Слово — это очень мощный инструмент, с помощью которого можно донести до окружающих свою точку зрения и даже склонить их на свою сторону. Но чтобы он работал на тебя, а не против, важно уметь не только правильно подбирать слова, но и произносить их.
Как улучшить речь и дикцию в домашних условиях, если у тебя нет времени или желания работать вместе со специалистом или посещать курсы ораторского искусства? Ниже мы даем несколько советов, которые помогут добиться заметных результатов.
Читайте художественную литературу
Я считаю, что чтение не может научить писать грамотно. У меня есть много знакомых, которые говорят: «Я много читаю, но все равно пишу с ошибками». То есть работать с орфограммами и пунктограммами чтение вас не научит точно.
Но чтение учит лучше чувствовать текст. Вам ведь наверняка нужно не просто писать грамотно, а в принципе уметь писать, уметь выражать мысли и чувства с помощью слов, правильно собирать эти слова в предложения.
Чтобы это делать, художественная литература как раз и нужна. Причем не обязательно читать какие-то сложные и объемные тексты типа «Преступления и наказания» или «Войны и мира». Начать можно с небольших рассказов. Например, вот с этих трех:
- Константин Паустовский «Телеграмма».
- Антон Чехов «Нахлебники».
- Юрий Казаков «Тихое утро».
Улучшаем тембр голоса
- Стойка прямо. Подбородок зафиксирован в естественной позиции. Тянемся шеей максимально вперед как получится, фиксируемся на несколько секунд.
- Рот откройте, язык выдвиньте максимально вперед/вниз. Голова склонена к груди. Язык поднимем к кончику носа с одновременным подъемом головы. Во время движения вытягиваем шею насколько получится.
- Совершаем вдох полной грудью. Во время выдоха громко проговариваем слово «БОММ», вытягивая последнюю букву как можно дольше. Вы должны ощущать легкое вибрирование в области кончика носа и верхней губы.
- Полный вдох. Выпускаем воздух из легких, проговаривая слог «МИ-МИИ». Первую частичку коротко, вторую – протяжно нараспев.
- Стойка прямо, руки лежат на груди. На вдохе совершаете наклон вперед и нараспев озвучиваете буквы «У» и «О». После этого пропевайте слова «МОЛОКО», «МУКА», «ОЛОВО».
- Цокайте языком, постепенно изменяя положение губ. Вначале они собраны в трубочку, в конце – растянуты в полную улыбку.
- Рот открыт, нос зажат пальцами. Дышим ртом и одновременно вслух читаем любой текст. Длительность упражнения – 5 минут.
- Голова вниз, подбородок прижат к груди. Делаем выдох, произнося звуки «О» или «У», пока не кончится воздух. Кладем руку на грудную клетку и похлопывая, усиливаем вибрацию звука.
Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.
Посещаем курсы
Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, посетите курсы повышения грамотности. С помощью специалистов дело пойдет гораздо быстрее. Такие курсы доступны и онлайн.
Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности, например, Tutoronline.ru. Оставьте заявку, и занимайтесь с репетитором по русскому языку или литературе по скайпу.
Соблюдение требований русского языка обязательно по умолчанию в любой сфере. Значит, вспоминаем или учим правила. В случае, когда работы перед отправкой проверяет корректор, то почему бы не попросить его сообщать о каждом нарушении языковых норм? Выучили правило – повысили грамотность. Будете действовать так постоянно – сможете соревноваться с проверяющим.
Но коллега корректор есть не у всех. Тогда ваше спасение – учебники. Не ленитесь, открывайте их почаще, читайте правила самостоятельно!
Программы для изучения русского языка
Существует большое количество программ на телефон, которые позволяют заниматься в любое время и в любом месте. Очень удобно использовать их, когда выдалась свободная минутка на работе или вы стоите в пробке – учитесь в любом месте.
- Грамотей – дается 4 варианта ответа, и только один из них верный. Можно соревноваться с другом.
- Орфография – тексты с пропущенными местами, которые нужно заполнить.
- Орфограф – тестирование проводится в стиле игры «кто хочет стать миллионером».
- Слово дня – каждый день программа рассказывает о редком и малоизвестном слове русского языка, объясняя его значение.
Можно найти намного больше обучающих программ, но эти пользуются максимальной популярностью и проверены временем.
Отработайте орфограммы и пунктограммы
Человек усваивает только 20 % прочитанной информации. А когда он читает о правилах написания слов или расстановки знаков препинания – вообще, наверное, процентов пять. Если не меньше.
Поэтому, чтобы запомнить каждое правило, вам надо письменно отработать все свои знаки вопроса, все орфограммы и пунктограммы.
Отработать – значит дать ответ на три вопроса: «Что», «Где», «Почему».
Например, вот я отрабатываю орфограмму в слове «ду(б/п)». Смотрите:
- Что? Буква «б».
- Где? В корне слова «дуб». Я проговариваю это и еще обвожу корень карандашом.
- Почему? Потому что проверочное слово – «дубы». Я пишу это слово рядом в скобочках, одной четой подчеркиваю букву «б», двумя чертами – «ы». И снова выделяю корень «дуб», чтобы показать, что это та самая «б», а не какая-то другая.
Если вы раньше никогда так не делали, то вот моя статья про орфограмму, где я об этом рассказываю немного подробнее. А вот мое видео, в котором я тоже учу давать правильные объяснения орфограммам и разбираю в качестве примера слово «вода».
Учимся писать без ошибок
Советы для учеников начальной школы и их родителей
Правильная мотивация
Ребёнок должен понимать, зачем ему необходимо грамотное письмо. Грамотно пишущий и говорящий человек всегда вызывает уважение у окружающих. Более того, эти навыки обязательно пригодятся в деловой жизни. Да и обычное смс-сообщение приятнее читать, когда оно не содержит в себе грамматических ошибок.
Обучение в виде игры
Как мы уже говорили, дошкольнику, как и школьнику младших классов, легче запомнить материал, если он будет преподнесён в игровой форме. Полезны будут следующие игры:
1. Найди и обозначь
Ребёнку предлагается текст, в котором нужно, например, букву «л» обвести в кружок, а букву «а» зачеркнуть.
2. Эхо
Взрослый читает слово. Задача ребёнка – воспроизвести окончание этого слова. Затем написать его в тетрадь и выделить окончание специальным знаком.
3. Отыщи слово
Ребёнку предлагается текст, в котором нужно найти слово по определённым признакам. Например, все слова на букву «с» или все слова, оканчивающиеся на букву «а».
4. Составь слово
Мама или папа раскладывают перед ребёнком карточки с буквами. Задача ребёнка – составить из них слово. Начинать лучше с простых слов: «дом», «сад», затем переходить к более сложным: «привет», «парта», «комод» и др. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему даются только буквы, из которых состоит нужное слово.
Можно усложнить игру: составить из букв название любимого фрукта или сладости. В этом случае слово ребёнок подбирает сам.
Эти и другие игры помогут школьникам научиться внимательно и без ошибок писать даже самые сложные слова.
Не забываем о физиологии
Не нужно заставлять ребёнка часами сидеть за столом и добиваться ровного каллиграфического почерка. Иначе занятия превратятся для него в пытку. 20-30 минут в день, посвящённых развитию грамотного письма, вполне достаточно для ученика младших классов.
Узнайте также, что делать, если ребёнок не хочет учиться и делать уроки.
Как помочь ребёнку средних классов?
Если у ребёнка после начальной школы так и не выработался навык грамотного письма, значит, необходимо продолжать эту работу и в средних классах.
Ученикам помогут следующие упражнения:
Найди ошибку
Родитель составляет текст с ошибками в тех словах, правописание которых ребёнок не может никак запомнить. Задача ребёнка – найти слово с ошибкой и вспомнить правило, которым надо руководствоваться при написании этого слова.
Словарик сложных слов
Он необходим для записи словарных слов и слов, в которых ребёнок постоянно совершает ошибки. Взрослый диктует из него сначала слова, а затем предложения с этими словами, проверяя правильность написания.
Лайфхак: найдите правильную мотивацию к обучению школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Составь предложение
Ребёнку предлагаются карточки со словами, из которых он должен составить предложение и записать его в тетрадь. Взрослый проверяет правильное написание слов и грамотность текста.
Пропущенные слова
Ребёнок подбирает пропущенные по смыслу слова. Например: «Весной тает …., бегут …., прилетают с юга ….»
Составь слово
То же самое упражнение, что и для младших классов, но с использованием более сложных слов. Например, терминов из какой-либо области (рециркуляция, аббревиатура, диссимиляция и других).
С самого утра избавься от лишней слизи во рту
С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.
Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.
Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык
!
То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.
Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.
Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 — 4 минуты.
Повседневный стиль речи
В том, как следует правильно выражать свои мысли и говорить в повседневной жизни, нет ничего сложного.
Самые главные помехи в построении красивой речи:
- Слова-паразиты. Сюда относятся: «ну», «это», «э», «типа» и прочие. Они вовсе не украшают речь, не имеют никакой смысловой нагрузки.
- Матерные слова. Глубоким заблуждением является факт, что мат сближает людей в компании. На самом деле позитивное впечатление в любом кругу людей произведет человек с грамотной речью без привлечения в нее матерных слов.
В компании всегда обращают внимание на человека с грамотной речью
- Сленг. В настоящее время создается впечатление, что сленг помогает шагать «в ногу со временем». Однако не все знакомы с новыми модными словами и попросту могут не понять оппонента. Если нет желания «отяжелять» общение, то сленга следует избегать.
Дополнительная информация. Всегда следует следить за тем, как строится разговор. Некоторые люди только открывают рот и произносят первое слово, а собеседник начинает непроизвольно морщиться. Дело может касаться не столько речи, сколько тембра голоса. Поэтому над звучанием голоса также следует работать.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это нарушение письменной речи, которое характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками. Дисграфия связана с недоразвитием определённых зон головного мозга. Поэтому ребёнок не владеет навыками анализа и синтеза речи.
По данным 2022 года, около 37% российских школьников страдают дисграфией.
Какие ошибки свидетельствуют о дисграфии:
- пропуски букв и целых слогов в словах;
- добавление лишних букв в слова;
- замены букв, похожих по написанию;
- зеркальное отображение букв;
- слитное написание слов;
- неправильное согласование слов;
- неразборчивый почерк.
Коррекцией этого нарушения занимаются логопед и невролог. В сложных случаях применяется также и медикаментозная терапия.
Расставьте знаки вопроса
Что значит «писать грамотно»? Это значит уметь объяснить каждую букву и каждый знак препинания в написанном тексте.
Возьмите в руки простой карандаш и начните проверять каждую букву в написанном тексте. Спрашивайте себя: «Почему я написал именно эту букву? Почему я поставил именно этот знак?»
Если не можете дать ответ – ставьте знак вопроса.
Отвечать на вопрос «почему», значит говорить что-то вроде вот такого:
- В слове «пол…гать» я написал «а», потому что после корня «лаг» есть суффикс «а».
- Слово «к…рова» я написал через «о», потому что оно словарное.
- В корне слова «б…леть» я написал «е», потому что проверочное – «белый».
- В прилагательном «зелён…е (поле)» я написал «о», потому что прилагательное отвечает на вопрос «какое?»: поле (какое?) зелёное.
- Приставку в слове «пр…открыто» я написал с «и», потому что слово имеет значение «неполное действие» – окно открыто, но не полностью, ПРИоткрыто.
- В предложении «Ездят машины, и летают мухи» я поставил запятую перед «и», потому что предложение сложное, у простых предложений внутри него нет никакой общей части.
- В предложении «Солнце, прикрытое облаками, спряталось за домом» я поставил две запятых, потому что они выделили причастный оборот, который стоит после определяемого слова.
Если вы не можете дать вот таких ответов по какой-то букве или какому-то знаку – значит вы не знаете правила и пишете наобум. Если повезет, вы напишете правильно, если нет – сделаете ошибку.
Дикция
Как развить воображение у взрослых и детей — рекомендации
Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Если дикция хорошая, то это благоприятным образом сказывается на восприятии человека окружающими людьми. Чтобы обрести понимание, как научиться грамотно вести диалог и разговаривать с людьми, следует изучить вопрос правильной дикции.
Она, как правило, не бывает четкой от природы. Ее возможно улучшать, как в детстве, так и во взрослом возрасте. Актерам, например, необходимо обладать отличной дикцией, поскольку от этого будет зависеть успех в карьере.
Все актеры должны обладать хорошей дикцией
10 упражнений для развития дикции:
- С орехами, конфетами во рту. С предметом язык не должен соприкасаться, его держат только зубы. Произносить сначала согласные звуки, затем – слоги с гласными, после – слова.
- Скороговорки. Акцентировать внимание на «проблемных» сочетаниях звуков.
- Артикуляции звуков «ш-ж», «к-г».
- Отработка звука «ц». Например, цапля – сабля.
- Сначала медленно, затем быстро произносить сочетания букв: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ.
- Сначала медленно, затем быстро произносить слова: бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен.
- Тренировать произношение согласных в сочетаниях «к-к» (к Кларе), «в-в» (верх – вверх).
- Проработать звуки в форме игры звука, например, «забивать гвозди», при произношении реплик: гбду, гбды, гбдэ.
- Отрабатывать звуки в определенных конструкциях, например, яшма в замше замшела.
- Сначала медленно, затем быстро, но отчетливо произносить слова, следить за «трудными» стыками звуков: воспользовавшемуся, ревербератор, территориальная целостность.
Используй правильную тональность
Всего бывает 3 типа тональностей
:
- ищущая/ нуждающаяся;
- нормальная;
- рваная.
Ищущая или нуждающаяся тональность (1)
Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться
раппорт.
Например:
- Время не подскажите?
- Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
- У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.
Это непривлекательно и вызывает отторжение.
Нормальная тональность (2)
Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.
Например:
- У нас сегодня все хорошо.
- Я неплохо провел время в парке.
- Папа купил новую машину.
Рваный раппорт (3)
Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.
С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.
Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести с женщинами.
Примеры 3 тональности:
- Вообще, круто отдохнули позавчера.
- Отличная футболка у тебя.
- Едем сейчас в наше любимое место у реки.
Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно
. Это будет весело и разнообразно одновременно.
Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.
Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. уверенности в себе для девушек
вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.