Психологический контакт — основной способ установления крепких взаимоотношений между разными людьми.
Без общения невозможно образование крупных корпораций, заключение сделок, продажу товаров, нахождение партнеров, союзников, друзей.
Чтобы правильно установить психологический контакт, получить необходимый результат, нужно научиться пользоваться разными методиками развития общения, понимать, как должен начинаться диалог, что можно спрашивать, а о чем лучше умолчать.
Что такое психологический контакт
Психологический контакт – это процесс установления доверительных, дружеских отношений. Он основывается на поиске общих интересов, целей. Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, он проявляется только во взаимодействии.
Сколько этапов насчитывает структура психологического контакта? Три:
- Оппоненты оценивают друг друга по внешнему виду и поведению. На этом этапе складывается первое представление о человеке, люди принимают решение, хотят ли они вступать в диалог.
- Появляется взаимная заинтересованность. Участники общения отходят от общей группы, выбирают свою тему для разговора.
- Происходит объединение в диаду. Дистанция между участниками общения сокращается, они строят совместные планы, тянутся друг к другу.
II этап. Нахождение совпадающих интересов
На этом этапе общения начинается поиск «точек соприкосновения», которые могли бы стать исходными элементами для установления контакта с партнером (тогда как на первом этапе определяющую роль играли ваши заявления о согласии с ним).
В основе данного этапа лежит поиск совпадений: совпадающие темы, мнения, оценки, переживания. Совпадения, таким образом, выступают как платформа для сближения. Базой такой платформы чаще всего служит какой-то общий интерес, который разделяется обоими участниками беседы.
Особенно значим интерес типа
«хобби», потому что он кажется свободным и независимым от личностных особенностей, понимается и принимается сторонами как обмен информацией, например об охоте, филателии, фотографии и т.п. На самом деле он не только приковывает внимание обменом мнений, оценками и суждениями, но одновременно и отвлекает от некоторого «дела», от того, что может рассматриваться, как обязанность и бывает обычно связано с официальной стороной общения. Здесь важно и совпадение в оценках.
У людей, разделяющих один и тот же интерес, чаще всего совпадают также суждения о других предметах и их оценки. В разговорах на отвлеченную, но волнующую обоих собеседников тему, на время снимаются и различия в общественном положении, статусе. В дальнейшем именно это способствует сокращению дистанции.
Таким образом, целесообразность II этапа состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения (первичную общность), а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов «двигаться» с партнером некоторое время параллельно.
Стоящие на II этапе общения задачи можно свести к следующему: построение рассуждений, согласие с партнером по вопросам, вызывающим общий интерес, вызов у него переживания, ознакомление с особенностями его поведения. Предмет общего интереса выполняет функцию и эталона, и организатора, и стержня беседы.
Механизмы второго этапа.
Интерес к какому-либо предмету или теме важен тем, что он целиком поглощает сознание собеседника. Положительная эмоциональная окраска темы способствует тому, что ваш партнер будет стремиться продолжать разговор и углублять его. В то же время его сознание «приковано» к теме интереса, тормозит, устраняет из поля зрения все, что не соответствует и не способствует ее развитию.
6 стр., 2701 слов
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
… разрешения. К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) … на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками Первая …
Существенную роль в упрочении взаимодействия играет то, что люди, общающиеся по любому объединяющему их интересу, обычно одинаково рассуждают, а это облегчает налаживание отношений. Принципиальным здесь является сосредоточение внимания только на одном общем интересе. При этом вы не должны демонстрировать наличие какого-либо перевеса, преобладания над партнером (например, в информации).
Из этого вытекает необходимость занять пассивную позицию при получении информации от собеседника.
Тактические приемы второго этапа.
Все тактические приемы, используемые вами на II этапе, должны быть направлены на активизацию разговора об общем интересе для усиления эмоции или исключения отвлечения внимания партнера на другие проблемы. Можно выделить следующие приемы:
- «нарастание». В самом начале разговора на ту или иную тему вы можете быть внешне безразличны к высказываемым положениям и мнению – до того момента, когда начинаете заметно интересоваться каким-либо суждением партнера. В дальнейшем показывайте нарастание интереса в процессе общения;
- «детализация» заключается в
высказывании повышенного интереса к подробностям в изложении собеседника, а также в просьбах интерпретировать сказанное; - «проблемы». Для его применения необходимо владеть какой-либо сенсационной информацией последнего времени и высказать по ее поводу некоторые собственные суждения. Все это должно быть оригинальным, но не противоположным мнению, высказанному собеседником. Как правило, партнер стремится к тому, чтобы объяснить неясности и возникшие вопросы с точки зрения своих позиций;
- «переключение» состоит в том, что в рассуждения по теме, избранной в качестве общей, все чаще включаются отдельные элементы другой проблемы, на которую вы «переключаете» собеседника. Это дает возможность распространить эмоции, возникающие по основной теме, на любую иную, нужную вам.
Признаки и показатели II этапа:
а) нахождение одной темы, равно приемлемой для обеих сторон (основной признак);
б) периодический возврат к одной теме;
в) появление общего фонда слов и выражений;
г) в зоне развившегося интереса и при ведении разговора по интересующей обоих теме сокращаются отдельные фразы и выражения (практически достаточно произнести только начало некоторых фраз, и собеседник может их продолжить);
д) поток сообщений по этой теме приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.
Результаты II этапа.
Установление взаимопонимания всегда вызывает желание продолжать общение и сближение, создает ряд первичных «опорных пунктов» для того, чтобы в дальнейшем расширить область возможного взаимодействия.
Продолжительное и непрерывное общение по поводу одного и того же интереса способствует первоначальному взаимодействию (по типу сотрудничества), которое может продолжаться. Образуются предпосылки и возможности для того, чтобы этот стиль распространялся и на другие темы разговора.
11 стр., 5331 слов
Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты.
… барьеров. Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты. Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудника заключается в работе с людьми. Достаточно … правоведом человека (собеседника). Деловое общениеобычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. …
Цели
Психологический контакт используется во всех сферах жизни и видах деятельности. Он нужен для того, чтобы:
- повысить продажи;
- найти клиентов или покупателей;
- завести друзей или построить любовные отношения;
- устроиться на работу и продвинуться по карьерной лестнице;
- обзавестись полезными связями;
- влиться в коллектив.
Установление психологического контакта – это метод предотвращения и разрешения конфликтов.
Методика установления психологического контакта
Существуют разные методы и методики установления психологического контакта:
- Дружелюбное начало беседы. Вы сами становитесь инициатором контакта, улыбаетесь, обращаетесь к собеседнику по имени, делаете комплименты или разряжаете обстановку уместной шуткой. Необходимо вербально и невербально выразить свою симпатию. Важно не переусердствовать, следить за естественностью.
- Вы-техника. Лучше начать с того, что интересно собеседнику. Это поможет ему раскрыться, выйти из зоны комфорта, разрушить барьеры.
- Вовлечение в диалог. Нужно выбрать такую тему, чтобы человек не смог промолчать. Это может быть что-то из общественных новостей или волнующее лично его. Важно не доводить разговор до ссоры, спора.
- Три «Да». Задавайте нейтральные вопросы, на которые человек ответит утвердительно. После этого можно задавать вопросы, важные для вас. Высока вероятность, что собеседник снова согласится. Это техника эффективных продаж.
- Зеркальное отражение. Задавайте такие вопросы, которые питают самоуважение и самолюбие человека. Например: «Правда, что в этом месяце вы стали лучшим работником этой компании?».
- Смена имен. Начните общение с обращения по имени и отчеству, потом перейдите на имя, а затем – на прозвище. Если отношение к оппоненту негативное – на оскорбительное прозвище.
Важно! Рекомендуется во время взаимодействия использовать сразу несколько техник.
Почему важно учиться контактировать с людьми
Общение с людьми становится важнейшей стороной любой профессиональной деятельности. Современная деловая жизнь настолько динамична, что старые шаблоны общения не способствуют принятию быстрых, четких и правильных решений. Практически всем специалистам и руководителям необходимы знания и навыки, которые позволят найти контакт с любым человеком.
Технологию установления межличностного контакта давно преподают в западных странах. Людей учат:
- не просто слушать собеседников, но слышать главное;
- говорить так, чтобы окружающие слышали и понимали;
- организовывать деловые встречи;
- продумывать и программировать будущую беседу;
- уклоняться от конфликтных ситуаций и прочее.
Профессиональные психологи давно разработали конкретные методики, которые позволяют устранить психологические барьеры, возникающие при знакомстве и общении с новыми людьми.
Они же способствуют сближению партнеров, появлению доверительных отношений, увеличении субъективной ценности каждого человека, участвующего в общении. При этом такие методики опираются на изучение личности, темперамент, психологию, эмоции – поэтому и подходят для любых ситуаций.
Методику установления прочных деловых контактов рекомендуется использовать при формировании взаимоотношений с партнерами по бизнесу, коллегами, подчиненными. Но при этом нужно понимать, что она основана на принципах демократического общения.
Этапы психологического контакта
В психологии принято выделять 5 этапов (стадий) развития психологического контакта:
- Устранение психологических барьеров. Нужно стать инициатором общения, выбрать нейтральную тему для разговора. При этом нужно вести диалог так, чтобы оппонент захотел поддержать его, согласился с вашими высказываниями.
- Общие интересы. Теперь можно переходить от нейтральных тем к интересам собеседника. Важно, чтобы вы разбирались в теме. Параллельно можно ненавязчиво искать другие темы и точки соприкосновения. Это поможет продлить диалог.
- Выбор тактики общения. Согласно цели вашего контакта начните делиться чем-то личным, расскажите о своих сильных сторонах, достоинствах, достижениях. В скором времени собеседник тоже начнет открываться.
- Поиск подводных камней. Внимательно слушайте оппонента, задавайте наводящие вопросы или приводите примеры из жизни, чтобы понять, что потенциально может помешать вам выстроить продуктивные отношения.
- Стабилизация общения. Теперь вы знаете общие темы, запрещенные вопросы и нейтральные области для взаимодействия. А еще вы знаете о сильных и слабых сторонах своего оппонента, его особенностях. Можно начинать воздействовать на человека, чтобы добиться первоначальной цели контакта.
Обратите внимание! Нельзя нарушать последовательность этапов, перескакивать с одного на другое или что-то исключать. Все должно идти в строгом порядке.
Приемы установления психологического контакта
Существуют общие психологические приемы установления контакта:
- Учитывайте и уважайте личные границы другого человека, его мнение и убеждения. Не будьте навязчивым и жестким.
- Сохраняйте нейтрально-дружелюбный тон при общении с малознакомым человеком. Избегайте грубостей, пошлостей, сленга.
- Умейте признавать свои ошибки и извиняться за них.
- Не критикуйте оппонента, его интересы, мировоззрение и личность в целом.
- Наделяйте слова ценностью, смыслом.
- Не перебивайте.
- Включайте эмпатию, вставайте на место другого человека. Думайте, как ваши слова и действия влияют на его поведение.
- Обращайтесь к человеку так, как ему будет привычнее, приятнее и комфортнее. Предварительно спросите, как вы можете к нему обращаться.
Дополнительные техники установления психологического контакта в деловом общении:
- Подумайте, какая форма и стиль подачи информации максимально соответствуют вашей цели общения. Согласно им расскажите о себе и о компании.
- Поинтересуйтесь потребностями и интересами оппонента. Узнайте, чего он ждет от этого сотрудничества, что он готов предложить для достижения общих целей.
- Опишите выгоды сотрудничества с вами. Называйте реальные преимущества, не давите, ненавязчиво акцентируйте внимание на интересах клиента.
- Выставите на рассмотрение другие предложения, если первое не устроило клиента.
- Обсудите еще раз детали утвержденного предложения, заключите сделку.
Общение само по себе – это форма деятельности, приводящая к установлению психологического контакта.
III этап. Определение принципов общения
Основная функция теперь заключается в осуществлении первого обмена информацией об индивидуальных принципах общения и отборе ценных и ведущих качеств партнера.
Все, что собеседник предложит вам как принципы общения (честность, прямота и т.д.), должно быть вами принято. Это сформирует у него готовность к ответному принятию не только высказанных вами принципов (и декларированных вами собственных качеств), но и других утверждений, которые вы выскажете в последующем. Тем самым постепенно утверждается позиция приемлемости.
Ваши взаимоотношения с партнером на III этапе будут определяться рядом положительных и отрицательных факторов.
Положительные факторы:
а) предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех («я покладистый», «я всегда готов к обсуждению», «я думаю, все равно все уладится», «я прямой», «я считаю, что лучше не говорить резко: люди могут обидеться» и т.п.);
б) проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека; мера их воздействия на другого увеличивается, если передающий сообщает то, что приятно принимающему;
в) быстрая и положительная реакция на предложенное, как правило, вызывает повышенный интерес к сообщению.
Отрицательные факторы:
а) изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
б) демонстрация авторитарных качеств;
в) попытки анализа предлагаемых качеств;
г) высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнером (сомнение в их наличии, степени выраженности, искренности и т.п.).
Механизмы III этапа
– представление каждого участника отношений о том, что у него есть некоторый набор качеств, которые он может демонстрировать своему партнеру. Вы оба проявляете те качества, которые считаете необходимыми для общения и которым будете следовать. Подчиняясь определенной принятой линии поведения, вы должны намеренно гасить порывы к нежелательным действиям, которые могут повредить вашему тактическому замыслу. В этом состоит регулирование поведения на данном этапе; для вас очень важно придерживаться следующих принципов:
- «готовности». Выражается как установка на принятие и учет любого сообщения собеседника. Такая готовность принимать все предложенное всегда положительно оценивается партнером;
- «ответного сообщения о себе» заключается в том, что само по себе общение, принявшее форму диалога, создает своеобразный ритм обмена мнениями. В связи с этим всякое ответное сообщение расценивается партнером как принятие его слов и способствует нормальному развитию беседы;
- «постепенного раскрытия своих качеств» – заключается в том, что все черты, о которых вы оповещаете партнера, сообщаются вами в определенной последовательности. Отдельные качества должны не просто пониматься вашим собеседником, но и как бы «усваиваться» им, то есть в дальнейшем соотноситься с системой его собственных качеств. Именно поэтому не следует «подавать» их все сразу. Иначе о вас может быть составлено неправильное мнение – «человек беспечный», «человек напористый», «человек неугомонный» и т.п.;
- «избегания» (негативного плана).
2 стр., 995 словСущность, принципы и этапы психологического исследования
… сознательно и целенаправленно в сознании человека, но не зеркальным образом; · принцип развития — поясняет истоки появления психики человека в качестве динамического феномена, поскольку ее правильное … Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов: подготовительный (постановка проблемы, выдвижение гипотезы), основной (сбор данных), заключительный (обработка …
Необходимо опасаться преждевременных формулировок, даже если материала для обобщения достаточно. Это поможет также избежать подведения сведений о партнере под какое-либо определение, категорию (например, «человек себе на уме», «человек, избегающий сообщать о себе» и т.д.).
Учитывая, что каждый человек в определенный период хочет предстать перед другим в выгодном свете, необходимо предоставить ему эту возможность.
По существу, ваша тактика здесь заключается в том, чтобы обеспечить переход от нейтральных интересов к тем, которые имеют личностный смысл. Вы должны обеспечить получение того объема информации, который желает сообщить вам партнер («желаемые качества»).
Необходимо также стремиться к тому, чтобы у собеседника появилась убежденность в том, что все, сообщаемое им, учитывается. Например, можно сказать: «Я вижу, вы общительны», «Вы непосредственны», «Вы понимаете точку зрения другого человека», «Вы быстро ориентируетесь», «Я увидел в вас то, что для меня представляется особенно ценным, и рад этому».
Тактические приемы III этапа:
- «формулирование принятого». Необходимо периодически формулировать вслух то, что собеседник специально желает подчеркнуть. Это и удовлетворяет партнера, и сокращает количество попыток повторять то, что он уже однажды высказал;
- «подведение итогов». Желательно периодически суммировать высказанное ранее и выделять моменты совпадения во мнениях;
- «сходные мнения» («уподобление»).
Вы специально высказываетесь о том, что, по вашему мнению, служит доказательством идентичного понимания отдельных моментов в поведении и отношениях. Например, вы можете сказать: «Согласны ли вы с тем, что, по возможности, нужно быть откровенным?»; - «оправданные ожидания». Вы высказываете некоторые суждения о том, что ожидали именно такого поведения, решения вопроса и именно такого способа взаимодействия («Я и сам так о вас думал», «Я полагал, что вы решите этот вопрос точно так же, как и я»).
На III этапе общения предлагаемые и демонстрируемые вашим собеседником качества свидетельствуют о его предпочтениях. Они могут также рассматриваться как те, которые предстоит определенное время поддерживать. Партнер будет вести себя в соответствии с «заявленным» набором свойств.
Признаки и показатели III этапа:
а) первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
б) подчеркивание собственных качеств и свойств;
в) появление повторяющихся штампов поведения (например, частое обращение к одним и тем же словам: «откровенно говоря», «прямо скажу», «об этом нужно основательно подумать» и т.п.) означает или предложение принять его откровенность, или стремление быть прямым, или желание быть осторожным; такие сентенции, как «я всегда соглашаюсь с тем, что правильно», «я не могу не согласиться», если они включают одни и те же конструкции, свидетельствуют о том, что партнер желает, чтобы учли его готовность к согласию;
г) оповещение о типичных привычках и предпочтениях; в этих случаях имеют место своеобразные введения: «я привык…», «обычно я…», «я люблю…», «мне нравится…» и т.п.
Результаты III этапа.
После взаимных оповещений создается некоторое общее представление о наборах качеств, которые предлагаются партнерами для общения. В то же время именно на данном этапе некоторые реальные качества вашего собеседника не проявляются (отрицательные, являющиеся помехой для общения, которые, по мнению их носителя, следует «гасить» или «не показывать).
9 стр., 4498 слов
Этапы исследования методом наблюдения
… достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения Оперативность получения информации Относительная дешевизна метода … Виды опросов Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов …
Они тщательно скрываются.
«Торможение» негативных качеств и их утаивание ведут к тому, что они «выключаются» на этот период и не играют роли в общении.
Достижением III этапа должно стать первое «ощущение взаимопонимания». Ваш собеседник считает, что в достаточной степени понимает если не ваши качества, то хотя бы ваши желания, и одновременно «ощущает», что сам является понятым.
Вы и ваш партнер начинаете приобретать установку на принятие личностных особенностей собеседника. Именно это способствует активизации общения.
Примеры похожих учебных работ
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
… непрерывного потока раздражителей в качестве специфических и информативных для … ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: … характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и …
Этапы исследования методом наблюдения
… есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения Оперативность получения … психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется …
теоретические аспекты изучения особенностей невербального общения 5
… сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как … Речь – специфически человеческая форма общения, но реконструировать предпосылки и основные этапы ее возникновения и развития помогло …
Защитные механизмы в общении
… при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения. 1. Барьеры в общении В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно …
Реферат основы прф общения
… успешной для обеих сторон, когда собеседники четко представляют цель общения, назначение каждого этапа беседы, обладают умением логически … собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек …
Какие условия успешного установления психологического контакта
Главное условие установления успешного психологического контакта – стараться понять оппонента, искренне отнестись к его проблемам. Важно осознавать, что вы не обязаны удовлетворять все потребности собеседника, но вы всегда можете понять его.
Другие условия успешного установления контакта:
- выражение радости по поводу общения, непринужденность знакомства;
- заинтересованность жизнью, делами собеседника (каждый человек думает, прежде всего, о себе);
- наличие зацепки (продумайте сразу, с чего начнете диалог);
- незаметное копирование эмоций, жестов, мимики оппонента (это разрушает психологические барьеры);
- просьба о помощи и оказание помощи;
- сопереживание.
Важно помнить об основных правилах общения. Например, о том, что болтливость вредна так же, как молчаливость. Или о том, что каждый человек хочет быть понятым и ждет уважительного отношения к себе. А также о том, что опасно перебивать и предвзято относиться, обобщать, делать необоснованные выводы, которые базируются на домыслах.