Гуманистическая психология — философские основы, методики и представители


Специалисты в этой области анализируют высшие моральные ценности, самоактуализацию, творческие задатки, любовь к свободе, отношения с окружающими, чувство ответственности.

Как самостоятельное течение наука появилась только в прошлом веке. В США она противопоставлялась бихевиоризму.

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.


В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

  1. Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
  2. Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека. Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
  3. Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
  4. Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Принципы

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

История становления

В первой половине прошлого века появилось много психологических школ. Каждая из них пыталась объяснить все явления в пределах единой системы. В конце 1950-х в США возникала гуманистическая психология, с помощью которой специалисты пытались построить новую методологию изучения человека, а не продолжать использовать научный механистический подход.

Бьюдженталь сравнил это открытие с крахом феодального строя и появлением электричества. Многие европейские школы также старались перейти к гуманистическому подходу, хотя впервые о нем заговорили именно в США. В 1962-м выпустили журнал «Гуманистическая психология». Она стала самостоятельной ветвью в науке. Развитие новых методик сопровождалось массовыми протестами, демонстрациями в защиту гражданских прав.

В течение 1960−1970-х новый вид психологии переживал расцвет. А в 1971-м в СССР выступил Стэнли Крипнер. Он рассказал про общие принципы с советской психологией, говорил об одинаковых взглядах на потенциальные творческие возможности человека. В России в это время развивался деятельностный подход, похожий на гуманистическую проблематику. В его русле формировались новые концепции, но они не противоречили старым.

В 1983 году основали проект сотрудничества АПН СССР и АГП. Хотя в этот период скончалось несколько представителей гуманистической психологии, из США приехала делегация для обмена научным опытом. Лекции читались в Москве, Ленинграде и Тбилиси.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.


Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Используемые методики

Существует несколько методик в гуманистической психологии. Какие являются актуальными, каждый клиент решает самостоятельно. Это позволяет раскрыть индивидуальность человека и понять его самовосприятие. С момента появления новой школы психологии было разработано множество методик работы с клиентами:

  • тесты;
  • визуализация;
  • арт-терапия (наиболее популярный сегодня);
  • психодрама;
  • восточные техники — йога или медитация;
  • экзистенциональная терапия;
  • трансактный анализ.

К. Роджерс изобрел еще один метод — недирективный. Его характеристика заключается в проявлении доброты по отношению к клиенту. Так как доброта заложена в каждом на генетическом уровне, необходимо ее извлечь наружу. Для этого нужно создать на консультации определенные условия, в которых человек сможет раскрыться.

Сеанс должен проходить в виде диалога, чтобы индивидуум не оказался в положении ученика или подчиненного. Функция психолога на таких занятиях заключается в подталкивании к открытому разговору, самовыражению.

Так клиент сможет быстрее познать себя и научиться воспринимать окружающий мир адекватно.

Хотя природу личности невозможно определить полностью, можно изучить поведение и эмоции человека. Психология позволяет раскрыть потенциал и показать индивидууму, что он может самостоятельно принимать решения и давать себе характеристику.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики.

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Концепция целостности

Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью. Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма. Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Самоактуализация А. Маслоу

Маслоу проводил консультирование психически зрелых, взрослых людей. Он называл их растущей верхушкой общества. На исследования ученого повлияло множество известных личностей:

  • М. Мид;
  • А. Адлер;
  • Э. Фромм;
  • К. Хорни;
  • М. Вертгеймер;
  • К. Гольдштейн.

Его изучения были разнообразны: наблюдение за поведением приматов, антропологические исследования, изучения женской сексуальности. Маслоу предпочитал работать только со здоровыми людьми.

Особое внимание он уделял мотивации и рассматривал ее как движущую силу для развития. Потребность личности стать кем-либо является врожденным качеством, но человек не осознает это, пока не окажется в подходящих условиях. Основное условие — удовлетворенность всех нужд. Но если ребенок в детстве был лишен внимания и любви, то и в зрелом возрасте сможет без них обходиться.

Есть у самоактуализации свои плюсы и минусы. Положительная сторона выражается в независимости от окружающего мира, а отрицательная — в том, что личность в процессе эволюции может потерять некоторые качества. Из-за этого развиваются психические патологии. Маслоу считает, что главная черта здорового человека заключается в отстраненности от мнения общества. Оценивать свое поведение нужно самостоятельно, а не опираясь на суждения других.

Ученый объяснил роль психотерапии. У этого метода лечения нет ограничений, но он необходим для коррекции эмоций и поведения. Доктор не сможет восстановить качества, утраченные личностью еще в детстве. Именно поэтому на родителей возлагается серьезная задача, ведь воспитание имеет огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Абрахам Маслоу добавил много нового не только в сферу психологии. Благодаря ему усовершенствовались методы маркетинга, менеджмента, межличностных отношений, криминологии.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.


Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.

Концепты гуманистической психологии. Базисы

Гуманистическая психология, кратко и понятно зовущаяся жизнеутверждающей, в первую очередь выделяется со-исследовательской терапией, проводящейся не только специалистом, но и обследуемым в отношении самого себя. Благодаря этому клиенту становится доступно самоопределение, систематизация процесса исследования себя и оценивание выполненной работы.

Согласно мнению основоположников гуманистического подхода, такие практики повышают эффективность работы с индивидом за счёт его непосредственного участия. В процессе развития и отработки со-исследовательской методики возникла специфическая терминология.

Реальная самость (The real self)

Этот термин встречается в трудах многих повлиявших на психологию учёных, среди которых Юнг, Маслоу, Фрейд и Роджерс. Он обозначает мост между сознанием и бессознательным человека, выделяющий его личность. Сведение обследуемого с его настоящей индивидуальностью, пребывающей под масками социальных ролей, является методом улучшения настроения пациента. Его применяют, к примеру, при угнетённом состоянии, вызванном конфликтом социальных норм и гендерного несоответствия.

Субличностное (Sub-personalities)

Определение субличностного заключается в наличии дополнительных манер общения и образов у каждого человека, проявление которых происходит в зависимости от обстоятельств. Например, поведение людей в рабочей среде обычно отличается от их семейного времяпровождения. Автором термина «субличность» является итальянский психолог Роберто Ассанджиоли.

Обоснованность, богатство мотивации (Abundance motivation)

По мнению многих специалистов, действия индивида обусловлены его внутренними нуждами и желаниями. Согласно гуманистической концепции обоснованности, некоторые из них могут быть мнимыми и служить преградой к воссоединению со своей реальной самостью. Для предотвращения движения по неправильному пути следует обдумывать свои мотивы и сопутствующие им состояния.

Видео


Дрель-шуруповерт DEKO GCD12DU3 Li-ion,1х1.5Ач, Сменный аккумулятор, 12 В, 32 Нм, 1 АКБ

1697 ₽ Подробнее


Дрель-шуруповерт DEKO DKCD16FU Li-ion в кейсе + 63 аксессуара, 2х1.5Ач, Сменный аккумулятор, 16 В, 32 Нм, 2 АКБ

3168 ₽ Подробнее

Женские парфюмы Dior

Влияние на другие теоретические школы

С 1990-х годов наблюдается растущее внедрение идей и принципов гуманистической психологии в другие психологические теории, которые ранее казались противоположными и несовместимыми. Таким образом, в когнитивной науке появление энактивизма Франсиско Варелы , формы воплощенной теории познания , явно берет темы медитации и трансцендентности из буддийской философии (см. внимательность ). [ 35 ]

Кроме того, Варела и др. являются одними из пионеров воплощенной когнитивной науки , парадигмы когнитивной науки, которая утверждает, что многие особенности познания определяются аспектами всего тела организма, [ 36 ] [ ] , что соответствует идее классической претензии из психодрамы, телесной терапии и гуманистической психологии, а также противопоставление интеллектуалистическому акценту, который раньше характеризовал (и в некоторой степени все еще характеризует) когнитивную науку.

А в нео-поведенческой психологии появление «лечений третьего поколения», таких как терапия принятия и приверженности (ACT) Стивена Хейса и диалектико-поведенческая терапия Марши М. Линехан , включают буддийскую медитацию и осознанность. , идеи, которые уже были глубоко изучены гуманистическими и трансперсональными психологами, такими как Роджер Уолш и другие, несколькими десятилетиями ранее. [ 38 ] ​[ ] ​[ ] ​[ ] ​[ ][ 43 ]

Фактически, Хейс и его коллеги заявили [ 44 ] в своей книге, которая представила ACT, что

«Многие или даже большинство техник ACT были заимствованы из других источников: из движения человеческого потенциала, восточных традиций, поведенческой терапии, мистических традиций и тому подобного».
С. Хейс, К. Стросал и К. Уилсон, 1999, с. 15.

В своей статье « Гуманистическая психология и контекстуальные поведенческие перспективы

» Стивен Хейс утверждает, что некоторые из критических замечаний бихевиоризма со стороны гуманистической психологии оказались правильными. [ 45 ]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]