Методы психологического воздействия — приемы влияния на людей

Бывают ситуации, когда человек неуверенно себя чувствует в общении с другими, либо ему не хватает знаний и навыков, как донести до собеседника свою волю. В таких случаях помогают действенные методы психологического воздействия на собеседника. В этой статье подробно описано, как влиять на людей при помощи психологии и чего при этом делать не стоит.

Психологическое воздействие помогает самоутвердиться в обществе

Психологическое воздействие это

Люди, которые живут вместе или часто находятся в обществе друг друга, так или иначе, оказывают воздействие, учитывая собственный интерес.

Психологическим воздействием на человека можно назвать набор способов, которые определенным образом влияют на психику собеседника. Эти методы воздействия подразумевают несколько составляющих:

  • определение характера собеседника;
  • знание реакции в стрессовых ситуациях;
  • особенности поведения.

Человек, который применяет приемы воздействия в общении, может делать это неосознанно или намеренно. Люди, работающие в разных областях, могут быть заинтересованы, чтобы потребители принимали выгодное решение.

Методы влияния на человека

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Иногда люди могут чувствовать, как на них влияют психологически. Самый распространенный пример, встречающийся в повседневной жизни, – это персонал маркетинга, торговли, а также политики и даже в юридической среде, когда человеку навязывают исполнение законов. Психологические приемы влияния на людей подразумевают способность контролировать психоэмоциональный уровень, отключение сознания и использование определенной методики.

Методы воздействия на личность – это использование одного или нескольких способов сразу:

  1. Атака на психическое состояние. Прием подразумевает активное воздействие на собеседника, чередуя несколько действий: бурная жестикуляция, многословность, постоянная перемена мест тела.
  2. Моделирование поведения. Процесс воздействия подразумевает неподвижность манипулятора, бездействие и использование однозначных фраз или слов. Способ обладает эффектом, схожим с гипнозом. У собеседника появляется ряд определенных мыслей, его мнение становится навязанным манипулятором, поведение – типичным для конкретной ситуации.
  3. Воздействие. Средство воздействия путем использования двусмысленных фраз и продуманной позы. У людей появляются двусмысленные образы, отчего они вынуждены делать выбор в пользу манипулятора.
  4. Давление на психику. Манипулятор может управлять посредством утвердительной и приказной формы речи, отсутствием возражений, устойчивой позицией тела. Происходит формирование эффекта принижения. Такой тип воздействия часто применим в военной системе.


Влияние на подсознание происходит ежедневно из разных сфер жизни

Подражание

Это вид психологического воздействия, более применимый в педагогике. Механизм оказывает влияние на процесс развития личности. У человека возникает желание копировать поведение манипулятора, его поступки, речь, движения и прочее. Если манипулятор соответствует идеалу в представлении человека под воздействием, то желание подражать будет постоянным.

Заражение

Это форма воздействия, когда эмоциональное состояние передается от одного человека к другому. К примеру, когда индивид в раздраженном состоянии портит настроение другим. Воздействие такого образа способно передавать положительные и отрицательные эмоции. Этот способ считается самым старым и действенным среди больших социальных групп. Быстрее всего успеха можно добиться в плохо сплоченном коллективе. Свои мысли, настрой, убеждения человек передает толпе именно за счет эмоций.

Убеждение

Основной принцип способа – в том, чтобы суметь повлиять на разум собеседника. Этот прием бывает безуспешен с плохо развитыми личностями, поскольку часто споры ни к чему не приводят, если человек недостаточно интеллектуально развит. Чтобы завоевывать доверие собеседника, необходимо помнить о правдивости своей речи. Хитрость воздействия кроется не только в высказывании убеждений, но также в аргументации, их доказательстве.

Обратите внимание! Убеждение основывается на том, чтобы суметь повлиять на суждения человека.

В задачу манипулятора входит изменение мнения собеседника, поэтому беседу должен начинать тот, кто заинтересован.

Внушение

Это метод влияния не является эмоциональным. Манипулятор должен направить на собеседника взгляд, интонацию голоса, правильно подбирать слова и проявить авторитет. Люди педагогических специальностей часто применяют этот способ к ученикам подросткового возраста.

С помощью этого типа воздействия можно заставить человека сменить свои убеждения, тип мышления, заставить выполнять какую-то роль. Особенность внушения в том, что человек не меняет способность мыслить, а проявляет готовность принять чужое мнение.


К внушению чаще прибегают родители и педагоги

Эмоциональное влияние

О расположении человека во время разговора нередко дает понять его эмоциональное состояние. Несколько признаков о том, что человек попал под влияние собеседника:

  • При встрече с собеседником проявляет радость, чтобы впоследствии он испытывал положительные эмоции от вида манипулятора.
  • Во время смеха люди смотрят на человека, который вызывает у них симпатию.
  • Использование отрицательных частиц в начале разговора сразу программирует в сознании собеседника нежелание что-то делать. Например, на фразу «Не хочешь выпить кофе?» собеседник скорее ответит отказом.
  • Не извиняться без необходимости.

Другие способы влияния

Как повлиять на человека психологически, используя некоторые детали поведения во время разговора? Можно научиться оказывать влияние на людей, запомнив несколько приемов:

  • Периодически обращаться к собеседнику по имени.
  • Копирование интонации, жестов и мимики во время общения обеспечивает расположение собеседника.
  • Чтобы собеседник начал относиться положительно, необходимо соблюдать зрительный контакт. Важно отметить про себя, какой цвет глаз.
  • Необходимо овладеть искусством лести – она должна быть, но не излишняя.
  • Следить за тем, чтобы голос во время спорной беседы был спокойным. Впоследствии собеседник будет ощущать чувство вины, это указывает на его неправоту.

Важно! Если дать собеседнику выговориться, не перебивать, впоследствии услышанную информацию можно использовать в своих интересах.


Многие люди не подозревают, что применяют техники воздействия

Механизмы трансформации убеждений

Эффективность психологического воздействия также зависит от конкретных механизмов трансформации убеждений, стереотипов и установок людей.

Механизм трансформации веры. Убеждения — это значимые, устойчивые мотивы действий людей, которые, как правило, имеют идеологическую основу и проявляются в их действиях, поступках и поведении. Таким образом, каждая страна культивирует так называемые «вечные ценности», такие как любовь к своей стране и всем ее представителям, миролюбие, доверие к своим лидерам, гордость за них и т.д., якобы без какой-либо политической направленности. Это приносит плоды. Поэтому действия людей часто основываются, главным образом, на внутреннем принятии этих «вечных ценностей», а также на чувстве долга и ответственности, гордости за свою страну, личном тщеславии и желании проявить свои способности как представителя этого государства.

Однако реальность страны и отношения между людьми в ней часто могут меняться. В то же время, согласно закономерностям когнитивного диссонанса, установленные убеждения подвержены колебаниям. Поэтому целенаправленное психологическое воздействие извне помогает ослабить, нейтрализовать или заменить их на противоположное.

Механизм трансформации стереотипов. Стереотипы представляют собой схематизированные представления фактов действительности, широко распространенные в определенных социальных и этнических группах и приводящие, таким образом, к крайне упрощенным (как правило, неадекватным реальности) оценкам и суждениям представителей этих групп. Они формируются в результате многократного семантического и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, их многократного восприятия и запечатления в памяти.

Стереотипы обычно отражают не сущность (глубину), а внешний вид, наиболее яркий, наиболее характерный феномен или событие. Любая оценка последнего, соответствующая стереотипу, обычно принимается без доказательств и считается наиболее правильной, в то время как любая другая подвергается сомнению. Важно отметить, что стереотипы в индивидуальном, групповом и общественном сознании формируются не только окружающей действительностью, но и переживаниями, мнениями и суждениями других людей.

Поэтому стереотипы могут стать объектом психологического воздействия. Их трансформация является одновременно и условием эффективности такого влияния, и условием изменения поведения людей. Например, государство формирует стереотип позитивного отношения людей к политическому руководству своей страны. Но оппозиционные силы в нем всегда пытаются его изменить.

Механизм изменения отношения. Отношение — это состояние внутренней готовности (склонности) человека к определенному проявлению чувств, интеллектуально-познавательная и волевая активность, динамика и природа общения, объективно-практическая деятельность и т.д., что соответствует его потребностям.

Как правило, формированию отношения предшествует осознание людьми определенной потребности и условий, при которых эта потребность может быть удовлетворена. Целенаправленный психологический эффект создает ситуацию, при которой существующая потребность удовлетворяется за счет предоставления людям конкретной информации, представленной определенным образом. Благодаря этому в сознании людей формируются, фиксируются, заменяются или меняются взгляды.

Критерием эффективности убеждающего влияния является убеждение. Это глубокая уверенность в истинности ассимилированных идей, терминов, понятий, образов. Это позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию при оценке тех или иных фактов и явлений. Благодаря вере мы формируем отношение людей и определяем их поведение в конкретных ситуациях. Важной чертой веры является ее глубина. Это напрямую связано с предыдущим образованием людей, их сознанием, жизненным опытом и способностью анализировать явления окружающей действительности.

Цели воздействия

Боязнь людей и общества — как называется эта фобия и что это

Независимо от того, на какую группу людей необходимо воздействовать, цели влияния относятся к одной из групп:

  • внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
  • утверждение авторитета среди остальных;
  • моделирование стандартов поведения и понятий;
  • усвоение чувства значимости;
  • самореализация.

Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.

Между собой эти цели делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К первым относятся те, когда манипулятор старается самоутвердиться, заставить кого-то выполнять за него какие-то действия или преследует эгоистическую цель. Непреднамеренное влияние может оказывать человек, просто находясь в комнате. Другие начинают копировать его поведение, поддаются его убеждениям, внезапно склоняются к его точке мировоззрения. Такая способность может проявиться спонтанно без какого-то злого умысла.


Большинство манипуляторов преследует собственный интерес

Средства общения .

Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь бывает монологическая и диалогическая. Особое значение имеет коммуникативная функция речи, имеющая три стороны:

  • информационную (разборчивость, понятность, содержательность высказываний)
  • выразительную (эмоциональность речи)
  • действенную (стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям).

Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Невербальные элементы общения:

1) Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека) 2) Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.) 3) Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения) 4) Визуальное общение — контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении) Классификация средств общения. 1. Речевые: Монологическая речь (рассказ, доклад, команды, выступление); диалогическая речь (свободный диалог, беседа) 2. Неречевые (жесты, мимика, действия, коды и символы, предметы)

Ошибки манипуляции

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Не всегда получается правильно пользоваться методами воздействия на людей. Некоторые распространенные ошибки раскрывают мотивы людей, и способы воздействия становятся не действенными:

  1. Первая ошибка заключается в том, что собеседник замечает, что им манипулируют. Такое возможно, если собеседник сам владеет подобным навыком общения, либо если манипулятор перестарался. В некоторых сферах общение подразумевает манипулирование, например, в трудовой среде между начальником и подчиненным, в семейной среде между родителями и детьми.
  2. Манипулятор не учел влияние дополнительных факторов. Любое психологическое воздействие может сработать или нет под влиянием различных моментов: собеседник владеет техникой защиты от психологического воздействия, собеседник отвлечен своими мыслями или любые другие причины. Техника иногда может не сработать, но это не значит, что недейственна в целом.
  3. Манипулятор надеется оказать влияние на подсознание человека и забывает про его логическое мышление. Если техника может сработать на подсознательном уровне, то достаточно развитая логика может ухватиться за деталь и вызвать сомнение, отчего психологическое воздействие может не иметь успех.

Методы воздействия делятся между собой на способы: эмоциональные и физические. Каждый из них более эффективен среди отдельных групп людей и для достижения разных целей. Сами цели манипулятора могут быть намеренными или нет, на практике в большинстве случаев манипулятор преследует эгоистические мотивы. Обучиться технике воздействия можно на приеме психолога или самостоятельно, используя курс практик по пособиям или аудиокнигам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]