтное поведение подростка
… Зигмунда Фрейда, основными в социализации личности являются стадии психосексуального развития, при котором происходит и «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. По мнению неофрейдистов, например …
Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества
… установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид …
Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности.
… гендерных особенностей социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности. Изучением социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии занимались ряд представителей научного общества: С. Московичи, Дж. Брунер, …
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Где производится первичная и вторичная социализация человека?
Формы социализации
Существует такое понятие, как первичная и вторичная социализация человека.
- Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
- Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.
Виды социализации
Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.
Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.
Первичная социализация
Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.
Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.
Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.
В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.
Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.
Вторичная или повторная социализация
Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.
Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.
Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.
Перманентная социализация
Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.
Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.
Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.
Социальная девиация: понятие, виды.
Социальная девиация
— социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.
Существует множество видов социальной девиации.
Культурная и психологическая девиация
( По характеру отклонений )
Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами.
Индивидуальная и групповая девиация
(По типу субъекта)
Таким образом, существует два чистых типа девиантов:
1) индивидуальные девианты
отрицают нормы, которые их окружают. Например, Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию.
2) групповые девианты
являются конформистами в рамках девиантных групп. Например, Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию.
Первичная и вторичная девиация
.(По степени значительности)
Первичная девиация
— это тип поведения, которое в целом соответствует культурным нормам, это незначительное, терпимое, допустимое отклонение.
14 стр., 6869 слов
Роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении
… успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению. С. де Гразия вводит различение «простой» и «острой» … выделяет три компонента девиации [25, c. 121]: 1) человек, которому свойственно определенное поведение; 2) норма (ожидание), которое является критерием оценки девиантного поведения 3) некий другой человек, …
Вторичная девиация
– процесс, в ходе которого после акта
первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает
девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той
группы, к которой его причислили.
Позитивная и негативная девиация.(
По негативности)
Позитивная девиация
– отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная
.
Негативная девиация
– поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.
Функции социализации
Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.
Социализирующие институты выполняют следующие функции:
- Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
- Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
- Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
- Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
- Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.
В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.
Социализация людей с инвалидностью: особенности
Социализация ребенка инвалида
Социализация человека с инвалидностью является сложным процессом, при котором ему приходится осваивать принятые нормы поведения и стереотипы. Сложность заключается именно в положении человека, потому что инвалидом является человек, имеющий определенные отклонения в физическом или психологическом плане. Соответственно, ему требуется особый уход. Кроме того, ему требуется поддержка от государства и общества в целом.
Кроме всего прочего, социализация предполагает получение определенных навыков и знаний, а также ценностей, которые инвалидам достаточно сложно усваивать. Так, у инвалидов одной из форм социализации является постоянное обучение. С его помощью инвалид может участвовать в таких процессах как:
- Компенсация психологических дефектов. К примеру, человек имеет какие-то проблемы с психикой, которые заставляют его в некотором плане отличаться от остальных
- Формирование положительных установок
- Развитие других способностей, которые были утрачены, к примеру, человек потерял способность ходить из-за аварии. Тогда надо ему помочь научиться ходить заново, если это возможно
Обучение всегда касается освоения поведения и окружающей обстановки. Нередко, когда к инвалидам относятся не так, как к другим, то им становится не очень комфортно. В таком случае требуется помощь психолога, и обучение человека таким образом, чтобы он мог взаимодействовать с другими и не было заметно, что он не такой. Кроме того, инвалидам важна адаптация и участие в общественной или социальной деятельности.
Конечно, социализация человека-инвалида имеет определенные особенности. В данном случае все зависит от самой патологии, к примеру, отставания в развитии или утраты каких-то функций. Кроме того, важен пол и возраст, а также начальное положение в обществе, семья, государство. Есть такие люди, которых просто не замечают и никому не важна их социализация. Им намного сложнее, потому что они кроме своей особенности изолированы от общества.
К примеру, инвалидам, имеющим умственную отсталость, можно достичь самостоятельности, но для этого надо постоянно работать и заучивать каждое действие. Сегодня даже есть специальные тренинги.
Инвалиды в возрасте 16-25 лет, кроме того, что они имеют ограничения жизнедеятельности, могут испытывать сложности в общении со сверстниками. Это усугубляет ситуацию. Однако в некоторых случаях инвалидность является главным препятствием и даже не для самого человека, а для окружающих. Это может привести к тому, что человек закроется или начнет вести себя асоциально. Так что программы обучения должны обязательно учесть все ограничения инвалида.
Особенности перманентной социализации
Первичная социализация и вторичная — что это такое
Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.
Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.
Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.
Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.
Социализация пожилых людей: особенности
Социализация пожилых
Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.
Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.
Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения. Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу. Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.
Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.
Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга.
При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.
Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами.
Факторы, влияющие на социализацию личности
Политическая социализация — что это такое, как может быть определена
Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:
- семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
- воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
- труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
- коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.
Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.
Факторы, влияющие на социализацию личности
Как фобии мешают социализации человека?
Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции.
Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения. Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается.
Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан. Кроме того, важно не бояться приходить на встречи и не избегать общения по телефону. Возможно, поначалу будет очень сложно, но важно не отказываться и стараться с этим бороться. Когда люди долгое время ни с кем не общаются, то у них не просто теряются навыки общения, но и меняется дикция. Людям сложно грамотно выстраивать речь. Чтобы это не было проблемой, требуется постоянное общение.
Досрочная социализация
В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.
Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.
Стадии
В психологии принято выделять несколько ступеней развития социализации. В основе классификации лежит социально-экономический аспект.
Первый уровень – дотрудовой. В него входит усвоение базовых норм, моделей поведения. Процесс проходит под воздействием воспитательных факторов.
Второй уровень – трудовой. У индивида раскрываются все способности, он проходит профессиональную ориентацию. Происходит формирование социальной роли и статуса.
Третий уровень – послетрудовой. Начинается после выхода на пенсию. В это время происходит закрепление новых навыков существования, старая система представлений устаревает. Человек вынужден искать новые способы самовыражения. Различия между стадиями позволяет выявить степень социализации человека.
Семейная социализация
В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:
- Состава и структуры семьи.
- Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
- Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.
Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.
Какой бывает социализация человека: формы
Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные.
- Ненаправленная. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной. При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги.
- Направленная. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе.
Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека.
Гендерная социализация
Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.
Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.
Стадии процесса
Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:
- адаптация;
- идентификация;
- интеграция;
- трудовая;
- послетрудовая.
В первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.
Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:
- младенчество;
- ранее детство;
- детство;
- младший школьный возраст;
- отрочество;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Первая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.
С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.
Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум
Watch this video on YouTube
На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.
Подростковый период
В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.
Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.
И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.
Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.
Видео
Дрель-шуруповерт DEKO DKCD20FU-Li-ion в кейсе + 63 аксессуара, 2х1.5 Ач, Сменный аккумулятор, 20 В, 42 Нм, 2 АКБ
3598 ₽ Подробнее
Семушка миндаль жареный, 150 г
279 ₽ Подробнее
Средства для укрепления ногтей для ногтей
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
- Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
- Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
- Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
- Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Как проходит социализация человека: этапы
Стадии социализации
Социализация человека не проходит сразу. Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный.
- Физиологический. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе.
- Индивидуализация. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее.
- Интеграция. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.
Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается.
Молодость и зрелость
Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.
Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.
Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.
Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.
Формы социализации
Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.
Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).
Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.
Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.
Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.
Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.
Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.
Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.
Старость
Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.
Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.
Источники
- https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
- https://forpsy.ru/works/uchebnoe/stadii-sotsializatsiya-lichnosti/
- https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html
- https://medru.su/polezno-znat/socializaciya-osnovnye-tipy-i-etapy.html
- https://srazu.pro/socializacia/individa.html
- https://www.syl.ru/article/345111/vidyi-sotsializatsii-ponyatie-faktoryi-i-etapyi-sotsializatsii-lichnosti
- https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsializatsiya-individa.html
[свернуть]Tweet Pin It
Типы социализации
Психолог и политолог Надежда Радина предлагает отдельно выделить возрастную социализацию, которая включает в себя культурные нормы и представления о возрастных нормативах развития человека. Например, существует ожидание, что ребенок должен заговорить к году, или ожидание протестного поведения в подростковом возрасте.
Существуют типы социализации, которые различаются по основе принадлежности к различным социальным группам и критериям включения в эти группы:
— Гендерная социализация предполагает соотнесение и самоотношение с определенным поведением, характерным для того или иного гендера человека.
— Этническая социализация, задачей которой является формирование этнической идентичности.
— Политическая социализация определяет особенности власти и подчинения и ориентацию в системе социальных иерархий, доминирования и послушания.
— Профессиональная социализация связана с обретением и освоением своей профессиональной роли.
Принадлежность к группе может носить предопределенный или приобретенный характер. Во втором случае принадлежность реализуется в участии в деятельности избранной группы, то есть может быть определена как «деятельностная» социализация Радина, 2005.
Роль социализации в становлении личности человека в современном обществе
Современной педагогической наукой социализация
толкуется по-разному, но в принципе в ее содержании отчетливо просматриваются две взаимосвязанные, хотя и различные по природе и проявлениям, стороны. Так, с одной стороны, социализация обозначает весь поток
внешних влияний
на человека, продвигающих его социальность, — природных, социальных, психологических. С этой точки зрения естественный «социализатор» — вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны, среди них немало и бесспорно отрицательных (расслоение общества, обнищание части населения, в том числе молодежи, недовольство образовательной политикой, инфляция и коррупция), и негативных, но привлекательных для части молодежи явлений (например, наркомания и преступность, определенные тенденции моды и нецензурная брань, агрессивность и жестокость).
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6–10 лет), младший подростковый (10–12 лет), старший подростковый (12–14 лет), ранний юношеский (15–17 лет), юношеский (18–23 года) возраста, молодость (23–30 лет), раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость (40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет), старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Каждый возрастной период жизни человека вносит свой вклад в формирование личности и ее становление.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других — мало, о третьих — совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая — мегафакторы
(мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая — макрофакторы
(макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья — мезофакторы
(мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы.
Кним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [7, с.15].
Воздействия среды могут осознаваться или нет, оставлять более или менее глубокий след, охватывать широкие или узкие сферы жизни и т. д., но они существуют. Невозможно предвидеть всю сложнейшую гамму такого рода воздействий, но педагогу нельзя не знать характера тех явлений, которые наиболее важны для того или иного человека. Оценивая свои достижения по разным социально заданным уровням, личность испытывает удовлетворенность или неудовлетворенность от своего положения. При этом человек может переживать фрустрацию не столько от условий, в которых живет, сколько от мысли, что он может достичь большего. Здесь мы можем говорить о социальной фрустрированности, под которой понимаем форму психического напряжения, обусловленную неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях [9, с.269].
Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных иерархией накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения личности, иногда психическое напряжение снимается путем «отказа» от конкурирующих ценностей. Например, в современном обществе молодые люди могут ориентироваться на материальные достижения, поступаясь образованием.
Другая сторона социализации — внутренние процессы
, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т. е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Они меняются в ту или иную сторону под влиянием того, что личностью не только воспринимается, но и осваивается.
В отличие от социализации, имеющей преимущественно спонтанный, стихийный характер, воспитание отличается целенаправленностью
, которую обеспечивают вся система образования, производство, армия, общественность.
Процесс воспитания заключается во включении человека в систему отношений воспитательных институтов, где он получает и накапливает знания, умения и другие элементы социального опыта.
Воспитание пронизывает все аспекты жизни человека, проявляясь в отношении к ним. Целостность предусматривает единство воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления, творчества и исполнительности, точного выполнения поручения и самостоятельности, инициативы. Выделим основные принципы воспитания, имеющие важное значение в формирование личности и ее воспитанности. Принцип природосообразности заключается в том, что связано с природой, не может быть плохим, искаженным; в воспитании не должно быть ничего противоречащего природе человека. Главный критерий этого принципа: «вовремя и по силам» (В. Д. Семенов). Так, нередко педагоги стараются опередить программу, дать какие-то знания раньше, чем учащийся может их усвоить, завышают нравственные требования. Он в основном проявляется в требовании учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Как заметил В. П. Зинченко, «тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве» [6, с.10].
Принцип культуросообразности: воспитание человека в диалоге с культурой, накопленной человечеством, и прежде всего с культурой национальной. Существует множество (более 300) самых различных определений культуры, нам важно подчеркнуть в понятии «культура» ее деятельностный характер: культивирование — взращивание. Необходимость этого принципа обусловлена тем, что человек рождается tabula rasa (лат. — чистая доска), ему не передается по наследству код социального поведения. Человекообразование происходит в ходе диалога индивида с ценностями материальной и духовной культуры. Таким образом, люди осуществляют преемственность социального и духовного опыта. Одна из задач воспитания — создавать или по меньшей мере способствовать созданию воспитывающей социокультурной среды. Принцип культуросообразности реализуется и в преодолении антигуманных тенденций, проявляющихся в антикультуре, под которой понимаются реакционные человеконенавистнические идеи расового, национального, религиозного превосходства, отрицающие моральные нормы; пошлость, легализацию уголовного жаргона и т. п. Реализация принципа культуросообразности требует воспитания в диалоге с национальной культурой. Она должна включать в себя: национальные мифы и предания, всю историю, судьбу, путь развития и назначение своего народа, деяния своих святых, героев, гениев и вождей; фольклор, родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; национальные игры и виды спорта, народную медицину; национальную культуру земледелия, животноводства; орудия труда и технологии и др. [12, с.20].
Воспитание пронизывает всю жизнедеятельность человека, воспитание — это всегда диалог
, взаимодействие, общение, сотрудничество, совместная выработка позиций, взглядов, отношений, жизнь — тоже диалог.
«Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п. В этом диалоге человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками» [3, с.318].
Взаимодействие невозможно без взаимного доверия. По мнению В. П. Зинченко, доверие — это аффективное (т. е. эмоциональное, мыслимое, страстное) предвосхищение и оценка смысла событий. В основе аффекта, как правило, находится переживаемое состояние внутреннего конфликта между требованиями, предъявляемыми к человеку, и возможностями их реализации. Если педагог подходит к своим подопечным оптимистично, то рано или поздно он встретит адекватный отклик, поскольку человек склонен отвечать доверием на доверие. Если же обучающийся для преподавателя — ленивое неблагодарное существо, склонное к обману, пустому времяпрепровождению, предающееся всевозможным порокам, то есть полное основание считать, что и такого рода предположения получат соответствующее воплощение [6, с.12].
Можно выделить принципы, ориентированные на воспитательную работу с личностью: принцип дополнительности, гуманистической ориентации, социальной адекватности воспитания, его индивидуализации, диалогичности, концентрации воспитания на развитии личности, коллективности (А. В. Мудрик); социального закаливания детей, создания воспитывающей среды (М. И. Рожков); ориентации на ценности и ценностные отношения, субъектности, целостности (Н. Е. Щуркова); направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; связи воспитания с жизнью и трудом; сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; воспитания с опорой на положительные качества человека; единства требований (школы, семьи, общественности); учета возрастных и индивидуальных особенностей [4, с.45].
Б. Т. Лихачев выделяет также принципы общественно ценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса; целостного и гармоничного интеллектуально-эмоционального, эмоционально-волевого и действенно-практического формирования личности в процессе обучения и воспитания, эстетизации всей детской жизни [1, с.10]. Выдающийся педагог русского зарубежья В. В. Зеньковский настаивал на двух основных принципах: личностной ориентации и индивидуальности [5, с.145].
Каждый автор, педагог вносит свое значение в понятие принципов воспитания и их роль в процессе формирования личности, но именно здесь мы говорим об эффективности воспитания в становлении культурной личности, мы говорим о единстве профессионального и нравственного начала.
В. Д. Семенов предложил в качестве модели воспитания — модель «конвертируемого» человека. По мнению автора, «это человек высокой санитарно-гигиенической культуры, здорового образа жизни, а потому он всегда собран и готов к решению сложных задач, он владеет несколькими иностранными языками, умеет общаться с людьми разных социальных слоев, на него можно положиться, а потому на него и спрос: он нужен людям!» [8, с.16].
И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин разработали концепцию воспитания жизнеспособных поколений [2, с. 64]. Модель жизнеспособной личности авторы наделяют следующими личностными и гражданскими качествами:
— быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; умение ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;
— высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
— наличие потребности в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию интеллекта и профессиональных качеств;
— законопослушание; способность к объективной самооценке и конкуренции с другими;
— наличие в разумной мере индивидуалистических установок, ориентация на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
— наличие национального сознания российского гражданина, патриота, борющегося за сохранение единства России и ее становление как великой державы;
— кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению, социальному статусу и т. п.
Наряду с представленными моделями, разрабатывается модель подготовки специалиста, ориентированная на профессиограмму. В частности, ее описание дается в стандартах высшего профессионального образования.
В ходе реализации образовательных программ должна обеспечиваться ценностно-формирующая направленность учебного процесса благодаря их гуманитарной и воспитательной наполненности.
Вопрос эффективности воспитательной деятельности, культурного становления личности является основным в настоящее время. Определить критерии воспитанности подрастающего поколения практически невозможно.
К. Д. Ушинский писал: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к нарушению законов чести… вот враги воспитания, с которым оно призвано бороться» [10, с.74].
Надежность и сформированность качеств личности проверяются временем и различными жизненными ситуациями, поэтому нельзя довольствоваться сиюминутным результатом педагогической работы.
Литература:
1. Бабенко Н. М. Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева: 70–90-е годы XX века. — Пятигорск, 2003 г. — 210 с.
2. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П. И. Бабочкин. — М.: Социум, 2000. — 176 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1997. — 424 с.
4. Воронов В. В. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Владос-пресс, 2004. — 432 с.
5. Зеньковский В. В. Собрание сочинений. — Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912–1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957). — М.: Русский путь. — 536 с.
6. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. — С. 5–12
7. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
8. Острые проблемы воспитания: поиски и решения / под общ. ред. Б. З. Вульфова. — М.: Новый учебник, 2003. — С. 16
9. Рожков М. И., Сапожникова Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение жизненных событий старшеклассников как фактор их экзистенциального выбора // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — № 1. — С. 269
10. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 239 с.
11. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. Научно-методический журнал. — 2014. — № 1. — С. 17–32.
Социализация и воспитание
Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.
Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.
На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.
Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.
Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.
Известный психолог С
Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план
Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;
— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.
Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.
Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.
Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.
Понятие социализации
Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.
Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив
Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным
Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ
Watch this video on YouTube
В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:
- социально-психологические;
- культурные;
- социально-культурные.
Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер.
Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.